Кшиштоф Евгениуш Пендерецкий (польский: ; 23 ноября 1933 - 29 марта 2020) был польским композитором и дирижером. Среди его наиболее известных работ: Плач жертвам Хиросимы, Симфония № 3, его Св. Лука Страсти, Польский Реквием, Анакласис и Утреня. Пендерецкий написал четыре оперы, восемь симфоний и другие оркестровые пьесы, множество инструментальных концертов, хоровые постановки преимущественно религиозных текстов, а также камерные и инструментальные произведения.
Родился в Дембице в г. юрист, Пендерецкий изучал музыку в Ягеллонском университете и Музыкальной академии в Кракове. После окончания Академии он стал там преподавателем и начал свою композиторскую карьеру в 1959 году на фестивале Варшавская осень. Его «Плач жертвам Хиросимы» для струнного оркестра и хоровое произведение «Страсти по Луке» получили широкое признание. Его первая опера Луденские дьяволы не сразу имела успех. Начиная с середины 1970-х, стиль композиции Пендерецкого изменился: в его первом скрипичном концерте основное внимание уделялось полутону и тритону. Его хоровое произведение «Польский реквием» было написано в 1980-х годах и расширено в 1993 и 2005 годах.
Пендерецкий получил множество престижных наград, в том числе Prix Italia в 1967 и 1968 годах; Премия Вихури Сибелиуса 1983 г.; четыре премии Грэмми в 1987, 1998 (дважды) и 2017; Премия Вольфа в области искусств 1987 г.; и Луисвиллского университета Премия Гравемейера за музыкальную композицию в 1992 году. В 2012 году Шон Майклс из The Guardian назвал его «возможно величайшим из ныне живущих композиторов Польши». 440>Содержание
Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в Дембица, сын Зофии и Тадеуша Пендерецких, юриста. Дед Пендерецкого, Роберт Бергер, на момент рождения Пендерецкого был талантливым художником и директором местного банка; Отец Роберта Иоганн, немец протестант, переехал в Дембицу из Бреслау (ныне Вроцлав ) в середине XIX века. Из любви к жене он впоследствии обратился в католицизм. Бабушка Пендерецкого Стефания была армянкой из Станислава в Австро-Венгрии (современный Ивано-Франковск на Западной Украине ). Пендерецкий ходил с ней в Армянскую церковь в Кракове. Он был младшим из трех братьев и сестер; его сестра Барбара была замужем за горным инженером, а его старший брат Януш на момент своего рождения изучал право и медицину. Тадеуш был скрипачом, а также играл на пианино.
. В 1939 году разразилась Вторая мировая война, и семья Пендерецких переехала из своей квартиры, поскольку Министерство продовольствия было работать там. После войны Пендерецкий начал посещать гимназию в 1946 году. Он начал учиться игре на скрипке у Станислава Дарлака, военного капельмейстера Дембицы, который после войны организовал оркестр для местного музыкального общества. После окончания гимназии Пендерецкий переехал в Краков в 1951 году, где он учился в Ягеллонском университете. Он учился игре на скрипке у Станислава Таврошевича и теории музыки у Францишека Сколышевского. В 1954 году Пендерецкий поступил в Музыкальную академию в Кракове и, окончив обучение игре на скрипке после первого курса, полностью сосредоточился на композиции. Главным учителем Пендерецкого здесь был Артур Малавский, композитор, известный своими хоровыми и оркестровыми произведениями, а также камерной музыкой и песнями. После смерти Малавского в 1957 году Пендерецкий продолжил уроки у Станислава Веховича, композитора, известного прежде всего своими хоровыми произведениями. В то время свержение в 1956 году сталинизма в Польше сняло строгую культурную цензуру и открыло двери для творческой волны.
О После окончания Музыкальной академии в Кракове в 1958 году Пендерецкий занял преподавательскую должность в Академии. Его ранние работы показывают влияние Антона Веберна и Пьера Булеза (Пендерецкий также находился под влиянием Игоря Стравинского ). Международное признание Пендерецкого началось в 1959 году на Варшавской осени с премьерных произведений «Строфен», «Псалмы Давида» и «Эманации», но произведение, которое действительно привлекло к нему международное внимание, было «Плач жертвам». Хиросима (см. плач и атомная бомбардировка Хиросимы ), написанный в 1960 году для 52 струнных инструментов. В нем он использует расширенные инструментальные приемы (например, игру за бриджем, поклон на струне). В работе есть много новых текстур, в которых широко используются кластеры тонов. Первоначально он назвал произведение «8 '37», но решил посвятить его жертвам Хиросимы.
Год спустя последовали флуоресценции; они увеличивают оркестровую плотность за счет большего количества духовых и медных, а также огромной секции перкуссии. 32 инструмента для шести игроков, в том числе мексиканский гуйро, пишущие машинки, гонги и другие необычные инструменты. Пьеса была написана для Донауэшингенского фестиваля современной музыки 1962 года, и ее исполнение было признано провокационным и противоречивым. партитура казалась революционной; форма графического обозначения, которую разработал Пендерецкий, отвергала знакомый вид нот на посохе, вместо этого представляя музыку как изменяющиеся звуки. Его намерения на этом этапе были вполне Кейджин : «Все, что меня интересует, - это высвобождение звука, выходящее за рамки всех традиций».
Еще одна примечательная вещь этого периода - Canon для 52 струн и 2 кассет. Он выполнен в том же стиле, что и другие пьесы в в конце 1950-х годов в использовании су масс, резко противопоставленных традиционным средствам, хотя использование стандартных техник или идиом часто замаскировано или искажено. Действительно, Канон напоминает о хоровой традиции, и композитор действительно заставляет исполнителей петь, хотя и с указанием исполнения bocca chiusa (с закрытым ртом) в различных местах; тем не менее, Пендерецки использует 52 «голоса» струнного оркестра для игры в массированных глиссанди и иногда на гармониках - это затем записывается на одну из пленок для последующего воспроизведения в пьесе. Он был исполнен на фестивале Варшавской осени в 1962 году и вызвал бунт, хотя, что любопытно, бунтовщиками были молодые студенты-музыканты, а не пожилые посетители концертов.
Год | Название песни | Работа | Приборостроение |
---|---|---|---|
1968: | «Miserere mei, Deus». ![]() | Страсти по Луке | Хор |
Большой St. Luke Passion (1963–66) принесло Пендерецкому дальнейшее признание публики, не в последнюю очередь потому, что оно было искренне религиозным, но написанным авангардным музыкальным языком и сочиненным в коммунистической Восточной Европе. Западная публика посчитала это пренебрежением к советским властям. В произведении можно увидеть разные музыкальные стили. Экспериментальные текстуры, такие как использованные в «Плаче», уравновешиваются формой барокко произведения и периодическим использованием более традиционных гармонического и мелодического письма. Пендерецкий использует в этой пьесе сериализм, и один из используемых им тонов включает мотив BACH, который действует как мост между традиционными и экспериментальными элементами. Раздел Stabat Mater ближе к концу пьесы завершается простым аккордом ре мажор, и этот жест повторяется в самом конце произведения, которое заканчивается торжествующей ми мажорный аккорд. Это единственные тональные гармонии в произведении, и обе они удивляют слушателя; Использование Пендерецким таких тональных триад остается спорным аспектом работы.
Пендерецкий продолжал писать пьесы, исследующие сакральное в музыке. В начале 1970-х годов он написал Dies irae, Magnificat и Canticum Canticorum Salomonis (Song of Songs ) для хора и оркестра..
Озабоченность Пендерецкого звуком достигла высшей точки в De Natura Sonoris I, который часто призывает оркестр использовать нестандартные техники игры. производить оригинальные звуки и цвета. Продолжение, De Natura Sonoris II, было написано в 1971 году: с его более ограниченным оркестром, оно включает больше элементов пост- романтизма, чем его предшественник. Это предвещало отказ Пендерецкого от авангарда в середине 1970-х годов, хотя в обеих пьесах присутствуют драматические глиссандо, плотные кластеры, использование гармоник и необычных инструментов (музыкальная пила присутствует в вторая часть).
В 1968 году Пендерецкий получил Государственную премию I степени. В юбилей Польской Народной Республики он получил Командорский крест (1974 г.) и Рыцарский крест ордена Polonia Restituta (1964 г.).
К концу Десятилетия Пендерецки получил заказ на двадцать пятую годовщину основания Организации Объединенных Наций. В результате получилась «Космогония», пьеса продолжительностью двадцать минут для трех солистов (сопрано, тенор, бас), смешанного хора и оркестра. Филармония Лос-Анджелеса представила пьесу 24 октября 1970 года с Зубином Мехтой в качестве дирижера и Робертом Надь в роли тенора. В произведении используются тексты древних писателей Софокла и Овидия в дополнение к современным высказываниям советских и американских астронавтов для музыкального исследования идеи космоса.
В середине 1970-х, когда он был профессором Йельской музыкальной школы, стиль Пендерецкого начал меняться. Концерт для скрипки No. 1 в значительной степени оставляет позади плотные кластеры тонов, с которыми он был связан, и вместо этого сосредотачивается на двух мелодических интервалах: полутоне и тритоне. Это направление было продолжено Симфонией № 2, Рождество (1980), которая гармонично и мелодически довольно проста. В нем часто используется мелодия Рождественского гимна Тихая ночь.
Пендерецкий объяснил этот сдвиг, заявив, что он пришел к выводу, что эксперименты авангарда зашли слишком далеко от выразительные, неформальные качества западной музыки: «Авангард создавал иллюзию универсализма. Музыкальный мир Штокхаузена, Ноно, Булеза и Кейджа был для нас, молодых, окруженных эстетикой социалистического реализма, а затем официального канона в нашей стране - освобождением... Однако я быстро понял, что эта новизна, эти эксперименты и формальные рассуждения более разрушительны, чем конструктивны; Я осознал утопичность его прометеевского тона ». Пендерецкий пришел к выводу, что он «был спасен от авангардных ловушек формализма возвращением к традиции». Пендерецкий написал сравнительно мало камерной музыки. Однако композиции для небольших ансамблей варьируются от начала его карьеры до конца, отражая изменения, которые претерпел его стиль письма.
В 1975 году Lyric Opera of Chicago попросила ему написать произведение, посвященное двухсотлетию США в 1976 году; это стало оперой Потерянный рай. Однако задержки с проектом означали, что премьера проекта состоится только в 1978 году. Музыка продолжала иллюстрировать отход Пендерецкого от авангардных техник: это тональная музыка, и композитор объяснил: «Это не музыка злого молодого человека, которого я использовал.
В 1980 году Солидарность поручила Пендерецкому составить пьесу, сопровождающую открытие статуи на верфи Гданьск в память о погибших в антиправительственные беспорядки там в 1970 году. Пендерецкий ответил Лакримозой, которую он позже расширил до одного из самых известных произведений своего более позднего периода, Польского Реквиема (1980–84, 1993, 2005). Позже он склонялся к более традиционно задуманным тональным конструкциям, что можно было услышать в таких произведениях, как Концерт для виолончели № 2 и Кредо, получившее премию Грэмми за лучшее хоровое исполнение для запись мировой премьеры, сделанная фестивалем Баха в Орегоне, заказавшим это произведение. В том же году Пендерецки был удостоен Премии принца Астурийского в Испании, одной из высших наград, вручаемых в Испании отдельным лицам, организациям, организациям или другим лицам со всего мира, добившимся заметных достижений в науке и искусстве., гуманитарные науки или общественные дела. Приглашенный Вальтером Финком, он был одиннадцатым композитором, включенным в ежегодный Komponistenporträt фестиваля Rheingau Musik в 2001 году. Он дирижировал Credo по случаю 70-летия Хельмут Риллинг, 29 мая 2003 г. Пендерецки получил почетную докторскую степень в Сеульском национальном университете, Корея, в 2005 году и в университете Мюнстера, Германия, в 2006 году. среди студентов Честер Бискарди и Уолтер Мэйс. В честь своего 75-летия он дирижировал тремя своими произведениями на фестивале Rheingau Musik в 2008 году, в том числе Ciaccona из Польского Реквиема.
В 2010 году он работал над оперой по опере Федра от Расина за 2014 год, который так и не был реализован, и выразил желание написать 9-ю симфонию. В 2014 году он занимался созданием хорового произведения, приуроченного к столетию Геноцида армян. В 2018 году дирижировал Credo в Киеве на 29-м Kyiv Music Fest, посвященном столетию независимости Польши.
Пендерецкий прожил трое детей, первая дочь Беата от пианистки Барбары Пендерецкой (урожденная Граса; вышла замуж в 1954 году, затем развелась). Затем у него были сын Лукаш (1966 г.р.) и дочь Доминика (1971 г.р.) со второй женой Эльжбетой Пендерецкой (урожденной Солецкой), на которой он женился 19 декабря 1965 года. Он жил в пригороде Кракова Воля. Юстовская.
29 марта 2020 года Пендерецкий скончался в своем доме в Кракове, Польша, после продолжительной болезни.
в 1979 году., в Галерее портретов композиторов Поморской филармонии в Быдгощ открыт бронзовый бюст художника Мариана Конечного в честь Пендерецкого. Его памятник также расположен на Аллее знаменитостей на площади Скаутов (Сквер Харцерски) в Кельце.
A астероид главного пояса - 21059 Пендерецкий назван в его честь.
Radiohead гитарист Джонни Гринвуд известен своим восхищением творчеством польского композитора. Он посетил Пендерецкого в 2012 году и написал произведение «48 ответов на полиморфию» для струнных, которое дирижировал сам Пендерецкий в различных выступлениях по всей Европе.
Композиции Пендерецкого включают оперы, симфонии, хоровые произведения. произведения, а также камерная и инструментальная музыка.
Часть музыки Пендерецкого была адаптирована для саундтреков к фильмам. Экзорцист (1973) представляет струнный квартет и Канон для оркестра и ленты; фрагменты Концерта для виолончели и Дьяволы Лудена. Кинокритик The New Republic писал об «Экзорцисте», что «даже музыка безупречна, по большей части она принадлежит Кшиштофу Пендерецкому, который, наконец, стал тем, кем он является». Стэнли Кубрик В The Shining (1980) представлены шесть произведений из музыки Пендерецкого: Утреня II: Евангелия, Утренджа II: Канон Паши, Пробуждение Иакова, De Natura Sonoris No. 1, De Natura Sonoris No. 2 и Polymorphia. Дэвид Линч использовал музыку Пендерецкого в саундтреках к фильму Wild at Сердце (1990), Внутренняя Империя (2006) и сериал Твин Пикс (2017). В фильме Бесстрашный (1993) Питера Вейра, кусок Полиморфия снова использовался для сцены интенсивной авиакатастрофы, увиденной с точки зрения пассажир, которого играет Джефф Бриджес. Пытки Пендерецкого по жертвам Хиросимы также использовались в одном из заключительных эпизодов фильма Дети мужчин (2006). Пендерецкий написал музыку для фильма Анджея Вайды, номинированного на премию Оскар в 2007 году Катынь, а фильм Мартина Скорсезе Shutter Island (2010) показал его Симфония № 3 и Флуоресценция.
Некоторые из произведений Пендерецкого вдохновили Джонни Гринвуда из Radiohead на выпуск альбома, который впоследствии появился в его музыке для There Will Будь кровью, фильм 2007 года Пола Томаса Андерсона.
Пендерецкий был почетным доктором и почетным профессором нескольких университетов: Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия, Университет Глазго, Московская консерватория им. П.И. Чайковского, Музыкальная академия Фредерика Шопена в Варшаве, Сеульский национальный университет, университеты Рочестера, Бордо, Левен, Белград, Мадрид, Познань и St. Колледж Олафа (Нортфилд, Миннесота ), Университет Дюкен, Папский католический университет Перу, Университет Питтсбурга (Пенсильвания), Санкт-Петербургский университет, Пекинская консерватория, Йельский университет и Вестфальский университет Вильгельма в Мюнстере (Вестфалия) (2006 г. Arts).
Он был почетным членом следующих академий и музыкальных компаний: Королевская музыкальная академия (Лондон), Accademia Nazionale di Santa Cecilia (Рим), Шведская королевская музыкальная академия (Стокгольм), Академия искусств (Лондон), Национальная академия изящных искусств (Буэнос-Айрес), Общество друзей музыки в Вене Академия художеств в Берлине, Международная академия философии и искусства в Берне и Национальная академия наук, художественной литературы и искусства в Бордо. В 2009 году он стал почетным гражданином города Быдгощ.
![]() | На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Кшиштофом Пендерецким. |