Джеймс Джойс | |
---|---|
Джойс в Цюрихе, c.1918 | |
Родился | Джеймс Августин Алоизиус Джойс. (1882-02-02) 2 февраля 1882 года. Ратгар, Дублин, Ирландия |
Умер | 13 января 1941 (1941-01-13) (58 лет). Цюрих, Швейцария |
Место упокоения | Кладбище Флунтернов, Цюрих |
Род занятий | Писатель |
Язык | Английский |
Национальность | Ирландский |
Гражданство | Ирландское |
Alma mater | Университетский колледж Дублина |
Период | 1914–1939 |
Жанр | Романы, рассказы, Поэзия |
Литературное движение | Модернизм |
Известные произведения | Дублинцы. Улисс. Портрет художника в молодости. Поминки по Финнегану |
Активные годы | 1904–1940 |
Супруга | Нора Барнакл (1931 - его смерть) |
Д ети | Люсия, Джорджио |
Подпись |
Джеймс Августин Алоизиус Джойс (2 ф. февраль 1882 - 13 января 1941) был ирландским романистом, новеллистом, поэтом, педагогом и литературным критиком. Он внес свой вклад в модернистское авангардное движение и считается одним из самых влиятельных и важных писателей 20 века. Джойс наиболее известной своей работой Улисс (1922), в которой эпизоды Гомера Одиссея сопоставляются с различными литературными стилями, в своем знаменитом потоке сознания. Другие известные произведения - сборник рассказов Дублинцы (1914) и романы Портрет художника в молодости (1916) и Поминки по Финнегану (1939 г.). Среди других его сочинений - три сборника стихов, пьеса, опубликованные письма и время от времени публицистика.
Джойс родилась в Дублине в семье среднего класса. Блестящий ученик, он непродолжительное время посещает управляемую христианскими братьями школу О'Коннелла, прежде чем преуспеть в иезуитских школах Клонгоуз и Бельведер, несмотря на навязанный хаотичной семейной жизнью. непредсказуемым финансовым положением отца. Затем он поступил в Университетский колледж Дублина.
в 1904 году, когда ему было чуть больше двадцати, Джойс эмигрировал в континентальную Европу со своим партнером (а позже женой) Норой Барнакл. Они жили в Триесте, Париже и Цюрихе. Хотя большая часть своей взрослой жизни он провел за границей, вымышленная вселенная Джойса сосредоточена в основном в Дублине и населена персонажами, которые очень похожи на членов семьи и друзей из его пребывания там. В частности, «Улисс» установлен точно на улицах и переулках города. Вскоре после публикации «Улисса» он несколько прояснил эту озабоченность, сказав: «Что касается себя, я всегда пишу о Дублине, потому что, если я смог добраться до самого сердца Дублина, я смогу добраться до сердца всех городов мира. частное содержание в универсальном ».
2 февраля 1882 года Джойс родился на Брайтон-сквер, 41, Ратгар, Дублин, Ирландия. Отцом Джойса был Джон Станислав Джойс, а матерью - Мэри Джейн «Мэй» Мюррей. Он был старшим из десяти оставшихся в живых братьев и сестер; двое умерли от брюшного тифа. Джеймс был крещен в соответствии с обрядами католической церкви в соседней церкви Святого Иосифа в Теренуре 5 февраля 1882 года преподобным Джоном О'Муллой. Крестными родителями Джойс были Филип и Эллен Макканн.
Семья Джона Станислава Джойса происходила из Фермоя в графстве Корк ; они владели соляной и известной небольшой фабрикой. Дед Джойс по отцовской линии, Джеймс Августин Джойс, женился на Эллен О'Коннелл, дочери Джона О'Коннелла, олдермена из Корка, который владел магазином тканей и другой недвижимостью в Корк-Сити. Семья Эллен заявляет о родстве с Дэниелом О'Коннеллом, «Освободителем». Предполагаемый предок семьи Джойсов, Шон Мор Сойхе (фл. 1680), был каменотесом из Коннемары.
Джойс, шесть лет, 1888В 1887 году его отец был назначен сборщиком налогов Дублинская корпорация ; Семья переехала в фешенебельный соседний городок Брей, в 12 милях (19 км) от Дублина. Примерно в это же время на Джойса напала собака, что привело к его пожизненной кинофобии. Он страдал астрафобией ; суеверная тетя описывала грозу как знак гнева Бога.
В 1891 году Джойс написал стихотворение о смерти Чарльза Стюарта Парнелла. Его отец был рассержен обращением с Парнеллом со стороны католической церкви, Ирландской партии самоуправления и Британской либеральной партии, а также вызванной этим совместной неудачей в Ирландии. Ирландская партия сбросила Парнелла с руководства. Но Ватикана в союзе роль с Британской консервативной партией в предотвращении гомруля произвела неизгладимое впечатление на молодого Джойса. Старший Джойс напечатал стихотворение и даже отправил часть в Ватиканскую библиотеку. В ноябре Джон Джойс был внесен в Stubbs 'Gazette (издатель банкротств) и отстранен от работы. В 1893 году Джон Джойс был уволен с пенсией, что положило начало сползанной семье к бедности, вызванной главным образом, его пьянством и плохим финансовым управлением.
Джойс начал свое образование в Клонгос-Вуд-колледже, Иезуитская школа-интернат около Клэйна, графство Килдэр, в 1888 году, но вынуждена была уехать в 1892 году, когда его отец больше не мог платить за обучение. Затем Джойс учился дома и недолгое время в христианских братьев О'Коннелл на Норт-Ричмонд-стрит в Дублине, прежде чем ему предложили место в дублинской школе иезуитов Бельведерский колледж, в 1893 году. Это произошло из-за случайной встречи его отца со священником-иезуитом по имени Джон Конми, который знал семью, и Джойсу было предоставлено сокращение платы за посещение Бельведера. В 1895 году Джойс, которому сейчас 13 лет, был избран в Содальность Богоматери своими сверстниками в Бельведере. Философия Фомы Аквинского продолжала существовать на него сильное влияние на протяжении большей части его жизни.
Джойс поступила в недавно созданный Университетский колледж Дублина (UCD) в 1898 году, изучая английский, французский и итальянский языки. Он стал активным участником театральных и литературных кругов города. В 1900 году его хвалебный обзор Хенрика Ибсена Когда мы мертвые пробуждаемся был опубликован в Двухнедельный обзор ; это была его первая публикация, и, выучив базовый норвежский язык, чтобы отправить письмо поклонников Ибсену, он получил благодарственное письмо от драматурга. Джойс написал ряд других статей и как минимум две пьесы (с тех пор как проиграл) за этот период. Многие из друзей, он приобрел в Университетском колледже Дублина, появлялись как персонажи в работах Джойса. Его ближайшими коллегами были ведущие деятели, в первую очередь Том Кеттл, Фрэнсис Шихи-Скеффингтон и Оливер Сент-Джон Гогарти. Впервые Джойс представлен ирландской публике Артуром Гриффитом в газете United Irishman в ноябре 1901 года. Джойс написал статью об Ирландском литературном театре и его университетский журнал отказался печатать это. Джойс напечатал его и распространил на местном уровне. Сам Гриффит написал статью, осуждающую цензуру студента Джеймса Джойса. В 1901 году Национальная перепись населения Ирландии перечисляет Джеймса Джойса (19 лет) как англоговорящего и ирландскоязычного ученого, живущего со своими матерью и отцом, шестьюми и тремя братьями на Ройалрас (ныне Инвернесс-роуд), Клонтарф, Дублин.
После окончания UCD в 1902 году Джойс уехал в Париж изучать медицину, но вскоре отказался от этого. Ричард Эллманн предполагает, что это могло быть связано с тем, что он считал техническую лекцию на французском языке слишком сложными. Джойс уже не сдал химию по английскому языку в Дублине. Но Джойс заявил, что проблема в плохом здоровье, и написал домой, что плохо себя чувствует, и пожаловался на холодную погоду. Онался там на несколько месяцев, взыскивая деньги, которые его семья не оставила себе, и допоздна читал Библиотеку Сент-Женевьев. Когда его матери поставили диагноз «рак», отец отправил телеграмму, в которой говорилось: «НИКТО [sic ] Умирающий, не вернется домой, отец». Джойс вернулся в Ирландию. Опасаясь нечестия сына, его мать безуспешно пыталась заставить Джойса исповедаться и причаститься. В конце концов, она впала в кому и умерла 13 августа, Джеймс и его брат Станислав отказался встать на колени вместе с другими членами семьи. После ее смерти он продолжал много пить, и условия в доме стали ужасающими. Он наскребал на жизнь рецензирование книг, преподавание и пение - он был опытным тенором и выиграл бронзовую медаль в 1904 году Фейс Сеойл.
7 января 1904 года Джойс попыталась опубликовать «Портрет художника», эссе, посвященное эстетике, но его отверг вольнодумный журнал «Дана». В свой двадцать второй день рождения он решил переработать историю в роман, который назвал двадцать второй день рождения Герой. Это было вымышленное изображение юности Джойса, но в этом направлении он отказался от этой работы. В таком виде он никогда не публиковался, но годы спустя, в Триесте, Джойс полностью переписал его как «Портрет художника в молодости». Незаконченный Стивен Герой был опубликован после его смерти.
Также в 1904 году он встретил Нору Барнакл, молодую женщину из города Голуэй, которая работала горничной. 16 июня 1904 года они впервые отправились на совместную прогулку по дороге в пригород Дублина Рингсенд, где Нора мастурбировала ему. В ознаменование этого события была указана дата действия Улисса (как «Bloomsday »).
Джойс еще некоторое время оставалась в Дублине, много пил. После одного из запоев он подрался из-за недоразумения с человеком в Сент-Стивенс-Грин ; его поднял и счистил мелкий знакомый его отца, Альфред Х. Хантер, который отвел его к себе домой, чтобы лечить травмы. Ходили слухи, что Хантер был евреем, имел неверную жену и послужил одной из моделей для Леопольда Блума, главного героя Улисса. Он встретился со студентом-медиком Оливером Сент-Джоном Гогарти, который сообщил персонажу Бака Маллигана в «Улиссе». После шести ночей в Башне Мартелло, которую Гогарти снимал в Сэндикове, он уехал через посреди ночи после ссоры, в которой участвовал еще один студент, с он жил, нестабильный желоб Дермота Ченевикса (Хейнс в Улиссе). кто выстрелил из пистолета в кастрюли, висящие прямо над Джойс. Джойс прошел 8 миль (13 км) обратно в Дублин, чтобы переночевать у родственников, а на следующий день отправил друга в башню, чтобы упаковать чемодан. Вскоре после этого пара покинула Ирландию, чтобы жить на континенте.
Джойс и Нора ушли в добровольное изгнание, переехав сначала в Цюрих в Швейцарии, где он якобы преподавал английский язык в Языковая школа Берлитц через агента в Англии. Позже выяснилось, что агент был обманут; директор школы отправил Джойса в Триест, который тогда был частью Австро-Венгрии (до Первой мировой войны), а сегодня является частью Италии. И снова он обнаружил, что для него нет должности, но с помощью Альмидано Артифони, директора школы Триеста Берлитц, он наконец получил место преподавателя в Пола, тогда также входившей в состав Австро-Венгрии (сегодня часть Хорватии ). Онался там, обучая языку в основном австро-венгерских оставшихся морских офицеров, дислоцированных на базе Пола, с октября 1904 года по март 1905 года, когда австрийцы, обнаружив шпионскую сеть в городе, изгнали всех иностранцев. С помощью Артифони он вернулся в Триест и начал там преподавать английский язык. Он оставался в Триесте большую часть следующих десяти лет.
Позже в том же году Нора родила их первенца, Джорджа (известного как Джорджио). Джойс убедил своего брата Станислава присоединиться к нему в Триесте и обеспечил ему место учителя в школе. Джойс стремился увеличить скудный доход своей семьи за счет заработка брата. У Станислава и Джойса были натянутые отношения, когда они жили вместе в Триесте, спорив о пьяных привычках Джойса и легкомыслии с деньгами.
Джойс разочаровался в жизни в Триесте и переехал в Рим в конце 1906 года, устроившись клерком в компании. банк. Он не любил Рим и вернулся в Триест в начале 1907. Его дочь Люсия родилась позже в том же году.
Джойс вернулся в Дублин в середине 1909 года с Джорджем, чтобы навестить своего отца и поработать над ним. публикация дублинцев. Он посетил семью Норы в Голуэе и очень любил мать Норы. Готовясь вернуться в Триест, он решил взять с собой одну из своих сестер, Еву, чтобы помочь Норе вести дом. Он провел месяц в Триесте, прежде чем вернуться в Дублин, на этот раз в качестве представителя некоторых владельцев кинотеатров и бизнесменов из Триеста. При их поддержке он запустил первый в Ирландии кинематограф Volta Cinematograph, который был хорошо принят, но развалился после ухода Джойса. Он вернулся в Триест в 910 года с другой сестрой, Эйлин, на буксире. Ева тосковала по Дублину и вернулась туда через несколько лет, но Эйлин провела остаток своей жизни на континенте, в конце концов выйдя замуж за чешского кассира банка Франтишека Шаурека.
Джойс вернулась в Дублин. снова ненадолго в середине 1912 года, во время его многолетней борьбы с дублинским издателем Джорджем Робертсом из-за публикации Dubliners. Его поездка снова оказалась бесплодной, и по возвращении он написал стихотворение «Газ из горелки», оскорбление Робертса. После поездки он никогда больше не приближался к Дублину, чем к Лондону, несмотря на многочисленные мольбы отца и приглашения от своего товарища ирландского писателя Уильям Батлер Йейтс.
Один из его псевдонимов в Триесте был Этторе Шмитц, более известный псевдоним Итало Свево. Они встретились в 1907 году и стали постоянными друзьями и общими критиками. Шмитц был католиком еврейского происхождения и стал образцом для Леопольда Блума; Большинство подробностей о еврейской вере в Улиссе было получено из ответов Шмитца на вопросы Джойса. Живя в Триесте, Джойс впервые столкнулся с проблемами со зрением, которые в итоге потребовали более десятка хирургических операций.
Джойс придумал несколько схем заработка в течение этого периода, включая попытку стать кинотеатром магнат в Дублине. Он часто обсуждает, но в конце концов отказался от плана по импорту ирландского твида в Триест. Переписка, касающаяся этого предприятия с Irish Woolen Mills, долгое время вывешивалась в окнах их помещений в Дублине. Умение Джойса занимать деньги спасло его от нужды. Какой доход он получал частично от должности в школе Берлитц и частично от обучения частных студентов.
В 1915 году, после того как большинство его участников в Триесте были поощрены для участия в Великой войне, Джойс переехал в Цюрих. Два влиятельных семьи студента, барон Амброджо Ралли и граф Франческо Сордина, обратились к официальным лицам с ходатайством о разрешении на выезд для Джойсов, которые в свою очередь согласились не предпринимать никаких действий против императора Австро-Венгрии во время войны.
в этот период Джойс активно интересовался социализмом. Он посещал собрание социалистов, когда был еще в Дублине и в 1905 году, а в Триесте он описал свою политику как «политика художника-социалиста». Его практическое участие пошло на убыль после 1907 года из-за «бесконечной междоусобной войны», которые он наблюдал в социалистических организациях, многие ученые Хотя Джойса, такие как Ричард Эллманн, Доминик Манганьелло, Роберт Скоулз и Джордж Дж. Уотсон согласен с тем, что интерес Джойса к социализму и пацифистскому анархизму сохранялся на большей части его жизни, и что как форма, так и содержание работ Джойса отражали симпатию к демократическим и социалистическим идеям. В 1918 году он объявил себя «против всех государств» и нашел большую поддержку в индивидуалистической философии Бенджамина Такера и Оскара Уайльда Душа человека при социализме. Позже, в 1930-х годах, Джойс оценил свой опыт с побежденной многонациональной империей Габсбургов следующим образом: «Они назвали Империю ветхой империей, я бы хотел, чтобы таких империй было больше».
Джойс приступил к завершению «Улисса» в Париже, обрадовавшись, что он постепенно завоевывает известность как писатель-авангардист. Еще один грант от Харриет Шоу Уивер означал, что он мог снова посвятить себя писательству, а также общаться с другими литературными деятелями города. В это время глаза Джойса стали вызывать у него все больше и больше проблем, и он часто носил повязку на глаз. Он лечился у Луи Борша в Париже, перенес девять операций до смерти Борша в 1929 году. На протяжении 1930-х годов он часто ездил в Швейцарию для операций на глазах и лечения своей дочери Люсии, которая, по словам Джойсов, страдала шизофренией.. Лючия была проанализирована Карлом Юнгом в то время, который, как говорят, после прочтения Улисса пришел к выводу, что ее отец болел шизофренией. Юнг сказал, что она и ее отец были двумя людьми, направлявшимися на дно реки, за исключением того, что Джойс ныряла, а Люсия тонула.
В Париже Мария и Юджин Джолас ухаживал за Джойсом в течение его долгих лет написания «Поминок по Финнегану». Если бы не их поддержка (наряду с постоянной финансовой поддержкой Харриет Шоу Уивер), велика вероятность того, что его книги никогда не были бы закончены или опубликованы. В своем литературном журнале transition Йоласы последовательно публиковали различные разделы «Поминок по Финнегану» под названием «Работа в процессе». Джойс вернулся в Цюрих в конце 1940 года, спасаясь от нацистской оккупации Франции. Джойс использовал свои связи, чтобы помочь примерно шестнадцати евреям избежать преследований нацистов.
Вопрос о взаимоотношениях Джойса с религией несколько противоречив. В раннем детстве он отказался от католицизма, согласно свидетельствам из первых рук, исходящим от него самого, его брата Станислава Джойса и его жены:
Мой разум отвергает весь нынешний социальный порядок и христианство - дом, признанные добродетели, классы общества. жизнь и религиозные доктрины.... Шесть лет назад я покинул католическую церковь, яростно ее ненавидел. Я обнаружил, что мне невозможно оставаться в нем из-за побуждений моей натуры. Я вел тайную войну с ним, когда был студентом, и отказался принять предлагаемые мне должности. Поступив так, я стал нищим, но сохранил гордость. Теперь я открыто борюсь с этим тем,что пишу, говорю и делаю.
Когда готовились похороны Джойса, католический священник религиозную службу, от которой жена Джойса, Нора, отказалась, сказав: «Я не делай этого с ним».
Леонард Стронг, Уильям Т. Нун, Роберт Бойл и другие утверждают, что Джойс в более позднем возрасте примирился с верой, которую он отверг ранее в жизни, и что он отверг ранее в жизни, и что он отверг ранее в жизни, и что «Улисс» и «Поминки по Финнегану» по сути являются католическими выражениями. Точно так же Хью Кеннер и Т. С. Элиот полагается, что между строк работы Джойса они увидели мировоззрение серьезного и что под христовым видом работы скрываются отношения остаток католической веры и что под внешним видом работы. Кевин Салливан утверждает, что вместо того, чтобы примириться с верой, Джойс никогда не покидал ее. Критики, придерживающиеся этой точки зрения, настаивают на том, что Стивен, главный герой полуавтобиографического «Портрет художника в молодости», а также Улисса, не Джойс. Несколько загадочно, в интервью после завершения «Улисса», в ответ на вопрос «Когда вы покинули католическую церковь», Джойс ответил: «Это должна сказать церковь». Имонн Хьюз утверждает, что Джойс продолжает диалектического подход, одновременно подтвержденный и отрицательная, говоря, что широко известное non-serviam Стивена является квалифицированным: «Я не буду служить, во что я больше не верю... ", и что не-служение всегда будет уравновешено словами Стивена" Я слуга... "и" да "Молли. Он посетил католическую мессу и православную божественную литургию, особенно во время Страстной недели, якобы из эстетических соображений. Один сообщал, что Джойс заплакал «тайными слезами», услышав слова Иисуса на кресте, что он был «верующим в глубине души» из-за его другого предположил
Умберто Эко сравнивает Джойса с древние episcopi vagantes (странствующие епископы) в средневековье. Это они дисциплину, а не культурное наследие или образ мышления. они, писатель сохраняет чувство богохульства, воспринимается как литургический ритуал.
Некоторые критики и биографы высказывают мнение в духе Эндрю Гибсона : «Современные Джеймс Джойс, возможно, энергично сопротивлялся деспотической силе католичес кой традиции. Но был другой Джойс, который подтвердил свою верность этой традиции и никогда не оставил ее позади ». Гибсон утверждает, что Джойс «оставался католическим интеллектуалом, если не верующим», поскольку его мышление оставалось под его культурным происхождением, хотя он жил отдельно от этой культуры. Его отношения с религией были сложными и нелегко понять, даже, возможно, самому. Он признал свой долг перед ранним иезуитским обучением. Джойс сказал скульптору Августу Сатеру, что благодаря иезуитскому образованию он «научился устраивать вещи таким образом, чтобы их было легко и судить».
11 января 1941 года Джойс перенес операцию в Цюрихе по поводу прободной язвы двенадцатиперстной кишки. На следующий день он впал в кому. Он проснулся в 2 часа ночи 13 января 1941 года и попросил медсестру позвонить его жене и сыну, прежде чем снова потерял сознание. Они были в пути, когда он умер 15 минут спустя. Джойсу не хватило месяца до своего 59-летия.
Его тело было похоронено на кладбище Fluntern в Цюрихе. Швейцарский тенор Макс Мейли спел Addio terra, addio cielo из Монтеверди L'Orfeo на панихиде. Хотя в то время в Швейцарии находились два высокопоставленных ирландских дипломата, ни один из них не присутствовал на похоронах Джойса, и позднее ирландское правительствоило предложение Норы разрешить репатриацию останков Джойса. Когда Джозеф Уолш, секретарь Департамента иностранных дел в Дублине, был проинформирован о смерти Джойса от Фрэнка Креминса, поверенного в делах в Берне, Уолш ответил «Пожалуйста, телеграфируйте подробности смерти Джойса. Если возможно, узнайте, умер ли он католиком? Выразите сочувствие миссис Джойс и объясните невозможность присутствовать на похоронах ». Первоначально похороненный в обычной могиле, Джойс был перенесен в 1966 году в более заметную «могилу чести», рядом с сидящей портретной статуей американского художника Милтона Хеболда. Нора, на которую он женился в 1931 году, пережила его на 10 лет. Она похоронена рядом с ним, как и их сын Джорджио, умерший в 1976 году.
В октябре 2019 года в городской совет Дублина было внесено ходатайство о планировании и смете расходов на эксгумации и перезахоронения Джойса и его семьи где-нибудь в Дублине по желанию его семьи. Предложение сразу же вызвало споры, и Irish Times пишет: «... трудно не подозревать, что есть расчетливый, даже меркантильный аспект в современных отношениях с ее великими писателями, которые мы и являемся.
Дублинцы - это сборник, часто больше стремится «отпраздновать» и, если возможно, монетизировать, чем читать ". из пятнадцати рассказов Джойса, впервые опубликованных в 1914 году. Они представили собой натуралистическое изображение жизни ирландского среднего класса в Дублине и его окрестностях в первые годы 20 века.
