Никколо Пиччинни (итальянский: ; 16 января [OS 5 января] 1728 - 7 мая 1800) был итальянским композитором симфоний, духовной музыки, камерной музыки и оперы. Несмотря на то, что сегодня он несколько не известен, Пиччинни был одним из самых популярных композиторов оперы - особенно неаполитанской оперы-буффа - классического периода.
Пиччинни родился в Бари, в регионе Апулия, и получил образование у Леонардо Лео и Франческо Дуранте в S. Консерватория Онофрио. За это ему пришлось поблагодарить за вмешательство епископа Бари, поскольку его отец, хотя сам был музыкантом, был против того, чтобы его сын продолжал такую же карьеру. Первая опера Пиччинни, Le donne dispettose, была поставлена в 1755 году, а в 1760 году он написал в Риме, шедевре своей молодости, La Cecchina, ossia la buona Figliuola, опера-буффа с либретто Гольдони, которая «шла в течение двух лет в Риме и игралась во всех крупных европейских столицах. Ее, вероятно, можно назвать самой популярной оперной буффой 18-го века. век... [даже больше, чем]... «La serva padrona» Перголези … [и]… Первое произведение новой эры, кульминацией которого стали шедевры Моцарта ».
La buona figliuola представляет собой особый момент в истории музыки восемнадцатого века, когда комедия начала приобретать новую драматическую силу. Это момент, когда застенчивый сентиментальный театральный проект Карло Гольдони (либреттиста оперы) соединяется с развивающимся музыкальным языком классицизма. Это особенно заметно в тонком написании арии "Una povera ragazza" Чеккины во втором акте.
Опера имела такой успех, что одежда, магазины и дома были названы в честь Ла Чеккины. Это также вызвало дискуссию о достоинствах нового сентиментального стиля, особенно в Англии, где консервативные реакционеры опасались предполагаемого феминизирующего влияния современной итальянской музыки. Антонио Баретти в 1768 году заметил, что не следует обвинять людей, «весомых и внимательных», в осуждении «тех крохотных джентльменов», которые, будучи энтузиастами итальянской оперы, были способны «чувствовать тонкости ее менуэта и, конечно, быть в восторге от этого. томление Чеккины из Пиччини [sic ] ». Эта современная музыка, как осуждал Баретти, «далека от силы увеличения смелости или каких-либо мужских добродетелей, напротив, она имеет тенденцию к женственности и трусости».
Через шесть лет после этого Пиччини был приглашен Королевой Мария-Антуанетта - Париж. Он стал первым итальянцем после Жан-Батиста Люлли, написавшим оперы для Королевской академии музыки, как называлась опера. Он сотрудничал с поэтом и драматургом Мармонтелем над несколькими проектами, направленными на продвижение дела оперной реформы. Первые либретто Мармонтеля основывались на текстах Филиппа Кино, написанных для Люлли, Ролана 1778 г., и Атиса, 1779 г., а затем последующие попытки, начиная с Didon, были оригинальные тексты. Все его более поздние работы были успешными; но режиссеры Большой оперы задумали намеренно противопоставить его Глюку, убедив двух композиторов рассматривать одну и ту же тему - Ифигению в Таврической - одновременно. Парижская общественность разделилась на две соперничающие партии, которые под названиями глюкистов и пикциннистов вели недостойную и позорную войну. Виртуозная Ифигения в Тавриде Глюка была впервые поставлена 18 мая 1779 года. Ифигения Пичцинни последовала 23 января 1781 года. Антагонизм соперничающих партий продолжался даже после того, как Глюк покинул Париж в 1780 году; и впоследствии была предпринята попытка начать новое соперничество с Sacchini. Пиччинни оставался популярным и после смерти Глюка в 1787 году предложил воздвигнуть общественный памятник его памяти - предложение, которое глюкисты отказались поддержать.
В 1784 году Пиччинни стал профессором Королевской музыкальной школы, одного из институтов, из которого в 1794 году была образована Консерватория. С началом Французской революции в 1789 году Пиччинни вернулся в Неаполь, где его сначала хорошо принял король Фердинанд IV ; но брак его дочери с французским демократом принес ему позор - его обвинили в революционности и поместили под домашний арест на четыре года. В течение следующих девяти лет он поддерживал ненадежное существование в Венеции, Неаполе и Риме; но он вернулся в 1798 году в Париж, где публика приняла его с энтузиазмом, но он не заработал денег. Он умер в Пасси, недалеко от Парижа. За свою жизнь он работал с величайшими либреттистами своего времени, включая Метастазио. После его смерти в доме, в котором он родился, в Бари была установлена мемориальная доска.
В 1756 году он женился на своей ученице Винченце Сибилле, певице, которой он никогда не позволял выходить на сцену после их свадьбы. Внук, Луи Александр Пиччинни, стал успешным репетитором и композитором в Париже.
Наиболее полный список его произведений был дан в Rivista musicale italiana, viii. 75. Он поставил более восьмидесяти опер, но, хотя его более поздние работы показывают влияние французской и немецкой сцены, он принадлежит к традиционной итальянской школе 18 века.