Маймонид Моисей бен Маймон | |
---|---|
Спекулятивное изображение Маймонида XVIII века | |
Родился | 30 марта или 6 апреля 1135 г., возможно, родился 28 марта или 4 апреля 1138 г. Кордова, Империя Альморавидов (современная Испания ) |
Умер | 12 декабря 1204 г. Фостат, султанат Айюбид (современный Египет ) |
Известная работа | Мишне Тора Руководство для недоумевших |
Супруг (а) | (1) дочь Натаниэля Баруха (2) дочь Мишеля Галеви |
Эра | Средневековая философия |
Область | Египет |
Школа | Аристотелизм |
Основные интересы | Религиозный закон, Галаха |
Известные идеи | Клятва Маймонида, правило Маймонида, Золотая середина, 13 принципов веры |
Влияния | |
Под влиянием
| |
Подпись | |
Моше бен Маймон (1138-1204), широко известный как Маймонид ( / м aɪ м ɒ п ɪ д я г / my- ПН -i-Deez ), а также упоминается под аббревиатурой Рамбам ( иврит : רמב"ם), был средневековым сефардским еврейским философом, который стал одним из самых плодовитых и влиятельных знатоков Торы средневековья. В свое время он также был выдающимся астрономом и врачом, работая личным врачом Саладина. Он родился в Кордове, Империя Альморавидов (современная Испания ) в канун Пасхи 1138 (или 1135), работал раввином, врачом и философом в Марокко и Египте. Он умер в Египте 12 декабря 1204 года, откуда его тело было перевезено в нижнюю Галилею и похоронено в Тверии.
При его жизни большинство евреев приветствовало труды Маймонида по еврейскому закону и этике с признательностью и благодарностью, даже в таких далеких местах, как Ирак и Йемен. Тем не менее, хотя Маймонид вырос и стал уважаемым главой еврейской общины в Египте, его труды также вызывали громкую критику, особенно в Испании. Тем не менее, он был посмертно признан одним из ведущих раввинов decisors и философов в еврейской истории, и его обильная работа включает в себя краеугольным камнем еврейской учености. Его четырнадцатитомная Мишне Тора до сих пор обладает значительным каноническим авторитетом как кодификация Галахи. Он иногда называют «ha'Nesher ha'Gadol» (The Great Eagle) в знак признания его выдающегося статуса как добросовестный выразителем Устной Торы.
Помимо почитания еврейскими историками, Маймонид также играет очень важную роль в истории исламских и арабских наук, и он широко упоминается в исследованиях. Под влиянием Аль-Фараби, Ибн Сины и его современника Ибн Рушда он стал выдающимся философом и эрудитом как в еврейском, так и в исламском мире. На его могиле начертано: «От Моисея до Моисея не было никого подобного Моисею».
Его полное еврейское имя - рабби Моше бен Маймон ( רבי משה בן מימון), чья аббревиатура образует «Рамбам» ( רמב״ם). Его полное арабское имя - Абу Imrān Mūsā bin Maimūn bin ʿUbaidallāh al-Qurtabī ( ابو عمران موسى بن ميمون بن عبيد الله القرطبي), или Муса бин مين مين ( сокращенно). Часть бин Убайдаллах не должна подразумевать, что отца Маймона звали Обадия, вместо этого бин Убайдаллах рассматривается как фамилия Маймонида, поскольку Обадия было именем его самого раннего прямого предка. На латыни еврейское слово ben (сын) становится отчество- суффиксом в греческом стиле -ides, образуя «Моисей Маймонид».
Маймонид родился в 1138 году в Кордове, Андалусия, в управляемой мусульманами Империи Альморавидов во время того, что некоторые ученые считают концом золотого века еврейской культуры на Пиренейском полуострове, после первых веков правления мавров. Его отец Маймон бен Иосиф, был испанским дайяном (еврейским судьей), чья семья утверждала, что он имеет прямое происхождение по отцовской линии от Симеона бен Иуды ха-Наси и, следовательно, из линии Давида. Позже Маймонид заявил, что между ним и Иудой ха-Наси 38 поколений. Его родословная, восходящая к четырем поколениям, указана в его Иггерет Тейман (Послание к Йемену) как Моисей, сын Маймона Судьи ( хадайан), сын Иосифа Мудрого (הֶחָכָם, хе-чакхам), сына Исаака Раввина ( הָרָב, harav), сын Судьи Овадии. В раннем возрасте Маймонид проявил интерес к наукам и философии. Он читал этих греческих философов, доступных в арабских переводах, и был глубоко погружен в науку и изучение исламской культуры.
Маймонид не был известен как сторонник каббалы, хотя в его философии был обнаружен сильный интеллектуальный мистицизм. Он выразил неодобрение поэзии, лучшую из которых он объявил ложной, поскольку она была основана на чистом выдумке. Этот мудрец, которого уважали как за свою личность, так и за свои сочинения, вел напряженную жизнь и писал многие свои произведения во время путешествий или во временном жилье. Маймонид изучал Тору у своего отца, который, в свою очередь, учился у раввина Иосифа ибн Мигаша, ученика Исаака Альфаси.
Дом Маймонида в Фесе, МароккоДругая берберская династия, Альмохады, завоевала Кордову в 1148 году и отменила статус дхимми (то есть государственная защита немусульман, обеспечиваемая уплатой налога, джизьи ) на некоторых из своих территорий. Утрата этого статуса оставила иудейскую и христианскую общины с обращением в ислам, смертью или изгнанием. Многие евреи были принуждены к обращению, но из-за подозрений властей в поддельных обращениях новообращенные должны были носить идентифицирующую одежду, которая выделяла их и делала их объектом общественного контроля.
Семья Маймонида, как и большинство других евреев, выбрала изгнание. Вопрос о том, был ли сам Маймонид среди тех, кому пришлось принять ислам, чтобы спасти свою жизнь до того, как покинуть этот район, был предметом научных дискуссий. Это принудительное обращение было признано недействительным согласно законам ислама, когда оно было инициировано соперником в Египте. В течение следующих десяти лет Маймонид переехал на юг Испании, в конце концов поселившись в Фесе в Марокко. За это время он написал свой знаменитый комментарий к Мишне в 1166–1168 годах. Некоторые говорят, что его учителем в Фесе был рабби Иегуда Ха-Коэн ибн Сьюзан, пока он не был убит в 1165 году.
После этого пребывания в Марокко вместе с двумя сыновьями он перебрался в Землю Израиля, прежде чем обосноваться в Фустате в Египте, контролируемом Фатимидским халифатом, около 1168 года. Находясь в Каире, он учился в ешиве при небольшой синагоге, которая теперь имеет его имя. В Земле Израиля он молился на Храмовой горе. Он написал, что этот день посещения Храмовой горы был днем святости для него и его потомков.
Вскоре после этого Маймонид сыграл важную роль в спасении евреев, взятых в плен во время христианской Амальрики, осады Иерусалима города Бильбейс на юго-востоке Дельты Нила. Он отправил пять писем еврейским общинам Нижнего Египта с просьбой объединить деньги для выплаты выкупа. Деньги были собраны и затем переданы двум судьям, отправленным в Палестину для переговоров с крестоносцами. В конце концов пленников отпустили.
После этого триумфа семья Маймонидов, надеясь приумножить свое состояние, передала свои сбережения его брату, младшему сыну Давиду бен Маймону, купцу. Маймонид приказал своему брату закупать товары только в суданском порту Айдхаб. Однако после долгого утомительного путешествия по пустыне Давида не впечатлили предлагаемые там товары. Против воли своего брата Давид сел на корабль и отправился в Индию, так как на Востоке можно было найти большие богатства. Прежде чем он смог добраться до места назначения, Давид утонул в море где-то между 1169 и 1177 годами. Смерть его брата заставила Маймонида заболеть от горя.
В письме, обнаруженном в Каирской Генизе, он писал:
Самым большим несчастьем, которое постигло меня за всю мою жизнь - хуже всего остального - была кончина святого, да благословит его память, который утонул в Индийском море, неся много денег, принадлежащих мне, ему и другим, и остались со мной маленькая дочь и вдова. В тот день, когда я получил эту ужасную новость, я заболел и пролежал в постели около года, страдая фурункулом, лихорадкой и депрессией, и почти сдался. Прошло около восьми лет, а я все еще скорблю и не могу принять утешения. А как мне утешить себя? Он вырос на моих коленях, он был моим братом [и] он был моим учеником.
Около 1171 года Маймонид был назначен Нагидом египетской еврейской общины. Арабист Шеломо Дов Гойтейн считает, что руководство, которое он проявил во время выкупа пленных крестоносцев, привело к этому назначению. Однако в 1173 году его сменил Сар Шалом бен Моисей. Из- за неоднозначного хода назначения Сар Шалома, во время которого Сар Шалом был обвинен в сборе налогов, Маймонид отлучил от церкви и боролся с ним в течение нескольких лет, пока Маймонид не был назначен Нагидом в 1195 году. известная как «Мегиллат Зутта» была написана Авраамом бен Гиллелем, который написал язвительное описание Сар Шалома, восхваляя Маймонида как « свет востока и запада, уникального мастера и чудо поколения ». После потери семейных средств, связанных с бизнесом Давида, Маймонид принял призвание врача, которым он и должен был прославиться. Он обучался медицине как в Кордове, так и в Фесе. Получив широкое признание, он был назначен придворным врачом великого визиря аль-Кади аль-Фадиля, затем султана Саладина, после смерти которого он остался врачом династии Айюбидов.
В своих медицинских трудах Маймонид описал множество состояний, включая астму, диабет, гепатит и пневмонию, и подчеркнул умеренность и здоровый образ жизни. Его трактаты оказали влияние на поколения врачей. Он хорошо разбирался в греческой и арабской медицине и следовал принципам юморизма в традициях Галена. Он не принимал слепо авторитет, но использовал свои собственные наблюдения и опыт. Джулия Бесс Франк указывает, что Маймонид в своих медицинских трудах стремился интерпретировать работы авторитетов так, чтобы они могли стать приемлемыми. Маймонид демонстрировал в своем взаимодействии с пациентами атрибуты, которые сегодня можно было бы назвать межкультурной осведомленностью и уважением к автономии пациента. Хотя он часто писал о своем стремлении к уединению, чтобы приблизиться к Богу и расширить свои размышления - элементы, которые считались важными в его философии до пророческого опыта, - он большую часть своего времени уделял заботе о других. В известном письме Маймонид описывает свой распорядок дня. После посещения дворца султана он приходил домой измученный и голодный, где «я обнаруживал, что вестибюли заполнены неевреями и евреями... Я иду лечить их и выписывать рецепты от их болезней... до вечера... и я буду чрезвычайно слабый."
Как он продолжает в этом письме, даже в Шаббат он принимал членов общины. Примечательно, что ему удалось написать обширные трактаты, включающие не только медицинские и другие научные исследования, но и некоторые из наиболее систематически продуманных и влиятельных трактатов по галахе (раввинскому праву) и еврейской философии средневековья.
Иосиф Каро позже похвалил Маймонида, писать о нем, «Рамбам является самым большим из decisors [еврейского закона], и во всех общинах земли Израиля и в Аравии и в странах Магриба основы их практики после того, как его, и взяли его на себя как своего раввина ".
В 1173/4 Маймонид написал свое знаменитое Послание к Йемену. Было высказано предположение, что его «непрекращающиеся муки» подорвали его собственное здоровье и привели к его смерти в 69 лет (хотя это нормальная продолжительность жизни).
Маймонид скончался 12 декабря 1204 г. (20 тевета 4965 г.) в Фустате. Широко распространено мнение, что его ненадолго похоронили в бет-мидраше внутреннего двора синагоги, а вскоре после этого, в соответствии с его желанием, его останки были эксгумированы и доставлены в Тверию, где они были повторно захоронены. Могила Маймонида на западном берегу Галилейского моря в Израиле отметках его могилы. Это место для его последнего упокоения обсуждалось, поскольку в еврейской общине Кайрене существует традиция, согласно которой он оставался похороненным в Египте.
У Маймонида и его жены, дочери Мишаила бен Йешаягу Халеви, был один ребенок, доживший до зрелого возраста, Авраам Маймонид, который стал признанным великим ученым. Он стал преемником Маймонида в качестве Нагида и придворного врача в возрасте восемнадцати лет. На протяжении всей своей карьеры он защищал труды своего отца от всех критиков. Должность Нагида принадлежала семье Маймонидов в течение четырех поколений подряд до конца 14 века.
Маймонид пользуется большим уважением в Испании, и его статуя была установлена возле синагоги Кордовы.
Иногда говорят, что Маймонид является потомком царя Давида, хотя он никогда не делал таких заявлений.
Часть серии по | |||||||||||||||
Евреи и иудаизм | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Религия | |||||||||||||||
Тексты
| |||||||||||||||
Сообщества
| |||||||||||||||
численность населения
| |||||||||||||||
Наименования | |||||||||||||||
Культура
| |||||||||||||||
Языки | |||||||||||||||
История
| |||||||||||||||
Политика
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
|
В своем комментарии к Мишне ( трактат Санхедрин, глава 10) Маймонид формулирует свои «13 принципов веры»; и что эти принципы резюмировали то, что он считал необходимыми верованиями иудаизма:
Говорят, что Маймонид собрал принципы из различных талмудических источников. Эти принципы были спорными, когда они были впервые предложены, вызвали критику со стороны раввинов Хасдая Крескаса и Джозефа Альбо и фактически игнорировались большей частью еврейской общины в течение следующих нескольких столетий. Однако эти принципы получили широкое распространение и считаются основополагающими принципами веры ортодоксальных евреев. Два поэтических пересказа этих принципов ( Ани Маамин и Игдал ) в конечном итоге стали канонизированными во многих изданиях « Сидура » (еврейского молитвенника).
Принципы можно увидеть в списке Сиддур Эдот ха-Мизрах, Дополнения к Шахариту. Отсутствие списка этих принципов как таковых в его более поздних работах, Мишне Тора и Путеводитель для недоумевших, заставило некоторых предположить, что либо он отказался от своего более ранняя позиция, или что эти принципы носят описательный, а не предписывающий характер.
С помощью Мишне Тора Маймонид составил свод еврейских законов с максимально широким охватом и глубиной. В работе собраны все обязательные законы Талмуда и учтены позиции геонимов (постталмудических раннесредневековых ученых, в основном из Месопотамии ).
Более поздние своды еврейских законов, например, Арба Турим раввина Якоба бен Ашера и Шулхан Арух раввина Йосефа Каро, в значительной степени опираются на Мишне Тора: оба часто дословно цитируют целые разделы. Однако поначалу он встретил большое сопротивление. У этого противостояния было две основных причины. Во-первых, Маймонид воздержался от добавления ссылок на свою работу для краткости; во-вторых, во введении он производил впечатление, что хочет «вырезать» изучение Талмуда, чтобы прийти к заключению в отношении еврейского закона, хотя Маймонид позже писал, что это не было его намерением. Его самыми яростными противниками были раввины Прованса (Южная Франция), а постоянная критика раввина Авраама бен Давида (Раавад III) напечатана практически во всех изданиях Мишне Тора. Это все еще считалось монументальным вкладом в систематизированное письмо галахи. На протяжении веков он широко изучался, и его галахические решения сильно повлияли на более поздние постановления.
В ответ тем, кто будет пытаться заставить последователей Маймонида и его Мишне Торы соблюдать постановления его собственного Шулхан Аруха или других более поздних работ, раввин Йосеф Каро писал: «Кто осмелится заставить общины, следующие Рамбаму, следовать любым другим правилам? decisor, рано или поздно?... Рамбам - величайший из decisors, и все общины Земли Израиля, Арабистана и Магриба действуют в соответствии с его словом и приняли его как своего раввина ».
Часто цитируемая юридическая максима из его пера гласит: « Лучше и лучше оправдать тысячу виновных, чем предать смерти ни в чем не повинного ». Он утверждал, что казнь обвиняемого на основании чего-либо меньшего, чем абсолютная уверенность, приведет к скользкой дорожке уменьшения бремени доказывания, пока мы не будем осуждать только по прихоти судьи.
Ученые, специализирующиеся на изучении истории и субкультуры иудаизма в досовременном Китае (сино-иудаика), отметили удивительное сходство между этой работой и литургией кайфэнских евреев, потомков персидских купцов, поселившихся в Среднем царстве во времена ранней династии Сун.. Помимо сходства в Священных Писаниях, Майкл Поллак комментирует, что Пятикнижие евреев было разделено на 53 раздела в соответствии с персидским стилем. Он также указывает:
Конечно, нет никаких доказательств того, что кайфэнское еврейство когда-либо имело прямой доступ к произведениям «Великого Орла», но у него было бы достаточно времени и возможностей, чтобы приобрести или познакомиться с ними задолго до того, как начался его резервуар еврейского образования. заканчиваться. Маймонидские склонности кехиллы также не противоречат историческим свидетельствам того, что евреи прибыли в Кайфэн не позднее 1126 года, года, когда сунцы покинули город, и за девять лет до рождения Маймонида. В 1163 году, когда кехилла построила первую из своих синагог, Маймониду было всего двадцать восемь лет, так что маловероятно, что даже его самые ранние авторитетные учения могли к тому времени достичь Китая.
Один из разделов Мишне Торы - это раздел, посвященный цдаке. В Хилхот Матанот Анийим (Законы о благотворительности бедным), глава 10: 7–14, Маймонид перечисляет свои знаменитые восемь уровней благотворительности (где первый уровень наиболее предпочтителен, а восьмой - наименьший):
Через «Путеводитель для недоумевших» (который первоначально был написан на арабском языке как Далалат аль-Хадирин) и философские введения в разделы его комментариев к Мишне, Маймонид оказал важное влияние на философов- схоластов, особенно на Альберта Великого, Фому Аквинского и Дунс Скот. Он был еврейским схоластом. Получив образование больше благодаря чтению трудов арабских мусульманских философов, чем личному контакту с арабскими учителями, он близко познакомился не только с арабской мусульманской философией, но и с доктринами Аристотеля. Маймонид стремился примирить аристотелизм и науку с учением Торы. В своем « Путеводителе для недоумевших» он часто объясняет функцию и цель законодательных положений, содержащихся в Торе, на фоне исторических условий. Говорят, что на Маймонида повлиял еврей Асаф, первый еврейский писатель-медик.
Маймонид приравнял Бога Авраама к тому, что философы называют Необходимым Существом. Бог уникален во вселенной, и Тора повелевает любить и бояться Бога (Второзаконие 10:12) из-за этой уникальности. Для Маймонида это означало, что человек должен созерцать дела Бога и восхищаться порядком и мудростью, вошедшими в их творение. Когда человек делает это, он неизбежно начинает любить Бога и чувствовать, насколько он ничтожен по сравнению с Богом. Это основа Торы.
Принцип, вдохновивший его философскую деятельность, был идентичен фундаментальному принципу схоластики : не может быть противоречия между истинами, которые открыл Бог, и открытиями человеческого разума в науке и философии. Маймонид в первую очередь полагался на науку Аристотеля и учение Талмуда, обычно находя основу в первом для второго.
Восхищение Маймонида комментаторами-неоплатониками привело его к доктринам, которые более поздние схоласты не принимали. Например, Маймонид был приверженцем апофатического богословия. В этом богословии пытаются описать Бога через отрицательные атрибуты. Например, не следует говорить, что Бог существует в обычном смысле этого слова; можно сказать, что Бога нет. Мы не должны говорить, что «Бог мудр»; но мы можем сказать, что «Бог не невежественен», т. е. в некотором роде Бог обладает некоторыми свойствами знания. Мы не должны говорить, что «Бог един», но мы можем заявить, что «в существе Бога нет множественности». Короче говоря, попытка состоит в том, чтобы получить и выразить знание о Боге, описывая то, чем Бог не является, а не описывая то, что Бог «есть».
Маймонид категорически утверждал, что Бог не телесен. Это было центральным в его размышлениях о грехе идолопоклонства. Маймонид настаивал на том, что все антропоморфные фразы, относящиеся к Богу в священных текстах, следует интерпретировать метафорически.
Часть серии по |
Еврейская философия |
---|
Эллинистический |
Средневековый |
Современный |
Темы |
|
Маймонид учил о развитии нравственности. Хотя его жизнь предшествовала современной концепции личности, Маймонид считал, что у каждого человека есть врожденная предрасположенность в соответствии с этическим и эмоциональным спектром. Хотя склонность человека часто определяется факторами, не зависящими от него, люди имеют свободную волю выбирать поведение, формирующее характер. Он писал: «Человек обязан вести свои дела с другими мягко и приятно». Маймонид советовал людям с антисоциальными чертами характера определять эти черты и затем сознательно стараться вести себя противоположным образом. Например, высокомерный человек должен проявлять смирение. Если обстоятельства окружающей среды таковы, что вести себя этично невозможно, человек должен переехать в новое место.
Он соглашается с «Философом» (Аристотелем) в учении о том, что использование логики - это «правильный» образ мышления. Чтобы построить внутреннее понимание того, как познать Бога, каждый человек должен путем изучения, медитации и бескомпромиссной сильной воли достичь степени полного логического, духовного и физического совершенства, требуемого в пророческом состоянии. Здесь он отвергает предыдущие идеи (особенно представленные раввином Иегудой Галеви в «Хакузари») о том, что для того, чтобы стать пророком, Бог должен вмешаться. Маймонид утверждает, что любой мужчина или женщина могут стать пророком (а не только евреи), и что на самом деле это цель человечества.
Маймонид писал о теодицеи (философская попытка примирить существование Бога с существованием зла). Он исходил из предпосылки, что всемогущий и добрый Бог существует. В «Путеводителе для недоумевших» Маймонид пишет, что все зло, существующее в человеческих существах, проистекает из их индивидуальных свойств, в то время как все добро исходит от универсально разделяемого человечества (Руководство 3: 8). Он говорит, что есть люди, которые руководствуются высшей целью, а есть люди, которые руководствуются физическим миром и должны стремиться найти высшую цель, с которой они будут руководить своими действиями.
Чтобы оправдать существование зла, предполагая, что Бог является одновременно всемогущим и всемогущим, Маймонид постулирует, что тот, кто создал что-то, заставив его противоположность не существовать, - это не то же самое, что создать что-то существующее; так что зло - это просто отсутствие добра. Бог не создавал зла, скорее Бог создал добро, а зло существует там, где нет добра (Руководство 3:10). Следовательно, все добро - это божественное изобретение, а зло - нет и приходит вторично.
Маймонид оспаривает распространенное мнение о том, что зло перевешивает добро в мире. Он говорит, что если бы кто-то исследовал существование только с точки зрения человечности, тогда этот человек мог бы наблюдать, как зло преобладает над добром, но если посмотреть на всю вселенную, то он увидит, что добро гораздо более распространено, чем зло (Руководство 3: 12). Он считает, что человек - слишком незначительная фигура в бесчисленных произведениях Бога, чтобы быть их основной определяющей силой, и поэтому, когда люди видят в своей жизни в основном зло, они не принимают во внимание степень позитивного Творения вне себя.
Маймонид считает, что в мире есть три вида зла: зло, причиненное природой, зло, которое люди навлекают на других, и зло, которое человек навлекает на себя (Руководство 3:12). Первый тип зла, по словам Маймонида, является самой редкой формой, но, возможно, из самых необходимых - баланс жизни и смерти как в человеческом, так и в животном мире, как он признает, является важным для плана Бога. Маймонид пишет, что второй тип зла относительно редок и что человечество навлекает его на себя. Третий тип зла, который люди навлекают на себя, является источником большинства болезней мира. Это результат того, что люди становятся жертвами своих физических желаний. Чтобы предотвратить большую часть зла, которое проистекает из вреда, который мы причиняем себе, мы должны научиться реагировать на наши телесные побуждения.
В отдельной работе, недавно переведенной с арабского, Маймонид предостерегает от смертельных препаратов, которые он называет ядами. Согласно этой работе, эти яды вызывают сильнейшую апатию и угасание жизненных сил человека вплоть до смерти.
Маймонид ответил на запрос по астрологии, адресованный ему из Марселя. Он ответил, что человек должен верить только тому, что может быть подтверждено либо рациональным доказательством, либо свидетельством чувств, либо заслуживающим доверия авторитетом. Он утверждает, что изучал астрологию и что она не заслуживает того, чтобы называться наукой. Он высмеивает идею о том, что судьба человека может зависеть от созвездий; он утверждает, что такая теория лишит жизнь цели и сделает человека рабом судьбы.
В «Путеводителе по озадаченной книге III», глава 28, Маймонид проводит различие между «истинными убеждениями», которые представляли собой убеждения о Боге, которые привели к интеллектуальному совершенству, и «необходимыми убеждениями», которые способствовали улучшению социального порядка. Маймонид относит утверждения антропоморфных персонификаций о Боге к последнему классу. Он использует в качестве примера представление о том, что Бог «гневается» на людей, которые поступают неправильно. По мнению Маймонида (взято из Авиценны ), Бог не гневается на людей, поскольку у Бога нет человеческих страстей; но для них важно верить в то, что Бог верит, чтобы они воздерживались от неправильных поступков.
Возможно, одним из самых известных и признанных произведений Маймонида является его трактат о мессианской эпохе, первоначально написанный на иудео-арабском языке, который он подробно развивает в своем Комментарии к Мишне (Введение в 10-ю главу трактата Санхедрин, также известного как « Санхедрин»). как Pereḳ Ḥeleḳ). (Открыть окно для текста)
Полный текст Маймонида о мессианской эре | |
---|---|
|
Религиозные евреи верили в бессмертие в духовном смысле, и большинство из них считало, что будущее будет включать в себя мессианскую эпоху и воскресение мертвых. Это предмет еврейской эсхатологии. Маймонид много писал на эту тему, но в большинстве случаев он писал о бессмертии души для людей с развитым интеллектом; его сочинения обычно не касались воскрешения мертвых тел. Раввины того времени критически относились к этому аспекту этой мысли, и его истинные взгляды вызвали разногласия.
В конце концов, Маймонид почувствовал необходимость написать трактат на эту тему, известный как «Трактат о воскресении». В нем он написал, что те, кто утверждал, что он верил в стихи еврейской Библии, относящиеся к воскресению, были всего лишь аллегорией, распространяли ложь. Маймонид утверждает, что вера в воскресение - это фундаментальная истина иудаизма, по поводу которой нет разногласий.
В то время как его позиция в Грядущем Мире (бестелесная вечная жизнь, описанная выше) может рассматриваться как противоречащая его позиции относительно телесного воскресения, Маймонид разрешил их с помощью уникального на тот момент решения: Маймонид считал, что воскресение не было постоянным или непостоянным. Общее. По его мнению, Бог никогда не нарушает законы природы. Скорее божественное взаимодействие происходит через ангелов, которых Маймонид часто рассматривает как метафоры законов природы, принципов, по которым действует физическая вселенная, или платонических вечных форм. [Это не всегда так. В Hilchot Yesodei HaTorah Chaps. 2–4, Маймонид описывает ангелов, которые на самом деле являются сотворенными существами.] Таким образом, если действительно происходит уникальное событие, даже если оно воспринимается как чудо, это не нарушение мирового порядка.
С этой точки зрения, любой воскресший мертвец должен в конце концов умереть снова. При обсуждении 13 принципов веры первые пять относятся к познанию Бога, следующие четыре - к пророчествам и Торе, а последние четыре - к награде, наказанию и окончательному искуплению. В этой дискуссии Маймонид ничего не говорит о всеобщем воскресении. Все, что он говорит, это то, что какое бы воскресение ни произошло, оно произойдет в неопределенное время перед грядущим миром, который, как он неоднократно заявлял, будет чисто духовным.
Маймонид различает в человеке два вида интеллекта: один материальный в том смысле, что он зависит от тела и находится под его влиянием, а другой нематериальный, то есть независимый от телесного организма. Последний является прямым источником универсального активного интеллекта ; это его интерпретация noûs poietikós аристотелевской философии. Он приобретается в результате усилий души, направленных на достижение правильного познания абсолютного, чистого разума Бога.
Познание Бога - это форма знания, которая развивает в нас нематериальный разум и, таким образом, наделяет человека нематериальной, духовной природой. Это придает душе то совершенство, в котором заключается человеческое счастье, и наделяет душу бессмертием. Тот, кто достиг правильного познания Бога, достиг состояния существования, которое делает его невосприимчивым ко всем случайностям судьбы, ко всем соблазнам греха и от самой смерти. Человек в состоянии осуществить собственное спасение и свое бессмертие.
Учение Спинозы о бессмертии было поразительно похоже. Но Спиноза учит, что путь к познанию, дающему бессмертие, - это прогресс от чувственного познания через научное знание к философской интуиции всех вещей sub specie æternitatis, в то время как Маймонид считает, что путь к совершенству и бессмертию - это путь долга, как описано в Торе и раввинском понимании устного закона.
Маймонид описывает грядущий мир как сцену после того, как человек проживает свою жизнь в этом мире, а также как окончательное состояние существования после мессианской эры. Через некоторое время после воскресения мертвых души будут жить вечно без тел. Они будут наслаждаться сиянием Божественного присутствия без потребности в еде, питье или сексуальных удовольствиях.
В «Путеводителе для озадаченных» Маймонид заявляет о своем намерении скрыть от обычного читателя свои объяснения эзотерических значений Торы Сод. Природа этих «секретов» обсуждается. Религиозные еврейские рационалисты и традиционные академические взгляды читали аристотелизм Маймонида как взаимоисключающую метафизику, альтернативную каббале. Некоторые ученые считают, что проект Маймонида боролся против прото-каббалы его времени. Однако многие каббалисты и их наследники читают Маймонида согласно Каббале или как фактического тайного подписчика Каббалы из-за сходства между каббалистическим подходом и подходом Маймонида к интерпретации Библии с помощью метафор, пониманию Маймонидом Бога через атрибуты действия, мысли и отрицательные атрибуты, описание Маймонидом роли воображения и интеллекта в жизни, грехе и пророчествах, утверждение Маймонида о том, что у заповедей есть функция, которую можно понять, описание Маймонидом трехуровневого космического порядка, посредством которого Бог воля осуществляется через систему ангелов. Согласно этому, он использовал рационализм для защиты иудаизма, а не ограничивал исследование Сода только рационализмом. Его рационализм, если его не воспринимать как оппозицию, также помогал каббалистам, очищая передаваемое ими учение от ошибочных телесных интерпретаций, которые могли быть сделаны из литературы Хехалота, хотя каббалисты считали, что только их теософия открывала доступ человеку к Божественным тайнам.
Клятва Маймонида документ о медицинском призванию и продекламировал в качестве замены для клятве Гиппократа. Ее не следует путать с более длинной молитвой Маймонида. Эти документы, возможно, были написаны не Маймонидом, а позже. Молитва появилась первая в печати в 1793 году и был приписан к Маркус Герц, немецкий врач, ученик Иммануила Канта.
В «Путеводителе для недоумевших» Маймонид предлагает две важные цели обрезания ( брит мила ) - умерить сексуальное желание и объединиться в утверждении веры и завета Авраама:
Что касается обрезания, я думаю, что одна из его целей - ограничить половые сношения и, насколько это возможно, ослабить порождающий орган и, таким образом, заставить человека быть умеренным. Некоторые люди считают, что обрезание - это устранение дефекта в формировании человека; но каждый может легко ответить: как могут продукты природы быть несовершенными, чтобы требовать внешнего завершения, тем более что использование передней кожи для этого органа очевидно. Эта заповедь была предписана не как дополнение к несовершенному физическому творению, но как средство для исправления нравственных недостатков человека. Телесное повреждение, нанесенное этому органу, - это именно то, что нужно; он не прерывает никаких жизненно важных функций и не разрушает силу генерации. Обрезание просто противодействует чрезмерной похоти; ибо нет сомнений в том, что обрезание ослабляет силу сексуального возбуждения, а иногда и уменьшает естественное наслаждение: орган обязательно становится слабым, когда он теряет кровь и с самого начала лишается своего покрытия. Наши мудрецы (Береш. Рабба, ок. 80) внятно говорят: женщине, с которой необрезанный имел половой акт, трудно расстаться с ним. Это, как я считаю, лучшая причина для заповеди об обрезании. А кто первым исполнил эту заповедь? Авраам, наш отец! о котором хорошо известно, как он боялся греха; это описано нашими мудрецами со ссылкой на слова: «Вот, теперь я знаю, что ты красивая женщина, на которую можно смотреть» (Быт. xii, 11). Однако в этой заповеди есть еще одна важная цель. Он дает всем членам одной веры, то есть всем верующим в Единство Бога, общий телесный знак, так что ни один посторонний не может сказать, что он принадлежит им. Иногда люди говорят это с целью получить какое-то преимущество или чтобы напасть на евреев. Однако никто не должен обрезать себя или своего сына по какой-либо другой причине, кроме чистой веры; ведь обрезание - это не разрез на ноге или жжение в руке, а очень сложная операция. Это также факт, что существует большая взаимная любовь и помощь между людьми, которых объединяет один и тот же знак, когда они рассматривают его как [символ] завета. Обрезание также является [символом] завета, который Авраам заключил в связи с верой в Единство Бога. Так и всякий обрезанный входит в завет Авраама, чтобы верить в единство Бога, в соответствии со словами Закона: «Быть Богом тебе и потомкам твоим после тебя» (Быт. XVII, 7).). Эта цель обрезания так же важна, как и первая, и, возможно, более важна.
- Маймонид, Путеводитель недоумевающих (1190)Мишне Тора Маймонида даже сегодня считается евреями одной из главных авторитетных кодификаций еврейского закона и этики. Он отличается своим логическим построением, кратким и ясным выражением и необычайной познанием, так что он стал стандартом, по которому часто сравнивались другие более поздние кодификации. Он до сих пор внимательно изучается в раввинских ешивах (семинариях). Первым, кто составил исчерпывающий лексикон, содержащий упорядоченный в алфавитном порядке список трудных слов из « Мишне Тора» Маймонида, был Танум ха-Йерушалми (1220–1291). Популярная средневековая поговорка, которая также служила его эпитафией, гласит: « От Моше (Торы) до Моше (Маймонида) не было никого, подобного Моше. В основном это относилось к его раввинским сочинениям.
Но Маймонид также был одной из самых влиятельных фигур в средневековой еврейской философии. Его блестящая адаптация мысли Аристотеля к библейской вере произвела глубокое впечатление на более поздних еврейских мыслителей и оказала неожиданное непосредственное историческое влияние. Некоторые более аккультурированные евреи в веке, последовавшем за его смертью, особенно в Испании, стремились применить аристотелизм Маймонида таким образом, чтобы подорвать традиционалистские верования и обряды, что вызвало интеллектуальную полемику в еврейских кругах Испании и южной Франции. Интенсивность дебатов подтолкнула католическую церковь к вмешательству против «ереси» и общей конфискации раввинских текстов. В ответ более радикальные интерпретации Маймонида потерпели поражение. По крайней мере, среди евреев-ашкенази была тенденция игнорировать его специфические философские труды и вместо этого делать упор на раввинские и галахические сочинения. Эти сочинения часто включали в себя значительные философские главы или дискуссии в поддержку галахического обряда; Дэвид Хартман отмечает, что Маймонид ясно выразил «традиционную поддержку философского понимания Бога как в Агаде Талмуда, так и в поведении хасида [благочестивого еврея]». Мысль Маймонида продолжает влиять на традиционно соблюдающих евреев.
Самая строгая средневековая критика Маймонида - это « Ор Адонай» Хасдая Крескаса. Крескас выступил против эклектической тенденции, разрушив несомненность аристотелевского мировоззрения не только в религиозных вопросах, но и в самых основных областях средневековой науки (таких как физика и геометрия). Критика Крескаса спровоцировала ряд ученых 15-го века написать защиту Маймонида. Частичный перевод Крескаса был произведен Гарри Острином Вольфсоном из Гарвардского университета в 1929 году.
Благодаря своему поиску путей синтеза Аристотеля и библейской веры, Маймонид оказал влияние на великого христианского богослова Святого Фомы Аквинского, который упоминает Маймонида в нескольких своих работах, включая Комментарий к приговорам.
Объединенные способности Маймонида в области теологии, философии и медицины делают его работы сегодня привлекательными в качестве источника при обсуждении развивающихся норм в этих областях, особенно в медицине. Примером может служить современное цитирование его метода определения смерти тела в споре об объявлении смерти для разрешения донорства органов для трансплантации.
Маймонид остается одним из самых обсуждаемых еврейских мыслителей среди современных ученых. Он был принят как символ и интеллектуальный герой почти всеми основными движениями современного иудаизма и оказался важным для философов, таких как Лео Штраус ; и его взгляды на важность смирения были подхвачены современными философами- гуманистами.
В академических кругах, особенно в области иудаики, в учении Маймонида доминировали традиционные ученые, в основном ортодоксальные, которые уделяют очень большое внимание Маймониду как рационалисту; один результат состоит в том, что некоторые стороны мысли Маймонида, включая его оппозицию антропоцентризму, были устранены. В некоторых постмодернистских кругах существуют движения, претендующие на Маймонида для других целей, например, в рамках дискурса экотеологии. Примирение Маймонидом философского и традиционного придает его наследию чрезвычайно разнообразное и динамичное качество.
Маймонид был увековечен множеством способов. Например, его имя носит одно из обучающихся сообществ медицинского факультета Университета Тафтса. Есть также школа Маймонида в Бруклине, Массачусетс, школа Академии Маймонида в Лос-Анджелесе, Калифорния, Лицей Маймонид в Касабланке, Академия Браузера Маймонида в Голливуде, Флорида, и Медицинский центр Маймонида в Бруклине, Нью-Йорк. Конгрегация Бейт Харамбам, сефардская синагога в Филадельфии, штат Пенсильвания, названа в его честь.
Выпущенная с 8 мая 1986 по 1985 год серия A израильского нового шекеля содержала изображение Маймонида на лицевой стороне и место его захоронения в Тверии на оборотной стороне купюры в 1 шекель.
В 2004 году конференции проводились в Йельском университете, Международном университете Флориды, штате Пенсильвания и больнице Рамбам в Хайфе, Израиль, названной в его честь. В ознаменование 800-летия со дня его смерти Гарвардский университет выпустил памятный том. В 1953 году Почтовая служба Израиля выпустила почтовую марку с изображением Маймонида.
В марте 2008 года во время конференции министров туризма Евромед министерства туризма Израиля, Марокко и Испании договорились работать вместе над совместным проектом, который будет идти по следам улицы Рамбам и, таким образом, способствовать развитию религиозного туризма в городах Кордова и Фес. и Тверия.
С декабря 2018 года по январь 2019 года в Музее Израиля проходила специальная выставка, посвященная трудам Маймонида.
Маймонид написал труды по еврейской науке, раввинскому праву, философии и медицинским текстам. Большинство работ Маймонида написано на иудео-арабском языке. Однако Мишне Тора была написана на иврите. Его еврейские тексты были:
Достижения Маймонида в области медицины хорошо известны и цитируются многими средневековыми авторами. Одна из его наиболее важных медицинских работ - это « Руководство по хорошему здоровью» («Режим санитиса»), которое он написал на арабском языке для султана аль-Афдаля, сына Саладина, который страдал от депрессии. Работа была переведена на латынь и опубликована во Флоренции в 1477 году, став первой медицинской книгой, которая была напечатана там. Хотя его рецепты, возможно, устарели, «его идеи о профилактической медицине, общественной гигиене, подходе к страдающим пациентам и сохранению здоровья души не устарели». Маймонид написал десять известных медицинских работ на арабском языке, которые были переведены еврейским специалистом по медицинской этике Фредом Рознером на современный английский язык. Лекции, конференции и исследования Маймонида, даже недавно, в 21 веке, проводились в медицинских университетах Марокко.
Трактат по логике (араб Maqala Fi-Sinat Al-Мантик) было напечатано в 17 раз, в том числе издания на латинском языке (1527), немецкий (1805, 1822, 1833, 1828), французский (1935) и английском (1938), и в сокращенной форме на иврите. Работа иллюстрирует основы аристотелевской логики, которые можно найти в учениях великих исламских философов, таких как Авиценна и, прежде всего, Аль-Фараби, «Второй Мастер», «Первым Мастером» был Аристотель. В своей работе, посвященной Трактату, Реми Браг подчеркивает тот факт, что Аль-Фараби - единственный философ, упомянутый в нем. Это указывает на линию поведения для читателя, который должен читать текст, имея в виду работы Аль-Фараби по логике. В еврейских версиях «Трактат» называется «Слова логики» и описывает основную часть работы. Автор объясняет технический смысл слов, употребляемых логиками. Трактат должным образом перечисляет термины, используемые логиками, и указывает, к чему они относятся. Работа рационально переходит от лексики философских терминов к обобщению более высоких философских тем в 14 главах, соответствующих дате рождения Маймонида 14 Нисана. Число 14 встречается во многих произведениях Маймонида. Каждая глава предлагает набор связанных понятий. Значение слов объяснено и проиллюстрировано примерами. В конце каждой главы автор тщательно составляет список изученных слов.
До недавнего времени считалось, что Маймонид написал « Трактат по логике» в двадцать или даже в подростковом возрасте. Герберт Дэвидсон поднял вопрос об авторстве Маймонида этого короткого произведения (и других коротких работ, традиционно приписываемых Маймониду). Он утверждает, что Маймонид вовсе не был автором, основываясь на отчете о двух рукописях на арабском языке, недоступных для западных исследователей в Малой Азии. Рабби Йосеф Кафих утверждал, что оно написано Маймонидом, и недавно перевел его на иврит (как Beiur M'lekhet HaHiggayon) с иудео-арабского языка.