Истории были написаны, когда ирландский национализм был на пике, когда бушевали Истории сосредоточены на идее Джойса о прозрении: моменте, когда персонаж переживает изменяющее жизнь самопонимание или озарение, многие персонажи дублинцев позже появляются во второстепенных ролях в романе «Джойс в романе». Улисс ». Первые истории в сборнике рассказывают дети-герои.. Это согласуется с трехсторонним разделением коллекции Джойс на детство, юность и зрелость.
Портрет художника в молодости, опубликованного в 1916 году, представляет собой почти полную переработку брошенного романа Стивена Героя. Джойс попытался сжечь оригинал рукописи в приступе гнева во время спора с Норой, хотя, к его последующему облегчению, его спасла его сестра. A Кюнстлерроман, «Портрет» - это сильно автобиографический роман о взрослении, изображающий детство и юность главного героя Стивена Дедала и его официальный рост в артистической самости. сознание. Некоторые намеки на приемы, которые Джойс часто используют в более поздних работах, такие как поток сознания, внутренний монолог, и ссылки на психическую реальность персонажа, а не на его внешнее окружение, очевидны во всем этому роман.
Несмотря на ранний интерес к театру, Джойс опубликовал только одну пьесу, Изгнанники, начало которой положено вскоре после начала Первой мировой войны в 1914 году. и опубликована в 1918 году. Пьеса представляет собой исследование отношений между мужем и женой. Она обращается к «Мертвым» (последняя история в Дублинцах) и вперед к «Улиссу», которую Джойс начал примерно во время написания пьесы.
Джойс опубликовал ряд сборников стихов. Его первой зрелой опубликованной работой была сатирическая афиша «Священная канцелярия» (1904 г.), в которой он провозгласил себя главой многих выдающихся представителей кельтского возрождения. Его первый полнометражный сборник стихов, Камерная музыка (1907; имея в виду, пошутил Джойс, звук мочи, ударяющейся о стенку ночного горшка), состоял из 36 коротких текстов. Эта публикация привела к его включению в Imagist Anthology, отредактированную Эзрой Паунд, который был сторонником работ Джойса. Другие стихи, опубликованные Джойсом при его жизни, включая «Газ из горелки» (1912), Pomes Penyeach (1927) и «Ecce Puer» (написано в 1932 году в ознаменование его внука и недавней отца смерти). Он был опубликован Black Sun Press в Сборнике стихов (1936).
он заканчивал работу над дублинцами в 1906 году, Джойс подумывал добавить еще один рассказ с участием еврейского рекламщика по имени Леопольд Блум под названием Улисс. Хотя в то время он не развивал эту идею дальше, в конце концов он начал работу над романом, используя как название, так и основную конструкцию в 1914 году. Написание было завершено в октябре 1921 года. Еще три месяца были посвящены работе над корректурой книги. до того, как Джойс прекратил работу незадолго до своего добровольного крайнего срока, своего 40-летия (2 февраля 1922 г.).
Благодаря Эзре Паунду серийная публикация романа в журнале The Little Review началась в марте 1918 года. Этот журнал редактировали Маргарет К. Андерсон и Джейн Хип, с периодической финансовой поддержкой Джона Куинна, успешного юриста по коммерческим делам из Нью-Йорка, интересующегося современным экспериментальным искусством и литературой.
Это вызвало первые обвинения в непристойности, с которой книга так долго ассоциировалась. Его аморфная структура с откровенными интимными размышлениями («поток сознания») замечена как оскорбляющая как церковь, так и государство. У возникли проблемы с Почтовыми властями Нью-Йорка ; сериализация остановилась в декабре 1920 г.; редакторы были осуждены за публикацию непристойности в феврале 1921 года. Хотя основор основан на эпизоде «Навсикая» из «Улисса», «Маленькая ревью» разожгла огонь споров с дада поэтом Эльза фон Фрейтаг-Лоринген защищает Улисса в эссе «Скромная женщина ». Роман Джойса не публиковался в Штатах до 1934 года.
Отчасти из-за этого противоречия Джойсу трудно было убедить издателя принять книгу, но в 1922 году его опубликовала Сильвия Бич из ее известного книжного магазина Рив Гош, Шекспир и компания. Английское издание, опубликованное в том же году покровительницей Джойс, Харриет Шоу Уивер, столкновение с дальнейшими трудностями с властями Штатов, и 500 экземпляров, отправленных в США, были конфискованы и, возможно, уничтожены. В следующем году Джон Родкер выпустил еще 500 экземпляров, предназначенных для замены отсутствующих копий, но они были сожжены английской таможней в Фолкстоне. Еще одним следствием неоднозначного юридического статуса романа как запрещенной книги стало появление «пиратских» версий, в том числе пиратских версий от издателя Сэмюэля Рота. В 1928 году против Рота был вынесен судебный запрет, и он прекратил публикацию.
С появлением Улисса и Т.С. Поэма Элиота, Пустошь, 1922 год стал ключевым годом в истории русскоязычного литературного модернизма. В «Улиссе» Джойс использует поток сознания, пародию, шутки и почти все другие литературные приемы для представления своих персонажей. Действие романа, действие которого происходит в один день, 16 июня 1904 года, устанавливает персонажей и события Одиссеи из Гомера в современном Дублине и представляет Одиссея (Улисс), Пенелопа и Телемах в персонажах Леопольда Блума, его жены Молли Блум и Стивена Дедала, пародически противопоставляемых их высоким моделям. Книга исследует различные области жизни Дублина, останавливаясь на его убожестве и однообразии. Тем не менее, книга также является нежно подробным исследованием города, и Джойс утверждал, что, если Дублин будет разрушен в результате какой-то катастрофы, его можно будет восстановить, кирпич за кирпичиком, используя его работу в качестве модели. Чтобы добиться такого уровня точности, Джойс использовал издание 1904 года Thom's Directory - произведение, в котором перечислены владельцы и / или арендаторы каждой жилой и коммерческой недвижимости в городе. Он также засыпал живущих там друзей с просьбами о предоставлении информации и разъяснений.
Книга состоит из 18 глав, каждая из которых охватывает примерно один час дня, начиная примерно с 8 часов утра и заканчивая где-то после 2 часов утра следующего дня. Каждая из 18 глав романа написана в собственном литературном стиле. Каждая глава также относится к определенному эпизоду в «Одиссее Гомера» и имеет определенный цвет, искусство или науку и связанный с ним орган тела. Такое сочетание калейдоскопического письма с чрезвычайно формальной схематической структурой представляет собой один из основных вкладов книги в развитие модернистской литературы 20-го века. Другие вклады включают использование классической мифологии в качестве основы для его книги и почти навязчивую сосредоточенность на внешних деталях в книге, в которой большая часть значимых действий происходит в умах персонажей. Тем не менее, Джойс жаловался, что «я, возможно, слишком систематизировал Улисса», и преуменьшил значение мифических соответствий, исключив названия глав, которые были взяты у Гомера. Джойс не хотел публиковать названия глав, потому что хотел, чтобы его работа стояла отдельно от греческой формы. И только когда Стюарт Гилберт опубликовал свою критическую работу об Улиссе в 1930 году, схема была предоставлена Джойсом Гилберту. Но, как указывает Терренс Киллин, эта схема была разработана после того, как роман был написан, и Джойс не консультировался при написании романа.
Завершив работу над «Улиссом», Джойс был так измучен, что не написал ни строчки прозы в течение года. 10 марта 1923 года он проинформировал своего покровителя, Гарриет Шоу Уивер: «Вчера я написал две страницы - первые, которые у меня есть после последнего« Да »Улисса. Найдя ручку, я с трудом скопировал их крупным почерком на двойной лист foolscap, чтобы я мог их прочесть. Il lupo perde il pelo ma non il vizio, - говорят итальянцы. «Волк может потерять шкуру, но не свой порок» или «леопард не может изменить свои пятна». '"Так родился текст, который стал известен сначала как" Работа в процессе ", а затем" Поминки по Финнегану ".
К 1926 году Джойс закончил первые две части книги. В том же году он встретил Юджина и Марию Джолас, которые предложили сериализовать книгу в их журнальном переходе. В течение следующих нескольких лет Джойс быстро работал над новой книгой, но в 1930-е годы прогресс значительно замедлился. Это произошло из-за ряда факторов, включая смерть его отца в 1931 году, беспокойство по поводу психического здоровья его дочери Лючия и его собственные проблемы со здоровьем, включая ухудшение зрения. Большая часть работы была проделана с помощью более молодых поклонников, включая Сэмюэля Беккета. Несколько лет Джойс вынашивал эксцентричный план передать книгу своему другу Джеймсу Стивенсу для завершения на том основании, что Стивенс родился в той же больнице, что и Джойс ровно неделю спустя, и разделил первое имя Джойса и вымышленного альтер-эго Джойса, пример суеверий Джойса.
Реакция на работу была неоднозначным, включая негативные комментарии от первых сторонников работы Джойса, таких как Паунд и брат автора, Станислав Джойс. Чтобы противодействовать этому враждебному восприятию, в 1929 году была организована и опубликована книга эссе сторонников новой работы, в том числе Беккета, Уильяма Карлоса Уильямса и других, под названием Наша экспертиза вокруг его центра по инсекции незавершенных работ. На вечеринке в честь своего 57-го дня рождения в доме Джоласов Джойс раскрыл окончательное название работы, и 4 мая 1939 года «Поминки по Финнегану» были опубликованы в виде книги. Позже появились новые негативные комментарии от доктора и автора Херви Клекли, которые подвергли сомнению значение, придаваемое этой другой работе. В своей книге Маска здравомыслия Клекли на Поминки по Финнегану как на «628-страничный сборник эрудированной тарабарщины, неотличимый для всех людей от знакомого словесного салата, производимого больного на задней части любой Государственные больницы ».
Метод потока сознания, литературных аллюзий и свободных ассоциаций сновидений Джойса был доведен до предела в «Поминках по Финнегану», которые отказались от всех условий сюжета и персонажей и изложены в своем образном и непонятном английском, основанном в основном на сложных многоуровневых каламбурах. Этот подход похож на тот, использует который Льюис Кэрролл в Джаббервоки, гораздо но шире. Это «практически нечитаемую Синюю Книгу Экклесов» к самому Поминанию. Это читателей и критиков побит часто цитируемое описание. Джойса в «Поминках по Улиссу» как его «практически нечитаемую Синюю Книгу Экклесов». Однако наши читатели смогли прийти к единому мнению главных персонажей и общегожета.
Большая часть игры слов в книге проистекает из использования многоязычных каламбурных слов, которые основаны на широком диапазоне языков. Роль Беккета и других этих помощников заключалась в сопоставлении слов языков на карточках для использования Джойс и по мере ухудшения зрения Джойса, в написании текста под диктовку автора.
Взгляд на историю, изложенный в этом тексте. на него очень сильно повлиял Джамбаттиста Вико, а метафизика Джордано Бруно из Нола важна для взаимодействия «персонажей». Вико придерживался циклического взгляда на историю, в которой цивилизация возникла из хаоса, прошла теократическую, аристократическую и демократическую фазу, а снова стала в хаос. Наиболее очевидный пример циклической теории истории Вико можно найти в первых и заключительных словах книги. «Поминки по Финнегану» начинаются словами «Течение реки мимо Евы и Адама, от поворота берега к излучению бухты, приводит нас через Commodius Vicus рециркуляции обратно в Замок Хоут и его окрестности» («vicus» - это игра слов на Вико) и »Путь одинокого последнего любимого долгого времени ". Другими словами, книга начала предложения и концом того же предложения, превращая книгу в один большой цикл. В самом деле, Джойс сказал, что идеальный читатель« Поминок »будет страдать от« идеальной бессонницы »и, перейдет
Работа Джойса оказала оказалас на странице и начнёт заново, и так далее в бесконечном цикле чтения. большое влияние на писателей и ученых, таких как Сэмюэл Беккет, Шон О Риордайн, Хорхе Луис Борхес, Фланн О'Брайен, Салман Рушди, Роберт Антон Уилсон, Джон Апдайк, Дэвид Лодж, Кормак Маккарти, Джозеф Кэмпбелл и Джейми О'Нил. Улисса называют «демонстрацией и суммированием всего [модернистского] движения». Болгарско-французский теоретик литературы Юлия Кристева охарактеризовала романы Джойса как «полифонические» и отличительную черту постмодерна наряду с поэтами Малларме и Рембо.
Бюст Джеймса Джойса в Зеленый цвет Святого Стефана в ДублинеНекоторые ученые, в частности Владимир Набоков, имеют формулировки, часто отстаивая некоторые его произведения и осуждая работы. По мнению Набокова, Улисс был великолепен, в то время как Поминки по Финнегану были ужасны.
Влияние Джойса очевидно и в других областях, помимо литературы. Предложение «Три кварка для Muster Mark!» в «Поминках по Финнегану» Джойса является кварцем слова «к », название одной из элементарных частиц, предложенных физиком Мюрреем Гелл-Манном в 1963 году..
Работа и жизнь Джойса ежегодно отмечается 16 июня, известная как Bloomsday, в Дублине и во все большем количестве городов по всему миру, а также критические исследования в научных публикациях, таких как Ежеквартальный вестник Джеймса Джойса, продолжайте. Как популярному, так и академическому использованию работ Джойса препятствуют препятствиям, наложенные Стивеном Дж. Джойсом, внуком Джойса и распорядителем его литературного состояния до его смерти в 2020 году. 1 января 2012 года эти ограничения были ослаблены в связи с истечением срока защиты авторских прав на большую часть опубликованных работ Джеймса Джойса.
В апреле 2013 года Центральный банк Ирландии выпустил серебряный сертификат номиналом 10 евро. памятная монета в честь Джойса, в которой неверно процитирована строка из Улисс.
Художественная литература
Научная литература