Иоганн Адольф Хассе

редактировать

Иоганн Адольф Хассе
Иоганн Адольф Хассе.jpg
Родилсяоколо 1699 года
Умер( 1783-12-16) 16 декабря 1783. Венеция, Венецианская республика
Известенмузыкой барокко
Супруг (ы)Фаустина Бордони

Иоганн Адольф Хассе (крещен 25 марта 1699 г. - 16 декабря 1783 г.) был немецким композитором 18 века, певцом и учителем музыки. Громадно популярный в свое время, Хассе был известен прежде всего своими оперными произведениями, хотя он также сочинил значительное количество духовной музыки. Будучи женат на сопрано Фаустине Бордони и большом друге либреттиста Пьетро Метастазио, либретти которого он часто писал, Хассе был ключевой фигурой в развитие opera seria и музыки 18 века.

Содержание
  • 1 Начало карьеры
  • 2 Дрезден и Венеция
  • 3 Дрезден: 1744–63
  • 4 Вена и Венеция: последние годы
  • 5 Отношения с Metastasio
  • 6 Стиль и репутация
  • 7 Работ
  • 8 Источники
  • 9 Источники
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Начало карьеры

Хассе крестился в Бергедорфе около Гамбург, где его семья три поколения была церковными органистами. Его карьера началась с пения, когда он поступил в Гамбург Опер на Генсемаркт в 1718 году в качестве тенора. В 1719 г. он получил должность певца при дворе Брауншвейга, где в 1721 г. была поставлена ​​его первая опера «Антиоко»; В постановке пел сам Хассе.

Мемориал Хассе перед его домом в Гамбург-Бергедорфе

Считается, что он покинул Германию в 1722 году. В 1720-х годах он жил в основном в Неаполе, прожив там шесть или семь лет. лет. В 1725 году его serenata Antonio e Cleopatra была исполнена в Неаполе; главные роли исполнили Карло Броски, более известный как Фаринелли и Виттория Тези. Успех этой работы не только принес Хассе много заказов от оперных театров Неаполя, но также, согласно Иоганну Иоахиму Кванцу, познакомил его с Алессандро Скарлатти, который стал его учителем и друг; Хассе также изменил свой стиль во многих отношениях, чтобы отразить стиль Скарлатти.

Популярность Хассе в Неаполе резко возросла, и в течение нескольких лет его загруженность делала его чрезвычайно занятым. В этот период он написал свою единственную полную оперу буффа, La sorella amante, а также несколько интермецци и серенат. Он посетил Венецианский карнавал 1730 года, где его опера Artaserse была исполнена в S Giovanni Grisostomo. Либретто Метастазио было сильно переработано по этому случаю, и Фаринелли взял на себя ведущую роль. Две арии из этой оперы он позже исполнял каждую ночь в течение десяти лет для Филиппа V Испании.

Дрездена и Венеции
Хассе в 1740 году, написанные Бальтазаром Деннером

В 1730 году Хассе женился Фаустина Бордони, а также был назначен Капельмейстером при Дрезденском суде, хотя прибыл в Дрезден только в июле 1731 года; ранее в том же году он работал в Вене, руководя исполнением его оратории Даниэльо при дворе Габсбургов. Вскоре после приезда пары в Дрезден Фаустина выступила перед судом. В сентябре состоялась премьера романа Хассе Клеофида (на основе адаптированного текста Metastasio ); кажется возможным, что Дж. С. Бах присутствовал на спектакле; конечно С. П. Э. Бах утверждал, что примерно в это время Хассе и его отец стали хорошими друзьями. Король Польши и Саксонии Август II Сильный пожаловал ему титул королевско-польского и выборного саксонского капельмейстера.

В октябре Хассе покинул Дрезден, чтобы поставить премьеры своих следующих опер в Турин и Рим, и он также писал музыку для венецианских театров в то время. Пришла осень 1732 года, и Хассе снова был в Неаполе, хотя зиму он провел в Венеции, где его Сироэ впервые было исполнено в особенно роскошном стиле. В феврале 1733 года Август II Сильный, ранний королевский покровитель Хассе в Дрездене, умер. Поскольку двор погрузился в траур, Хассе разрешили остаться за границей. К этому времени относятся многие из его священных произведений, написанных для церквей Венеции.

Большую часть 1734 года Хассе находился в Дрездене, но с 1735 по 1737 год он был в Италии, в основном в Неаполе. Фаустина выступила в сентябре 1735 года на премьере Тито Веспазиано (другое адаптированное либретто Metastsio) в Пезаро. Вернувшись к королевскому двору в Дрездене в 1737 году, Хассе написал пять новых опер, но, когда двор переехал в Польшу осенью 1738 года, он и Фаустина вернулись в Венецию, где обе они были чрезвычайно популярны. Его следующее пребывание в Дрездене было также самым продолжительным, с первых месяцев 1740 года по январь 1744 года. В это время он отредактировал Artaserse, сочинив новые арии для Фаустины, а также написал пару оригинальных интермецци. Его общее избегание комической оперы, похоже, было связано с Фаустиной, которая боялась, что стиль пения, требуемый оперой буффа, может повредить ее голос.

Дрезден: 1744–63

Между зимой В 1744 году и в конце лета 1745 года Хассе был в Италии, но затем вернулся в Дрезден на год. Фридрих Великий, увлеченный флейтистом, посетил двор в декабре 1745 года, и вполне вероятно, что многие флейтовые сонаты и концерты Хассе, относящиеся к этому времени, были написаны для Фридриха. Король Пруссии также присутствовал на исполнении одной из Te Deums Хассе и сам заказал исполнение оперы композитора «Арминио». Вскоре после того, как Хассе посетил Венецию и Мюнхен, он вернулся в Дрезден в июне 1747 года, чтобы поставить свою оперу La spartana generosa, устроенную для празднования нескольких королевских свадеб в это время. Также в это время была реструктурирована иерархия в Дрездене; Никола Порпора был назван Капельмейстером, а сам Хассе был повышен до Оберкапельмейстера.

В 1748 году Хассе исполнил две из своих опер, Эцио и Артасерс, в Байройте в полуфабрикате Markgräfliches Opernhaus, из-за брака Элизабет Фредерика Софи Бранденбург-Байройтская, дочь Вильгельмин Байройтская. Брак принцессы Марии Жозефы Саксонской с французским дофином дал Хассе возможность летом 1750 года отправиться в Париж, где исполнялась его Didone abbandonata.

28 марта 1750 года Хассе представил свою последнюю ораторию La Conversione di Sant 'Agostino в часовне королевского дворца в Дрездене. Либретто, написанное дрезденской электририцей Марией Антонией Вальпургис (1724–1780), касается обращения грешника в святость и было смоделировано и отредактировано Метастазио. За дрезденской премьерой последовали многочисленные постановки произведения в Лейпциге, Гамбурге, Мангейме, Падуе, Риме, Риге, Праге, Потсдам и Берлин, что свидетельствует о популярности произведения во второй половине 18 века.

Карнавал 1751 года в Дрездене ознаменовал отказ Фаустины от оперного спектакля. В течение всего десятилетия Хассе продолжал ставить новые оперы, в том числе постановку «Il re pastore» Метастазио, текст , позже использованный Моцартом. В 1756 г. Семилетняя война вынудила двор из Дрездена переехать в Варшаву, хотя сам Хассе жил в основном в Италии, путешествуя в Польшу исключительно для наблюдения за постановкой своих опер, если только все. Осенью 1760 года он переехал в Вену, где пробыл в течение следующих двух лет, вернувшись в Дрезден в 1763 году, обнаружил, что большая часть его дома разрушена, а музыкальный аппарат придворной оперы разрушен. Главный патрон Хассе в Дрездене, король Август III Польский и Саксонский вскоре умер, а его преемник, который также быстро умер, счел сложные музыкальные мероприятия при дворе излишними. Хассе и Фаустина получали зарплату за два года, но не получали пенсии.

Вена и Венеция: последние годы

В 1764 году Хассе отправился в Вену, где коронация Иосифа II был отмечен исполнением его festa teatrale Egeria, снова поставленного на либретто Метастазио. По большей части он оставался в Вене до 1773 года. Моцарт присутствовал на исполнении своей Партенопы в сентябре 1767 года. Большинство его опер, написанных в этот период, также были успешно поставлены в Неаполе. Он был любимцем Марии Терезии, и можно утверждать, что он стал де-факто придворным капельмейстером. После премьеры «26» Пирамо и Тисбе (сентябрь 1768) Хассе намеревался уйти из оперы, но Мария Тереза ​​вынудила его написать еще одно произведение «Руджеро» (1771), опять же на метастазианское либретто. Сообщается, что в 1771 году, когда Хассе услышал оперу 15-летнего Моцарта Асканио в Альбе, он сделал пророческое замечание: «Этот мальчик заставит всех нас забыть».

В это время оперный стиль претерпевал значительные изменения, и модель Opera seria, которую разработали Хассе и Метастазио, оказалась атакованной угрозой реформ Кристофа Виллибальда Глюка и Раньери де 'Кальцабиджи, как указано в музыке и либретто к опере Глюка Орфей и Эвридика. Чарльз Берни, посетивший Вену в 1773 году, сообщил о дебатах.

Партия пользуется популярностью среди поэтов, музыкантов и их приверженцев как в Вене, так и в других местах. Можно сказать, что Метастазио и Хассе возглавляют одну из основных сект; и Калсабиджи и Глюк другого. Первые, считая все нововведения шарлатанством, придерживаются старинной формы музыкальной драмы, в которой поэт и музыкант требуют равного внимания публики; бард в речитативе и повествовательной части; и композитор в ариях, дуэтах и ​​хорах. Вторая сторона больше зависит от театральных эффектов, уместности характера, простоты дикции и музыкального исполнения, чем от того, что они создают в виде цветочного описания, излишних сравнений, сентенциональной и холодной морали, с одной стороны, с утомительными симфониями и длинными разделами.

Обнаружив, что его музыка находится под осадой авангарда в новом направлении, Хассе покинул Вену в 1773 году и провел последние десять лет своей жизни в Венеции, обучая и сочиняя священные произведения. Фаустина умерла в ноябре 1781 года, а сам Хассе, после долгого периода страдания от артрита, чуть более двух лет спустя. Его почти полностью игнорировали после его смерти, пока Ф. С. Кандлер не заплатил за его надгробие в Венеции, где он похоронен в Сан-Маркуола, и не написал биографию Хассе в 1820 году.

Отношения с Метастазио

Дружба Хассе с Метастазио и его оценка формы искусства, созданной либреттистом, с годами росли. Все ранние тексты Метастазио, которые он установил, были значительно изменены для этой цели, но Фридрих Великий и Франческо Альгаротти оба оказали влияние, чтобы заставить Хассе проявлять большее уважение к работам Метастазио. В начале 1740-х он начал устанавливать новые метастазианские либретти неприспособленными, и его личные отношения с либреттистом также значительно улучшились примерно в это время. В одном из своих писем, датированном мартом 1744 года, Метастазио сделал следующие комментарии:

... никогда до сих пор мне не приходилось видеть его [Хассе] во всей его красе, но всегда оторванный от его многочисленных личных отношений в таких способ, которым он был подобен арии без инструментов; но теперь я вижу в нем отца, мужа и друга, качества, которые создают в нем замечательный союз с теми прочными основами способностей и хорошего поведения, за которые я буду лелеять его так много лет...

В последующие годы Хассе перезагрузил свои ранние произведения, основанные на текстах Метастазио, на этот раз уделяя большое внимание первоначальному замыслу поэта, и в течение 1760-х годов, когда Метастазио писал новые тексты, Хассе, как правило, был первым композитором, который их устанавливал. Бёрни оставил следующую заметку:

Этот поэт и музыкант - две половинки того, что, как и Платон Андрогин, когда-то составляло единое целое; поскольку они в равной степени обладают одинаковыми характерными чертами истинного гения, вкуса и рассудительности; так что порядочность, последовательность, ясность и точность - неотъемлемые составляющие обоих...

Стиль и репутация

Несмотря на Джованни Баттиста Манчини, что Хассе был падре della musica, и, несмотря на огромную популярность композитора как деятеля серьезной итальянской оперы 18-го века, после его смерти репутация Хассе сильно упала, и его музыка оставалась в основном без исполнения (за исключением некоторых его священных произведений, которые были возрождается то и дело в Германии). В частности, его оперы бесследно утонули, и возрождение началось только с приближением конца 20-го века: реформы Глюка увели оперу от стиля Хассе и аркадских идеалов Метастазио в новое направление, из которого она уже не вернется.

В свое время стиль Хассе отличался прежде всего лиризмом и чувством мелодии. Бёрни выразился так:

[Хассе] может без вреда для своих братьев иметь право быть выше всех других лирических композиторов, как Метастазио над всеми другими лирическими поэтами.

Тщательный выбор тональности также был важным фактором. решающий фактор в стиле Хассе, когда определенные эмоции обычно отмечаются определенными ключевыми выборами. Любовные чувства выражались, например, А, в то время как для выражения аристократического благородства Хассе использовал до и си бемоль; с другой стороны, его сверхъестественная и внушающая страх музыка обычно входила в тональность до и фа минор. Большинство его арий начинаются с мажора, переключаясь только на минор в секции си, прежде чем вернуться к мажору для да капо. По мере развития его карьеры его арии становились все длиннее, но лирический смысл все еще оставался его главной целью.

В Гамбурге Музей Иоганна Адольфа Хассе посвящен его жизни и работа.

Работы
Ссылки
Источники
  • Hansell, Sven (2001). «Иоганн Адольф Хассе». In Root, Дин Л. (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove. Oxford University Press. ‎
  • Фредерик Л. Миллнер: Опера Иоганна Адольфа Хассе. Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press, 1979 (Исследования по музыковедению, 2). ISBN 0-8357-1006-8
  • Смитер, Ховард Э.: История оратории. University of North Carolina Press, 1977 ISBN 9780807812747
Дополнительная литература
  • Франческо Деграда: «Aspetti gluckiani nell'ultimo Hasse», Chigiana, xxix – xxx (1975), 309–329
  • С. Ханселл: «Духовная музыка в Incurabili в Венеции во времена Дж. А. Хассе», Журнал Американского музыковедческого общества, xxiii (1970), 282–301, 505–21
  • D. Heartz : "Hasse, Galuppi and Metastasio", Venezia e il melodramma nel settecento: Venice 1973–5, i, 309–39
  • F. Л. Миллнер: «Хассе и Лондонская Дворянская опера », Music Records, xxxv (1974), 240–46
  • Рейнхард Штром: Очерки Генделя и итальянской оперы (Кембридж, 1985)
  • Imme Tempke: "Моцарт унд дер 'Musick-Vatter' Hasse". В: [de ] Nr. 71. Verlag HB-Werbung, Hamburg-Bergedorf, (2006). ISSN 1862-3549.
  • Imme Tempke: «Hasses Musikausbildung в Гамбурге». В: Lichtwark-Heft Nr. 67. Verlag HB-Werbung, Hamburg-Bergedorf, (2002). ISSN 1862-3549.
  • Роберт Торре: «Оперные близнецы и музыкальные соперники: два окружения Артасерса (1730)», Дискурсы в музыке, т. 6 шт. 1, (лето 2006 г.).
  • Алан Йорк-Лонг: Музыка в суде (Лондон, 1954)
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Иоганном Адольфом Хассе.
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:37:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте