Serse (итальянское произношение: ; английское название: Xerxes ; HWV 40) - это opera seria в трех действиях Джорджа Фридриха Генделя. Впервые он был исполнен в Лондоне 15 апреля 1738 года. Итальянское либретто было адаптировано неизвестным исполнителем из произведения Сильвио Стампилья для более ранней одноименной оперы от Джованни Бонончини в 1694 году. Либретто Стампильи было основано на пьесе Николо Минато, установленной Франческо Кавалли в 1654 году. Действие оперы происходит в Персии (современный Иран ) около 470 г. до н.э. и очень слабо основано на Ксерксе I из Персии. Serse, первоначально спетый меццо-сопрано кастрато, теперь обычно исполняется меццо-сопрано или контр-тенором.
вступительная ария, "Ombra mai fu ", спетая Ксерксом платану (Platanus orientalis ), является одной из самых известных мелодий Генделя и часто известна как "Ларго" Генделя. "(несмотря на то, что он был отмечен в партитуре" larghetto ").
В конце 1737 года Королевский театр в Лондоне поручил Генделю написать две новые оперы. Первая, Фарамондо, была представлена 3 января 1738 года. К этому времени Гендель уже начал работу над Серсе. Первый акт был написан между 26 декабря 1737 года и 9 января 1738 года, второй был готов к 25 января, третий - к 6 февраля, а Гендель завершил партитуру 14 февраля. «Серс» впервые был показан в Королевском театре на Хеймаркете 15 апреля 1738 года.
Первая постановка потерпела полный провал. Возможно, публику смутил новаторский характер работы. В отличие от других своих опер для Лондона, Гендель включил в Серсе элементы комиксов (buffo ). Хотя это было типично для венецианских произведений 17-го века, таких как оригинальная установка либретто Кавалли, к 1730-м годам ожидалось, что opera seria будет полностью серьезной, без смешения жанров трагедии и комедии или персонажи высокого и низкого класса. Музыковед Чарльз Бёрни позже привлек Серси к ответственности за нарушение приличия таким образом, написав: «Я не смог найти автора слов этой драмы: но это один из худших Генделя за всю историю. установлен на музыку: кроме слабого письма, в нем есть смесь трагикомедии и шутовства, которую Апостоло Зенон и Метастазио изгнали из серьезной оперы ». Другой необычный аспект Serse - это количество коротких, состоящих из одной части арии, когда типичная опера-сериа времен Генделя почти целиком состояла из длинных трехчастных арий да капо. Эта особенность особенно поразила графа Шефтсбери, который присутствовал на премьере и восхищался оперой. Он отметил, что «арии также для краткости, так как в противном случае опера была бы слишком длинной [,] без всякого речитатива, переходящего от одного к другому [,] что трудно понять, пока не появится частые слушания, чтобы быть хорошо известным. Я считаю, что это большая опера, несмотря на то, что она называется балладной ». Вероятно, что на Генделя повлиял, как в отношении комедии, так и в отношении отсутствия арий da capo, успех в Лондоне балладных опер, таких как Опера нищего и Дракон из Вантли Джона Фредерика Лампа, последний из которых посетил Гендель.
Серс исчез из сцене почти двести лет. Первое современное возрождение он получил в Геттингене 5 июля 1924 года в версии Оскара Хагена. К 1926 году эта версия ставилась не менее 90 раз в 15 городах Германии. Успех Serse продолжается. Согласно Уинтону Дину, Серсе - самая популярная опера Генделя у современной публики после Джулио Чезаре. Те самые черты, которые так смущали слушателей 18-го века - краткость арий и примесь комедии - могут объяснить его привлекательность для 20-го и 21-го веков.
Serse был поставлен для сцены в Театр Ла Скала в Милане, Италия, январь 1962 года. Постановкой руководил Пьеро Беллуджи, а звездный состав - Мирелла Френи, Роландо Панераи, Фиоренца Коссотто, Франко Калабрезе и Луиджи Альва в главной роли. Поскольку оперы Генделя все еще находились на относительно ранней стадии своего возвращения на сцену, музыканты еще не думали украшать секции da capo (повторение секции A) арий, и поэтому они не были украшены. Полная запись была сделана в 1979 году. В 1985 году Английская национальная опера поставила спектакль, исполненный на английском языке, по случаю 300-летия со дня рождения композитора. Дирижировал сэр Чарльз Маккеррас, режиссировал Николас Хитнер, который также перевел либретто, и в главной роли Энн Мюррей с Валери Мастерсон в роли Ромильды, в роли Арсамены и Лесли Гаррет в роли Аталанты. Спектакль вернулся для шестого возрождения в London Coliseum в сентябре 2014 года с Элис Кут в роли Ксеркса. Спектакль Хитнера также ставился Оперой Сан-Франциско в 2011 году. Многочисленные выступления по всему миру включают Королевскую оперу Версаля в 2017 году и Опернхаус Дюссельдорф в 2019 году.
Роль | Тип голоса | Premiere Cast, 15 апреля 1738 г. |
---|---|---|
Серс (Ксеркс ), царь Персии | сопрано кастрат | Гаэтано Майорано («Каффарелли ») |
Арсамен, брат Серси, влюблен в Ромильду | контральто | Мария Антония Марчезини («Ла Луччезина») |
Амастр, принцесса соседнего королевства, обрученная с Серсом, но брошенная им | контральто | Антония Мериги |
Ромильда, дочь Ариодата, влюбленная в Арсамен | сопрано | Элизабет Дюпарк («Франсезина») |
Аталанта, сестра Ромильды, также влюбленная в Арсамен | сопрано | Маргарита Чименти («Дрогиерина») |
А риодате, принц под командованием Серсе, отец Ромильды и Аталанты | бас | Антонио Монтаньяна |
Эльвиро, слуга Арсамены | баритон | Антонио Лоттини |
Сад с большим платаном и беседка сбоку.
Царь Персии Серсе горячо благодарит платан за то, что он предоставил ему тень (Ариозо: Ombra mai fu). Входит его брат Арсамен со своим шутом-слугой Эльвиро в поисках возлюбленной Арсамена Ромильды. Они останавливаются, когда слышат ее пение из беседки. Ромильда нежно подшучивает над Серсе своей песней. Он любит дерево, но оно не отвечает ему взаимностью. Серсе не знает, что его брат влюблен в певицу, и очарованный ее музыкой, Серсе заявляет, что хочет, чтобы она была его. Арсамена приходит в ужас, когда Серсе приказывает ему рассказать Ромильде о своей любви. Арсамен предупреждает Ромильду о том, чего хочет Серс - это воодушевляет Аталанту, сестру Ромильды, которая тайно влюблена в Арсамена, и надеется, что Ромильда будет Серсой, и тогда она сможет получить Арсамен.
Серсе говорит Ромильде, что хочет, чтобы она стала его королевой, и когда Арсамена возражает, Серс изгоняет его. Ромильда полна решимости оставаться верной мужчине, которого любит, Арсамену.
За пределами дворца
появляется принцесса Амастр, замаскированная под человека. Она была помолвлена с Серсом, но он бросил ее, и она яростно полна решимости отомстить.
Ариодате, генерал Серса и отец Ромильды и Аталанты, входит с вестью о великой военной победе, которую он одержал. Серси благодарен ему и обещает, что в награду его дочь Ромильда выйдет замуж за человека, равного по рангу самому королю.
Арсамена дает Эльвиро письмо для Ромильды, рассказывая ей, как он расстроен их насильственной разлукой, и обещая попытаться навестить ее тайно. Сестра Ромильды Аталанта, надеясь обеспечить себе Арсамену, говорит Ромильде, что Арсамена любит другую девушку, но Ромильда не верит в это.
Площадь в городе
Эльвиро замаскировался под продавец цветов, чтобы доставить письмо своего господина Арсамена Ромильде, а также делает деревенский акцент. Он не одобряет желание короля жениться на простом подданном, таком как Ромильда, и дает понять это. Принцесса Амастр, переодетая мужчиной, слышит, как Эльвиро выражает это, и она в ужасе от плана короля жениться на другом, когда он обещал быть ее (Aria: Or che siete speranze tradite).
Амастр уходит в отчаянии и ярости, и входит Аталанта. Эльвиро сообщает ей, что у него есть письмо для ее сестры, и Аталанта берет его, обещая передать его Ромильде. Вместо этого она лукаво показывает письмо королю, говоря ему, что Арсамена послала ее ей и больше не любит Ромильду. Серс берет письмо и показывает его Ромильде, говоря ей, что Арсамен теперь влюблен в Аталанту, а не в нее. Ромильда потрясена (Ария: È Гелосия).
Принцесса Амастр решила покончить с собой, но Эльвиро прибывает вовремя, чтобы остановить ее. Она решает противостоять королю в его жестоком обращении с ней. Эльвиро сообщает Амастру, что Ромильда теперь любит Serse: Амастр опустошен (Aria: Anima infida).
К недавно построенному мосту через Геллеспонт и, таким образом, объединяющему Азию и Европу
Моряки приветствуют завершение строительства моста, построенного по приказу Серса, и Серс приказывает своему генералу Ариодате пересечь мост со своей армией и вторгнуться в Европу.
Серс встречает своего убитого горем брата Арсамена и говорит ему поднять настроение, он может жениться на женщине, которую любит сейчас, Аталанте, без проблем. Арсамен смущен и настаивает, что любит Ромильду, а не Аталанту. Услышав это, король советует Аталанте забыть об Арсамене, но она говорит, что это невозможно.
Эльвиро наблюдает, как сильный шторм грозит разрушить новый мост. Он успокаивает нервы выпивкой.
За городом в саду
Серсе и Арсамена оба страдают от ревности и невзгод любовного лорна. Серсе снова умоляет Ромильду выйти за него замуж, но она твердо отказывается. Появляется разъяренный Амастр и обнажает меч короля, но вмешивается Ромильда. Амастр говорит, что Ромильду нельзя принуждать к выходу замуж за человека, которого она не любит, и Ромильда хвалит тех, кто верен их сердцу (Ария: Chi cede al furore).
Галерея
Ромильда и Арсамена поссорились из-за этого письма, но успокойтесь, когда появится Аталанта и признает свой обман. Она решила, что ей придется найти другого парня где-нибудь еще.
Серс снова умоляет Ромильду выйти за него замуж, и она говорит ему, чтобы он попросил разрешения своего отца, если он согласится, она сделает это. Арсамен горько упрекает ее в этом (Ария: Амор, тиранно Амор).
Серс еще раз спрашивает Ариодате, счастлив ли он, что его дочь Ромильда вышла замуж за кого-то равного по рангу с королем. Ариодате думает, что Серс имеет в виду Арсамен, и с радостью дает свое согласие. Серс говорит Ромильде, что ее отец согласился на их брак, но Ромильда, пытаясь оттолкнуть его, говорит ему, что Арсамена любит ее, и на самом деле он поцеловал ее. Серси в ярости приказывает убить своего брата.
Амастр просит Ромильду отнести письмо королю, в котором говорится, что это поможет ей. Амастр оплакивает свое тяжелое положение, будучи брошенным Серсе, обещавшим стать ее (Ария: Cagion son io).
Арсамена обвиняет Ромильду в том, что он был приговорен к смертной казни, и влюбленные снова ссорятся (Дуэт: Troppo oltraggi la mia fede).
Храм Солнца
Арсамена и Ромильда были вызваны в храм, и они входят, все еще ссорятся, но они поражены и счастливы, когда Ариодате говорит им, что Серс согласился на их свадьба, и он женится на них тут же.
Входит Серс, готовый жениться на Ромильде, и приходит в ярость, когда обнаруживает, что уже слишком поздно, Ариодат женил свою дочь на Арсамене. Серсе с горечью осуждает за это Ариодате и еще больше приходит в ярость, когда приходит письмо, очевидно от Ромильды, обвиняющее его в неверности. Когда он обнаруживает, что письмо на самом деле принадлежит его предыдущему жениху Амастру, которого он бросил, его ярость только возрастает (Aria: Crude Furie degl 'orridi abissi).
Серс берет свой меч и приказывает Арсамене убить им Ромильду; но Амастр прерывает это и спрашивает Серса, действительно ли он хочет, чтобы предательство и неверность были наказаны. Серс говорит, что он это делает, после чего Амастр раскрывает свою истинную личность как невесту Серси. Серси, смущенный, признает свою вину - он женится на Амастре, как и обещал, он желает своему брату Арсамене и Ромильде счастья в их браке, и все празднуют удачный исход событий (Припев: Ritorna a noi la calma).
В либретто включены некоторые мотивы, основанные на событиях, которые действительно произошли. Серс, Амастр и Арсамен все основаны на исторических личностях. История о том, что Ксеркс хотел жениться на любви своего брата Арсамена, основана на реальной истории. На самом деле, это была жена другого брата, в которого Ксеркс влюбился, но не смог жениться на себе. Обрушение моста через Геллеспонт и возвращение Ксеркса из катастрофической кампании в Греции - реальные события во время правления Ксеркса, хотя здесь они анахроничны.
Год | Состав:. Серсе, Ромильда,. Арсамен, Амастр,. Аталанта, Эльвиро,. Ариодат | Дирижер,. Оркестр | Лейбл |
---|---|---|---|
1965 | Морин Форрестер,. Люсия Попп,. Морин Лехан,. Милдред Миллер,. Мэрилин Тайлер,. Оуэн Брэнниган,. Томас Хемсли | Брайан Пристман. Венский радио оркестр | CD: Deutsche Grammophon. Кот: 0289 477 8339 8 |
1979 | Кэролин Уоткинсон,. Барбара Хендрикс,. Пол Эссвуд,. Ортрун Венкель,. Энн-Мари Родде,. Ульрих Studer,. Ульрик Холод | Жан-Клод Мальгуар. La Grande Écurie et la Chambre du Roy | CD: Sony. Cat: 88985397842 |
1997 | Энн Мюррей,. Ивонн Кенни,. Кристофер Робсон,. Патрисия Бардон,. Джули Кауфманн,. Ян Цинклер,. Умберто Чиуммо | Айвор Болтон. Bayerische Staatsoper | CD: Farao. Cat: B108010 |
2003 | Энн Софи фон Оттер,. Элизабет Норберг-Шульц,. Лоуренс Заццо,. Сильвия Тро Сантафе,. Сандрин Пиау,. Антонио Абете,. Джованни Фурланетто | Уильям Кристи. Les Arts Florissants | CD: Erato Records. Cat: 9029590062 |
2013 | Анна Стефани,. Розмари Джошуа,. Дэвид Дэниэлс,. Хилари Саммерс,. Джоэль Харви,. Андреас Вольф,. Бриндли Шерратт | Кристиан Курнин. Early Opera Company | CD: Chandos Records. Кат.: CHAN0797 (3) |
2018 | Франко Фаджиоли,. Инга Кална,. Вивика Джено,. Дельфина Галу,. Франческа Аспромонте,. Бьяджо Пиццути,. Андреа Мастрони | Максим Емельянычев. Il Pomo d'Oro | CD: Deutsche Grammophon. Кат.: 4835784 |
Год | В ролях:. Serse, Romilda,. Arsamene, Amastre,. Аталанта, Эльвиро,. Ариодате | Дирижер. Оркестр | Режиссер | Ярлык |
---|---|---|---|---|
2018 | Гаэль Аркес,. Элизабет Сатфен,. Лоуренс Заццо,. Таня Ариан Баумгартнер,. Луиза Алдер,. Томас Фолкнер,. Брэндон Седель | Константинос Каридис. Франкфуртерская опера и музейный оркестр | Тильманн Кёлер | Blu-ray: до мажор. Кат.: 748004 |
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Serse. |