Камиль Сен-Санс

редактировать
Французский композитор, органист, дирижер и пианист

мужчина средних лет с аккуратной бородой Сен-Санс около 1880 года

Шарль-Камиль Сен- Санс (французский: ; 9 октября 1835 - 16 декабря 1921) - французский композитор, органист, дирижер и пианист Романтическая эпоха. Его самые известные работы: Введение и Рондо каприччиозо (1863), Второй фортепианный концерт (1868), Первый концерт для виолончели (1872), Мрачный танец (1874), опера Самсон и Далила (1877), Третий скрипичный концерт (1880), Третья («Органная») симфония (1886) и Карнавал животных (1886).

Сен-Санс был музыкальным вундеркиндом; он дебютировал на концерте в возрасте десяти лет. После учебы в Парижской консерватории он сделал обычную карьеру церковного органиста, сначала в Сен-Мерри, Париж, а с 1858 г. в Ла Мадлен, официальная церковь Французской империи. Покинув этот пост двадцать лет спустя, он был успешным пианистом и композитором-фрилансером, пользующимся спросом в Европе и Америке.

В молодости Сен-Санс увлекался самой современной музыкой того времени, особенно музыкой Шумана, Листа и Вагнера <452.>, хотя его собственные сочинения в целом были в рамках общепринятой классической традиции. Он был знатоком истории музыки и оставался приверженцем структур, разработанных более ранними французскими композиторами. Это привело его в более поздние годы к конфликту с композиторами импрессионистической и додекафонической музыкальной школы; хотя в его музыке были неоклассические элементы, предвосхищающие работы Стравинского и Les Six, он часто считался реакционером в течение десятилетий примерно во время его правления. смерть.

Сен-Санс занимал только одну преподавательскую должность в École de Musique Classique et Religieuse в Париже и оставался там менее пяти лет. Тем не менее, он показал себя роль в развитии французской музыки: среди его учеников Форе, среди более поздних учеников Морис Равель. Оба они находились под сильным Сен-Санса, которого они почитали как гения.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Ранняя карьера
    • 1.3 1860-е: учитель и растущая слава
    • 1.4 1870-е: война, брак и оперный успех
    • 1.5 1880-е: международный рисунок
    • 1,6 1890-е: Время маркировки
    • 1,7 1900–21: Последние
  • 2 Музыка
    • 2.1 Оркестровые произведения
    • 2.2 Концертные произведения
    • 2.3 Оперы
    • 2.4 Другая вокальная музыка
    • 2.5 Сольная клавиатура
    • 2.6 Камера
    • 2.7 Записи
  • 3 Достижения и репутация
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания, ссылки и источники
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Ссылки
    • 5.3 Источники
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь

Ранняя жизнь

Парижский вид с улицы на узкий переулок Рю дю Жардинет, место рождения Сен-Санса

Сен-Санс родился в Париже, единственный ребенок Жака-Жозефа-Виктора Сен-Санса (1798–1835), чиновника министерства внутренних дел Франции, и Франсуазы-Клеманс, урожденной Коллен. Виктор Сен-Санс имел нормандское происхождение, а его жена происходила из семьи Верхней Марны ; их сын, родившийся на улице Жардинет в 6-м округе Парижа и крещенный в соседней церкви Сен-Сюльпис, всегда считал себя истинным парижанином. Менее чем через два месяца после крещения Виктор Сен-Санс умер от чахотки (туберкулеза) в первую годовщину своего брака. Молодого Камилла увезли за город, чтобы поправить здоровье, и он два года жил с медсестрой в Корбей, в 29 километрах (18 миль) к югу от Парижа.

Эскиз мальчика за клавишами пианино Сен-Санс. в детстве

Когда Сен-Санс вернулся в Париж, он жил со своей матерью и ее овдовевшей тетей Шарлоттой Массон. Еще до того, как ему исполнилось три года, он демонстрировал абсолютный слух и любил выбирать мелодии на фортепиано. Его двоюродная бабушка научила его основаманизма, и когда ему было семь лет, он стал учеником Камиллы-Мари Стамати, бывшей ученицы Фридриха Калькбреннера. Стамати требовал, чтобы его ученики играли, опираясь на предплечьями на перекладину, расположенную перед клавиатурой, так что вся сила пианиста исходила от рук и пальцев, а не от рук, что, как позже писал Сен-Санс, было хорошей тренировкой. Клеманс Сен-Санс, хорошо зная о раннем таланте своего сына, не хотела, чтобы он прославился слишком рано. Музыкальный критик Гарольд К. Шенберг писал о Сен-Сансе в 1969 году: «Обычно не осознают, что он был самым выдающимся вундеркиндом в истории, включая Моцарта». С пяти лет мальчиком от времени выступал перед небольшим аудиторией, но только в десять лет он официально дебютировал на публике в Salle Pleyel в программе, в которой участвовал Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром B ♭ (K 450) и Бетховена Третий фортепианный концерт. Благодаря влиянию Стамати Сен-Санс познакомился с профессором композиции Пьером Малденом и преподавателем органа Александром Пьером Франсуа Були. От последнего он на всю жизнь полюбил музыку Баха, которая тогда была мало известна во Франции.

В школьные годы Сен-Санс был выдающимся во многих предметах. Помимо музыкальных способностей, он отличился изучением французской литературы, латыни и греческого языка, богословия и математики. Его интересы включают философию, археологию и астрономию, особенно в последнюю очередь, он оставался талантливым любителем и в более поздней жизни.

Внешний вид французского городского здания XIX века Старое здание Парижской консерватории, где учился Сен-Санс

В 1848 году, в возрасте тринадцати лет. Сен-Санс был принят в Парижскую консерваторию, ведущую музыкальную академию Франции. Режиссер, Даниэль Обер, сменил Луиджи Керубини в 1842 году и ввел более расслабленный режим, чем его предшественник-солдафон, хотя учебная программа оставалась консервативной. Студентов, даже выдающихся пианистов, таких как Сен-Санс, восплилили специализироваться на органах, потому что карьера церковного органиста, как считалось, открылось больше возможностей, чем карьера пианиста-солиста. Его профессором органа был Франсуа Бенуа, которого Сен-Санс считал посредником органистом, но первоклассным учителем; среди его учеников Адольф Адам, Сезар Франк, Шарль Алкан, Луи Лефебюр-Вели и Жорж Бизе. В 1851 году Сен-Санс получил высшую премию консерватории для органистов, и в том же году он начал формальное обучение композиции. Его профессор был протеже Керубини, Фроменталь Халеви, среди учеников которого были Шарль Гуно и Бизе.

Студенческие сочинения Сен-Санса включают симфонию ля мажор (1850 г.) и хоровое произведение Les Djinns (1850) по одноименной поэме Виктора Гюго. Он боролся за главную музыкальную награду Франции, Prix de Rome, в 1852 году, но безуспешно. Обер считал, что приз был достаться Сен-Сансу, считая его более перспективным, чем победитель, Леонс Коэн, который должен оставить мало внимания на своей карьере. В том же году Сен-Санс добился большего успеха в конкурсе, организованном Société Sainte-Cécile, Париж, с его Ode à Sainte-Cécile, за который судьи единогласно проголосовали за него за первое место. Первой пьесой, которую композитор признал зрелым произведением и дал номер опуса, была «Труа Морсо» для гармония (1852).

Начало карьеры

интерьер готической церкви . Сен-Мерри, Париж, где Сен-Санс был органистом, 1853–57

Покинув консерваторию в 1853 году, Сен-Санс занял должность органиста в старинной парижской церкви Святой -Мерри около Отель де Виль. Приход был значительным, насчитывал 26 000 прихожан; в обычный год проводилось более двухсот свадеб, гонорары органиста от которых вместе с гонорарами за похороны и его скромное базовое пособие давали Сен-Сансу комфортный доход. Орган, работа Франсуа-Анри Клико, был сильно поврежден после Французской революции и несовершенно восстановлен. Инструмент подходил для церковных служб, но не для грандиозных концертов, которые предлагали известные парижские церкви. Имея достаточно свободного времени, чтобы продолжить свою карьеру пианиста и композитора, Сен-Санс сочинил то, что стало его опусом 2, Симфонией E ♭ (1853). Эта работа, с военными фанфарами и дополненными медными и ударными партиями, уловила настроение времени после народного прихода к власти Наполеона III и восстановление Французской Империи. Это произведение принесло композитору еще одну первую премию от Société Sainte-Cécile.

Среди музыкантов, которые быстро заметили талант Сен-Санса, были композиторы Джоакино Россини, Гектор Берлиоз. и Ференц Лист, а также влиятельная певица Полина Виардо, которые все поддерживали его в его карьере. В начале 1858 года Сен-Санс переехал из Сен-Мерри на видную должность органиста Ла Мадлен, официальной церкви Империи; Лист услышал, как он играет там, и объявил его величайшим органистом в мире.

В 1850-х годах Сен-Санс поддерживал и продвигал самую современную музыку того времени., в том числе Листа, Роберта Шумана и Рихарда Вагнера. В отличие от многих французских композиторов и следующего поколения, Сен-Санс, при всем его энтузиазме и знании опер Вагнера, не находился под его собственным сочинений. Он пишет: «Я глубоко восхищаюсь работами Рихарда Вагнера, несмотря на их причуд характер. Они превосходны и могущественны, и этого для меня достаточно. Но я нет, я никогда не был и никогда не буду из вагнеровцев. религия. "

1860-е: Учитель и растущая слава

молодой человек в униформе колледжа 19 века Габриэль Форе, ученик, протеже и пожизненный друг Сен-Санса, студентом, 1864

В 1861 году Сен-Санс принял его единственную должность учителя в École de Musique Classique et Religieuse в Париже, которую Луи Нидермейер основал в 1853 году для подготовки первоклассных органических и хормейстеров для церквей Франции. включая музыку Шумана, Листа и Вагнера, Габриэль Форе, вспоминал в музыке. преклонном возрасте:

. извны.... В то время мне было 15 или 16 лет, и с этого времени началась почти

Сен-Санс далее оживили академический режим, написав и сочиняя музыку для одноактного фарса, исполняемого студентами (включая Андре Мессагер ). тную пьесу, Карнавал животных, имея в виду своих учеников, но не закончил сочинять ее до 1886 года, более чем через двадцать лет после того, как он оставил школу Нидермейера.

В 1864 году Сен-Санс вызвал некоторое удивление, приняв участие во второй раз за Римскую премию. Многие в музыкальных кругах были озадачены его решением снова участвовать в конкурсе теперь, когда он завоевал репутацию солиста и композитора. Он снова потерпел неудачу. Один из судей Берлиоз писал:

На днях мы вручили Римскую премию молодому человеку, который не ожидал, что выиграет, и который почти обезумел от радости. Мы все ожидали, что получит Камиль Сен-Санс, для чего будет получено странное представление о соревнованиях. Признаюсь, мне было жаль голосовать против человека, который действительно является великим художником и уже известной знаменитостью. У другого человека, который он чувствует, есть этот внутренний огонь, он чувствует, что он может делать то, чему нельзя научиться, а остальному он научится или менее. Итак, я проголосовал за него, вздыхая при мысли о том несчастье, которое эта неудача должна причинить Сен-Сансу. Но как бы то ни было, надо быть честным.

По словам музыкального ученого Жана написал именно по поводу этого эпизода Берлиоз свое знаменитое бонмо о Сен-Сансе: «Он знает все, но ему не хватает опыта». ("Il sait tout, mais il manque d'inexpérience"). Победитель, Виктор Зиг, имел карьеру не более выдающейся, чем карьера победителя 1852 года, но биограф Сен-Санса Брайан Рис предполагает, что судьи, возможно, «искали признаки гения посреди пробных усилий. Предположение, что Сен-Санс был более опытным, чем вдохновляющим, преследовало его карьеру и посмертную репутацию, он сам писал: «Искусство предназначено для создания красоты и характера. Биограф Джессика Дюшен пишет, что он «беспокойным человеком», который предпочитает выдавать темную сторону своей души », предпочитает выдавать темную сторону своей души. 191>Джереми Николас отмечает, что эта сдержанность заставила многих недооценить музыку; он цитирует такие пренебрежительные замечания, как «Сен-Санс - лучший композитор, который не был гением» и «Плохая музыка хорошо написана».

изображения головы и плеч четырех мужчин 19 века среднего возраста Присуждение первой премии Сен-Санса, Париж, 1867 год: по часовой стрелке сверху слева, Берлиоз, Гуно, Россини и Верди

Во время обучения в школе Нидермейера Сен-Санс вкладывал больше энергии в сочинении и исполнении, но после того, как он уехал в 1865 году, он энергично пресал свои особенности своей карьеры. В 1867 году его кантата Les noces de Prométhée побила более сотни других работ и получила композиционную премию на Grande Fête Internationale в Париже, в жюри которого входили Обер, Берлиоз, Гуно, Россини и Джузеппе Верди. В 1868 году он представил первое из своих оркестровых произведений, занявшее постоянное место в репертуаре, - его Второй фортепианный концерт. Играя это и другие произведения, он стал заметной фигурой в музыкальной жизни Парижа и других городов Франции в течение 1860-х.

1870-е: война, брак и оперный успех

В 1870 году, нарушенный преобладанием немецкой музыки и отсутствием возможностей для молодых французских композиторов исполнять свои произведения, Сен-Санс и Ромен Бюссин, профессор пения Консерватории, обсуждают создание общества по продвижению новая французская музыка. Прежде чем они смогли развить предложение, вспыхнула франко-прусская война. Сен-Санс во время войны служил в Национальной гвардии. Во время последовавшей за этой краткой, но кровавой Парижской Коммуны его начальник на Мадлен, аббат Дегерри, был убит повстанцами; Сен-Сансу посчастливилось бежать во временное изгнание в Англии, куда он прибыл в мае 1871 года. С помощью Джорджа Гроува и других он поддерживал себя там, давая сольные концерты. Вернувшись в Париж в том же году, он обнаружил, что антинемецкие настроения значительно усилили поддержку идей профранского музыкального общества. Société Nationale de Musique с девизом "Ars Gallica" было основано в февраль 1871 года, президентом был Бюссин, вице-президент Сен-Санс и Анри Дюпарк, Форе, Франк и Жюль Массне среди его основателей-членов.

неформальный портрет мужчины раннего среднего возраста с руками в карманах брюк Сен-Санс в 1875 году, год его свадьбы

Как поклонник новаторских симфонических стихов Листа, Сен-Санс с энтузиазмом принял эту формулу; его первая «симфоническая поэма» была Le Rouet d'Omphale (1871), премьера которой состоялась на концерте Sociéte Nationale в январе 1872 года. В том же году, после более чем десятилетней периодической работы над оперными партитурами Сен-Санс наконец поставил одну из своих опер. La princesse jaune («Желтая принцесса»), одноактное легкое романтическое произведение, было показано в Комической опере в Париже в июне. В нем было представлено пять представлений.

На протяжении 1860-х и начала 1870-х годов Сен-Санс продолжалостяцкую жизнь, деля большую квартиру на четвертом этаже на Рю дю Фобур Сент-Оноре с мамой. В 1875 году он многих удивил, женившись. Жениху было около сорока, а его невесте - девятнадцать; она была Мари-Лор Трюффо, сестрой одной из учениц композитора. Брак не удался. По словам биографа Сабины Теллер Ратнер, «мать Сен-Санса не одобряла его, и с ее сыном было трудно жить». Сен-Санс и его жена переехали на Rue Monsieur-le-Prince, в Латинский квартал ; его мать переехала с ними. У пары было двое сыновей, оба из которых умерли в младенчестве. В 1878 году старший, Андре, двух лет, упал из окна квартиры и погибших; Младший, Жан-Франсуа, умер от пневмонии шесть недель спустя в возрасте шести месяцев. Сен-Санс и Мари-Лор продолжали жить вместе три года, но он обвинил ее в несчастном случае с Андре; двойной удар их утраты фактически разрушил брак.

Эскиз постановки оперы XIX века с балериной и двумя мужчинами Сцена из Аргентный тембр

Для французского композитора XIX века опера считалась самым важным видом музыки. Младший современник и соперник Сен-Санса, Массне, начинал приобретать репутацию оперного композитора, но Сен-Санс, поставивший только короткую и неудачную постановку «Желтой принцессы», не оставил никакого следа в этой сфере. В феврале 1877 г. он наконец поставил полнометражную оперу. Его четырехактная "драматическая лирика" Le timbre d'argent ("Серебряный колокол") на Жюля Барбье и Мишеля Карре Либретто, напоминающее легенду о Фаусте, репетировалось в 1870 году, но начало войны остановило производство. В конце концов работа была представлена ​​парижской труппой Théâtre Lyrique ; в нем было представлено восемнадцать спектаклей.

Посвятитель оперы, Альберт Либон, умер через три месяца после премьеры, оставив Сен-Сансу большое наследие, «чтобы освободить его от рабства органа Мадлен и дать ему возможность полностью посвятить себя композицию». Сен-Санс, не подозревая о немину завещании, подал в отставку незадолго до своего друга. Он не был обычным христианином и находил религиозные догмы все более утомительными; он устал от вмешательства клерикальных властей и музыкальной нечувствительности; и он хотел иметь возможность принимать больше обязательств в качестве солиста на фортепиано в других городах. После этого он никогда профессионально не играл на органе на церковной службе. Он написал Messe de Requiem в память о своем друге, который был исполнен в Сен-Сюльпис в ознаменование первой годовщины смерти Либона; Шарль-Мари Видор играл на органе, а Сен-Санс дирижировал.

«Vois ma misère, элас!» Из Самсона и Далилы. Запел Энрико Карузо в 1916 году.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

В декабре 1877 года Сен-Санс имел более солидный оперный успех, с его единственной оперой Самсон и Далила, которая завоевала и удержала место в международном репертуаре. Из-за библейского сюжета композитор столкнулся со препятствиями на пути к его презентации во Франции, благодаря влиянию Листа премьера состоялась в Веймаре в немецком переводе. Хотя работа в конечном итоге приобрела международный успех, она не была проведена в Парижской Опере до 1892 года.

Сен-Санс был заядлым путешественником. С 1870-х годов до конца своей жизни он совершил 179 поездок в 27 стран. Его профессиональные занятия чаще всего приводили его в Германию и Англию; он предпочитает Алжир и различные места в Египте.

1880-е годы: международный деятель

Сен-Санс был избран членом Institut. де Франс в 1881 году, со второй попытки, к его огорчению, был избит Массне в 1878 году. В июле того же года он и его жена отправились в Овернья курортный город Ла. Бурбуль на праздник. 28 июля он исчез из отеля, а через несколько дней его жена получила от него письмо, в котором говорилось, что он не вернется. Больше они никогда не виделись. Мари Сен-Санс вернулась к своей семье и прожила до 1950 года, скончавшись около Бордо в возрасте девяноста пяти лет. Сен-Санс не развелся со своей женой и не женился повторно, а также не установил каких-либо более близких отношений с женщиной. Рис комментирует, что, хотя нет убедительных доказательств, некоторые биографы считают, что Сен-Санса больше привлекает свой пол, чем женщины. После смерти и распада брака Сен-Санс все чаще находил суррогатную семью в лице Форе, его жены Мари и двух их сыновей, для которых он был очень любимым почетным дядей. Мари ему сказала: «Мы постоянно упоминаем здесь твое имя».

Сценический набор XIX века, демонстрирующий величественный английский тюдоровский интерьер Картина Сен-Санса Генрих VIII в Парижской Опере, 1883 год

В 1880-х годах Сен-Санс продолжал добиваться успеха в оперном театре, и это предприятие усложнялось укоренившимся Предполагается, что членам музыкального истеблишмента невозможно представить себе, чтобы пианист, органист и симфонист мог написать хороший оперу.. В течение этого десятилетия он поставил две оперы, первая из которых - «Генрих VIII» (1883) по заказу Парижской Оперы. Хотя либретто не было его выбором, Сен-Санс, обычно беглый и даже поверхностный композитор, работал над партитурой с необычайным усердием, чтобы создать убедительную атмосферу Англии XVI века. Произведение имело успех, и при жизни композитора неоднократно возрождалось. Когда она была выпущена в Ковент-Гарден в 1898 году, The Era отметили, что, хотя французские либреттисты в целом «придают большое значение британской истории», эта пьеса «не совсем презираема как опера.

непредубежденность Société Nationale к середине 1880-х превратилась в догматическую приверженность вагнеровским методам, которые предпочитают принципы во главе с Винсентом д'Инди. Бюссин и Сен-Санс сочли это неприемлемым и ушли в отставку в 1886 году.

К 1880-м годам Сен-, направленную на политический национализм Вагнера, так и на его музыку, оказывает чрезмерное влияние на молодых французских композиторов. Санс был признанным фаворитом публики в Англии, где он был широко считается величайшим из ныне живущих французских композиторов. армоническое общество Лондона заказало то, что стало одним из его самых популярных и уважаемых произведений, Третьей («Органной») симфонией. Премьера состоялась в Лондоне на концерте, на котором Сен-Санс выступил дирижером симфонии и солистом четвертого фортепианного концерта Бетховена под управлением сэра Артура Салливана. Успех симфонии в Лондоне был значительным, но его превзошел восторженный прием, который работа получила на премьере в начале следующего года. Позже, в 1887 году, в Комической опере открылась «Драма-лирика» Сен-Санса Прозерпина. Фильм был хорошо принят и кажется, скоро будет продан, когда театр сгорел в течение нескольких недель после премьеры, и постановка была потеряна.

В декабре 1888 года умерла мать Сен-Санса. Он глубоко переживал ее потерю и был погружен в депрессию и бессонницу, даже при мысли о самоубийстве. Он уехал из Парижа и остался в Алжире, где выздоравливал до мая 1889 года, гуляя и читая, но не мог сочинять.

1890-е годы: отмечая время

портрет Сен-Санса в длину до бюста с бородой в жилете и костюме, смотрящий на зрителя Сен-Санс, сфотографированный Надаром

1890-е годы Сен-Санс проводил много времени в отпусках, путешествовал за границу, меньше сочинял и реже выступал, чем раньше. Запланированный визит в Чикаго не состоялся в 1893 году. Он написал одну оперу, комедию Фрина (1893), и вместе с Полем Дюка помог завершить «Фредегонд» (1895), оперу, оставшуюся незаконченной Эрнест Гиро, умерший в 1892 году. Фрина была хорошо принята и вызвала призыв к большему количеству комических опер в Опера-Комик, которое в последнее время отдавала предпочтение большой опере. Его немногочисленные хоровые и оркестровые произведения 1890-х годов в основном короткие; Концертными произведениями этого десятилетия были сингл фантазия Африка (1891) и его Пятый («египетский») фортепианный концерт, который он впервые представил на концерте в 1896 году, посвященном пятидесятилетию. годовщина его дебюта в Salle Pleyel в 1846 году. Перед тем, как сыграть концерт, он прочитал короткое стихотворение, которое он написал для этого события, восхваляя опеку своей матери и долгую поддержку его публики.

Среди концертов, которые Saint- Санс предпринял это десятилетие в Кембридже в июне 1893 года, когда он, Брух и Чайковский выступили на мероприятии, организованном Чарльзом Вильерсом Стэнфордом для Музыкального общества Кембриджского университета, отмеченная присуждение почетных званий всем трем посетителям. Сен-Санс получил огромное удовольствие от посещения и одобрительно отзыв о богослужении в часовне колледжа: «Требования к религии не являются чрезмерными. Службы очень короткие и состоят в основном из прослушивания хорошей музыки, поскольку англичане любят отличные певчие ». Его взаимное уважение к британским хорам сохранялось до конца его жизни, и одна из его последних крупномасштабных работ, оратория Земля обетованная, была написана для Фестиваля трех хоров 1913 г.

1900–21: Последние годы

В 1900 году, после десяти лет отсутствия постоянного дома в Париже, Сен-Санс снял квартиру на улице Курсель, недалеко от своего старого дома. резиденция на рю дю Фобур Сент-Оноре. Это оставалось его домом на всю оставшуюся жизнь. Он продолжал часто выезжать за границу, но все чаще давал концерты, а не в качестве туриста. Он снова посетил Лондон, где всегда был желанным гостем, поехал в Берлин, где до Первой мировой войны его встречали с честью, и путешествовал по Италии, Испании, Монако и провинциальной Франции. В 1906 и 1909 годах он совершил весьма успешные гастроли по США как пианист и дирижер. В Нью-Йорке во время своего второго визита он представил премьеру «Слава Господу» для двойного хора, оркестра и органа сочиненного им по этому случаю.

Несмотря на растущую репутацию музыкального реакционера, Сен-Санс был, по словам Галлуа, вероятно, единственный французский музыкант, который приехал в Мюнхен, чтобы послушать премьеру Малера Восьмой симфонии в 1910 году. Тем не менее, к XX веку Сен-Санс проиграл большая часть его энтузиазма по поводу модернизации в музыке. Хотя он и старался скрыть это от Форе, он не понимал и не любил оперу последнего Пенелопа (1913), посвященной которой он был. В 1917 году Фрэнсис Пуленк, в начале своей карьеры композитора, пренебрежительно отозвался, когда Равель хвалил Сен-Санса как гения. К этому времени возникли различные направления новой музыки, с которыми у Сен-Санса было общего мало. Его классические инстинкты формы противоречили тому, что ему казалось бесформенностью и структурой музыкальных импрессионистов во главе с Дебюсси. Теории Арнольда Шёнберга додекафонии также не одобряли себя Сен-Сансу:

Больше не возникает вопроса о добавлении к старым правилам новых принципов, которые являются естественными. выражение времени и опыта, а просто отбрасывание всех правил и всяких ограничений. «Каждый должен устанавливать свои собственные правила. Музыка свободна и безгранична в ее свободе выражения. Нет идеальных аккордов, диссонирующих аккордов или ложных аккордов. Все сочетания нот законны ». Это называется - и они верят в это - развитие вкуса.

Придерживаясь таких консервативных взглядов, Сен-Санс не симпатизировал - и вышел из моды - к парижской музыкальной сцене начала 20 века, как бы очарованной она ни была. с новинкой. Часто говорят, что он в возмущении ушел с премьеры Вацлава Нижинского и балета Игоря Стравинского Весна священная в 1913 году. по словам Стравинского, Сен-Санс не присутствовал на этом мероприятии, но на первом концертном исполнении пьесы в следующем году он выразил твердое мнение, что Стравинский безумен.

Когда группа французских музыкантов планеты Сен-Санс пытался организовать бойкот немецкой музыки во время Первой мировой войны, Форе и Мессагер отметились от этой идеи, хотя разногласия не повлияли на их дружбу со старым учителем. В частном порядке они были изменены тем, что их друг рисковал выглядеть из-за его чрезмерного патриотизма и его глупой тенденции публично осуждать молодых композиторов, как в его осуждении En blanc et noir Дебюсси. (1915): «Мы должны любой ценой заблокировать дверь Института против человека, способного на такие зверства; их следует поставить рядом с кубистскими картиными ». Его решимость заблокировать кандидатуру Дебюсси на выборах в Институт увенчалась успехом и вызвала горькое негодование со стороны сторонников молодого композитора. Реакция Сен-Санса на неоклассицизм Les Six была столь же бескомпромиссной: в политональной симфонической сюите Protée (1919) Дариуса Мильо он пишет: «К счастью, во Франции до сих пор существуют психиатрические приюты ».

интерьер переполненного концертного зала во время концерта Сен-Санс за фортепиано на запланированном прощальном концерте в 1913 году под управлением Пьера Монтё

Сен-Санс дал то, что он задумал стать прощальным концертом, как пианист в Париже в 1913 году, но его отставка была вскоре временно приостановлен из-за войны, во время которой он много выступал во Франции и других странах, собирая деньги для военных благотворительных организаций. Эти действия привели его через Атлантику, несмотря на опасность, исходящую от немецких военных кораблей.

В ноябре 1921 года Сен-Санс дал сольный концерт в Институте для большого концерта. приглашенная аудитория; Было отмечено, что его игра была такой же яркой и точной, как всегда, и что его манера поведения была достойна восхищения для человека восьмидесяти шести лет. Через месяц он уехал из Парижа в Алжир, намереваясь там зимовать, как он уже давно привык. Находясь там, он умер без предупреждения от сердечного приступа 16 декабря 1921 года. Его тело было доставлено обратно в Париж, и после государственных похорон на Мадлен он был похоронен в cimetière du Montparnasse. Его вдова Мари-Лор, которую он в последний раз видел в 1881 году, в неприметном месте среди скорбящих из политической и артистической элиты Франции находилась в незаметном месте.

Музыка

В первые годы жизни. ХХ века анонимный автор статьи о Сен-Сансе в Словаре музыки и музыкантов Гроува писал:

Сен-Санс - непревзойденный мастер композиции, и никто не обладает более глубоким композитором. знание секретов и ресурсов искусства, чем он сам; но творческий потенциал не поспевает за техническим мастерством рабочего. Его несравненный талант к оркестровке позволяет ему облегчить идеи, которые в противном случае были бы грубыми и посредственными сами по себе... его работы, с одной стороны, недостаточно легкомысленны, чтобы стать популярными в самом широком смысле, и, с другой стороны, они не укоренились. публики этой искренностью и теплотой чувств, которые так убедительны.

Хотя Сен-Санс в молодости был страстным модернистом, он всегда глубоко осознавал великих мастеров прошлого. В своем профиле, написанном по случаю его восьмидесятилетия, критик Д. К. Паркер написал: «Сен-Санс знает Рамо... Баха и Генделя, Гайдн и Моцарт должны быть очевидны всем, кто знаком с его произведениями. Его любовь к классическим гигантам и его симпатия к ним составляют, так сказать, основу его искусства ».

Менее привлекаемый, чем некоторые из его французских современников, непрерывным потоком музыки, популяризированной Вагнером, Сен-Санс часто предпочитал автономные мелодии. Хотя они часто бывают, по фразе Ратнера, «гибкими и податливыми», чаще всего они состоят из трех- или четырехтактовых секций, и «характерна фраза AABB». Периодическая тенденция к неоклассицизму, вызванная его изучением французской музыки барокко, контрастирует с красочной оркестровой музыкой, более широко отождествляемой с ним. Гроув замечает, что он делает свои эффекты больше за счет характерной гармонии и ритмов, чем за счет экстравагантной оценки. В обеих областях своего ремесла он обычно довольствовался знакомым. Ритмически он склонялся к стандартным двойным, тройным или составным метрам (хотя Гроув указывает на пассаж 5/4 в фортепианном трио и еще один пассаж на 7/4 в полонезе для двух фортепиано). Со времен консерватории он был мастером контрапункта; контрапунктические отрывки, казалось бы, естественно, возникают во многих его работах.

Оркестровые произведения

Авторы 1955 The Record Guide, Эдвард Саквилл-Уэст и Десмонд Шоу-Тейлор пишут, что блестящая музыкальность Сен-Санса «способствовала привлечению внимания французских музыкантов к тому факту, что существуют и другие формы музыки, помимо оперы». В издании «Словаря Гроува» 2001 года Ратнер и Даниэль Фэллон, анализируя оркестровую музыку Сен-Санса, оценивают симфонию ля ля без номера (ок. 1850 г.) как самую амбициозную из ювенилий композитора. Из произведений его зрелости Первая симфония (1853) - серьезное и масштабное произведение, в котором заметно влияние Шумана. Симфония «Urbs Roma» (1856 г.) в некотором смысле представляет собой шаг назад, будучи менее искусно организованной и «тяжелой и тяжелой» по своему эффекту. Ратнер и Фэллон хвалят Вторую симфонию (1859) как прекрасный пример оркестровой экономии и структурной сплоченности с отрывками, которые демонстрируют мастерство композитора в фугальном письме. Самая известная из симфоний - Третья (1886 г.), в которой необычно выделяются партии для фортепиано и органа. Он открывается до минор и заканчивается до мажор с величавой хоральной мелодией. Четыре части четко разделены на две пары - практикует Сен-Санс в других местах, особенно в Четвертом фортепианном концерте (1875 г.) и Первой сонате для скрипки (1885 г.). Работа посвящена памяти Листа и использует повторяющийся, обработанный в листовском стиле тематической трансформации Сен-Санс смоделировал свои симфонические стихи на основе Листа, изображенный здесь на открытке сью Форе

Четыре симфонических стихотворения Сен-Санса следуют образцум Листа, хотя, по мнению Саквилля-Уэста и Шоу-Тейлора, без «вульгарной болтовни» в адресе которого был предрасположен более ранний поэтический композитор. Самый популярный из четырех - Danse macabre (1874), изображающий скелетов, танцующих в полночь. Сен-Санс обычно добивался своих оркестровых эффектов за счет ловкой гармонии, но в пьесе он явно показал ксилофон, представляющий гремящие кости танцоров. Le Rouet d'Omphale (1871) был написан вскоре после ужасов Коммуны, но его легкость и тонкая оркестровка не намекают на недавние трагедии. Рис оценивает «Фаэтон» (1873) как лучшую из симфонических поэм, опровергая декларируемое безразличие композитора к мелодии и вдохновляясь изображением мифического героя и его судьбы. Критик во время премьеры придерживался другой точки зрения, услышав в пьесе «шум рубки, падающей с Монмартра», а не скачущие огненные лошади из греческой легенды, вдохновившие ее. Последняя из четырех симфонических поэм, La jeunesse d'Hercule («Юность Геракла», 1877) была самой амбициозной из четырех, что, как предполагает Хардинг, названиеее успешной. По мнению критика Роджера Николса, эти оркестровые произведения, сочетающие в себе поразительные мелодии, силу конструкции и запоминающуюся оркестровку, «установили новые стандарты французской музыки и вдохновили таких молодых композиторов, как Равель».

Сен-Санс написал одноактный балет Javot (1896 г.), музыку к фильму L'assassinat du duc de Guise (1908) и музыку к дюжине пьес в период с 1850 г. и 1916. Три из этих партитур были для возрождения классиков Мольера и Расина, для включенного глубокого знания Сен-Санса партитур французского барокко нашло отражение в его партитурах, которые онил музыку Люлли и Шарпантье.

Концертные произведения

Сен-Санс был первым французским композитором, написавшим фортепианные концерты. Его Первый в D (1858) в традиционной трехчастной форме малоизвестен, но Второй соль минор (1868) - одна из самых популярных его работ.. Композитор экспериментировал с формой в этом произведении, заменив привычную сонатную форму первой части на более дискурсивную форму, открывающуюся торжественной каденцией. скерцо вторая часть и presto финал настолько усиливают вступление, что пианист Зигмунт Стоёвский заметил, что произведение «начинается как Бах, а заканчивается как Оффенбах». Третий фортепианный концерт в E ♭ (1869) имеет еще один приподнятый финал, но более ранние части более классические, с четкой текстурой, с изящными мелодическими линиями. Четвертый до минор (1875), вероятно, самый известный фортепианный концерт композитора после Второго. Он состоит из двух частей, каждая из которых состоит из двух идентифицируемых отдельных отдельных, и тематическое единство, которого нет в других фортепианных концертах композитора. Согласно некоторым источникам, именно это произведение произвело на Гуно такое впечатление, что он назвал Сен-Санса «Бетховеном Франции» (другие источники основывают это различие на Третьей симфонии). Пятый и последний фортепианный концерт фа мажор был написан в 1896 году, более чем на двадцать лет позже своего предшественника. Произведение известно как «Египетский» концерт; он был написан во время зимовки композитора в Луксоре и включает мелодию, которую он слышал пение нильских лодочников.

Первый концерт для виолончели ля минор (1872) - серьезное, хотя и оживленное произведение, состоящее из одного непрерывного движения с необычайно бурной первой частью. Это один из самых популярных концертов в репертуаре для виолончели, любимый Пабло Казальсом и более поздними исполнителями. Второй второй ре минор (1902 г.), как и Четвертый фортепианный концерт, состоящий из двух частей, каждый из разделена на две части. Он более чисто виртуозный, чем его предшественник: Сен-Санс сказал Форе, что он никогда не будет так популярен, как Первый, потому что это слишком сложно. Три скрипичных концерта; первая сочиненная датируется 1858 годом, но не была опубликована до 1879 года, как композиторская Вторая до мажор. Первый, в стиле А, также был завершен в 1858 году. Это короткое произведение, его единственный 314-тактовый механизм длился менее четверти часа. Второй в традиционной трехчастной концертной форме вдвое длиннее Первого и является популярным из трех: тематического каталога произведений композитора перечислено всего три его исполнения. Третий си минор, написанный для Пабло де Сарасате, технически сложен для солиста, хотя виртуозные пассажи уравновешены промежутками пасторальной безмятежности. В некоторой степени это самый популярный из трех скрипичных концертов, но наиболее известными концертными произведениями Сен-Санса для оркестром, вероятно, являются Интродукция и Рондо-каприччиозо ля минор, соч. 28, одночастное произведение, также написанное для Сарасате, датируемое 1863 годом. Оно переходит от задумчивого и напряженного начала к чванливой главной теме, которую критик Джеральд Ларнер назвал слегка зловещей, продолжая: «После многопланового выступления. остановилась каденция... скрипка соло делает затаивший рывок сквозь коды к счастливому финалу ля мажор ».

Опера

Пресс-иллюстрация оперной постановки, показывает певца, играющего Самсона, разрушающего вражеский храм Самсон и Далила в Парижской Опере, 1892: Самсон (Эдмон Верне ) разрушает храм филистимлян

Не считая своего сотрудничества с Дюка в завершении неоконченной «Фредегонды» Гиро, Сен-Санс написал двенадцать опер, две из которых - комические оперы.. При жизни композитора его Генрих VIII стал репертуарным произведением; после его смерти регулярно только «Самсон и Далила», хотя, по словам Шенберга, Асканио (1890) считается экспертами гораздо более тонкой работой. Критик Рональд Крайтон пишет, что при всем своем опыте и музыкальном мастерстве Сен-Сансу «не хватало« носа »театрального, которому принадлежит соответствующий обладал, например, Массне, который в других музыкальных формах был ему хуже».. В исследовании 2005 года музыкальный ученый Стивен Хюбнер противопоставляет двух композиторов: «Сен-Сансу явно не до театральности Массне». Биограф Сен-Санса Джеймс Хардинг комментирует, что, к сожалению, композитор не пытается создать больше произведений беззаботного характера в духе La princesse jaune, Хардинг является «Салливан» с легкостью. Французское прикосновение ».

Хотя большинство опер Сен-Санса остались без внимания, Крайтон считает их важными в истории французской оперы, «мост между Мейербером и серьезными французскими операми. начала 1890-х годов ». По его мнению, в оперных партитурах Сен-Санса в целом есть сильные и слабые стороны остальной его музыки - «ясная моцартовская прозрачность, больше забота о форме, чем о содержании...» Определенная эмоциональная сухость; изобретательность. иногда бывает тонким, но качество изготовления безупречное ». В стилистическом плане Сен-Санс опирался на ряд моделей. У Мейербера он заимствовал эффективное использование припева в действии пьесы; для Генриха VIII он включил Тюдоров музыку, которую он исследовал в Лондоне; в «La princesse jaune» он использовал восточную пентатонику ; от Вагнера он заимствовал использование лейтмотивов, которые, как и Массне, он использовал экономно. Хюбнер отмечает, что Сен-Санс был более условным, чем Массне, в том, что касается композиции через композицию, чаще отдавая предпочтение дискретным ариям и ансамблям с меньшим разнообразием темпа в отдельных номерах. В обзоре записанной оперы Алан Блит пишет, что Сен-Санс определенно многому научился у Генделя, Глюка, Берлиоза, Верди Аиды и Вагнера, но из этих превосходных моделей он создал свой собственный стиль ».

Другая вокальная музыка

портреты трех писателей XIX века и одного писателя XX века, все среднего возраста Пьер Корнель, Альфонс де Ламартин, Виктор Гюго и Герман Кляйн, слова которого Сен- Сансил в песни и хоровые произведения

С шести лет и до конца своей жизни Сен-Санс сочинял мелодии, сочинив более 140. Он считал свои песни полностью и типично французские, отрицательное какое-либо влияние Шуберта или других немецких композиторов Лидер. В отличие от своего протеже Форе или соперника Массне, он написал только две - Mélodies persanes («Персидские песни», 1870) и Le Cendre rouge («Красный ясень», 1914, посвященная Форе). Поэтом, произведения которого он ставил чаще всего, был Виктор Гюго ; другие включали Альфонс де Ламартин, Пьер Корнель, Амабл среди Тасту, и в восьми песнях сам Сен-Санс: его параметры он был поэт-любитель. Он был очень чувствителен к составлению слов и сказал молодому композитору Лили Буланже, что для эффективного написания песен музыкального таланта недостаточно: «вы должны изучить французский язык; это необходимо ». Большинство мелодий написано для фортепианного сопровождения, но некоторые из них, в том числе «Le Lelele du Soleil sur le Nil» («Восход солнца над Нилом», 1898 г.) и «Hymne à la paix» («Гимн миру», 1919 г.) г.) ​​г.), предназначены для голоса и оркестра. Его настройки и избранные стихи, как правило, по форме, в отличие от свободных стихов и менее структурированных форм более позднего французских композиторов, в том числе Дебюсси.

Сен-Санс сочинил более шестидесяти священных вокальных произведений, начиная с с с от мотетов до месс и ораторий. Среди крупномасштабных произведений - Реквием (1878), оратории «Обетованная» (1875) и «Земля обетованная» (1913) с английским текстом Германа Клейна. Он гордился своей связью с британскими хорами, комментируя: «Любят, чтобы его ценили, в первую очередь, дома оратории». Он написал меньшее количество светских хоровых произведений, некоторые для хора без аккомпанемента, некоторые с аккомпанем фортепиано и некоторым полным оркестром. В своих хоровых произведений Сен-Санс в основе опирался на традиции, считая, что его моделями должны быть Гендель, Мендельсон и другие ранние мастера этого жанра. По мнению Кляйна, этот подход был старомодным, и знакомство Сен-Санса с трактовкой формы оратории помешало его успеху в этом.

Сольная клавиатура

Николс комментирует это, хотя Знаменитый пианист Сен-Санс писал для фортепиано на протяжении всей своей жизни, «эта часть его творчества оставила на удивление мало места». Николс за исключением «Этюд в форме вальса» (1912 г.), который, как он наблюдает, привлекает до сих порет пианистов, стремящихся к своей технику левой руки. Хотя Сен-Санса называли «французским Бетховеном», его вариации на тему Бетховена в E ♭ (1874) - его самая обширная работа для фортепиано без аккомпанемента, он не подражал своему предшественнику в сочинении фортепианных сонат. Неизвестно, что он даже задумал написать такое. Есть наборы вещиц (1855 г.), этюдов (набора - 1899 и 1912 гг.) И фуг (1920 г.), но в целом продукте Сен-Санса для себя отдельные короткие пьесы. В дополнение к устоявшимся формам, таким как песня без слов (1871) и мазурка (1862, 1871 и 1882), популяризированные описанные Мендельсоном и Шопеном соответственно, он написал пьесы, такие как «Souvenir d'Italie» (1887), «Les cloches du soir »(« Вечерние колокола », 1889) и« Souvenir d'Ismaïlia »(1895).

Импровизации сентября (Семь импровизаций для органа), соч. 150 Импровизация № 7 (Allegro giocoso) в исполнении Роберта Смита

Проблемы с воспроизведением этого файла? См .

В отличие от своего ученика, Форе, чья долгая карьера, как неохотно, не оставил наследие работ для инструмента, Сен-Санс опубликовал скромное количество пьес для органа соло. Некоторые из них были написаны для использования в церковных службах - «Offertoire» (1853 г.), «Bénéission nuptiale» (1859 г.), «Причастие» (1859 г.) и другие. После ухода из Мадлен в 1877 году Сен-Санс написал еще десять пьес для органа, в основном для концертного использования, в том числе два набора прелюдий и фуг (1894 и 1898). Некоторые из ранних произведений были написаны для фисгармонии или органе.

Камера

Сен-Санс написал более сорока камерных произведений между 1840-ми годами и его последними годами. Одним из первых его произведений в этом жанре стал Фортепианный квинтет (1855 г.). Это прямолинейная, одна хоральная, другая кантабильная. Септет (1880 г.) - необычное сочетание трубы, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано - это неоклассическое произведение, основанное на французских танцевальных формах 17-го века. На момент создания Сен-Санс готовил новые издания произведений композиторов эпохи барокко, в том числе Рамо и Люлли.

Камерные произведения Сен-Санса раскрывают целостность человека. : его чувство традиций в объединении с воображением, его чувство юмора, его стремление к балансу и симметрии, его любовь к ясности.

Сабина Теллер Ратнер, 2005

По мнению Ратнера, самые важные из Каменных произведений Сен-Санса - это сонаты: две скрипки, две для виолончели и по одной для гобоя, кларнета и фагота, все семь в сопровождении фортепиано. Первая соната для скрипки датируется 1885 годом и признана Словарём Гроува одним из лучших и наиболее характерных произведений композитора. Вторая (1896 г.) знаменует собой стилистические изменения в творчестве Сен-Санса, с более легким и четким звуком фортепиано, характерным для его музыки с тех пор. Первая соната для виолончели (1872 г.) была написана после смерти двоюродной бабушки композитора, которая научила его игре на фортепиано более тридцати лет назад. Это серьезное произведение, в котором основной мелодический материал выдержан виолончелью под виртуозный фортепианный аккомпанемент. Форе назвал ее единственной виолончельной сонатой из любой страны, имеющей какое-либо значение. Вторая (1905 г.) состоит из четырех частей и имеет необычную тему и вариации в виде скерцо.

Соната для фагота с фортепианным сопровождением (соч. 168, 1921) Исполняет Артур Гроссман на фаготе и Джозеф Левин на фортепиано
"Le cygne" "Le cygne "(Лебедь) из Карнавал животных в исполнении Джона Мишеля

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Сонаты деревянных духовых инструментов являются одними из последних произведений композитора. Сдержанные, вызывающие воспоминания, классические строки, запоминающие мелодии и превосходная формальная структура подчеркивают эти маяки неоклассицизм ». Галлуа комментирует, что Соната для гобоя начинается как обычная классическая соната с темой андантино; красочные гармонии, финал molto allegro изысканности, юмора и очарования с помощью формы тарантеллы. Для Галлуа Соната для кларнета является самой из трех: он это последняя «шедевр, полное озорства, элегантности и сдержанного лиризма», состоятельный авральный «резюме всего остального». пр отивопоставляет «печальную плачущую » в медленной части с финалом, который «пируэты в 4/4 раза», в стиле, напоминающем 18 век. Тот же комментатор называет Сонату для фагота «образ прозрачности, жизненности и легкости», содержащим юмористические нотки, но также и моменты умиротворенного созерцания.

Самая известная работа композитора «Карнавал животных» (1887 г.), хотя далекий от типичной камерной пьесы, она написана для одногонадцати исполнителей и, по мнению Словарь Гроува, является частным камерным произведением Сен-Санса. Гроув оценивает его как «самую блестящую комическую работу, пародирующую Оффенбаха, Берлиоза, Мендельсона, Россини, его собственную Danse macabre и несколько популярных мелодий». Он запретил исполнять его при жизни, опасаясь, что его легкомыслие нанесет ущерб его репутации как серьезного композитора.

Записи

Сен-Санс был пионером в области записанной музыки. В июне 1904 года Лондонская компания «Граммофон» отправила своего продюсера Фреда Гайсберга в Париж, чтобы записать Сен-Санса в качестве концертмейстера меццо-сопрано Мейриан Эглон в ариях из Асканио и Самсон и Далила, а также как солист его собственной фортепианной музыки, включая аранжировку частей Второго фортепианного концерта (без оркестра). Сен-Санс сделал больше записей для компании в 1919 году.

В первые дни существования пластинки работы Сен-Санса были представлены на диске фрагментарно. В «Справочнике по характеристикам» (1955) перечисляются по одной записи Третьей симфонии, Второго фортепианного концерта и Первого концерта для виолончели, а также несколько версий Танца Макабре, Карнавала животных, Введения и Рондо Каприччиозо и других коротких оркестров произведений. Во второй половине 20 века и в начале 21 века намного больше произведений композитора было выпущено на пластинках, а затем на компакт-дисках и DVD. Справочник «Пингвин» по записанной классической музыке 2008 г. содержит десять страниц списков произведений Сен-Санса, включая все концерты, симфонии, симфонические стихи, сонаты и квартеты. Также ранняя месса, сборники органной музыки и хоровые песни. Запись двадцати семи мелодий Сен-Санса была выпущена в 1997 году.

За исключением «Самсона и Далилы», оперы были редко представлены на диске. Запись Генриха VIII была выпущена на CD и DVD в 1992 году. Hélène была выпущена на CD в 2008 году. Есть несколько записей Samson et Dalilah под управлением дирижеров, включая сэра Колина Дэвиса, Жорж Претр, Даниэль Баренбойм и Мён-Вун Чунг.

Почести и репутация

Сен-Санс был возведен в кавалер Легиона почетного звания в 1867 году и повышен до офицерского звена в 1884 году и Гран-Круа в 1913 году. Иностранные награды включали Британский Королевский Викторианский орден (CVO) в 1902 году и почетные докторские степени университетов Кембридж (1893) и Оксфорд (1907).

В некрологе The Times пишет:

Смерть Сен-Санса не только лишает Францию ​​одного из самых выдающихся композиторов; он удаляет из последнего представителя великих музыкальных течений, типичных для 19 века. Он сохранял такую ​​жизнерадостность и так контактировал с современными делами, что, хотя о нем стало принято говорить как о старейшине французских композиторов, было легко забыть то место, которое он на самом деле занимал в музыкальной хронологии. Он был всего на два года моложе Брамса, на пять лет старше Чайковского, на шесть лет старше Дворжака и на семь лет старше Салливана. Он занимал позицию в музыке своей страны, некоторые аспекты которой можно использовать в каждом из этих мастеров в их собственных сферах.

В коротком стихотворении «Mea culpa», опубликованном в 1890 году, Сен-Санс обвинил себя в отсутствии упадки, одобрительно отзывался о чрезмерном энтузиазме молодежи, сокрушаясь, что такие вещи не для него. Английский комментатор процитировал стихотворение в 1910 году, отметив: «Он сочувствует молодежи в их желании двигаться вперед, потому что он не забыл свою молодость, когда он отстаивал прогрессивные идеалы того времени». Композитор искал баланс между новаторством и традиционной формой. Критик Генри Коллес писал через несколько дней после смерти композитора:

В его желании поддерживать «идеальное равновесие» мы находимость обращения Сен-Санса к обычному музыкальному уму. Сен-Санс редко, если вообще когда-либо, рискует; он никогда, говоря сленгом, «не уходит из-под ног». Так поступали все его величайшие современники. Брамс, Чайковский и даже Франк были готовы пожертвовать всем ради цели, которая хотела достичь достижения. Сен-Санс, сохраняя свое равновесие.

Гроув завершает свою статью о Сен-Сансе замечанием о том, что, хотя его работы удивительно последовательности, «нельзя сказать, что он развил особый музыкальный стиль. Скорее, он защищал французскую традицию, которая разрушает окружающую среду, которая питала его преемников ».

После смерти композитора сочувствующие его музыке писатели выразили сожаление, что он известен музыкальной общественностью только за несколько его произведений, таких как Карнавал животных, Второй концерт для фортепиано, Третий концерт для скрипки, Симфония органа, Самсон и Далила, Танец ужаса, Интродукция и Рондо Каприччиозо. Среди своих больших произведений Николай выделяет Реквием, Рождественскую ораторию, балет Javotte, Фортепианный квартет, Септет для труб, фортепиано и струнных и Первую скрипичную сонату как забытые шедевры. В 2004 году виолончелист Стивен Иссерлис сказал: «Сен-Санс - именно тот композитор, нужен... есть мессы, и все они интересны. Я играл все его песни. музыка для виолончели, и нет ни одной плохой пьесы. Его работы вознаграждаются во всех смыслах. И он бесконечно интересная фигура. "

См. Также

Примечания, ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

  • Андерсон, Кейт (1989). Ноты к компакт-диску Naxos Сен-Санс, Концерты для фортепиано 2 и 4. Мюнхен: Наксос. OCLC 27875994.
  • Андерсон, Кейт (2009). Ноты к Naxos CD Сен-Санс, Скрипичные концерты. Мюнхен: Наксос. OCLC 671720802.
  • Беллейг, Камилла (1921 г.). Souvenirs de musique et de musiciens (на французском языке). Париж: Nouvelle Librairie Nationale. OCLC 15309469.
  • Берлиоз, Гектор (1995). Хью Макдональд (ред.) Берлиоз, Избранные письма. Роджер Николс (транс). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-14881-3.
  • Блит, Алан (1992). Опера на компакт-диске. Лондон: Кайл Кэти. ISBN 978-1-85626-103-6.
  • Бранжер, Жан-Кристоф (2012). «Соперники и друзья: Сен-Санс, Массне и Таис». В Янн Пасслер (ред.). Сен-Санс Принстон: Издательство Принстонского унина. верситета. ISBN 978-0-691-15555-5.
  • Канарина, Джон (2003). Пьер Монтё, мэтр. Помптон-Плейнс, Нью-Джерси: Amadeus Press. ISBN 978-1-57467-082-0.
  • Крайтон, Рональд (1997) [1993]. "Камиль Сен-Санс". В Аманде Холден (ред.). Руководство Penguin Opera Guide. Лондон: Книги Пингвинов. ISBN 978-0-14-051385-1.
  • Деручи, Эндрю (2013). Французская симфония в Fin de siècle. Рочестер, штат Нью-Йорк, и Вудбридж, Саффолк: Университет Рочестера, Бойочедел и Брюэр. ISBN 978-1-58046-382-9.
  • Дюшен, Джессика (2000). Габриэль Форе. Лондон: Phaidon. ISBN 978-0-7148-3932-5.
  • Дюшно, Мишель (2012). «Лиса в курятнике: Сен-Санс в СМИ». В Янн Пасслер (ред.). Сен-Санс и его мир. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15555-5.
  • Фаузер, Аннегрет (2012). «Что в песне? Мелодии Сен-Санса ». В Янн Пасслер (ред.). Сен-Санс и его мир. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15555-5.
  • Фуллер Мейтленд, Дж. А (1908). Словарь музыки и музыкантов Гроува, том IV (второе изд.). Лондон: Макмиллан. OCLC 252807560.
  • Галлуа, Жан (2004). Шарль-Камиль Сен-Санс (на французском языке). Спримон, Бельгия: Éditions Mardaga. ISBN 978-2-87009-851-6.
  • Хардинг, Джеймс (1965). Сен-Санс и его круг. Лондон: Чепмен и Холл. OCLC 60222627.
  • Гертер, Джозеф (2007). Зигмунт Стоёвски. Лос-Анджелес: Фигероа Пресс. ISBN 978-1-932800-26-5.
  • Эрви, Артур (1921): Сен-Санс (Лондон: Джон Лейн)
  • Хузио, Лео (2012). «Вдохновленный небом». В Янн Пасслер (ред.). Сен-Санс и его мир. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15555-5.
  • Хюбнер, Стивен (2005). Французская опера в Fin de siècle. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518954-4.
  • Иври, Бенджамин (2000). Морис Равель: Жизнь. Нью-Йорк: добро пожаловать, дождь. ISBN 978-1-56649-152-5.
  • Джонс, Дж. Барри (1989). Габриэль Форе - Жизнь в письмах. Лондон: Б. Т. Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-5468-0.
  • Джонс, Тимоти (2006). «Оркестровая и камерная музыка XIX века». У Ричарда Лэнгема Смита; Кэролайн Поттер (ред.). Французская музыка со времен Берлиоза. Олдершот и Берлингтон: Ашгейт. ISBN 978-0-7546-0282-8.
  • Катер, Майкл Х (1999). Искаженная муза: музыканты и их музыка в Третьем рейхе. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513242-7.
  • Келли, Томас Форрест (2000). Первые ночи: пять музыкальных премьер. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-07774-2.
  • Кляйн, Герман (февраль 1922 г.). «Сен-Санс, каким я его знал». Музыкальные времена. 63(948): 90–93. doi : 10.2307 / 910966. ISSN 0027-4666. JSTOR 910966.(требуется подписка)
  • Ларнер, Джеральд (1990). Примечания к избранным скрипкам компакт-дисков Chandos. Колчестер: Чандос. OCLC 42524241.
  • Летере, Стефан (2012). "Сен-Санс: странствующий музыкант". В Янн Пасслер (ред.). Сен-Санс и его мир. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15555-5.
  • Март, Иван, изд. (2007). Пингвин: Путеводитель по записанной классической музыке. Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-141-03336-5.
  • Массне, Жюль (1919) [1910]. Мои воспоминания. Х Вильерс Барнетт (транс). Бостон: Маленький Мейнард. OCLC 774419363.
  • Моррис, Митчелл (2012). "Сен-Санс в (полу) частном". В Янн Пасслер (ред.). Сен-Санс и его мир. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15555-5.
  • Моррисон, Саймон (лето 2004 г.). «Происхождение Дафниса и Хлои (1912)». Музыка XIX века. 28 : 50–76. doi : 10.1525 / ncm.2004.28.1.50. JSTOR 10.1525 / ncm.2004.28.1.50.(требуется подписка)
  • Nectoux, Jean-Michel (1991). Габриэль Форе - Музыкальная жизнь. Роджер Николс (транс). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-23524-2.
  • Некту, Жан-Мишель; Дж. Барри Джонс (2004). Переписка Камиллы Сен-Санса и Габриэля Форе: шестьдесят лет дружбы. Олдершот и Берлингтон: Ашгейт. ISBN 978-0-7546-3280-1.
  • Николс, Роджер (1987). Вспомнил Равель. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-14986-5.
  • Паркер, округ Колумбия (октябрь 1919 г.). «Камиль Сен-Санс: критическая оценка». Музыкальный квартал. 5 (4): 561–577. doi : 10,1093 / mq / v.4.561. ISSN 0027-4631. JSTOR 738128.
  • Prod'homme, Жак-Габриэль (октябрь 1922 г.). "Камиль Сен-Санс" (PDF). The Musical Quarterly. 8: 469–486. doi : 10,1093 / mq / viii.4.469. ISSN 0027-4631. JSTOR 737853.(требуется подписка)
  • Ратнер, Сабина Теллер (1999). «Камилла Сен-Санс: наставник Форе». Том Гордон (ред.). По поводу Форе. Амстердам: Гордон и Брич. ISBN 978-90-5700-549-7.
  • Ратнер, Сабина Теллер (2002). Камиль Сен-Санс, 1835–1922: Тематический каталог его полного собрания сочинений, том 1: Инструментальные сочинения. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816320-6.
  • Ратнер, Сабина Теллер (2005). Примечания к компакт-диску Hyperion Камерная музыка Сен-Санса. Лондон: Гиперион. OCLC 61134605.
  • Рис, Брайан (1999). Камиль Сен-Санс - Жизнь. Лондон: Чатто и Виндус. ISBN 978-1-85619-773-1.
  • Ринг, Кеннет (2002). Психологическая перспектива Камиля Сен-Санса. Льюистон: Эдвин Меллен Пресс. ISBN 978-0-7734-7108-5.
  • Саквилл-Уэст, Эдвард ; Десмонд Шоу-Тейлор (1955). Руководство по записи. Лондон: Коллинз. OCLC 500373060.
  • Сен-Санс, Камилла (1919). Музыкальные воспоминания. Эдвин Джил Рич (транс). Бостон: Маленький, Мейнард. OCLC 385307.
  • Шенберг, Гарольд С. (1975). Жития великих композиторов. 2 . Лондон: Futura. ISBN 978-0-86007-723-7.
  • Симеоне, Найджел (2000). Париж - Музыкальный газетир. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08053-7.
  • Смит, Роллин (1992). Сен-Санс и орган. Stuyvesant: Pendragon Press. ISBN 978-0-945193-14-2.
  • Штрассер, Майкл (весна 2001 г.). "Société Nationale и его противники: Музыкальная политика L'Invasion germanique в 1870-х годах". Музыка XIX века. 24 (3): 225–251. doi : 10.1525 / ncm.2001.24.3.225. ISSN 0148-2076. JSTOR 10.1525 / ncm.2001.24.3.225.(требуется подписка)
  • Стадд, Стивен (1999). Камиль Сен-Санс - критическая биография. Лондон: Cygnus Arts. ISBN 978-0-8386-3842-2.
  • Гробницы, Роберт (1999). Парижская Коммуна, 1871. Лондон: Лонгман. ISBN 978-0-582-30915-9.
  • Вежбицки, Джеймс (2009). Фильм Музыка: История. Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-135-85143-9.

Дополнительная литература

  • Флинн, Тимоти (2015). «Классические реверберации в музыке и жизни Камиля Сен-Санса». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии. 40 (1-2): 255–264. ISSN 1522-7464.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Камиллой Сен-Санс.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Камиль Сен-Санс
Последняя правка сделана 2021-05-14 03:42:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте