Никколо Джоммелли

редактировать
Никколо Джоммелли

Никколо Джоммелли (итальянский: ; 10 сентября 1714 - 25 августа 1774) был итальянским композитором из неаполитанской школы. Наряду с другими композиторами, главным образом в Священной Римской Империи и Франции, он отвечал за определенные оперные реформы, включая уменьшение витиеватости стиля и несколько примат звездных певцов..

Содержание

  • 1 Биографические данные
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Первые оперы
    • 1.3 Исследования с Падре Мартини
    • 1.4 Венеция
    • 1.5 Рим
    • 1.6 Штутгарт и последние годы
  • 2 Произведения
    • 2.1 Камерная музыка
    • 2.2 Инструментальная музыка
    • 2.3 Мессы
    • 2.4 Псалмы
    • 2.5 Оратории
    • 2.6 Оперы
  • 3 Записи
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Цитаты
    • 4.2 Источники
  • 5 Внешние ссылки

Биографические данные

Ранние годы

Джоммелли родился у Франческо Антонио Джоммелли и Маргариты Кристиано в Аверсе, городе примерно в 20 км к северу от Неаполь. У него был брат Игнацио, который стал доминиканским монахом и оказал ему некоторую помощь в старости, и три сестры. Его отец был преуспевающим торговцем полотном, который поручил ему канон Муззилло, дирижёр хора собора Аверсы, для обучения музыке.

Когда это оказалось успешным, он был зачислен в 1725 году в Консерваторию Санто Онофрио а Капуана в Неаполе, где он учился у Игнацио Прота вместе с Франческо Фео. Три года спустя его перевели в Conservatorio della Pietà dei Turchini, где он обучался у Дона и Андреа Бассо в качестве второго маэстри (maestri di canto) или учителей пения. На него большое влияние оказал Иоганн Адольф Хассе, находившийся в этот период в Неаполе. После завершения учебы он приступил к работе и написал два opere buffe, L'errore amoroso в начале 1737 года и Одоардо в конце 1738 года. Его первой опера seria, Ricimero re di Goti, была такой успех в Риме в 1740 году, что он сразу же получил заказ от Генри Бенедикта Стюарта, кардинала-герцога Йоркского.

Еще во время учебы в консерватории, Джоммелли был впечатлен тем, как Хассе использовал речитатив облигато, чтобы усилить напряжение в определенные драматические моменты своих опер. Говоря о речитативе облигато для Рицимеро, Шарль де Бросс говорит, что использование Джоммелли речитатива облигато было лучше всего, что он слышал во Франции.

Первые оперы

Его первая опера Комедия L'errore amoroso была с большим успехом представлена ​​под защитой маркиза дель Васто зимой 1737 года в Театро Нуово в Неаполе. В следующем году за ней последовала вторая комическая опера «Одоардо» в Театре деи Фьорентини. Его первая серьезная опера Ricimero rè de 'Goti, представленная в римском Teatro Argentina в январе 1740 года, привлекла к нему внимание, а затем и защиту герцога Йоркского Генри Бенедикта. Позже герцог будет возведен в ранг кардинала и обеспечит Джоммелли встречу в Ватикане. В течение 1740-х годов Джоммелли написал оперы для многих итальянских городов: Болоньи, Венеции, Турина, Падуи, Феррары, Лукки, Пармы, Неаполя и Рима.

Этюды с Падре Мартини

Когда в 1741 году в Болонье для постановки своего Эцио, Джоммелли (в ситуации, запутанной анекдотами) встретился Падре Мартини. сказал, что Джоммелли учился с Мартини, и утверждал, что научился с ним «искусству избежать любых страданий или сухости». Тем не менее, его постоянные поездки для постановки своих многочисленных опер, похоже, мешали ему регулярно брать уроки композиции. Более того, его отношения с Мартини не обходились без взаимной критики. Основным результатом его пребывания в Болонье и его связи с Мартини было представление в Accademia Filarmonica этого города в качестве заявления о приеме его первого известного священного сочинения - пятиголосной фуги а капелла. заключительные слова малого славословия "Sicut erat". Музыковед Карл Густав Феллерер, исследовавший несколько таких произведений, свидетельствует, что произведение Джоммелли, хотя и являлось всего лишь «жестким школьным произведением», вполне могло входить в число лучших произведений, хранящихся в настоящее время в Болонской академии филармоники. В начале 1740-х годов он написал все большее количество религиозной музыки, в основном оратории, и его первая литургическая пьеса, до сих пор сохранившаяся, очень простая «Lætatus sum» фа мажор, датированная 1743 годом, является частью коллекции Сантини в Мюнстере.

Вскоре после своего пребывания в Болонье Джоммелли переехал в Венецию и написал «Меропу», которая стала предшественницей французского оперного стиля в конце века. Сразу после этого он написал оперы для Венеции, Турина, Болоньи, Феррары и Падуи, а также две популярные оратории, Isacco figura del Redentore и Betulia liberata.

Венеция

Примерно в 1745 году Хассе рекомендовал Джоммелли на должность музыкального директора Ospedale degli Incurabili в Венеции, одного из женских колледжей этого города. музыканты. Эта постоянная работа требовала от него сочинения духовной музыки (в основном настройки мессы и богослужения ), но финансовая безопасность, которую она дала ему, также позволила ему сочинить несколько других драматических произведений. работает.

Рекомендованное Хассе назначение Джоммелли маэстро ди капелла в Ospedale degl 'Incurabili в Венеции окончательно не задокументировано. Но в 1745 году он действительно начал писать религиозные произведения для женского хора церкви Инкурабили, Сан-Сальваторе, в рамках своих обязанностей в качестве начальника часовни наряду с обучением более продвинутых студентов учреждения. Рукописей музыки Джоммелли, написанной для Инкурабили, нет, но есть много копий различных версий некоторых из его произведений, которые с некоторой уверенностью можно отнести к периоду его пребывания в качестве маэстро. Среди музыкальных списков, составленных для Венеции, можно найти четыре оратории: «Isacco figura del Redentore», «La Betulia liberata», «Joas» и «Juda proditor»; некоторые номера из сборника сольных песнопений "Modulamina Sacra"; одна Missa breve фа мажор с кредо ре мажор, вероятно, вторая месса соль мажор, одна Te Deum и пять псалмов.

Джоммелли занимает место среди композиторов, отмеченных в Опере Гарнье, Париж

Хотя два из его самых ранних биографов, Маттеи и Вильяроса, называют 1748 год годом, когда Джоммелли оставил работу в Венеции., его последние сочинения для Incurabili относятся к 1746 году. Он должен был покинуть Венецию в самом конце 1746 года или в начале следующего года, потому что 28 января 1747 года Джоммелли ставил в аргентинском театре в Риме свою первую версию « Didone abbandonata », а в мае в Сан-Карло в Неаполе - вторая версия« Eumene ».

Рим

Для базилики Св. Петра в подготовке к юбилейному фестивальному году, который привел как Джоммелли, так и Давиде Переса в Рим в 1749 году, годовщину, отмечаемую Римско-католической церковью каждые пятьдесят лет, так что это было важным событием для римской аристократии, чтобы выпендриться. Джоммелли был вызван кардиналом герцогом Йоркским Генрихом Бенедиктом, чтобы он сочинил для него декорацию к оратории Метастазио Пассия Джезу Кристо, которую все еще играли ежегодно в Риме, и который представил его кардиналу Алессандро Альбани, близкому Папы Бенедикта XIV.

Штутгарта и в последние годы

Он впоследствии посетил Вену, прежде чем занять пост как Капельмейстер герцогу Карлу Ойгену Вюртембергскому в Штутгарте в 1753 году. В этот период были отмечены некоторые из его величайших успехов, в том числе составление некоторых из его лучших работ. Многие из них были поставлены в частных театрах герцога во дворце Людвигсбург, недалеко от Штутгарта. Моцарт и его отец Леопольд прошли через Людвигсбург в 1763 году в своем «большом путешествии » и встретились с композитором. Джоммелли вернулся в Неаполь в 1768 году, к тому времени opera buffa была более популярна, чем opera seria Джоммелли, а его последние работы были не так хорошо приняты. Он перенес инсульт в 1771 году, который частично парализовал его, но продолжал работать до своей смерти три года спустя в Неаполе.

Работы

Джоммелли написал кантаты, оратории и другие священные произведения, но, безусловно, наиболее важной частью его произведений были его оперы, особенно его серия опер, из которых он составил около шестидесяти, несколько с либретто Метастазио. Они имели тенденцию больше концентрироваться на сюжете и драме оперы, чем на ярких технических выступлениях певцов, что было нормой в итальянской опере того времени. Он написал больше ансамблевых номеров и хоров, и под влиянием французских оперных композиторов, таких как Жан-Филипп Рамо, ввел в свое творчество балеты. Он использовал оркестр (особенно духовые инструменты ) гораздо более заметным образом, чтобы изобразить происходящее в истории, в том числе отрывки для оркестра, вместо того, чтобы использовать его для поддержки певцов. У Хассе он научился писать речитативы с оркестровым сопровождением речитативов, а не просто речитативы «секко» для голоса и континуо (в основном клавесин ). Его реформы иногда приравниваются по важности к реформам Кристофа Виллибальда Глюка.

Камерная музыка

  • Соната до мажор для органа в 4 руки (ок. 1750)
  • Трио-соната ре мажор для 2-х флейт и виолончели (ок. 1750)

Инструментальная музыка

  • Чаккона для органа для органа, соч. 5/13 (ок. 1764)

Мессы

  • Missa pro defunctis (Реквием) in Eb (1756)
  • Missa solemnis in D для сопрано, альта, тенора, баса, хора и оркестра (1766))

Псалмы

  • Beatus vir (ок. 1750)
  • Laetatus sum (Псалом 122) в F (1743)
  • Miserere (Псалом 51) в G a 4 Концертато (1749))
  • Miserere соль минор для 5 голосов (SSATB), хор и континуо, HC1.23 (1750)
  • Miserere in D для 2 сопрано, альта и тенора (1751, для Рима)
  • Miserere ми минор для 8 голосов (1753, для Штутгарта)
  • Pietà, pietà, Signore (Miserere) соль минор для двух сопрано, струнных и континуо (1774)

Оратории

Оперы

  • L'errore amoroso (Неаполь, 1737) - либретто Антонио Паломба
  • Одоардо (Неаполь es, 1738)
  • Ricimero re de 'Goti (Рим, 1740)
  • Astianatte (Рим, 1741) - либретто Антонио Сальви
  • Эцио (Болонья, 1741) - либретто Метастазио
  • Semiramide riconosciuta (Турин, 1741) - либретто Метастазио
  • Меропа (Венеция, 1741) - либретто Апостоло Зенона
  • Дона Чичибио (Рим, 1742)
  • Эмен (Болонья, 1742) - либретто Апостоло Зенона
  • Семирамида (Венеция, 1742) - либретто Франческо Сильвани
  • Тито Манлио (Турин, 1743) - либретто Гаэтано Роккафорте
  • Демофонте (Падуя, 1743) - либретто Метастазио
  • Алессандро Нелл'Инди (Феррара, 1744) - либретто Метастазио
  • Чиро riconosciuto (Феррара, 1744 г.; позже в Болонье и Венеции) - либретто Метастазио
  • Софонисба (Венеция, 1746) - либретто Антонио Занетти и Джироламо Занетти
  • Кахо Марио (Рим, 1746) - либретто Гаэтано Роккафорте
  • Антигоно (Лукка, 1746) - либретто Метастазио
  • Тито Манлио (Венеция, 1746) - либретто Якопо Антонио Санвитале
  • Didone abbandonata (Рим, 1747; позже в Штутгарте) - либретто Метастазио
  • L'amore in maschera (Неаполь, 1748) - либретто Антонио Паломба
  • Ахилл в Sciro (Вена, 1749; значительно позже в Риме) - либретто Метастазио
  • Артасерс (Рим, 1749) - либретто Метастазио
  • Деметрио (Парма, 1749) - либретто Метастазио
  • Интермеццо Дон Трастулло (Рим, 1749)
  • Intermezzo L'uccelatrice e il Don Narciso (Венеция, 1751) - либретто Карло Гольдони
  • Чезаре в Эгитто (Рим, 1751) - либретто Джакомо Франческо Буссани
  • Ифигения в Аулиде (Рим, 1751) - либретто Маттиа Вераци
  • La villana nobile (Палерм o, 1751) - либретто Антонио Паломбы
  • Иперместра (Сполето, 1751) - либретто Метастазио
  • Талестри (Рим, 1751) - либретто Гаэтано Роккафорте
  • I rivali delusi (Рим, 1752)
  • Аттилио Реголо (Рим, 1753)
  • Баязетт (Турин, 1753) - либретто Агостино Пьовене
  • Фетонте (Штутгарт, 1753) - либретто Леопольдо де Виллати
  • La clemenza di Tito (Штутгарт, 1753) - либретто Метастазио
  • Il paratajo (Париж, 1753) - переработка L'uccelatrice e il Don Narciso
  • Дон Фальконе (Болонья, 1754 г.)
  • Катон в Утике (Штутгарт, 1754 г.) - либретто Метастазио
  • Лусио Веро (Милан, 1754 г.)
  • Il giardino incantato ( Штутгарт, 1755)
  • Enea nel Lazio (Штутгарт, 1755) - либретто Маттиа Вераци
  • Пенелопа (Штутгарт, 1755) - либретто Маттиа Вераци
  • Il Creso (Рим, 1757) - либретто Джоваччино Пицци
  • Темистокле (Неаполь, 1757) - либретто Метастазио
  • Тито Манлио (Штутгарт, 1758)
  • Эцио (Штутгарт, 17 58)
  • L'asilo d'amore (Штутгарт, 1758)
  • Endimione (Штутгарт, 1759)
  • Nitteti (Штутгарт, 1759) - либретто Метастазио
  • Алессандро Нелл'Инди (Штутгарт, 1760)
  • Кахо Фабрицио (Мангейм, 1760) - либретто Маттиа Вераци
  • L'Olimpiade (Штутгарт, 1761) - либретто Метастазио
  • L'isola disabitata (Людвигсбург, 1761) - либретто Метастазио
  • Semiramide riconosciuta (Штутгарт, 1762)
  • Il trionfo d'amore (Людвигсбург, 1763) - либретто Джампьеро Tagliazucchi
  • Demofoonte (Штутгарт, 1764)
  • Il re pastore (Людвигсбург, 1764) - либретто Метастазио
  • La pastorella illustre (Штутгарт, 1764) - либретто Джампьеро Тальясукки
  • Темистокль (Людвигсбург, 1765)
  • Именео в Атене (Людвигсбург, 1765)
  • Il matrimonio per concorso (Людвигсбург, 1766) - либретто Гаэтано Мартинелли
  • Критика (Людвигсбург, 1766)
  • Il Vologeso (Людвигсбург, 1766) - либретто Маттиа Вераци
  • Il matrimonio per concorso (Людвигсбург, 1766)
  • Il cacciatore deluso (Тюбинген, 1767) - либретто Гаэтано Мартинелли
  • Фетонте (Людвигсбург, 1768)
  • L'unione coronata (Solitude, 1768)
  • La schiava liberata (Людвигсбург, 1768) - либретто Гаэтано Мартинелли
  • Армида аббандоната (Неаполь, 1770) - либретто Франческо Саверио де Рогати
  • Demofoonte ( Неаполь, 1770)
  • Ифигения в Тавриде (Неаполь, 1771) - либретто Маттиа Вераци
  • L'amante cacciatore (Рим, 1771)
  • Le avventure di Cleomede (1771)) - либретто Гаэтано Мартинелли
  • Cerere placata (Неаполь, 1772)
  • Il trionfo di Clelia (Неаполь, 1774) - либретто Метастазио

Записи

  • Один концерт для неаполитанской флейты Концерты, Auser Musici, Carlo Ipata (2010), Hyperion CDA 67784
  • Шесть трио-сонат в исполнении Accademia Farnese (окт. 20, 1997), лейбл Mondo Musica
  • Armida abbandonata, дирижирует Руссе (Maison de la Radio, Париж, 24 июля - 2 августа 1994 г.), лейбл FNAC
  • Didone abbandonata, дирижирует Берниус (1994), лейбл Orfeo
  • Il Vologeso, дирижирует Берниус (1997), лейбл Orfeo
  • L'uccelatrice e il Don Narciso, дирижирует Фракасси (живет в Пьяченце, 2000), Лейбл Bongiovanni
  • L'uccelatrice e il Don Narciso, дирижер Моретто (концерт в Милане, 2003), динамический лейбл
  • Requiem, Coro e Orchestra Ghislieri, дирижер Джулио Пранди (студийная запись, 2019), Arcana Label

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Никколо Джоммелли.
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:14:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте