Франческо Таманьо (28 декабря 1850 - 31 августа 1905) был итальянцем оперный тенор, который с огромным успехом пел по всей Европе и Америке. 5 февраля 1887 года он спел Отелло в первом исполнении оперы Джузеппе Верди. Он также является первым итальянским тенором, оставившим значительный объем записей своего голоса. Он был одним из первых международных общественных деятелей мужского пола, который признал, что с момента ее рождения был единственным родителем и опекуном дочери.
Самый известный героический тенор В свои годы Таманьо выступал в 26 странах, прославившись силой своего пения, особенно в верхнем регистре. Тамагно был среди редких певцов, известных как тенор робусто или теноре ди форза, и критики сравнивали звук его голоса со звуком трубы или даже пушки. Вокальный диапазон Таманьо расширился до высокого до-диеза во время его расцвета, но он был не просто «бейтер» высоких нот; его записи свидетельствуют о его способности даже в конце карьеры при необходимости петь мягко, умело и чувствительно модулируя динамические уровни своего голоса.
Наиболее известен как создатель роли главного героя в опере Верди Отелло в Ла Скала, Милан в 1887 году, он также был первым Габриэле Адорно в версии Верди 1881 года Саймона Бокканегры, гораздо более лирическое задание, чем «Венецианский мавр». Он участвовал в премьере итальянской версии оперы Верди Дон Карлос, когда она была поставлена в Ла Скала в 1884 году, исполнив одноименную партию Инфанте Испании. Пять других опер, в которых Таманьо исполнил главные роли: Карлос Гомес «Мария Тюдор» (в 1879 г.), «Фиглиуол продиго» Амилкаре Понкьелли и Марион Делорм (1885), Руджеро Леонкавалло «I Медичи» (1893) и Исидора де Лара Мессалин (1899).
Его хвалили за исполнение таких известных ролей, как Манрико в Il trovatore, Дон Альваро в La forza del destino, главные роли в Ernani и Полиуто, Арнольд в Гийом Телль, Джон Лейденский в Le prophète, Рауль в Les Huguenots, Васко в L'Africaine, Роберт в Robert le diable и Элеазар в La Juive. Он преуспел в новых драматических частях Радамеса в Аиде, Самсоне в Самсоне и Далиле, Алиме в Le roi de Lahore и Иоанна Крестителя в Иродиада. Тем не менее, в молодые годы, прежде чем его голос стал слишком сильным, он смог договориться о роли, такой же легкой и изящной, как Эдгардо в Лючия ди Ламмермур, благодаря своему искусному пению мецца-вокала.
Тамагно пел примерно в 55 различных операх и духовных произведениях (в том числе Реквием Верди и Stabat Mater Джоакино Россини ) в течение своей карьеры солиста. который начался в Турине в 1873 году и продолжался еще 32 года, но был ограничен началом сердечно-сосудистой болезни, убившей его в среднем возрасте. За одним примечательным исключением, Таманьо в значительной степени избегал verismo opera, считая это неудобным сочетанием с его стилистическим обучением в традиции bel canto. Этим заметным исключением был Умберто Джордано Андреа Шенье. Он изучал партитуру Шенье с Джордано в 1898 году и заслужил похвалы за его мастерское исполнение четырех показательных соло ведущего тенора в последующих постановках произведения. Он был в дружеских отношениях с соперником Джордано Джакомо Пуччини. В 1892 году он принял участие в возрождении ранней оперы Пуччини Эдгар, которая была поставлена в Мадриде под руководством композитора, но даже участия Таманьо в этом предприятии было недостаточно для воодушевить Эдгара, и это остается редко услышанным. (Тамагно также рискнул сыграть несколько представлений архетипического правдоподобного произведения Пьетро Масканьи, Cavalleria rusticana, в Нью-Йорке в 1894 году.)
Перефразируя пьесу Таманьо «Нью-Йорк Таймс» некролог от 1 сентября 1905 года, такова была необычайная легкость верхнего регистра тенора, он заставил выбросить свои высокие ля, си и до так же легко, как повседневная речь. Однако, как и у всех певцов, у него были вокальные недостатки и вредные привычки. Яркий, мощный тон его голоса, хотя и захватывающий, никогда не мог быть описан как "сладкий" или "соблазнительный", и это уменьшало эффективность его вклада в более интимные отрывки любовных дуэтов, например, для главного героя. и Дездемона, венчающая первый акт Отелло. Он не был искусным читателем с листа, оправдывая это ограничение тем, что он был эмоциональным человеком, который предпочитал доносить свою музыку от «сердца», а не от «головы». Критики время от времени упрекали его за то, что он стремился максимизировать возбуждающий фактор своих выступлений, удерживая верхние ноты дольше, чем необходимо, а иногда и резко нажимая на них. Его также периодически упрекали за то, что он отстал от дирижера или опередил его.
Тамагно продолжал напряженную и широко известную карьеру, которая длилась более трех десятилетий. За это время он появился в более чем 50 различных операх и пел почти во всех крупных театрах Европы, Южной Америки и США. Он также имел честь участвовать в восьми премьерных постановках новых или существенно переработанных оперных произведений таких выдающихся композиторов, как Верди, Понкьелли и Леонкавалло. Несмотря на то, что он не был искушенным актером или безупречным музыкантом, его громкий голос и вулканическое исполнение самых ярких теноровых ролей в итальянском и французском репертуарах оказали огромное влияние на публику, позволив ему завоевать мировую репутацию и взимать плату с промоутеров с обеих сторон. высоких сборов Атлантики за его услуги.
Таманьо родился в большой семье в северном итальянском городе Турин (Турин) в 1850 году. Он был сыном продавца вина, который управлял скромной тратторией. Его вокальные обещания проявились рано, и, хотя родители поощряли его к изучению профессии, он все же мог брать уроки пения у дирижера и композитора Карло Педротти в музыкальной школе Турина Liceo Musicale и приобретать опыт работы хорист.
В 1873 году Таманьо закончил свое музыкальное образование, и, после прохождения обязательной военной службы, исполнил несколько небольших ролей в Teatro Regio Турина (Королевский театр), директором которой был Педротти. Затем он максимально воспользовался возможностью исполнить главную оперную роль, получив известность 20 января 1874 года, сыграв сенсационную роль Риккардо в опере Джузеппе Верди Бал в маске в Театре Беллини, Палермо.. Таманьо предпринял серию последующих певческих мероприятий в Ферраре, Ровиго, Венеции и Барселоне, что еще больше повысило его авторитет и позволило он дебютировал в Милане Ла Скала в 1877 году.
Ла Скала был главным оперным театром Италии, и Таманьо стал одним из основных членов его труппы певцов. Его голос продолжал созревать в Ла Скала, полностью раскрывая свой потенциал после нескольких лет энергичного использования в различных операх. Он наслаждался дополнительным преимуществом тесного сотрудничества с Верди, а его вокализм приобрел дисциплинированность и отполированность, которых ему раньше не хватало. Согласно Краткому Оксфордскому оперному словарю, он в конечном итоге принимал участие в каждом сезоне Ла Скала до конца 1887 года и снова появлялся там в 1901 году в качестве приглашенного художника. Однако он не полностью отвернулся от Турина и находил время, чтобы периодически петь в своем родном городе; действительно, его последнее известное публичное мероприятие произошло в Турине в 1905 году.
Аргентина была заморским бастионом итальянской оперы на протяжении всего этого периода, и Таманьо предпринял первый из нескольких хорошо оплачиваемых визитов в Буэнос-Айрес в 1879 году. Ранее, в 1875–1876 годах, он пел в Испании. Его международная карьера стремительно развивалась только в 1888 году, когда роль Отелло, которую Верди написал с учетом голоса Таманьо, стала его визитной карточкой во всем мире. Историк музыкального исполнительства Джон Поттер в своей книге 2009 года «Тенор: история голоса» (издательство Йельского университета, стр. 61) отметил об Отелло: «Заглавная роль была одной из самых сложных теноровых партий, когда-либо написанных, и была создана специально для уникальные таланты и вокальная личность Таманьо. Требования роли, внушительное физическое присутствие, способное сочетать лирическую сладость со зловещей декламацией, которая варьируется от богатого баритонального среднего до звенящего верхнего регистра, с тех пор сделали его проблематичным ».
Таманьо усердно гастролировал в течение последней дюжины лет XIX века, принимая прибыльные приглашения исполнить Отелло и другие напряженные оперные роли в таких разных странах, как Англия, Франция, Португалия, Испания (снова), Германия, Австрия, Россия, Уругвай, Бразилия, Мексика и Аргентина. Он часто выступал в модной Опере Монте-Карло и выступал на ключевых музыкальных площадках в североамериканских городах Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Балтимор, Вашингтон, округ Колумбия, Филадельфия и Сан-Франциско. В некрологе Таманьо в New York Times говорится, что он впервые пел в Соединенных Штатах в 1890 году. Во время этого трансатлантического визита им руководил видный американский импресарио Генри Юджин Эбби.
Приведу лишь пять конкретных примеров зарубежных обязательств Таманьо после премьеры «Отелло» в 1887 году: он выступал в Нью-Йорке Метрополитен-опера в 1894–1895 годах в лондонском Лицейский театр в 1889 году, в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в 1896-97, в Парижской опере в 1897 году и в Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, в 1895 и 1901 гг. (В течение своих лондонских сезонов он также пел частным образом для королевы Виктории в Виндзорском замке.)
Оркестровые дирижеры уровня Франко Фаччо, Луиджи Манчинелли и Артуро Тосканини были партнерами Таманьо во время его расцвета, и он выступал против некоторых из самых прославленных сопрано, баритоны и басы в истории оперы. Ветераны оперы считали Таманьо законным преемником Энрико Тамберлика (1820–1889), доминирующего итальянского героического тенора середины XIX века, а Жана де Решке (1850) –1925) был широко признан лучшим из его сверстников по тенориалу. Элегантный лирико-драматический тенор французской школы, репертуар де Решке до некоторой степени перекрывал репертуар Таманьо, и хотя он никогда не мог переиграть своего итальянского соперника, у него был более округлый голос и суровая сценическая манера поведения. Он также был выдающимся представителем опер Рихарда Вагнера, который был услышан на сценах Лондона и Нью-Йорка в конце викторианской эры. Однако Таманьо отказался исполнять вагнеровские произведения даже в итальянском переводе; он считал, что тесситура музыки, написанной для теноровых героев Вагнера, лежит слишком низко, чтобы соответствовать его вокальному диапазону.
Таманьо прожил достаточно долго, чтобы стать свидетелем восхождения к славе молодого Энрико Карузо (1873–1921). Он восхищался способностями Карузо, еще в 1898 году предсказав, что Карузо станет итальянским тенором номер один 20-го века. Как отмечает М. Дж. Филлипс-Матц в своей биографии Пуччини 2002 года, Таманьо и Карузо фактически выступили на одной сцене в феврале 1901 года во время концерта в Ла Скала. Концерт был организован Тосканини как дань памяти недавно скончавшемуся Верди. (В нем Таманьо спел отрывок из «Форса дель судьбы», а Карузо возглавил квартет из Риголетто.) Комментатор оперы Майкл Скотт утверждает, что Таманьо в последний раз выступал в роли Отелло в Риме в В 1903 году, когда он снялся в гала-спектакле, поставленном для Кайзера Вильгельма II.
Отец-одиночка, который никогда не был женат, Таманьо обладал приветливым характером в дополнение к проницательному деловому мозгу и осторожному отношению к деньгам. Сопрано Последний биограф Нелли Мельба, Энн Блейни, рассказывает, как Мельба отреагировала на скупку Таманьо, когда она дважды сталкивалась с демонстрациями этого в течение сезона 1894-1895 New York Met:
Говорят, что его поразительный голос имел «металлическое проникновение восьмидюймового [артиллерийского] снаряда», но в душе он оставался простым крестьянином, а его крестьянская скупость была источником забавы. Однажды ночью Мельба и Жан де Решке с открытым ртом наблюдал, как он собирал послеобеденные конфеты и привносил в память букет орхидей со стола. Вскоре после этого, за обедом, Мельба увидел, как он собирал недоеденные котлеты своего соседа и заворачивал их в газету. Он сказал, что это были для его собаки, но Мельба предположил, что они были для его собственного ужина ". (См. «Я - Мельба», Black Inc. Books, Мельбурн, Австралия, 2008 г., стр. 149.)
Таманьо был наделен оптимистичным телосложением, но в начале 1900-х годов его здоровье ухудшилось из-за хронического сердечного заболевания. Хотя из-за этого недуга он оставил оперную сцену, он продолжал давать сольные концерты и выступать на концертах, последний из которых состоялся в Остенде, Бельгия, в 1904 году. На последнем этапе он пел публично. в марте следующего года и удалился в спокойную виллу в Варезе, Ломбардия, которой он владел с 1885 года и которую он тщательно реконструировал. Однако состояние здоровья Таманьо не улучшилось, и на вилле он перенес сердечный приступ. Он был прикован к постели, у него случился рецидив, и он умер 31 августа 1905 года в возрасте 54 лет. Его тело похоронено в сложном каменном мавзолее на Генеральном кладбище Турина.
Любимая дочь Таманьо, Маргарита, которая была рождена вне брака и о которой он заботился с самого рождения, писал ей на протяжении всей своей карьеры и ее детские невероятно трогательные письма, унаследовала его значительное состояние, по словам биографа Уго Пьявано. Полная биография Пьявано, Otello Fu: La Vera Vita di Francesco Tamagno, il "tenore-cannone", была опубликована в Милане в 2005 году издательством Rugginenti Editore по случаю 100-летия со дня смерти певца. И первый том книги Майкла Скотта The Record of Singing (издан Duckworth, London, 1977) и J. «Великая традиция: 70 лет записанного пения» Б. Стейна (Дакворт, Лондон, 1974) содержит оценки голоса и артистизма Таманьо. Кроме того, Teatro Regio di Torino приобрел многие костюмы Таманьо и другие предметы, относящиеся к его оперной карьере, а его коллекцию бабочек можно увидеть в Варезе на вилле Мирабелло.
Яркий голос Таманьо со стальным наконечником с его скрытным тембром, открытой постановкой, энергичным (но никогда не разрушающим) вибрато и резкой декламацией сохранился на двух партиях технологически примитивных записей оперных произведений. Они были изготовлены в феврале 1903 года в доме отдыха Таманьо в Оспедалетти и в апреле 1904 года в «ателье» в Риме.
Британская Gramophone Typewriter Company, HMV / предшественник EMI, продюсировала все записи Таманьо (выпущенные в США Victor Talking Machine Company ), которые выпускались на дисках из шеллака диаметром 10 или 12 дюймов и корректно воспроизводились на скоростях в диапазоне от 73 до 77 об / мин ( стандарт 78 об / мин не устанавливался до 1920-х годов). Компания направила одного из своих лучших инженеров Уилла Гайсберга в Италию для проведения записи. (Такие сеансы могли быть пугающим испытанием для певцов поколения Таманьо, которые привыкли выступать перед аудиторией в условиях оперного театра.) Компания заплатила Тамагно денежный аванс в размере 2000 фунтов стерлингов, чтобы он сделал его первую партию записей. Он также получал гонорары от компании за каждый проданный пресс с индивидуальным номером и этикеткой. В переработанном издании The Fabulous Phonograph Роланда Гелатта (Collier Books, Нью-Йорк, 1977, стр. 119) утверждается, что контракт на звукозапись Таманьо, подписанный в декабре 1902 года, был первым, воплощающим «принцип роялти».
Гелатт заявляет, что Тамагно одобрил 19 записей его сеанса в Оспедалетти для публикации. Они поступили в продажу в апреле 1903 года и широко рекламировались в прессе, а Таманьо был объявлен величайшим тенором в мире. С покупателей взималась плата в размере одного фунта стерлингов или его эквивалента в других валютах за диск; для сравнения, первые 10-дюймовые диски Caruso (сделанные в Италии в прошлом году) продавались всего за 10 шиллингов или эквивалентную сумму. Сумма, взимаемая за каждый из дисков Таманьо, представляла собой, по крайней мере, недельную заработную плату обычного человека, и на эти затраты он получал односторонний продукт, иногда содержащий менее двух минут музыки. Очевидно, что записи Таманьо были нацелены на клиентов из высшего общества, как и записи, сделанные такими выдающимися современниками, как Нелли Мельба, Аделина Патти, Поль Плансон и Маттиа Баттистини.
Небольшая группа композиторов, представленных на совместных записях Таманьо 1903 и 1904 годов, включает Джакомо Мейербер, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне, де Лара, Джордано, Россини и, естественно, Верди. Помимо Отелло, оперы, из которых он выбрал для записи арий в нескольких дублях, были Il trovatore, Гийом Телль (Гульельмо Телль), Le prophète (Il profeta), Самсон и Далила (Sansone e Dalila), Hérodiade, Messaline и Andrea. Шенье.
Когда он выступил перед звукозаписывающей трубкой, Таманьо был в плохом состоянии и почти вышел на пенсию после долгой и сложной карьеры. Следовательно, его голос, хотя по-прежнему удивительно мощный и находящийся под твердым техническим контролем, уже не был на пике, хотя технология записи того времени почти наверняка не соответствовала задаче захвата всей широты способностей Таманьо в то время.
Поттер отдает дань уважения вокальным качествам Таманьо в своей книге об истории тенорового пения, утверждая, что его «записанное наследие» - это «бесценная связь с Верди», в то время как Стейн пишет в «Великой традиции» (стр. 19) –23), хвалит диски Tamagno как «артистические и преданные выступления певца исключительного дара» с «великолепным голосом». Скотт заявляет в «Record of Singing» (стр. 131–133), что записи Таманьо Otello «исторически бесценны», в частности, Esultate демонстрирует «удивительную силу», и все они демонстрируют «интенсивность высказывания», которая является «уникальной». В самом деле, Генри Плезантс, автор «Великих певцов», заходит так далеко, что заявляет, что «обжигающее отчаяние» версии Таманьо смертельной арии Отелло, Niun mi tema, «возможно, не имеет себе равных ни с чем другим на воске» (Macmillan Publishing, отредактировано издание, Лондон, 1983, стр. 252–254).
Symposium Records выпустила два- CD антологию опубликованных и неопубликованных записей Таманьо (каталожный номер 1186/87), а обширная их подборка была выпущена на лейбле Pearl / Opal ( CD 9846) в 1990 году. Те, кто хочет услышать Tamagno в более широком контексте, могут пожелать ознакомиться с трехдисковым CD EMI La Scala Edition, Volume One, 1878-1914 (CHS 7 64860 2). Это издание содержит четыре трека Таманьо в мастерски переработанных трансферах, а также записи, сделанные рядом его коллег, в том числе баритоном Виктором Морелем, создателем роли Яго в Отелло, и басом Франческо Наварини, создателем роли Лодовико в той же опере.
Более специализированный интерес (но приближающий нас к Tamagno по качеству записи) представляет выпуск в 2007 году всех существующих 12-дюймовых пластинок Tamagno на высококачественных виниловых дисках (отпечатанных с оригинальные металлические "мастера" / детали, найденные в немецком архиве) британской фирмы Historic Masters. За этим последовали в 2012 году все десятидюймовые записи.
Все (кроме первой) записи Тамгано (опубликованные или нет) были найдены. Коробочный набор Historic Masters сопровождается биографическим эссе, написанным Майклом Аспиналлом, который также обсуждает дискографию Таманьо и оценивает его вокальную технику. Набор содержит, среди прочего, недавно обнаруженную запись дуэта Oath Duet от Otello ('Si pelciel') и арию из Messaline, которая ранее была известна только из частного тестового пресса, когда-то принадлежавшего Tamagno. Баритон в дуэте Отелло анонимен, но Аспиналл считает, что это мог быть младший брат Таманьо, Джованни, у которого была небольшая певческая карьера. Аспиналл завершает свое эссе следующим образом: «Таманьо - один из самых харизматичных и коммуникативных певцов, когда-либо записавших свой голос для изумления будущих поколений... Привилегия слушать полные записи Таманьо помогает нам осознать его огромное положение среди публики. великие имена музыкальной драмы ».