Ференц Лист

редактировать
Венгерский композитор и пианист (1811-1886)

Лист в 1858 году

Ференц Лист (Немецкий: ; Венгерский : Лист Ференц, в современном использовании Лист Ференц ; 22 октября 1811 - 31 июля 1886) был венгерским композитором, виртуозом пианистом, дирижером, учителем музыки, аранжировщиком и органистом романтической эпохи. Он широко известен как один из величайших пианистов всех времен. Он также был писателем, филантропом, венгерским националистом и францисканским высшим образованием.

. Лист получил известность в Европе в начале девятнадцатого века за его потрясающее виртуозное мастерство как пианист.. Он был другом, музыкальным промоутером и благотворителем многих композиторов своего времени, включая Фредерика Шопена, Шарля-Валентина Алкана, Рихарда Вагнера, Гектора. Берлиоз, Роберт Шуман, Клара Шуман, Камилла Сен-Санс, Эдвард Григ, Оле Булл, Иоахим Рафф, Михаил Глинка и Александр Бородин.

Плодовитый композитор, Лист был одним из самых ярких представителей Новой немецкой школы (Немецкий : Neudeutsche Schule). Он оставил после себя обширную и разнообразную работу, которая повлияла на его дальновидных современников и предвосхитила идеи и тенденции 20-го века. Среди музыкальных достижений Листа были симфоническая поэма, развивающая тематическое преобразование как часть его экспериментов с музыкальной формой, а также радикальные инновации в гармонии.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Отрочество в Париже
    • 1.3 Паганини
    • 1.4 С графиней Мари д'Аголт
    • 1.5 Путешествие по Европе
    • 1.6 Лист в Веймаре
    • 1.7 Рим, Веймар, Будапешт
    • 1.8 Королевская музыкальная академия в Будапеште
    • 1.9 Последние годы
  • 2 Пианист
    • 2.1 Исполнительский стиль
    • 2.2 Репертуар
  • 3 Музыкальные произведения
    • 3.1 Фортепианная музыка
    • 3.2 Транскрипции
    • 3.3 Органная музыка
    • 3.4 Лидер
    • 3.5 Программная музыка
    • 3.6 Симфонические стихи
    • 3.7 Поздние произведения
  • 4 Литературные произведения
  • 5 Наследие
    • 5.1 Листа ученики
      • 5.1.1 Ранние ученики
      • 5.1.2 Старшие ученики
    • 5.2 Подходы к преподаванию Листа
    • 5.3 Фильмы
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Жизнь

Ранняя жизнь e

Анна Лист, урожденная Мария Анна Лагер (портрет Юлиуса Людвига Зебберса между 1826 и 1837 гг.)

Ференц Лист родился у Анны Лист (урожденной Мария Анна Лагер) и Адама Листа 22 октября 1811 г., в деревне Доборьян (нем.: Набеги) в графстве Шопрон, в Венгерском королевстве, Австрийской империи. Отец Листа играл на фортепиано, скрипке, виолончели и гитаре. Он состоял на службе князя Николауса II Эстерхази и лично знал Гайдна, Хаммеля и Бетховена. В шесть лет Франц начал внимательно слушать игру отца на фортепиано. Адам начал учить его игре на фортепиано в семь лет, а Франц начал элементарно сочинять, когда ему было восемь. Он выступал с концертами в Шопроне и Прессбурге (венгерский : Позсони, современный Братислава, Словакия) в октябре и ноябре 1820 года в возрасте 9 лет. После концертов., группа богатых спонсоров предложила профинансировать музыкальное образование Франца в Вене.

Там Лист получал уроки игры на фортепиано у Карла Черни, который в юности был учеником Бетховена и Хаммеля.. Он также получил уроки композиции у Фердинандо Паера и Антонио Сальери, который в то время был музыкальным руководителем венского двора. Публичный дебют Листа в Вене 1 декабря 1822 года на концерте в Landständischer Saal имел большой успех. Его приветствовали в австрийских и венгерских аристократических кругах, а также он встречался с Бетховеном и Шубертом. Весной 1823 года, когда его годичный отпуск подошел к концу, Адам Лист напрасно просил принца Эстерхази еще два года. Поэтому Адам Лист отказался от услуг принца. В конце апреля 1823 года семья в последний раз вернулась в Венгрию. В конце мая 1823 года семья снова поехала в Вену.

К концу 1823 или началу 1824 года было опубликовано первое сочинение Листа, его Вариация на вальс Диабелли ( теперь S. 147), появилось как Вариант 24 в Части II Vaterländischer Künstlerverein. Эта антология, созданная по заказу Антона Диабелли, включает 50 вариаций его вальса от 50 разных композиторов (Часть II), Часть I занята 33 вариациями Бетховена на ту же тему, которые теперь по отдельности более известны просто как его Вариации Диабелли, соч. 120. Включение Листа в проект Диабелли - он был описан в нем как «11-летний мальчик, родившийся в Венгрии» - почти наверняка было инициировано Черни, его учителем и участником. Лист был единственным ребенком-композитором в антологии.

Отрочество в Париже

После смерти отца в 1827 году Лист переехал в Париж; следующие пять лет он должен был жить с матерью в маленькой квартирке. Он отказался от гастролей. Чтобы заработать денег, Лист давал уроки игры на фортепиано и композиции, часто с раннего утра до поздней ночи. Его ученики были разбросаны по городу, и ему часто приходилось преодолевать большие расстояния. Из-за этого он придерживался неопределенных часов, а также стал курить и пить - все привычки, которые он сохранял на протяжении всей своей жизни.

В следующем году он влюбился в одну из своих учениц, Каролину де Сен-Крик., дочь министра торговли Карла X, Пьера де Сен-Крика. Однако ее отец настоял на разрыве романа. Лист настолько заболел, что в парижской газете был напечатан некролог, и он пережил долгий период религиозных сомнений и пессимизма. Он снова заявил о желании присоединиться к церкви, но на этот раз его отговорила мать. У него было много дискуссий с аббатом де Ламенне, который выступал в качестве его духовного отца, а также с Кретьеном Урханом, скрипачом немецкого происхождения, который познакомил его с Saint- Симонисты. Урхан также писал музыку, которая была антиклассической и очень субъективной, с такими названиями, как Elle et moi, La Salvation angélique и Les Regrets, и, возможно, пробудила в юном Листе любовь к музыкальному романтизму. Не менее важным для Листа было искреннее стремление Урхана к Шуберту, которое, возможно, стимулировало его собственную пожизненную преданность музыке этого композитора.

В этот период Лист много читал, чтобы преодолеть свое отсутствие общего образования, и вскоре он пришел. контактировал со многими ведущими авторами и художниками своего времени, включая Виктора Гюго, Альфонса де Ламартина и Генриха Гейне. Он за эти годы практически ничего не сочинил. Тем не менее, июльская революция 1830 года вдохновила его на создание Революционной симфонии, основанной на событиях «трех славных дней», и он проявил больший интерес к событиям вокруг него. Он встретил Гектора Берлиоза 4 декабря 1830 года, за день до премьеры Фантастической симфонии. Музыка Берлиоза произвела сильное впечатление на Листа, особенно позже, когда он писал для оркестра. Он также унаследовал от Берлиоза дьявольские качества многих своих работ.

Паганини

Никколо Паганини. Его игра вдохновила Листа стать великим виртуозом.

После посещения благотворительного концерта 20 апреля 1832 года для жертв эпидемии холеры в Париже, организованного Никколо Паганини, Лист решил стать таким же виртуозом на фортепиано, как Паганини на скрипке. Париж 1830-х годов стал центром пианистической деятельности, и десятки пианистов посвятили себя совершенствованию игры на клавишных. Некоторые, такие как Сигизмонд Тальберг и Александр Дрейшок, сосредоточились на конкретных аспектах техники, например «эффект трех рук » и октавы соответственно. Хотя с тех пор ее называют школой игры на "летающей трапеции", это поколение также решило некоторые из самых сложных проблем фортепианной техники, подняв общий уровень исполнения до невообразимых ранее высот. Сила и способность Листа выделиться в этой компании заключалась в овладении всеми аспектами фортепианной техники, которые по отдельности и усердно культивировались его соперниками.

В 1833 году он сделал транскрипции нескольких произведений Берлиоза, в том числе Фантастической симфонии. Его главным мотивом при этом, особенно с Симфонией, была помощь бедствующему Берлиозу, симфония которого оставалась неизвестной и неопубликованной. Лист взял на себя расходы на публикацию транскрипции и проигрывал ее много раз, чтобы популяризировать оригинальную партитуру. Он также подружился с третьим композитором, оказавшим на него влияние, Фредериком Шопеном ; под его влиянием начала развиваться поэтическая и романтическая сторона Листа.

С концертом графини Мари д'Агулт

Концерт Ференца Листа по сбору средств для жертв наводнения в Пеште, где он был дирижером оркестра, Концертный зал Вигадо, Пешт, Венгрия 1839

В 1833 году Лист начал свои отношения с графиней Мари д'Агульт. Вдобавок к этому в конце апреля 1834 года он познакомился с Фелисите де Ламенне. Под влиянием обоих творческий потенциал Листа резко вырос.

В 1835 году графиня оставила мужа и семью, чтобы присоединиться к Листу в Женеве; 18 декабря здесь родилась дочь Листа от графини Бландина. Лист преподавал в недавно основанной Женевской консерватории, написал руководство по игре на фортепиано (позже утерянное) и написал эссе для Paris Revue et gazette musicale. В этих эссе он выступал за повышение художника из статуса слуги до уважаемого члена общества.

Следующие четыре года Лист и графиня жили вместе, в основном в Швейцарии и Италии., где их дочь, Козима, родилась в Комо, время от времени посещая Париж. 9 мая 1839 года у Листа и графини родился единственный сын Даниэль, но осенью отношения между ними обострились. Лист слышал, что план памятника Бетховену в Бонне находится под угрозой краха из-за отсутствия средств, и пообещал свою поддержку. Это означало возвращение к жизни гастролирующего виртуоза Графиня вернулась в Париж с детьми, в то время как Лист дал шесть концертов в Вене, а затем гастролировал по Венгрии.

Путешествие по Европе

Самое раннее известная фотография Листа (1843 г.)

В течение следующих восьми лет Лист продолжал гастролировать по Европе, проводя каникулы с графиней и их детьми на острове Нонненверт на Рейне летом 1841 и 1843 годов. Весной 1844 года пара окончательно рассталась. Это был самый блестящий период Листа как концертного пианиста. На него осыпали почести, и везде его встречали лести. Лист написал свои Три концертных этюда между 1845 и 1849 годами. Поскольку он часто выступал с концертами три или четыре раза в неделю, можно с уверенностью предположить, что он появлялся на публике более тысячи раз за эти восемь дней. годовой период. Более того, его огромная слава как пианиста, которой он продолжал пользоваться еще долго после того, как он официально ушел с концертной сцены, была основана в основном на его достижениях в это время.

В период его виртуозного расцвета Лист описывался писателем Гансом Христианом Андерсеном как «стройного молодого человека... с темными волосами, обрамляющими бледное лицо». Многие считали его красивым, а немецкий поэт Генрих Гейне писал о его зрелищности во время концертов: «Каким сильным, каким сокрушительным был его простой внешний вид».

В 1841 году Франц Лист был принят в масонскую ложу "Единство" "Zur Einigkeit" во Франкфурте-на-Майне. Он получил вторую степень и был избран мастером в качестве члена ложи "Zur Eintracht" в Берлине. С 1845 г. он также был почетным членом ложи «Modestia cum Libertate» в Цюрихе и с 1870 г. - ложи в Пеште (Будапешт, Венгрия). После 1842 года «Листомания », придуманная немецким поэтом XIX века и современником Листа, Генрихом Гейне, прокатилась по Европе. Прием, который получил Лист в результате, можно охарактеризовать только как истерический. Женщины дрались из-за его шелковых платков и бархатных перчаток, которые они разорвали в клочья в качестве сувениров. Эта атмосфера во многом подпитывалась гипнотической индивидуальностью художника и сценическим присутствием. Многие свидетели позже засвидетельствовали, что игра Листа подняла настроение публики до мистического экстаза.

14 марта 1842 года Лист получил почетную докторскую Кенигсбергского университета - беспрецедентная по тем временам честь, особенно важная с точки зрения немецкой традиции. Лист никогда не использовал 'Dr. Листа или доктора Ференца Листа публично. Фердинанд Хиллер, в то время соперник Листа, якобы очень завидовал решению, принятому университетом.

Его репутация усугубляется тем фактом, что Лист раздавал большую часть своих доходов. на благотворительность и гуманитарные цели на протяжении всей своей жизни. Фактически, Лист заработал так много денег к сорока годам, что практически все его гонорары после 1857 года пошли на благотворительность. Хотя его работа для памятника Бетховену и Венгерской национальной музыкальной школы хорошо известна, он также щедро пожертвовал в строительный фонд Кельнского собора, на создание гимназии по адресу Дортмунд и строительство церкви Леопольда в Пеште. Были также частные пожертвования больницам, школам и благотворительным организациям, таким как Лейпцигский пенсионный фонд музыкантов. Когда он узнал о Великом пожаре в Гамбурге, который бушевал три дня в течение мая 1842 года и уничтожил большую часть города, он дал концерты в помощь тысячам бездомных.

Лист в Веймаре

Ференц Лист, портрет венгерского художника Миклоша Барабаша, 1847

В феврале 1847 года Лист играл в Киеве. Там он встретил польскую принцессу Каролин цу Сайн-Витгенштейн, которая стала одним из самых значительных людей в оставшейся части его жизни. Она убедила его сосредоточиться на композиции, что означало отказ от карьеры путешествующего виртуоза. После турне по Балканам, Турции и России тем летом Лист дал свой последний платный концерт в Елисаветграде в сентябре. Он провел зиму с принцессой в ее имении в Воронинсе. Уйдя с концертной площадки в 35 лет, еще находясь на пике своих возможностей, Листу удалось сохранить незапятнанную легенду о своей игре.

В следующем году Лист принял давнее приглашение Великая княгиня Мария Павловна Российская поселиться в Веймаре, где он был назначен капельмейстером экстраординарным в 1842 году, оставаясь там до 1861 года. В течение этого периода он работал дирижером в придворные концерты и по особым случаям в театре. Он давал уроки ряду пианистов, в том числе великому виртуозу Гансу фон Бюлову, который женился на дочери Листа Козиме в 1857 году (годы спустя она выйдет замуж за Рихарда Вагнера ). Он также писал статьи, защищающие Берлиоза и Вагнера. Наконец, у Листа было достаточно времени для сочинения, и в течение следующих 12 лет он редактировал или спродюсировал те оркестровые и хоровые пьесы, на которых в основном зиждилась его репутация как композитора.

Лист в 1858 году Франц Ханфштенгль

лет, он также помог поднять авторитет изгнанного Вагнера, дирижируя увертюрами его опер на концерте, у Листа и Вагнера была глубокая дружба, которая длилась до смерти Вагнера в Венеции в 1883 году.

Принцесса Каролина жила с Лист в годы его пребывания в Веймаре. В конце концов она пожелала выйти замуж за Листа, но, поскольку она ранее была замужем, а ее муж, русский военный, принц Николаус цу Сайн-Витгенштейн-Людвигсбург (1812–1864), был еще жив, ей пришлось убедить римско-католические власти, что ее брак к нему был недействителен. После огромных усилий и чудовищно запутанного процесса она временно добилась успеха (сентябрь 1860 г.). Планировалось, что пара поженится в Риме 22 октября 1861 года, в день 50-летия Листа. Хотя Лист прибыл в Рим 21 октября, брак был невозможен из-за письма, которое накануне пришло самому Папе. Похоже, что и ее муж, и царь России сумели отменить разрешение на брак в Ватикане. Российское правительство также конфисковало несколько ее имений на польской Украине, что сделало ее последующий брак с кем-либо невозможным.

Рим, Веймар, Будапешт

Лист дает концерт для императора Франца Иосифа I на Bösendorfer фортепиано Лист, фото (в зеркале) Франца Ханфштенгля, июнь 1867 г.

1860-е годы были периодом большой печали в личной жизни Листа. 13 декабря 1859 г. он потерял своего 20-летнего сына Даниэля, а 11 сентября 1862 г. умерла его 26-летняя дочь Бландин. В письмах к друзьям Лист впоследствии объявил, что уйдет к уединенной жизни. Он нашел его в монастыре Мадонна дель Росарио недалеко от Рима, где 20 июня 1863 года поселился в небольшой спартанской квартире. 23 июня 1857 г. он уже вступил в Третий Орден Святого Франциска.

25 апреля 1865 г. он получил постриг от кардинала Гогенлоэ. 31 июля 1865 года он получил четыре второстепенных заказа: носильщик, лектор, экзорцист и послушник. После этого рукоположения его часто называли аббатом Листом. 14 августа 1879 года он стал почетным каноником Альбано.

. В некоторых случаях Лист принимал участие в музыкальной жизни Рима. 26 марта 1863 года на концерте во Палаццо Альтьери он поставил программу духовной музыки. "Seligkeiten" его Christus-Oratorio и его "Cantico del Sol di Francesco d'Assisi", а также Haydn's Die Schöpfung и работы Дж. Были исполнены С. Бах, Бетховен, Джоммелли, Мендельсон и Палестрина. 4 января 1866 года Лист поставил «Stabat mater» своей Christus-Oratorio, а 26 февраля 1866 года - свою симфонию Данте. Было еще несколько подобных случаев, но по сравнению с продолжительностью пребывания Листа в Риме они были исключением.

В 1866 году Лист составил венгерскую церемонию коронации для Франца Иосифа и Елизаветы Баварской (лат. Missa coronationalis). Впервые месса была совершена 8 июня 1867 года на церемонии коронации в церкви Матьяша в Будайской крепости в форме шести частей. После первого выступления был добавлен Offertory, а через два года - Gradual.

Лист был приглашен обратно в Веймар в 1869 году для проведения мастер-классов по игре на фортепиано. Два года спустя его попросили сделать то же самое в Будапеште в Венгерской Музыкальной Академии. С тех пор и до конца своей жизни он совершал регулярные путешествия между Римом, Веймаром и Будапештом, продолжая то, что он называл «vie trifurquée», или трехсторонним существованием. Подсчитано, что Лист проезжал не менее 4000 миль в год в течение этого периода своей жизни - исключительный показатель, учитывая его преклонный возраст и суровые условия дороги и железной дороги в 1870-х.

Королевская музыкальная академия в Будапеште

Музыкальная академия имени Ференца Листа в Будапеште

С начала 1860-х годов предпринимались попытки получить место для Листа в Венгрии. В 1871 году премьер-министр Венгрии Дьюла Андраши 4 июня 1871 года предпринял новую попытку написать письмо венгерскому королю (австрийскому императору Францу Иосифу I ), запросив ежегодную субсидию в размере 4000 Гульден и звание "Königlicher Rat" ("Королевский советник") Листу, который в свою очередь навсегда поселился в Будапеште, руководя оркестром Национального театра, а также музыкальными учреждениями.

План создания Основание Королевской академии было одобрено венгерским парламентом в 1872 году. В марте 1875 года Лист был назначен президентом. Академия была официально открыта 14 ноября 1875 года под руководством коллеги Листа Ференца Эркеля в качестве директора, Корнела Абраньи и Роберта Фолькмана. Сам Лист приехал в марте 1876 года, чтобы дать несколько уроков и дать благотворительный концерт.

Один из пианино Ференца Листа из его квартиры в Будапеште

Несмотря на условия, при которых Лист был назначен «Königlicher Rat», он ни руководил оркестром Национального театра и постоянно проживал в Венгрии. Обычно он приезжал в Будапешт в середине зимы. После одного-двух концертов своих учеников к началу весны он ушел. Он никогда не участвовал в выпускных экзаменах, которые проводились каждый год летом. Некоторые из учеников присоединились к урокам, которые Лист давал летом в Веймаре.

В 1873 году, по случаю 50-летия Листа как артиста-исполнителя, город Будапешт учредил "Franz Liszt Stiftung" ("Franz Liszt Stiftung") Foundation »), чтобы предоставить стипендии в размере 200 гульденов трем студентам Академии, проявившим отличные способности в отношении венгерской музыки. Только Лист принимал решение о распределении этих стипендий.

Лист имел обыкновение объявлять всех учеников, которые принимали участие в его уроках, своими частными учениками. Как следствие, почти никто из них не платил Академии гонораров. Министерским приказом от 13 февраля 1884 г. было установлено, что все, кто принимал участие в уроках Листа, должны были платить ежегодный сбор в размере 30 гульденов. Фактически, Академия в любом случае была чистой прибылью, поскольку Лист жертвовал ее доходы от своих благотворительных концертов.

Последние годы

Лист в марте 1886 года, за четыре месяца до смерти, сфотографировал Надар

Лист упал с лестницы отеля в Веймаре 2 июля 1881 года. Хотя друзья и коллеги заметил опухоль на ступнях и ногах, когда прибыл в Веймар в предыдущем месяце (указание на возможную застойную сердечную недостаточность ), он был здоров до этого момента и все еще был в форме и активен. После аварии он был обездвижен на восемь недель и так и не смог полностью оправиться. Проявился ряд недугов - водянка, астма, бессонница, катаракта левого глаза и болезни сердца. Последнее в конечном итоге способствовало смерти Листа. Его все больше мучили чувства отчаяния, отчаяния и озабоченности смертью - чувства, которые он выражал в своих работах того периода. Как он сказал Лине Раманн : «Я несу глубокую печаль сердца, которая должна время от времени вырываться из звуков».

13 января 1886 года, когда Клод Дебюсси останавливался на вилле Медичи в Риме, Лист встретил его там с Полем Видалем и Виктором Гербертом. Лист сыграл Au bord d'une в своей Années de pèlerinage, а также его аранжировку Ave Maria Шуберта для музыкантов. Позднее Дебюсси описывал педалирование Листа как «форму дыхания». Дебюсси и Видаль исполнили фортепианный дуэт аранжировку из Симфонии Фауста Листа; якобы при этом Лист заснул.

Композитор Камилла Сен-Санс, старый друг, которого Лист когда-то назвал «величайшим органистом в мире», посвятил свой Симфония № 3 "Органная симфония" Листу; Премьера фильма состоялась в Лондоне всего за несколько недель до смерти посвященного.

Лист умер в Байройте, Германия, 31 июля 1886 года в возрасте 74 лет, официально в результате пневмонии, которой он мог заразиться во время Байройтского фестиваля Принимает его дочь Козима. Были заданы вопросы о том, сыграла ли медицинская халатность свою роль в его смерти. Он был похоронен 3 августа 1886 года на городском кладбище Байройта против его воли.

Пианист

Многие музыканты считают Листа величайшим пианистом из когда-либо живших. Критик Питер Дж. Дэвис высказал мнение: «Возможно [Лист] не был самым выдающимся виртуозом из когда-либо живших, но его аудитория считала его таковым». По словам пианиста Кирилла Герштейна, «он, возможно, был величайшим пианистом из когда-либо живших».

Стиль исполнения

Есть несколько хороших источников, которые дают представление о том, как Лист действительно звучало из 1820-х годов. Карл Черни утверждал, что Лист был прирожденным человеком, игравшим в соответствии с чувствами, и отзывы о его концертах особенно хвалят блеск, силу и точность его игры. По крайней мере, один также упоминает его способность сохранять абсолютный темп, что может быть вызвано настойчивым требованием его отца практиковаться с метрономом. В то время его репертуар состоял в основном из произведений в стиле блестящей венской школы, таких как концерты Хуммеля и произведения его бывшего учителя Черни, и его концерты часто включали в себя возможность мальчика проявить свое мастерство в игре. импровизация. Лист обладал выдающимися навыками чтения с листа.

Ференц Лист, фантазирующий на фортепиано (1840), Данхаузер, по заказу Конрада Графа. На воображаемом собрании изображены сидящие Альфред де Мюссе или Александр Дюма, Жорж Санд, Ференц Лист, Мария д'Агул ; стоя Гектор Берлиоз или Виктор Гюго, Никколо Паганини, Джоакино Россини ; бюст Бетховена на рояле («Граф»), портрет лорда Байрона на стене и статуя Жанны д'Арк на крайний левый.

После смерти отца Листа в 1827 году и его перерыва в жизни гастрольного виртуоза, игра Листа, вероятно, постепенно приобрела более личный стиль. Одно из наиболее подробных описаний его игры того времени относится к зиме 1831–1832 годов, когда он зарабатывал себе на жизнь в основном учителем в Париже. Среди его учениц была Валери Буассье, мать которой Кэролайн вела тщательный дневник уроков:

М. В игре Листа есть заброшенность, раскрепощенное чувство, но даже когда она становится стремительной и энергичной в его фортиссимо, в ней все еще нет резкости и сухости. [...] [Он] извлекает из фортепиано более чистые, мягкие и сильные тоны, чем кто-либо мог сделать; его прикосновение имеет неописуемое очарование. [...] Он враг притворных, неестественных, искаженных выражений лиц. Больше всего он хочет правды в музыкальных чувствах, поэтому он психологически исследует свои эмоции, чтобы передать их такими, какие они есть. Таким образом, за сильным выражением лица часто следует чувство усталости и подавленности, своего рода холодность, потому что так устроена природа.

Листа иногда высмеивали в прессе за выражение лица и жесты за роялем. Также были отмечены экстравагантные вольности, которые он мог использовать с текстом партитуры. Берлиоз рассказывает, как Лист добавлял каденции, тремоло и трели, когда играл первую часть Лунной сонаты Бетховена и создавал драматическую сцену, изменяя темп между Ларго и Престо. В своем письме Бакалавриата Жорж Санду в начале 1837 года Лист признал, что сделал это для того, чтобы вызвать аплодисменты, и пообещал с тех пор следовать как букве, так и духу партитуры. Однако обсуждается, в какой степени он выполнил свое обещание. К июлю 1840 года британская газета The Times все еще могла сообщать:

Его выступление началось с фуги ми минор Генделя, которую сыграл Лист, избегая всего, что приближается к мерзким орнаментам и даже почти не имеет никакого отношения к ним. дополнения, за исключением множества гениально продуманных и подходящих гармоний, бросающих сияние цвета на красоту композиции и наполняющих ее духом, которого она никогда прежде не получала.

Репертуар

Во время За годы работы в качестве странствующего виртуоза Лист исполнил огромное количество музыки по всей Европе, но его основной репертуар всегда был сосредоточен на его собственных сочинениях, пересказах и транскрипциях. Из немецких концертов Листа между 1840 и 1845 годами пятью наиболее часто исполняемыми произведениями были Grand galop chromatique, Erlkönig Шуберта (в транскрипции Листа), Réminiscences de Don Juan, Réminiscences de Robert le Diable и Réminiscences de Lucia di Lammermoor. Среди произведений других композиторов были Вебера Приглашение на танец, Шопен мазурки, этюды таких композиторов, как Игнац. Мошелес, Шопен и Фердинанд Хиллер, а также основные произведения Бетховена, Шумана, Вебера и Хаммеля, а время от времени даже отрывки из Баха, Генделя и Скарлатти.

Большинство концертов проводилось совместно с другими артистами, поэтому Лист также часто аккомпанировал певцам, участвовал в исполнении камерной музыки или исполнял произведения с оркестром в дополнение к своей сольной партии. Часто исполняемые произведения включают Вебера Konzertstück, Бетховена Императорский концерт и Хоровую фантазию, а также переработанный Листом Гексамерон для фортепиано с оркестром. Его репертуар камерной музыки включал Септет Иоганна Непомука Хаммеля, Бетховена Трио эрцгерцога. и Крейцерова соната и большой выбор песен таких композиторов, как Джоакино Россини, Гаэтано Доницетти, Бетховен и особенно Франц Шуберт. На некоторых концертах Листу не удавалось найти музыкантов, с которыми можно было бы разделить программу, и поэтому он был одним из первых, кто дал сольные фортепианные концерты в современном понимании этого слова. Этот термин был придуман издателем Фредериком Билом, который предложил его для концерта Листа в Hanover Square Rooms в Лондоне 9 июня 1840 года, хотя Лист уже давал концерты один к марту 1839 года.

Музыкальные произведения

Лист был плодовитым композитором. Он наиболее известен своей фортепианной музыкой, но он также писал для оркестра и для других ансамблей, практически всегда включая клавишные. Его фортепианные произведения часто отличаются своей сложностью. Некоторые из его работ программные, основанные на внемузыкальных мотивах, таких как поэзия или искусство. Листу приписывают создание симфонической поэмы.

Фортепианная музыка

Венгерская рапсодия № 2 Исполняет Марта Гольдштейн на фортепиано Erard 1851 года

Проблемы с воспроизведением файл? См. .

Самая большая и самая известная часть музыки Листа - его оригинальные фортепианные произведения. Его тщательно переработанный шедевр «Années de pèlerinage » («Годы паломничества») включает, возможно, его самые провокационные и волнующие произведения. Этот набор из трех наборов варьируется от виртуозности Suisse Orage (Шторм) до тонкой и творческой визуализации произведений искусства Микеланджело и Рафаэля во втором наборе. "Années" содержит некоторые пьесы, которые являются вольными транскрипциями собственных ранних сочинений Листа; первый "год" воссоздает его ранние пьесы из "Album d'un voyageur", а вторая книга включает в себя переустановку его собственных транскрипций песен, когда-то отдельно опубликованных как "Tre sonetti di Petrarca" ("Три сонета Петрарки"). Относительная неизвестность подавляющего большинства его работ может быть объяснена огромным количеством сочиненных им произведений и уровнем технической сложности, присущей большей части его сочинений.

Фортепианные произведения Листа обычно делятся на две категории. С одной стороны, это «оригинальные произведения», а с другой - «транскрипции», «пересказы» или «фантазии» на произведения других композиторов. Примерами первой категории являются произведения, такие как пьеса Harmonies poétiques et религиозные мая 1833 года и Соната для фортепиано си минор (1853). Транскрипции Листа песен Шуберта, его фантазии об оперных мелодиях и фортепианные аранжировки симфоний Берлиоза и Бетховена - это примеры из второй категории. В качестве особого случая Лист также делал фортепианные аранжировки своих инструментальных и вокальных произведений. Примерами такого рода являются аранжировка второй части «Гретхен» его Симфонии Фауста и первой «Мефисто Вальс », а также «Liebesträume No. 3 »и два тома его« Buch der Lieder ».

Транскрипции

Лист написал значительное количество фортепианных транскрипций самых разных музыкальных произведений. Действительно, около половины его произведений - это аранжировки на музыку других композиторов. Многие из них он сам сыграл в знаменитых спектаклях. В середине 19 века оркестровые выступления были гораздо менее распространены, чем сегодня, и вообще были недоступны за пределами крупных городов; таким образом, транскрипции Листа сыграли важную роль в популяризации широкого спектра музыки, такой как симфонии Бетховена. Пианист Сиприен Катсарис заявил, что предпочитает транскрипции симфоний Листа оригиналам, а Ганс фон Бюлов признал, что транскрипция Листа его Данте Сонетта «Танто язычников» была гораздо более изысканной. чем оригинал, который он сам сочинил. Транскрипции Листа песен Шуберта, его фантазии об оперных мелодиях и его фортепианные аранжировки симфоний Берлиоза и Бетховена - другие известные примеры фортепианных транскрипций.

Помимо фортепианных транскрипций, Лист также переписал около дюжины произведений для органа, таких как Церковная фестивальная увертюра Отто Николая на хорал «Ein feste Burg», Орландо Мотет ди Лассо Regina coeli, некоторые прелюдии Шопена и отрывки из кантаты № 21 Баха и Тангейзера.

Органная музыка

Лист написал свои две самый большой орган работает между 1850 и 1855 годами, когда он жил в Веймаре, городе с давними традициями органной музыки, в первую очередь Дж. С. Бах. Хамфри Сирл называет эти произведения - Фантазию и фугу на хорале «Ad nos, ad salutarem undam» и Прелюдия и фуга на БАХ - только Листом. важные оригинальные органные произведения »и Дерек Уотсон в своем Листе 1989 года, который считал их одними из самых значительных органных произведений XIX века, предвещая творчество таких ключевых музыкантов-органистов, как Регер, Франк и Сент -Saëns, среди других. Ad nos - это расширенная фантазия, адажио и фуга, длящиеся более получаса, а прелюдия и фуга на B-A-C-H включают хроматическое письмо, которое иногда устраняет чувство тональности. Лист также написал несколько небольших сочинений для органа, в том числе прелюдию (1854 г.) и набор вариаций первой части припева второй части из Кантата Баха Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen, BWV 12 (которую Бах позже переработал как Crucifixus в Мессе си минор ), которую он сочинил после смерти своей дочери в 1862 году. Он также написал Реквием для органа соло, предназначенный для литургического исполнения, вместе с устной Реквиемной мессой.

Lieder

Franz Лист сочинил около шести десятков оригинальных песен в сопровождении фортепиано. В большинстве случаев тексты были на немецком или французском языках, но есть также несколько песен на итальянском и венгерском языках и одна песня на английском. Лист начал с песни «Angiolin dal biondo crin» в 1839 году, а к 1844 году написал около двух десятков песен. Некоторые из них были опубликованы отдельными произведениями. Кроме того, существовала серия Buch der Lieder 1843–1844 годов. Сериал планировался в трех томах, по шесть песен каждый, но вышло только два тома.

Сегодня песни Листа относительно малоизвестны. Песня «Ich möchte hingehn» иногда цитируется из-за единственного такта, который напоминает вводный мотив из Тристана и Изольды Вагнера. Часто утверждают, что Лист написал этот мотив за десять лет до того, как Вагнер начал работу над Тристаном в 1857 году. Первоначальная версия «Ich möchte hingehn» определенно была написана в 1844 или 1845 году; однако есть четыре рукописи, и только одна, копия Августа Конради, содержит полосу с мотивом Тристана. Он нарисован рукой Листа. Так как во второй половине 1858 года Лист готовил свои песни к публикации, и в то время он как раз получил первый акт из «Тристана» Вагнера, наиболее вероятно, что версия на вставке была цитатой от Вагнера.

Программная музыка

Totentanz Написанный в 1838 году, Танец мертвых Листа был известен своей высокомодернистской, даже ударной фортепианной партией и вызывающим воспоминания стилем, мощением путь к музыке в жанре ужасов.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Лист в некоторых своих работах поддержал относительно новую идею программной музыки, то есть музыки, предназначенной для пробуждения внемузыкальных идей, таких как изображение ландшафта., стихотворение, конкретный персонаж или персонаж. (Напротив, абсолютная музыка означает саму себя и предназначена для оценки без какой-либо конкретной ссылки на внешний мир.)

Собственная точка зрения Листа относительно программной музыки может на время его юность взята из предисловия к «Альбому путешествий» (1837). В соответствии с этим пейзаж может вызывать определенное настроение. Поскольку музыкальное произведение также могло вызывать настроение, можно было вообразить таинственное сходство с пейзажем. В этом смысле музыка не будет рисовать пейзаж, но она будет соответствовать пейзажу в третьей категории - настроении.

В июле 1854 года Лист заявил в своем эссе о Берлиозе и Гарольде в Италии, что не вся музыка была программной. Если в пылу дискуссии кто-то зайдет так далеко, что станет утверждать обратное, было бы лучше отбросить все идеи программной музыки. Но можно было бы использовать такие средства, как гармония, модуляция, ритм, инструменты и другие, чтобы позволить музыкальному мотиву унести судьбу. В любом случае программу следует добавлять к музыкальному произведению только в том случае, если это необходимо для адекватного понимания этого произведения.

Еще позже, в письме к Мари д'Агу от 15 ноября 1864 года, Лист писал:

Без всяких оговорок я полностью присоединяюсь к правилу, о котором вы так любезно хотите напомнить мне, что эти музыкальные произведения произведения, которые в общем смысле следуют программе, должны воздействовать на воображение и эмоции независимо от какой-либо программы. Другими словами: вся красивая музыка должна быть первоклассной и всегда соответствовать абсолютным правилам музыки, которые нельзя нарушать или предписывать.

Симфонические стихи

Die Hunnenschlacht, написанные Вильгельмом фон Каульбахом, который, в свою очередь, вдохновил на создание одной из симфонических поэм Листа

Симфоническая поэма или тональная поэма - это произведение оркестровой музыки в одном движении, в котором некоторая внемузыкальная программа обеспечивает повествовательный или иллюстративный элемент. Эта программа может быть взята из стихотворения, рассказа или романа, картины или другого источника. Этот термин впервые применил Лист к его 13 одночастным оркестровым произведениям в этом ключе. Они не были чистыми симфоническими движениями в классическом смысле, потому что они имели дело с описательными предметами, взятыми из мифологии, романтической литературы, новейшей истории или творческой фантазии. Другими словами, эти работы были скорее программными, чем абстрактными. Форма была прямым продуктом романтизма, который поощрял литературные, живописные и драматические ассоциации в музыке. Он превратился в важную форму программной музыки во второй половине XIX века.

Первые 12 симфонических поэм были написаны в десятилетие 1848–1858 гг. (Хотя некоторые используют материал, задуманный ранее); еще один, Von der Wiege bis zum Grabe («От колыбели до могилы»), последовал в 1882 году. Намерения Листа, согласно Хью Макдональду в Словарю музыки и музыкантов New Grove, предназначалось для этих одночастных произведений «для отображения традиционной логики симфонической мысли». Эта логика, воплощенная в сонатной форме как музыкальное развитие, традиционно заключалась в раскрытии скрытых возможностей заданных тем в ритме, мелодии и гармонии, частично или полностью, поскольку им было разрешено объединяться, разделяться и противопоставляться друг другу. К появившемуся в результате чувству борьбы Бетховен добавил интенсивность чувства и вовлеченность в это чувство своей аудитории, начиная с Симфонии Героической и использовав элементы музыкального ремесла - мелодию, бас, контрапункт, ритм и гармония - в новом синтезе элементов с этой целью.

Лист попытался в симфонической поэме расширить это возрождение природа музыкального дискурса и добавить к нему романтический идеал примирения классических формальных принципов с внешними литературными концепциями. Для этого он объединил элементы увертюры и симфонии с описательными элементами, приближаясь по форме и масштабу к первым симфоническим движениям. Показывая чрезвычайно творческие поправки к форме сонаты, Лист использовал композиционные приемы, такие как циклическая форма, мотивы и тематические преобразования, чтобы придать этим произведениям дополнительную связность. Их композиция оказалась сложной, требуя непрерывного процесса творческих экспериментов, который включал множество этапов композиции, репетиции и исправления, чтобы достичь версии, в которой различные части музыкальной формы кажутся сбалансированными.

Поздние работы

С некоторыми работами конца Веймарских лет Лист все больше и больше отходил от музыкального вкуса своего времени. Ранним примером является мелодрама «Der traurige Mönch» («Печальный монах») по стихотворению Николауса Ленау, сочиненное в начале октября 1860 года. В то время как в 19 веке гармонии обычно считались основными или минорные трезвучия, к которым можно было бы добавить диссонансы, Лист взял расширенное трезвучие как центральный аккорд.

Больше примеров можно найти в третьем томе «Анне пелерингов» Листа. "Les Jeux d'Eaux à la Villa d'Este" ("Фонтаны Виллы д'Эсте "), сочиненная в сентябре 1877 года, предвещает импрессионизм произведений Клода на похожие сюжеты. Дебюсси и Морис Равель. Другие произведения, такие как «Похоронный марш, Память Максимилиана I, Empereur du Mexique» («Похоронный марш памяти Максимилиана I, императора Мексики»), сочиненные в 1867 году, не имеют стилистических параллелей в 19 и 20 годах. веков.

На более позднем этапе Лист экспериментировал с «запрещенными» вещами, такими как параллельные 5-е в «Csárdás macabre» и атональность в Bagatelle sans tonalité («Багатель без тональности »). Такие пьесы, как «2-й Мефисто-вальс», нетрадиционны из-за многочисленных повторений коротких мотивов. Также экспериментальные характеристики демонстрируют Via crucis 1878 года, а также Unstern !, Nuages ​​gris и две работы под названием La lugubre gondola 1880-х годов.

Литературные произведения

Помимо своих музыкальных произведений Лист писал эссе на многие темы. Наиболее важным для понимания его развития является серия статей «De laposition des artistes» («О положении художников»), которая была опубликована в Parisian Gazette musicale в 1835 году. Зимой 1835–36 гг., Во время пребывания Листа в Женева, последовало еще около полдюжины следующих эссе. Одна из них, которая должна была выйти под псевдонимом «Эмм Прим», была посвящена собственным произведениям Листа. Оно было отправлено Морису Шлезингеру, редактору «Музыкальной газеты». Однако Шлезингер, следуя совету Берлиоза, не опубликовал его. В начале 1837 года Лист опубликовал обзор некоторых фортепианных произведений Сигизмонда Тальберга. Обзор спровоцировал грандиозный скандал. Лист также опубликовал серию сочинений под названием «Письма бакалавра», закончившуюся в 1841 году.

В годы Веймара Лист написал серию эссе об операх, ведущих от Глюка до Вагнер. Лист также писал очерки о Берлиозе и симфонии Гарольд в Италии, Роберт и Клара Шуман, ноктюрны Джона Филда, песни Роберт Франц, запланированный фонд Гете в Веймаре и другие предметы. Помимо эссе, Лист написал биографию своего коллеги-композитора Фредерика Шопена, «Жизнь Шопена», а также книгу о цыганах (цыганах) и их музыке в Венгрии.

Хотя все эти литературные произведения были опубликованы под именем Листа, не совсем ясно, какие части из них он написал сам. Из его писем известно, что еще в юности он сотрудничал с Мари д'Агу. В годы Веймара ему помогла принцесса Витгенштейн. В большинстве случаев рукописи исчезли, так что трудно определить, какие из литературных произведений Листа действительно были его собственными. Однако до конца своей жизни Лист считал, что именно он несет ответственность за содержание этих литературных произведений.

Лист работал по крайней мере до 1885 года над трактатом о современной гармонии. Пианист Артур Фридхейм, который также был личным секретарем Листа, вспомнил, что видел его среди бумаг Листа в Веймаре. Лист сказал Фридхейму, что еще не пришло время опубликовать рукопись под названием «Эскизы гармонии будущего». К сожалению, этот трактат утерян.

Наследие

Хотя был период, когда многие считали работы Листа «кричащими» или поверхностными, сейчас считается, что многие его композиции, такие как Nuages ​​gris, Les jeux d'eaux à la villa d'Este и т. д., которые содержат параллельные квинты, полнотоновую шкалу, параллельные уменьшенные и увеличенные трезвучия, а также неразрешенные диссонансы, предвосхитили и оказали влияние на музыку двадцатого века, такую ​​как музыка Дебюсси, Равеля и Белы Бартока.

Ученики Листа

Ранние ученики

С 1827 года Лист давал уроки композиции и игры на фортепиано. Он написал 23 декабря 1829 года, что его расписание было настолько насыщено уроками, что каждый день, с половины девятого утра до 10 вечера, он едва мог дышать. Большинство учеников Листа того периода были любителями, но были и те, кто сделал профессиональную карьеру. Примером первого является Валери Буасье, более поздняя графиня де Гаспарен. Примерами последних являются Юлиус Эйхберг, Пьер Вольф и Герман Коэн. Зимой 1835–1836 годов они были коллегами Листа по консерватории в Женеве. Затем Вольф отправился в Санкт-Петербург.

. За годы своих гастролей Лист дал всего несколько уроков студентам, включая Иоганна Непумука Дункла и Вильгельма фон Ленца. Весной 1844 года в Дрездене Лист встретил молодого Ганса фон Бюлова, своего более позднего зятя.

Более поздние студенты

После того, как Лист поселился в Веймаре, число его учеников постоянно увеличивалось. К его смерти в 1886 году было несколько сотен человек, которых в каком-то смысле можно было считать его учениками. Август Гёллерих опубликовал их обширный каталог. В примечании он добавил замечание, что принял коннотацию слова «студент» в самом широком смысле. Как следствие, его каталог включает имена пианистов, скрипачей, виолончелистов, арфистов, органистов, композиторов, дирижеров, певцов и даже писателей.

Каталог Людвига Ноля был одобрен и исправлен Листом в сентябре 1881 года. В нем было указано 48 имен, в том числе: Ганс фон Бюлов, Карл Таузиг, Франц Бендель, Ганс фон Бронсарт, Карл Клиндворт, Александр Винтербергер, Юлиус Рубке, Карл Берманн, Дионис Прукнер, Юлиус Эйхберг, Юзеф Венявский, Уильям Мейсон, Юлиуш Заребски, Джованни Сгамбати, Карл Полиг, Артур Фридхейм, Эдуард Ройсс, Софи Ментер -Поппер и Вера Тиманова. В каталоге Нола не было, среди прочего, Кароли Аггази и Агнес Стрит-Клиндворт.

К 1886 году аналогичный каталог был бы намного длиннее, включая такие имена, как Ойген д'Альбер, Уолтер Бач, Карл Лахмунд, Морис Розенталь, Эмиль Зауэр, Александр Силоти, Конрад Ансорге, Уильям Дайас, Август Гёллерих, Бернхард Ставенхаген, Август Страдал, Хосе Вианна да Мотта, Иштван Томан и Беттина Уокер.

Некоторые ученики Листа были разочарованы им. Примером может служить Эжен д'Альбер, который в конечном итоге почти враждебно относился к Листу. Феликс Дрезеке, который присоединился к кругу вокруг Листа в Веймаре в 1857 году, является другим примером.

Подход Листа к обучению

Лист дал своим студентам небольшой технический совет, ожидая, что они «постирают свое грязное белье дома», как он это выразился. Вместо этого он сосредоточился на музыкальной интерпретации с комбинацией анекдота, метафоры и остроумия. Он посоветовал одному студенту взять первые аккорды из сонаты Вальдштейна Бетховена: «Не рубите нам бифштексы». Другому, кто размыл ритм в «Gnomenreigen» Листа (обычно это делается путем слишком быстрого проигрывания пьесы в присутствии композитора): «Ну вот, снова смешиваем салат». Лист также хотел избежать создания копий самого себя; скорее, он верил в сохранение художественной индивидуальности.

Лист не брал плату за уроки. Он был обеспокоен, когда немецкие газеты опубликовали подробности завещания педагога Теодора Куллака, в котором говорилось, что Куллак заработал более миллиона баллов от преподавания. «Как художник, вы не заработаете миллион марок, не совершив жертв на алтаре искусства», - сказал Лист своему биографу Лине Раманн. Карл Черни, однако, взимал дорогую плату за уроки и даже уволил Стивена Хеллера, когда он был не в состоянии оплачивать уроки. Лист очень нежно отзывался о своем бывшем учителе, который давал уроки Листу бесплатно, которому Лист посвятил свои Трансцендентальные этюды. Он писал в Allgemeine musikalische Zeitung, призывая сыновей Куллака создать фонд для нуждающихся музыкантов, как это часто делал сам Лист.

Фильмы

Персонаж Листа был изображен Клаудио Аррау в Мечты о любви (1935); Брэндон Херст в фильме 1938 года Суэц ; Фриц Лейбер в фильме 1943 года Призрак оперы ; Стивен Бекасси в фильме 1945 года Песня, которую нужно помнить ; Генри Дэниэлл в фильме 1947 года Песня любви ; Святослав Рихтер в фильме 1952 года Глинка - Композитор ; Уилл Квадфлиг в Макс Офюльс в фильме 1955 года Лола Монтес ; Карлос Томпсон в фильме 1955 года Волшебный огонь ; Дирком Богардом в фильме 1960 года Песня без конца ; от Джереми Айронса в 1974 BBC Television сериал Notorious Woman ; Роджер Долтри в 1975 Кен Рассел фильм Листомания ; автор Антон Диффринг во франко-немецком фильме 1986 года Ванфрид режиссера Питера Пацака ; и Джулианом Сэндсом в британо-американском фильме 1991 года Экспромт.

См. также

Примечания

  1. ^Венгерский язык Листа В паспорте было написано его имя как «Ференц». Орфографическая реформа венгерского языка в 1922 году (через 36 лет после смерти Листа) изменила букву «cz» на просто «c» во всех словах, кроме фамилий; это привело к тому, что настоящее имя Листа в современном венгерском языке переводится как «Ференц». С 1859 по 1867 год он официально был Францем Риттером фон Листом ; он был создан Риттером (рыцарем) императором Франциском Иосифом I в 1859 году, но никогда не использовал этот дворянский титул публично. Этот титул был необходим, чтобы жениться на принцессе Каролин цу Сайн-Витгенштейн без потери ею своих привилегий, но после того, как брак распался, Лист передал титул своему дяде Эдуарду в 1867 году. Сыном Эдуарда был Франц фон Лист.
  2. ^Его место рождения теперь музей. Всю свою жизнь он утверждал, что он мадьяр, а не немец, и называл Венгрию своей родиной. Когда позже он давал благотворительные концерты в Венгрии, он иногда появлялся в национальной одежде. (Уокер, Ференц Лист: Годы виртуозов, 1811–1847, стр. 48)
  3. ^На втором концерте 13 апреля 1823 года Бетховен, по слухам, поцеловал Листа в лоб. Хотя сам Лист рассказал эту историю позже, этот инцидент мог произойти по другому поводу. Тем не менее Лист считал это формой художественного крещения. Сирл, Нью-Гроув, 11:29.
  4. ^См. Документ в: Burger: Lebenschronik in Bildern, p. 209.
  5. ^См.: Prahács: Briefe aus ungarischen Sammlungen, p. 353, п. 1 на букву 221.
  6. ^Например, см.: Duverger, Franz Liszt, p. 140.
  7. ^См. Эссе Берлиоза о Трио и Сонатах Бетховена в: Musikalische Streifzüge, пер. Ely Ellès, Leipzig 1912, pp. 52ff
  8. ^Сравните его письмо с Луизой фон Вельц от 13 декабря 1875 г. в: Bülow, Hans von: Briefe, Band 5, ed. Мари фон Бюлов, Лейпциг 1904, стр. 321.
  9. ^Например, comp: Raabe: Liszts Schaffen, p. 127, и Уокер: Годы виртуоза, стр. 408.
  10. ^Сравните обсуждение в: Mueller, Rena Charin: Sketchbook Листа "Tasso": Исследования в источниках и редакциях, докторская диссертация, Нью-Йоркский университет 1986, стр. 118 и далее.
  11. ^Перевод с французского, по: Liszt-d'Agoult: Correspondance II, p. 411.
  12. ^Надпись «In magnis et voluisse sat est» («В великих делах достаточно и их желания») в юности Листа соотносили с его другом Феликсом Лихновским.
  13. ^Лист написал на обложке рукописи: «Darf man solch ein Ding schreiben oder anhören?» («Разрешено писать такие вещи или слушать их?»)
  14. ^См. Письмо Берлиоза Листу от 28 апреля 1836 г. в: Berlioz, Hector: Correspondance générale II, 1832–1842, éditée sous la direction de Pierre Citron, Париж, 1975, стр. 295.
  15. ^Например, см. Письмо Листа И. В. фон Василевскому от 9 января 1857 г. в: La Mara (ed.): Liszts Briefe, Band 1, в переводе Констанс Бач, № 171
  16. ^См.: La Mara (ed.) Листс Брифе, Band 1, переведенный на английский язык Констанс Бач, № 2.
  17. ^См.: Göllerich: Liszt, pp.131ff. Согласно примечанию Гёллериха, его каталог был наиболее полным из всех существовавших на тот момент.
  18. ^См.: Нол: Лист, с. 112 и далее. В книгу входит факсимиле письма Листа Ною от 29 сентября 1881 года, в котором Лист одобрил каталог. Письмо Листа также включает его предложения относительно порядка имен.
  19. ^См.: Уокер, B: Мои музыкальные опыты, стр. 85 и далее
  20. ^См.: Страдал: Erinnerungen an Franz Liszt, стр. 158.
  21. ^Например, см.: Ramann: Lisztiana, p. 341.

Ссылки

Библиография

  • Купер, Мартин (1946). «Симфонии». В Аврааме, Джеральде (ред.). Музыка Чайковского. Нью-Йорк: У. В. Нортон. OCLC 726172943.
  • Бори, Роберт (1930). Une retraite romantique en Suisse, Liszt et la Comtesse d'Agoult (на французском языке). Лозанна. OCLC 407007685.
  • Burger, Ernst: Franz Liszt, Eine Lebenschronik in Bildern und Dokumenten, München 1986. OCLC 924748359
  • Доран, Роберт (ред.): Лист и виртуозность. Рочестер: University of Rochester Press (Eastman Studies in Music), 2020. OCLC 1133204755
  • Ehrhardt, Damien (éd.): Franz Liszt - Musique, médiation, interculturalité (Немецкие этюды 63/3, 2008)
  • Франц, Роберт (Роберт Франц, он же Ольга де Янина): Souvenirs d'une Cosaque, Париж: Librairie internationale, 1874 OCLC 465183989 ; OCLC 762414797
  • Göllerich, August: Musikerbiographien, Achter Band, Liszt, Zweiter Theil, Reclam, Leipzig, без даты (1887–88)
  • Гиббс, Кристофер Х. и Гули, Дана. Ференц Лист и его мир. (Princeton: Princeton University Press, 2006)
  • Gut, Serge : Franz Liszt, De Fallois, Paris 1989. ISBN 978-2-87706-042-4
  • Gut, Serge: Franz Liszt, Studio Verlag, Sinzig 2009. ISBN 978-3-89564-115-2
  • Hamburger, Klara (ed.): Franz Лист, Beiträge von ungarischen Autoren, Budapest 1978
  • Hamilton, Kenneth (ed), The Cambridge Companion to Liszt (Cambridge New York: Cambridge University Press, 2005). ISBN 0-521-64462-3 (мягкая обложка)
    • Шульстад, Ривз, «Симфонические стихи и симфонии Листа»
  • Джергер, Вильгельм ( ред.): Мастер-классы Фортепиано Ференца Листа 1884–1886, Дневниковые заметки Августа Гёллериха, перевод Ричарда Луи Зимдарса, Indiana University Press 1996
  • Спенсер, Пирс (2002). «Симфоническая поэма [тон-поэма]». В Латаме, Элисон (ред.). Оксфордский компаньон музыки. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-866212-2.
  • Легани, Дезо: Ференц Лист и его страна, 1869–1873, Occidental Press, Будапешт 1983
  • Легани, Дезо: Франц Лист, Unbekannte Presse und Briefe aus Wien 1822–1886, Wien 1984
  • Legány, Dezső: Ferenc Liszt and His Country, 1874–1886, Occidental Press, Budapest 1992
  • Liszt, Franz: Briefwechsel mit seiner Mutter, отредактированный и аннотированный Кларой Гамбургер, Eisenstadt 2000
  • Лист, Франц и д'Агульт, Мари: Переписка, изд. Даниэль Оливье, Том I: 1833–1840, Париж 1933, Том II: 1840–1864, Париж 1934
  • Лоренц, Майкл : «Неизвестная бабушка Листа», Вена 2012
  • Лойя, Шай: Транскультурный модернизм Листа и венгерско-цыганские традиции. Истмен изучает музыку. Рочестер, штат Нью-Йорк: University of Rochester Press, 2011. ISBN 978-1580463232
  • Мотта, Чезаре Симеоне: Лист Viaggiatore Europeo, Moncalieri, 2000 (ISBN 8877600586 )
  • Ноль, Людвиг: Musikerbiographien, Vierter Band, Liszt, Erster Theil, Reclam, Leipzig, без даты (1881–82)
  • Оливье, Даниэль: Autour de Mme d ' Agoult et de Liszt, Paris 1941
  • Prahács, Margit (ed.): Franz Liszt, Briefe aus ungarischen Sammlungen, 1835–1886, Budapest 1966
  • Prahács, Margit: Franz Liszt und die Budapester Musikakademie, in: Hamburger (ed.): Franz Liszt, Beiträge von ungarischen Autoren, pp. 49ff
  • Raabe, Peter: Liszts Schaffen, Cotta, Stuttgart und Berlin 1931
  • Ramann, Lina: Листьяна, Erinnerungen an Franz Liszt in Tagebuchblättern, Briefen und Dokumenten aus den Jahren 1873–1886 / 87, изд. Arthur Seidl, редакция текста Фридриха Шнаппа, Mainz 1983
  • Rellstab, Ludwig: Franz Liszt, Berlin 756>Розен, Чарльз. Романтик Поколение. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1995.
  • Эд. Сэди, Стэнли, Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув, первое издание (Лондон: Macmillan, 1980). ISBN 0-333-23111-2
  • Саффл, Майкл: Лист в Германии, 1840–1845, Серия исследований Ференца Листа № 2, Pendragon Press, Стювесант, NY, 1994
  • Saffle, Michael: Franz Liszt: A Research and Information Guide. Третье издание. New York: Routledge, 2009. ISBN 978-0-415-99839-0
  • Sauer, Emil: Meine Welt, Stuttgart 1901
  • Steinbeck, Arne : Подход Ференца Листа к игре на фортепиано, докторская диссертация, Университет Мэриленда, Колледж-Парк 1971
  • Страдал, август: Erinnerungen an Franz Liszt, Берн, Лейпциг 1929
  • Уокер, Алан : Ференц Лист, Годы виртуозов (1811–1847), переработанное издание, Cornell University Press 1987
  • Уокер, Алан: Ференц Лист, Последние годы (1861–1886), Cornell University Press 1997
  • Уокер, Алан: Статья Листа, Франц, в: Сэди, Стэнли (ред.), Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув, второе издание, Лондон, 2001 г.)
  • Уокер, Алан и др. «Лист, Франц.» Grove Music Online. (требуется подписка)
  • Watson, Derek: Liszt, Schirmer Books, 1989, ISBN 0-02-872705-3

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ференцем Листом.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Ференц Лист
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Лист, Ференц.
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:27:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте