A тенор - это тип классического мужского пения голос, голосовой диапазон которого находится между контртенором и баритоном типами голоса. Это один из самых высоких типов мужского голоса. Вокальный диапазон тенора простирается до C 5. Нижний крайний предел для теноров примерно равен A ♭ 2 (два A ниже среднего C). На самом высоком уровне некоторые теноры могут петь до второй фа выше средней до (F 5). Тип тенорового голоса обычно делится на тенор leggero, лирический тенор, spinto тенор, драматический тенор, heldentenor и тенор-буффо или spieltenor.
Название «тенор» происходит от латинского слова тенере, что означает «удерживать». Как отмечают Фаллоуз, Джандер, Форбс, Стейн, Харрис и Уолдман в статье «Тенор» на Grove Music Online :
В полифонии между 1250 и 1500 годами [тенор был] структурно фундаментальным (или «удерживающим»)) голосовое, вокальное или инструментальное; к 15 веку он стал обозначать мужской голос, который пел такие партии.
Все остальные голоса обычно рассчитывались по отношению к тенору, который часто имел более длинные ноты и нес заимствованный Cantus firmus мелодия. До появления певцов contratenor в конце 16 века тенор обычно был самым высоким голосом, взяв на себя роль основы. Также в 18 веке «тенор» стал обозначать мужской голос, исполняющий такие партии. Таким образом, в более раннем репертуаре строка с пометкой «тенор» указывала роль партии, а не требуемый тип голоса; действительно, даже в XVIII веке тетради с пометкой «тенор» могли содержать части для ряда типов голоса.
вокальный диапазон тенора является одним из самых высоких среди мужских типов голоса. В опере самая низкая нота в стандартном теноровом репертуаре, вероятно, A ♭ 2 в редко исполняемой La donna del lago Россини в роли Родриго ди Дху, написано для Андреа Ноццари. В более часто исполняемом репертуаре, Mime и Herod оба требуют A 2. Несколько теноровых ролей в стандартном репертуаре требуют «тенора C» (C 5, на октаву выше среднего C). Некоторые, если не все, из нескольких топовых C в стандартном оперном репертуаре являются либо необязательными, например, в «Che gelida manina» в La bohème Пуччини, либо интерполированными (добавленными) по традиции, например, в "Di quella pira" из книги Верди Il trovatore ); однако самая востребованная нота в стандартном теноровом оперном репертуаре - D 5, найденная в "Mes amis, écoutez l'histoire " из Адольфа Адама Le postillon de Lonjumeau и "Loin de son amie" из произведения Фроменталя Галеви La Juive ). В репертуаре leggero самая высокая нота - F 5 (Артуро в «Credeasi, misera» из Беллини I puritani ), поэтому очень мало теноров имеют эту роль в своем репертуаре без транспозиции (с учетом повышения концертной высоты с момента его создания) или использования фальцета.
в SATB четырехчастный смешанный припев, тенор - второй низший вокальный диапазон, выше баса и ниже альта и сопрано. Мужской хор обычно обозначает ансамбль TTBB, в котором первый тенор является самым высоким голосом. В то время как определенная хоровая музыка требует, чтобы первые теноры поднялись по всему теноровому диапазону, в большинстве хоровой музыки теноры находятся в диапазоне примерно от B 2 до A 4. Требования к теноровому голосу в хоровой музыке также связаны со стилем музыки, чаще всего исполняемой данным хором. Для оркестровых хоров требуются теноры с полностью резонирующими голосами, но камерная или а капелла хоровая музыка (исполняемая без инструментального сопровождения) иногда может опираться на легкие баритоны пение фальцетом.
Но даже в этом случае одним из почти повсеместных аспектов хорового пения является нехватка теноровых голосов. Большинство мужчин, как правило, имеют голоса баритона, и по этой причине большинство мужчин предпочитают петь в басовой части хора. (Однако настоящие басы встречаются еще реже, чем теноры.) Некоторые мужчины поют тенор, даже если им не хватает полного диапазона, а иногда низкие альты поют партию тенора. В мужских припевах, состоящих из четырех мужских вокальных партий TTBB (тенор 1, тенор 2, бас 1, бас 2), теноры часто поют как грудным тоном, так и фальцетом, расширяя вокальный диапазон хора.
В категории тенорового типа голоса есть семь общепризнанных подкатегорий: леггеро тенор, лирический тенор, спинто тенор, драматический тенор, heldentenor, Моцарт тенор, тенор-буфф или шпильтенор. Существует значительное совпадение между различными категориями ролей и типографией голоса; некоторые теноровые певцы начинали с лирических голосов, но со временем превратились в спинто или даже в драматические теноры.
Также известный как tenore di grazia, леггеро-тенор по сути является мужским эквивалентом лирической колоратуры. Этот голос легкий, подвижный и способен выполнять сложные пассажи фиоритуры. Типичный тенор leggero обладает диапазоном примерно от C3 до E5, при этом некоторые могут петь до F 5 или выше в полном голосе. В некоторых случаях грудной регистр леггеро тенора может простираться ниже C 3. Голоса этого типа часто используются в операх Россини, Доницетти, Беллини и в музыке периода барокко. 210>
Теноровые роли Леггеро в операх:
лирический тенор - это теплый изящный голос с ярким, полным тембром, сильный, но не тяжелый, и его можно услышать в оркестре. Лирические теноры имеют диапазон примерно от C на одну октаву ниже средней C (C 3) до D на октаву выше среднего C (D 5). Обычно их нижний диапазон может быть на несколько нот ниже C 3. В лирической теноровой группе много вокальных оттенков, репертуар следует подбирать по весу, цвету и возможностям голоса.
Жильбер Дюпре (1806-1896) был исторически значимым лирическим тенором. Он был первым тенором, который спел оперу high C от груди (ut de poitrine) вместо того, чтобы использовать фальцет. Он также известен тем, что сыграл Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур».
Лирические роли тенора в операх:
Тенор спинто имеет яркость и высоту лирического тенора, но с более тяжелым вокальным весом, позволяющим «подтолкнуть» голос к драматическим кульминациям с меньшим напряжением, чем у более легких аналогов. Теноры спинто имеют более темный тембр, чем лирический тенор, при этом не имеют такого темного цвета голоса, как многие (не все) драматические теноры. Немецкий эквивалент Spinto fach - это Jugendlicher Heldentenor, он включает в себя многие драматические роли тенора, а также некоторые роли Вагнера, такие как Лоэнгрин и Штольцинг. Разница часто заключается в глубине и металлическом голосе, когда некоторые лирические теноры стареют или пробивают себе дорогу в пение как Spinto, придавая им более легкий тон, а Jugendlicher Heldentenor имеет тенденцию быть либо молодым heldentenor, либо настоящим лирическим спинто. Спинто-теноры имеют диапазон примерно от C на октаву ниже среднего C (C 3) до C на одну октаву выше среднего C (C 5).
Теноровые роли спинто в операх:
Также «tenore di forza» или «robusto», драматический тенор обладает эмоциональным, звонким и очень мощным, боевым, героическим звук тенора. Приблизительный диапазон драматического тенора составляет от B на октаву ниже среднего C (B2) до B на октаву выше среднего C (B4), при этом некоторые способны петь до C на одну октаву выше среднего C (C5). Однако многие успешные драматические теноры исторически избегали вожделенного высокого C в исполнении. Их нижний диапазон имеет тенденцию расширяться до тесситуры баритона или, на несколько нот ниже C3, даже до A ♭ 2. Некоторые драматические теноры имеют богатый и темный тон голоса (например, зрелый Энрико Карузо ), в то время как другие (например, Франческо Таманьо ) обладают ярким стальным тембром.
Драматические теноровые роли в операх:
Heldentenor (английский: героический тенор) имеет богатый, темный, мощный и драматичный голос. Как следует из названия, Вокал heldentenor fach присутствует в немецком романтическом оперном репертуаре. Heldentenor - немецкий эквивалент tenore drammatico, однако с более баритональным качеством: типичный вагнеровский Главный герой. Краеугольным камнем репертуара heldentenor, вероятно, является Зигфрид Вагнера, чрезвычайно сложная роль, требующая широкого вокального диапазона и большой силы, а также невероятная выносливость и актерские способности. Часто heldentenor - это баритон, перешедший в этот fach, или теноры, ошибочно принятые за баритоны. Таким образом, голос heldentenor может иметь или не иметь возможности до высоких B или C. Однако репертуар редко требует таких высоких нот.
Heldentenor роли в операх:
A Моцарт тенор - еще один особый тип тенора. В пении Моцарта наиболее важным элементом является инструментальный подход к звуку вокала, который подразумевает: безупречное и тонкое излучение звука, идеальную интонацию, легато, дикцию и фразировку, способность соответствовать динамическим требованиям партитуры, красоту тембра, надежная линия пения благодаря безупречной поддержке и абсолютному контролю дыхания, музыкальному интеллекту, телесной дисциплине, элегантности, благородству, ловкости и, что наиболее важно, способности к драматической выразительности в узких рамках, налагаемых строгим моцартовским стилем.
Немецкая традиция тенора Моцарта восходит к концу 1920-х годов, когда теноры Моцарта начали использовать технику Карузо (тенор, который редко пел Моцарта) для достижения и улучшения необходимой динамики и драматической выразительности.
Теноровые роли Моцарта в операх:
Тенор-буфф или spieltenor - тенор с хорошими актерскими способностями, и способность создавать отдельные голоса для своих персонажей. Этот голос специализируется на небольших комических ролях. Диапазон тенорового буффо - от C на октаву ниже среднего C (C 3) до C на октаву выше среднего C (C 5). Тесситура этих партий варьируется от более низких, чем у других теноровых ролей, до очень высоких и широких. Эти партии часто исполняются молодыми тенорами, которые еще не полностью раскрыли свой вокальный потенциал, или старшими тенорами, которые вышли из пения. Очень редко певец специализируется на этих ролях на протяжении всей карьеры. Во французском opéra comique второстепенные роли, требующие тонкого голоса, но хорошей игры, иногда описываются как «испытание» после певца Антуана Триала (1737–1795), примеры из опер из Равеля и в Сказки Гофмана.
Тенор-буфф или шпильтенор роли в операх:
Все о Гилберте и Салливане Савойские оперы имеют по крайней мере один главный лирический тенор. Известные роли оперетты :
В Гармонии парикмахерской есть четыре части: бас, баритон, соло и тенор (от низшего к высшему), причем «тенор» относится к высшей части. Тенор обычно поет фальцетом, что примерно соответствует контртенору в классической музыке, и гармонирует над ведущей, исполняющей мелодию. Диапазон тенора в парикмахерской составляет от среднего до до среднего на октаву выше среднего до, хотя он написан на октаву ниже. «Ведущий» в музыке для парикмахерских эквивалентен нормальному диапазону тенора.
В музыке блюграсс линия мелодии называется ведущей. Тенор поется с интервалом на треть выше ведущей. Баритон - пятая часть гаммы, в которой ведущая часть выступает в качестве тоника, и ее можно петь ниже или даже выше партии (и тенора), и в этом случае он называется «высоким баритоном».