Джамбаттиста Вико | |
---|---|
![]() | |
Родился | (1668-06- 23) 23 июня 1668 г.. Неаполь, Неаполитанское королевство |
Умер | 23 января 1744 г. (1744-01-23) (75 лет). Неаполь, Неаполитанское Королевство |
Национальность | Неаполитан / итальянец |
Образование | Неаполитанский университет. (Доктор юридических наук, 1694) |
Известная работа | Principî di Scienza Nuova. De antiquissima Italorum sapientia |
Era | философия XVIII века |
Регион | Западная философия |
Школа | Историзм. Христианский гуманизм |
Институты | Неаполитанский университет |
Основные интересы | риторика, политическая философия, эпистемология, философия истории, юриспруденция |
Известные идеи | Verum esse ipsum factum (конструктивистская эпистемология ) |
Влияния | |
Под влиянием | |
Джамбаттиста Вико (родился Джован Баттиста Вико ; итальянец: ; 23 июня 1668 - 23 января 1744) был итальянским политическим философом и риторика Ян, историк и правовед эпохи Просвещения. Он критиковал распространение и развитие современного рационализма, был апологетом классической античности (предшественник систематического и сложного мышления), обнаружив картезианское анализ и другие типы редукционизма непрактичны в повседневной жизни, и был первым исследователем основ социальных наук и семиотики.
Латинский афоризм Verum esse ipsum factum («Истинно именно то, что сделано»), придуманное Вико, является ранним примером конструктивистской эпистемологии. Он открыл современное поле философии истории, и, хотя термин «философия истории» отсутствует в его трудах, Вико говорил об «истории философии, изложенной философски». Хотя он не был истористом, современный интерес к Вико обычно мотивируется историцистами, такими как Исайя Берлин, философ и историк идей, Эдвард Саид, литературный критик, и Хайден Уайт, метаисторик.
Интеллектуальный magnum opus Вико - это книга Scienza Nuova (1725, New Science), в котором предпринимается попытка систематической организации гуманитарных наук как единой науки, фиксирующей и объясняющей исторические циклы, в которых общества поднимаются и падают.
Джован Баттиста Вико родился в семье книжного магазина в Неаполе, Италия. Он учился в нескольких школах, но заболел здоровье и недовольство схоластика иезуитов привела к его домашнему обучению у наставников. Свидетельства из его автобиографической работы показывают, что Вико, вероятно, был самоучкой, получившим образование под влиянием отца, во время трехлетнего отсутствия в школе, вследствие случайного падения, когда мальчику было семь лет. Формальное образование Джован Баттиста получил в Неаполитанском университете, который он окончил в 1694 году как доктор гражданского и канонического права.
В 1686 году, пережив приступ тифа, он устроился наставником в Ватолле, к югу от Салерно, и его профессиональная деятельность длилась девять лет до 1695 года. Четыре года спустя, в 1699 году, Вико женился на Терезе Катерине Дестито. друг детства, и принял кафедру риторики в Неаполитанском университете, которую он занимал до выхода на пенсию по болезни в 1741 году. На протяжении своей академической карьеры Вико стремился к большему, но никогда не достигал этого. солидная кафедра юриспруденции; однако в 1734 году он был назначен королевским историографом Карлом III, королем Неаполя, с зарплатой выше, чем он получал как профессор университета.
Версия риторики Вико является продуктом его гуманистической и педагогической заботы. В вступительной речи 1708 года De Nostri Temporis Studiorum Ratione (О порядке научных дисциплин нашего времени) Вико сказал, что тот, кто «хочет сделать карьеру в общественной жизни, будь то суд, сенат или кафедра», должен быть обучен «овладеть искусством темы и []] защищать обе стороны в споре, будь то о природе, человеке или политике, в более свободном и ярком стиле выражения, чтобы он мог научиться использовать те аргументы, которые наиболее вероятны и имеют наибольшую степень правдоподобия "; тем не менее, в Scienza Nuova Вико осудил защиту обеих сторон в спорах как ложное красноречие.
Как Королевский профессор латинского красноречия, Вико готовил студентов к получению высшего образования в области права и юриспруденции ; таким образом, его уроки касались формальных аспектов канона риторики, включая организацию и представление аргументации. Тем не менее он решил подчеркнуть аристотелевскую связь риторики с логикой и диалектикой, тем самым поместив концы (риторику) в их центр. Возражение Вико против современной риторики состоит в том, что она не связана со здравым смыслом (sensus communis), определяемым как «мирское чувство», общее для всех людей.
В лекциях и на протяжении всей своей работы риторика Вико начинается с центрального аргумента (medius terminus), который следует прояснить, следуя порядку вещей, который возникает в нашем опыт. Вероятность и обстоятельства сохраняют свою пропорциональную важность, а открытие, опирающееся на темы (локусы), заменяет аксиомы, полученные посредством рефлексивного абстрактного мышления. В традициях классической римской риторики Вико намеревается обучить оратора (ритора) как передающего oratio, речь, в центре которой находится ratio (разум). Что существенно для ораторского искусства (греч. Ῥητορική, rhētorikē), так это упорядоченная связь между здравым смыслом и целью, соизмеримой с ораторским искусством; цель, которая не навязывается воображению сверху (в духе современного и догматического христианства), но исходит из самого здравого смысла. В традициях Сократа и Цицерона, истинный оратор Вико будет повивальной бабкой к рождению «истинного» (как идеи) из «определенного», невежества в уме. студента.
Повторное открытие «древнейшей мудрости» чувств, мудрости, которая есть humana stultitia («человеческая глупость»), акцент Вико на важности гражданской жизни и профессиональных обязанностей находится в гуманистической традиции. Он призывал к майевтическому (юриспруденциальному) искусству ораторского искусства вопреки современной привилегии догматической формы разума в том, что он называл «геометрическим методом» Рене Декарта и логиков Порт-Рояль-де-Шам аббатство.
Как он рассказывает в своей автобиографии, Вико вернулся в Неаполь из Ватоллы, чтобы найти «физику Декарта на пике ее известности среди авторитетных литераторов. " Развитие как метафизики, так и естественных наук в изобилии явилось результатом картезианства. Метод Декарта, широко распространенный в Port Royal Logic Антуана Арно и Пьера Николя, был основан на проверке: единственный путь к истине и, следовательно, к знанию лежал через аксиомы, полученные из наблюдения. Настойчивое утверждение Декарта о том, что «верное и несомненное» (или «ясное и отчетливое») должно составлять основу рассуждения, оказало очевидное влияние на преобладающие взгляды на логику и дискурс. Исследования риторики - да и вообще все исследования, касающиеся гражданского дискурса и области вероятных истин - встречались с растущим пренебрежением.
Гуманизм и профессиональные интересы Вико вызвали очевидный отклик, который он будет развивать на протяжении всех своих писаний: царства проверяемой истины и человеческих интересов имеют лишь небольшое совпадение, но в обеих сферах требуется в равной мере рассуждение.. Одна из наиболее ясных и первых форм этого аргумента содержится в De Italorum Sapientia, где Вико утверждает, что
ввести геометрический метод в практическую жизнь - это «все равно что пытаться сойти с ума по правилам разума», пытаться действовать по прямая линия среди извилистостей жизни, как будто человеческими делами не управляют каприз, безрассудство, возможность и случай. Точно так же оформление политической речи в соответствии с принципами геометрического метода равносильно лишению ее каких-либо острых замечаний и высказыванию только заурядных аргументов.
Позиция Вико здесь и в более поздних работах состоит не в том, что декартовский метод является не имеет значения, но его применение не может распространяться на гражданскую сферу. Вместо того, чтобы ограничивать разум вереницей проверяемых аксиом, Вико предлагает (наряду с древними), что апеллирует к phronēsis (φρόνησις или практическая мудрость ), а также обращается к различным компонентам убеждения, составляющие риторику. Вико последовательно воспроизводил этот аргумент во всех своих работах и использовал его как центральный принцип Scienza Nuova.
Вико наиболее известен благодаря его принцип истинного факта, впервые сформулированный в 1710 году как часть его De antiquissima Italorum sapientia, ex linguae latinae originibus eruenda (1710) («О древнейшей мудрости итальянцев, обнаруженной у истоков латинского языка»). Принцип гласит, что истина подтверждается посредством творения или изобретения, а не, как Декарт, посредством наблюдения: «Критерий и правило истины - сделать это. Соответственно, наша ясная и четкая идея ум не может быть критерием самого ума, тем более других истин. Ибо, хотя ум воспринимает себя, он не создает себя ». Этот критерий истины позже определит историю цивилизации в опусе Вико Scienza Nuova (The New Science, 1725), потому что он будет утверждать, что гражданская жизнь - как математика - целиком построена.
"Новая наука" (1725 г., Scienza Nuova) - его основная работа, оказавшая большое влияние на философию истории., а также для истористов, таких как Исайя Берлин и Хайден Уайт.
на первую опубликованную работу Сэмюэля Беккета в подборке критических эссе на Джеймса Джойса под названием Наш анализ вокруг его возможностей включения работы в Прогресс : «Данте... Бруно. Вико... Джойс». В нем Беккет видит глубокое влияние философии и поэтики Вико, а также циклической формы Scienza Nuova на авангардные композиции Джойса, и особенно на титульную «Работа в процессе», а именно. Поминки по Финнегану.
В книге «Знания и социальная структура» (1974) Питер Гамильтон назвал Вико «спящим партнером» эпохи Просвещения. Несмотря на то, что идеи Вико были относительно неизвестны во времена его 17-го века и читались только в его родном Неаполе, они являются предшественниками идей интеллектуалов эпохи Просвещения. Более того, признание интеллектуального влияния Вико началось в 19 веке, когда французские историки-романтики использовали его работы в качестве методологических моделей и руководств.
В Капитале: Критика политической экономии (1867), Карл Маркс упоминает Вико, указывая на их параллельные взгляды на историю, роль исторических деятелей и исторический метод повествования. Маркс и Вико считали войну социальных классов средством, с помощью которого люди достигают цели равноправия ; Вико называл это время «эпохой людей». Маркс пришел к выводу, что такое положение дел является оптимальным завершением социальных изменений в обществе, но Вико считал, что такое полное равенство прав приведет к социально-политическому хаосу и последующему коллапсу общества. В этом ключе Вико предложил социальную потребность в религии, в сверхъестественном божественном провидении для поддержания порядка в человеческом обществе.
В ориентализме (1978), Эдвард Саид признал, что его ученый обязан Вико, чьи «идеи предвосхищают и позже проникают в линию немецких мыслителей, которых я собираюсь процитировать. Они принадлежат эпохе Гердера и Вольфа, за ним последуют Гете, Гумбольдт, Дильтей, Ницше, Гадамер и, наконец, великие филологи-романтики двадцатого века Эрих Ауэрбах, Лео Спитцер и Эрнст Роберт Куртиус ». Как гуманист и ранний филолог, Вико представлял «иную, альтернативную модель, которая была чрезвычайно важна для меня в моей работе», которая отличалась от господствующих западных предрассудков против Востока и господствующей «стандартизации», пришедшей с современностью и завершившейся Национал-социализм. Взаимозависимость истории человечества и культуры облегчает задачу ученых «серьезно отнестись к великому наблюдению Вико о том, что люди создают свою собственную историю, что все, что они могут знать, - это то, что они сделали, и распространить это на географию. Как географические и культурные образования - не говоря уже об исторических объектах - такие места, регионы и географические секторы, как «Восток» и «Запад», созданы человеком ».
![]() | Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Giambattista Vico |
![]() | Викискладе есть медиафайлы, связанные с Джамбаттиста Вико. |