Роделинда (опера)

редактировать
Опера Генделя 1725 года

Роделинда, Реджина де 'Лонгобарди (HWV 19) - опера seria в трех действиях, написанная для первой Королевской Музыкальной Академии Джорджем Фридрихом Генделем. Либретто принадлежит Никола Франческо Хайм, основано на более раннем либретто Антонио Сальви. Роделинда давно считается одной из величайших работ Генделя.

Содержание
  • 1 История выступлений
  • 2 Роли
  • 3 Краткое содержание
    • 3.1 Аргумент
    • 3.2 Акт 1
      • 3.2.1 Апартаменты Роделинды
      • 3.2.2 Кипарисовая роща
    • 3.3 Акт 2
      • 3.3.1 Большой зал
      • 3.3.2 Восхитительная перспектива
      • 3.3.3 Галерея в квартире Роделинды
    • 3.4 Акт 3
      • 3.4.1 Галерея
      • 3.4.2 Очень темная тюрьма
      • 3.4.3 Королевский сад
  • 4 Источники
  • 5 Контекст и анализ
  • 6 Записи
    • 6.1 Аудиозаписи
    • 6.2 Видеозаписи
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История выступлений

Роделинда впервые была представлена ​​в King's Theater в Хеймаркет, Лондон, 13 февраля 1725 года. Он был спродюсирован теми же певцами, что и Тамерлан. Было 14 спектаклей; он был повторен 18 декабря 1725 года и снова 4 мая 1731 года, всего было проведено еще 16 выступлений, каждое возрождение включало изменения и свежий материал. В 1735 и 1736 годах она также проводилась, с небольшим успехом, в Гамбурге на Oper am Gänsemarkt. Первая современная постановка - в сильно измененной форме - состоялась в Геттингене 26 июня 1920 года, где это была первая из серии современных возрождений оперы Генделя, созданной энтузиастом Генделя Оскаром Хагеном. Опера достигла США в 1931 году и была возрождена в Лондоне в 1939 году. Дальнейшее заметное возрождение Лондонского оперного общества Генделя, на английском языке и с использованием сокращенного текста, включая Джоан Сазерленд и Джанет Бейкер. в актерском составе под управлением, исполнялась в июне 1959 года. С возрождением интереса к музыке барокко и исторически обоснованным музыкальным исполнением с 1960-х годов Роделинда, как и все оперы Генделя, принимает участие в фестивалях. и оперные театры сегодня. Среди других спектаклей Роделинда была поставлена ​​на Глайндборнском фестивале в Великобритании в 1998 году, в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в 2004 году и Английской национальной опере в 2014. Постановка ENO была возобновлена ​​в Большом театре в 2015 году. Gran Teatre del Liceu, Барселона, представила оперу в марте 2019 года с Лизетт Оропеса и Бежун Мехта в главных ролях. Голландская национальная опера поставила Роделинду в январе 2020 года с Люси Кроу и Бежун Мехта в главных ролях.

Роли
Франческа Куццони, сыгравшая роль Роделинды в первом спектакле
Роли, типы голоса и премьерный состав
РольТип голоса Премьерный состав, 13 февраля 1725 г.
Роделинда, королева Ломбардиясопрано Франческа Куццони
Бертаридо, узурпировавший короля Ломбардииальто кастрат Франческо Бернарди, по прозвищу «Сенезино "
Гримоальдо, герцог Беневенто, Узурпатор Бертаридотенор Франческо Боросини
Эдуиге, сестра Бертаридо, обрученная с Гримоальдоконтральто Анной Винченца Дотти
Унульфо, другом и советником Бертаридоalto castratoАндреа Пачини
Гарибальдо, советник Гримоальдо, герцог Туринскийбас Джузеппе Мария Боски
Флавио, сын Роделиндымолчаливый
Краткое содержание

Аргумент

До открытия Опера, Гримоальдо победил Бертаридо, короля Ломбардии, в битве и узурпировал трон Милана. Бертаридо сбежал, оставив свою жену Роделинду и сына Флавио пленниками узурпатора в королевском дворце. Не сумев заручиться поддержкой для восстановления своей короны, Бертаридо заставил сообщить, что он умер в изгнании, уловка, которую использовали в попытке спасти свою жену и сына.

Акт 1

Покои Роделинды

Сенезино, сыгравший роль Бертаридо в первом спектакле

Одна во дворце, Роделинда оплакивает потерю своего мужа Бертаридо. Входит узурпатор Гримоальдо, заявляя о давно скрытой страсти к ней. Он предлагает выйти замуж и возвращает ей трон, который по праву принадлежит ей. Она сердито отвергает его (Ария: «L'empio rigor del fato»). Эдуидже приходит в квартиру в поисках Гримоальдо. Гримоальдо, который ранее был обручен с сестрой Бертаридо Эдуиге, теперь говорит ей, что, поскольку она однажды отвергла его, он должен отвергнуть ее. После того, как Гримоальдо уходит, коварный Гарибальдо, его советник, признается в любви к Эдуиге. Она обещает вернуть его любовь, как только отомстит Гримоальдо (Ария: «Lo farò, diro: spietato»). В одиночестве Гарибальдо раскрывает, что его любовь к Эдуиге притворяется и является частью плана по завоеванию престола для себя (Ария: «Di cupido impiego i vanni»).

Кипарисовая роща

Бертаридо, скрываясь поблизости, читает надпись на собственном памятнике и тоскует по своей любимой жене Роделинде (Ария: «Dove sei, amato bene?»). Вместе со своим другом и советником Унульфо он тайно наблюдает, как Роделинда и ее сын Флавио прибывают, чтобы возложить цветы к его мемориалу. Она оплакивает судьбу мужа. Гарибальдо предъявляет Роделинде ультиматум: либо она соглашается выйти замуж за Гримоальдо, либо ее сын будет казнен. Роделинда соглашается, но также клянется потребовать смерти Гарибальдо, когда она вернется на трон. Бертаридо, все еще наблюдающий, ошеломлен и воспринимает решение Роделинды как акт личного предательства.

Акт 2

Большой зал

Гарибальдо насмехается над Эдуиге, говоря ей, что теперь, когда она потеряла Гримоальдо, она упустила свой шанс стать королевой. Эдуиге сатирически поздравляет Роделинду, отмечая ее внезапное решение предать память мужа и выйти замуж за его узурпатора. Роделинда напоминает Эдуиге о королеве. Эдуиг клянется отомстить Гримоальдо. Эдуиге уходит, и входит Гримоальдо. Роделинда излагает свои условия для женитьбы на Гримоальдо: он должен убить Флавио собственными руками на ее глазах. Гримоальдо в ужасе отказывается. После ухода Роделинды Гарибальдо призывает Гримоальдо совершить убийство и взять Роделинду в жены, но Гримоальдо отвергает совет. Он говорит, что мужество и решимость Роделинды заставили его любить ее еще больше, хотя теперь он потерял надежду когда-либо выиграть ее. Когда два советника остаются одни, Унульфо спрашивает Гарибальдо, как он мог дать королю такой совет, и Гарибальдо излагает свой тиранический взгляд на использование силы (Ария: «Tirannia gliel diede il regno»).

Восхитительная перспектива

Бертаридо переодетый приближается к территории дворца, где его сестра Эдуиге узнает его голос. Унольфо приносит весть о верности Роделинды, что также отрадно для Эдуидже, и Эдуидже соглашается помочь Бертаридо спасти его жену и сына. Унольфо обещает передать сообщение Роделинде, что ее муж все еще жив. Бертаридо радуется перспективе воссоединения.

Галерея в квартире Роделинды

Роделинда и Бертаридо встречаются тайно, и их обнаруживает в объятиях Гримоальдо, который не может узнать ее мужа. Гримоальдо возмущен, полагая, что Роделинда завела любовника. Чтобы спасти ее честь, Бертаридо раскрывает свою личность, но Гримоальдо клянется убить его в любом случае, кем бы он ни был. Супруги прощаются друг с другом в последний раз (Дуэт: «Io t'abbraccio»).

Акт 3

Галерея

Карикатура на Франческо Боросини, сыгравшего роль Гримоальдо в первом спектакле

Унульфо и Эдуиге планируют освободить Бертаридо из тюрьмы: они передадут ему меч и ключ от секретного прохода, который проходит под дворцом. Гарибальдо советует Гримоальдо предать неизвестного человека - Бертаридо или нет - смерти. Гримоальдо терзают ревность, страсть и страх.

Очень темная тюрьма

Томясь в тюрьме, Бертаридо получает меч, ключ и записку. Когда Унульфо приходит, чтобы освободить его, Бертаридо принимает посетителя в темноте за палача и ранит его мечом. Унульфо не обращает внимания на травму, и они уходят. Эдуидж ведет Роделинду в камеру. Найдя его пустым и с кровью на полу, они опасаются, что Бертаридо мертв.

Королевский сад

Гримоальдо терзается угрызениями совести и бежит в дворцовый сад, надеясь найти спокойное место, где он сможет искать утешения во сне (Ария: «Pastorello d'un povero armento "). Гарибальдо, обнаружив его незащищенным, решает убить его. Появляется Бертаридо и убивает предполагаемого убийцу; Гримоальдо, однако, щадит (Ария: «Виви, тиранно!»). Гримоальдо отказывается от своих притязаний на трон Милана и снова дает клятву Эдуиге. Он предлагает трон обратно Бертаридо, который принимает его, как только он уверен, что его жена и сын будут возвращены ему. Это всеобщее ликование.

Источники

либретто оперы Никола Франческо Хайм и основано на более раннем либретто Антонио Сальви, поставленный Джакомо Антонио Перти в 1710 году. Либретто Сальви было взято из трагедии Пьера Корнеля «Пертарите, королева лангобардов» (1652), в которой говорилось о история Перктарита, короля лангобардов. Конечным источником этой истории, как, например, для Флавиона Генделя, является работа Павла Дьякона восьмого века Gesta Langobardorum. В опере «Пертарит» становится «Бертаридо».

Контекст и анализ
Королевский театр в Лондоне, где Роделинда впервые выступила

Гендель, родившийся в Германии, после того, как в начале своей карьеры сочинял оперы и другие пьесы в Италии, поселился в Лондон, куда в 1711 году он впервые привез итальянскую оперу своей оперой Ринальдо. Огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне повальное увлечение итальянской оперной серией - формой, сосредоточенной в подавляющем большинстве на сольных ариях для звездных певцов-виртуозов. В 1719 году Гендель был назначен музыкальным руководителем организации, называемой Королевской Музыкальной Академией (не имеющей отношения к современной Лондонской консерватории), компании согласно королевской хартии для постановки итальянских опер в Лондоне. Гендель должен был не только сочинять оперы для труппы, но и нанимать звездных певцов, руководить оркестром и музыкантами и адаптировать оперы из Италии для лондонского выступления.

В течение года, 1724–1725, Гендель написал три великие оперы. по очереди для Королевской Музыкальной Академии, каждый с Сенезино и Франческой Куццони в качестве звезд, два других - Джулио Чезаре и Тамерлано.

Гораций Уолпол писал о Куццони в Роделинде:

Она была невысокого роста, приземистая, с рыхлым крестиком, но красивой кожей; не была хорошей актрисой; плохо одетый; и было глупо и фантастично. И тем не менее, когда она появилась в этой опере в коричневом шелковом платье, отделанном серебром, с вульгарностью и неконкурентностью, которой сильно возмущались все старушки, молодые приняли это как моду, настолько повсеместно, что это казалось национальной униформой. для молодости и красоты.

Для музыковеда 18 века Чарльза Берни, Роделинда «содержит такое количество капитала и приятных манер, что позволяет ей занять одно из первых мест среди драматических постановок Генделя». Бёрни особо отмечает арию для Бертаридо в акте 1 «Dove sei, amato bene», называя ее «одним из лучших патетических веяний, которые можно найти во всех его произведениях...» Этот воздух воздействует на новую любопытную модуляцию. а также общим составом мелодии ». Эту арию также иногда поют как сольную пьесу на английском языке к несвязанному тексту - «Ты обеспокоен?» - У. Г. Ротери, написано в 1910 году.

Опера написана для двух магнитофонов, флейты, двух гобоев, фагота, двух валторн, струнных и континуо (виолончель, лютня, клавесин).

Записи

Аудиозаписи

Дискография Роделинды, аудиозаписи
ГодВ ролях:. Роделинда, Бертаридо,. Гримоальдо, Эдуиге,. Унольфо, ГарибальдоДирижер,. оркестрЛейбл
1959Джоан Сазерленд,. Маргрета Элкинс,. Альфред Халлетт,. Джанет Бейкер,. Патрисия Керн,. Раймунд Херинкс ,. Philomusica OrchestraCD: Andromeda. Кат: ANDRCD9075
1964Тереза ​​Стич-Рэндалл,. Морин Форрестер,. Александр Янг,. Хильде Рёссель-Майдан,. Хелен Уоттс,. Джон БойденБрайан Пристман,. Венский радио оркестр CD: Вестминстерское наследие. Кат: DG 4792343
1985Джоан Сазерленд,. Алисия Нафе,. Кертис Раям,. Изобель Бьюкенен,. Огетт Туржо,. Сэмюэл Рэйми Ричард Бониндж. Валлийская национальная опера ОркестрCD: Австралийское красноречие. Кат: ELQ4806105
1996Софи Дэйнман,. Дэниел Тейлор,. Адриан Т. Хомсон,. Кэтрин Роббин,. Робин Блейз,. Кристофер Пёрвс Николас Кремер. Рэглан Барокко ПлейерыКомпакт-диск: Virgin Classics Veritas. Кат: 45277
2004Симона Кермес,. Марияна Миянович,. Стив Дэвислим,. Соня Прина,. Мари-Николь Лемье,. Вито ПриантеАлан Кертис. Il Complesso Barocco CD: DG Archiv. Кат.: 4775391
2016Соня Ганасси,. Франко Фаджиоли,. Паоло Фанале,. Марина Де Лисо,. Антонио Джованнини,. Гезим МышкетаДиего Фасолис. Международный оркестр ИталииCD: Dynamic. Кат: CDS7724

Видеозаписи

Дискография Роделинды, видеозаписи
ГодВ ролях:. Роделинда, Бертаридо,. Гримоальдо, Эдуиге,. Унольфо, ГарибальдоДирижер. оркестрРежиссерЛейбл
1998Анна Катерина Антоначчи,. Андреас Шолль,. Курт Страйт,. Луиза Винтер,. Артур Стефанович.. Эм Берто ЧиуммоУильям Кристи. Оркестр эпохи Просвещения Жан-Мари ВильежьеDVD: Warner Classics. Кат.: 3984230242
2003Доротея Рёшманн,. Майкл Ченс,. Пол Нилон,. Фелисити Палмер,. Кристофер Робсон,. Умберто ЧиуммоАйвор Болтон. Баварская государственная опера ОркестрДэвид Олден DVD: Фарао. Кат.: D108060
2012Рене Флеминг,. Андреас Шолль,. Джозеф Кайзер,. Стефани Блайт,. Истин Дэвис,. Шэньян Гарри Бикет. Метрополитен-опера Оркестр,. (запись выступления в MET 3 декабря 2011 г.)Стивен УодсвортDVD: Decca. Cat: 0743469
2019Jeanine de Bique,. Тим Мид,. Бенджамин Хьюлетт,. Эйвери Амеро,. Якуб Юзеф Орлински,. Андреа Мастрони Эммануэль Хайм,. Le Concert d'Astrée Жан БеллориниDVD: Erato Records. Кат.: 9029541988
Ссылки

Примечания

Источники

Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-04 08:00:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте