Дьёрдь Лигети

редактировать
Венгерский композитор

Дьёрдь Лигети, 1984

Дьёрдь Шандор Лигети (; венгерский : Лигети Дьёрдь Шандор ; 28 мая 1923 - 12 июня 2006) был венгерско-австрийским композитором из современного классическая музыка. Он был описан как «один из самых важных композиторов-авангардистов второй половины двадцатого века» и «один из самых новаторских и влиятельных среди прогрессивных деятелей своего времени».

Родился в Трансильвания, Румыния, он жил в Венгерской Народной Республике до эмиграции в Австрию в 1956 году. Он стал гражданином Австрии в 1968 году. В 1973 году он стал профессором композиции в Гамбургской высшей школе музыки и театра, где проработал до выхода на пенсию в 1989 году. Он умер в Вене в 2006 году.

Его музыкальный стиль ограничен властями. коммунистической Венгрии, только когда он достиг запада в 1956 году, Лигети смог полностью реализовать свою страсть к авангардной музыке и разработать новые композиционные техники. После экспериментов с электронной музыкой в Кельне, его прорыв произошел с оркестровыми произведениями, такими как Atmosphères, для которых он использовал технику, которую позже назвал микрополифонией. После написания своей «анти-антиоперы» Le Grand Macabre, Лигети перешел от хроматизма к полиритму для своих более поздних работ.

Он наиболее известен публике благодаря использованию его музыки в саундтреках к фильмам. Хотя он непосредственно не сочинял музыку к фильмам, отрывки из сочиненных им произведений были взяты и адаптированы для использования в фильмах. Звуковое оформление фильмов Стэнли Кубрика, особенно музыка 2001: Космическая одиссея, было взято из произведений Лигети, а также содержало произведения других классических композиторов.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 После отъезда из Венгрии
    • 1.3 Смерть
  • 2 Музыка
    • 2.1 Композиции в Венгрии
    • 2.2 С 1956 года до Le Grand Macabre
    • 2.3 После Le Grand Macabre
  • 3 Наследие
    • 3.1 Музыка в фильмах Стэнли Кубрика
    • 3.2 Музыка в других фильмах и медиа
  • 4 Награды
    • 4.1 Почетные докторские степени
  • 5 Известные студенты
  • 6 сочинений
  • 7 источников
  • 8 источников
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

Лигети родился в 1923 г. в Diciosânmartin (Dicsőszentmárton; переименован в Târnăveni в 1941 г.), в румынском регионе Трансильвании, доктору Шандору Лигети и доктору Илоне Сомоги. Его семья была венгерской еврейской. Он был правнуком скрипача Леопольда Ауэра и троюродным братом венгерского философа Агнеса Хеллера. Некоторые источники говорят, что он был внучатым племянником Ауэра, а не правнуком.

Лигети вспоминал, что его первое знакомство с другими языками, кроме венгерского, произошло однажды, когда он слушал разговор румынскоязычной городской полиции. До этого он не знал, что существуют другие языки. Он переехал в Клуж со своей семьей, когда ему было шесть лет. Он не возвращался в свой родной город до 1990-х годов. В 1940 году Северная Трансильвания стала частью Венгрии после Второй Венской премии, таким образом, Клуж стал частью Венгрии.

В 1941 году Лигети получил начальное музыкальное образование в консерватории в Клуж, а летом частным образом у Пала Кадоса в Будапеште. В 1944 году обучение Лигети было прервано, когда он был отправлен в бригаду принудительных работ режимом Хорти во время Холокоста. Его брат Габор, 16 лет, был депортирован в концлагерь Маутхаузен-Гузен, а оба его родителя были отправлены в Освенцим. Его мать была единственным человеком, который выжил из его ближайших родственников.

После Второй мировой войны Лигети вернулся к учебе в Будапеште, окончив в 1949 году Академию им. Ференца Листа. Музыка. Учился у Пала Кадоса, Ференца Фаркаса, Золтана Кодая и Шандора Вереша. Он провел этномузыкологическое исследование венгерской народной музыки Трансильвании. Однако через год он вернулся в Академию Ференца Листа в Будапеште, на этот раз как преподаватель гармонии, контрапункта и музыкального анализа. Он получил эту должность с помощью Кодая и занимал ее с 1950 по 1956 год. Будучи молодым учителем, Лигети сделал необычный шаг, регулярно посещая лекции своего старшего коллеги, дирижера и музыковеда Лайоша Бардоша. Он был консервативным христианином, чей круг представлял безопасную гавань для Лигети. Композитор поблагодарил Бардоша за помощь и советы в предисловиях к двум его учебникам гармонии (1954 и 1956). Из-за ограничений коммунистического правительства связь между Венгрией и Западом к тому времени стала затруднительной, и Лигети и другие художники были фактически отрезаны от недавних событий за пределами Восточного блока.

После уезжая из Венгрии

В декабре 1956 года, через два месяца после венгерской революции, жестоко подавленной Советской Армией, Лигети бежал в Вену со своей бывшей женой Верой Шпиц. (Они снова поженились в 1957 году, и у них родился сын.) Он не видел Венгрию снова в течение четырнадцати лет, когда его пригласили туда судить соревнование в Будапеште. Во время своего поспешного побега в Вену он оставил большую часть своих венгерских композиций в Будапеште, некоторые из которых сейчас утеряны. Он брал только то, что считал своими самыми важными вещами. Позже он сказал: «Я считал свою старую музыку неинтересной. Я верил в двенадцатитонную музыку!» В конце концов он принял австрийское гражданство в 1968 году.

Карлхайнц Штокхаузен читал лекции на Internationale Ferienkurse für neue Musik в Дармштадте, июль 1957 года

Через несколько недель после прибытия в Из Вены Лигети уехал в Кельн. Там он встретил нескольких ключевых авангардистов и изучил более современные музыкальные стили и методы. Среди этих людей были композиторы Карлхайнц Штокхаузен и Готфрид Майкл Кениг, оба тогда работали над новаторской электронной музыкой. Летом он посетил Internationale Ferienkurse für Neue Musik в Дармштадте. Лигети работал в Кельнской студии электронной музыки вместе со Штокхаузеном и Кенигом и был вдохновлен звуками, которые он там слышал. Тем не менее, он писал немного собственной электронной музыки, вместо этого концентрируясь на инструментальных произведениях, которые часто содержат текстуры.

с электронным звуком. Примерно через три года работы с ними он расстался с Кельнской школой электроники. Музыка, потому что было много фракционных столкновений: «было [sic ] много политической борьбы, потому что разные люди, такие как Штокхаузен, как Кагель, хотели быть первыми. И я лично, у него нет амбиций быть первым или важным ».

С 1961 по 1971 год он был приглашенным профессором композиции в Стокгольме. В 1972 году он стал постоянным композитором в Стэнфордском университете в США.

В 1973 году Лигети стал профессором композиции в Hamburg Hochschule für Musik und Theater В конце концов ушел на пенсию в 1989 году. Пока он жил в Гамбурге, его жена Вера оставалась в Вене с их сыном, Лукасом, который позже также стал композитором.

Приглашенный Вальтером Финк, Лигети был первым композитором, включенным в ежегодный Komponistenporträt Rheingau Musik Festival в 1990 году.

Помимо его далеко идущего интереса к различным стили музыки, от Возрождения до африканской музыки, Лигети также интересовался литературой (в том числе писатели Льюис Кэрролл, Хорхе Луис Борхес и Франц Кафка ), живопись, архитектура, наука и математика. Он был особенно очарован фрактальной геометрией Бенуа Мандельброт и работами Дугласа Хофштадтера.

Смерть

могила Лигети на Венском центральном кладбище, Вена

На рубеже тысячелетий здоровье Лигети ухудшилось; он умер в Вене 12 июня 2006 года в возрасте 83 лет. Хотя было известно, что он болел в течение нескольких лет и последние три года своей жизни использовал инвалидное кресло, его семья отказалась раскрыть подробности причины о его смерти.

Канцлер Австрии Вольфганг Шюссель и художественный секретарь [де ] оба отдали дань уважения Лигети. Его похороны прошли в Feuerhalle Simmering. Мемориальный концерт провели Пьер-Лоран Эмар и Хор Арнольда Шёнберга. Прах был захоронен на Венском центральном кладбище в почетной могиле (нем. : Ehrengrab ).

Его пережили жена Вера и сын Лукас. Последний - композитор и перкуссионист из США.

Музыка

Композиции в Венгрии

Многие из самых ранних произведений Лигети были написаны для хора и включали настройки народные песни.Его самая большая работа в этот период - дипломное сочинение для Будапештской академии под названием Cantata for Youth Festival для четырех вокалистов, хора и оркестра.Одной из его самых ранних работ в репертуаре является его Соната для виолончели, произведение в двух противоположных частях, написанное в 1948 и 1953 годах соответственно. Оно было первоначально запрещено Советским Союзом композиторов и не исполнялось публично в течение четверти века.

Ранние произведения Лигети часто являются продолжением музыкального языка Белы Бартока. Даже его фортепианный цикл Musi ca ricercata (1953), хотя это произведение было написано в соответствии с Лигети с «картезианским» подходом, в котором он «считал всю музыку, которую я знал и любил, как... нерелевантную», это произведение было описано одним биографом как из мира, очень близкого к фортепианным произведениям Бартока, Mikrokosmos. Всего набор Ligeti состоит из одиннадцати предметов. Произведение основано на простом ограничении: в первом произведении используется только одна высота звука A, слышимая в нескольких октавах, и только в самом конце пьесы слышна вторая нота, D. Во второй пьесе используются три ноты (E♯, F♯ и G), в третьей пьесе - четыре и так далее, так что в последней пьесе присутствуют все двенадцать нот хроматической гаммы.

Вскоре после сочинения Лигети аранжировал шесть частей Musica ricercata для духового квинтета под названием «Шесть багателей для духового квинтета». «Багатели» впервые были исполнены в 1956 году, но не полностью: последняя часть была подвергнута цензуре со стороны Советского Союза как слишком «опасная».

Из-за советской цензуры его самые смелые произведения этого периода, включая Musica ricercata и его Струнный квартет № 1 Métamorphoses nocturnes (1953–1954) были написаны для «нижнего ящика». Первый струнный квартет, состоящий из единой части, разделенной на семнадцать контрастных частей, связанных мотивационно, является первым произведением Лигети, предлагающим индивидуальный стиль композиции. Струнный квартет не играл до 1958 года, после того как он бежал из Венгрии в Вену.

Дьёрдь Лигети в 1984 году

С 1956 года до Le Grand Macabre

По прибытии в Кельн, Лигети начал писать электронную музыку. вместе с Карлхайнцем Штокхаузеном и Готфридом Михаэлем Кенигом в электронной студии Западногерманского радио (WDR). Однако он закончил только две работы в этой среде - пьесы «Глиссанди» (1957) и Артикуляция (1958), прежде чем вернуться к инструментальной музыке. Третья работа, первоначально названная Atmosphères, но позже известная как Pièce électronique Nr. 3, был запланирован, но технические ограничения того времени не позволили Ligeti реализовать его полностью. Это было окончательно реализовано в 1996 году голландскими композиторами Кеесом Тазелааром и Йоханом ван Крейем из Института сонологии.

На музыку Лигети, похоже, впоследствии повлияли его электронные эксперименты, и многие из создаваемых им звуков напоминали электронику текстуры. Лигети ввел термин «микрополифония », чтобы описать структуру второй части «Явлений» (1958–59) и Атмосферы (1961). Эта текстура аналогична текстуре полифонии, за исключением того, что полифония скрыта плотным и богатым набором звуков. Микрополифония может быть использована для создания почти статичных, но медленно развивающихся произведений, таких как «Атмосферы», в которых отдельные инструменты скрываются в сложной паутине звука. По словам Лигети, после "Явлений" и "Атмосферы" он "прославился".

В Volumina (1961–62, пересмотренный 1966) для сольного органа Лигети продолжил кластерами нот, переведенными на блоки звука. В этой пьесе Лигети отказался от традиционной нотной записи, вместо этого используя диаграммы для представления общих областей высоты звука, продолжительности и шквала нот.

Poème symphonique (1962) - произведение для ста механических метрономов во время его краткого знакомства с движением Fluxus.

«Приключения» (1962), как и сопутствующая ему пьеса «Новые приключения» (1962–65), представляет собой сочинение для трех певцов и инструментального септета на текст (собственной разработки Лигети), не имеющий смыслового значения. В этих пьесах каждый певец играет пять ролей, исследуя пять областей эмоций, и они переключаются с одной на другую так быстро и резко, что все пять областей присутствуют на протяжении всей пьесы.

Реквием (1963–1963). 65) - это произведение для солистов сопрано и меццо-сопрано, хора из двадцати партий (по четыре сопрано, меццо-сопрано, альта, тенора и баса) и оркестра. Хотя это примерно полчаса, это самая длинная пьеса, которую он сочинил к тому моменту, Лигети устанавливает только половину традиционного текста Реквиема : «Introitus », «Кайри » (полностью хроматическая квази фуга, где части представляют собой монтаж мелизматической, пропуская микрополифонию), и «Dies irae » - разделение последней последовательности на две части: «De die judicii» и «Lacrimosa ».

Lux Aeterna (1966) - это 16-голосная пьеса а капелла, текст которой также связан с Латинским Реквиемом.

Концерт для виолончели (1966) Лигети, посвященный Зигфриду Пальму, состоит из двух частей: первая начинается с почти незаметной виолончели, которая медленно переходит в статические группы тонов с оркестром до достижения крещендо и медленно затухающие, в то время как второй представляет собой виртуозную пьесу динамической атональной мелодии со стороны виолончели.

Lontano (1967), для полного оркестра, является другим примером микрополифонии, но общий эффект ближе к гармонии, со сложной тканой фактурой и непрозрачностью звука, рождающим гармоничный эффект. Оно стало стандартным репертуарным произведением.

Струнный квартет № 2 (1968) состоит из пяти частей. Они сильно отличаются друг от друга типами движения. В первом структура во многом разбита, как в Aventures. Во втором все сводится к очень замедленной съемке, и кажется, что музыка идет издалека, с большим лиризмом. Третья часть пиццикато представляет собой машинный этюд, жесткий и механический, в котором части, играющие повторяющиеся ноты, создают «гранулированный» континуум. В четвертом, быстром и угрожающем, все, что было раньше, собрано воедино. И, наконец, пятая часть, напротив, разрастается. В каждом движении возвращаются одни и те же базовые конфигурации, но каждый раз их окраска или точка зрения различаются, так что общая форма действительно проявляется только тогда, когда каждый прислушивается ко всем пяти движениям в контексте.

Разветвления (1968–69), завершенный за год до Камерного концерта, оценивается для ансамбля струнных из двенадцати частей - семи скрипок, двух альтов, двух виолончелей и контрабаса, каждая из которых может быть исполнена одним или несколькими исполнителями. Двенадцать разделены на две численно равные группы, но инструменты в первой группе настроены примерно на четверть тона выше (четыре скрипки, альт и виолончель). По мере групповой игры один, настроенный выше, неизбежно имеет тенденцию соскальзывать вниз по направлению к другому, и оба становятся ближе друг к другу по высоте звука.

В Камерном концерте (1969–70) несколько слоев, процессов и видов звучания. движение может происходить одновременно в разных плоскостях. Несмотря на частые обозначения "senza tempo", инструменталистам не дается линейной свободы; Лигети настаивает на строгом контроле текстуры в любой момент. Форма похожа на «точный механизм». Лигети всегда восхищали машины, которые не работают должным образом, а также мир технологий и автоматизации. Использование периодических механических шумов, свидетельствующих о не совсем надежной технике, встречается во многих его работах. Оценка для флейты (удваивание пикколо), гобоя (удвоение гобоя д'амур и английского рожка), кларнета, бас-кларнета (удвоение второго кларнета), валторны, тромбона, клавесина (удваивание органа Хаммонда), фортепиано (удвоение челесты) и сольный струнный квинтет.

В большинстве этих композиций в качестве основного формального параметра устанавливается тембр, а не традиционно предпочитаемые параметры высоты звука и ритма, практика, известная как соноризм.

С 1970-х Лигети отказался от соноризма и начал концентрироваться на ритме. Такие пьесы, как Continuum (1968) и Clocks and Clouds (1972–73) были написаны до того, как он услышал музыку Стива Райха и Терри Райли в 1972 году. Но вторая из его Трех пьес для двух фортепиано (1976), озаглавленная «Автопортрет с Райхом и Райли (и Шопеном на заднем плане)», отмечает это утверждение и влияние. В 1970-х годах он также заинтересовался полифонической трубной музыкой племени Банда -Линда из Центральноафриканской Республики, которую он услышал через записи один из его учеников.

Сцена из Le Grand Macabre из постановки Gran Teatre del Liceu в 2009 году

В 1977 году Лигети завершил свою единственную оперу Le Grand Macabre, через тринадцать лет после его ввода в эксплуатацию. Вольно основанная на пьесе Мишеля де Гельдерода 1934 года, La balade du grand macabre, это произведение театра абсурда - Лигети назвал его «антиантиоперой» - в Смерть (Некроцар) прибывает в вымышленный город Брейгелланд и объявляет, что конец света наступит в полночь. В музыкальном плане Le Grand Macabre использует техники, не связанные с предыдущими работами Лигети, включая цитаты и псевдоциоты других произведений, а также использование согласных третей и шестых.

После Le Grand Macabre Лигети откажется от использования пастиш, но будет все больше включать согласные гармонии (даже мажор и минорные трезвучия ) в его работу, хотя и не в диатоническом контексте.

После Le Grand Macabre

Слева направо: Дьёрдь Лигети, Лукас Лигети, Вера Лигети, Конлон Нанкарроу и Майкл Догерти на ISCM World Music Days в Граце, Австрия, 1982

После Le Grand Macabre Лигети какое-то время боролся за поиск нового стиля. Помимо двух коротких пьес для клавесина, он не закончил еще одну крупную работу до Трио для скрипки, валторны и фортепиано в 1982 году, через четыре года после оперы. Его музыка 1980-х и 1990-х годов продолжала подчеркивать сложные механические ритмы, часто в менее плотной хроматической идиоме, склоняясь к смещению мажорных и минорных трезвучий и полимодальных структур. В это время Лигети также начал исследовать альтернативные системы настройки, используя естественные гармоники для валторн (как в Хорн-трио и Концерт для фортепиано ) и scordatura для струнных (как в Концерт для скрипки ). Кроме того, большинство его работ в этот период представляют собой мультичастные работы, а не расширенные одиночные части Атмосферы и Сан-Францисской полифонии.

С 1985 по 2001 год Лигети завершил три книги из Этюдов для фортепиано (Книга I, 1985; Книга II, 1988–94; Книга III, 1995–2001). Состоящие из восемнадцати композиций, этюды основаны на различных источниках, включая гамелан, африканские полиритмы, Белу Барток, Конлон Нанкарроу, Телониус Монах и Билл Эванс. Книга I была написана как подготовка к фортепианному концерту, который содержит ряд похожих мотивационных и мелодических элементов. Музыка Лигети последних двух десятилетий его жизни безошибочно известна своей ритмической сложностью. Описывая свою первую книгу «Piano Études», композитор утверждает, что эта ритмическая сложность проистекает из двух совершенно разных источников вдохновения: фортепианной музыки романтической эпохи Шопена и Шумана и Музыка коренных народов Африки к югу от Сахары.

Разница между более ранними и более поздними произведениями заключается в новой концепции pulse. В более ранних работах пульс делился на два, три и так далее. Эффект от этих различных подразделений, особенно когда они происходят одновременно, заключается в размытии звукового ландшафта, создавая микрополифонический эффект музыки Лигети.

С другой стороны, более поздняя музыка - и несколько более ранних произведений, таких как Континуум - рассматривает пульс как музыкальный атом, общий знаменатель, базовую единицу, которую нельзя разделить дальше. Разные ритмы возникают скорее за счет умножения основного пульса, чем за счет деления: это принцип африканской музыки, за который ухватился Лигети. Он также появляется в музыке Филиппа Гласса, Стива Райха и других; и в значительной степени он имеет много общего с аддитивными ритмами балканской народной музыки, музыкой юности Лигети. Он описал музыку Конлона Нанкарроу с ее чрезвычайно сложными исследованиями полиритмической сложности как «величайшее открытие со времен Веберна и Айвза... нечто великое и важное для всей истории музыки! Его музыка настолько оригинальна, приятна, идеально сконструирована, но в то же время эмоциональна... для меня это лучшая музыка из всех композиторов, живущих сегодня ».

В 1988 году Лигети завершил свой фортепианный концерт, написав что «я представляю свое художественное кредо в Фортепианном концерте: демонстрирую свою независимость от критериев традиционного авангарда, а также модного постмодернизма ». Первые наброски Концерта начались в 1980 году, но только в 1985 году он нашел путь вперед, и работа пошла быстрее. Концерт исследует многие идеи, разработанные в Этюдах, но в оркестровом контексте.

Исполнение Síppal, dobbal, nádihegedüvel Коллектива ударных инструментов Akros с Ниной Эйдсхайм, сопрано. В этом разделе пьесы перкуссионисты играют хроматические гармоники.

. В 1993 году Лигети завершил свой скрипичный концерт после четырех лет работы. Как и Концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки использует широкий спектр техник, которые он разработал до этого момента, а также новые идеи, которые он разрабатывал в данный момент. Среди других техник используются пассакалия, «микротональность, быстро меняющиеся текстуры, комические сопоставления... венгерские народные мелодии, болгарские танцевальные ритмы, ссылки на средневековую и музыку эпохи Возрождения и скрипичное соло, которое варьируется от медленного и сладкого до угловатого и огненного "

Другое примечательными произведениями этого периода являются Соната для альта (1994) и Бессмысленные мадригалы (1988–93), набор из шести а капелла композиций, которые устанавливают английские тексты из Уильяма Брайти Рэндс, Льюис Кэрролл и Генрих Хоффман. Третий Мадригал представляет собой установку английского алфавита.

Последними произведениями Лигети были Гамбургский концерт для солирующей валторны, четырех натуральных валторн и камерного оркестра (1998–99, г. редакция 2003 г., посвященная Мари Луизе Нойнекер ), песенному циклу Síppal, dobbal, nádihegedüvel («С трубами, барабанами, скрипками», 2000) и восемнадцатый фортепианный этюд "Канон" (2001). Кроме того, после Le Grand Macabre, Лигети планировал написать вторую оперу, сначала на основе Шекспира Буря, а затем на Приключения Алисы в стране чудес Кэрролла.>, но ни то, ни другое не реализовалось.

Наследие

Лигети описывалось как «вместе с Булезом, Берио, Штокхаузеном, и Кейдж как один из самых новаторских и влиятельных среди прогрессивных деятелей своего времени ». Примерно с 1960 года работы Лигети стали более известными и уважаемыми. Его самая известная работа была написана в период от Явлений до Лонтано, включая Атмосферы, Volumina, Aventures и Nouvelles Aventures, Requiem, Lux Aeterna и его Концерт для виолончели; а также его опера Le Grand Macabre. В последние годы три его книги по фортепианным этюдам также стали широко известны и стали предметом проекта «Inside the Score» пианиста Пьера-Лорана Эмара.

Музыка из фильмов Стэнли Кубрика

Музыка Лигети наиболее известна публике, не знакомой с классической музыкой 20-го века, благодаря ее использованию в трех фильмах Стэнли Кубрика, которые снискали ему мировую аудиторию. Саундтрек с по 2001: Космическая одиссея включает отрывки из четырех его произведений: Atmosphères, Lux Aeterna, Requiem и Aventures. Атмосфера слышна во время эпизода «Звездные врата», а части также слышны в увертюре и антракте. Lux Aeterna можно услышать в сцене лунного автобуса по пути к монолиту Тихо. Последовательность Кайри из его Реквиема слышна на первых трех встречах с монолитом. Электронно измененная версия «Приключений», не указанная в титрах фильма, звучит в загадочных финальных сценах. Музыка была использована, а в некоторых случаях модифицирована без ведома Лигети и без полного разрешения на авторских прав. Когда он узнал об использовании его музыки в фильме, он «успешно подал в суд за искажение своей музыки», но урегулировал спор во внесудебном порядке. Кубрик в ответ запросил разрешение и выплатил Лигети компенсацию за использование его музыки в более поздних фильмах.

Lux Aeterna снова использовалась в продолжении Питера Хайамса 1984 года до 2001 года, 2010.

Более поздний фильм Кубрика, Сияние, использует небольшие фрагменты Лонтано для оркестра.

Один мотив из второй части Musica ricercata Лигети используется в поворотных моментах в «Глазах» Кубрика. Широкий затвор. На немецкой премьере этого фильма, когда Кубрик умер, его вдову сопровождал сам Лигети.

Музыка в других фильмах и СМИ

Работы Лигети также использовались во многих фильмах другими директорами. Лонтано также использовался в психологическом триллере Мартина Скорсезе 2010 года Остров проклятых. Первая часть Концерта для виолончели была использована в криминальном фильме Майкла Манна 1995 года Жара. Реквием был использован в фильме 2014 года Годзилла. Концерт для виолончели и фортепианный концерт использовались в Йоргосе Лантимосе '2017 г. Убийство священного оленя.

Его музыка также использовалась на телевидении и радио. Лонтано, Атмосфер и первая часть Концерта для виолончели были использованы в документальном фильме Софи Файнс Трава над вашими городами о немецком послевоенном художнике Ансельме Кифер. Lontano, Melodien и Volumina использовались в Fit the First, Fit the Fifth и Fit the Sixth из радиосерии The Hitchhiker's Guide. к Галактике в качестве фоновой музыки к фрагментам повествования из Путеводителя.

Награды

Почетный доктор

Известные студенты
Писания
  • Лигети, Дьёрдь. 1957. "Zur III. Klaviersonate von Boulez" Die Reihe 5: "Berichte - Analyze": 38–40. Английский как "Некоторые замечания к 3-й фортепианной сонате Булеза" в переводе Лео Блэка. Die Reihe [английское издание] 5: «Reports-Analyses» (1961): 56–58.
  • Лигети, Дьёрдь. 1958. "Пьер Булез. Entscheidung und Automatik in der Structure 1a". Die Reihe 4: "Junge Komponisten": 38–63. Английский как «Пьер Булез: Решение и автоматизм в структуре 1а», перевод Лео Блэка. Die Reihe [английское издание] 4: «Молодые композиторы» (1960): 36–62.
  • Лигети, Дьёрдь. 1960. "Wandlungen der musikalischen Form" Band 7: "Form — Raum": 5–17. Английский как «Метаморфозы музыкальной формы» в переводе Корнелиуса Кардью. Die Reihe [английское издание] 7 «Форма - пространство» (1964): 5–19.
  • Лигети, Дьёрдь. 1960. "Zustände, Ereignisse, Wandlungen: Bemerkungen zu meinem Orchesterstück Apparitions". Bilder und Blätter 11. Перепечатано как "Zustände, Ereignisse, Wandlungen". Мелос 34 (1967): 165–69. Английский как «Состояния, События, Трансформации» в переводе Джонатана У. Бернарда. Перспективы новой музыки 31, вып. 1 (Winter 1993): 164–71.
  • Ligeti, György. 1978. "On Music and Politics", translated by Wes Blomster. Perspectives of New Music 16, no. 2 (Spring–Summer): 19–24. Originally published in German, in the Darmstädter Beiträge zur Neuen Musik 13 (1973): 42–46.
  • Ligeti, György. 1987. "A Viennese Exponent of Understatement: Personal Reflections on Friedrich Cerha", translated by Inge Goodwin. Tempo, New Series, no. 161/162: "...An Austrian Quodlibet..." (June–September): 3–5.
  • Ligeti, György. 1988. "On My Piano Concerto", translated by Robert Cogan. Sonus: A Journal of Investigations into Global Musical Possibilities 9, no. 1 (Fall): 8–13.
  • Ligeti, György, and Peter Sellars. "Le Grand Macabre: An Opera in Two Acts (Four Scenes) 1974–1977". Grand Street, no. 59: "Time" (Winter): 206–14.
  • Ligeti, György. 2001. Neuf essais sur la musique, translated by Catherine Fourcassié. Geneva: Contrechamps.
References
Sources
Дополнительная литература
  • Anon. n.d. (b) «Дьёрдь Лигети (1923–2006) ». Веб-сайт Центра современной музыки Pytheas (по состоянию на 22 октября 2013 г.).
  • Бауэр, Эми. 2011. Плач Лигети: ностальгия, экзотика и абсолют. Олдершот: Ашагте. ISBN 978-1-4094-0041-7.
  • Бауэр, Эми и Мартон Керкфи, ред. 2017. Культурная идентичность Дьёрдь Лигети. Routledge, 2017. ISBN 978-1472473646
  • Кучуреан, Джон. 2000. "Теория высоты тона, ритма и интертекстуальной аллюзии для поздней музыки Дьёрдь Лигети", доктор философии. диссертация. Государственный университет Нью-Йорка в Буффало.
  • Кучуриан, Джон. 2012. «Аспекты гармонической структуры, голосового руководства и эстетической функции в In zart fliessender Bewegung Дьёрдя Лигети». Обзор современной музыки 31 / 2–3: 221–38.
  • Дротт, Эрик. 2011. «Линии, массы, микрополифония: Kyrie Лигети и« кризис фигуры »». Перспективы новой музыки 49, вып. 1 (Зима): 4–46.
  • Эдвардс, Питер. 2016. Le Grand Macabre Дьёрдя Лигети: постмодернизм, музыкально-драматическая форма и гротеск. Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1472456984
  • Флорос, Константин. 2014. Дьёрдь Лигети: За пределами авангарда и постмодернизма, перевод Эрнеста Бернхардт-Кабиш. Франкфурт-на-Майне: Peter Lang GmbH, международный представитель Verlag der Wissenschaften. ISBN 978-3631654996
  • Гриффитс, Пол. 1997. Дьёрдь Лигети. Лондон: Книги Робсона. ISBN 1-86105-058-5
  • Леви, Бенджамин Р. 2017. Метаморфозы в музыке: сочинения Дьёрдь Лигети в 1950-х и 1960-х годах. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199381999
  • Лобанова. Марина. 2002. Дьёрдь Лигети: стиль, идеи, поэтика. Studia Slavica Musicologica 29. Берлин: Verlag Ernst Kuhn. ISBN 3-928864-90-4.
  • Петерсен, Питер и Альбрехт Шнайдер. 2003. «Дьёрдь Лигетис Зен Штюке фюр Бласерквинтетт (1968)». Musiktheorie 18, no. 3: 195–222.
  • Траск, Саймон. «Пионер». 1990. Музыкальные технологии 4, вып. 6 (май): 54. ISSN 0957-6606, OCLC 24835173
  • Фонд Вихури. нет данных «Фонд Вихури для получения международных премий ». (Проверено 5 марта 2010 г.)
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Дьёрдь Лигети
Некрологи и воспоминания
Другие ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:58:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте