Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756-5 декабря 1791), крещенный Иоганн Хризостомус Вольфганг Теофил Моцарт, был плодовитым и влиятельным композитором Классический период.
Родившийся в Зальцбурге, в Священной Римской империи, Моцарт проявлял удивительные способности с самого раннего детства. Уже владея клавишными и скрипкой, он сочинял с пятилетнего возраста и выступал перед европейскими королевскими особами. В 17 лет Моцарт был приглашен музыкантом при дворе Зальцбурга, но забеспокоился и отправился в поисках лучшего положения. Во время посещения Вены в 1781 году он был уволен со своей должностью в Зальцбурге. Он предпочел бы остаться в Вене, где добился славы, но при этом не имел финансовой обеспеченности. В годы жизни он написал последние из самых известных симфоний, концертов и опер, а также отрывки из Реквиема <505.>, который был по большей части незаконченным моментом его ранней смерти в возрасте 35 лет. Обстоятельства его смерти были сильно мифологизированы.
Он написал более 600 произведений, многие из которых признаны вершинами симфонического, концертного, камерного, оперная и хоровая музыка. Он считается одним из величайших классических композиторов всех времен, и его влияние на западную музыку огромно. Людвиг ван Бетховен писал свои ранние произведения в тени Моцарта, а Йозеф Гайдн писал: «потомки снова не увидят такого таланта через 100 лет».
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в семье Леопольда Моцарта (1719–1787) и Анны Марии, урожденной Пертль (1720–1778), в Getreidegasse 9 в Зальцбурге. Зальцбург был стол Зальцбургского архиепископства, церковного княжества в Священной Римской империи (сегодня в Австрии ). Он был младшим из семи детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Его старшей сестрой была Мария Анна Моцарт (1751–1829) по прозвищу «Наннерль». Моцарт крестился на следующий день после своего рождения, в Св. Собор Руперта в Зальцбурге. В записи о крещении его имя указано в латинизированной форме, как Иоанн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт. В зрелом возрасте он обычно называл себя «Вольфганг Амаде Моцарт», но его имя имело множество вариантов.
Леопольд Моцарт, уроженец Аугсбурга, в то время Имперский Вольный город в Священной Римской империи, был второстепенным композитором и опытным учителем. В 1743 году он был назначен четвертым скрипачом в музыкальном учреждении графа Леопольда Антона фон Фирмиана, правящего принца-архиепископа Зальцбургского. Четыре года спустя он женился на Анне Марии в Зальцбурге. Леопольд стал заместителем оркестра капельмейстером в 1763 году. В год рождения сына Леопольд издал учебник игры на скрипке Versuch einer gründlichen Violinschule, который добился успеха.
Когда Наннерл было 7 лет, она начала уроки игры на клавиатуре со своим отцом, пока ее трехлетний брат наблюдал. Спустя время, после смерти ее брата, она вспоминала:
Он часто проводил много времени у клавира, выбирая трети, которые он всегда поражал, и его удовольствие показало, что это звучит хорошо.... На четвертом году его возраста отец, как бы для игры, начал учить его нескольким менуэтам и пьесам на клавире.... Он мог сыграть ее безупречно и с величайшей деликатностью, точно в срок.... В пятилетнем возрасте он уже сочинял маленькие пьесы, которые играл своему отцу, который их записывал.
Семья Моцарта на гастролях: Леопольд, Вольфганг и Наннерль. Акварель Кармонтель, ок. 1763Эти ранние пьесы, К. 1–5, были записаны в Наннерл Нотенбух. Существуют некоторые научные дебаты о том, было ли Моцарту или пять лет, когда он создавал свои первые четыре музыкальные композиции, хотя нет никаких сомнений в том, что Моцарт сочинил свои первые три музыкальные произведения с интервалом в несколько недель: K. 1a, 1b, и 1с.
В ранние годы отец Вольфганга был его единственным учителем. Наряду с музыкой он учил своих детей языкам и академическим предметам. Соломон отмечает, что, хотя Леопольд был преданным учителем для своих детей, есть свидетельства того, что Моцарт стремился развиваться дальше того, чему его учили. Его первая заляпанная чернилами композиция и его преждевременные попытки сыграть на скрипке его инициативой и стали неожиданностью для Леопольда, который в конце концов бросил сочинять, когда музыкальные таланты его сына стали очевидны.
В то время как Вганг был молодым, его семья совершила несколько европейских путешествий, в которых он и Наннерл выступили как вундеркинды. Они начались с выставки в 1762 году при дворе князя Максимилиана III Баварского в Мюнхене, а также в императорских дворах в Вене и Праге. Затем последовал длительный концертный тур, длившийся три с половиной года, во время которого семья отправилась в суды Мюнхена, Мангейма, Парижа, Лондона, Дувра, Гааги, Амстердама, Утрехта, Мехелен и снова в Париж, и обратно домой через Цюрих, Донауэшинген и Мюнхен. Во время этой поездки Вольфганг познакомился со многими музыкантами и познакомился с произведениями других композиторов. Особенно значительное влияние оказал Иоганн Христиан Бах, которого он посетил в Лондоне в 1764 и 1765 годах. Когда ему было восемь лет, Моцарт написал свою первую симфонию, большая часть которой, вероятно, была переписана его отцом.
Моцарт, 14 лет, январь 1770 г. (Школа Вероны, приписывается Джамбеттино Чиньяроли )Семейные поездки часто были сложными, а условия путешествий были примитивными. и возместили от знати, и они переносили длительные, почти смертельные болезни вдали от дома: сначала Леопольд (Лондон, лето 1764 г.), затем оба ребенка (Гаага, осень 1765 г.). снова отправился в Вену в конце 1767 года и оставался. там до декабря 1768 года.
После года в Зальце Бург, Леопольд и Вольфганг отправились в Италию, оставив Анну-Марию и Наннерль дома. Это турне длилось с декабря 1769 года по март 1771 года., Леопольд хотел понять способности своего сына как исполнителя и быстро взрослеющего композитора. Вольфганг познакомился с Йозефом Мысливечеком и Джованни Баттистой Мартини в Болонье и был принят в знаменитой Accademia Filarmonica. В Риме он услышал Грегорио Аллегри Miserere в исполнении Сикстинской капеллы и записал его по памяти, таким образом созданную первую несанкционированную копию. об этом тщательно охраняемом имении Ватикана.
В Милане Моцарт написал оперу Митридат, о Понто (1770), которая была исполнена с успехом. Это привело к дальнейшим операциям комиссии. Он снова вернулся со своим отцом в Милан (август - декабрь 1771; октябрь 1772 - март 1773) для сочинения и премьер Асканио в Альбе (1771) и Лучио Силла (1772).. Леопольд надеялся, что эти визиты приведут к профессиональному назначению его сына, и действительно, правящий эрцгерцог Фердинанд намеревался нанять Моцарта, но из-за его матери нежелание императрицы Марии Терезии использовать "бесполезно люди" Ближе к концу путешествия Моцарт написал соло мотет Exsultate, jubilate, K. 165.
После окончательного возвращения с отцом из Италии 13 марта 1773 г. Моцарт был нанят в качестве придворного музыканта правителем Зальцбурга принцем- В период с апреля по архиепископом Иеронимом Коллоредо. У композитора было много друзей и почитателей в Зальцбурге, и он имел возможность работать во многих жанрах, включая симфонии, сонаты, струнные квартеты, мессы , серенады и несколько минорных опер. декабрь 1775 года Моцарт увлекся скрипичными концертами, выпустив серию из пяти (единственных, которые он когда-либо написал), музыкальная изысканность неуклонно возрастала. Последние три - К. 216, К. 218, К. 219 - стали причиной репертуара. В 1776 году он обратил свои усилия на фортепианные концерты, кульминацией которых стал концерт E ♭ K. 271 начала 1777 года, которое критики считают прорывным произведением.
Несмотря на эти художественные успехи, Моцарт все больше недоволен Зальцбургом и удвоил свои усилия, чтобы найти место в другом месте. Одной из причин была его низкая зарплата, 150 флоринов в год; Моцарт стремился сочинять оперы, и Зальцбург давал для этого лишь редкие возможности. Ситуация ухудшилась в 1775 году, когда придворный театр был закрыт, тем более что другой театр в Зальцбурге был в основном зарезервирован для приезжих трупп.
Две длительные экспедиции в поисках работы прервали это долгое пребывание в Зальцбурге. Моцарт и его использовали Вену с 14 июля по 26 сентября 1773 года и Мюнхен с 6 декабря 1774 года по март 1775 года. Оба визита не увенчались успехом, хотя путешествие по Мюнхену привело к массовому успеху с премьерой оперы Моцарта La finta giardiniera.
В августе 1777 года Моцарт оставил свой пост в Зальцбурге и 23 сентября снова отправился в поисках работы, посетив Аугсбург, Мангейм., Париж и Мюнхен.
Моцарт познакомился с знаменитым оркестра в Мангейме, лучшим в то время в Европе. Он также влюбился в Алоизию Вебер, одну из четырех дочерей в музыкальной семье. Были перспективы трудоустройства в Мангейме, но они ни к чему не привели, и 14 марта 1778 года Моцарт уехал в Париж, чтобы продолжить свои поиски. Одно из его писем из Парижа намекает на возможную должность органиста в Версале, но Моцарт не был заинтересован в таком назначении. Он залез в долги и начал закладывать ценности. Пик этого визита наступил, когда мать Моцарта заболела и умерла 3 июля 1778 года. Вызов врача задерживался - вероятно, согласно Холливеллу, из-за нехватки средств. Моцарт жил у Мельхиора Гримма, который был личным секретарем герцога Орлеанского, жил в своем особняке.
Пока Моцарт был в Париже, его отец искал возможности трудоустройства для него в Зальцбурге. При поддержке местной знати Моцарту предложили должность придворного органиста и концертмейстера. Годовая зарплата составляющая 450 флоринов, но он не хотел соглашаться. К тому времени отношения между Гриммом и Моцартом остыли, и Моцарт съехал. После отъезда из Парижа в сентябре 1778 года в Страсбург, он задержался в Мангейме и Мюнхене, все еще надеясь получить встречу за пределами Зальцбурга. В Мюнхене он снова встретил Алоизию, теперь очень успешную певицу, но она больше не интересовалась им. Моцарт наконец вернулся в Зальцбург 15 января 1779 года и приступил к своему новому назначению, но его недовольство Зальцбургом осталось неизменным.
Среди наиболее известных произведений, которые Моцарт написал во время путешествия по Парижу, есть Малый соната для фортепиано, K. 310 / 300d, «Парижская» симфония ( № 31), которые исполнялись в Париже 12 и 18 июня 1778 г., и Концерт для флейты и Арфа до мажор, K. 299 / 297c.
С января 1781 года опера Моцарта Идоменей с «большим успехом» вышла в Мюнхене. В марте следующего года Моцарт был вызван в Вену, где его наниматель, архиепископ Коллоредо, присутствовал на торжествах по случаю восшествия на австрийский престол Иосифа II. Для Коллоредо это было просто желанием, чтобы его музыкальный слуга был под рукой (Моцарт действительно был обязан обедать в заведении Коллоредо с камердинерами и поварами). Однако Моцарт планировал большую карьеру, даже продолжая архиепископу. ; например, он написал своему отцу:
Моя главная цель прямо сейчас - встретиться с императором каким-нибудь приятным образом, я абсолютно уверен, что он должен познакомиться со мной. Я был бы так счастлив, если бы я мог проглотить для него свою оперу, а сыграть одну или две фуги, потому что это то, что ему нравится.
Моцарт действительно скоро встретился с Императором.
В том же письме к отцу, которое только что процитировали, Моцарт изложил свои планы участвовать в качестве солиста в концертах Tonkünstler-Societät, известной серии благотворительных концертов; этот план также осуществился после того, как местная знать убедила Коллоредо отказаться от его сопротивления.
Желание Коллоредо помешать Моцарту выступать за пределами его, однако, было реализовано в других случаях, что вызвало гнев композитора; Одним из примеров был шанс выступить перед Императором у графини Тун за плату, равную половину годовой зарплаты в Зальцбурге.
Ссора с архиепископом достигла апогея в мае: Моцарт попытался уйти в отставку, но получил отказ. В следующем месяце разрешение было дано, но крайне оскорбительным образом: композитор был уволен «пинком под зад», которым распорядился управляющий архиепископа граф Арко. Моцарт решил обосноваться в Вене в качестве независимого исполнителя и композитора.
Ссора с архиепископом обострилась для Моцарта, потому что его отец встал на его сторону. Горячо надеясь, что он послушно последует за Коллоредо обратно в Зальцбург, отец Моцарта интенсивно переписывался с сыном, отправить его примириться с их работодателем. Моцарт страстно защищал свое намерение продолжить независимую карьеру в Вене. Споры закончились, когда Моцарт был уволен архиепископом, освободив себя как от своего работодателя, так и от требований своего отца вернуться. Соломон поместил отставку Моцарта как «революционный шаг».
Новая карьера Моцарта в Вене началась хорошо. Он часто выступал как пианист, особенно на конкурсе перед Императором с Муцио Клементи 24 декабря 1781 года, и вскоре он «зарекомендовал себя как лучший клавишник в Вене». Он также преуспел как композитор, и в 1782 году завершил оперу Die Entführung aus dem Serail («Похищение из Сераля»), премьера которой состоялась 16 июля 1782 года и принесла значительный успех. Вскоре произведение стало исполняться «по всей немецкоязычной Европе» и окончательно утвердило репутацию Моцарта как композитора.
1782 г. Портрет Констанции Моцарт, сделанный ее зятем Джозеф ЛангеВ разгар своих ссор с Коллоредо Моцарт поселился с семьей Веберов, которые переехали в Вена из Мангейма. Отец, Фридолин, умер, и теперь Веберы стали брать квартир, чтобы свести концы с концами.
Алоизия, которая ранее отвергла иск Моцарта, теперь была замужем за актер и художник Джозеф Ланге. Интерес Моцарта переместился на третью дочь Вебера, Констанцу.
Ухаживание прошло не совсем гладко; сохранившаяся переписка указывает на то, что Моцарт и Констанца ненадолго расстались в апреле 1782 года. Моцарт столкнулся с непростой просьбой - получить разрешение отца на брак. Пара окончательно поженилась 4 августа 1782 г. в Св. Стефана, за день до того, как его отца пришло по почте.
У пары было шестеро детей, из которых только двое выжили в младенчестве:
В 1782 и 1783 годах Моцарт близко познакомился с творчеством Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя в результате влияния Готфрида ван Свитена, владевшим множеством рукописей мастеров барокко. Изучение Моцартом этих партитур вдохновило сочинения в стиле барокко и позже повлияло на его музыкальный язык, например, в фугальных отрывках в Die Zauberflöte («Волшебная флейта») и финале Симфония № 41.
В 1783 году Моцарт с женой навестили свою семью в Зальцбурге. Его отец и сестра были сердечно вежливы по отношению к Констанце, но визит побудил их написать одну из величайших литургических пьес Моцарта, Месса до минор. Премьера не была завершена в Зальцбурге, Констанце исполнила сольную партию.
Моцарт встретил Йозефа Гайдна в Вене около 1784 года, и два композитора стали друзьями. Когда Гайдн приезжал в Вену, они иногда вместе играли в импровизированном струнном квартете. Шесть квартетов Моцарта , посвященных Гайдну (К. 387, К. 421, К. 428, К. 458, К. 464 и К. 465) датируются периодом 1782–1785 гг. быть ответом на Opus 33, поставленный Гайдном в 1781 году. Гайдн в 1785 году сказал отцу Моцарта: «Я говорю вам перед Богом, и как честный человек, ваш сын - величайший композитор, известный мне лично и по репутации. у него есть вкус и, что самое главное, величайшее композиторское мастерство ».
С 1782 по 1785 год Моцарт устраивал концерты с самим собой в качестве солиста, представляя три или четыре новых фортепианных концерта в каждом сезоне. Поскольку места в театрах было мало, он заказал нетрадиционные помещения: большой зал в Trattnerhof (жилой дом) и бальный зал Mehlgrube (ресторан). Концерты пользовались большой популярностью, и концерты, которые он на них представил, до сих пор прочно вошли в репертуар. Соломон пишет, что в этот период Моцарт создал «гармоничную связь между энергичным композитором-исполнителем и восхищенной публикой, которой была предоставлена возможность стать свидетелем трансформации и совершенствования основного музыкального жанра».
С существенными Вернувшись с концертов и других мест, Моцарт и его жена вели довольно роскошный образ жизни. Они переехали в дорогую квартиру с годовойарендной платой в 460 флоринов. Моцарт купил прекрасный для фортепиано у Антона Вальтера примерно за 900 флоринов и бильярдный стол примерно за 300. Моцарты прислали своего сына Карла Томаса в дорогой интернат и содержали прислугу. Таким образом, сбережения были невозможны, и короткий период финансового успеха не смягчил тех невзгод, которые могут быть воспроизведены.
14 декабря 1784 года Моцарт стал масоном, допущенным к домику Zur Wohltätigkeit («Благодеяние»). Масонство играло роль роль в оставшейся части Моцарта: он сочинял масонскую музыку, и в различных случаях он сочинял масонскую музыку, например Maurerische Trauermusik.
, несмотря на большой успех Die Entführung aus dem Серай, Моцарт в течение следующих четырех лет мало сочинял оперы, выпустив лишь два незаконченных произведения и одноактный Der Schauspieldirektor. Вместо этого он сосредоточился на своей карьере солиста-пианиста и автора концертов. Примерно в конце 1785 года Моцарт отошел от клавишного письма и начал свое знаменитое оперное сотрудничество с либреттистом Лоренцо да Понте. В 1786 году в Вене состоялась успешная премьера фильма Свадьба Фигаро. Его прием в Праге позже в том же году был еще более теплым, и это привело ко второму сотрудничеству с Да Понте: опера Дон Жуан, премьера которой состоялась в октябре 1787 года и получила в Праге. но меньший успех в Венеции в 1788 году. Эти два произведения входят в число самых известных произведений Моцарта и составляют основу оперного репертуара сегодня, хотя на их премьерах их музыкальная сложность вызвала трудности для слушателей, так и для исполнителей. Эти события не были засвидетельствованы отцом Моцарта, который умер 28 мая 1787 года.
В декабре 1787 года Моцарт наконец получил устойчивый пост под аристократическим покровительством. Император Иосиф II назначил его «камерным композитором», и этот пост освободился в предыдущем месяце после смерти Глюка. Это было занятие на неполный рабочий день, платили всего 800 флоринов в год, и Моцарт требовал только для сочинения танцев для ежегодных балов в Redoutensaal (см. Моцарт и танцы ). Этот скромный доход стал важным для Моцарта, когда наступили тяжелые времена. Судебные протоколы показывают, что Джозеф стремился не дать уважаемому композитору уехать из Вены в поисках лучших перспектив.
В 1787 году молодой Людвиг ван Бетховен провел несколько недель в Вене, надеясь учиться у Моцарт. Не сохранилось никаких надежных записей, которые указывали бы, встречались ли когда-либо два композитора.
К концу десятилетия положения Моцарта хужеилось. Примерно в 1786 году он перестал часто появляться на публичных концертах, и его доход упал. Это было трудное время для музыкантов в Вене из-за австро-турецкой войны : как общий уровень благосостояния, так и способность аристократии поддерживать музыку снизились.
К середине 1990-х гг. 1788 г. Моцарт и его семья переехали из центральной Вены в пригород Альзергрунд. Хотя высказывалось предположение, что Моцарт стремился сократить свои расходы на аренду, исследования показывают что, переехав в пригород, Моцарт не уменьшил свои расходы (как он писал в своем письме к Пухбергу ), а просто увеличил жилая площадь в его владение. Моцарт стал брать деньги в долг, чаще всего у своего друга и товарища по каменщику Майкл Пухберг ; «Жалкая последовательность писем с просьбами о ссуде» сохранилась. Мэйнард Соломон и другие предположили, что Моцарт страдал от депрессии, похоже, его замедлились. Основные произведения этого периода включают последние три симфонии (№ 39, 40 и 41, все с 1788 г.) и последнюю из трех опер Да Понте, Così fan tutte, премьера которого состоялась в 1790 году.
Примерно в это время Моцарт совершил несколько длительных путешествий в надежде улучшить свое состояние: в Лейпциг, Дрезден и Берлин весной 1789 года и Франкфурт, Мангейм и других немецких городах в 1790 году.
Последний год Моцарта, до последней болезни, был высокой продуктивности - и по некоторым данным, времени личного выздоровления. Он написал очень много, в том числе некоторые из его самых любимых произведений: опера Волшебная флейта ; заключительный фортепианный концерт (К. 595 в B ); Концерт для кларнета К. 622; последний в его серии струнных квинтетов (K. 614 in E ♭ ); мотет Ave verum corpus К. 618; и незаконченный Реквием К. 626.
Финансовое положение Моцарта, которое было беспокойства в 1790 году, наконец начало улучшаться. Хотя доказательства неубедительны, похоже, что богатые покровители в Венгрии и Амстердаме обещали Моцарту ренты в обмен на периодическое сочинение. Считается, что он получил выгоду от продажи музыки, написанной роли императорского камерного композитора. Моцарт больше не занимал большую сумму у Пухберга и начал расплачиваться с долгами.
Он испытал большое удовлетворение в связи с общественным успехом некоторых своих произведений, особенно «Волшебной флейты» (которая исполнялась несколько раз в короткий период между премьерой и смертью Моцарта) и Малой масонской кантаты К. 623, премьера которой состоялась 17 ноября 1791 года.
Моцарт заболел во время премьеры в Праге, 6 сентября 1791 года из его оперы La clemenza di Tito, написанной в том же году по заказу для торжеств по случаю коронации императора. Некоторое время он продолжал свою профессиональную деятельность и 30 сентября дирижировал премьерой «Волшебной флейты» . Его здоровье ухудшилось 20 ноября, после чего он стал прикован к постели, страдая от отеков, боли и рвоты.
Посмертная картина Барбары Краффт в 1819 годуМоцарт в последней болезни вылечил его женой и ее младшей сестрой, и его посещал семейный врач Томас Франц Клоссе. Он был мысленно занят завершением своего Реквиема, но свидетельств того, что он продиктовал отрывки своему ученику Франц Ксавер Зюссмайр, минимально.
Моцарт умер в своем доме. домой 5 декабря 1791 (1791-12-05) (35 лет) в 00:55. Новая роща его похороны:
Моцарт был похоронен в братской могиле, в соответствии с современным венским обычаем, в Св. Кладбище Маркса за городом 7 декабря. Если, как говорят более поздние сообщения, скорбящих не было, это тоже соответствует венским похоронным обычаям того времени; позже Отто Ян (1856) писал, что Сальери, Зюссмайр, ван Свитен и еще два музыканта присутствовали. Рассказ о буре и снегопаде ложен; день тих былим и мягким.
Выражение «братская могила» не относится ни к братской могиле, ни к могиле нищих, а к индивидуальной могиле простого народа (то есть не аристократии). Братские могилы были раскопаны через десять лет; могил аристократов не было.
Причина смерти Моцарта неизвестна с уверенностью. В официальном отчете он называется hitziges Frieselfieber («тяжелая милиарная лихорадка», относящаяся к сыпи, похожей на семена проса ), и это больше описание симптомов, чем диагноз. Исследователи предложили более сотни причин смерти, включая острую ревматическую лихорадку, стрептококковую инфекцию, трихинеллез, грипп, отравление ртутью и редкая почечная выплата.
Скромные похороны Моцарта не отражали его позиции в публике как композитора; поминальные службы и концерты в Вене и Праге были очень посещаемы. Действительно, в период сразу после его смерти его репутация выросла. Соломон представил «беспрецедентную волну энтузиазма» по поводу своей работы; были написаны биографии (сначала Schlichtegroll, Niemetschek и Nissen ); и издатели соперничали за выпуск полных изданий его работ.
Физический облик Моцарта был описан тенором Майклом Келли в его Воспоминаниях: «замечательно маленький человек, очень худой и бледный, с множеством прекрасных, светлые волосы которых он был очень тщеславным». Его ранний биограф Ниемечек писал: «В [его] телосложении не было ничего особенного... Он был маленьким, и его лицо, за исключением его больших пристальных глаз, не подавало никаких признаков его гения». Его лицо было изъеденным, как напоминание о его детском случае оспы. Он любил элегантную одежду. Келли вспомнил его на репетиции: «[Он] был на сцене в своей малиновой пелисе и украшенной золотом треуголке, отдавая время музыке оркестру». Судя по фотографиям Моцарта, которым удалось найти исследователей, он, похоже, носил белый парик на основных мероприятиях - исследователи Зальцбургского Моцартеума заявили, что только один из его четырнадцати портретов, которые они нашли, показали ему без парика. Когда что-то волновало его или усилила необходимость приложить это, это было одновременно мощным и энергичным »
Моцарт обычно долго и упорно работал, отделочные составы с потрясающей скоростью по мере приближение сроков. Часто делал наброски и наброски; в отличие от Бетховена, они по большей части не сохранились, так как его жена стремилась уничтожить их после его смерти.
Моцарт в центре венского музыкального мира и большого количества самых разных людей: коллег-музыкантов, театральные артисты, зальцбургцы и аристократы, в том числе знакомые с императором Иосифом II. Соломон считает, что его тремя ближайшими друзьями были Готфрид фон Жакин, граф Август Хацфельд и Зигмунд Барисани; среди других были его старший коллега Йозеф Гайдн, певцы Франц Ксавер Герл и Бенедикт Шак и валторнист Йозеф Лойтгеб. Лойтгеб и Моцарт продолжали любопытные дружеские насмешки, часто с Лейтгебом как предметом розыгрышей.
Моцарта бильярдом, танцами и домашними животными: канарейкой, скворец, собака и лошадь для прогулочной езды. Он испытывал поразительную любовь к копрологическому юмору, который сохранился в его сохранившихся письмах, особенно в письмах его кузине Марии Анне Фекле Моцарт около 1777–1778 годов, а также в его переписке со своим сестра и родители. Моцарт также написал копрологическую музыку, серию канонов, которые он пел со своими друзьями.
Моцарт был воспитан в римско-католической и оставался верным членом церкви на протяжении всей своей жизни.
Музыка Моцарта, как и Гайдна, является архетипом Классического стиля. В то время, когда он начал сочинять, в европейской музыке доминировал стиль галант, реакция на высоко развитую сложность барокко. Постепенно и по большей части благодаря самому Моцарту, контрапунктные сложности позднего барокко возникли снова, смягченные и дисциплинированные новыми формами, адаптированные к новой эстетике и эстетике. социальная среда. Моцарт был разносторонним композитором и писал во всех основных жанрах, включая симфонию, оперу, сольный концерт, камерную музыку, включая струнный квартет и струнный квинтет, и фортепиано соната. Эти формы не были новыми, но Моцарт усовершенствовал их техническую изысканность и эмоциональный охват. Он практически единолично разработал и популяризировал Концерт для фортепиано с оркестром . Он написал много религиозной музыки, включая масштабные мессы, а также танцы, divertimenti, серенады и др. формы легкого развлечения.
Центральные черты классического стиля присутствуют в музыке Моцарта. Ясность, уравновешенность и прозрачность - отличительные черты его работ, но за упрощенными представлениями о его тонкости скрывается исключительная сила его лучших шедевров, таких как Концерт для фортепиано с оркестром № 24 до минор, К. 491; Симфония № 40 соль минор, K. 550; и опера Дон Жуан. Чарльз Розен убедительно подчеркивает эту мысль:
Только признав насилие и чувственность в центре творчества Моцарта, мы можем начать понимание его структур и проникнуть в его величие. Парадоксальным образом, поверхностная характеристика Симфонии соль минор, которую Шуман дает нам более устойчиво увидеть демона Моцарта. Во всех высших проявлениях страдания и ужаса Моцарта есть что-то шокирующе сладострастное.
В течение своего последнего десятилетия Моцарт часто использовал хроматическую гармонию. Примечательным примером является его Струнный квартет до мажор, K. 465 (1785), введение которого изобилует хроматическими суспензиями, что дает название произведению - квартет «Диссонанс».
Моцарт обладал даром впитывать и адаптировать ценные черты чужой музыки. Его путешествия помогли сформировать уникальный композиционный язык. В Лондоне в детстве он познакомился с Дж. К. Бах и слушал его музыку. В Париже, Мангейме и Вене он познакомился с другими композиционными влияниями, а также с авангардными возможностями мангеймского оркестра. В Италии он познакомился с итальянской увертюрой и opera buffa, которые глубоко повлияли на развитие его практики. В Лондоне и Италии господствовал стиль галант: простая, легкая музыка с манией к каденсированию ; акцент на тонкости, доминантности и субдоминанте, исключая другие гармонии; симметричные фразы; и четко сформулированные перегородки в общей форме движений. Некоторые из ранних симфоний Моцарта - это итальянские увертюры, в которых три части переходят одна в другую; многие из них гомотональные (все три движения имеют одну и ту же ключевую сигнатуру, при этом медленное среднее движение находится в относительном минорном ). Другие подражают произведениям Я. К. Баха, а другие простые простые округленные двоичные формы, созданные венскими композиторами.
Факсимильная партитура из движения Dies Irae из Реквиемной мессы ре минор (К. 626) почерком Моцарта (Mozarthaus, Вена)По мере взросления Моартац, он постепенно включал больше черт, адаптированных из барокко. Например, Симфония №29 ля мажор K. 201 контрапунктную тему в первой части и эксперименты с нестандартной длиной фраз. Некоторые из его квартетов 1773 года финансовые финалы, вероятно, включены Гайдна, которые включают три таких финала в свой недавно опубликованный набор Opus 20. Влияние периода Sturm und Drang («Буря и стресс») в музыке с его кратким предзнаменованием эпохи романтизма очевидно в музыке обоих композиторов того времени.. Моцарт Симфония № 25 соль минор К. 183 - еще один отличный пример.
Моцарт иногда переключал свое внимание с опер на инструментальную музыку. Он поставил оперы в каждом из преобладающих стилей: Opera Buffa, таких как Свадьба Фигаро, Дон Жуан и Così fan tutte ; opera seria, например Идоменей ; и Singspiel, из которых Die Zauberflöte - самый известный пример любого композитора. В своих более поздних операх он использовал тонкие изменения в инструментах, оркестровой фактуре и цвете тона для эмоциональной глубины и отметки драматических сдвигов. Его достижения в опере и инструментальноминении используют: его все более изощренное использование оркестра в симфониях и концертах повлияло на его оперную оркестровку, его развивающаяся тонкость в использовании оркестра для психологического воздействия в его операх, в свою очередь, свою более поздних некомпетентных постановках. оперные сочинения.
Самым известным учеником Моцарта, которого Моцарты взяли в свой венский дом на два года в детстве, вероятно, был Иоганн Непомук Хаммель, переходный фигура между классической и романтической эпохами. Более важный влияние Моцарта на композиторов поколений. С тех пор как его репутация учащихся, прослушла после смерти, изучение его стандартной профессиональной подготовки классических.
Людвиг ван Бетховен, младше Моцарта на пятнадцать лет, находился под сильным его творчества, с которым он был знаком в подростковом возрасте. Считается, что он исполняет оперы Моцарта, играет в придворном оркестре в Бонне, и в 1787 году отправился в Вену, надеясь учиться у композитора старшего возраста. Некоторые из произведений Бетховена имеют прямые модели в сопоставимых произведений Моцарта, и он написал каденции (WoO 58) к концерту Моцарта для фортепиано с оркестром ре минор К. 466. Подробнее см. Моцарт и Бетховен.
Композиторы отдали дань уважения Моцарту, написав наборы вариаций на его темы. Бетховен написал четыре таких набора (соч. 66, WoO 28, WoO 40, WoO 46). Среди других - Фернандо Сор Вступление и вариации на тему Моцарта (1821), Вариации Михаила Глинки на тему из оперы Моцарта »Die Zauberflöte "(1822), Фредерик Шопен Вариации на тему" Là ci darem la mano " из Дон Жуан (1827) и Вариации и фуга на тему Моцарта Макса Регера (1914), основанные на теме вариаций в сонате для фортепиано К. 331.
Петр Ильич Чайковский написал свою Оркестровую сюиту № 4 на G, Моцартиана (1887) как дань уважения Моцарту.
Для однозначной идентификации произведений Моцарта каталожный номер Köchel. Это уникальный номер, присвоенный в правильном хронологическом порядке каждого из его известных. Первое издание каталога было завершено в 1862 году Людвигом фон Кехелем, работа обозначается аббревиатурой "K." или "KV", за которым он неоднократно обновлялся, так как научн. ые исследования улучшают знание дат подлинности отдельных работ.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Вольфганг Амадей Моцарт. |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Вольфгангом Амадей Моцарт |
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные. Вольфгангом Амадеем Моцартом |