Голосовой диапазон - это диапазон высот, который может человеческий голос фонат. Его наиболее распространенное применение находится в контексте пение, где оно используется в качестве определяющей характеристики для классификации певческих голосов на типы голоса. Это также тема изучения в рамках лингвистики, фонетики и речевой языковой патологии, особенно в отношении изучения тональных языков и некоторые виды нарушений голоса, хотя практического применения в речевом плане это мало.
В то время как самое широкое определение «вокального диапазона» - это просто диапазон от самой низкой до самой высокой ноты, которую может воспроизводить конкретный голос, это широкое определение часто не то, что имеется в виду, когда «вокальный диапазон» обсуждается в контекст пения. Педагоги по вокалу склонны определять вокальный диапазон как общий диапазон «музыкально полезных» звуков, которые певец может воспроизвести. Это связано с тем, что некоторые из нот, которые может воспроизводить голос, могут не считаться пригодными для использования певцом во время выступления по разным причинам. Например, в рамках оперы все певцы должны проецировать на оркестр без помощи микрофона. Таким образом, оперный певец сможет включать только те ноты, которые он способен адекватно проецировать на оркестр в пределах своего вокального диапазона. Напротив, поп-исполнитель может включать ноты, которые можно услышать с помощью микрофона.
Еще один фактор, который следует учитывать, - это использование различных форм вокального исполнения. Человеческий голос способен издавать звуки, используя различные физиологические процессы в гортани. Эти различные формы воспроизведения голоса известны как регистры голоса. Хотя точное число и определение голосовых регистров является спорной темой в области пения, наука определить только четыре регистра: в свист регистра, то фальцет регистр, то модальный регистр и речевой регистр. Обычно при определении вокальных диапазонов певцов включаются только используемые высоты тона в модальном регистре - регистре, используемом в нормальной речи и в большинстве случаев пения. Существуют исключения, как в опере, где контртеноры используют фальцет, а колоратурные сопрано используют регистр свистка; поэтому ноты из этих регистров будут включены в вокальные диапазоны этих голосов.
Вокальный диапазон играет такую важную роль в классификации певческих голосов на типы голосов. что иногда эти два термина путают друг с другом. Тип голоса - это особый вид человеческого певческого голоса, воспринимаемый как обладающий определенными идентифицирующими качествами или характеристиками; вокальный диапазон - лишь одна из этих характеристик. Другими факторами являются вокальный вес, вокал тесситура, вокал тембр, точки перехода голоса, физические характеристики, уровень речи, научные исследования и вокальное оформление. Все эти факторы вместе взятые используются для отнесения голоса певца к определенному типу певческого голоса или типа голоса.
Дисциплина классификации голосов разработана в рамках европейской классической музыки и обычно не применяется другим формам пения. Классификация голоса часто используется в opera, чтобы связать возможные роли с потенциальными голосами. Существует несколько используемых систем, включая немецкую систему Фаха, традицию итальянской оперы и традицию французской оперы. Существуют и другие системы классификации, чаще всего система хоровая музыка.
Ни одна система не применяется или не принимается повсеместно. Однако большинство типов голоса, идентифицированных такими системами, являются подтипами, которые подпадают под семь различных основных категорий голоса, которые по большей части признаются во всех основных системах классификации голоса. Женщин обычно делят на три основные группы: сопрано, меццо-сопрано и контральто. Мужчин обычно делят на четыре основные группы: контратенор, тенор, баритон и бас. При рассмотрении голосов детей до полового созревания можно использовать восьмой семестр, тройной. Внутри каждой из этих основных категорий есть несколько подкатегорий, которые определяют конкретные вокальные качества, такие как колоратура способность и вокальный вес для различения голосов.
Сам вокальный диапазон делает это. не определять тип голоса певца. Хотя с каждым типом голоса действительно связан общий голосовой диапазон, человеческие поющие голоса могут обладать вокальными диапазонами, которые охватывают более одного типа голоса или находятся между типичными диапазонами двух типов голоса. Таким образом, учителя голоса используют диапазон голоса только как один из многих факторов при классификации голоса певца. Более важным, чем диапазон при классификации голоса, является tessitura, или место, где голос наиболее удобен для пения, и тембр голоса, или характерный звук певческого голоса. Например, вокальный диапазон певицы может включать высокие ноты меццо-сопрано и низкие ноты сопрано. Поэтому учитель вокала должен был посмотреть, чувствует ли певец более комфортное пение выше или ниже. Если бы певцу было удобнее петь выше, то учитель, вероятно, отнес бы его к сопрано. Учитель также должен учитывать звук голоса; Сопрано обычно имеют более легкий и менее богатый вокальный звук, чем меццо-сопрано. Учитель вокала, однако, никогда не классифицирует певца более чем по одному типу голоса, независимо от размера вокального диапазона певца.
В оперных системах классификации существует шесть основных типов голоса. Приведенные ниже диапазоны являются приблизительными и не предназначены для слишком жесткого применения.
Некоторые мужчины фальцетом голосом или в результате определенных редких физиологических состояний могут петь в том же диапазоне, что и женщины. Они не попадают в женские категории, а в классической музыке называются контртенорами. В современной музыке, однако, было бы более уместно использовать термин тенор для этих мужских голосов.
В хоровой музыке есть только четыре категории взрослых певцов. Во-первых, для женщин: сопрано и альт, а для мужчин: тенор и бас.
В Великобритании термин «мужской альт» относится к мужчине, который использует фальцет вокальная постановка для пения в альтовой части хора. Эта практика гораздо менее распространена за пределами Великобритании, где чаще применяется термин контртенор. Контртеноры также широко используются в опере в качестве солистов, хотя термин «мужской альт» никогда не используется для обозначения солиста.
Детские голоса, как мужские, так и женские, описываются как тройные, хотя мальчишеское сопрано также широко используется.