Контртенор

редактировать
Высокий классический мужской певческий голос

A контртенор (также контратенор ) является разновидностью классический мужской певческий голос, вокальный диапазон которого эквивалентен женскому контральто или меццо- сопрано типы голоса, обычно от G3 до D 5 или E 5, хотя сопранист ( конкретный вид контртенора) может соответствовать диапазону сопрано от C 4 до C 6. Контртеноры часто являются баритонами или тенорами в своей основе, но в редких случаях используют их более низкий вокальный диапазон, вместо этого предпочитая свой фальцет или высокий голос.

Природа голоса контртенора радикально изменилась на протяжении всей истории музыки, от модального голоса до модального голоса и фальцетного голоса, до голоса в основном фальцетом, который сегодня обозначается термином.. Отчасти это происходит из-за изменений в физиологии человека, а отчасти из-за колебаний высоты звука.

Термин впервые появился в Англии в середине 17 века и широко использовался к концу 17 века. Однако использование взрослых мужских фальцетов в полифонии, обычно в диапазоне сопрано, было известно в европейских духовных хорах, состоящих только из мужчин, за несколько десятилетий до этого, еще в середине 16 века. Современные ансамбли, такие как Таллисские ученые и Шестнадцать, имеют контртеноры на альтовых партиях в произведениях этого периода. Нет никаких доказательств того, что пение фальцетом было известно в Британии до начала 17 века, когда его иногда можно было услышать в партиях сопрано.

Во второй половине 20 века возник большой интерес к песне и ее популярность вновь возросла. голос контртенора, отчасти благодаря пионерам, таким как Альфред Деллер, а также возросшей популярности барокко оперы и необходимости певцов-мужчин заменить кастратов ролей в таких произведениях. Хотя голос в основном считался феноменом старинной музыки, коллекция современного репертуара контртеноров постоянно растет.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранние века
    • 1.2 XVIII век
    • 1,3 20 век
  • 2 Голосовой диапазон
  • 3 Терминология
  • 4 Роли в опере
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История

Ранние века

В полифонических композициях 14-го и начала 15-го веков контратенор представлял собой голосовую партию, добавленную к основной двухчастной контрапункциональной текстуре дисканта (superius ) и tenor (от латинского tenere, что означает «удерживать», поскольку эта часть «удерживает» мелодию музыки, в то время как superius удаляет на нем на более высокой высоте). Хотя диапазон примерно такой же, как у тенора, в целом он носил гораздо менее мелодичный характер, чем любая из этих двух других частей. С введением примерно в 1450 году четырехчастного письма таких композиторов, как Оккегем и Обрехт, контратенор разделился на Contratenor altus и Contratenor bassus, которые были соответственно выше и ниже тенора. Позже термин стал устаревшим: в Италии contratenor altus стало просто altus, во Франции - haute-contre, а в Англии - countertenor. Хотя первоначально эти слова использовались для обозначения вокальной партии, теперь они используются для описания певцов этой партии, чьи вокальные приемы могут отличаться (см. Ниже).

В католической церкви эпохи Возрождения наставление Святого Павла «mulieres in ecclesiis taceant» («пусть женщины молчат в церквях») все еще преобладали, и женщинам запрещалось петь на церковных службах. Контратеноры, хотя и редко описываемые как таковые, поэтому играли заметную роль в литургической музыке, пели ли строки в одиночку или с мальчиком тройными или альтами. (В Испании была давняя традиция, когда фальцетисты мужского пола исполняли линии сопрано). Однако контртеноры никогда не использовались для ролей в ранней опере, подъем которой совпал с приходом моды на кастратов. Например, они сыграли несколько ролей в первом спектакле Монтеверди L'Orfeo (1607). К этому времени кастраты уже были заметными в итальянских церковных хорах, заменив как фальцетисты, так и тройки; последний сопрано-фальцетист, поющий в Риме, Хуан [Иоганнес де] Сан [c] tos (испанец) умер в 1652 году. В итальянской опере к концу XVII века преобладали кастраты, а во Франции модальный высокий тенор, называемый haute-contre, был установлен как предпочтительный голос для главных мужских ролей.

В Англии Перселл написал значительную музыку для более высокого мужского голоса, который он назвал «контр-тенором», например, роли Тайны и Саммер в Королеве фей. (1692 г.). «Эти строки часто бросают вызов современным певцам, которые не уверены, являются ли они партиями высокого тенора или предназначены для фальцетистов». Современные вокальные трактаты, однако, ясно показывают, что певцов Перселла должны были научить сочетать оба метода вокального производства. В хоровой музыке Перселла ситуация еще более осложняется из-за случайного появления более чем одной сольной партии, обозначенной как «контртенор», но со значительной разницей в диапазоне и тесситуре. Так обстоит дело в Славься, яркая Сесилия (Ода в День святой Сесилии 1692), в котором соло «Голос природы» имеет диапазон от F 3 до B ♭ 4 (аналогично упомянутым ранее сценическим ролям), тогда как в дуэте «Послушайте каждое дерево» солист-контратенор поет от E 4 до D 5 (в трио «С этим возвышенным небесным миром». Позже, в той же работе, в рукописи Перселла тот же певец, мистер Ховел, описанный как «высококонтрастный тенор», будет выступать в диапазоне G 3 до C 4 ; весьма вероятно, что он взял некоторые из самых низких нот в хорошо смешанном «грудном голосе» - см. ниже).

18 век

«Контртенор Перселла« тенор »не процветал в Англии далеко за пределами [восемнадцатого] века; в течение двадцати лет после смерти Перселла Гендель обосновался в Лондоне, и opera seria, которая полностью опиралась на итальянское пение, вскоре закрепилась в британских театрах ». Параллельно, ко времени Генделя кастраты стали доминировать на английской оперной сцене так же, как и на итальянской (да и в большей части Европы за пределами Франции). Они также принимали участие в нескольких ораториях Генделя, хотя контртеноры тоже иногда выступали в последних в качестве солистов, причем партии, написанные для них, по компасу ближе к высшим ораториям Перселла, с обычным диапазоном A 3 на E 5. Они также пели альтовые партии в припевах Генделя. Именно хоровые певцы в рамках англиканской церковной традиции (а также в светском жанре glee ) выступили контртенорами как исполнители на протяжении 18 и 19 веков. В остальном они в значительной степени исчезли из поля зрения общественности.

20 век

Самым заметным человеком возрождения контртенора в двадцатом веке был Альфред Деллер, английский певец и поборник аутентичное исполнение старинной музыки. Первоначально Деллер идентифицировался как «альт», но его сотрудник Майкл Типпет рекомендовал архаичный термин «контртенор» для описания его голоса. В 1950-х и 60-х годах его группа, Deller Consort, сыграла важную роль в повышении осведомленности (и признательности) публики о музыке эпохи Возрождения и барокко. Деллер был первым современным контртенором, добившимся известности, и у него было много выдающихся преемников. Бенджамин Бриттен написал главную роль Оберона в своей постановке Сон в летнюю ночь (1960) специально для Деллера. Контртенорную роль Аполлона в фильме Бриттена Смерть в Венеции (1973) создал Джеймс Боуман, самый известный из следующего поколения английских контртеноров. Рассел Оберлин был американским коллегой Деллера и еще одним пионером ранней музыки. Успех Оберлина был совершенно беспрецедентным в стране, не имевшей большого опыта исполнения произведений до Баха, и он подготовил почву для большого успеха последовавших за ним контртеноров. Оберлин, однако, вернулся к более ранней традиции контртеноров, использующих только свои модальные голоса.

Сегодня контртеноры очень востребованы во многих формах классической музыки. В опере многие роли, изначально написанные для кастратов (кастрированных мужчин), теперь поются и записываются контртенорами, как и некоторые роли брюк, изначально написанные для певиц. Первая категория гораздо более многочисленна и включает Орфео в Глюке Орфей и Эвридис и многие роли Генделя, такие как части имени в Ринальдо, Джулио Чезаре, Серс и Орландо и Бертаридо в Роделинда. Моцарт также играл роли кастратов в своих операх, в том числе Аминта в Il re pastore, Сесилио в Лусио Силла, Рамиро в La finta giardiniera, Идаманте в Идоменей и Сесто в La clemenza di Tito.

Многие современные композиторы, помимо Бриттена, написали и продолжают писать контртенорные партии, как в хоровых произведениях, так и в опере, а также песни и песенные циклы для голоса. Мужские хоровые группы, такие как Chanticleer и The King's Singers, прекрасно используют голос в самых разных жанрах, включая старинную музыку, госпел и даже народные песни. Другие недавние оперные партии, написанные для голоса контртенора, включают Эдгара в Ариберта Реймана Лира (1978), посланника в его Медее (2010), Prince Go -Иди в Дьёрдь Лигети Le Grand Macabre (1978), главную роль в Филиппа Гласса Akhnaten (1983), Клэр в Джона Ланна «Служанки» (1998), Беженка в Джонатане Дав в Рейсе (1998), Тринкуло в Томасе Адесе Буря (2004), Мальчик из Джорджа Бенджамина Написано на коже (2012) и несколько других (см. Роли в опере ниже).

Вокальный диапазон

Контратенорный вокальный диапазон (E 3–E5), обозначенный на высоких тонах нотоносце (слева) и на клавиатуре фортепиано зеленым цветом с точечной маркировкой посередине C (C4)
{\ new Staff \ с {\ remove

вокальный диапазон контртенора эквивалентен диапазону женского контральто или меццо-сопрано типов голоса. У обученного контртенора обычно будет вокальный центр, подобный расположению центра контральто или меццо-сопрано. Питер Джайлз, профессиональный контртенор и известный автор по предмету, определяет контртенор как музыкальную часть, а не как вокальный стиль или механизм. В современном использовании термин «контртенор» по существу эквивалентен средневековому термину contratenor altus (см. Выше). Таким образом, контртенор-певец может быть операционально определен как человек, который поет контртенорную партию, независимо от используемого вокального стиля или механизма. Диапазон контртенора обычно эквивалентен альтовому диапазону, простираясь приблизительно от G 3 до D 5 или E 5. По сравнению с женскими голосами мужской голос обычно имеет расширенный диапазон в сторону низких нот, но самые низкие части диапазона обычно не используются. На практике общепризнано, что большинство контратеноров поют с использованием вокала фальцетом, по крайней мере, для верхней половины этого диапазона, хотя большинство из них используют ту или иную форму «грудного голоса «(сродни диапазону их голоса) для нижних нот. Самая сложная задача для такого певца - управлять нижним средним диапазоном, поскольку обычно есть несколько нот (около B ♭ 3), которые можно спеть любым вокальным механизмом, и переход между регистрами должен каким-то образом быть смешанным или плавно управляться.

В ответ на (по его мнению) уничижительный оттенок термина фальцет, Джайлз отказывается использовать его, называя верхний регистр «головным голосом ». Многие знатоки голоса не согласятся с таким выбором терминологии, оставив за собой обозначение «головной голос» для высокого демпфированного регистра, сопровождаемого относительно низкой гортани, что типично для современного оперного тенорового производства. Последний тип головного голоса, с точки зрения вибрации голосовых связок, на самом деле больше похож на «грудной голос», чем на фальцет, поскольку он использует то же производство «говорящего голоса» (называемого «модальным» учеными), и это отражено в тембре.

Терминология

В частности, в британской хоровой традиции термины «мужское сопрано» и «мужской альт» служат для обозначения мужчин, которые полагаются на вокал фальцетом, вместо модального голоса, чтобы петь в диапазоне сопрано или альта. В других местах термины имеют менее универсальную валюту. Некоторые авторитеты действительно принимают их как описание мужских фальцетистов, хотя эта точка зрения вызывает споры; они зарезервировали бы термин «контртенор» для мужчин, которые, как Рассел Оберлин, достигают голоса диапазона сопрано с небольшим фальцетом или без него, приравнивая его к haute-contre и итальянскому тенор-альтино. Приверженцы этой точки зрения утверждают, что контртенор будет иметь необычно короткие голосовые связки и, следовательно, более высокий речевой голос, более низкий диапазон и тесситуру, чем их фальцетистские коллеги, возможно, от D 3 до D 5. Классификация оперного вокала, с другой стороны, предпочитает термины «контртенор» и «сопранист », чем «мужское сопрано» и «мужской альт», и некоторые ученые считают последние два термина неточными из-за физиологических различий между ними. мужская и женская вокальная продукция. Единственный известный мужчина, который может претендовать на звание настоящего мужского сопрано по этому определению, - это Майкл Маньячи, чей модальный голос попадает в диапазон сопрано, сродни женскому, потому что его гортань еще не полностью сформировалась в период полового созревания.

Роли в опере

Известные роли контртенора:

См. Также

Ссылки

  1. ^ J. Б. Стейн, «Контртенор», в Словарь оперы Нью-Гроув, I, стр. 999.
  2. ^ Сопранист - термин, используемый для описания контртенора, чей вокальный диапазон настолько высок, что эквивалентен диапазону сопрано; однако этот термин широко используется неверно. МакКинни, Джеймс (1994). Диагностика и коррекция вокальных нарушений. Музыкальная группа Genovex. ISBN 978-1-56593-940-0.
  3. ^Вороны, Саймон (2015). Сверхъестественный голос. Вудбридж: Бойделл Пресс. С. 38–44. ISBN 9781843839620.
  4. ^Саймон, Вороны (2014). Сверхъестественный голос: история высокого мужского пения. С. 50–57. ISBN 9781843839620. OCLC 967385734.
  5. ^Саймон, Вороны (2014). Сверхъестественный голос: история высокого мужского пения. С. 71–89. ISBN 9781843839620. OCLC 967385734.
  6. ^ Старк 2003
  7. ^ Джайлз 1982
  8. ^1 Коринфянам 14:34
  9. ^"SingerList". sophia.smith.edu. Архивировано 26 марта 2009 г. с оригинала.
  10. ^В течение первой половины века на сцене появлялись фальцеттистские альты, такие как Лоренцино Сансес и Марио Савиони, особенно в Риме.
  11. ^природа голоса haute-contre была предметом множества споров, но сейчас общепринято, что haute-contres пели тем голосом, который ученые называют "модальным ", возможно, используя фальцет или фальцет для их высоких нот (ср. Лайонел Сокинс, «Haute-contre», в Сэди, Стэнли (ред.), The New Grove Dictionary of Opera, II, стр. 668- 69, Grove (Oxford University Press), Нью-Йорк, 1997, ISBN 978-0-19-522186-2, и Мэри Сир, «О исполнении 18-го века. Haute-Contre Roles ", The Musical Times, vol. 118, 1997, pp. 291–5, позже воспроизведено в Cyr, M., Essays on Performance of Baroque Music. Опера и камерная музыка во Франции и Англия, эссе № IX, Ashgate Variorum, Aldeshot (Великобритания) / Берлингтон, Вермонт (США), 2008, ISBN 978-0-7546-5926-6 )
  12. ^ Поттер, Дж. (2009), Тенор, История голоса, Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен / Лондон, стр. 19 (включая сноску 35). ISBN 978 -0-300-11873-5
  13. ^Саймон, Вороны (2014). Сверхъестественный голос: история высокого мужского пения. С. 130–138. ISBN 9781843839620. OCLC 967385734.
  14. ^ Джайлз 2005
  15. ^«Рассел Оберлин, экспликация о том, что противник». YouTube. Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года.
  16. ^ Аппельман 1986
  17. ^Ардран и Вулстан в их статье «Голос альта или контртенора» (Music Letters, vol. 48 / 1, январь 1967 г.) согласен с точкой зрения Джайлза, изложенной ниже; другие категорически не согласны - см., например, Нил Заслав : «Загадка Haute-Contre» (The Musical Times, том 115, № 1581 (ноябрь 1974), стр. 939-941); Мэри Сир: «О выполнении высоко-контрольных ролей 18-го века» («Музыкальные времена», том 118, апрель 1977 г.); Саймон Рэйвенс: «Сладкий пронзительный голос: контртенор и вокальная оценка в Тюдоровской Англии» (Early Music 1998; XXVI: 123-136).
  18. ^Джайлз, «либерал» в использовании слова контртенор, предлагает этот последний термин для таких голосов
  19. ^«Таймс и Санди Таймс». Entertainment.timesonline.co.uk. Архивировано 17 мая 2011 г. из оригинала.
  20. ^Опрошено. Согласно Энтони Хиксу, это дискант, который первоначально исполнял Уильям Сэвидж до того, как его голос сломался (Джустино, в Sadie, II, стр. 440).
  21. ^Спрошено. По словам Энтони Хикса, небольшая сопрано часть Чильдерико, в которой нет арий, вероятно, была исполнена Уильямом Сэвиджем на октаву ниже после того, как его голос только что оборвался (Фарамондо, в Sadie, II, 121).
  22. ^Очень сомнительно. По словам Энтони Хикса, роль изначально предназначалась для исполнения контральто [it ], но из-за ее болезни она была исполнена на премьере актером, поющим как тенор, и была позже Гендель всегда доверял певицам (ср. Дэвид Викерс, «Гендель Саул. Великолепная новая запись Саула Генделя от The Sixteen», Граммофон Архивировано 15 августа 2017 в Wayback Machine "; Роберт Хагилл, Обзор компакт-диска - Сол Генделя," Planet Hugill - Мир классической музыки Архивировано 6 февраля 2015 года в Wayback Machine ", 19 сентября 2012 г.).
  23. ^Роль задумана для высоких частот, сопрано или высокого контртенора (Пол Гриффитс, Grand Macabre, Le, в Sadie, II, стр. 511).
  24. ^Роль создана тенором Дэвидом Кнутсоном, но задумано как для тенора, так и для контратенора (Эндрю Клементс, Лир, в «Сэди», II, стр. 1115).
  25. ^Музыка различных композиторов эпохи барокко, включая Джорджа Фридриха Генделя, Антонио Вивальди, и Жан- Филипп Рамо (ср.: Зачарованный остров: Музыка Архивировано 23 января 2012 года в Wayback Machine, Метрополитен-опера).

Источники

  • Аппельман, Д. Ральф (1986). Наука вокальной педагогики: теория и применение. Издательство Индианского университета. ISBN 978-0-253-20378-6.
  • Джайлз, Питер (1982). Контртенор. Muller Publishing.
  • Джайлз, Питер (2005). Базовый метод контртенора. Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 978-1-871082-82-1.
  • Старк, Джеймс (2003). Бельканто: история вокальной педагогики. Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-8614-3.

Дополнительная литература

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с вокалистами контртенора на Wikimedia Commons
  • словарное определение Countertenor в Wiktionary

Последняя правка сделана 2021-05-16 14:18:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте