Сон в летнюю ночь (опера)

редактировать

Сон в летнюю ночь
Опера Бенджамина Бриттена
Сон в летнюю ночь на BMF (2016).jpg « Сон в летнюю ночь» Бриттена на 19-м Пекинском музыкальном фестивале (2016)
либреттист
Язык Английский
На основе Шекспира « Сон в летнюю ночь»
Премьера 11 июня 1960 г. ( 1960-06-11) Альдебургский фестиваль

Сон в летнюю ночь, соч. 64 — опера на музыку Бенджамина Бриттена, написанная на либретто, адаптированное композитором и Питером Пирсом из пьесы Уильяма Шекспира « Сон в летнюю ночь». Премьера состоялась 11 июня 1960 года на фестивале в Альдебурге под управлением композитора, а декорации и костюмы были созданы Карлом Томсом. Стилистически работа типична для Бриттена, с очень индивидуальным звуковым миром - не поразительно диссонирующим или атональным, но изобилующим тонко атмосферными гармониями и тональной окраской. Партия Оберона была написана для контртенора Альфреда Деллера.. Что нетипично для Бриттена, в опере не было главной роли его партнера Пирса, которому вместо этого дали комическую роль Флейты / Фисбы.

Содержание

  • 1 История выступлений
  • 2 роли
  • 3 Инструменты
  • 4 Анализ
  • 5 записей
  • 6 Примечания и ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История производительности

«Сон в летнюю ночь» впервые был исполнен 11 июня 1960 года в Юбилейном зале в Альдебурге, Великобритания, в рамках фестиваля в Альдебурге. Дирижировал композитор, поставил хореограф Джон Крэнко.

Работа получила широкое одобрение критиков после первых выступлений. Ховард Таубман в своем обзоре премьеры в Альдебурге написал, что оркестровые цвета партитуры передают ощущение «парящей иллюзии», которое никогда не колебалось и заключалось в следующем:

Не все проблемы, поставленные Шекспиром, были решены, но г-н Бриттен добился столь многого, что можно с уверенностью предсказать широкую известность его последней и самой счастливой опере.

Несогласным был голос бывшего соратника Бриттена У. Х. Одена. В письме Стивену Спендеру после просмотра лондонской постановки 1961 года Оден назвал ее «Ужасно! Чистый Кенсингтон ».

«Сон» был исполнен в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в 1961 году, продюсер Джон Гилгуд и дирижер Георг Шолти. Это производство возрождалось шесть раз до 1984 года.

Компания English Music Theater Company поставила оперу в Snape Maltings в 1980 году в постановке Кристофера Реншоу по дизайну Робина Дона; постановка была возобновлена ​​в Королевском оперном театре на один спектакль в 1986 году.

В 2005 году Королевский оперный театр Ковент-Гарден поставил версию в постановке Оливии Фукс в Театре-студии Линбери с хором мальчиков Тиффин. Уильям Тауэрс был Обероном, а Джиллиан Кейт Титания.

В постановке Английской национальной оперы 2011 года, поставленной Кристофером Олденом, действие оперы происходит в школе середины 20-го века, где Оберон ( Истин Дэвис ) и Титания ( Анна Кристи ) играют учителей, а Пак и феи - школьники. Отношения Оберона с Паком ( Джейми Мэнтон) имеют откровенно сексуальный подтекст, и Пак реагирует то гневом, то отчаянием на вновь обретенный интерес Оберона к мальчику-подменышу Титании. Молчаливый пожилой мужчина, следящий за действием в первых двух действиях, оказывается Тесеем ( Пол Уилан ); рецензенты предположили, что в этой постановке сам Тесей когда-то был объектом внимания Оберона и либо наблюдает, как история повторяется, либо на самом деле мечтает о волшебных событиях оперы до своего брака с Ипполитой.

Баз Лурманн снял музыкальное видео на аранжировку « Now Before the Break of Day » из финала третьего акта своего альбома 1998 года Something for Everyone с участием Кристин Ану и Дэвида Хобсона.

Роли

Роли, типы голоса; премьерный состав
Роль Тип голоса Актерский состав премьеры, 11 июня 1960 г. Дирижер: Бенджамин Бриттен Режиссер: Джон Крэнко
Оберон, король фей контратенор Альфред Деллер
Титания, королева фей колоратурное сопрано Дженнифер Вивьян
Шайба говорящая роль Лорка Мясин (как «Леонид Мясин II»)
паутина высокие частоты Кевин Платтс
Горчичное семя высокие частоты Роберт Маккатчен
мотылек высокие частоты Барри Фергюсон
Горох высокие частоты Майкл Бауэр
Лизандр тенор Джордж Маран
Деметриус баритон Томас Хемсли
Гермия, влюбленная в Лисандра меццо-сопрано Марджори Томас
Елена, влюбленная в Деметрия сопрано апрель Кантело
Тесей, герцог Афин бас Форбс Робинсон
Ипполита, королева амазонок контральто Джоанна Питерс
Внизу, ткач бас-баритон Оуэн Бранниган
Айва, плотник бас Норман Ламсден
Флейта, ремонтник мехов тенор Питер Пирс
Снаг, столяр бас Дэвид Келли
Морда, лудильщик тенор Эдвард Байлз
Голодающий, портной баритон Джозеф Уорд

Инструментарий

Анализ

Бриттен выделил три уровня персонажей: крестьянам давали народную «простую» музыку, влюбленным - более романтический звуковой мир, а феи были представлены очень неземным образом. Почти все действие теперь происходит в лесах вокруг Афин, и феи занимают в драме гораздо более заметное место. Комическое представление деревенских жителей Пирама и Фисбы на последней свадьбе приобретает дополнительное измерение как пародия на итальянскую оперу девятнадцатого века. Плач Фисбы, сопровождаемый облигато - флейтой, является пародией на « безумную сцену » ДоницеттиIl dolce suono »).

В опере есть несколько нововведений: в опере крайне редко главная мужская партия пишется для пения контртенором. Роль Оберона создал Альфред Деллер. Бриттен писал специально для своего голоса, который, несмотря на его эфирное качество, имел низкий диапазон по сравнению с более современными контратенорами. Музыка Оберона почти никогда не требует, чтобы контртенор пел как в верхней части диапазона альта, так и в форте.

Сюжет оперы повторяет сюжет пьесы с некоторыми изменениями. Большая часть первого акта Шекспира вырезана, что компенсируется единственной добавленной строкой оперы: «Принуждаю тебя выйти замуж за Деметрия». Поэтому гораздо больший приоритет отдается дереву и феям. На это также указывают начальные струны портаменти и эфирный контртенорный голос Оберона, ведущего мужского лидера, который на протяжении всего времени сопровождается характерной текстурой арфы и челесты, точно так же, как появление Пака возвещается сочетание трубы и малого барабана.

Опера открывается хором «Над холмом, над долиной» фей -служанок Титании, которую играют мальчики-сопрано. Среди других ярких моментов - витиеватая ария Оберона - особенно примечательна экзотическая целеста - ария «Я знаю банк» (навеянная песней Перселла «Слаще, чем розы», которую Бриттен ранее аранжировал для исполнения Пирс), не менее витиеватая Титания «Приходи сейчас»., рондель», энергичный припев «Ты заметил змей», веселая комедия Пирама и Фисбы и финальное трио для Оберона, Титании и хора.

Оригинальная пьеса представляет собой аномалию среди произведений Шекспира, поскольку в ней очень мало внимания уделяется характеру и очень много внимания уделяется психологии. Бриттен в значительной степени следует этому, но тонко меняет психологическую направленность работы. Введение хора мальчиков-фей означает, что опера сильно затрагивает тему чистоты. Именно эти юные феи в конце концов подавляют либидозную деятельность квартета влюбленных, когда они поют красивую мелодию на трех «девизных аккордах» (также на четырех «волшебных» аккордах) второго акта: «Джек получит Джилл». / Ничего не будет плохо / Мужчина снова получит свою кобылу / И все будет хорошо». Можно считать, что в исполнении мальчиков это выходит за рамки иронии и представляет собой идеализированное видение рая невинности и чистоты, которым Бриттен, кажется, был очарован на протяжении всей своей жизни.

Бриттен также обращает внимание на центральный мотив пьесы: безумие любви. Любопытно, что он взял одно гротескное отношение в пьесе (отношение Титании и Боттома) и поместил его в центр своей оперы (в середине второго акта). Женщины в операх Бриттена склонны впадать в крайности, будучи либо хищниками, либо уязвимой добычей, но Титания представляет собой смесь; она доминирует над Боттомом, но над ней полностью доминируют Оберон и Пак, пара, которая, как обычно считается, действительно обладает властью в «Сне». Их жестокие шалости в конце концов подавляют ее колоратуру, которую, пока она не освободится от власти любовного сока, чертовски трудно петь.

Бриттен также пародировал оперную условность менее очевидными способами, чем Пирам и Фисба. Как и многие другие оперы, «Сон в летнюю ночь» открывается хором, но это хор непрерывных мальчишеских голосов, поющих в унисон. После этого появляется примадонна и главный герой, который находится как можно дальше от вагнеровских холостяков и как можно ближе к генделевским кастратам XVIII века: барочной фантазии в музыке». Отношение Бриттена к Паку также предполагает пародию. В опере помощника героя традиционно поют баритоны, а здесь юноша-подросток скорее говорит, чем поет.

Бриттен считал образ Пака «абсолютно аморальным и в то же время невинным». Описывая говорящего, кувыркающегося Пака из оперы, Бриттен написал: «У меня возникла идея сделать Пака таким в Стокгольме, где я увидел нескольких шведских детей-акробатов с необычайной ловкостью и способностями к мимике, и внезапно понял, что мы можем сделать Пака таким образом. "

Записи

Доступно много записей, в том числе две под управлением композитора, одна - живая запись премьеры 11 июня 1960 года с полным оригинальным составом, вторая - студийная запись, сделанная в 1967 году с некоторыми из оригинального состава, Деллер в роли Оберона, Оуэн Бранниган. в роли Боттома, а Питер Пирс поднялся от Флейты до Лизандра, в котором отсутствует музыка из пробуждения влюбленных в начале третьего акта.

Примечания и ссылки

Заметки

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Холден, Аманда (редактор), The New Penguin Opera Guide, Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN   0-14-029312-4
  • Уоррак, Джон и Уэст, Юэн, Оксфордский оперный словарь Нью-Йорка: Oxford University Press: 1992 ISBN   0-19-869164-5

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-11 06:19:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте