Антонио Сальери

редактировать
Итальянский композитор (1750–1825)

Портрет Сальери работы Джозефа Уиллиброрда Мелера

Антонио Сальери (18 августа 1750 - 7 мая 1825) был итальянским классическим композитором, дирижером и педагогом. Он родился в Леньяго, к югу от Вероны, в Венецианской республике, провел свою взрослую жизнь и карьеру в подданного Габсбургов. Монархия.

Сальери был ключевой фигурой в развитии оперы конца 18 века. Будучи учеником Флориана Леопольда Гассмана и протеже Кристофа Виллибальда Глюка, Сальери был композитором-космополитом, который писал оперы на трех языках. Сальери помог развить и сформировать многие особенности оперного композиционного словаря, и его музыка оказала сильное влияние на современных композиторов.

Назначенный при дворе Габсбургов директором итальянской оперы, этот пост он занимал с 1774 по 1792 год. Сальери доминировал в итальянской опере в Вене. В течение своей карьеры он также писал произведения для оперных театров Парижа, Рима и Венеции, а его драматические произведения при его жизни широко исполнялись по всей Европе. Как австрийский имперский капельмейстер с 1788 по 1824 год он отвечал за музыку в придворной капелле и прикрепленной школе. Несмотря на то, что его произведения перестали быть исполнены, он не писал новых опер после 1804 года, он все еще оставался одним из самых важных и востребованных учителей своего поколения, и его влияние ощущалось во всех аспектах музыкальной жизни Вены. Ференц Лист, Франц Шуберт, Людвиг ван Бетховен, Иоганн Непомук Хаммель и Франц Ксавер Вольфганг Моцарт были среди самый известный из его учеников.

Музыка Сальери постепенно исчезла из репертуара между 1800 и 1868 годами и редко звучала после этого периода до возрождения его славы в конце 20 века. Это возрождение произошло благодаря беллетризованному изображению Сальери в пьесе Питера Шаффера Амадей (1979) и его киноверсии 1984 года. Смерть Вольфганга Амадея Моцарта в 1791 году в возрасте 35 лет сопровождалась слухами, что он и Сальери были непримиримы соперниками и что Сальери отравил молодого композитора, но это оказалось ложным, и это вероятно, что они были, по крайней мере, взаимоуважительными сверстниками.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранний венский период и оперы (1770–1778)
    • 1.2 Итальянский тур (1778–1780)
    • 1.3 Средневенский период и парижские оперы (1780–1788))
    • 1.4 Поздние венские оперы (1788–1804)
    • 1.5 Жизнь после оперы (1804–1825)
  • 2 произведения
    • 2.1 Опера
    • 2.2 Духовные произведения
    • 2.3 Инструментальные произведения
  • 3 Отношения с Моцартом
  • 4 Наследие
    • 4.1 Современное исполнение произведений Сальери
    • 4.2 Использование музыки Сальери в фильмах
    • 4.3 Художественные трактовки
  • 5 Примечания, ссылки, источники
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Сальери начал свое музыкальное образование в своем родном городе Леньяго ; сначала его обучал дома его старший брат Франческо Сальери (бывший ученик скрипача и композитора Джузеппе Тартини ), дальнейшие уроки он получил у органиста собора Леньяго Джузеппе Симони, ученик Падре Джованни Баттиста Мартини. В последующие годы Сальери мало что помнил из своего детства, за исключением страсти к сахару, чтению и музыке. Он дважды убегал из дома без разрешения, чтобы послушать, как его старший брат играет скрипичные концерты в соседних церквях в дни фестивалей (что привело к потере его любимого сахара), и он рассказал, как его отругал его отец за то, что он не встретил местного священника должным образом. уважение. Сальери ответил на выговор, заявив, что игра священника не понравилась ему, потому что она была выполнена в неподобающем театральном стиле. Где-то между 1763 и 1764 годами оба родителя Сальери умерли, и его ненадолго забрал анонимный брат, монах из Падуи, а по неизвестным причинам в 1765 или 1766 году он стал подопечным одного Венецианского дворянин по имени Джованни Мочениго (имя которого Джованни в настоящее время неизвестно), член могущественной и здоровой семьи семьи Мочениго. Возможно, отец Сальери и Мочениго были друзьями или деловыми партнерами, но это неясно. Живя в Венеции, Сальери продолжил свое музыкальное образование у органиста и оперного композитора Джованни Баттиста Пескетти, после внезапной смерти Пескетти, он учился у оперного певца Фердинандо Пачини (или Пазини). Именно благодаря Пачини Сальери привлекло композитора Флориана Леопольда Гассманна, который, впечатленный талантами своего протеже и заботившийся о будущем мальчика, отвезшая молодую сироту в Вену, где он лично руководил и оплачивал за оставленную часть музыкального образования Сальери.

Сальери и Гассманн прибыли в Вену 15 июня 1766 года. Первым делом Гассманн привел Сальери в итальянскую церковь, чтобы посвятить его учение и служение Богу, событие, которое оставило глубокие воспоминания, впечатление на Сальери на всю оставшуюся жизнь. Образование Сальери включало изучение латинской и итальянской поэзии о. Дон Пьетро Томмази, обучение немецкому языку и европейской литературе. Его музыкальные занятия вращались вокруг вокальной композиции и чистобаса. Его музыкальная теория гармонии и контрапункта уходит корнями в книгу Иоганна Фукса Gradus ad Parnassum, которую Сальери переводил на каждом уроке латинского языка.. В результате Сальери продолжал жить с Гассманном даже после женитьбы Гассманна, договоренность, которая продлилась до года смерти Гассманна и собственного брака Сальери в 1774 году. Немногие композиции Сальери сохранились с этого раннего периода. В преклонном возрасте Сальери намекнул, что эти работы были намеренно уничтожены или утеряны, за исключением нескольких работ для церкви. Среди этих священных произведений сохранилась месса до мажор, написанная без «Глории» и в античном стиле a cappella (предположительно для одного из покаянных сезонов церкви) и датированная 2 августа. 1767. Полная опера, написанная в 1769 году (предположительно как завершающий этюд), La vestale (Весталка) также была утеряна.

Начиная с 1766 года Гассманн познакомил Сальери с повседневной камерной музыкой спектакли во время ужина императора Иосифа II. Сальери быстро произвел впечатление на Императора, и Гассманну было приказано приводить своего ученика так часто, как он пожелает. Это было началом отношений между монархом и музыкантом, которые длились до смерти Джозефа в 1790 году. В этот период Сальери познакомился с Пьетро Антонио Доменико Трапасси, более известным как Метастазио и Кристофом Виллибальдом Глюком. в салонах воскресного утра, проводимых в доме семьи Мартинес. У Метастазио там была квартира, и он участвовал в еженедельных собраниях. В течение нескольких лет Метастазио давал Сальери неформальные инструкции по просодии и декламации итальянской поэзии, а Глюк стал неформальным советником, другом и доверенным лицом. Ближе к концу этого продолжительного периода обучения Гассманн был отозван на новую оперную комиссию, и пробел в программе театра позволил Сальериютировать как композитор совершенно оригинальной оперы-буффа. Первая полная опера Сальери была написана зимой и в карнавальный сезон 1770 года; Le donne letterate и был основан на Мольере Les Femmes Savantes (Ученые дамы) с либретто автора [он ], танцор придворного балета и брат композитора Луиджи Боккерини. Скромный успех этой оперы положил начало 34-летней оперной карьере Сальери как композитора более 35 оригинальных драм.

Ранний венский период и оперы (1770–1778)

После скромного успеха Ле Донне леттерате Сальери получил новые заказы на написание двух дополнительных опер в 1770 году, обе на либретто Джованни Боккерини. Первая, пасторальная опера, L'amore innocente (Невинная любовь), была беззаботной комедией, действие происходило в горах Австрии. Второй был основан на эпизоде ​​из Мигель де Сервантес 'Дон Кихот - Дон Кишотт аллеззе ди Гамас (Дон Кихот на свадьбе Камачо). В этих первых произведениях, почерпнутых в основном из традиций середины века Opera Buffa, Сальери проявил склонность к экспериментам и смешиванию устоявшихся характеристик определенных оперных жанров. Дон Кишотт представляет собой смесь балета и оперы-буффа, а главные женские роли в L'amore innocente были разработаны, чтобы противопоставить и подчеркнуть различные традиции оперного письма для сопрано, даже заимствуя стилистические расцветки из серии opera seria в использовании колоратуры в короткой пасторальной комедии, более современной римскому интермеццо. Смешение и преодоление границ устоявшихся оперных жанров его задает отличительной чертой личного личного стиля Сальери, и при выборе материала для сюжета (как и в первой опере) он всю жизнь проявляет интерес к темам, взятым из классической драмы и литература.

Первый большой успех Сальери пришел на область серьезной оперы. Созданная по неизвестному поводу, «Армида» Сальери была основана на эпической поэме Торквато Тассо «Либерата Иерусалима» (Доставленный Иерусалим ); Премьера состоялась 2 июня 1771 года. Армида - это рассказ о любви и долге в конфликте, пропитанный магией. Действие оперы происходит во время Первого крестового похода и представляет собой драматическое сочетание балета, арии, ансамбля и хорового сочинения, сочетающееся в себе театральность, сценическое великолепие и высокая эмоциональность. Работа явно пошла по стопам Глюка и охватила его реформу серьезной оперы, начатую с Орфея и Эвридика и Альцеста. Либретто к Армиде было написано Марко Колтеллини, домашний поэтом императорских театров. В то время как Сальери следовал предписаниям, изложенным Глюком и его либреттистом Раньери де Кальцабиджи в предисловии к «Альцесте», Сальери также основан на некоторых музыкальных идеях из более эффективных оперных сериалов и опер-буффа, создавая новый синтез. в процессе. Армида была переведена на немецкий язык широко, особенно в северных немецких землях, где она помогла Сальери зарекомендовать себя как важный и новаторский современный композитор. Это была также первая опера, получившая серьезную подготовку в игре на фортепиано и вокале [де ] в 1783 году.

Вскоре за Армидой последовал первый по-настоящему популярный успех Сальери, commedia per musica в стиле Карло Гольдони La fiera di Venezia (Венецианская ярмарка)). La fiera была написана для Карнавала в 1772 году и премьера состоялась 29 января. Здесь Сальери вернулся к сотрудничеству с молодым Джованни Боккерини, создаваемый оригинальный сюжет. La fiera представила персонажей, поющих на трех языках, оживленное изображение ярмарки и карнавала Вознесения в Венеции, а также большие и длинные ансамбли и хоры. Он также включает новаторскую сцену, сочетающую серию сценических танцев с пением главных героев-соло и хора. Этому образцу подражали более поздние композиторы, наиболее известным и успешным из которых был Вольфганг Амадей Моцарт в Дон Жуане. Сальери также написал несколько бравурных арий для сопрано, исполняющего роль персонажа из среднего класса, в котором объединились соло coloratura и concertante деревянных духовых инструментов, еще одно нововведение комической оперы, которое широко имитировалось.

Следующие оперы Сальери не имели двух особого или длительного успеха. La secchia rapita (Украденное ведро) - пародия на высокопарные и эмоциональные арии из метастазиана opera seria. Он также содержит новаторские оркестровки, в том числе первое известное использование трех барабанов. Опять же, классика литературы Возрождения была либретто Боккерини, в данном случае комического имитационного эпоса Тассони, в котором война между Моденой и Болонья следует за кражей ведра. За этой неровной последовательной работой популярный комедийный успех [it ] (Хозяйка трактира), адаптация классической и популярной комедии на устной сцене La locandiera Карло Гольдони с либретто,ленное Доменико Поджи.

Большинство скромных инструментальных произведений Сальери также датируются этим временем. Инструментальные произведения Сальери были оценены различными критиками и учеными как лишенные вдохновения и новаторства, найденные в его сочинениях для сцены. Эти оркестровые произведения в основном выполнены в стиле галанта, и хотя они показывают некоторое развитие в сторону поздней классики, они отражают общую слабость по сравнению с его оперными работами же и более поздних периодов. Эти работы написаны для неизвестных в большинстве случаев и художников. В их число входят два концерта для фортепиано: один до мажор и один си-бемоль мажор (оба 1773 года); концерт для органа до мажор в двух частях (средняя часть отсутствует в партитуре для автографа, или, возможно, это было импровизированное органное соло) (также 1773); и два концертных произведений: концерт для гобоя, скрипки и виолончели ре мажор (1770 г.) и концерт для флейты и гобоя до мажор (1774 г.). Эти произведения входят в число наиболее часто записываемых произведений Сальери.

После смерти Гассманна 21 января, скорее всего, из-за осложнений после аварии с экипажем вынесенных летми ранее, Сальери сменил его на посту помощник режиссера итальянской оперы в начале 1774 года. 10 октября 1775 года Сальери женился на Терезе Хельферсторфер., дочь недавно скончавшегося финансиста и чиновника придворной казны. Духовная музыка не была приоритетом для композитора на этом этапе его карьеры, но он сочинил Аллилуйя для хора и оркестра в 1774 году.

В течение следующих трех лет Сальери в основном занимался репетициями и дирижированием. Итальянская оперная труппа в Вене и с преподаванием. Три его полные оперы, написанные за это время, демонстрируют развитие его композиционных навыков, но не достигли большого успеха ни в коммерческом, ни в художественном отношении. Его наиболее значительными сочинениями этого периода были симфония ре мажор, исполненная летом 1776 года, и оратория La passione di Gesù Cristo с текстом Метастазио, исполненная во время Адвента 1776 года.

После финансового краха итальянской оперной труппы в 1777 году из-за плохого управления финансами Иосиф II решил прекратить представление итальянской оперы, французской разговорной драмы и балета. Вместо этого два принадлежащих двору театра будут вновь открыты под новым руководством и частично субсидированы Императорским двором в качестве нового национального театра. Вновь открытые театры будут продвигать немецкоязычные пьесы и музыкальные постановки, отражающие австрийские (или, как сказал бы Иосиф II) немецкие ценности, традиции и мировоззрение. Поэтому итальянская труппа Opera Buffa была заменена труппой Singspiel, говорящей на немецком языке. Джозеф и его сторонники имперской реформы хотели объединить общенациональную гордость, которая объединит его многоязычные и этнические поддержку одним общим языком, и надеялись сэкономить при этом значительную сумму денег. Начиная с 1778 г. император хотел, чтобы новые произведения на немецком языке были написаны его собственными подданными и выводились на сцену при явной поддержке Империи. Это фактически оставило роль Сальери как помощника придворного композитора в более ограниченном положении. Сальери также никогда по-настоящему не владел немецким языком, и теперь он чувствовал себя неспособным продолжать работать помощником оперного режиссера. Дальнейшим ударом по его карьере стало то, что разговорная драма и мюзикл «Зингшпиль» были поставлены в один ряд. Молодому композитору будет мало новых композиционных поручений от двора. У Сальери осталось мало финансовых возможностей, и он начал искать новые возможности.

Итальянский тур (1778–1780)

В 1778 году Глюк отклонил предложение написать первую оперу за <322 года.>Ла Скала в Милане. По предложению Иосифа II и одобрения Глюка Сальери был предложен заказ, который он с благодарностью принял. Иосиф II предоставил Сальери разрешение на годичный отпуск (продленный), что ему нужно писать для Ла Скала и совершить поездку по Италии. Итальянское турне Сальери 1778–1780 годов началось с постановки Europa riconosciuta (Признанная Европа) для театра Ла Скала (возрожденного в 2004 году для повторного открытия того же оперного театра после обширной реконструкции). Из Милана Сальери сделал остановку в Венеции и Риме, прежде чем вернуться в Милан. Во время этого турне он написал три новые комические оперы и сотрудничал с Джакомо Рустом в одном опере, [it ] (Талисман). Одно из его итальянских произведений, La scuola de 'gelosi (Школа ревности), остроумное исследование любовных интриг и эмоций, оказалось популярным и продолжительным международным успехом.

Средневенский период и парижские оперы (1780–1788)

Вернувшись по приказу императора в Вену в 1780 году, Сальери написал некий немецкий Зингшпиль, Der Rauchfangkehrer (The «Трубочист»), премьера которого состоялась в 1781 году. «Трубочист» Сальери и работа Моцарта для одной и той же компании в 1782 году Die Entführung aus dem Serail (Похищение из Сераля) были единственными двумя крупными успехами, достигнутыми благодаря Немецкий эксперимент Зингшпиля, и только опера Моцарта сохранилась на сцене после конца 18 века. В 1783 году итальянская оперная труппа была возрождена с певцами, частично выбранными и проверенными Сальери во время его итальянского турне; Новый сезон открылся слегка переработанной версией недавнего успеха Сальери «La scuola de 'gelosi». Затем Сальери вернулся к своим репетициям, композиции и преподаванию. Однако его пребывание дома в Вене быстро закончилось, когда появилась возможность написать оперу для Парижа, снова благодаря покровительству Глюка. Сальери уехал за границу, чтобы выполнить важное поручение.

Опера Les Danaïdes (Данаиды) - это пятиактная лирическая трагедия. Сюжет основан на древнегреческой легенде, которая легла в основу первой пьесы в трилогии Эсхила, озаглавленной Просители. Первоначальный заказ, который получил Сальери в 1783–84, заключался в том, чтобы помочь Глюку закончить работу для Парижа, которая была почти завершена; на самом деле Глюк не смог записать нотную запись для новой оперы и передал весь проект своему юному другу. Глюк опасался, что парижские критики осудят оперу молодого композитора, известного в основном комическими произведениями, и поэтому первоначально опера была объявлена ​​в прессе как новое произведение Глюка при некоторой помощи Сальери, а затем незадолго до премьеры оперы. парижская пресса сообщила, что работа должна была быть частично написана Глюком, а частично - Сальери, и, наконец, после популярного и критического успеха на сцене, опера была признана в письме к публике Глюком как полностью выполненная молодым Сальери. Les Danaïdes был встречен с большим успехом, и его популярность среди публики и критиков вызвала ряд запросов на новые работы Сальери для парижской публики. Les Danaïdes следовали традиции реформ, начатых Глюком в 1760-х годах и которым Сальери подражал в своей более ранней опере «Армида». Первая французская опера Сальери содержала сцены великой торжественности и праздника, но все это затмевали тьма и месть. Опера изображает политически мотивированное убийство, сыновний долг и любовь в конфликте,тираноубийство и, наконец, вечное проклятие. Опера с ее мрачной увертюрой, богатым хоровым сочинением, множеством балетных сцен и возбуждающим финалом, изображающим проблеск адских пыток, удерживала оперу на сцене Парижа более сорока лет. Молодой Гектор Берлиоз записал глубокое впечатление, которое произвела на него эту работу, в своих воспоминаниях.

Вернувшись в Вену после своего успеха в Париже, Сальери встретил и подружился с Лоренцо да Понте и имел свои первые профессиональные встречи с Моцартом. Да Понте написал свое первое оперное либретто для Сальери Il ricco d'un giorno (Богатый человек на один день) в 1784 году, но успеха не имел. Затем Сальерился к Джамбаттисте Касти в качестве либреттиста; из этого сочетания проистекало более успешное сотрудничество. Тем временем да Понте начал работать с Моцартом над «Свадьбой Фигаро» (Свадьба Фигаро ). В 1785 году Сальери выпустил одно из своих величайших произведений с текстом Касти La grotta di Trofonio (Пещера Трофония), первую оперу-буффа, опубликованную в полном объеме Артарией. Вскоре после этого успеха Иосиф II попросил Моцарта и Сальери представить одноактную оперу и / или Зингшпиль для постановки на банкете в 1786 году. Сальери сотрудничает с авторами, чтобы создать пародию на отношения между поэтом и композитором в Prima la musica e poi le parole («Сначала музыка, потом слова). Эта короткая работа также выдвинула на первый план типичные выходы за кулисами двух сопрано с высокими взлетами. Затем Сальери вернулся в Париж на премьеру своей лирической трагедии Les Horaces (Горации), которая оказалась неудачной, что было более чем компенсировано его следующей парижской оперой Тараре, с либретто Бомарше. Это должно было быть nec plus ultra оперы-реформатора, полностью новым синтезом поэзии и музыки, который был предвосхищением 18-го века идеалов Рихарда Вагнера. Сальери также создал священную кантату Le Jugement dernier (Страшный суд). Успех его оперы «Тараре» был таков, что вскоре по указанию Иосифа II Лоренцо да Понте перевел ее на итальянский язык как Axur, re d'Ormus (Аксур, король Ормуза) и поставил ее на королевской свадьбе Франц II в 1788 году.

Поздние венские оперы (1788–1804)

В 1788 году Сальери вернулся в Вену, где оставался до конца своей жизни. В том же году он стал капельмейстером Императорской капеллы после смерти Джузеппе Бонно ; в качестве капельмейстера он руководил музыкальной и музыкальной школой, незадолго до своей смерти, официально уволенным с должности в 1824 году.

Его итальянская адаптация Тараре, Axur оказалась его величайшим международным успехом. Axur широко производился по всей Европе и даже Южной Америке с изгнанным королевским домом Португалии в 1824 году. Axur и другие его новые композиции, завершенные к 1792 году, ознаменовали пик Сальери и его влияния. В то время как его апогей славы был достигнут за границей, его влияние в Вене стало уменьшаться со смертью Иосифа II в 1790 году. Смерть Иосифа лишила Сальери его величайшего покровителя и защитника. В этот период имперских перемен в Вене и революционного брожения во Франции Сальери написал еще две новаторские музыкальные драмы на либретти Джованни Касти. Однако из-за их сатирических и откровенно либеральных политических типов оперы считались непригодными для публичного исполнения в политически реактивных культурах Леопольда II и позже Франциска II. В результате в коробке его две письменного стола были отправлены из его самых оригинальных опер, а именно Кублай, Гран кан де Тартари (Кублай Великий Кан Тартари), сатира на самодержавие и придворные интриги при дворе русской царицы, Екатерина Великая и полукомический / полутрагический рассказ о заговоре Катилины, который пытался свергнуть Римскую республику во времяства Цицерона. Эти оперы были написаны в 1787 и 1792 годах соответственно. Две другие оперы, которые имели большой успех и имели долгосрочное значение, были написаны в 1789 году, и одна имели большой успех La cifra (Шифр).

Начало оперы Сальери «Пальмира, Реджина ди Персия»

Политическое положение Сальери стало нестабильным, он ушел в отставку с поста директора итальянской оперы в 1792 году. Он продолжал писать новые оперы по имперскому контракту до 1804 года, когда добровольно отказался от этого. со сцены. Из его двух поздних сценических работ получили широкое признание при его жизни: Пальмира, Реджина ди Персия (Пальмира, царица Персии) 1795 и [де ] (Цезарь на Pharmacusa ), опираясь на героический и экзотический успех, достигнутый Аксуром. Его последняя опера, основанная на опере Уильяма Шекспира Веселые жены Виндзора, Falstaff ossia Le tre burle (Фальстаф, или три фокусы) (1799), в наше время нашел более широкую аудиторию, чем обещал его первоначальный прием. Его последняя оперой была немецкоязычная «Зингшпиль» [de ] («Негры»), мелодрама, действие которой происходило в колониальной Вирджинии с текстом Георга Фридриха. Трейчке (автор либретто к опере Бетховена Фиделио ); он был выполнен в 1804 году и полный провал.

Жизнь после оперы (1804–1825)

Когда Сальери ушел со сцены, он осознал, что художественные стили изменились, и он почувствовал, что у него больше нет творческой способности адаптироваться или эмоционального желание продолжить. Также по мере того, как Сальери стареет, он медленно отходил от своих более либеральных политических позиций, поскольку он видел, как просвещенная реформа правления Иосифа II и долгожданные реформы Французской революции заменены более радикальными революционными идеями. Политическая ситуация угрожала и в конечном итоге представила Австрию, которую продемонстрировали французские фоновые силы, первый и самый важный биограф Сальери Игнац Мозель описал эмоциональное воздействие, которое этот политический, социальный и культурный переворот оказал на композитор. Мозель отметил, что эти радикальные изменения, особенно вторжение и поражение Австрии, а также оккупированы, переплетены с личными изменениями, которые обрушились на Сальери в тот же период, привели к его уходу от оперной работы. В связи с этим Мозель цистого композитора радикальных изменений музыкальных вкусов, которые происходили в эпоху Бетховена: «С того периода [около 1800 года] я понял, что музыкальные вкусы постепенно меняются в манере, полностью противоположной моей. раз. Эксцентричность и смешение жанров заменили разумную и мастерскую простоту ».

По мере продолжения его обучения и работы с императорской часовней, его обязанности требовали сочинения большого количества священных произведений, а в последние годы его работы это почти исключительно религиозными трудами и обучением, занимался которым сам Сальери. Среди его сочинений, написанных для часовни, были два полных набора вечерних, множество выпускных, приношений и четыре оркестровые мессы. В этот период он потерял своего единственного сына в 1805 году и жену в 1807 году.

Сальери продолжал выступать публично, включая исполнение 18 марта 1808 года пьесы Гайдна Сотворение мира. во время которого Гайдн потерпел крах, и несколько премьер Бетховена, включая 1-й и 2-й фортепианные концерты и Победа Веллингтона. Он также продолжал помогать своим предоставленным благотворительным организациям и организовывать их музыкальные мероприятия.

Его оставшиеся светские произведения в этот поздний период делятся на три категории: во-первых, крупномасштабные кантаты и одна оратория Габсбургов, написанная на патриотические темы или в ответ на международную политическую ситуацию, педагогические работы, написанные для помощи его ученикам в голосе. и, наконец, простые песни, отрывки или каноны, написанные для домашнего развлечения; многие с оригинальными стихами композитора. Он также написал одно крупномасштабное инструментальное произведение в 1815 году, предназначенное для изучения поздней классической оркестровки: «Двадцать шесть вариаций для оркестра на тему La Folia di Spagna». Тема, вероятно, происходит от народа и известна как La Folía. Эта простая мелодическая прогрессия послужила источником вдохновения для композиторов, поздних романтических и пост-романтических композиторами. Сеттинг Сальери - задумчивая работа в минорной тональности, которая редко у далеко от главного исходного мелодического материала, ее заключается в ловкой и разнообразной обработке оркестровых цветов. La Folia был наиболее монументальным набором оркестровых вариаций до Брамса 'Вариации на тему Гайдна.

Его обучение молодых музыкантов продолжалось, и среди его учеников по композиции (обычно вокалу) были Людвиг ван Бетен, Антонио Казимир Картельери, Ференц Лист, Франц Шуберт и многие другие светила раннего романтического периода. См.: Список учеников музыки по учителю: от R до S # Антонио Сальери. За свою долгую карьеру он также обучал многих выдающихся певцов, в том числе Катерину Канци. Все его ученики, кроме самых богатых, уроки бесплатно, как дань доброте, которую Гассман проявил к Сальери, будучи сиротой без гроша в кармане.

Сальери лечился и страдал слабоумием последние полтора года своей жизни. Он умер в Вене 7 мая 1825 года в возрасте 74 лет и был похоронен в Мацляйнсдорфер Фридхоф 10 мая. На его поминальной службе 22 июня 1825 года впервые был исполнен его собственный Реквием до минор, сочиненный в 1804 году. Позже его останки были перенесены в Центрльфридхоф. Его памятник украшает стихотворение, написанное Йозефом Вейглем, одним из его учеников:

Рух санфт! Vom Staub entblößt,. Wird Dir die Ewigkeit erblühen.. Рух санфт! In ew'gen Harmonien. Ist nun Dein Geist gelöst.. Er sprach sich aus in zaubervollen Tönen,. Jetzt schwebt er hin zum unvergänglich Schönen.

Покойся с миром! Не покрытые пылью. Вечность расцветет для вас.. Покойся с миром! В вечной гармонии. Теперь ваш дух освобожден.. Он выразился в чарующих нотах,. Теперь он парит в вечной красоте.

Работы

Опера

Во время своего пребывания в Вене Сальери приобрел большой престиж как композитор и дирижер, особенно оперный, но также камерного и духовная музыка. Среди наиболее успешных из 37 его опер, поставленных при его жизни, были Армида (1771), Венецианская ярмарка (1772), La scuola de 'gelosi (1778)), Der Rauchfangkehrer (1781), Les Danaïdes (1784), который впервые представлен как представлен как представлен Глюка, La grotta di Trofonio (1785), Тараре (1787) (Тарар был переработан и исправлен несколько раз, как и Les Danaïdes), Axur, re d'Ormus (1788), La cifra (1789), Palmira, regina di Persia (1795), Il mondo alla rovescia (1795), Фальстаф (1799) и Чезаре в Фармакузе (1800).

Священные произведения

Самая ранняя сохранившаяся работа Сальери - месса до мажор. Он написал четыре основных оркестровых мессы, реквием и множество приношений, постепенных, вечерних декораций, а также священных кантат и ораторий. Большая часть его духовной музыки восходит к тому времени, когда он был назначен Хофкапельмейстером в 1788 году.

Инструментальные произведения

Его небольшой инструментальный продукт включает два фортепианных концерта, концерт для орган 1773 г., концерт для флейты, гобоя и оркестра (1774 г.), тройной концерт для гобоя, скрипки и виолончели и набор из двадцати шести вариаций на "La follia di Spagna " (1815).

Отношения с Моцартом

В 1780-х годах, когда Моцарт жил и работал в Вене, он и его отец Леопольд писали в своих письмах, что несколько «Кабалы» итальянцев во главе с Сальери активно чинили препятствия на пути Моцарта к получению определенных должностей или постановке его опер. Например, Моцарт писал в декабре 1781 года своему отцу, что «единственный, кто имеет значение в глазах [императора], - это Сальери». Из их писем следует, что и Моцарт, и его отец, будучи австрийцами, возмущавшимися тем особым местом, которое итальянские композиторы занимали при дворе австрийской знати, обвиняли итальянцев в целом и Сальери в частности во всех трудностях Моцарта на пути к утверждению себя в Вене. Моцарт писал своему отцу в мае 1783 года о Сальери и Лоренцо да Понте, придворном поэте: «Вы знаете этих итальянских джентльменов; они очень милы вам в лицо! Достаточно, мы все о них знаем. А если [Да Понте] находится в союзе с Сальери, я никогда не получу от него сообщения, и я хотел бы показать ему, что я действительно могу сделать с итальянской оперой ». В июле 1783 года он снова написал своему отцу «проделку Сальери», одно из нескольких писем, в которых Моцарт обвинил Сальери в обмане. Спустя десятилетия после смерти Моцарта поползли слухи, что Моцарт был отравлен Сальери. Некоторые приписывают этот слух соперничеству между немецкой и итальянской музыкальными школами. Карл Мария фон Вебер, родственница Моцарта по браку, которого Вагнер охарактеризовал как самого немецкого из немецких композиторов, является Якобы отказался присоединиться к Ludlamshöhle (пещера Лудлама), социальному клубу, членом которого был Сальери, и избегал иметь с ним ничего общего. Затем эти слухи проникли в массовую культуру. Альберт Лорцинг Singspiel Szenen aus Mozarts Leben LoWV28 (1832) использует клише ревнивого Сальери, пытающегося помешать карьере Моцарта.

По иронии судьбы, музыка Сальери была больше в традициях Глюка и Гассмана, чем итальянцев, таких как Паизиелло или Чимароза. В 1772 году императрица Мария Тереза ​​ отметила, что предпочитает итальянских композиторов немцам, таким как Гассманн, Сальери или Глюк. Итальянец по происхождению, Сальери прожил в имперской Вене почти 60 лет, и такие люди, как музыкальный критик Фридрих Рохлитц, считали его немецким композитором.

Биограф Александр Уилок Тайер считает что соперничество Моцарта с Сальери могло произойти из-за инцидента в 1781 году, когда Моцарт подал заявку на должность учителя музыки принцессы Елизаветы Вюртембергской, и вместо этого был выбран Сальери из-за его репутации учителя пения. В следующем году Моцарт снова не был избран учителем принцессы на фортепиано. «Сальери и его племя сдвинут небо и землю, чтобы подавить это», Леопольд Моцарт писал своей дочери Наннерль. Но во время премьеры «Фигаро» Сальери был занят своей новой французской оперой Les Horaces. Кроме того, когда Лоренцо да Понте находился в Праге, готовясь к постановке Моцарта по постановке своего Дон Жуана, поэту приказали вернуться в Вену на королевскую свадьбу. для wh Их Axur, re d'Ormus Сальери будет исполнен. Очевидно, Моцарту это не понравилось.

Однако, даже на соперничество Моцарта и Сальери за пределами должности, практически нет свидетельств того, что отношения между двумя композиторами были более жесткими, особенно после 1785 года, когда Моцарт обосновался в Вене. Скорее, они обычно считали друг друга друзьями и коллегами и поддерживали друг друга в работе. Например, когда Сальери был назначен капельмейстером в 1788 году, он решил возродить Фигаро вместо того, чтобы создать новый собственный оперу, и когда он присутствовал на торжествах по коронации Леопольда II в 1790 году, Сальери имел в своем багаже ​​не менее трех месс Моартац.. Сальери и Моцарт даже совместно кантату для голоса и фортепиано Per la ricuperata salute di Ofelia, которая знаменовала возвращение на сцену певицы Нэнси Стораче. Эта работа, хотя и была напечатана Артарией в 1785 году, считалась утерянной до 10 января 2016 года, когда Schwäbische Zeitung сообщила об открытии музыковеда и композитор Тимо Йоуко Херрманн копирует его текст и музыку во время исследования Антонио Сальери в собрании Чешского музея музыки. Были представлены пьесы Моцарта Davide penitente (1785), его Концерт для фортепиано KV 482 (1785), Кларнетный квинтет (1789) и 40-я симфония (1788). по предложению Сальери, предположительно дирижировал его представлением в 1791 году. В своем последнем сохранившемся письме от 14 октября 1791 года Моцарт сообщил своей жене, что он подобрал Сальери и Катерину Кавальери в своей карете и поехал их обоих в оперу; о посещении Сальери его оперы Волшебная флейта, восторженно говоря: «Он слышал и видел всем своим вниманием, и от увертюры до последнего хора не было ни одной пьесы, которая не вызывала бы 'Браво! 'или "Белло!" из него [...]. "

Сальери вместе с протеже Моцарта Ж. Н. Хаммель, воспитал младшего сына Моцарта Франца Ксавера Моцарта, который родился примерно за четыре месяца до своего отца.

Наследие

Сальери и его музыка были в степени забыты с 19 века до конца 20 века. Это возрождение произошло благодаря драматическому и сильно беллетризованному изображению Сальери в пьесе Питера Шаффера Амадей (1979), которая получила наибольшее освещение в его киноверсии 1984 года., режиссер Милош Форман. Его музыка сегодня вернула себе скромную популярность благодаря качеству. Кроме того, в настоящее время проводится исследование оперного фестиваля Сальери, спонсируемый Fondazione Culturale Antonio Salieri и посвященный заново открытию его работ и работ его современников. ие в его родном городе Леньяго, где театр был переименован в его честь.

Современные постановки произведений Сальери

В 2003 году меццо-сопрано Сесилия Бартоли выпустила альбом Сальери, компакт-диск с 13 ариями из опер Сальери, большинство из которых никогда ранее не записывались. Патрис Майклс исполнил несколько своих арий на компакт-диске Див Дня Моцарта. В 2008 году другая оперная женщина, Дайана Дамрау, выпустила компакт-диск с семьей ариями колоратуры Salieri. С 2000 года также были выпущены или переизданы полные записи опер Axur Re d'Ormus, Фальстаф, Les Danaïdes, La Locandiera, La grotta di Trofonio., Prima la musica e poi le parole и [de ]. Сальери еще предстоит полностью вернуться в общий репертуар, но исполнение его произведений становится все более регулярным.

Его оперы «Фальстаф» (постановка 1995 г. из фестиваля в Шветцингене ) и Тараре (постановка 1987 г., также из фестиваля в Шветцингене) были выпущены на DVD. В 2004 году опера Europa riconosciuta была поставлена ​​в Милане для открытия Ла Скала в Милане с сопрано Дианой Дамрау в главной роли. Этот спектакль также транслировался по телевидению.

В ноябре 2009 года Il mondo alla rovescia впервые в нашем времени была поставлена ​​Театро Сальери в Леньяго в совместной постановке Fondazione Culturale Antonio Salieri и Fondazione Arena di Verona для Оперного фестиваля Сальери..

14 ноября 2011 года в Граце, Австрия, родном городе либреттиста Леопольда Ауэнбруггера, состоялась первая современная постановка «Раухфангкерера» Сальери. В июле 2014 года вышла очередная современная постановка этой оперы Сальери. На этот раз это была Опера Пинчгута Сиднея, Австралия, исполнявшая ее как Дымоход. Sydney Morning Herald назвала это открытием «давно забытого сокровища».

Использование музыки Сальери в фильмах

Сальери даже начало привлекать внимание Голливуда. В 2001 году его тройной концерт был использован в саундтреке к фильму Последний замок с участием Роберта Редфорда и Джеймса Гандольфини. Это история, основанная на соперничестве между дотошным, но непроверенным офицером (Гандольфини), служащим надзирателем военной тюрьмы, и заключенным, но вызывающим восхищение и высоко награжденным генералом (Редфорд). Произведение Сальери используется в качестве музыкальной темы надзирателя, по-видимому, чтобы вызвать образ ревности низшего к своему начальнику. В 2006 году фильм Копирование Бетховена описал Сальери в более позитивном свете. В этом фильме юная студентка-музыкальная студентка, которую Бетховен нанял для копирования его Девятой симфонии, остановилась в монастыре. Настоятельница пытается отговорить ее от работы с непочтительным Бетховеном. Она отмечает, что ей тоже когда-то снились сны, когда она приехала в Вену изучать оперное пение у Сальери. В фильме 2008 года Железный человек использовалось движение Ларгетто из фортепианного концерта Сальери до мажор. Сцена, где Обадия Стейн, главный соперник Тони Старка, богатого промышленника, превратившегося в Железного человека, говорит Тони, что совет директоров вытесняет его из компании, Обадия играет первые несколько тактов концерта Сальери на фортепиано в номере Старка.

Вымышленные трактовки

Жизнь Сальери, и особенно его отношения с Моцартом, были предметом множества историй в различных СМИ.

  • Через несколько лет после смерти Сальери в 1825 году Александр Пушкин написал свою «маленькую трагедию» Моцарт и Сальери (1831) как драматическое исследование греха зависть.
  • В 1898 году русский композитор Николай Римский-Корсаков адаптировал пьесу Пушкина Моцарт и Сальери (1831) как одноименную оперу.
  • Чрезвычайно популярное, но в значительной степени беллетризованное увековечение истории произошло в пьесе Питера Шаффера Амадей (1979) и его получившей Оскар экранизации 1984 года. режиссер Милош Форман. Сальери играл в отмеченной наградами пьесе в лондонском Национальном театре Пол Скофилд, на Бродвее Яном Маккелленом и в фильме Ф.. Мюррей Абрахам (который получил за эту роль премию Оскар за лучшую мужскую роль ). Авраам изображает Сальери макиавеллистским, Яго персонажем, который использует свои связи, чтобы оставить Моцарта проигравшим и медленно разрушить карьеру Моцарта. Пьеса не изображает Сальери как убийцу, а скорее заставляет его ускорить кончину Моцарта через серию сюжетов, оставив его без средств к существованию. Сальери охарактеризован как трепещущий Моцартом и безумно завидующий ему, дошедший до того, что отрекся от Бога за благословение своего противника; «Амадей» означает любовь к Богу или любовь к Богу, и можно сказать, что пьеса рассказывает о таланте, данном Богом, или его отсутствии: Сальери госпитализирован в психиатрическую больницу, где он объявляет себя «покровителем» святой посредственности ".
  • Предполагаемая ненависть Сальери к Моцарту также упоминается в пародийной опере под названием Маленькая кошмарная музыка (1982), автор Стр. Д. К. Бах. В опере Сальери пытается отравить анахроничного Шаффера, но сталкивается с «неуклюжим болваном», из-за чего вместо этого он непреднамеренно отравляет Моцарта и проливает вино на его любимое пальто. 407>Патрик Стюарт играл Сальери в спектакле «Расследование Моцарта» 1985 года.
  • Флоран Моте изображает Сальери во французском мюзикле Моцарт, рок-пьеса (2009).
  • С. Первое художественное произведение Яна Кера - исторический роман «Разрушительные ветры: слухи о том, что Сальери убил Моцарта Свирла в Вене» Бетховена и Шуберта (2013).
  • Кайер также был соавтором, вместе с Брюсом Сальваторе, Зингшпиль устанавливает рекорд прямо: Моцарт и Сальери Редукс, впервые исполнены Adler Fellows из Оперного центра Сан-Франциско в апреле 2016 года под руководством Эрин Нефф.
  • Драматический телефильм периода HBO «Виртуоз» (2015), режиссер Алан Болл, в основном сосредоточен вокруг ранних лет жизни Сальери.
  • Эпизод «Экскурсия по маргинальной истории "из Симпсоны представляет пародию на жизнь Моцарта, в которой Лиза играет роль Сальери (для краткости" Салли "). Она и Моцарт изображаются как братья и сестры, и она в конечном итоге сходит с ума после безуспешной попытки испортить его репутацию. В конце рассказа настоящая Лиза указывает на его неточности, особенно на преувеличение конфликта между двумя композиторами.
  • Докудрама Общественное радио Гавайев «Оскверненный хозяин: Слава Сальери» (2016), сценарий и режиссер Джо Мур, в главной роли Ф. Мюррей Абрахам был вдохновлен романом Кайера «Разрушительные ветры». В нем призрак Сальери посещает концерт увертюр Сальери на Гавайях и устанавливает рекорд.
  • В мобильной ролевой игре Fate / Grand Order Сальери изображен как Редкий Слуга класса Мститель. Он изображается как друг и наставник Моцарта, но посмертные легенды превратили Сальери в человека, полного ненависти и ревности.

Примечания, ссылки, источники

Примечания

Ссылки

Цитированные источники

Дополнительная литература

  • Рудольф Ангермюллер, Антонио Сальери 3 Vol. (München 1971–74)
  • Рудольф Ангермюллер, Антонио Сальери. Fatti e Documenti (Legnago 1985)
  • А. Делла Корте, Итальянский союз: Антонио Сальери (Турин, 1936)
  • В. Делла Кроче / Ф. Бланкетти, Il caso Salieri (Torino 1994)
  • [it ], Тематический каталог оперных театров Антонио Сальери, Лим, Лукка, 2005, (Музыкальные инструменты музыкального общества, Collana della Società Italiana di Musicologia), стр. CLVIII, 957. ISBN 978-88-7096-307-6.
  • Бигги Пароди, Елена, «Предварительные наблюдения Антонио над« Ballo primo »из« Europa riconosciuta » Сальери: Милан, Театр Скала, 1778, «Recercare», XVI 2004 (июнь 2005), стр. 263-303. ISSN 1120-5741.
  • Бигги Пароди, Елена, "Mozart und Salieri - ein unvermeidlicher Konflikt" в Моцарте, Experiment Aufklärung, в Wien des Ausgehenden 18. Jahrhunderts, изд. Герберт Лахмайер, эссе для выставки Моцарта, стр. 495–501 (Da Ponte Institut Wien Verlagje, Katagje, Остфильдерн, 2006). ISBN 978-3-7757-1689-5.
  • Бигги Пароди, Елена, "Il Fastaff, o sia le tre burle di Salieri: osservazioni preliminari" in Quaderni di musicologia dell'Università degli studi Verona, Франческо Биссоли и Элиза Гроссато, редакторы, том 2, II, стр. 119–138 (Верона, 2008).
  • Herrmann, Timo Jouko, Antonio Salieri und seine deutschsprachigen Werke für das Musiktheater (Лейпциг 2015) ISBN 978- 3-87350-053-2.
  • Кайер, К. Ян, «Сальери, изображенный в искусстве», (2012) 24 Intellectual Property Journal, 179–194.
  • I. Ф. Эдлер против Мозеля, Über das Leben und die Werke des Anton Salieri (Вена 1827)
  • Сальери, Антонио. La Passione di Gesù Cristo, критическое издание Елены Бигги Пароди, Suvini Zerboni, Milano 2000, XLIV, 222 страницы. OCLC 48150359, 165002056

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Антонио Сальери
Викискладе есть СМИ, связанные с Антонио Сальери.

Очки

Последняя правка сделана 2021-06-11 19:32:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте