The da capo aria (итальянское произношение: ) - музыкальная форма для арий, которая была распространена в эпоху барокко. Его поет солист в сопровождении инструментов, часто небольшого оркестра. Ария да капо очень распространена в музыкальных жанрах оперы и оратории. По словам Рандела, ряд композиторов эпохи барокко (он перечисляет Hasse, Handel, Porpora, Leo и Vinci ) за время своей карьеры сочинил более тысячи арий да капо.
da capo aria имеет троичную форму, что означает, что она состоит из трех разделов. Первая часть представляет собой законченную музыкальную сущность, оканчивающуюся клавишей тоника, и в принципе ее можно петь отдельно. Вторая часть отличается от первой по музыкальному ключе, фактуре, настроению, а иногда и по темпу. Третий раздел обычно не записывался композитором, он просто указывал направление «da capo » (итальянское слово «с головы») - то есть с самого начала, что означало, что первый раздел должен повторяться полностью.
Текст для da capo aria обычно представлял собой стихотворение или другую последовательность стихов, написанную двумя строфами, первая для раздела A (следовательно, повторяется позже), а вторая для B. строфа состояла из трех-шести строк и оканчивалась строкой, содержащей окончание мужского рода.
От певца часто требовалось импровизировать вариации и орнаменты во время третьей части, чтобы это не было простым повторением первый. Это особенно характерно для арий da capo, написанных в более медленном темпе, где возможность импровизировать, а также риск тупости были выше. Способность импровизировать вариации и орнаменты была навыком, которому научились все сольные певцы и от них ожидали. Снижение этой способности после эпохи барокко, возможно, является причиной того, что ария да капо в конечном итоге приобрела репутацию музыкально скучной формы. Движение аутентичного перформанса, начавшееся в середине двадцатого века, вернуло импровизацию в исполнение арий да капо, хотя эта практика еще не стала универсальной даже среди аутентичных исполнителей.
Оратория Генделя Мессия (1742 г.) включает две хорошо известные арии да капо: «Его презирали» (для голоса альт) и « Звучит труба »(для баса). Дж. Кантата С. Баха Яухзет Готт в «Аллене Ландене», BWV 51 (1730) начинается с яркой арии да капо для сопрано, солиста на трубе и струнных.
Видео