Нос (опера)

редактировать
Нос
Сатирическая опера Дмитрий Шостакович
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич).jpg Композитор в 1925 г.
Родной титулРусский: Нос, романизированный: №№
Либреттист
ЯзыкРусский
По мотивам"Нос ". Николая Гоголя
Премьера18 января 1930 (1930-01-18). Ленинградский Малый Оперный

Нос, Оп. 15, (русский: Нос, романизированный: Nos), первая опера Дмитрия Шостаковича , сатирическое произведение, завершенное в 1928 году по мотивам одноименного рассказа 1836 года Николая Гоголя .

Содержание

  • 1 Стиль и структура
  • 2 История производительности
  • 3 Инструментарий
  • 4 Роли
  • 5 Краткое содержание
    • 5.1 Акт 1
      • 5.1.1 Пролог
    • 5.2 Акт 2
    • 5.3 Акт 3
      • 5.3.1 Эпилог
  • 6 Записи
    • 6.1 На видео
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Стиль и структура

Опера написана между 1927 и 1928 годами. Либретто написано Шостаковичем, Евгением Замятиным, Александром Прейсом. Шостакович заявил, что это сатира на времена Александра I. В основе сюжета - петербургский чиновник, нос отрывается от лица и начинает жить собственной жизнью.

Оригинальное творчество Гоголя было расширено за счет заимствований из некоторых других его произведений, в том числе «Шинель », Женитьба, Дневник сумасшедшего ", и Мертвые души, а также Братья Карамазовы (1881) Достоевского. Последнее происходит во втором акте, сцена 6, где Ковалев возвращается домой и находит поющего Ивана. Песня - это постановка Шостаковича слов части 2, книги 5, главы 2 Карамазова, где лакей Смердяков поет своей соседке Марии Кондратьевне.

Невидимая сила связана с моей возлюбленной. Благослови нас, Господи, ее и меня! Она и я! Я откажусь от королевской короны, если моя возлюбленная будет счастлива. Благослови нас, Господи, ее и меня! Она и я!

Шостакович использует монтаж разных стилей, включая народную музыку, народную песню и атональность. Кажущийся хаос структурирован формальными музыкальными приемами, такими как каноны и квартеты, прием, взятый из Альбана Берга Воццека.

Согласно британскому композитору Джерарду МакБерни, написавшему для Boosey Hawkes : «Нос - один из величайших шедевров молодого Шостаковича, наэлектризованный тур по силе вокальной акробатики, диких инструментальных красок и театральности». абсурд, пронизанный обжигающей смесью смеха и ярости... Результат в безжалостно непочтительных руках Шостаковича похож на оперную версию Чарли Чаплина или Монти Пайтона..... несмотря на великолепно абсурдный сюжет и виртуозную музыку, «Нос» - это совершенно практическое произведение, которое обеспечивает чрезвычайно интересный вечер в театре ».

История выступления

В июне 1929 года« Нос »получил концертное выступление, вопреки собственному желанию Шостаковича: «Нос теряет всякий смысл, если его воспринимать просто как музыкальный коллектив. позиция. Ведь музыка рождается только из действия... Мне ясно, что концертное исполнение "Носа" ее разрушит ". Действительно, концертное исполнение вызвало недоумение и подверглось жестокой атаке со стороны Российской ассоциации пролетарских музыкантов. (RAPM).

Изначально планировалось поставить постановку в Большом театре под руководством Всеволода Мейерхольда, но планы сорвались из-за Мейерхольд был слишком занят другими постановками. Премьера сцены, которую дирижировал Самуил Самосуд, состоялась 18 января 1930 года в Малом оперном театре в Ленинграде. Распространенное непонимание среди музыкантов. Тем не менее, дирижер Николай Малко, преподававший Шостаковича в Ленинградской консерватории и дирижировавший премьерой Первой симфонии своего ученика, считал опера имела «грандиозный успех»; действительно, ей было дано 16 спектаклей с двумя чередующимися ок. стс более шести месяцев.

Оперу не ставили в Советском Союзе до 1974 года, когда ее возродили Геннадий Рождественский и Борис Покровский. В интервью для документального фильма 2008 года Рождественский рассказал, что он нашел старую копию «Носа» в Большом театре в 1974 году, предположительно последнюю копию в Советском Союзе. Композитор присутствовал на репетиции и премьере в 1974 году.

Профессиональная премьера оперы в США состоялась в Опере Санта-Фе в 1965 году под дирижером Эриха Кунцеля и снова была исполнена в Санта-Фе. Компания в 1987 году, проведенная Эдо де Ваарт. Он был исполнен в июле 2004 года на SummerScape Бард-колледжа в Аннандейл-он-Гудзон, Нью-Йорк, режиссер Франческа Замбелло и Американский симфонический оркестр под управлением Леона Ботштейна.

Опера была поставлена ​​в Бостонской опере в начале 2009 года и в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в Март 2010 г. Этот спектакль был возобновлен в 2013 г. и был показан в кинотеатрах по всему миру 26 октября в рамках программы Metropolitan Opera Live in HD.

Производство Барри Коски новой англоязычной версии Дэвидом Паунтни для The Royal Opera, Opera Australia и Komische Премьера оперы в Берлине состоялась в 2016 году в Королевском оперном театре в Лондоне, в том же доме состоялся дебют Коски, а в 2018 году в Сиднейском оперном театре и в Берлине.

Инструменты

духовые инструменты : флейта (удвоение пикколо, альт флейта ), гобой (удвоение английского рожка ), кларнет си-бемоль (удвоение кларнет пикколо, кларнет A, бас-кларнет ), фагот (сдвоенный контрабагот )
латунь : рог, труба (удвоение корнет ), тромбон
перкуссия : треугольник, бубен, кастаньеты, том-том, трещотка, подвесная тарелка, clash cymbals, большой барабан, малый барабан, там-там, глокеншпиль, трубчатые колокольчики, ксилофон, флексатон (музыкальная пила )
клавишные : фортепиано
струны : Скрипки I, скрипки II, альты, виолончели, контрабасы, две арфы, маленькие домры, альты домры, две балалайки

роли

В актерском составе требуется 82 певческие / говорящие партии, которые обычно исполняют около 14 исполнителей.

РольТип голоса
Платон Кузьмич Ковалёв, Коллегиальный асессорбаритон
Иван Яковлевич, цирюльникбас-баритон
инспектор милицииочень высокий тенор
Иван, камердинер Ковалеватенор
Ностенор
Пелагея Григорьевна Подточина, штабс-вдовамеццо-сопрано
Ее дочьсопрано
Старая графиняконтральто
Прасковья Осиповна, жена Ивана Яковлевичасопрано
Хлебницасопрано
Клерк в редакциибас-баритон
Ярыжкин, друг тенора Ковалева
Восемь лакеев, десять полицейских, девять джентльменов, четыре евнуха, прохожие, люди на вокзале и т. Д.

Сводка

Опера в 3 действиях и 10 картинах без антракта

Акт 1

Пролог

Санкт-Петербург. Коллегиального асессора Ковалёва бреет Иван Яковлевич (парикмахер). Он один из постоянных клиентов Яковлевича.

На следующее утро Яковлевич находит в хлебе нос. Его жена, полагая, что он отрезал нос одному из своих клиентов, просит его избавиться от него. Он пытается избавиться от нее на улице, но ему мешает столкновение с людьми, которых он знает, затем он бросает ее в Неву, но его видит сотрудник милиции и увозит на допрос. Тем временем Ковалев просыпается и обнаруживает, что у него нет носа. Его первая реакция - недоверие, затем шок, и он намеревается найти его. Позже он видит свой нос молящимся в Казанском соборе, теперь размером с человека. Поскольку нос получил более высокое звание (статский советник), чем он, он отказывается иметь с ним какие-либо дела и уходит.

Акт 2

В ходе обыска Ковалев оказывается в квартире начальника полиции, но его нет дома. Затем он заходит в редакцию газеты, чтобы разместить объявление о потере носа, где говорится о пропавшей собаке. После объяснения причин его потери его просьба была отклонена по причине репутации газеты. Продемонстрировав свою потерю, клерк предлагает ему рассказать свою историю. Ковалев чувствует себя оскорбленным и уходит.

Он возвращается в свою квартиру, где его слуга играет на балалайке, он отпускает его и погружается в жалость к себе.

Акт 3

Полиция взялась за обыск. Группа милиционеров на вокзале, чтобы не дать носу вырваться, где их собирает инспектор. Вбегает нос и пытается остановить поезд, после чего начинается общее преследование, в результате которого его захватывают. Затем инспектор забивает нос до нормального размера, заворачивает и возвращает Ковалеву, но Ковалев не может его снова прикрепить. И врач не может. Затем он подозревает, что он был очарован женщиной по имени мадам Подточина, потому что он не женится на ее дочери. Он пишет, чтобы попросить ее снять заклинание, но она неверно истолковывает письмо как предложение дочери. Она убеждает его в своей невиновности. В городе толпы, подпитываемые слухами, собираются в поисках носа, пока полиция не наведет порядок.

Эпилог

Ковалев просыпается с прикрепленным носом и от радости танцует польку. Яковлевич вышел из тюрьмы и приезжает побрить его. Затем Ковалев бродит по Невскому проспекту, здоровается со знакомыми, пока люди обсуждают историю.

Записи

  • 1964 Бруно Бартолетти, Фонит Четра - живет во Флоренции, по-итальянски, с Формичини, Капеччи и Тахо (как слуга Иван, тенор; Ковалев, баритон; и Яковлевич, бас)
  • 1975 Геннадий Рождественский, Мелодия - студийная запись, сделанная в Москве под контролем композитора, с Дружининым, Акимовым и Белых в главных ролях
  • 2001 Армин Джордан, Cascavelle - концерт в Лозанне, на французском, с Матяхом, Шредером и Маторином
  • 2008 Валерий Гергиев, лейбл Mariinsky - студийная запись сделана в Санкт-Петербурге с Скороходовым, Сулимский и Тановицкий в главных ролях и полные либретто на русском и английском языках
  • 2010 г. Гергиев, радиопоток Sirius - прямой эфир в Нью-Йорке 5 марта с участием Скороходова, Сзота и Огновенко

На видео

  • 1979 г., фильм режиссера Богатыренко; Борис Дружинин, тенор (Иван, слуга Ковалёва), Эдуард Акимов (баритон, Ковалёв), Валерий Белых (бас, Яковлевич); роли второго плана: Нина Сасулова, сопрано (Прасковья), Борис Тархов, высокий тенор (Полицейский), Ашот Саркисов, бас (Доктор); Хор и оркестр Московского камерного оперного театра, Геннадий Рождественский
  • 1991, видео на лазерном диске (Toshiba EMI TOWL 3747-8) спектакля в Московском камерном оперном театре, выходил четыре года назад позже (в 1995 г.), но никогда на DVD; Борис Дружинин, Эдуард Акимов и Алексей Мочалов в главных ролях; Хор и оркестр Московского камерного оперного театра, Владимир Агронский
  • 2013, видеопоток Метрополитен-опера в постановке Уильям Кентридж ; Пауло Сот (баритон, Ковалев); роли второго плана: Андрей Попов (начальник полиции), Александр Льюис (Сердитый человек в соборе); дирижирование.
  • 2016 г., видеопоток Royal Opera House постановки Барри Коски ; Вольфганг Аблингер-Шперхаке, тенор (Иван, слуга Ковалёва); [де ] (баритон, Ковалев), Джон Томлинсон (бас, Яковлевич); роли второго плана: Рози Олдридж (Прасковья), Александр Кравец (Полицейский), Александр Льюис (Злой человек в соборе); Хор и оркестр Королевского оперного театра, Инго Мецмахер дирижирует

Ссылки

Комментарии

Примечания

Источники

  • Фэй, Лорел Э. (ред.), Шостакович и его мир (серия музыкальных фестивалей) Princeton University Press, 2004. ISBN 0691120692 ISBN 9780691120690
  • Фролова- Уокер, Марина (2005). «11. Русская опера. Две антиоперы:« Любовь к трем апельсинам »и« Нос »». В Мервине Куке (ред.). Кембриджский компаньон оперы ХХ века. Кембриджские товарищи по музыке. Лондон: Издательство Кембриджского университета. С. 182–186. ISBN 0-521-78393-3.
  • Халм, Дерек К., Димитрий Шостакович, Scarecrow Press 2002
  • Уилсон, Элизабет, Шостакович: воспоминания о жизни. Лондон: Faber, 2006
  • Metropolitan Opera 2013: The Nose

Дополнительная литература

  • Бретаницкая, Алла Леонидовна: «Нос» Д. Д. Шостаковича. Путеводитель. («Нос» Д. Д. Шостаковича. Путеводитель.) Москва, 1983. «Музыка»
  • Туманов Александр Николаевич (июль 1993 г.). «Соответствие художественного текста и музыкальной фразеологии в опере Шостаковича« Нос »и фантастической сказке Гоголя». Русское обозрение. 52(3): 397–414. JSTOR 130738.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 11:46:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте