Джованни Баттиста Саммартини (ок. 1700 - 15 января 1775 г.) был итальянским композитором, скрипачом органистом, хормейстером и педагогом. Он насчитал Глюка среди своих учеников и был высоко оценен молодыми композиторами, включая Иоганна Кристиана Баха. Также было отмечено, что многие стилизации в композициях Йозефа Гайдна похожи на стили Саммартини, хотя Гайдн отрицал такое влияние. Саммартини особенно ассоциируется с формированием концертной симфонии за счет как перехода от стиля короткой оперы-увертюры, так и введения новой серьезности и использования тематического развития, которое прообраз Гайдна и Моцарт. Некоторые из его работ описаны как галант, стиль, связанный с идеалами Просвещения, в то время как «преобладающее впечатление, оставленное работами Саммартини... [заключается в том, что] он внес большой вклад в развитие. классического стиля, который достиг своей наибольшей ясности именно тогда, когда его долгая и активная жизнь подходила к концу ".
Иногда его путают со своим старшим братом, Джузеппе, композитор с таким же плодовитым творчеством, но не такой же известностью или влиянием, который в итоге оказался на службе у Фредерика, принца Уэльского.
Джованни Баттиста Саммартини родился у французского эмигранта и гобоиста Алексиса Сен-Мартена и Джироламы де Федеричи в Милане, в том, что было под властью Габсбургов Ломбардией в течение большей части его жизни и сегодня Италия.
Он был седьмым из восьми детей, получивших музыкальное образование от своего отца и написавших свою первую музыку в 1725 году: набор вокальных произведений теперь утерян. Он получил престижные должности маэстро ди капелла в Сант-Амброджо и в Конгрегации дель Сантиссимо Энтьерро в 1728 году и занимал первые должности до самой смерти. Саммартини быстро стал известен как церковный композитор и получил известность за рубежом. За эти годы он присоединился ко многим церквям для работы (восемь или более после его смерти) и написал музыку для исполнения на государственных мероприятиях и в домах знати. Хотя он никогда не уезжал далеко от Милана, он контактировал с такими известными композиторами, как J.C. Бах, Моцарт, Боккерини и Глюк, последний из которых был его учеником с 1737 по 1741 год.
Смерть Саммартини в 1775 году была неожиданной. Хотя в свое время его высоко ценили, о его музыке вскоре забыли, и она не была открыта заново до 1913 года исследователями Фаусто Торрефранка, Жорж де Сен-Фуа и Гаэтано Чезари. Любопытно, что большинство его сохранившихся работ было восстановлено из изданий, изданных за пределами Милана.
Саммартини больше всего хвалят за его новаторские разработки в развитии симфонии, возможно, больше, чем философские школы в Мангейме и Вене. Его подход к симфонической композиции был уникален тем, что на него повлияли формы трио-соната и концерт, в отличие от других композиторов того времени, которые моделировали симфонии после итальянской увертюры.. Его симфонии основывались на ритме и более четкой форме, особенно в ранних сонатных и округлых двоичных формах. Его произведения никогда не переставали быть изобретательными, а иногда и предвосхищали направления классической музыки, такие как стиль Sturm und Drang. Чешский композитор Йозеф Мысливечек считал Саммартини «отцом стиля Гайдна», популярного мнения, которое значительно укрепило репутацию Саммартини после его смерти.
Саммартини был плодовитый композитор, и его сочинения включают 4 оперы, около 70 симфоний, десять концертов и значительную часть камерной музыки. По состоянию на 2004 год было восстановлено около 450 известных произведений Саммартини, хотя значительная часть его музыки была утеряна, особенно духовные и драматические произведения. Некоторые из них могли быть утеряны из-за публикации под другими именами, особенно под именем его брата Джузеппе. Его самая ранняя музыка была для литургического использования.
Работы Саммартини упоминаются в публикациях или записях либо по номеру опуса, который они получили при его жизни, либо по номерам JC, которые они получают в каталоге Дженкинса-Чургина, упомянутом ниже. Ньюэлл Дженкинс впервые отредактировал некоторые из работ Саммартини, в том числе Magnificat (он также был редактором работ Вивальди, Паизиелло и Боккерини, среди других).
Музыка Саммартини обычно делится на три стилистических периода: ранний период (1724-1739), отражающий смесь барокко и доклассических форм, средний период (1740-1758), что предполагает доклассическую форму и поздний период (1759-1774 гг.), который демонстрирует классические влияния. Средний период Саммартини считается его самым значительным и новаторским, в течение которого его композиции в стиле галантной музыки предвещают грядущую классическую эпоху.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Джованни Баттиста Саммартини. |