Нос | |
---|---|
Сатирическая опера Дмитрий Шостакович | |
Композитор в 1925 г. | |
Родной титул | Русский: Нос, романизированный: №№ |
Либреттист |
|
Язык | Русский |
По мотивам | "Нос ". Николая Гоголя |
Премьера | 18 января 1930 (1930-01-18). Ленинградский Малый Оперный |
Нос, Оп. 15, (русский: Нос, романизированный: Nos), первая опера Дмитрия Шостаковича , сатирическое произведение, завершенное в 1928 году по мотивам одноименного рассказа 1836 года Николая Гоголя .
Опера написана между 1927 и 1928 годами. Либретто написано Шостаковичем, Евгением Замятиным, Александром Прейсом. Шостакович заявил, что это сатира на времена Александра I. В основе сюжета - петербургский чиновник, нос отрывается от лица и начинает жить собственной жизнью.
Оригинальное творчество Гоголя было расширено за счет заимствований из некоторых других его произведений, в том числе «Шинель », Женитьба, Дневник сумасшедшего ", и Мертвые души, а также Братья Карамазовы (1881) Достоевского. Последнее происходит во втором акте, сцена 6, где Ковалев возвращается домой и находит поющего Ивана. Песня - это постановка Шостаковича слов части 2, книги 5, главы 2 Карамазова, где лакей Смердяков поет своей соседке Марии Кондратьевне.
Невидимая сила связана с моей возлюбленной. Благослови нас, Господи, ее и меня! Она и я! Я откажусь от королевской короны, если моя возлюбленная будет счастлива. Благослови нас, Господи, ее и меня! Она и я!
Шостакович использует монтаж разных стилей, включая народную музыку, народную песню и атональность. Кажущийся хаос структурирован формальными музыкальными приемами, такими как каноны и квартеты, прием, взятый из Альбана Берга Воццека.
Согласно британскому композитору Джерарду МакБерни, написавшему для Boosey Hawkes : «Нос - один из величайших шедевров молодого Шостаковича, наэлектризованный тур по силе вокальной акробатики, диких инструментальных красок и театральности». абсурд, пронизанный обжигающей смесью смеха и ярости... Результат в безжалостно непочтительных руках Шостаковича похож на оперную версию Чарли Чаплина или Монти Пайтона..... несмотря на великолепно абсурдный сюжет и виртуозную музыку, «Нос» - это совершенно практическое произведение, которое обеспечивает чрезвычайно интересный вечер в театре ».
В июне 1929 года« Нос »получил концертное выступление, вопреки собственному желанию Шостаковича: «Нос теряет всякий смысл, если его воспринимать просто как музыкальный коллектив. позиция. Ведь музыка рождается только из действия... Мне ясно, что концертное исполнение "Носа" ее разрушит ". Действительно, концертное исполнение вызвало недоумение и подверглось жестокой атаке со стороны Российской ассоциации пролетарских музыкантов. (RAPM).
Изначально планировалось поставить постановку в Большом театре под руководством Всеволода Мейерхольда, но планы сорвались из-за Мейерхольд был слишком занят другими постановками. Премьера сцены, которую дирижировал Самуил Самосуд, состоялась 18 января 1930 года в Малом оперном театре в Ленинграде. Распространенное непонимание среди музыкантов. Тем не менее, дирижер Николай Малко, преподававший Шостаковича в Ленинградской консерватории и дирижировавший премьерой Первой симфонии своего ученика, считал опера имела «грандиозный успех»; действительно, ей было дано 16 спектаклей с двумя чередующимися ок. стс более шести месяцев.
Оперу не ставили в Советском Союзе до 1974 года, когда ее возродили Геннадий Рождественский и Борис Покровский. В интервью для документального фильма 2008 года Рождественский рассказал, что он нашел старую копию «Носа» в Большом театре в 1974 году, предположительно последнюю копию в Советском Союзе. Композитор присутствовал на репетиции и премьере в 1974 году.
Профессиональная премьера оперы в США состоялась в Опере Санта-Фе в 1965 году под дирижером Эриха Кунцеля и снова была исполнена в Санта-Фе. Компания в 1987 году, проведенная Эдо де Ваарт. Он был исполнен в июле 2004 года на SummerScape Бард-колледжа в Аннандейл-он-Гудзон, Нью-Йорк, режиссер Франческа Замбелло и Американский симфонический оркестр под управлением Леона Ботштейна.
Опера была поставлена в Бостонской опере в начале 2009 года и в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в Март 2010 г. Этот спектакль был возобновлен в 2013 г. и был показан в кинотеатрах по всему миру 26 октября в рамках программы Metropolitan Opera Live in HD.
Производство Барри Коски новой англоязычной версии Дэвидом Паунтни для The Royal Opera, Opera Australia и Komische Премьера оперы в Берлине состоялась в 2016 году в Королевском оперном театре в Лондоне, в том же доме состоялся дебют Коски, а в 2018 году в Сиднейском оперном театре и в Берлине.
В актерском составе требуется 82 певческие / говорящие партии, которые обычно исполняют около 14 исполнителей.
Роль | Тип голоса |
---|---|
Платон Кузьмич Ковалёв, Коллегиальный асессор | баритон |
Иван Яковлевич, цирюльник | бас-баритон |
инспектор милиции | очень высокий тенор |
Иван, камердинер Ковалева | тенор |
Нос | тенор |
Пелагея Григорьевна Подточина, штабс-вдова | меццо-сопрано |
Ее дочь | сопрано |
Старая графиня | контральто |
Прасковья Осиповна, жена Ивана Яковлевича | сопрано |
Хлебница | сопрано |
Клерк в редакции | бас-баритон |
Ярыжкин, друг тенора Ковалева | |
Восемь лакеев, десять полицейских, девять джентльменов, четыре евнуха, прохожие, люди на вокзале и т. Д. |
Опера в 3 действиях и 10 картинах без антракта
Санкт-Петербург. Коллегиального асессора Ковалёва бреет Иван Яковлевич (парикмахер). Он один из постоянных клиентов Яковлевича.
На следующее утро Яковлевич находит в хлебе нос. Его жена, полагая, что он отрезал нос одному из своих клиентов, просит его избавиться от него. Он пытается избавиться от нее на улице, но ему мешает столкновение с людьми, которых он знает, затем он бросает ее в Неву, но его видит сотрудник милиции и увозит на допрос. Тем временем Ковалев просыпается и обнаруживает, что у него нет носа. Его первая реакция - недоверие, затем шок, и он намеревается найти его. Позже он видит свой нос молящимся в Казанском соборе, теперь размером с человека. Поскольку нос получил более высокое звание (статский советник), чем он, он отказывается иметь с ним какие-либо дела и уходит.
В ходе обыска Ковалев оказывается в квартире начальника полиции, но его нет дома. Затем он заходит в редакцию газеты, чтобы разместить объявление о потере носа, где говорится о пропавшей собаке. После объяснения причин его потери его просьба была отклонена по причине репутации газеты. Продемонстрировав свою потерю, клерк предлагает ему рассказать свою историю. Ковалев чувствует себя оскорбленным и уходит.
Он возвращается в свою квартиру, где его слуга играет на балалайке, он отпускает его и погружается в жалость к себе.
Полиция взялась за обыск. Группа милиционеров на вокзале, чтобы не дать носу вырваться, где их собирает инспектор. Вбегает нос и пытается остановить поезд, после чего начинается общее преследование, в результате которого его захватывают. Затем инспектор забивает нос до нормального размера, заворачивает и возвращает Ковалеву, но Ковалев не может его снова прикрепить. И врач не может. Затем он подозревает, что он был очарован женщиной по имени мадам Подточина, потому что он не женится на ее дочери. Он пишет, чтобы попросить ее снять заклинание, но она неверно истолковывает письмо как предложение дочери. Она убеждает его в своей невиновности. В городе толпы, подпитываемые слухами, собираются в поисках носа, пока полиция не наведет порядок.
Ковалев просыпается с прикрепленным носом и от радости танцует польку. Яковлевич вышел из тюрьмы и приезжает побрить его. Затем Ковалев бродит по Невскому проспекту, здоровается со знакомыми, пока люди обсуждают историю.
Комментарии
Примечания
Источники