Никколо Джоммелли (итальянский: ; 10 сентября 1714 - 25 августа 1774) был итальянским композитором из неаполитанской школы. Наряду с другими композиторами, главным образом в Священной Римской Империи и Франции, он отвечал за определенные оперные реформы, включая уменьшение витиеватости стиля и несколько примат звездных певцов..
Джоммелли родился у Франческо Антонио Джоммелли и Маргариты Кристиано в Аверсе, городе примерно в 20 км к северу от Неаполь. У него был брат Игнацио, который стал доминиканским монахом и оказал ему некоторую помощь в старости, и три сестры. Его отец был преуспевающим торговцем полотном, который поручил ему канон Муззилло, дирижёр хора собора Аверсы, для обучения музыке.
Когда это оказалось успешным, он был зачислен в 1725 году в Консерваторию Санто Онофрио а Капуана в Неаполе, где он учился у Игнацио Прота вместе с Франческо Фео. Три года спустя его перевели в Conservatorio della Pietà dei Turchini, где он обучался у Дона и Андреа Бассо в качестве второго маэстри (maestri di canto) или учителей пения. На него большое влияние оказал Иоганн Адольф Хассе, находившийся в этот период в Неаполе. После завершения учебы он приступил к работе и написал два opere buffe, L'errore amoroso в начале 1737 года и Одоардо в конце 1738 года. Его первой опера seria, Ricimero re di Goti, была такой успех в Риме в 1740 году, что он сразу же получил заказ от Генри Бенедикта Стюарта, кардинала-герцога Йоркского.
Еще во время учебы в консерватории, Джоммелли был впечатлен тем, как Хассе использовал речитатив облигато, чтобы усилить напряжение в определенные драматические моменты своих опер. Говоря о речитативе облигато для Рицимеро, Шарль де Бросс говорит, что использование Джоммелли речитатива облигато было лучше всего, что он слышал во Франции.
Его первая опера Комедия L'errore amoroso была с большим успехом представлена под защитой маркиза дель Васто зимой 1737 года в Театро Нуово в Неаполе. В следующем году за ней последовала вторая комическая опера «Одоардо» в Театре деи Фьорентини. Его первая серьезная опера Ricimero rè de 'Goti, представленная в римском Teatro Argentina в январе 1740 года, привлекла к нему внимание, а затем и защиту герцога Йоркского Генри Бенедикта. Позже герцог будет возведен в ранг кардинала и обеспечит Джоммелли встречу в Ватикане. В течение 1740-х годов Джоммелли написал оперы для многих итальянских городов: Болоньи, Венеции, Турина, Падуи, Феррары, Лукки, Пармы, Неаполя и Рима.
Когда в 1741 году в Болонье для постановки своего Эцио, Джоммелли (в ситуации, запутанной анекдотами) встретился Падре Мартини. сказал, что Джоммелли учился с Мартини, и утверждал, что научился с ним «искусству избежать любых страданий или сухости». Тем не менее, его постоянные поездки для постановки своих многочисленных опер, похоже, мешали ему регулярно брать уроки композиции. Более того, его отношения с Мартини не обходились без взаимной критики. Основным результатом его пребывания в Болонье и его связи с Мартини было представление в Accademia Filarmonica этого города в качестве заявления о приеме его первого известного священного сочинения - пятиголосной фуги а капелла. заключительные слова малого славословия "Sicut erat". Музыковед Карл Густав Феллерер, исследовавший несколько таких произведений, свидетельствует, что произведение Джоммелли, хотя и являлось всего лишь «жестким школьным произведением», вполне могло входить в число лучших произведений, хранящихся в настоящее время в Болонской академии филармоники. В начале 1740-х годов он написал все большее количество религиозной музыки, в основном оратории, и его первая литургическая пьеса, до сих пор сохранившаяся, очень простая «Lætatus sum» фа мажор, датированная 1743 годом, является частью коллекции Сантини в Мюнстере.
Вскоре после своего пребывания в Болонье Джоммелли переехал в Венецию и написал «Меропу», которая стала предшественницей французского оперного стиля в конце века. Сразу после этого он написал оперы для Венеции, Турина, Болоньи, Феррары и Падуи, а также две популярные оратории, Isacco figura del Redentore и Betulia liberata.
Примерно в 1745 году Хассе рекомендовал Джоммелли на должность музыкального директора Ospedale degli Incurabili в Венеции, одного из женских колледжей этого города. музыканты. Эта постоянная работа требовала от него сочинения духовной музыки (в основном настройки мессы и богослужения ), но финансовая безопасность, которую она дала ему, также позволила ему сочинить несколько других драматических произведений. работает.
Рекомендованное Хассе назначение Джоммелли маэстро ди капелла в Ospedale degl 'Incurabili в Венеции окончательно не задокументировано. Но в 1745 году он действительно начал писать религиозные произведения для женского хора церкви Инкурабили, Сан-Сальваторе, в рамках своих обязанностей в качестве начальника часовни наряду с обучением более продвинутых студентов учреждения. Рукописей музыки Джоммелли, написанной для Инкурабили, нет, но есть много копий различных версий некоторых из его произведений, которые с некоторой уверенностью можно отнести к периоду его пребывания в качестве маэстро. Среди музыкальных списков, составленных для Венеции, можно найти четыре оратории: «Isacco figura del Redentore», «La Betulia liberata», «Joas» и «Juda proditor»; некоторые номера из сборника сольных песнопений "Modulamina Sacra"; одна Missa breve фа мажор с кредо ре мажор, вероятно, вторая месса соль мажор, одна Te Deum и пять псалмов.
Джоммелли занимает место среди композиторов, отмеченных в Опере Гарнье, ПарижХотя два из его самых ранних биографов, Маттеи и Вильяроса, называют 1748 год годом, когда Джоммелли оставил работу в Венеции., его последние сочинения для Incurabili относятся к 1746 году. Он должен был покинуть Венецию в самом конце 1746 года или в начале следующего года, потому что 28 января 1747 года Джоммелли ставил в аргентинском театре в Риме свою первую версию « Didone abbandonata », а в мае в Сан-Карло в Неаполе - вторая версия« Eumene ».
Для базилики Св. Петра в подготовке к юбилейному фестивальному году, который привел как Джоммелли, так и Давиде Переса в Рим в 1749 году, годовщину, отмечаемую Римско-католической церковью каждые пятьдесят лет, так что это было важным событием для римской аристократии, чтобы выпендриться. Джоммелли был вызван кардиналом герцогом Йоркским Генрихом Бенедиктом, чтобы он сочинил для него декорацию к оратории Метастазио Пассия Джезу Кристо, которую все еще играли ежегодно в Риме, и который представил его кардиналу Алессандро Альбани, близкому Папы Бенедикта XIV.
Он впоследствии посетил Вену, прежде чем занять пост как Капельмейстер герцогу Карлу Ойгену Вюртембергскому в Штутгарте в 1753 году. В этот период были отмечены некоторые из его величайших успехов, в том числе составление некоторых из его лучших работ. Многие из них были поставлены в частных театрах герцога во дворце Людвигсбург, недалеко от Штутгарта. Моцарт и его отец Леопольд прошли через Людвигсбург в 1763 году в своем «большом путешествии » и встретились с композитором. Джоммелли вернулся в Неаполь в 1768 году, к тому времени opera buffa была более популярна, чем opera seria Джоммелли, а его последние работы были не так хорошо приняты. Он перенес инсульт в 1771 году, который частично парализовал его, но продолжал работать до своей смерти три года спустя в Неаполе.
Джоммелли написал кантаты, оратории и другие священные произведения, но, безусловно, наиболее важной частью его произведений были его оперы, особенно его серия опер, из которых он составил около шестидесяти, несколько с либретто Метастазио. Они имели тенденцию больше концентрироваться на сюжете и драме оперы, чем на ярких технических выступлениях певцов, что было нормой в итальянской опере того времени. Он написал больше ансамблевых номеров и хоров, и под влиянием французских оперных композиторов, таких как Жан-Филипп Рамо, ввел в свое творчество балеты. Он использовал оркестр (особенно духовые инструменты ) гораздо более заметным образом, чтобы изобразить происходящее в истории, в том числе отрывки для оркестра, вместо того, чтобы использовать его для поддержки певцов. У Хассе он научился писать речитативы с оркестровым сопровождением речитативов, а не просто речитативы «секко» для голоса и континуо (в основном клавесин ). Его реформы иногда приравниваются по важности к реформам Кристофа Виллибальда Глюка.
На Викискладе есть материалы, связанные с Никколо Джоммелли. |