Семела (Гендель)

редактировать
Опера-оратория 1744 года Генделя

Семела (HWV 58) является «музыкальная драма», первоначально представленная «в стиле оратории » в трех частях Джорджем Фридрихом Генделем. Основанная на ранее существовавшей опере либретто Уильяма Конгрива, произведение представляет собой опера во всем, кроме названия, но впервые была представлена ​​в концертной форме в театре Ковент-Гарден. 10 февраля 1744 г. История происходит из Метаморфоз Овидия и касается Семелы, матери Вакха. Гендель также называл произведение «История Семелы». Произведение содержит знаменитую арию «Где ты гуляешь».

В произведении сочетаются элементы оперы, оратории и классической драмы. Семела была представлена ​​во время поста, одного из регулярных сезонов оратории Генделя. Однако этого не ожидали лондонские зрители от оратории во время торжественного Великого поста. У Семелы есть светский текст с рассказом о супружеской неверности. Его отличает от опер Генделя большое количество полифонических хоров. «Семела» была исполнена четыре раза во время первоначального выступления и дважды в том же году, но это были единственные выступления при жизни Генделя. Сегодня Семела часто ставится полностью и регулярно выступает во многих оперных театрах мира, а также выступает в концертной форме.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 История выступлений
  • 3 Роли
  • 4 Краткое содержание
    • 4.1 Акт 1
    • 4.2 Акт 2
    • 4.3 Акт 3
  • 5 Музыкальные особенности
  • 6 Записи
    • 6.1 Аудиозаписи
    • 6.2 Видеозаписи
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Предыстория
Интерьер, Королевский театр Ковент-Гарден, где Семела была первой исполнил

последнюю итальянскую оперу Генделя, Дейдамия, поставил в 1741 году. После этого он сосредоточился на ораториях и музыкальных драмах с английскими текстами. Многие из них, в том числе Семела, были впервые показаны в театре Ковент-Гарден, начиная с Александровского пира в 1736 году и заканчивая Триумфом времени и истины в 1757 году. в начале 1740-х годов оратории в театре Ковент-Гарден были основным направлением деятельности Джорджа Фридриха Генделя. Хотя в большинстве произведений были священные или религиозные тексты, два из них выделяются светским содержанием: Геркулес и Семела.

Либретто было написано Уильямом Конгривом около 1705–166 годов и первоначально положено на музыку к опере Джона Эклза Семела. Текст Генделя был адаптирован неизвестным соавтором, и он написал музыку чуть более чем за месяц, с 3 июня по 4 июля 1743 года. В Семеле есть заимствования из Джулио Чезаре и Fra pensieri qual pensiero (HWV 115), а также заимствования от Алессандро Скарлатти (в частности, Il Pompeo ), Porta, Keizer и Telemann. В партитуре следует отметить количество и качество сопровождаемых речитативов (характерная черта, которую он разделяет с Il Pompeo), а также огромное разнообразие стилей и темпов (23, девять из которых уникальны для английских произведений).

Музыкальная драма принимает форму оперы, но Гендель нашел место для нее в театральном Постном сезоне публичных концертов театра Ковент-Гарден, посвященном оратории, в следующем феврале (1744 г.). Таким образом, он создал Семелу для представления в манере оратории - волк в овечьей шкуре для тех, кто еще не был осведомлен о Метаморфозах Овидия. Его уловка по созданию мощного сюжета в театре вызвала, возможно, предсказуемо, неоднозначную реакцию. Миссис Делани назвала его «восхитительным музыкальным произведением», но прокомментировала: «У Семелы есть сильная сторона против этого, а именно. прекрасные дамы, мелкие мэтры и невежды. Все оперные люди возмущены Генделем ». Вероятно, это было связано со сторонниками конкурирующей оперной труппы «Миддлсекс», для которых Гендель не писал. Резкая критика также известна со стороны мессианского либреттиста Чарльза Дженненса, который записал, что это была «веселая опера».

Сомнительная мораль о том, была ли Семела «профанной» и, возможно, не подходящей для приличных членов аудитории, означала, что произведение быстро выпало из репертуара, лишь однажды возродившееся Генделем.

Однако «Семела» остается качественной работой. Как выразился покойный лорд Хэрвуд:

музыка Семелы так разнообразна, речитатив так выразителен, оркестровка так изобретательна, характеристики так удачны, общий уровень изобретательности так высок, действие так полно достоверных ситуация и инцидент - одним словом, пьеса в целом настолько подходит для оперной сцены, что можно только предположить, что ее игнорирование было вызвано актом самоотречения со стороны оперных трупп.

История выступлений
Джон Берд, создавший роль Юпитера

Семела впервые была исполнена 10 февраля 1744 года в театре Ковент-Гарден в Лондоне в рамках серии концертов, проводимых ежегодно во время Великого поста. Аудитория, естественно, ждала библейского содержания. Но любовная тема Семелы, созданная в конце периода Реставрации, явно опиралась на греческие мифы, и поэтому вызывала недовольство тех, кто занимался иным возвышением. Будучи английским языком, Семела также раздражала сторонников истинно итальянской оперы, тем более что Гендель не стал писать для конкурирующей оперной труппы Миддлсекс. Уинтон Дин пишет в своей книге «Драматические оратории Генделя»:

«Публика [в 1744 году] сочла тон [Семелы] слишком близким тону дискредитированной итальянской оперы и представила его как манку оратории; там они ожидали полезного постного хлеба, они получили сверкающий камень, выкопанный из руин греческой мифологии."

В результате было сыграно всего четыре спектакля. В состав премьер-министра вошли Элизабет Дюпарк («Франсезина») в главной роли, Эстер Янг в роли Юнона (и Ино) и Джон Берд в роли Юпитера. Генри Рейнхольд пел басовые партии. Гендель, похоже, поменял местами музыку между певцами.

Позже 1 и 8 декабря 1744 года Гендель представил исправленную версию, на этот раз в Королевском театре, после вырезания четырех частей диалога, содержащих сексуальные намеки, и внесения дополнений, которые включали перемежающиеся арии на итальянском языке (для оперной публики) из Arminio и Джустино.

20 век

Юнона, Статуя Большого Театра Бордо в портике

«Семела» подвергалась длительному пренебрежению до своих первых выступлений на сцене в Кембридже, Англия, в 1925 году и в Лондоне в 1954 году. Это подпитывало энтузиазм по поводу работы, который с тех пор не угас.

Семела ставилась четыре раза (1959, 1961, 1964 и 1975) Оперным обществом Генделя под руководством Чарльза Фарнкомба и вошла в репертуар оперы Сэдлера Уэллса (ныне Английская национальная опера) в 1970 году. Опера вернулась в 1982 году - после 238-летнего перерыва - в Ковент-Гарден (Королевский оперный театр ) с Валери Мастерсон в главной роли и дирижировал, как и в Сэдлерс-Уэллсе, Чарльз Маккеррас.

Премьера американской сцены состоялась на фестивале Ravinia недалеко от Чикаго в 1959 году. Семела исполнялась в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1980 году и в Карнеги-холле, Нью-Йорк, в 1985 году, в последнем случае с Кэтлин Баттл в главной роли и Джоном Нельсоном дирижером. (Запись с аналогичным составом была сделана в 1990 году и выпущена на лейбле Deutsche Grammophon.)

В 1999 году Семела вернулась в Английскую национальную оперу в Лондоне. в высоко оцененной постановке Роберта Карсена. Розмари Джошуа играла Семелу, Джон Марк-Эйнсли был Юпитером, Сьюзен Бикли - Юноной, и Сара Коннолли сестра Ино. Производство было возобновлено в 2004 году с участием Кэролайн Сэмпсон (Семела), Иэна Бостриджа (Юпитер) и Патрисии Бардон (Юнона).

21 век

Pinchgut Opera в 2002 году поставили спектакль в City Recital Hall, Сидней, дирижер Энтони Уокер и режиссер Джастин Уэй. Есть запись этой постановки.

В 2004 году в Театре Елисейских полей в Париже открылась постановочная постановка, поставленная Дэвидом Маквикаром и дирижируемая Марком Минковски. (Это было возобновлено в 2010 году дирижером Кристофом Руссе.)

13 сентября 2006 года в New York City Opera открылась новая постановка. Режиссер Стивен Лоулесс сделали метафорические ссылки на Мэрилин Монро, президентов США Джона Ф. Кеннеди, Билла Клинтона и Джорджа Буша и Жаклин Кеннеди. Элизабет Футрал пела Семелу, Вивика Джено изображала Юнону (и Ино), а Роберт Бро пел Юпитер.

В 2007 году Цюрихская опера в Швейцарии установила постановку Роберта Карсена «Семела» в 1999 году в качестве транспортного средства для Сесилии Бартоли, Биргит Реммерт и как Юнона и Юпитер и Уильям Кристи дирижируют. Эта постановка была записана на пленку, выпущена в виде DVD Decca и успешно передана (в 2010 г.) в Венский Theater an der Wien.

В сентябре того же года новая постановка китайского артиста Zhang Huan, проведенная Руссе, с Les Talens Lyriques, открылась в Ла Монне в Брюсселе. 24 октября 2010 года театр переехал в Пекинский театр Поли в рамках Пекинского музыкального фестиваля - первой крупной постановки оперы в стиле барокко в Китайской Народной Республике. В мае 2012 года постановка переехала в Канадскую оперную труппу, получив в целом плохие отзывы за то, что удалила финал Генделя и бессистемно представила буддийские темы в исходном материале.

Среди множества представлений по всему миру это произведение было поставлено в качестве полностью поставленной оперы в Opera Philadelphia в 2019 году.

Роли
Элизабет Дюпарк, прозванная «Ла Франсезина». ", создавшая роль Семелы
Роли, типы голоса и премьерный состав
РольТип голосаPremiere Cast, 10 февраля 1744 г.. (дирижер: Джордж Фридрих Гендель)
Юпитертенор Джон Берд
Кадм, король Фивбас Генри Рейнхольд
Семела, дочь Кадма, влюбленная в Юпитерасопрано Элизабет Дюпарк ("La Francesina ")
Афамас, принц Беотии, влюбленный в Семелу и задумавший жениться на нейальто Даниэль Салливан
Ино, сестра Семелы, влюбленная в Атхамамеццо-сопрано Эстер Янг
СомнусбасГенри Рейнхольд
АполлонтенорДжон Бирд
Юнонамеццо-сопраноЭстер Янг
ИриссопраноКристина Мария Авольо
ПервосвященникбасГенри Рейнхольд
Хор священников, авгуров, любовников, зефиров, нимф, свейнов и служителей
Краткое содержание

Точность:

Юпитер, царь богов, уводит смертную принцессу Семелу в тайное укрытие на горе, чтобы она была его любовницей. Когда жена Юпитера, Юнона, слышит о прелюбодеянии своего мужа, она приходит в ярость и замышляет обеспечить падение Семелы. Переодетая, Юнона взывает к тщеславию девушки и убеждает ее настоять на том, чтобы увидеть своего любовника в его божественной форме. Юпитер неохотно соглашается, но его молнии горят и поглощают Семелу. Однако из ее праха возникает ее нерожденный ребенок от Юпитера - Вакх, бог вина и экстаза.

Акт 1

Зевс и Семела обнимаются, гравюра XVIII века

Сцена: Греция, в легендарной древности

Сцена - храм Юноны. Возле алтаря золотое изображение богини

В храме Юноны Кадм, царь Фив, готовится к свадьбе своей дочери Семелы с Афамом, князем Беотии. Знаки богини указывают на то, что она одобряет брак (Сопровождаемый речитатив : Смотри! Возникают благоприятные вспышки и хор: Удачные предзнаменования благословляют наши обряды.) Однако невеста изобретала одно оправдание за другим, чтобы отложить свадьба, ее отец и будущий жених побуждают ее больше не колебаться (Дуэт: Дочь, слушай! Слушай и подчиняйся!) Сама себе Семела размышляет над своей дилеммой - она ​​не хочет выходить замуж за принца Атамаса, поскольку она влюблена с самим Юпитером и призывает его помочь ей (Сопровождаемый речитатив: Ах, я! Какое прибежище мне теперь осталось?, ариозо : О, Юпитер! Из сострадания научи меня, что выбрать и ария: Утренний жаворонок). Атамас, наблюдая за ней, принимает ее физические признаки эмоционального потрясения как доказательство того, что она любит его (Ария: Гименей, спешка, готовься факел). Появляется Ино, сестра Семелы, тоже в отчаянии, потому что она влюблена в Атхама. Отверните эти предзнаменования, все силы). Священники Юноны приказывают отказаться от свадьбы и всем покинуть храм (Припев: Прекратите, прекратите свои клятвы), что делают все, за исключением Атхама, в отчаянии из-за отмены его свадьбы, и Ино, безнадежно влюбленной в него (Ария: Остановись, безнадежный любовник). Атамас может видеть, что она расстроена, не догадываясь почему, и он может сочувствовать ей в ее беде, потому что он тоже расстроен (Ария: Твой мелодичный голос, который мог бы рассказать моя история). Атамас удивлен, когда она прямо говорит ему, что любит его (Дуэт: Ты уничтожил меня). Кадм прерывает их замешательство и описывает необычное событие, свидетелем которого он только что стал: когда они бежали из храма, Семелу внезапно унес орел (Сопровождаемый речитатив: Wing'd с нашими страхами). Жрецы и авгуры отождествляют этого орла с самим Юпитером (Припев: Славься, Кадм, слава!). Когда действие заканчивается, Семела наслаждается ролью новой любовницы бога (Ария: бесконечное удовольствие, бесконечная любовь).

Акт 2

Ирис от Луизы Элизабет Виже Лебрен

Сцена первая

Приятная страна, вид на которую заканчивается красивой горой, украшенной лесами и водопадами. Юнона и Ирис спускаются на разных машинах. Юнона в колеснице, запряженной павлинами; Ирис на радуге; они выходят и встречаются.

Юнона, с подозрением относясь к поведению мужа, послала свою помощницу Ирис, чтобы узнать, что она может. Ирис сообщает, что Юпитер поставил Семелу своей любовницей во дворце на вершине горы (Ария: Там, от смертных забот уединяется). Возмущенная Юнона клянется отомстить (Сопровождаемый речитатив: Пробудись, Сатурния, от летаргии!). Ирис предупреждает ее, что это будет непростая задача - дворец охраняют драконы, которые никогда не спят (Сопровождаемый речитатив: с непреклонностью ворота заперты). Юнона решает, что она и Ирис нанесут визит богу сна в его пещере, чтобы получить магическую помощь и усыпить драконов (Ария: Значит, Ирис, отсюда прочь).

Сцена вторая

Квартира во дворце Семелы. Она спит, Любви и Зефиры ждут.

Семела просыпается и сожалеет о том, что ее сон о том, чтобы быть со своим возлюбленным, закончился (Ария: О, сон, почему ты оставил меня?). Когда входит Юпитер в образе молодого человека, она говорит ему, как трудно ей, когда он отсутствует. Он объясняет, что она смертная, в отличие от него, и ей время от времени нужно отдыхать от любовных ласк. Он пытается заверить ее в своей верности (Ария: Отбросьте свои сомнения и страхи в сторону). Семела поет ему о своей страстной любви (Ария: С нежным желанием). Хор "Любви" и "Зефиры" поет о любовных радостях (Припев: Как привлекательно, как мило). Однако Семеле становится не по себе, что ее возлюбленный - бог, а она - простая смертная. Этот знак стремления к бессмертию от Семелы беспокоит Юпитера, который решает, что должен отвлечь ее от таких мыслей (Ария: Я должна быстро развлечь ее). Любовь и Зефиры советуют Семеле отложить заботы и наслаждаться любовью, пока она может (Припев: Теперь любовь, которую приглашает вечный мальчик). Юпитер распорядился, чтобы сестра Семелы Ино была волшебным образом перенесена во дворец, чтобы составить ей компанию, и обещает, что сады и окрестности станут раем (Ария: Куда вы идете). Он уходит, и появляется Ино, описывая чудесный опыт полета на крылатых зефирах (Ария: Но послушайте, только тяжелая сфера вращается). Сестры воспевают радость, которую они испытывают, слыша музыку сфер (Дуэт: Готовься, бессмертный хор), а нимфы и девушки заявляют, что эта часть земли стала раем (Припев: Благослови радостную землю).

Акт 3

Юпитер и Семела, Гюстав Моро

Сцена первая

Пещера сна. Бог сна лежит на своей кровати.

Юнона и Ирис прибывают и разбудят Сомнуса (Сопровождаемый речитатив: Сомнус, просыпается), к его неудовольствию (Ария: Оставь меня, мерзкий свет). Он встает с постели только тогда, когда слышит, как Юнона упоминает красивую нимфу Пасифею (Ария: Более сладкое это имя). Юнона обещает, что у него будет нимфа, если он окажет ей магическую помощь, чтобы усыпить драконов, охраняющих дворец, где Семела устроилась любовницей своего мужа, и превратить ее в подобие сестры Семелы Ино. Сомнус соглашается (Дуэт: Повинуйтесь моей воле).

Сцена вторая

Квартира. Одна Семела

Семела все еще довольно недовольна несоответствием между ней и ее возлюбленным (Ария: Мои мучительные мысли). Юнона в образе Ино, сестры Семелы, входит и притворяется, изумленная возросшей красотой Семелы. Она восклицает, что Семела, должно быть, сама стала богиней, и дает ей зеркало (Узри в этом зеркале). Семела в восторге от собственной красоты (Ария: Я буду обожать себя). «Ино» советует Семеле настоять на том, чтобы Юпитер явился ей в своей настоящей богоподобной форме, и это сделает ее бессмертной (Сопровождаемый речитатив: заклинание его клятвой). Семела очень благодарна за этот совет (Ария: Итак, позвольте мне выразить свою благодарность). «Ино» уходит, и входит Юпитер, желая насладиться Семелой (Ария: Приди ко мне, моя прекрасная красавица), но она отталкивает его (Ария: Я всегда даю). Он клянется дать ей все, что она пожелает (Сопровождаемый речитатив: Клянусь этим огромным наводнением), и она заставляет его пообещать явиться ей в своей богоподобной форме (Сопровождаемый речитатив: Затем отбросьте эту человеческую форму). Он встревожен и говорит, что это причинит ей вред (Ария: А, учти, что ты нажимаешь), но она настаивает, чтобы он сдержал свою клятву (Ария: Нет, нет, я приму не меньше) и уходит. Юпитер знает, что это будет означать ее гибель, и оплакивает ее надвигающуюся гибель (Сопровождаемый речитатив: Ах, куда она ушла). Юнона побеждает в успехе своего замысла (Ария: Удовольствие выше меры).

. Сцена третья

Рождение Вакха. Джулио Пеппи

Сцена обнаруживает Семелу под навесом, задумчиво наклонившуюся, пока играет скорбная симфония. Она смотрит вверх и видит, как Юпитер спускается в облаке; с обеих сторон раздаются вспышки молний, ​​и в воздухе слышен рокот грома.

Семела, исполнившая свое желание увидеть Юпитер в его истинной богоподобной форме, поглощена его молниями, и, когда она умирает, она сожалеет о своей глупости и амбициях (Сопровождаемый речитатив: Ах, я! Слишком поздно, я раскаиваюсь). Наблюдая за этим, жрецы Юноны выражают свое удивление (Припев: О, ужас и изумление!). Атамас теперь рад принять Ино в качестве своей невесты (Ария: «Отчаяние больше не ранит меня»). Бог Аполлон спускается на облаке и объявляет, что нерожденное дитя Семелы и Юпитера восстанет из ее праха (Сопровождаемый речитатив: Аполлон приходит, чтобы облегчить вашу заботу). Ребенком будет Вакх, бог вина и экстаза, бог «сильнее любви». Все празднуют удачный исход (Припев: Счастливы, мы будем счастливы).

Музыкальные особенности

Любящая удовольствия и тщеславная Семела удачно охарактеризована в музыке Генделя. Произведение содержит одну из самых известных арий Генделя, лирическую «Куда ты идешь?» Для тенора, со словами из «Пасторали» Александра Поупа. Комедия вплетена в драму, особенно в сцену в пещере бога сна. Монументальный хор «О ужас! И удивление» после смерти Семелы показывает влияние более раннего английского композитора Генри Перселла.

Записи

Аудиозаписи

Дискография Семелы, аудиозаписи
ГодВ ролях:. Семела, Юпитер,. Юнона, Кадм,. Атамас, Ино, СомнусДирижер,. Оркестр и хорЭтикетка
1955Дженнифер Вивьян,. Уильям Герберт,. Анна Поллак,. Джордж Прагнелл,. Джон Уитворт,. Хелен Уоттс,. Джордж ДжеймсЭнтони Льюис,. Новый симфонический оркестр,. Сент-Энтони СингерсLP: Л'Уазо-Лайр. Кэт : OLS 111–3
1973Шейла Армстронг,. Роберт Тир,. Хелен Уоттс,. Жустино Диас,. Марк Деллер,. Хелен Уоттс,. Жустино ДиасЙоханнес Сомари,. Английский камерный оркестр,. Amor Artis ChoraleCD: Vanguard Classics. Кот: 885082
1982Норма Берроуз,. Энтони Рольф-Джонсон,. Делла Джонс,. Роберт Ллойд,. Тимоти Пенроуз,. Кэтрин Денли,. Дэвид Томас Джон Элиот Гардинер,. Солисты английского барокко,. Хор Монтеверди CD: Эрато. Кат: 2292-45982-2
1990Кэтлин Батл,. Джон Алер ​​,. Мэрилин Хорн,. Сэмюэл Рэйми,. Майкл Шанс,. Мэрилин Хорн,. Сэмюэл РэймиДжон Нельсон,. Английский камерный оркестр,. Амброзианский оперный хор CD: Deutsche Grammophon. Cat : 435 782–2
2002Анна Райберг,. Ангус Вуд,. Салли-Энн Рассел,. Стивен Беннет,. Тобиас Коул,. Салли-Энн Рассел,. Стивен БеннетЭнтони Уокер,. Кантиллейшн,. Ансамбль СириусаCD: ABC Classics. Кат.: 980 047-0
2004Даниэль де Низе,. Поль Агнью,. Гиллеметт Лоренс,. Джонатан Мэй,. Себастьен Фурнье,. Луиза Иннес,. Джонатан МэйДэвид Стерн,. Opera Fuoco CD: Пьер Верани. Кат: PV704021 / 22
2007Розмари Джошуа,. Ричард Крофт,. Хилари Саммерс,. Бриндли Шерратт,. Стивен Уоллес,. Хилари Саммерс,. Стивен УоллесКристиан Курнин,. Early Opera Company CD: Chandos. Кат: CHANO 745
2020Луиза Алдер,. Хьюго Хаймас,. Люсиль Ричардо,. Джанлука Буратто,. Карло Вистоли,. Люсиль Ричардо,. Джанлука БураттоДжон Элиот Гардинер,. солисты английского барокко,. Монтеверди ХорCD: SDG. Кат: SDG733

Видеозапись

Дискография Семелы, видеозаписи
ГодВ ролях:. Семела, Джов,. Юнона, Кадм,. Атамас, Ино, СомнусДирижер,. Оперный театр, ОркестрЛейбл
2007Сесилия Бартоли,. Чарльз Уоркман,. Биргит Реммерт,. Антон Шарингер,. Томас Майкл Аллен,. Лилиана Никитяну,. Антон ШарингерУильям Кристи,. Опернхаус Цюрих. Оркестр Ла Сцинтилла DVD: Decca. Cat: 0743323
Обратитесь ences
Примечания
Источники
  • Casaglia, Gherardo (2005). «Семела, 10 февраля 1744 г.». L'Almanacco di Gherardo Casaglia (на итальянском).
  • Дин, Винтон (1959), драматические оратории и маски Генделя, Oxford University Press
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-07 09:40:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте