Кристоф Уиллибальд Глюк

редактировать

Глюк играет на клавикорде (1775), портрет Джозефа Дюплесси

Кристофа Уиллибальда (Риттер фон) Глюк (немецкий: ; 2 июля 1714 - 15 ноября 1787) был композитором итальянского и французского опера раннего классического периода. Родился в Верхнем Пфальце и вырос в Богемии, которые входили в Священную Римскую империю, он получил известность при Габсбургском дворе в Вена. Там он осуществил практическую реформу драматургической практики оперы, за которую выступали многие интеллектуалы. С серией радикально новых работ в 1760-х годах, среди которых Орфей и Эвридика и Альцест, он сломил мертвую хватку, которую Метастазиан opera seria пользовался на протяжении большей части века. Глюк привнес больше драматизма, используя более простой речитатив и вырезав обычно длинную da capo aria. Его более поздние оперы имеют половину длины типичной оперы барокко.

Сильное влияние французской оперы побудило Глюка переехать в Париж в ноябре 1773 года. Слияние традиций итальянской оперы и французов (с богатым хором) в уникальный синтез, Глюк написал восемь опер для парижской сцены. «Ифигения в Таврической» (1779) имела большой успех и широко признана его лучшей работой. Хотя он был чрезвычайно популярен и широко известен как совершивший революцию во французской опере, мастерство Глюка в парижской оперной сцене никогда не было абсолютным, и после плохого приема его Echo et Narcisse (1779) он ушел. Пэрис с отвращением вернулся в Вену, чтобы прожить остаток своей жизни.

Содержание

  • 1 Происхождение и ранние годы
    • 1.1 Вопрос о родном языке Глюка
  • 2 Италия
  • 3 Путешествия: 1745–1752
  • 4 Вена
  • 5 Оперные реформы
  • 6 Париж
  • 7 Последние годы и наследие
  • 8 Произведения
    • 8.1 Список произведений
    • 8.2 Оперы
    • 8.3 Балеты
    • 8.4 Песни с фортепиано
    • 8.5 Арии и сольные мотеты
    • 8.6 Хоровой
    • 8.7 Инструментальная музыка
  • 9 Примечания
  • 10 Источники
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Родословная и ранние годы

Статуя Глюка в Вайденванге

Самый ранний из известных Глюков предком является его прадед, Симон Глюк фон Рокензан, имя которого записано в брачном контракте (1672 г.) его сына, лесничего Иоганна (Ганса) Адама Глюк (ок. 1649–1722). Считается, что «Рокензан» - это Рокицаны, расположенный в центральной части западной Богемии (примерно в 70 км к юго-западу от Праги и в 16 км к востоку от Пльзень ). Фамилия Gluck (также пишется Gluckh, Klugh, Kluch и т. Д.), Вероятно, происходит от чешского слова, обозначающего мальчик (kluk). В различных вариантах написания он неоднократно встречается в записях Рокицани. Около 1675 года Ганс Адам переехал в Нойштадт-ан-дер-Вальднааб на службу к принцу Фердинанду Августу фон Лобковицу, который владел обширными земельными владениями в Богемии, а также в графстве Штёрнштейн - Нойштадт в Верхнем Пфальце.

Отец Глюка, Александр, родился в Нойштадте-ан-дер-Вальднаабе 28 октября 1683 года, он был одним из четырех сыновей Ганса Адама Глюка, которые стали лесниками или егерями.. Александр служил в отряде из примерно 50 солдат под командованием Филиппа Хязинта фон Лобковица, сына Фердинанда Августа фон Лобковица, во время Войны за испанское наследство и, согласно семейной традиции Глюков, поднялся до уровня оруженосца. великому генералу имперских войск Юджину Савойскому. В 1711 году Александр поселился за пределами Берхинга в качестве лесничего и охотника на службе монастыря Селигенпортен, Планкштеттенского аббатства и мэров Ноймаркт-ин-дер-Оберпфальц. Занял вакантное место охотника в Эрасбахе в 1711 или 1712 году (его предшественник был найден застреленным в лесу).

Дом в Эрасбахе, построенный в 1713 году отцом Глюка., где, по мнению многих, родился композитор.

О матери Глюка, Марии Вальбурге, почти ничего не известно, включая ее фамилию, но она, вероятно, выросла в том же районе, что и была названа в честь Святой Вальбурги, сестра святого Виллибальда, первого епископа близлежащего Эйхштетта. Пара, вероятно, поженилась около 1711 года. В 1713 году Александр построил дом в Эрасбахе и к 12 сентября завладел им.

Хотя нет никаких документальных свидетельств о дате рождения Глюка на момент его рождения, он сам дал это как 2 июля 1714 года на официальном документе, запрошенном Парижем, который он подписал в 1785 году в Вене в присутствии французского посла Эммануэля Мари Луи де Ноай. Это давно общепринятая дата. Он был крещен Христофором Виллибальдусом 4 июля 1714 года в деревне Вайденванг, приход, в который в то время входил и Эрасбах. Сам Глюк никогда не использовал имя Виллибальд. Церковь в Вайденванге была посвящена святому Виллибальду (как и вся Айхштеттская епархия, которой она принадлежала), и имя Виллибальд часто встречается в реестре крещения, часто как второе имя. Ни в одном из документов, относящихся к жизни Глюка, не упоминается имя Виллибальд. Только в XIX веке ученые начали использовать его, чтобы отличить композитора от брата его отца Иоганна Кристофа, родившегося в 1700 году, чье крещение ранее путали с крещением композитора.

В год рождения Глюка, Раштаттский и Баденский мир положили конец войне за испанское наследство и поставили Эрасбах под баварский контроль. Отцу Глюка пришлось повторно подать заявление, чтобы сохранить свое положение, и он не получал зарплаты до 1715 года, когда он начал получать 20 гульденов. Он получил дополнительную работу в окрестностях Вайденванга в 1715 году в качестве лесничего в монастыре Селигенпортен, а после 1715 года также в аббатстве Планкштеттен. В 1716 году Александра Глюка объявили за плохую работу и предупредили, что его могут уволить. Он продал свой дом в августе 1717 года и добровольно покинул Эрасбах в конце сентября, чтобы устроиться на работу главным лесником в Рейхштадте, служа герцогине Тосканской, богатой Анне Марии Франциске Саксен-Лауэнбургской., с 1708 года рассталась со своим мужем Джан Гастоне Медичи, последним герцогом Тосканы.

1 апреля 1722 года Александр Глюк занял должность лесного мастера при графе Филипп Йозеф фон Кински в Бёмиш Камниц, где Кински увеличил свои владения. Семья переехала в дом лесника в соседнем Оберкрайбиц.

Замок Езержи Иезуитский костел в Комотау

В 1727 году Александр переехал с семьей в Айзенберг (Езержи в Горни Йиржетин ) чтобы занять свой последний пост, главный лесник принца Филиппа Хязинта фон Лобковица. Неизвестно, был ли Кристоф отправлен в иезуитский колледж в Комотау, в 20 км к юго-западу.

Эльзасский художник Иоганн Кристиан фон Маннлих В своих мемуарах, опубликованных в 1810 году, рассказывает, что Глюк рассказал ему о своей ранней жизни в 1774 году. Он цитирует слова Глюка:

Мой отец был лесным хозяином в N... в Богемии, и он планировал, что в конечном итоге я должен его сменить.. У меня на родине все музыкальны; в школах преподают музыку, а в самых маленьких деревнях крестьяне поют и играют на разных инструментах во время мессы в своих церквях. Поскольку я был увлечен искусством, я быстро прогрессировал. Я играл на нескольких инструментах, и учитель, выделяя меня среди других учеников, давал мне уроки в своем доме, когда он был не на работе. Я больше не думал и не мечтал ни о чем, кроме музыки; лесоводство было заброшено.

В 1727 или 1728 году, когда Глюку было 13 или 14 лет, он уехал в Прагу. Детский перелет из дома в Вену включен в несколько современных рассказов о жизни Глюка, включая историю Маннлиха, но некоторые ученые подвергают сомнению живописные рассказы Глюка о том, как он зарабатывал себе еду и кров своим пением во время путешествия. Большинство теперь считает, что более вероятно, что целью путешествия Глюка была не Вена, а Прага. Немецкий биограф Глюка Ганс Иоахим Мозер утверждал в 1940 году, что нашел документы, свидетельствующие о том, что Глюк поступил по логике и математике в Пражский университет в 1731 году. Герхард и Ренате Кролл находят это удивительным и другие. Биографы не смогли найти никаких документов, подтверждающих утверждение Мозера. В то время Пражский университет мог похвастаться процветающей музыкальной сценой, которая включала в себя исполнение как итальянской оперы, так и оратории. Глюк пел и играл на скрипке и виолончели, а также на органе в Тынской церкви.

Глюк в конце концов покинул Прагу, не получив ученой степени, и исчезает из исторических записей до 1737 года. Тем не менее, воспоминания о его семье и косвенные ссылки на Этот период в более поздних документах дает веские основания полагать, что Глюк прибыл в Вену в 1734 году, где он, вероятно, работал в семье Лобковиц во дворце на Миноритенплац. Филипп Хязинт Лобковиц, работодатель отца Глюка, умер 21 декабря 1734 года, и его преемник, его брат Георг Кристиан Лобковиц, считается нанимателем Глюка в Вене с 1735 по 1736 год. Две оперы с текстами самого Глюка. позднее в этот период были исполнены: Антонио Кальдара «Клеменца ди Тито» (1734) и «Ле чинези» (1735). Вполне вероятно, что семья Лобковиц познакомила Глюка с миланским дворянином принцем Антонио Марией Мельци, который нанял Глюка играть в его оркестре в Милане. 65-летний принц женился на 16-летней Марии Ренате, графине Харрахской, 3 января 1737 года и вскоре после этого вернулся с Глюком в Милан.

Вопрос о родном языке Глюка

Согласно историку музыки Дэниелу Хартцу, по поводу родного языка Глюка были серьезные разногласия. Протеже Глюка в Вене, итальянец Антонио Сальери, писал в своих мемуарах (переведенных на немецкий Игнацем фон Мозелем ), что «Глюк, родным языком которого был чешский, лишь с усилием выразился по-немецки, а тем более по-французски и по-итальянски ». Сальери также упоминает, что Глюк во время разговора смешал несколько языков: немецкий, итальянский и французский, как и сам Сальери. Первый биограф Глюка, Антон Шмид, писал, что Глюк вырос в немецкоязычном районе и что Глюк научился говорить по-чешски, но не нуждался в нем в Праге и в дальнейшей жизни. Хартц пишет: «Немецкие биографы Глюка этого [20-го] века пытались уловить более изощренные маневры, в то время как французские биографы, без исключения, поверили Сальери на слове. Его немецкий биограф Макс Аренд возразил, что ни одно письмо не написано Можно найти чешский язык, на что Жак-Габриэль Прод'хомм возразил, что «ни одного письма, написанного Листом на венгерском языке, также не было известно, но делает ли это его немцем?» Ганс Иоахим Мозер хотел, чтобы лирическое произведение на чешском языке послужило доказательством. Фактически, теоретик музыки Лоран Гарсен, писавший в 1770 г. (опубликованный в 1772 г.) до прибытия Глюка в Париж, включил Глюка в список нескольких чешских композиторов комических опер (хотя такая работа Глюка еще не задокументирована.) Презентация Ирен Бранденбург, классифицирующая Глюка как чешского композитора, вызвала споры ее немецких коллег.

Италия

В 1737 году Глюк прибыл в Милан и был представлен Джованни Баттиста Саммартини, который, согласно Джузеппе Карпани, обучил Глюка «практическому знанию всех инструментов». Судя по всему, эти отношения продлились несколько лет. Саммартини не был в первую очередь оперным композитором, его основным продуктом была духовная музыка и симфонии, но Милан мог похвастаться яркой оперной сценой, и Глюк вскоре сформировал ассоциацию с одним из перспективных оперных театров города, Театр Реджо Дукале. Здесь 26 декабря 1741 года была исполнена его первая опера, Artaserse, посвященная Отто Фердинанду фон Абенсбергу и Трауну. Поставленная на либретто Метастазио, опера открыла Миланский карнавал 1742 года. Согласно одному анекдоту, публика не приняла стиль Глюка, пока он не вставил арию в более легкой миланской манере. для контраста.

Тем не менее, Глюк сочинил оперу для каждого из следующих четырех Карнавалов в Милане, с известным кастратом Джованни Карестини, появляющимся во многих из выступления, поэтому вряд ли реакция на Artaserse была совершенно неблагоприятной. Он также писал оперы для других городов Северной Италии в период между сезонами карнавала, включая Турин и Венецию, где его Иперместра была поставлена ​​в ноябре 1744 года в Театре Сан-Джованни Кризостомо. Почти все его оперы этого периода были положены на тексты Метастазио, несмотря на неприязнь поэта к своему стилю композиции.

Путешествия: 1745–1752 годы

Бюст Глюка, лицо которого было заметно в рябах

В 1745 году Глюк принял приглашение от лорда Миддлсекса стать домашним композитором в лондонском Королевский театр, вероятно, путешествующий в Англию через Франкфурт в компании скрипача Фердинанда Филиппа Йозефа фон Лобковица, сына Филиппа Гиацинта. Время было неподходящим, поскольку восстание якобитов вызвало большую панику в Лондоне, и большую часть года Королевский театр был закрыт. Шесть трио-сонат стали непосредственными плодами его времени. Две лондонские оперы Глюка (La caduta de 'giganti и Artamene), исполненные в конце концов в 1746 году, во многом заимствовали из его ранних произведений. Глюк исполнил произведения Галуппи и Лампуньяни, которые оба работали в Лондоне. Более долгосрочным преимуществом было знакомство с музыкой Генделя - которого он позже считал большим влиянием на его стиль - и натуралистическим актерским стилем Дэвида Гаррика, английского театрального деятеля. реформатор. 25 марта, вскоре после постановки «Артамена», Гендель и Глюк вместе дали концерт в Театре Хеймаркет, состоящий из произведений Глюка и органного концерта Генделя в исполнении композитора. 14 апреля Глюк играл на glassharmonica в Hickford's Rooms, концертном зале на Брюэр-стрит, Сохо. Опыт Генделя с Глюком меньше порадовал этого композитора: Чарльз Берни сообщает, что Гендель сказал, что «он [Глюк] больше не знает контрапунто, как мой повар, Вальс <483 В 1747 и 1748 годах Глюк получил два престижных контракта. Сначала был заказан постановка оперы для Пильница в исполнении труппы Пьетро Минготти в честь двойной королевской свадьбы. это объединило бы правящие семьи Баварии и Саксонии. Le nozze d'Ercole e d'Ebe, festa teatrale, во многом заимствовано из более ранних работ и даже у учителя Глюка Саммартини. Успех этой работы привлек внимание венского двора к Глюку, и, опередив такую ​​фигуру, как Иоганн Адольф Хассе, он был выбран в постановке La Semiramide riconosciuta Метастазио, посвященной празднованию. День рождения Марии Терезии. Виттория Тези взяла на себя главную роль. На этот раз музыка Глюка была полностью оригинальной, но вызывала недовольство Работа придворного поэта Метастазио, назвавшего оперу «архавандалийской музыкой», вероятно, объясняет, почему Глюк недолго оставался в Вене, несмотря на огромный популярный успех произведения (оно было исполнено 27 раз с большим успехом). Остаток 1748 и 1749 годов Глюк путешествовал с труппой Минготти, заразившись венерической болезнью от примадонны и сочинив оперу La contesa de 'numi для двора в Копенгагене, где он повторил свой концерт на стеклянной гармонике.

Иоганн Франц Грайпель - Il Parnaso confuso Кристофа Виллибальда Глюка (музыка) и Пьетро Метастазио (либретто). Исполняется 24 января 1765 года детьми Марии Терезии : Марией Амалией (Аполлон), Марией Элизабет (Мельпомена), Марией Жозефой (Эвтерпа), Марией Каролиной (Эрато), Леопольдом (клавесин)

В 1750 г. он покинул группу Минготти в пользу другой компании, основанной бывшим членом труппы Минготти, Джованни Баттиста Локателли. Основным результатом этого было то, что Глюк вернулся в Прагу на более постоянной основе. Для Пражского карнавала 1750 года Глюк сочинил новую оперу Эцио (опять же по мотивам одного из произведений Метастазио, рукопись которого находится в Лобковицком дворце ). Его Ipermestra также была исполнена в том же году. Другим важным событием пребывания Глюка в Праге стало 15 сентября 1750 года его женитьба на 18-летней Марии Анне Бергин, дочери богатого (но давно умершего) венского купца. Глюк, кажется, провел большую часть 1751 года, путешествуя между Прагой и Веной.

1752 год принес Глюку еще один крупный заказ, когда его попросили поставить La clemenza di Tito Метастазио (конкретное либретто было по выбору композитора) для празднования именин короля Карл VII Неаполитанский. Опера была поставлена ​​4 ноября в Театро Сан-Карло, а всемирно известный кастрат Каффарелли исполнил роль Секста. Для Каффарелли Глюк сочинил знаменитую, но заведомо сложную арию «Se mai senti spirarti sul volto», которая в равной степени вызвала восхищение и брань. Позже Глюк переработал эту арию для своей «Ифигении в Тавриде». Согласно одному сообщению, неаполитанский композитор Франческо Дуранте утверждал, что его коллеги-композиторы «должны были гордиться тем, что придумали и написали [арию]». Дюранте одновременно отказался комментировать, было ли это в рамках принятых композиционных правил того времени.

Вена

Кармен Лавани в Le cinesi (1973). Произведение очень похоже на столь популярное в свое время шинуазри. Le cinesi отражает культурное совпадение австрийского двора и далекого китайского двора. В Le cinesi Метастазио дает урок о различных формах театра: пасторале, комедии и трагедии.

Глюк наконец поселился в Вене, где стал капельмейстером, приглашенным принцем Жозефом Саксенским. Хильдбургхаузен. Он написал Le cinesi для праздника в 1754 году и La danza на день рождения будущего императора Леопольда II в следующем году. После того, как его опера «Антигоно» была поставлена ​​в Риме в феврале 1756 года, Глюк был удостоен звания Рыцаря Золотой шпоры Папой Бенедиктом XIV. С этого времени Глюк носил титул «Риттер фон Глюк» или «Шевалье де Глюк».

Глюк отвернулся от итальянской opera seria и начал писать opéra comiques. В 1761 году Глюк поставил новаторскую балетную пантомиму Дон Хуан в сотрудничестве с хореографом Гаспаро Анджолини ; более радикальный Жан-Жорж Новер был задействован впервые? Апогеем сочинения комической оперы Глюка стала La rencontre imprévue (1764). К тому времени Глюк создал музыкальную драму, основанную на греческой трагедии, с большим состраданием, оказав влияние на новейший стиль Sturm und Drang.

По учению Глюка, Мария-Антуанетта превратился в хорошего музыканта. Она научилась играть на арфе, клавесине и флейте. Она пела во время семейных вечерних сборов, так как у нее был красивый голос. Все ее братья и сестры играли музыку Глюка; 24 января 1765 года ее брат Леопольд II, император Священной Римской империи поставил одно из сочинений Глюка, Il Parnaso confuso.

Весной 1774 года она взяла под свое покровительство своего бывшего учителя музыки и познакомила его с Парижская публика. С этой целью она попросила его написать новую оперу Ифигения в Аулиде. «Помня о Querelle des Bouffons между приверженцами итальянской и французской оперы, она попросила композитора установить либретто на французском языке». В достижении поставленных целей ей помогали певицы Розали Левассер и Софи Арно. У Глюка были резкие манеры, он требовал строгого соблюдения актеров при репетициях. Глюк велел бас-баритону Анри Ларриве измениться. Сопрано Арно было заменено. Он настаивал на том, что хор тоже должен действовать и стать частью драмы - что они больше не могут просто стоять, жестко и без выражения, петь свои строки. Глюку помогал Госсек, директор Concert Spirituel. кавалер де Сен-Жорж присутствовал на первом представлении 19 апреля; Жан-Жак Руссо восхищался мелодикой Глюка. Мария-Антуанетта получила большую долю признательности.

Оперные реформы

Титульный лист первой печатной партитуры

Глюк давно размышлял над фундаментальной проблемой формы и содержания в опере. Он считал, что оба основных итальянских оперных жанра, opera buffa и opera seria, слишком далеко ушли от того, какой должна быть опера на самом деле, и казались неестественными. Опера-буффа давно утратила первозданную свежесть. Шутки в нем были затертыми, а повторение одних и тех же персонажей делало их не более чем стереотипами. В Opera seria пение было посвящено поверхностным эффектам, а содержание было неинтересным и застывшим. Как и в опере-буффа, певцы были фактически абсолютными мастерами сцены и музыки, украшали вокальные партии так витиевато, что зрители больше не могли узнавать оригинальную мелодию. Глюк хотел вернуть оперу ее истоки, сосредоточившись на человеческой драме и страстях и создавая слова и музыку равной важности.

«Очерк об опере» Франческо Альгаротти (1755 г.) оказался источником вдохновения для реформ Глюка. Он выступал за то, чтобы opera seria вернулась к основам и что все различные элементы - музыка (как инструментальная, так и вокальная), балет и постановка - должны подчиняться доминирующей драме. Несколько композиторов того периода, в том числе Никколо Джоммелли и Томмазо Траэтта, пытались претворить эти идеалы в жизнь (и добавили больше балетов).

В Вене Глюк встретил единомышленников в оперном мире: графа Джакомо Дураццо, главы придворного театра и одного из главных зачинщиков оперной реформы в Вене; либреттист Раньери де Кальзабиджи, который хотел атаковать господство Метастазианской оперы сериа; хореограф-новатор Гаспаро Анджолини ; и обученный в Лондоне кастрат Гаэтано Гуаданьи.

Первым результатом нового мышления стал реформистский балет Глюка Дон Хуан, но вскоре последовала более важная работа. 5 октября 1762 года Орфей и Эвридика впервые исполнились на либретто Кальцабиги на музыку Глюка. Глюк пытался добиться благородной, неоклассической, или «красивой простоты». Танцы были организованы Ангиолини, а главную роль взял на себя Гуаданьи, катализатор реформы Глюка, известный своей неортодоксальной игрой и стилем пения. Орфей, который никогда не выходил из стандартного репертуара, показал начало реформ Глюка. Его идея заключалась в том, чтобы сделать драматизм произведения более важным, чем исполнители звезд, и покончить с сухим речитативом (recitativo secco, сопровождаемый только континуо ), который сломался. вверх по действию. В 1765 Мельхиор Гримм опубликовал «Poème lyrique», влиятельную статью для Энциклопедии о лирических и оперных либретто.

Эскиз декорации к премьере. пересмотренной французской версии Alceste

Глюк и Кальцабиджи вслед за Орфео выпустили Alceste (1767) и Paride ed Elena (1770), посвященные его другу Жоао Карлос де Браганса (герцог де Лафоэс), знаток музыки и мифологии, продвигает свои инновации еще дальше. Кальцабиджи написал предисловие к «Альцесте», которое Глюк подписал, в котором излагаются принципы их реформ:

  • нет da capo arias
  • нет возможности для вокальной импровизации или виртуозной демонстрирует ловкость или силу вокала
  • no long melismas
  • более преимущественно слоговая установка текста, чтобы сделать слова более понятными
  • гораздо меньше повторений текста в ария
  • стирание различия между речитативом и арией, декламационными и лирическими отрывками, при этом речитатив
  • в целом сопровождается, чем речитативом
  • проще, более плавные мелодичные линии
  • увертюра, связанная темой или настроением с последующим действием

Йозеф фон Зонненфельс похвалил невероятное воображение Глюка и настройку После посещения спектакля Альцеста. В 1769 году Глюк исполнил свои оперы в Парме.

2 сентября 1771 года Чарльз Берни посетил Глюка, жившего в Санкт-Марксе. Бёрни считал предисловие Глюка, в котором Глюк излагает свои «причины отклонения от проторенного пути», достаточно важным, чтобы изложить его почти полностью: «Я намеревался ограничить музыку ее истинной драматической областью, помогая поэтическому выражению, и усилить интерес к басне; не прерывая действия и не замораживая его бесполезными и излишними украшениями; ибо музыкальное служение, соединенное с поэзией, казалось мне, похоже на раскрашивание в правильном и хорошо продуманном дизайне, где свет и тень только кажутся оживляющими фигуры, не изменяя контура ". 11 сентября Берни пошел к Глюку, чтобы попрощаться; Глюк все еще был в постели, как раньше работал по ночам.

Пэрис

Глюк, автор [fr ]

Поскольку его оперы не были оценены Фридрихом II Прусским, Глюк сосредоточился на Франции. Под патронатом Марии-Антуанетты, вышедшей замуж за будущего французского короля Людовика XVI в 1770 году, Глюк подписал контракт на шесть сценических работ с руководством Парижской Оперы. Он начал с Iphigénie en Aulide. Премьера 19 апреля 1774 года вызвала огромную полемику, почти войну, какой не было в городе со времен Querelle des Bouffons. Противники Глюка привели в Париж ведущего итальянского композитора Никколо Пиччинни, чтобы продемонстрировать превосходство неаполитанской оперы, и «весь город» вступил в спор между «глюкистами» и «пикциннистами». Сами композиторы не принимали участия в полемике, но когда Пиччинни попросили установить либретто на Роланд, над которым, как известно, работал и Глюк, Глюк уничтожил все, что он написал для этой оперы, вплоть до этого. точка.

2 августа 1774 года была исполнена французская версия Орфея эд Эвридика, более Рамо, с заглавной партией, перенесенной с голоса кастрата на голос тенора. На этот раз работа Глюка была лучше принята парижской публикой. В том же году Глюк вернулся в Вену, где он был назначен композитором при императорском дворе (18 октября 1774 г.) после 20 лет службы капельмейстером. В течение следующих нескольких лет всемирно известный композитор будет путешествовать из Парижа в Вену и обратно. Он подружился с поэтом Клопштоком в Карлсруэ. 23 апреля 1776 года была дана французская версия Альцеста.

Во время репетиций Echo et Narcisse в сентябре 1779 года Глюк опасно заболел. Поскольку сама опера провалилась, в ней было представлено всего 12 спектаклей, Глюк решил вернуться в Вену в течение двух недель. В этом городе Die unvermuthete Zusammenkunft или Die Pilgrime von Mekka (1772), немецкая версия La rencontre imprévue, была исполнена 51 раз.

Его музыкальным наследником в Париже был композитор Антонио Сальери, который был протеже Глюка с момента его прибытия в Вену в 1767 году, а позже подружился с Глюком. Глюк привез Сальери в Париж и завещал ему либретто для Les Danaïdes Франсуа-Луи Гана Ле Бланд дю Рулле и барона де Чуди. Опера была анонсирована как совместная работа двух композиторов; однако после ошеломляющего успеха его премьеры 26 апреля 1784 года Глюк сообщил престижному Journal de Paris, что работа полностью принадлежит Сальери.

Последние годы и наследие

Глюк жил и умер на улице Wiedner Hauptstraße Nr. 32 в Вене

В Вене Глюк написал еще несколько второстепенных произведений, проведя лето со своей женой в Перхтольдсдорфе, известном своим вином (Heuriger ). Глюк страдал меланхолией и высоким кровяным давлением. В 1781 году он выпустил немецкую версию «Ифигении в Таврической». Глюк доминировал в игровом сезоне, сыграв 32 матча. 23 марта 1783 года он, кажется, посетил концерт Моцарта, сыгравшего KV 455, вариации на La Rencontre imprévue Глюка (Wq.32).

On 15 ноября 1787 года, обедая с друзьями, Глюк страдал сердечной аритмией и умер через несколько часов, в возрасте 73 лет. Обычно упоминается, что у Глюка было несколько инсультов, и он был парализован с правой стороны. Робл, семейный врач, сомневался, что Глюк все еще мог играть на своем клавикорде или фортепиано в 1783 году. На официальном поминовении 8 апреля 1788 года его друг, ученик и преемник Сальери дирижировал De profundis и реквием итальянского композитора Никколо Джоммелли. Его смерть открыла дорогу Моцарту при дворе, согласно Г.К. Роббинс Лэндон. Глюк был похоронен в Matzleinsdorfer Friedhof. 29 сентября 1890 г. его останки были перенесены в Zentralfriedhof ; была воздвигнута гробница с оригинальной мемориальной доской.

Хотя только половина его работ уцелела после пожара 1809 года, музыкальное наследие Глюка включает примерно 35 полных полнометражных опер плюс около дюжины более коротких опер и оперных вступлений, а также а также многочисленные балеты и инструментальные произведения. Его реформы повлияли на Моцарта, в частности на его оперу Идоменей (1781). Он оставил после себя в Париже процветающую школу учеников, которые доминировали на французской сцене в революционный и наполеоновский период. Помимо Сальери, они включали Саккини, Керубини, Мехул и Спонтини. Его величайшим французским почитателем был Гектор Берлиоз, чей эпос Les Troyens можно рассматривать как кульминацию глюковской традиции. Though Gluck wrote no operas in German, his example influenced the German school of opera, particularly Carl Maria von Weber and Richard Wagner, whose concept of music drama was not so far removed from Gluck's own.

Works

List of compositions

Operas

Ballets

Songs with piano

  • Klopstocks Oden und Lieder beym Clavier zu Singen (Vienna, 1785; individually published during 70s)
    • Vaterlandslied ("Ich bin ein deutsches Mädchen")
    • Wir und sie ("Was that dir, Thor, dein Vaterland?")
    • Schlachtgesang ("Wie erscholl der Gang des lauten Heers")
    • Der Jüngling ("Schweigend sahe der May") [earlier version published in Göttinger Musenalmanach, 1775]
    • Der Sommernacht ("Wenn der Schimmer von dem Monde") [different version in Musenalmanach, ed. J.H. Voss (Hamburg, 1785)]
    • Die frühen Gräber ("Willkommen, o silberner Mond")
    • Die Neigung ("Nein, ich widerstrebe nicht mehr")
  • An den Tod ("O Anblick der Glanznacht") (Klopstock), in Musikalischer Blumenstrauss (Berlin, 1792)
  • "Minona lieblich und hold", duet, in Musikalische Blumenlese (Berlin, 1795)
  • Siegsgesang für Freie ("Laut, wie des Stroms donnernder Sturz") (Friedrich von Matthisson ), in Musenalmanach, ed. Voss (Hamburg, 1795)
A number of additional works in German, Italian and French are considered doubtful or spurious.

Arias and solo motets

  • "Berenice, ove sei... Ombra che pallida" (recitative and aria for Apostolo Zeno 's Lucio vero)
  • Alma sedes, motet, 1v, orch (Paris, before 1779)
A number of additional Latin motets have been identified as parodies from Gluck's operas.

Choral

  • De profundis clamavi for SATB and orchestra, performed 8 April 1788 in Vienna at Gluck's Requiem mass and published Paris, c. 1804.
  • Lost works include a Miserere (? Turin, 1744–5), a setting of Psalm viii, c. 1753–7, and a Grand choeur performed in Vienna, 18 March 1762.
  • Doubtful: Hoch tut euch auf (Psalm xxiv), Hosianna gelobet sei der da kommt, Mit fröhlichem Munde

Instrumental music

  • 9 symphonies are listed in Alfred Wotquenne 's 1904 catalogue, another 12 mentioned in Grove include some that are doubtful.
  • Two trio sonatas, after manuscripts
    • No 1 (No 7) in E major – inauthentic
    • No 2 (No 8) in F major – authentic: GWV5.2.1
  • Flute Concerto in G major (a version for violin exists) – doubtful

Notes

Sources

  • Arend, Max (1920). Gluck, eine Biographie. Berlin: Schuster Loeffler. Copy at HathiTrust.
  • Brown, Bruce Alan (1991). Gluck and the French Theatre in Vienna. Oxford: Clarendon Press. ISBN 9780193164154.
  • Brown, Bruce Alan; Rushton, Julian (2001). "Gluck, Christoph Willibald, Ritter von", Grove Music Online, edited by L. Macy (accessed 11 November 2007), grovemusic.com (subscription access).
  • Croll, Gerhard (1991). "Gluck, Christoph", vol. 5, pp. 308–10, in The New Encyclopædia Britannica, 15th edition. Чикаго. ISBN 9780852295533.
  • Croll, Gerhard; Croll, Renate (2010). Gluck. Sein Leben, Seine Musik (in German). Kassel; New York: Bärenreiter. ISBN 9783761821664.
  • Croll, Gerhard; Croll, Renate (2014). Gluck. Sein Leben, Seine Musik (2nd edition, in German). Kassel; New York: Bärenreiter. ISBN 9783761823781.
  • Cronin, Vincent (1989). Louis and Antoinette. Collins Harvill ISBN 9780002720212.
  • Einstein, Alfred (1936). Gluck, English translation by Eric Blom, 1964. McGraw-Hill. ISBN 9780070195301 (1972 paperback edition).
  • Garcin, Laurent (1772). Traité du mélo-drame. Paris: Chez Vallat-la-Chapelle. OCLC 764008429. Copy at Gallica.
  • Harewood, The Earl of ; Peattie, Antony, editors (1997). The New Kobbé's Opera Book. Нью-Йорк: Сыновья Дж. П. Патнэма. London: Ebury Press. ISBN 0091814103.
  • Hayes, Jeremy; Brown, Bruce Alan; Loppert, Max; Dean, Winton (1992). "Gluck, Christoph Willibald", vol. 2, pp. 453–64, в Словарь оперы New Grove, отредактированный Стэнли Сэди. Лондон: Макмиллан. ISBN 9781561592289.
  • Heartz, Daniel (1988). «Достижение совершеннолетия в Богемии: музыкальное обучение Бенды и Глюка», Журнал музыковедения, т. 6, вып. 4 (осень 1988 г.), стр. 510–27. JSTOR 763744. Также доступен здесь.
  • Ховард, Патрисия (1995). Глюк: Портрет восемнадцатого века в письмах и документах. Оксфорд: Clarendon Press. ISBN 9780198163855.
  • Ховард, Патрисия (2003). Кристоф Виллибальд Глюк. Руководство по исследованиям, второе издание. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN 9780415940726
  • Кун, Лаура (2000). Словарь оперы Бейкера. Нью-Йорк: Ширмер. ISBN 9780028653495.
  • Мозель, Игнац Франц фон (1827). Ueber das Leben und die Werke des Anton Salieri, K.k. Hofkapellmeister. Вена: Валлисхауссер. Копия на сайте Баварской государственной библиотеки.
  • Мозер, Ханс Иоахим (1940). Кристоф Виллибальд Глюк: die Leistung, der Mann, das Vermächtnis. Штутгарт: Котта. OCLC 10663283.
  • Мюллер фон Асов, Хедвиг и Э. Х., редакторы (1963). Собрание переписки и документов Кристофа Уиллибальда Глюка, переведенное Стюартом Томсоном (копия в Интернет-архиве). Нью-Йорк: St. Martin's Press.
  • Prod'homme, Jacques-Gabriel (1948; пересмотрено в 1985 г.). Глюк. Париж: Société de'Éditions Françaises et Internationales. OCLC 5652892, 692250253. Редакция 1985 года Мари Фоке: Париж: Файярд. ISBN 9782213015750.
  • Робл, Вернер (2013). [http://www.heimatforschung-regensburg.de/491/1/gluck1.pdf Кристоф Виллибальд Глюк wurde doch в Weidenwang geboren (на немецком языке).
  • Робл, Вернер (2015 г.)). Auf den Spuren der Familie Gluck in den Dörfern Weidenwang und Erasbach Fallstricke und Lösungen der regionalen Gluck-Forschung. Берхинг.
  • Шмид, Антон (1854). Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк. Dessen Leben und tonkünstlerishes Wirken. Лейпциг: Фридрих Флейшер. Скопируйте в Google Книги.

Дополнительная литература

  • Abert, AA, Christoph Willibald Gluck (на немецком языке) (Мюнхен, 1959) OCLC 5996991
  • Феликс, В., Кристоф Виллибальд Глюк (на немецком языке) (Лейпциг, 1965) OCLC 16770241
  • Хартц, Д., " От Гаррика до Глюка: реформа театра и оперы в середине восемнадцатого века », Труды Королевской музыкальной ассоциации, xciv (1967–68), стр. 111–27. ISSN 0080-4452.
  • Гиббонс, В. Строительство Оперного музея: Опера восемнадцатого века в Париже Фин-де-Сикль. University of Rochester Press, 2013. ISSN 1071-9989
  • Ховард П., Глюк и рождение современной оперы. Лондон, 1963 OCLC 699685
  • Ховард П., «Орфей и Орфей», The Musical Times, cviii (1967), стр. 892– 94. ISSN 0027-4666
  • Ховард П., «Два Альцеста Глюка: сравнение», The Musical Times, cxv (1974), стр. 642–93. ISSN 0027-4666
  • Ховард П., «Армида: забытый шедевр», Opera, xxx (1982), 572–76. ISSN 0030-3526
  • Керман, Джозеф, Опера как драма. Нью-Йорк, 1956, 2/1989. Пересмотренное издание 1989 года ISBN 978-0-520 -06274-0.
  • Нойрей М., Композиционные методы Глюка в его французских операх «Ифигения в Авлиде», «Орфея», «Ифигения в Таврической». Диссертация, Оксфордский университет, 1979 г.
  • Раштон, Дж., «Iphigénie en Tauride: Operas of Gluck and Piccinni», Music Letters, liii (1972), стр. 411–30. ISSN 0027-4224
  • Раштон, Дж., «Музыкант Глюк», The Musical Times, cxxvi (1987), стр. 615–18. ISSN 0027-4666
  • Раштон, Дж., «Королевский Агамемнон: две версии Iphigénie en Aulide Глюка», Музыка и Французская революция, изд. М. Бойд (Кембридж, 1992), стр. 15–36. ISBN 978-0-521-08187-0.
  • Саломан, О.Ф., Аспекты глюковской оперной мысли и практики во Франции (дисс., Колумбийский университет, 1970)
  • Стернфельд, Ф.В., «Выражение и пересмотр в« Орфео и Альцесте »Глюка, очерки, представленные Эгону Веллесу» (Оксфорд, 1966), стр. 114–29
  • Юэлл, Эмбер Линн (2012) «Опера на перекрестке традиций и реформ в Вене Глюка», докторская диссертация, Колумбийский университет

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Кристофом Уиллибальдом Глюком.
Последняя правка сделана 2021-05-15 03:15:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте