Карл Мария фон Вебер

редактировать
Немецкий композитор-романтик Карл Мария фон Вебер (1821), автор Кэролайн Бардуа

Карл Мария фон Вебер (18 или 19 ноября 1786 - 5 июня 1826) был немецким композитором, дирижером, виртуозом пианистом, гитаристом и критиком, который был одним из первых значительных композиторов Романтическая эпоха. Наиболее известен своими операми, он был решающей фигурой в развитии Romantische Oper (Романтическая опера).

На протяжении всей своей юности его отец [<262]>де ], без устали перемещал семью между Гамбургом, Зальцбургом, Фрайбергом, Аугсбургом и Веной <164.>. Следовательно, он учился у многих учителей: его отец Иоганн Петер Хойшкель, Майкл Гайдн, Джованни Валези, Иоганн Непомук Калчер и Георг Йозеф Фоглер - под руководством которого он написал четыре оперы, ни одна из которых не сохранилась полностью. У него был скромный выпуск неоперной музыки, которая включает две симфонии; концерт для фагота ; фортепианные пьесы, такие как Konzertstück фа минор и Приглашение на танец ; и многие пьесы с участием кларнета, обычно написанные для кларнетиста-виртуоза Генриха Бермана. Его зрелые оперы - Сильвана (1810), Абу Хассан (1811), Der Freischütz (1821), Die drei Pintos (comp. 1820–21), Euryanthe (1823), Oberon (1826) - оказали большое влияние на последующих немецких композиторов, включая Marschner, Мейербер и Вагнер ; его сочинения для фортепиано предвосхитили сочинения Шопена и Листа. Его самая известная работа, Der Freischütz, остается одной из самых значительных немецких опер.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Детство
    • 1.2 Образование
    • 1.3 Начало карьеры 1804–1810
    • 1.4 Более поздняя карьера 1810–1826 гг.
  • 2 Наследие
  • 3 Работы
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Детство

Вебер родился в Eutin, епископстве Любекское, как старший из трех детей [de.>] и его вторая жена, Дженовефа Вебер, венская певица. Он был крещен католиком 20 ноября 1786 года и получил имя Карл Фридрих Эрнст; альтернативное второе имя Мария появилось позже. Его брат и сестра умерли в младенчестве. Оба родителя были католиками и родом из далекого юга Германии. «фон » был притворством его отца, который не был аристократом.

В апреле 1779 года Франц Антон был назначен директором княжеско-епископского оркестра Евтина, который, однако, был распущен в 1781 году из-за сокращения расходов. Затем он занял должность муниципального музыкального руководителя Ютина. Недовольный этой должностью, он ушел в отставку в 1787 году и основал театральную труппу в Гамбурге. После непродолжительного пребывания в Вене он присоединился к театральной труппе Иоганна Фридриха Тоскани и Питера Карла Санторини, которые выступали в Касселе, Марбурге и Хофгайсмаре. Он неоднократно пытался создать свою собственную прочную компанию, но имел лишь временный успех.

Сводный брат Франца Антона, Фридолин, женился на Кесилии Штамм и имел четырех дочерей, Жозефу, Алоизия, Констанц и Софи, все они стали известными певицами. Вольфганг Амадей Моцарт пытался добиться расположения Алоизии, сочинив для нее несколько пьес. Но после того, как она отвергла его ухаживания, Моцарт женился на Констанце; таким образом, жена Моцарта приходилась кузиной Карлу Марии фон Вебер.

Одаренный скрипач, Франц Антон имел амбиции превратить Вебера в вундеркинда вроде Моцарта. Вебер родился с врожденным заболеванием бедра и не начал ходить, пока ему не исполнилось четыре года. Но к тому времени он уже был способным певцом и пианистом.

Образование

Франц Антон дал Веберу всестороннее образование, которое постоянно прерывалось из-за частых переездов семьи. В 1796 году Вебер продолжил свое музыкальное образование в Хильдбургхаузене, где его обучал гобоист Иоганн Петер Хойшкель. Переехав осенью 1797 года в Зальцбург, Вебер с 1798 года учился у Михаэля Гайдна, младшего брата более известного Йозефа Гайдна, который согласился обучать Вебера без плата.

Его пребывание в Зальцбурге было омрачено смертью его, заболевшего туберкулезом 13 марта 1798 года, и смертью его годовалой сестры Антонетты 29 декабря 1798 года в Мюнхене..

Визит к Йозефу Гайдну в Вену, предположительно в надежде на дальнейшее обучение, оказался безрезультатным. Осенью 1798 года Вебер переехал в Мюнхен, где учился пению у Иоганна Евангелиста Валлисхаузера и сочинению у Иоганна Непомука Кальхера, который руководил первой оперой Вебера, Die Macht der Liebe und des Weins (The Сила любви и вина). Как и другие его сочинения того периода, эта опера утеряна. Шесть фугетт для фортепиано двенадцатилетнего Вебера были изданы в Лейпциге.

Музыкальное образование Вебера было расширено за счет овладения литографией, которую он изучил в мастерской Алоиса Сенефельдера, изобретателя процесса, и Франца Глайснера (осень 1799 г.). Сборник его вариаций для фортепиано был литографирован самим Вебером.

В 1800 году семья переехала в Фрайберг в Саксонии, где Вебер, которому тогда было 14 лет, написал оперу под названием Das stumme Waldmädchen (Тихая лесная дева). Его поставили в театрах Фрайберга и Хемница, а затем в Санкт-Петербурге (1804), Вене (1805/1805) и Праге (1806). Молодой Вебер также начал публиковать статьи как музыкальный критик, например, в Leipziger Neue Zeitung в 1801 году.

В 1801 году семья вернулась в Зальцбург, где Вебер возобновил учебу у Михаэля Гайдна. Вебер написал свою третью оперу Peter Schmoll und seine Nachbarn (Питер Шмоль и его соседи), которую одобрил его учитель. После концертного турне в 1802 году Веберы вернулись в Аугсбург, где, как полагают, состоялась премьера Питера Шмоля.

В середине 1803 года Вебер продолжил свое обучение в Вене у аббата Фоглера, основателя важных музыкальных школ в Мангейме, Стокгольме и Дармштадте. Другим известным учеником Фоглера в Дармштадте был Якоб Мейер Бир, позже известный как Джакомо Мейербер, который стал близким другом Вебера. В письмах они называли друг друга «братьями».

Начало карьеры 1804–1810

Карл Мария фон Вебер (1814) Картина Томаса Лоуренса

Фоглер рекомендовал 17-летнего Вебера на пост директора Бреслауской оперы в 1804 году; Веберу предложили пост, и он принял его. Он стремился реформировать оперу, уволив на пенсию старых певцов, расширив оркестр и взявшись за более сложный репертуар. Его амбициозная и самоотверженная работа в качестве директора оркестра была признана, хотя его темпи часто критиковали как слишком быстрые. Поскольку распорядок дня не оставлял ему достаточно времени для творческой работы, Вебер не стремился продлить свое двухлетнее назначение.

После перерыва при дворе герцога Евгения Вюртембергского, проживавший в Силезии, Вебер служил с 1807 по 1810 год в Штутгарте личным секретарем герцога Людвига, брата короля Вюртемберга Фридриха I. Время Вебера в Вюртемберге было чревато неприятностями. Он глубоко влез в долги и был вовлечен в финансовые манипуляции своего работодателя, например продажа подтверждений герцогской службы, освобождающих покупателя от военной службы. Вебер был арестован и обвинен в растрате и взяточничестве. Поскольку он мог опровергнуть обвинения, дело было возбуждено в соответствии с гражданским правом, чтобы избежать компрометации фактического манипулятора, брата короля. Вебер согласился оплатить расходы (последний платеж был произведен в 1816 году) и был выслан из Вюртемберга / вместе со своим отцом.

В качестве отрезвляющего побочного эффекта Вебер начал вести дневник, чтобы записывать свои расходы и переписку. и иногда комментирует особые события.

Вебер оставался плодовитым композитором в этот период, написав множество религиозной музыки, в основном для католической мессы. Это, однако, вызвало у него враждебность консерваторов, работавших над восстановлением традиционного песнопения в литургии.

Более поздняя карьера 1810–1826 гг.

летний дом Вебера (1818–1824 гг.) Недалеко от Дрездена; Музей Карла Марии фон Вебера Карл Мария фон Вебер (1825) Портрет [де ], Дрезден, Städtische Galerie

В 1810 году Вебер посетил несколько городов по всей Германии; 1811 год стал поворотным в его карьере, когда он встретился и работал с мюнхенским придворным кларнетистом Генрихом Берманом и написал Концертино ми ♭ мажор, соч. 26, J. 109 и два концерта J. 114 и J. 118 для него; с декабря 1811 года по март 1812 года Вебер отправился в турне с Берманом, игравшим на кларнете, и это были некоторые из последних концертов в этом туре, которые изменили общественное, критическое и королевское мнение о творчестве Вебера и помогли ему добиться успеха в исполнении произведения. Сильвана в Берлине в том же году. С 1813 по 1816 год он был директором Оперы в Праге; с 1816 по 1817 год он работал в Берлине, а с 1817 года он был директором престижного Опера в Дрездене, прилагаем все усилия, чтобы создать Немецкая опера, в ответ на Итальянская опера, доминировавшая на европейской музыкальной сцене с 18 века. 4 ноября 1817 года он женился на Кэролайн Брандт, певице, сыгравшей главную роль Сильваны. В 1819 году он написал, пожалуй, самую известную свою фортепианную пьесу Приглашение к танцу.

. Успешная премьера Der Freischütz 18 июня 1821 года в Берлине привела к выступлениям по всей Европе. В то самое утро перед премьерой Вебер закончил «Konzertstück фа минор для фортепиано с оркестром, премьера состоялась неделю спустя.

Могила Вебера на старом католическом кладбище в Дрездене

В 1823 году Вебер сочинил свою первую (и единственную) полнометражную, сквозную оперу Эврианта на либретто Хельмины фон Шези, некоторые отрывки из которой (особенно музыка злодейской пары Лизиарт и Эглантин) предвосхищают ранние романтические оперы Рихарда Вагнера. В 1824 году Вебер получил приглашение от Королевской оперы, Лондон, сочинить и продюсировать Оберон, основанный на стихотворении Кристофа Мартина Виланда о то же имя. Вебер принял приглашение и в 1826 году отправился в Англию, чтобы закончить работу и провести премьеру 12 апреля.

Вебер уже болел туберкулезом, когда посетил Лондон. Он дирижировал премьерой и двенадцатью аншлаговыми выступлениями Оберона в Лондоне в течение апреля и мая, и, несмотря на стремительно ухудшающееся здоровье, он продолжал выполнять обязательства по частным концертам и льготам.

Он умер во сне ночью 5 июня 1826 года в доме своего хорошего друга и хозяина сэра Джорджа Смарта ; ему было 39 лет. Похоронен в Лондоне.

Восемнадцать лет спустя, в декабре 1844 года, его останки были перенесены на семейное захоронение на Старом католическом кладбище (Alter Katholischer Friedhof) в Дрездене вместе с его младшим сыном Александром, который в возрасте 19 лет умер от кори семь недель назад. Простое надгробие, спроектированное Готфридом Земпером, находится напротив северной пограничной стены. панегирик на перезахоронении был произнесен Вагнером.

Незаконченная опера Вебера Die drei Pintos (Три пинто) была первоначально передана его вдовой Мейерберу для завершения; в конечном итоге его завершил Густав Малер, дирижировавший первым представлением в Лейпциге 20 января 1888 года.

Наследие

Оперы Вебера Der Freischütz, Euryanthe и Oberon оказали большое влияние на развитие Romantische Oper (Романтическая опера) в Германии. Der Freischütz стал считаться первой немецкой оперой, Euryanthe развил технику лейтмотива до беспрецедентной степени, в то время как Оберон, возможно, повлиял на музыку Мендельсона для A Midsummer Night Мечта и в то же время показала, что Вебер всю жизнь интересовался музыкой незападных культур. Этот интерес впервые проявился в эпизодической музыке Вебера для перевода Шиллера Гоцци Турандот, для которого он использовал китайский мелодия, сделав его первым западным композитором, который использовал азиатскую мелодию, которая не была псевдотурецкой разновидностью, популяризированной Моцартом и другими.

Композиции Вебера для кларнета, фагота и валторны занимают важное место в музыкальном репертуаре. Его сочинения для кларнета, включающие два концерта, концертино, квинтет, концертный дуэт и вариации на тему из его оперы «Сильвана», регулярно исполняются сегодня. Его Концертино для валторны с оркестром требует, чтобы исполнитель одновременно издавал две ноты, напевая во время игры - техника, известная как «мультифоника ». Его концерт для фагота и Andante e Rondo ungarese (переработка пьесы первоначально для альта и оркестра) также популярны у фаготистов.

Вклад Вебера в вокальную и хоровую музыку также значительный. Его собрание католической религиозной музыки было очень популярно в Германии в 19 веке, и он написал один из самых ранних песенных циклов, Die Temperamente beim Verluste der Geliebten ([Четыре] темперамента на Потеря любовника). Вебер также был известен как один из первых дирижеров, дирижировавших без фортепиано или скрипки.

Оркестровка Вебера также была высоко оценена и воспроизведена более поздними поколениями композиторов - Берлиоз несколько раз упоминал его в своем Трактате об инструментах, а Дебюсси заметил, что звучание оркестра Вебера было получено путем тщательного изучения души каждого инструмента.

Его оперы повлияли на творчество более поздних оперных композиторов, особенно в Германии, таких как Маршнер, Мейербер и Вагнер, а также нескольких националистических композиторов 19 века, таких как как Глинка. Почитание Вебера воздали многие композиторы 20-го века, такие как Дебюсси и Стравинский. Малер завершил незаконченную комическую оперу Вебера Die drei Pintos и внес изменения в Euryanthe и Oberon, в то время как Хиндемит сочинил популярную Симфоническую метаморфозу тем Карла Марии фон Вебера, основанную на менее известной клавиатуре Вебера. произведения и музыкальное сопровождение к Турандот.

Вебер также писал музыкальную журналистику, интересовался народной песней и научился литографии, чтобы гравировать свои собственные произведения.

A виртуоз пианист, Вебер написал четыре сонаты, два концерта и Konzertstück фа минор (концертная пьеса), которые оказали влияние на таких композиторов, как Шопен, Лист и Мендельсон. Konzertstück предоставил новую модель для одночастного концерта в нескольких контрастных частях (например, Листа, который часто играл это произведение) и был признан Стравинским образцом для его Каприччио для фортепиано с оркестром. Более короткие фортепианные пьесы Вебера, такие как «Приглашение к танцу», были позже оркестрованы Берлиозом, а его «Polacca Brillante» позже была установлена ​​Листом для фортепиано с оркестром. Однако фортепианная музыка Вебера практически исчезла из репертуара. Есть несколько записей основных произведений для фортепиано соло, в том числе полные записи фортепианных сонат и короткие фортепианные пьесы, а также есть записи отдельных сонат Клаудио Аррау (1-я соната), Альфред Корто и Эмиль Гилельс (2-я соната) Святослав Рихтер (3-я соната) и Леон Флейшер (4-я соната). Приглашение на танец, хотя и более известное в оркестровке Берлиоза (как часть балетной музыки для парижской постановки Der Freischütz), давно играет и записывает пианисты (например, Бенно Моисейвич [in аранжировка Карла Таузига ]). Приглашение на танец также послужило тематической основой для песни Бенни Гудмана swing для радиопрограммы Let's Dance.

Works

Der Freischütz - Overture Оркестр Скидморского колледжа; любезно предоставлено Musopen

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .
Концертный дуэт для кларнета и фортепиано 1. Allegro con fuoco
2. Andante con moto
3. Аллегро Исполняют Уильям МакКолл (кларнет) и Джозеф Левин (фортепиано)

Примечания

Ссылки

Источники

Книги
Статьи
Интернет

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Карл Мария фон Вебер
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Карлом Марией фон Вебер.
Последняя правка сделана 2021-05-14 08:57:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте