Cantus firmus

редактировать
Dufay - масса cantus firmus, производное от "". Об этом звуке Воспроизвести

В музыке cantus firmus («фиксированная мелодия») - это уже существующая мелодия, составляющая основу полифонии состав.

Множественное число этого латинского термина - cantus firmi, хотя искаженная форма canti firmi (возникшая из-за грамматически неправильного обращения с cantus как со вторым, а не четвертым склонением существительное) также может быть найденным. Вместо этого часто используется итальянский: canto fermo (а множественное число в итальянском - canti fermi).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Как учебное пособие
  • 3 Как метафора
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература

История

Термин впервые появляется в теоретической сочинения начала 13 века (например, Boncampagno da Signa, Rhetorica novissima, 1235). Самые ранние полифонические композиции почти всегда включали cantus firmus, обычно григорианское пение, хотя по соглашению этот термин не применяется к музыке, написанной до 14 века. Самые ранние сохранившиеся полифонические композиции в Musica enchiriadis (около 900 г. н.э.) содержат пение в верхнем голосе и недавно составленную часть внизу; однако это использование изменилось около 1100 г., после чего cantus firmus обычно появлялся самым тихим голосом. Позже в голосе тенора (от латинского глагола tenere, удерживать) появилась cantus firmus, поющая ноты большей продолжительности, вокруг которых были сочинены или импровизированы более витиеватые строки, инструментальные и / или вокальные.

Композиция с использованием cantus firmus продолжала оставаться нормой на протяжении 13 века: почти вся музыка St. В школах боевых искусств и Нотр-Дам используется cantus firmus, как и в большинстве мотетов 13 века. Многие из этих мотетов были написаны на нескольких языках, при этом cantus firmus звучал самым низким голосом; стихи любовных стихов могут петься на народном языке над священными латинскими текстами в форме тропа, или священный текст может быть спет на знакомую светскую мелодию.

В XIV веке эта техника продолжала широко использоваться в большинстве духовных вокальных произведений, хотя начали появляться значительные разработки: в то время как большинство континентальных композиторов использовали изоритмические методы, в Англии другие композиторы экспериментировали. с "мигрирующим" cantus firmus, в котором мелодия переходила от голоса к голосу, но сама не претерпевала значительных изменений. Позже появились разработки, которые впоследствии стали известны как метод перефразирования ; к концу 15 века этот композиционный прием стал важным в композиции масс. (См. перефразировать массу.)

Циклическая масса, которая стала стандартным типом композиции масс примерно в середине 15 века, использовала технику cantus firmus в качестве своей самый общий организационный принцип. Сначала cantus firmus почти всегда брали из plainchant, но постепенно круг источников расширился, включив в него другие священные источники и даже иногда популярные песни. Поначалу кантус твердый был ограничен тенором, но к концу века многие композиторы экспериментировали с другими способами его использования, такими как введение его в каждый голос в качестве контрапункта или использование его с различными ритмами. В течение 16 века от техники cantus firmus начали отказываться, заменив ее техникой пародии (или имитации), в которой несколько голосов ранее существовавшего источника были включены в священную композицию, такую ​​как месса. Тем не менее, в то время как композиторы в Италии, Франции и Нидерландах использовали техники пародии и перефразирования, композиторы в Испании, Португалии и Германии продолжали использовать метод cantus firmus национально идиосинкразическими способами.

Вероятно, наиболее широко распространенный. из светских мелодий cantus firmus была "L'homme armé ". Известно более 40 настроек, в том числе два от Жоскена де Пре и шесть от анонимного композитора или композиторов из Неаполя, которые задумывались как цикл. Многие композиторы среднего и позднего Возрождения написали по крайней мере одну мессу на основе этой мелодии, и эта практика продолжалась до семнадцатого века с поздней постановкой Кариссими. Существует несколько теорий относительно значения этого имени: одна предполагает, что «вооруженный человек» представляет святого Михаила Архангела, а другая предполагает, что это относится к названию популярной таверны (Maison L'Homme Armé) около Дюфе. в Камбре. Поскольку эта музыка возникла вскоре после падения Константинополя в 1453 году, вполне возможно, что текст «следует опасаться вооруженного человека» возник из-за страха перед турками-османами, которые расширялись в военном отношении в сторону Центральной Европы. Есть множество других примеров светских cantus firmi, используемых для композиции масс; некоторые из самых известных включают: «Se la face ay pale» (Дюфай), «Fortuna desperata » (приписывается Антуану Буснуа ), «Fors seulement «(Йоханнес Оккегхем ),« Милле Регрец »и« Вестрон Винд »(анонимно).

Немецкие композиторы периода барокко в Германии, особенно Бах, использовали хоральные мелодии как cantus firmi. Во вступительной части баха Страсти по Матфею хорал «O Lamm Gottes, unschuldig » появляется в длинных нотах, спетых отдельным хором мальчиков »в ripieno ».

В качестве обучающего инструмента

Как метафора

Некоторые авторы использовали слово «cantus firmus» как метафору. Кейт Гросс использовала его для тех детских занятий, которые приносят ей счастье и определяют ее - занятия, которые она называет «непреходящей мелодией» своей жизни. Дитрих Бонхёффер также использует метафору любви к Богу в своих «Письмах и Бумаги из тюрьмы ».

Ссылки

Дополнительная литература

  • М. Дженнифер Блоксам: "Cantus firmus", Grove Music Online, изд. L. Macy (доступ 7 ноября 2006 г.), (доступ по подписке)
  • Sparks, EH Cantus firmus в Mass and Motet, Berkeley, (1963)
Последняя правка сделана 2021-05-14 06:04:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте