Der Freischütz | |
---|---|
Опера Автор Карл Мария фон Вебер | |
Эскизы костюмов для Самиэля и Каспара в оригинальной постановке | |
Перевод | Стрелок или Свободный стрелок |
Либреттист | Фридрих Кинд |
Язык | Немецкий |
Премьера | 18 июня 1821 (1821-06-18). Schauspielhaus Berlin |
Der Freischütz (J. 277, Op. 77 Стрелок или Стрелок) - немец опера с устным диалогом в трех действиях Карла Марии фон Вебера с либретто Фридриха Кинда. Премьера состоялась 18 июня 1821 года в Шаушпильхаусе в Берлине.
. Она считается первой важной немецкой романтической оперой, хотя что именно на немецком языке остается неясным. Один из самых пренебрежительных критиков Вебера, Людвиг Бёрне, отмечал: «В каждом немецком произведении должно быть что-то знакомое; потому что это способ немцев сочетать цвета искусства и науки, которые призма народов разделилась, чтобы произвести чистый свет прозрения. Это не означает приобретение чего-либо неправильного, поскольку цвета - дочери света ».
Сюжет оперы в основном основан на Августе Сказка Апеля "Der Freischütz " из Gespensterbuch, хотя отшельник, Каспар и Эннхен - новички в либретто Kind. Распространенное заблуждение, что мелодии Вебера были просто немецкой народной музыкой. Его неземное изображение сверхъестественного в знаменитой сцене Вольфс-Глен было описано как «наиболее выразительное изображение ужасного, которое можно найти в музыкальной партитуре».
Прием Der Freischütz превзошел собственные надежды Вебера и быстро стал международным успехом: в том же году были поставлены постановки в Вене, за которыми последовали Дрезден, Лейпциг, Гамбург, Мюнхен, Карлсруэ, Кенигсберг, Прага, другие немецкие центры, Рига и Копенгаген. В 1824 году состоялись постановки в четырех лондонских театрах в четырех различных адаптациях, а также французская премьера в Théâtre de l'Odéon в роли Робина де Буа
Была подготовлена французская версия с речитативами. Гектором Берлиозом вместе с оркестровкой Вебера Приглашение на танец для интерлюдии в постановке Парижской оперы в 1841 году. Петр Ильич Чайковский раскритиковал аранжировку Берлиоза в постановке Большого театра 1873 года как «совершенно несочетаемую», «безвкусную» и «глупую», потому что она перебивала деревенскую оперу полностью городской музыкой. В 1879 году он снова подверг критике спектакль в Париже:
Аранжировка Берлиоза снова легла в основу спектакля в Парижской Комической Опере в 2011 году.
Его оркестровка Invitation à la valse вскоре стала самостоятельной концертной пьесой.
Также как концертные пьесы часто исполняются увертюра Вебера и «Хор охотников» из акта 3 («С королевским удовольствием и мужественной занятостью»).
Роль | Тип голоса | Премьерный состав, 18 июня 1821 года. Дирижер: Карл Мария фон Вебер |
---|---|---|
Оттокар, суверенный принц | баритон | Готлиб Ребенштейн |
Куно, потомственный лесник | бас | Карл Вауэр |
Агата, его дочь | сопрано | Кэролайн Зайдлер |
Аннхен, молодой родственник | сопрано | Йоханна Юнике |
Каспар, первый помощник лесничего | бас | Генрих Блюм |
Макс, второй помощник лесничего | тенор | Генрих Штюмер |
Самиэль, «Черный Охотник» | говорящий | Джозеф Хиллебранд |
Отшельник | бас | Иоганн Георг Герн |
Килиан, богатый крестьянин | баритон | Август Видеманн |
Четыре подружки невесты | сопрано | Генриетта Рейнвальд и т. Д. |
Охотники, крестьяне, духи, служители |
В соревновании по стрельбе второй помощник лесничего Макс проигрывает крестьянину Килиану, провозглашенному «королем стрелков» (Припев: Виктория! Der Meister soll leben - Победа ! Да здравствует хозяин »). Килиан добродушно издевается над ним (Schaut der Herr mich an als König - «Пусть он смотрит на меня как на короля»).
Макс хочет жениться на Агате, дочери главного лесничего Куно. Чтобы жениться на ней и стать преемником ее отца на посту главного лесничего, он должен на следующий день доказать свою меткость и выиграть в стрельбе перед Оттокаром, суверенным принцем.
Поскольку Максу уже несколько дней не везет, он размышляет о своих перспективах потерять Агату из-за провала теста на стрельбу (Трио Куно, Каспара и Макса; припев: O diese Sonne - «О, это солнце»)). Оставшись один, в глубокой меланхолии он вспоминает счастливые дни (Aria: Durch die Wälder, durch die Auen - «Через леса, через луга»).
Каспар, первый помощник лесничего, ложно пытается наполнить Макса вином и храбростью (Hier im ird'schen Jammerthal - «Здесь, в этой долине слез»). Он надеялся жениться на самой Агате, но она отвергла его и выбрала Макса. Брак сделает Макса наследником Куно, который увидит в нем сына. Каспар хочет отомстить всем троим - своему сопернику, бывшей возлюбленной и ее отцу. Он передает Максу пистолет, и Макс, к собственному удивлению, поражает орла, летящего на большой высоте. Каспар объясняет, что пистолет был заряжен его последней волшебной пулей.
. Он уговаривает Макса встретиться с ним в полночь в ужасной Волчьей долине, чтобы бросить еще семь волшебных пуль. (Шесть ударов, но седьмой принадлежит Злому, который может вести его, куда ему заблагорассудится.) Он предупреждает Макса, чтобы он не рассказывал душе об их цели, чтобы не подвергать их опасности. Оставшись в одиночестве, Каспар торжествует и хвастается своим коварством (Ария: Schweig! Damit dich Niemand предупреждает - «Тишина, пусть никто не предупреждает его»).
Комната Агаты
В момент, когда Макс стреляет волшебной пулей, изображение предка Агаты висит на стена падает на пол, слегка ранив ее. Двоюродный брат и компаньон Агаты Ännchen повторно застегивают крючок (Дуэт: Schelm, останови праздник! - «Разбойник, держись!»). Она пытается подбодрить Агату шутками (Ännchen: Kommt ein schlanker Bursch gegangen - «Хорошенький мальчик идет по этой тропе»). Агата, все еще обеспокоенная, рассказывает о своей встрече с отшельником. Он указал на опасность, от которой его белые освященные розы защитят ее.
Оставшись одна, Агата ждет Макса с вестью о его успехе (Речитатив и ария: Wie nahte mir der Schlummer... Leise, leise - «Как сон приблизился ко мне... Низкий, низкий»). Приходит Макс, признавая, что, хотя он и не был победителем, он убил орла. Хотя наступает ночь, он должен снова уйти, чтобы принести оленя, которого он застрелил в Волчьей долине (Трио: Wie? Was? Entsetzen! - «Как? Что? О, ужас!»).
Волчья долина ночью
Когда звенит колокол, двенадцать Каспар взывает к Самиэлю, Черному Охотнику, за помощью в заклинании магических пуль. Уже продав свою душу, что должно произойти на следующий день, Каспар предлагает душу Макса в обмен на продление своей души на три года. Агата должна быть убита волшебной пулей Макса, отчаяние сделает его дьяволом, его - и отцом. Самиэль неоднозначно соглашается: «Да будет так - у ворот ада! Завтра он или ты!»
Когда Макс прибывает, дух его матери предупреждает его отказаться от проекта. Но Самиэль вызывает в воображении Агату, по-видимому, погружающуюся в отчаяние, после чего Макс погружается в долину. С демонического шума начинается метание пуль.
Встреча стрелков
Разделив между собой семь пуль, Макс использовал три во время утренней охоты. Каспар балует своих троих на лисе. Таким образом, оставшаяся пуля Макса - седьмая, пуля дьявола.
Комната Агаты
Агата молится (Ария: Und ob die Wolke sie verhülle - «Сквозь непонятные облака»), ее сомнения вернулись из-за дурного сна, в котором она была белой голубь, которого застрелил Макс. Ännchen пытается подбодрить ее жуткой историей (Aria: Einst träumte meiner sel'gen Base - «Моей покойной кузине приснился сон»). Подружки невесты приносят коробку с венком невесты (Песня: Wir winden dir den Jungfern-Kranz - «Мы обматываем тебя свадебным венком»). Но открывая его, они находят похоронный венок. Вспоминая обещание отшельницы, что белые розы защитят ее, Агата предлагает привязать их к свадебному венку.
Эскиз к финалу третьего акта (производство 1821 года)Испытание на меткость
Принц Оттокар ждет Макса в его палатке (Хор лесников: Was gleicht wohl auf Erden - «Что превосходит удовольствия погоня"). В качестве теста Максу приказывают застрелить указанного ему голубя. Макс прицеливается, стреляет, и Агата, которая только что вышла на сцену, падает, как от удара (Финал: Schaut, o schaut - «Смотри, о, смотри»). Но ее свадебный венок и отшельник позади нее отразили пулю. Это поражает Каспара. Агата выходит из обморока, и Каспар, увидев рядом с ней святого отшельника, понимает, что потерпел неудачу. Самиэль хватает его вместо Макса, после чего Каспар умирает, проклиная ад и рай.
Принц Оттокар приказывает бросить труп в Волчью долину. Затем он требует и получает объяснения от Макса, который признается в стрельбе волшебными пулями. Несмотря на мольбы Куно, Агаты, крестьян и охотников, разъяренный принц запрещает брак и изгоняет Макса из страны.
Отшельник пытается умилостивить принца (Aria: Wer legt auf ihn so strengen Bann! Ein Fehltritt, ist er solcher Büssung wert? - «Кто выносит ему такой строгий приговор? Ошибка, достойно ли это? такого искупления? »). Только любовь к Агате и страх потерять ее заставили Макс отойти от жизни, в которой прежде не было вины. Кто поднимет первый камень? Кто не заглядывает в собственное сердце? Как только он завершит безупречный испытательный год, Максу следует разрешить жениться на Агате. К всеобщей безмерной радости принц принимает это решение. После испытательного срока он сам вложит руку Агаты в руку Макса.
В конце концов, все присоединяются к благодарственной молитве.
Опера оценивается для оркестра стандартного размера, состоящего из:
Примечания
Источники
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Der Freischütz. |