Франческо Таманьо

редактировать
Франческо Таманьо

Франческо Таманьо (28 декабря 1850 - 31 августа 1905) был итальянцем оперный тенор, который с огромным успехом пел по всей Европе и Америке. 5 февраля 1887 года он спел Отелло в первом исполнении оперы Джузеппе Верди. Он также является первым итальянским тенором, оставившим значительный объем записей своего голоса. Он был одним из первых международных общественных деятелей мужского пола, который признал, что с момента ее рождения был единственным родителем и опекуном дочери.

Содержание
  • 1 Музыкальное значение
  • 2 Жизнь и певческая карьера
  • 3 Записи
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Музыкальное значение

Самый известный героический тенор В свои годы Таманьо выступал в 26 странах, прославившись силой своего пения, особенно в верхнем регистре. Тамагно был среди редких певцов, известных как тенор робусто или теноре ди форза, и критики сравнивали звук его голоса со звуком трубы или даже пушки. Вокальный диапазон Таманьо расширился до высокого до-диеза во время его расцвета, но он был не просто «бейтер» высоких нот; его записи свидетельствуют о его способности даже в конце карьеры при необходимости петь мягко, умело и чувствительно модулируя динамические уровни своего голоса.

Наиболее известен как создатель роли главного героя в опере Верди Отелло в Ла Скала, Милан в 1887 году, он также был первым Габриэле Адорно в версии Верди 1881 года Саймона Бокканегры, гораздо более лирическое задание, чем «Венецианский мавр». Он участвовал в премьере итальянской версии оперы Верди Дон Карлос, когда она была поставлена ​​в Ла Скала в 1884 году, исполнив одноименную партию Инфанте Испании. Пять других опер, в которых Таманьо исполнил главные роли: Карлос Гомес «Мария Тюдор» (в 1879 г.), «Фиглиуол продиго» Амилкаре Понкьелли и Марион Делорм (1885), Руджеро Леонкавалло «I Медичи» (1893) и Исидора де Лара Мессалин (1899).

Его хвалили за исполнение таких известных ролей, как Манрико в Il trovatore, Дон Альваро в La forza del destino, главные роли в Ernani и Полиуто, Арнольд в Гийом Телль, Джон Лейденский в Le prophète, Рауль в Les Huguenots, Васко в L'Africaine, Роберт в Robert le diable и Элеазар в La Juive. Он преуспел в новых драматических частях Радамеса в Аиде, Самсоне в Самсоне и Далиле, Алиме в Le roi de Lahore и Иоанна Крестителя в Иродиада. Тем не менее, в молодые годы, прежде чем его голос стал слишком сильным, он смог договориться о роли, такой же легкой и изящной, как Эдгардо в Лючия ди Ламмермур, благодаря своему искусному пению мецца-вокала.

Тамагно пел примерно в 55 различных операх и духовных произведениях (в том числе Реквием Верди и Stabat Mater Джоакино Россини ) в течение своей карьеры солиста. который начался в Турине в 1873 году и продолжался еще 32 года, но был ограничен началом сердечно-сосудистой болезни, убившей его в среднем возрасте. За одним примечательным исключением, Таманьо в значительной степени избегал verismo opera, считая это неудобным сочетанием с его стилистическим обучением в традиции bel canto. Этим заметным исключением был Умберто Джордано Андреа Шенье. Он изучал партитуру Шенье с Джордано в 1898 году и заслужил похвалы за его мастерское исполнение четырех показательных соло ведущего тенора в последующих постановках произведения. Он был в дружеских отношениях с соперником Джордано Джакомо Пуччини. В 1892 году он принял участие в возрождении ранней оперы Пуччини Эдгар, которая была поставлена ​​в Мадриде под руководством композитора, но даже участия Таманьо в этом предприятии было недостаточно для воодушевить Эдгара, и это остается редко услышанным. (Тамагно также рискнул сыграть несколько представлений архетипического правдоподобного произведения Пьетро Масканьи, Cavalleria rusticana, в Нью-Йорке в 1894 году.)

Перефразируя пьесу Таманьо «Нью-Йорк Таймс» некролог от 1 сентября 1905 года, такова была необычайная легкость верхнего регистра тенора, он заставил выбросить свои высокие ля, си и до так же легко, как повседневная речь. Однако, как и у всех певцов, у него были вокальные недостатки и вредные привычки. Яркий, мощный тон его голоса, хотя и захватывающий, никогда не мог быть описан как "сладкий" или "соблазнительный", и это уменьшало эффективность его вклада в более интимные отрывки любовных дуэтов, например, для главного героя. и Дездемона, венчающая первый акт Отелло. Он не был искусным читателем с листа, оправдывая это ограничение тем, что он был эмоциональным человеком, который предпочитал доносить свою музыку от «сердца», а не от «головы». Критики время от времени упрекали его за то, что он стремился максимизировать возбуждающий фактор своих выступлений, удерживая верхние ноты дольше, чем необходимо, а иногда и резко нажимая на них. Его также периодически упрекали за то, что он отстал от дирижера или опередил его.

Тамагно продолжал напряженную и широко известную карьеру, которая длилась более трех десятилетий. За это время он появился в более чем 50 различных операх и пел почти во всех крупных театрах Европы, Южной Америки и США. Он также имел честь участвовать в восьми премьерных постановках новых или существенно переработанных оперных произведений таких выдающихся композиторов, как Верди, Понкьелли и Леонкавалло. Несмотря на то, что он не был искушенным актером или безупречным музыкантом, его громкий голос и вулканическое исполнение самых ярких теноровых ролей в итальянском и французском репертуарах оказали огромное влияние на публику, позволив ему завоевать мировую репутацию и взимать плату с промоутеров с обеих сторон. высоких сборов Атлантики за его услуги.

Жизнь и певческая карьера

Таманьо родился в большой семье в северном итальянском городе Турин (Турин) в 1850 году. Он был сыном продавца вина, который управлял скромной тратторией. Его вокальные обещания проявились рано, и, хотя родители поощряли его к изучению профессии, он все же мог брать уроки пения у дирижера и композитора Карло Педротти в музыкальной школе Турина Liceo Musicale и приобретать опыт работы хорист.

В 1873 году Таманьо закончил свое музыкальное образование, и, после прохождения обязательной военной службы, исполнил несколько небольших ролей в Teatro Regio Турина (Королевский театр), директором которой был Педротти. Затем он максимально воспользовался возможностью исполнить главную оперную роль, получив известность 20 января 1874 года, сыграв сенсационную роль Риккардо в опере Джузеппе Верди Бал в маске в Театре Беллини, Палермо.. Таманьо предпринял серию последующих певческих мероприятий в Ферраре, Ровиго, Венеции и Барселоне, что еще больше повысило его авторитет и позволило он дебютировал в Милане Ла Скала в 1877 году.

Ла Скала был главным оперным театром Италии, и Таманьо стал одним из основных членов его труппы певцов. Его голос продолжал созревать в Ла Скала, полностью раскрывая свой потенциал после нескольких лет энергичного использования в различных операх. Он наслаждался дополнительным преимуществом тесного сотрудничества с Верди, а его вокализм приобрел дисциплинированность и отполированность, которых ему раньше не хватало. Согласно Краткому Оксфордскому оперному словарю, он в конечном итоге принимал участие в каждом сезоне Ла Скала до конца 1887 года и снова появлялся там в 1901 году в качестве приглашенного художника. Однако он не полностью отвернулся от Турина и находил время, чтобы периодически петь в своем родном городе; действительно, его последнее известное публичное мероприятие произошло в Турине в 1905 году.

Аргентина была заморским бастионом итальянской оперы на протяжении всего этого периода, и Таманьо предпринял первый из нескольких хорошо оплачиваемых визитов в Буэнос-Айрес в 1879 году. Ранее, в 1875–1876 годах, он пел в Испании. Его международная карьера стремительно развивалась только в 1888 году, когда роль Отелло, которую Верди написал с учетом голоса Таманьо, стала его визитной карточкой во всем мире. Историк музыкального исполнительства Джон Поттер в своей книге 2009 года «Тенор: история голоса» (издательство Йельского университета, стр. 61) отметил об Отелло: «Заглавная роль была одной из самых сложных теноровых партий, когда-либо написанных, и была создана специально для уникальные таланты и вокальная личность Таманьо. Требования роли, внушительное физическое присутствие, способное сочетать лирическую сладость со зловещей декламацией, которая варьируется от богатого баритонального среднего до звенящего верхнего регистра, с тех пор сделали его проблематичным ».

Таманьо усердно гастролировал в течение последней дюжины лет XIX века, принимая прибыльные приглашения исполнить Отелло и другие напряженные оперные роли в таких разных странах, как Англия, Франция, Португалия, Испания (снова), Германия, Австрия, Россия, Уругвай, Бразилия, Мексика и Аргентина. Он часто выступал в модной Опере Монте-Карло и выступал на ключевых музыкальных площадках в североамериканских городах Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Балтимор, Вашингтон, округ Колумбия, Филадельфия и Сан-Франциско. В некрологе Таманьо в New York Times говорится, что он впервые пел в Соединенных Штатах в 1890 году. Во время этого трансатлантического визита им руководил видный американский импресарио Генри Юджин Эбби.

Приведу лишь пять конкретных примеров зарубежных обязательств Таманьо после премьеры «Отелло» в 1887 году: он выступал в Нью-Йорке Метрополитен-опера в 1894–1895 годах в лондонском Лицейский театр в 1889 году, в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в 1896-97, в Парижской опере в 1897 году и в Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, в 1895 и 1901 гг. (В течение своих лондонских сезонов он также пел частным образом для королевы Виктории в Виндзорском замке.)

Оркестровые дирижеры уровня Франко Фаччо, Луиджи Манчинелли и Артуро Тосканини были партнерами Таманьо во время его расцвета, и он выступал против некоторых из самых прославленных сопрано, баритоны и басы в истории оперы. Ветераны оперы считали Таманьо законным преемником Энрико Тамберлика (1820–1889), доминирующего итальянского героического тенора середины XIX века, а Жана де Решке (1850) –1925) был широко признан лучшим из его сверстников по тенориалу. Элегантный лирико-драматический тенор французской школы, репертуар де Решке до некоторой степени перекрывал репертуар Таманьо, и хотя он никогда не мог переиграть своего итальянского соперника, у него был более округлый голос и суровая сценическая манера поведения. Он также был выдающимся представителем опер Рихарда Вагнера, который был услышан на сценах Лондона и Нью-Йорка в конце викторианской эры. Однако Таманьо отказался исполнять вагнеровские произведения даже в итальянском переводе; он считал, что тесситура музыки, написанной для теноровых героев Вагнера, лежит слишком низко, чтобы соответствовать его вокальному диапазону.

Таманьо прожил достаточно долго, чтобы стать свидетелем восхождения к славе молодого Энрико Карузо (1873–1921). Он восхищался способностями Карузо, еще в 1898 году предсказав, что Карузо станет итальянским тенором номер один 20-го века. Как отмечает М. Дж. Филлипс-Матц в своей биографии Пуччини 2002 года, Таманьо и Карузо фактически выступили на одной сцене в феврале 1901 года во время концерта в Ла Скала. Концерт был организован Тосканини как дань памяти недавно скончавшемуся Верди. (В нем Таманьо спел отрывок из «Форса дель судьбы», а Карузо возглавил квартет из Риголетто.) Комментатор оперы Майкл Скотт утверждает, что Таманьо в последний раз выступал в роли Отелло в Риме в В 1903 году, когда он снялся в гала-спектакле, поставленном для Кайзера Вильгельма II.

Отец-одиночка, который никогда не был женат, Таманьо обладал приветливым характером в дополнение к проницательному деловому мозгу и осторожному отношению к деньгам. Сопрано Последний биограф Нелли Мельба, Энн Блейни, рассказывает, как Мельба отреагировала на скупку Таманьо, когда она дважды сталкивалась с демонстрациями этого в течение сезона 1894-1895 New York Met:

Говорят, что его поразительный голос имел «металлическое проникновение восьмидюймового [артиллерийского] снаряда», но в душе он оставался простым крестьянином, а его крестьянская скупость была источником забавы. Однажды ночью Мельба и Жан де Решке с открытым ртом наблюдал, как он собирал послеобеденные конфеты и привносил в память букет орхидей со стола. Вскоре после этого, за обедом, Мельба увидел, как он собирал недоеденные котлеты своего соседа и заворачивал их в газету. Он сказал, что это были для его собаки, но Мельба предположил, что они были для его собственного ужина ". (См. «Я - Мельба», Black Inc. Books, Мельбурн, Австралия, 2008 г., стр. 149.)

Таманьо был наделен оптимистичным телосложением, но в начале 1900-х годов его здоровье ухудшилось из-за хронического сердечного заболевания. Хотя из-за этого недуга он оставил оперную сцену, он продолжал давать сольные концерты и выступать на концертах, последний из которых состоялся в Остенде, Бельгия, в 1904 году. На последнем этапе он пел публично. в марте следующего года и удалился в спокойную виллу в Варезе, Ломбардия, которой он владел с 1885 года и которую он тщательно реконструировал. Однако состояние здоровья Таманьо не улучшилось, и на вилле он перенес сердечный приступ. Он был прикован к постели, у него случился рецидив, и он умер 31 августа 1905 года в возрасте 54 лет. Его тело похоронено в сложном каменном мавзолее на Генеральном кладбище Турина.

Любимая дочь Таманьо, Маргарита, которая была рождена вне брака и о которой он заботился с самого рождения, писал ей на протяжении всей своей карьеры и ее детские невероятно трогательные письма, унаследовала его значительное состояние, по словам биографа Уго Пьявано. Полная биография Пьявано, Otello Fu: La Vera Vita di Francesco Tamagno, il "tenore-cannone", была опубликована в Милане в 2005 году издательством Rugginenti Editore по случаю 100-летия со дня смерти певца. И первый том книги Майкла Скотта The Record of Singing (издан Duckworth, London, 1977) и J. «Великая традиция: 70 лет записанного пения» Б. Стейна (Дакворт, Лондон, 1974) содержит оценки голоса и артистизма Таманьо. Кроме того, Teatro Regio di Torino приобрел многие костюмы Таманьо и другие предметы, относящиеся к его оперной карьере, а его коллекцию бабочек можно увидеть в Варезе на вилле Мирабелло.

Записи
Niun mi tema Франческо Таманьо, оригинальный Otello, поет "Niun mi tema" (Morte d'Otello) из Джузеппе Верди Отелло. Эта запись 1903 года сделана всего за два года до смерти Таманьо.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Яркий голос Таманьо со стальным наконечником с его скрытным тембром, открытой постановкой, энергичным (но никогда не разрушающим) вибрато и резкой декламацией сохранился на двух партиях технологически примитивных записей оперных произведений. Они были изготовлены в феврале 1903 года в доме отдыха Таманьо в Оспедалетти и в апреле 1904 года в «ателье» в Риме.

Британская Gramophone Typewriter Company, HMV / предшественник EMI, продюсировала все записи Таманьо (выпущенные в США Victor Talking Machine Company ), которые выпускались на дисках из шеллака диаметром 10 или 12 дюймов и корректно воспроизводились на скоростях в диапазоне от 73 до 77 об / мин ( стандарт 78 об / мин не устанавливался до 1920-х годов). Компания направила одного из своих лучших инженеров Уилла Гайсберга в Италию для проведения записи. (Такие сеансы могли быть пугающим испытанием для певцов поколения Таманьо, которые привыкли выступать перед аудиторией в условиях оперного театра.) Компания заплатила Тамагно денежный аванс в размере 2000 фунтов стерлингов, чтобы он сделал его первую партию записей. Он также получал гонорары от компании за каждый проданный пресс с индивидуальным номером и этикеткой. В переработанном издании The Fabulous Phonograph Роланда Гелатта (Collier Books, Нью-Йорк, 1977, стр. 119) утверждается, что контракт на звукозапись Таманьо, подписанный в декабре 1902 года, был первым, воплощающим «принцип роялти».

Гелатт заявляет, что Тамагно одобрил 19 записей его сеанса в Оспедалетти для публикации. Они поступили в продажу в апреле 1903 года и широко рекламировались в прессе, а Таманьо был объявлен величайшим тенором в мире. С покупателей взималась плата в размере одного фунта стерлингов или его эквивалента в других валютах за диск; для сравнения, первые 10-дюймовые диски Caruso (сделанные в Италии в прошлом году) продавались всего за 10 шиллингов или эквивалентную сумму. Сумма, взимаемая за каждый из дисков Таманьо, представляла собой, по крайней мере, недельную заработную плату обычного человека, и на эти затраты он получал односторонний продукт, иногда содержащий менее двух минут музыки. Очевидно, что записи Таманьо были нацелены на клиентов из высшего общества, как и записи, сделанные такими выдающимися современниками, как Нелли Мельба, Аделина Патти, Поль Плансон и Маттиа Баттистини.

Небольшая группа композиторов, представленных на совместных записях Таманьо 1903 и 1904 годов, включает Джакомо Мейербер, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне, де Лара, Джордано, Россини и, естественно, Верди. Помимо Отелло, оперы, из которых он выбрал для записи арий в нескольких дублях, были Il trovatore, Гийом Телль (Гульельмо Телль), Le prophète (Il profeta), Самсон и Далила (Sansone e Dalila), Hérodiade, Messaline и Andrea. Шенье.

Когда он выступил перед звукозаписывающей трубкой, Таманьо был в плохом состоянии и почти вышел на пенсию после долгой и сложной карьеры. Следовательно, его голос, хотя по-прежнему удивительно мощный и находящийся под твердым техническим контролем, уже не был на пике, хотя технология записи того времени почти наверняка не соответствовала задаче захвата всей широты способностей Таманьо в то время.

Поттер отдает дань уважения вокальным качествам Таманьо в своей книге об истории тенорового пения, утверждая, что его «записанное наследие» - это «бесценная связь с Верди», в то время как Стейн пишет в «Великой традиции» (стр. 19) –23), хвалит диски Tamagno как «артистические и преданные выступления певца исключительного дара» с «великолепным голосом». Скотт заявляет в «Record of Singing» (стр. 131–133), что записи Таманьо Otello «исторически бесценны», в частности, Esultate демонстрирует «удивительную силу», и все они демонстрируют «интенсивность высказывания», которая является «уникальной». В самом деле, Генри Плезантс, автор «Великих певцов», заходит так далеко, что заявляет, что «обжигающее отчаяние» версии Таманьо смертельной арии Отелло, Niun mi tema, «возможно, не имеет себе равных ни с чем другим на воске» (Macmillan Publishing, отредактировано издание, Лондон, 1983, стр. 252–254).

Symposium Records выпустила два- CD антологию опубликованных и неопубликованных записей Таманьо (каталожный номер 1186/87), а обширная их подборка была выпущена на лейбле Pearl / Opal ( CD 9846) в 1990 году. Те, кто хочет услышать Tamagno в более широком контексте, могут пожелать ознакомиться с трехдисковым CD EMI La Scala Edition, Volume One, 1878-1914 (CHS 7 64860 2). Это издание содержит четыре трека Таманьо в мастерски переработанных трансферах, а также записи, сделанные рядом его коллег, в том числе баритоном Виктором Морелем, создателем роли Яго в Отелло, и басом Франческо Наварини, создателем роли Лодовико в той же опере.

Более специализированный интерес (но приближающий нас к Tamagno по качеству записи) представляет выпуск в 2007 году всех существующих 12-дюймовых пластинок Tamagno на высококачественных виниловых дисках (отпечатанных с оригинальные металлические "мастера" / детали, найденные в немецком архиве) британской фирмы Historic Masters. За этим последовали в 2012 году все десятидюймовые записи.

Все (кроме первой) записи Тамгано (опубликованные или нет) были найдены. Коробочный набор Historic Masters сопровождается биографическим эссе, написанным Майклом Аспиналлом, который также обсуждает дискографию Таманьо и оценивает его вокальную технику. Набор содержит, среди прочего, недавно обнаруженную запись дуэта Oath Duet от Otello ('Si pelciel') и арию из Messaline, которая ранее была известна только из частного тестового пресса, когда-то принадлежавшего Tamagno. Баритон в дуэте Отелло анонимен, но Аспиналл считает, что это мог быть младший брат Таманьо, Джованни, у которого была небольшая певческая карьера. Аспиналл завершает свое эссе следующим образом: «Таманьо - один из самых харизматичных и коммуникативных певцов, когда-либо записавших свой голос для изумления будущих поколений... Привилегия слушать полные записи Таманьо помогает нам осознать его огромное положение среди публики. великие имена музыкальной драмы ».

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:38:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте