Дионис

редактировать
Древнегреческий бог виноделия и вина
Дионис
Бог винограда, сбор винограда, виноделия, вина, плодородие, ритуальное безумие, религиозный экстаз, театр
Dionysos Louvre Ma87 n2.jpg Римская статуя II века Диониса по эллинистической модели (бывший кардинал Ришелье, Лувр )
СимволТирс, виноградная лоза, бык, пантера, плющ, коза, маски, чаша
Личная информация
РодителиЗевс и Семела,. Зевс и Деметра (некоторые источники),. Зевс и Персефона (Орфик ),. Аммон и Амалфея
Братья и сестрыЭак, Ангелос, Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Эйлейфия, Эню, Эрис, Эрса, Геба, Елена Троянская, Гефест, Геракл, Гермес, Минос, Панди, Персефона, Персей, Радамант, Тантал, Грации, Гора, Литы, Музы, Мойры
СупругАриадна
ДетиПриап, Девственная плева, Тоас, Стафил, Энопион, Комус, Фтон, Грация, Дейанира
Эквиваленты
Греческий эквивалентИакх, Загрей
РимскийэквивалентВакх, Liber
Этрусский эквивалентФуфлунс
Египетский эквивалентОсирис

Дионис или Дионис - бог сбора винограда, виноделия и вина, плодородия, садов и фруктов, растительность, безумие, ритуальное безумие, религиозный экстаз, праздник и театр в древнегреческой религии и мифе.

Он также известен как Вакх (или ; Греческий : κχος, Bákkhos), имя, принятое римлянами ; безумие, которое он вызывает, - это бакхейя. Другое имя, используемое римлянами, - Liber, что означает «свободный», из-за его связи с вином, вакханалией и другими обрядами, а также используемым с этим свободой. Его тирс, иногда обвитый плющом и капающим медом, является одновременно благотворной палочкой и оружием, используемым для уничтожения тех, кто противостоит его культу и свободам, которые он представляет. КакЭлеферий («освободитель»), его вино, музыка и экстатическое освобождение его последователей от застенчивого и заботы и разрушают гнетущие ограничения сильных мира сего. Считается, что те, кто причастны к его мистериям, становятся одержимыми и наделенными силой самого бога.

В своей религии, идентичной или объединенной с орфизмом, Дионис, как полагали, был рожден от сообщества Зевса и Персефоны, и чтобы он сам представляет хтонический илиподземный аспект Зевса. Многие полагали, что он был рожден дважды, был убит и переродился сыном Зевса и смертного Семелы. В Элевсинских мистериях он был отождествлен с Иакхом, сыном (или, альтернативно, мужем) Деметры.

Его происхождение неизвестно, и его культы принял множество форм; одни описываются древними источниками как фракие, другие - как греческие. В большинстве источников говорится, что он родился во Фракии, что он являетсяодним из старейших засвидетельствованных богов Греции. Его атрибут «чужеродности» в качестве прибывающего бога-аутсайдера может быть неотъемлемым и существенным для его культов, поскольку он является богом прозрения, которого иногда называют «грядущим богом»

Вино играл важную роль в греческой культуре, и культ Диониса был основным религиозным направлением, окружавшим его потребление. Вино, а также виноградная лоза и виноград, из которого оно происходит, рассматривались нетолько как дар бога, но и как его символическое воплощение на земле. Вместо того, чтобы быть богом опьянения, религия Диониса была сосредоточена на правильном потреблении вина, облегчить страдания и принести радость, а также вдохновить божественное безумие, отличное от пьянство. Перформанс и драма также занимали центральное место в его религии, и их фестивали были первоначальной движущей силой развития театра. Культ Диониса - это тоже «культ душ»; его менады кормят мертвымикровавыми жертвами, и он действует как божественный посредник между живыми и мертвыми. Иногда его называют богом умирающего и восходящего.

Дионис показал как земледелие и божество растительности. Его связь с вином, садами и растительностью показывает его роль бога природы. Как бог виноградарства и винограда, он выращиванием и сбором плодов. БОГ ДИОНИСА - греческая мифология В мифах он учит искусство выращивания и выращивания растений.

Содержание

  • 1 Название
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Значение и варианты
  • 2 Происхождение
  • 3 Эпитеты
  • 4 Поклонение и праздники в Греции
    • 4.1 Дионисия
    • 4.2 Антестрия
    • 4.3 Вакхические мистерии
    • 4.4 Элевсинские мистерии
    • 4.5 Орфизм
  • 5 Поклонение и праздники в Риме
    • 5.1 Liber и ввоз в Рим
    • 5.2 Вакханалия
  • 6 Постклассическое богослужение
    • 6.1 Поздняя античность
    • 6.2 Поклонение от средневековья до современного периода
  • 7 Отождествление с другими богами
    • 7.1 Осирис
    • 7.2 Аид
    • 7.3 Сабазиос и Яхве
  • 8 Мифология
    • 8.1 Первое рождение
      • 8.1.1 Интерпретация
    • 8.2 Второе рождение
      • 8.2.1 Интерпретация
    • 8.3 Младенчество
    • 8.4 Путешествия и изобретение вина
    • 8.5 Возвращение в Грецию
    • 8.6 Пленение и побег
    • 8.7 Сошествие в преисподнюю
    • 8.8 Вторичные мифы
      • 8.8.1 Золотое прикосновение Мидаса
      • 8.8.2 Другие мифы
  • 9 Любовники и дети
  • 10Ик онография
    • 10.1 Символы
    • 10.2 В классическом искусстве
  • 11 Постклассическая культура
    • 11.1 Искусство эпохи Возрождения до
    • 11.2 Современная литература и философия
    • 11.3 Современный фильм и перформанс
  • 12 Параллели с христианством
    • 12.1 Смерть и воскресение
    • 12.2 Испытание
    • 12.3 Священная еда и питье
    • 12.4 Другие параллели
  • 13 Галерея
  • 14 См. Также
  • 15 Примечания
  • 16 Ссылки
    • 16.1 Библиография
  • 17 литература
  • 18ние ссылки

Имя

Этимология

Префикс dio- в древнегреческий Διόνυσος (Diṓnusos; /di.ó.nyː.sos/) был связан с древностью с Зевсом (родительный падеж Диос), и варианты имени, кажется, указывают на оригинальное * Dios-nysos. Самым раннименский свидетельством микенский греческий дательный форма 𐀇𐁂𐁕𐀒 (di-wo-nu-so), представленный на двух таблицах, найденных на микенском Пилос и датируется двенадцатымили тринадцатым веком до нашей эры. В то время не могло быть уверенности в том, действительно ли это был теоним, но греко-шведские раскопки 1989–1990 годов на холме Кастелли, Ханья, появилось, среди прочего, четыре артефакты с надписями линейной буквой В; среди них считается, что надпись на предмете KH Gq 5 подтверждает раннее поклонение Дионису. В микенском греческом языке форма Зевс - ди-во.

Дионис протягивает чашу для питья (кантарос ) (конецшестого века до нашей эры)

Второй элемент - нусос - неизвестного происхождения. Возможно, это связано с горой Ниса, место рождения бога в греческой мифологии, где его кормили нимфы (Нисиады ), хотя Ферекид Сиросский постулировал nũsa как архаическое слово, обозначающее "дерево" в шестом веке до нашей эры. Кречмер утверждал, что νύση (nusē) - фракийское слово, которое имеет то же значение, что и νύμφη (nýmphē), слово, похожее на νυός (nuos)(невестка или невеста, ИП σνυσός (snusos), санскр. Snusā).. Он предположил, что мужская форма - νῦσος (нусос), и это сделало бы Диониса «сыном Зевса». Джейн Эллен Харрисон считала, что имя Дионис означает «молодой Зевс». Роберт С. П. Бикс предположил догреческое происхождение названия, поскольку все попытки найти индоевропейскую этимологию сомнительны.

Значение и варианты

Более поздние варианты включают Дионуса и Дионуса в Беотии ; Dien (n) ūsos в Фессалии ; Деонус и Деунусос в Ионии ; и Диннусос в Эолии, среди других вариантов. Префикс Dio- таких как Dioscures, и может происходить от Dios, родительного падежа имени Зевс.

Nonnus, в его Dionysiaca, пишет, что имя Дионис означает «хромой Зевс» »И что Гермес так назвал новорожденного Диониса,« потому что Зевс, несущий свою ношу, приподнял одну ногу из-за тяжести своего бедра, а в Сиракузах это нисос. Всвоем примечании к этим строкам У. Х. Д. Роуз пишет: «Вряд ли нужно говорить, что этиологии неверны». Суда, византийская энциклопедия, основанная на классических источниках, утверждает, что Дионис был назван так «из-за выполнения [διανύειν] для каждого из тех, кто живет дикой жизнью. Или из обеспечения [διανοεῖν] всего для тех, кто живет дикая жизнь ».

Происхождение

Триумф Диониса, мозаика из дома Посейдона, Музей мозаики Зевгмы

Академикидевятнадцатого века, изучавшие филологию и сравнительная мифология, часто рассматривающая Диониса как чужеродное божество только неохотно было принято в стандартном греческом пантеоне, когда он возвращается в Грецию. Однако более свежие данные показывают, что Дионис на самом деле был одним из богов, засвидетельствованных в культуре материковой Греции. Самые ранние письменные упоминания о поклонении Дионису происходят из Микенской Греции, а именно в дворцеНестора в Пилосе и около 1300 г. до н.э. Детали какого-либо религии, окружающей Диониса в этом скудны, и большинство его имени приходит только в форме, записанного как di-wo-nu-su-jo («Дионисио») в линейном письме B, сохранившиеся на фрагментах глиняных таблиц, указывает на связь с подношением или показателями вина, которое было показано как «вино Дионисия». Также были обнаружены ссылки на «женщин Ойноа», «места вина», которые могут соответствовать дионисийским женщинамболее поздних периодов.

В других микенских профессиональныхх из Пилоса говорится о поклонении богу по имени Элевтер, который был сыном Зевса, и приносили жертву волов. Связь как с Зевсом, так и с волами, а также эта логическая связь между Элевфер или Элеутерос с латинским именем Liber Pater указывает на то, что это могло быть другим именем Диониса. Согласно Кароли Керени, эти ключи предполагают, что даже в тринадцатом веке нашей эры существовала основная религияДиониса, как его важные мифы. В Кноссе на минойском Крите мужчинам часто давали имя «Пентей», фигура в более позднем дионисийском мифе, что также означает «страдание». Керини утверждал, что дать такое имя ребенку подразумевает сильную религиозную связь, который не отдельный персонаж Пентея, который от последователей Диониса в более поздних мифах, а как эпитет самого Диониса, мифология которого дает бога. которые должны претерпеть страдание, чем одержать победу над ним. Пословам Кереньи, титул «страдающий человек», использовался, использовался относился к самому богу, но применялся только к персонажам по мере развития мифа. Самое древнее известное изображение Диониса, сопровождаемое его именем, найдено на динозавре аттическим гончаром Софилом около 570 г. до н.э. К VII веку иконография, найденная на керамике, показывает, что Дионису уже поклонялись как большему, чем просто богу, связанному с вином. Он был связан со свадьбами, смертью,жертвоприношением и сексуальностью, и его свита из сатиров и танцоров уже была создана. Общей темой в этих ранних изображениях было превращение его последователей в гибридных существ, обычно представленных как ручными, так и дикими сатирами, которые включают переход от цивилизованной жизни обратно к природе как средство бегства.

Эпитеты

Невероятные размеры второго века эры Людовизи Дионис, с пантерой, сатиром и виноградом на виноградной лозе, Palazzo Altemps, Рим Богоявление Диониса мозаика, с виллы Диониса (второй век эры) в Дион, Греция, Археологический музей Диона A Римская фреска с изображением Вакха с рыжими волосами, Боскореала, гр. 30 г. до н.э.

Дионис был известен под разными эпитетами :

Акратофор, Ακρατοφορος («дающий несмешанное вино»), в Фигалеи в Аркадии.

Акрорейт в Сикион.

Адоней, редкий архаизм в римскойлитературе, латинизированная форма Адонис, использовавшаяся как эпитет для Вакха.

Агобол Αἰγοβόλος («Козел-стрелок») в Потняе, в Беотии.

Эсимнет Αισυμνήτης («правительство» или «господин») в Ароэ и Патры в Ахея.

Агриос Ἄγριος («дикий»), в Македонии.

Андрогины Ανδρογυνος (андрогинный в половом сношении), относящийся к богу в сексуальных отношениях. половое сношение, выполняя как активную мужскуюроль, так и пассивную женскую роль.

Бассарей, βασσαρεύς фракийское имя Диониса, происходящее от слова bassaris или «лисья шкура», которое культисты носили в своих мистериях

Бризей Βρῑσεὐς («побеждающий») в Смирна.

Бромиос Βρομιος («Ревущий» Эти отношения к центральному элементу мифа о смерти / воскресении, но также и о превращении бога в льва и быка, а также о не пьющих алкоголь. Который относится к отцу Диониса, Зевсу «громовержцу» ».)

Choiropsalas χοιροψάλα pl (« свиный щипец »: греч. Жаргонный термин для обозначения женских гениталий). Ссылка на роль Диониса как божества плодородия.

Хтоний Χθόνιος («подземный»)

Cittophorus Κιστοφορος («Держатель корзины, носитель плюща»), намекает на священные корзины для

Диметор ∆ιμητωρ («Дваμημносится» к двум рождениям Диониса.

Дендриты Δενδρίτη («он из деревьев»), как бог плодородия.

Дифирамб, Διθύραμβος использовал на своихпраздниках, имея в виду его преждевременное рождение.

Элеутериос Ελευθερευς («освободитель»), эпитет, общий с Эросом.

Эндендросом («он в дереве»).

Энорчес («с шариками» в его отношении к плодовитости или «в яичках» в отношении того, что Зевс зашил младенца Диониса «в бедро», что означает его яички). используется в Самос и Лесбос.

Эридром («хороший бегун»), в Дионисии Нонна.

Эрикриптос Ἐρίκρυπτος («полностью скрытый»),в Македонии.

Евий (Эйиос ), в пьесе Еврипид, Вакхи.

Иакх, Ιακχος возможный эпитет Диониса, с элевсинскими мистериями. В Элевсине он известен как сын Зевса и Деметры. Имя «Иакх» может происходить от ακχος (Иакхос), гимн, воспетый в честь Диониса.

Ликнитес («веяющий веер»), как бог плодородия, связанный с таинственными религиями. он мякина от зерна.

Lyaeus, или Lyaios (Λυαῖος, «избавитель», буквально «освободитель»), тот, кто освобождает от заботы и тревог.

Меланайгис Μελαναιγι («черная козья кожа») на фестивале Апатурия.

Морих Μόρυχος, («замазанный») на Сицилии, потому что его икона была намазана вином осадком во время сбора урожая.

Мистес Μυστης («О тайнах»)

Нисиан Nύσιος, согласно Филострату, так его называли древние индейцы. Скорее всего, потому что согласнолегенде он основал город Ниса.

Оней, Οινοψ («Темное вино») как бог винного пресса.

Омадиос («Пожиратель плоти»), Евсевий пишет в Подготовка к Евангелию, что Евелпис из Кариста утверждает, что в Хиосе и Тенедосе они совершил человеческое жертвоприношение Дионису Омадию.

Псевданор ψευδάνωρ («ложный человек», имея в виду его женские качества) в Македонии.

Таурос Ταυρος («Бык»), встречается какфамилия Диониса.

В греческом пантеоне Дионис (вместе с Зевсом ) принимает на себя роль Сабазия, фракийское / фригийское божество. В римском пантеоне Сабазий стал альтернативным именем Вакха.

Поклонение и праздники в Греции

A мозаика из Антиохия, представляющая Диониса. второй-третий век нашей эры Мраморная голова Диониса (второй век эры), Капитолийские музеи, Рим

ПоклонениеДионису прочно утвердилось к VII веку до нашей эры. Ему, возможно, поклонялись уже c. 1500–1100 гг. До н.э. микенскими греками ; следы культа дионисийского типа также были обнаружены в древнем минойском Крите.

Дионисии

Дионисии, Галоа, Асколии и Ленайские праздники были посвящены Дионису. Сельская Дионисия (или Малая Дионисия) была одним из старейших праздников, посвященных Дионису, начавшимся в Аттике и,вероятно, посвященным выращиванию виноградных лоз. Он проводился в течение зимнего месяца Посейдеон (время зимнего солнцестояния, современный декабрь или январь). Сельская Дионисия сосредоточена на процессе, во время которой участники несли фаллосы, батоны, кувшины с водой и вином, а также другие подношения, молодые девушки несли корзины. Шествие сопровождалось серией драматических представлений и драматических конкурсов.

Городская Дионисия (или Великая Дионисия) проходила в нашихцентрах, таких как Афины и Элевсин, и был более поздним развитием, вероятно, начавшимся в шестом веке до эры. Большой фестиваль, проводившийся через три месяца после Сельской Дионисии, приходился на весеннее равноденствие в месяц Элафеболион (современный март или апрель). Процессия Городской Дионисии была похожа на сельские праздники, но была более сложной и сложной участниками, несущими деревянную статую Диониса, включая жертвенных быков и богато одетых хоров. Вдраматических конкурсах Великой Дионисии также участвовали более примечательные поэты и драматурги, а также были присуждены призы как для драматургов, так и для актеров в нескольких категориях.

Антестрия

Антестрия (Ἀνθεστήρια) был афинским праздником, посвященным начало весны. Он длился три дня: Pithoigia (Πιθοίγια, «Открытие банка»), Choes (οαί, «Выливание») и Chythroi (Χύτροι «Горшки»). Говорили, что мертвые восстали из преисподней во время фестиваля. Вместе с душамиумерших, Керес также бродили по городу, и их пришлось изгнать по окончании праздника. В первый день были открыты винные чаны. Вино было открыто и смешано в честь бога. Комнаты и сосуды для питья были украшены цветами вместе с детьми старше трех лет.

На второй день вместе с выпивкой совершился торжественный ритуал Диониса. Люди наряжались, иногда как члены окружения Диониса или Диониса, и навещали других. Чуз был также поводом для торжественной и тайной церемонии. В одном изсвятилищ Диониса в Ленеуме, который до конца года был закрыт. Василисса (или василинна), жена василевса, прошла через символический церемониальный брак, возможно, представляя Hieros gamos. Базилиссе помогли четырнадцать афинских матрон (называемые герараи ), которые были выбраны базилевсом и поклялись хранить тайну.

Последний день был посвящен мертвым. Подношения также предлагались Гермесу из-за его связи с подземным миром. Это считалось днем ​​веселья.Некоторые облили возлияниями могилы умерших родственников. Хитрой закончился ритуальным криком, призванным приказать душам мертвых вернуться в подземный мир. Керес также были изгнаны с праздника в последний день.

Чтобы защитить себя от зла, люди жевали листья терновника и мазали двери смолой, чтобы защитить себя. Фестиваль также позволял слугам и рабам присоединяться к праздникам.

Вакхические мистерии

Мраморный рельеф Менады и двух сатиров ввакхической процессии. 100 г. н.э., Британский музей, Лондон.

Центральный религиозный культ Диониса известен как вакхические или дионисийские мистерии. Точное происхождение этой религии неизвестно, считается, что Орфей изобрел мистерии Диониса. Факты свидетельствуют о том, что многие источники и ритуалы, которые обычно относятся к таким системам, как это происходит, орфических мистерий, на самом деле, к дионисийским мистериям. Некоторые ученыепредположили, что, кроме того, нет никакой разницы между Дионисийскими мистериями и мистериями Персефоны, но что все они были проблемами одной и той же мистической религии, и что Дионис и Персефона играли роль в ней. Это. Ранее считавшийся преимущественно сельским региональным и второстепенным сельским населением, главный городской центр Афин имел роль в развитии и распространении вакхических мистерий.

Вакхические мистерии сыграли роль в создании ритуальныхтрадиций переходов в жизни людей; используется в первую очередь для мужчин и мужской сексуальности, но позже было создано пространство для ритуализации женских ролей и празднования смены статуса в женщины. Это часто символизировалось встречей с богами, которые правят смертью и переменами, такими как Аид и Персефона, а также с матерью Диониса Семелой, которая, вероятно, выполняла роль, связанную с посвящением в мистерии. 173>

Религия Диониса часто включала ритуалы с принесением вжертву козлов или быков, и, по крайней мере, некоторые участники и танцоры носили деревянные маски, связанные с богом. В некоторых случаях записи показывают, что бог участвует в ритуале через замаскированный и одетый столб, столб или дерево, в то время как его прихожане едят хлеб и пьют вино. Значение масок и козлов для поклонения Дионису, по-видимому, восходит к самым ранним дням его поклонения, и эти символы были найдены вместе в минойской гробнице около Феста на Крите..

Элевсинские мистерии

Вакх, Церера и Амор, (1595–1605). Масло, холст. Автор Ганс фон Аахен. Римский мраморный рельеф (первый век нашей эры) из Наукратис, изображающий греческого бога Диониса в теле змеи и в египетской короне.

Еще в пятом веке до нашей эры Дионис стал отождествляться с Иакхом, второстепенным божеством из традиции Элевсинских мистерий. Эта ассоциация, возможно, возникла из-за гомофонии имен Иакх и Вакх. Двечерной фигуры lekythoi (ок. 500 г. до н.э.), возможно, представляют самые ранние свидетельства такой ассоциации. Почти идентичные вазы, одна в Берлине, другая в Риме, изображают Диониса вместе с надписью IAKXNE, возможно, неправильным написанием IAKXE. Более ранние свидетельства можно найти в трудах афинских трагиков V в. До н.э. Софокла и Еврипида. В Софокле 'Антигоне (ок. 441 г. до н.э.) ода Дионису начинается с обращения к Дионисукак к «богу многих имен» (πολυώνυμε), который правит долинами Деметры. Элевсин и заканчивает тем, что отождествляет его с «Якхом Дающим», который возглавляет «хор звезд, чье дыхание - огонь», и чьи «помощники Тийады» танцуют в «ночной безумии». А в отрывке из утраченной пьесы Софокл описывает Нису, традиционное место воспитания Диониса: «Отсюда я увидел Нису, прибежище Вакха, прославившуюся среди смертных, которую считает Якх из бычьих рогов. как его любимая медсестра ». В Еврипид 'Вакхах (ок. 405 г. до н.э.) вестник, описывающий вакхические разгулы на горе Киферон, связывает Якха с Бромием, другое имя Диониса, говоря, что они «начали махать тирсом... взывая к Иакху, сыну Зевса, Бромию, единым голосом».

Надпись, найденная на камне стела (ок. 340 г. до н. э.), найденная в Дельфах, содержит гимн Дионису, который описывает его путешествия. Из Фив, где он родился, он сначала отправился вДельфы, где продемонстрировал свое «звездное тело», а с «Дельфийскими девушками» занял свое «место на склонах Парнаса», затем рядом с Элевсином, где его зовут «Иакх»:

И в твоей руке, размахивающей твоей ночью -
зажигающее пламя, с одержимым богом безумием
вы отправились в долины Элевсина
...
, где весь народ Эллады
земли вместе с вашими родными свидетелями
святые таинства, призывает вас
как Иакх:смертным от их боли
вы открыли гавань без труда.

Страбон говорит, что греки «дают имя «Иакх» не только Дионису, но и главнокомандующему мистериями ». В частности, Якха отождествляли с орфическим Дионисом, который был сыном Персефоны. Софокл упоминает «Якха с бычьими рогами», и, по словам историка первого века до нашей эры Диодора Сицилийского, именно этот древний Дионис изображался на картинах и скульптурах с рогами, потому что он «преуспел впрозорливости и мудрости. был первым, кто попытался запрягать волов и с их помощью произвести посев семени ". Арриан, греческий историк II века, писал, что это было Дионису, сыну Зевса и Персефона, «не фиванский Дионис, который поет мистическое пение« Иакх »». Поэт второго века Лукиан также упоминал о «расчленении Иакха».

Поэт четвертого или пятого века Нонн связывал имя Якха с " третий «Дионис. Он описал афинские праздники, посвященные первому ДионисуЗагрею, сыну Персефоны, второму Дионису Бромию, сыну Семелы, и третий Дионис Иакх:

Они [афиняне] почитали его как бога после сына Персефонеи и после сына Семелы; они установили жертвоприношения для позднего Диониса и первенца Диониса, а в-третьих, они спели новый гимн Иакху. В эти три праздника Афины высоко ценили пирушку; в танце, сделанном недавно, афиняне побили ступеньку в честь Загрея, Бромия и Якха вместе.

По некоторым сведениям, Яхусбыл мужем Деметры. Несколько других источников идентифицируют Якха как сына Деметры. Самый ранний такой источник, фрагмент вазы четвертого века до нашей эры в Оксфорде, показывает Деметру, держащую на коленях младенца Диониса. К I веку до нашей эры мотив Деметры, кормящей грудью Иакха, стал настолько распространенным, что латинский поэт Лукреций мог использовать его как явно узнаваемый пример эвфемизма любовника. Схолиаст II века нашей эры Аристид, прямо называет Деметруматерью Якха.

Орфизм

Сатир дает виноградную лозу Вакху как ребенок; камея из стекла, первая половина I века нашей эры; из Италии

В орфической традиции, «первый Дионис» был сыном Зевса и Персефоны и был расчленен Титанами до возрождения. Дионис был богом-покровителем орфиков, которого они связывали со смертью и бессмертием, и он символизировал того, кто руководит процессом реинкарнации.

ОрфическийДионис иногда упоминается под альтернативным именем Загрей (Греческий : Ζαγρεύς). Самые ранние упоминания этого имени в литературе описывают его как партнера Гайи и называют его высшим богом. Эсхил связал Загрея с Аидом, либо как сына Аида, либо как самого Аида. Отмечая «идентичность Аида как katachthonios alter ego Зевса», Тимоти Ганц счел вероятным, что Загрей, первоначально, возможно, сын Аида и Персефоны, позже слился с орфическим Дионисом,сыном Зевса и Персефона. Однако никакие известные орфические источники не используют имя «Загрей» для обозначения орфического Диониса. Возможно, что связь между ними была известна еще в третьем веке до нашей эры, когда поэт Каллимах мог написать об этом в ныне утерянном источнике. Каллимах, как и его современник Эйфорион, рассказывал историю расчлененного младенца Диониса, а византийские источники цитируют Каллимаха, ссылающегося на рождение «Диониса Загрея»,объясняя что Загрей был именем поэтов для хтонического аспекта Диониса. Самая ранняя окончательная ссылка на веру в то, что Загрей - это другое имя орфического Диониса, встречается в сочинениях конца I века Плутарха. Греческий поэт V века Нонн 'Дионисия рассказывает историю об этом орфическом Дионисе, в которой Нонн называет его «старшим Дионисом... злополучным Загреем», «Загреем рогатым младенцем»., «Загрей, первый Дионис», «Загрей, древний Дионис» и«Дионис Загрей».

Поклонение и праздники в Риме

Свобода и ввоз в Рим

Бюст Диониса в храме Liber Pater на форуме, первый век нашей эры Статуя Вакха, Рим, Лувр (второй век нашей эры)

мистический культ Вакха был принесены в Рим из греческой культуры южной Италии или через греческую Этрурию. It was established around 200 BC in the Aventine grove of Stimula by a priestess from Campania, near the temple where Liber Pater ("the Free Father") had a State-sanctioned, popular cult. Liber was a native Roman god of wine, fertility, and prophecy, patron of Rome's plebeians (citizen-commoners), and one of the members of the Aventine Triad, along with his mother Ceres and sister or consort Libera. A temple to the Triad was erected on the Aventine Hill in 493 BC, along with the institution of celebrating the festival ofЛибералия. Поклонение Триаде постепенно приобретало все большее влияние греков, и к 205 г. до н. Э. Либера и Либера были формально отождествлены с Вакхом и Прозерпиной. Либера часто взаимозаменяемо отождествляли с Дионисом и его мифологией, хотя это отождествление не было общепринятым. Цицерон настаивал на «неидентификации Либера и Диониса» и описывал Либера и Либеру как детей Цереры.

Либер, как и его авентинские товарищи, несли различные аспекты его старыхкультов в официальную римскую религию. Он защищал различные аспекты сельского хозяйства и плодородия, в том числе виноградную лозу и «мягкие семена» ее винограда, вино и сосуды для вина, а также мужское плодородие и мужественность. Плиний назвал Либера «первым, кто установил практику купли-продажи; он также изобрел диадему, эмблему королевской власти и триумфальную процессию». Римские мозаики и саркофаги свидетельствуют о различных изображениях экзотического триумфа Диониса. шествие. В римских игреческих литературных источниках поздней республики и имперской эпохи несколько известных триумфов содержат схожие, отчетливо «вакхические» элементы процессии, напоминающие якобы исторический «Триумф Свободы».

Либер и Дионис, возможно, имели связь, которая предшествовала классической Греции и Риму, в форме микенского бога Элеутероса, который разделял родословную и иконографию Диониса, но имя которого имеет то же значение, что и Liber. Перед импортом В греческих культахЛибер уже был прочно связан с вакхическими символами и ценностями, включая вино и неограниченную свободу, а также подрывную деятельность сильных мира сего. На нескольких изображениях эпохи поздней республики изображены процессии, изображающие «Триумф Свободы».

Вакханалия

Жертвоприношение Вакху. Холст, масло Массимо Станционе, ок. 1634 Вакх с леопардом (1878) Иоганн Вильгельм Шютц

В Риме самые известные праздники Вакха были вакханалии,основанные на более ранних греческих праздниках Дионисии. Говорят, что эти вакхические ритуалы включали омофагические практики, такие как разделение живых животных на части и поедание их целиком в сыром виде. Эта практика служила не только воспроизведением детской смерти и возрождения Вакха, но и средством, с помощью которого практикующие Вакхи вызывали «энтузиазм»: этимологически позволить богу войти в тело практикующего или сделать так, чтобы она стала единым целым с Вакхом.

В описании Ливия Вакхические мистерии были новостью для Рима; Изначально они были предназначены только для женщин и проводились только три раза в год, но были искажены этрусско-греческой версией, и после этого пьяные, растормаженные мужчины и женщины всех возрастов и социальных слоев совершали бесплатные половые акты пять раз в месяц. Ливий рассказывает об их различных нарушениях гражданских и религиозных законов и традиционной морали Рима (mos maiorum ); скрытный,подрывной и потенциально революционный ionary counter-culture. Livy's sources, and his own account of the cult, probably drew heavily on the Roman dramatic genre known as "Satyr plays", based on Greek originals. The cult was suppressed by the State with great ferocity; of the 7,000 arrested, most were executed. Modern scholarship treats much of Livy's account with skepticism; more certainly, a Senatorial edict, the Senatus consultum de Bacchanalibus was distributed throughout Roman andallied Italy. It banned the former Bacch культовые организации. Каждое собрание должно получать предварительное одобрение сенатора через претора . На одно собрание допускалось не более трех женщин и двух мужчин. Те, кто нарушил указ, рисковали быть приговоренными к смертной казни.

Вакх был призван в официальный римский пантеон как аспект Liber, и его праздник был включен в Liberalia. В римской культуре Либер, Вакх и Дионис стали фактически взаимозаменяемымиэквивалентами. Благодаря его мифологии rulers who feared it, on account of the disorders and madness it brought with it.

Pentheus torn apart by Agave and Ino. Attic red-figure lekanis (cosmetics bowl) lid, c. 450–425 BC (Louvre)

In one myth, adapted in Euripides ' play The Bacchae, Dionysus returns to his birthplace, Thebes, which is ruled by his cousin Pentheus. Pentheus, as well as his moth эээ Агава и его тети Ино и Автоное не верят в божественноерождение Диониса. Несмотря на предупреждения слепого пророка Тиресия, они отрицают ему поклонение и осуждают его за то, что он доводил женщин Фив до безумия.

Дионис использует свои божественные силы, чтобы свести Пентея с ума, а затем предлагает ему шпионить за экстатическими ритуалами Менад в лесах горы Киферон. Пенфей, надеясь стать свидетелем сексуальной оргии, прячется на дереве. Менады замечают его;обезумев от Диониса, они принимают егоза живущего в горах льва и нападают на него голыми руками. Среди них тети Пентея и его мать Агава, которые разрывают его на части. Агава садится на щуку головой и отдает трофей своему отцу Кадму. Безумие проходит. Дионис приходит в своей истинной, божественной форме, изгоняет Агаву и ее сестер и превращает Кадма и его жену Гармонию в змей. Спасен только Тиресий.

Ликург пойман в ловушку виноградной лозы на чаше Ликурга

Когда король Ликург Фракии услышал, что Дионис находится в его королевстве, он заключил Диониса в тюрьму. последователи, Менады. Дионис которая бежал и укрылся с Фетидой и послал засуху, подняла народ на восстание. Затем бог свел короля Ликурга с ума и приказал ему разрезать своего сына топором на куски, полагая, что он был участком плюща, священного растения Диониса. Затем оракул утверждал, что земля останется сухой и бесплодной, покажив Ликург, и его народ вытащил ирасквартировал его. Удовлетворенный смертью царя, Дионис снял проклятие. Эта история рассказана в «Илиаде» Гомера, 6.136–137. Альтернативной версии, которая обвилась вокруг разъяренного царя и медленно задушила его, превратился в виноградную лозу, которая обвилась вокруг разъяренного царя и медленно задушила его.

Плен и побег

Североафриканская римская мозаика: Пантера-Дионис рассеивает пиратов, которые превращаются в дельфинов, заисключением Акоэта, рулевого;второй век нашей эры (Национальный музей Бардо )

Гомеровский гимн 7 Дионису рассказывает, как, когда он сидел на берегу моря, некоторые моряки заметили его, посчитав его принцем. Он превратился в свирепого льва и выпустил на борт медведя, убив всех на своем пути, чтобы продать его за выкуп или в рабство. Акоэт, который узнал бога и самого начала попытаться остановить своих моряков.

В похожей истории Дионис нанялтирренский пиратский корабль,чтобы плыть из Икарии в Наксос. Когда он был на борту, он был на борту, они отплыли не на Наксос, а в Азию, намереваясь продать его в рабство. На этот раз бог повернул мачту и весла в змей, и наполнил сосуд плющом и звуком флейт. В Овидии 36>Метаморфозы, так что моряки сошли с ума и, прыгнув в море, превратились в дельфинов., Вакх начинает эту историю, будучи маленьким ребенком, найденным пиратами, но на бортутрансформируется во взрослого божества.

Во многих мифах о Дионисе упоминается бог, чье рождение было тайным, защищая свое божество от скептиков. Малкольм Булл отмечает, что «мера двусмысленного положения Вакха в классической мифологии заключается в том, что он, в отличие от других олимпийцев, должен был использовать лодку для путешествий на острова, с которыми он связан, и обратно». Паола Корренте отмечает, что во многих источниках происходит инцидент с пиратами происходит в концевремен Диониса среди смертных. В этом смысле этослужит окончательным доказательством его качества его истолкования, чтобы вернуть свою мать, чтобы вернуть свою мать, чтобы жить вместе с другими олимпийскими богами.

Происхождение в подземный мир

Рельеф Диониса, Нагарджунаконда, Южная Индия, третий век. У него светлая борода, он полуобнаженный и носит рог для питья. Рядом с ним стоит бочка с вином.

Павсаний в книге II своего «Описания Греции» дваварианта предания относительно катабасиса Диониса, или нисхождения в подземный мир. Оба описывают, как Дионис вошел в загробную жизнь, чтобы спасти свою мать Семелу и привести ее на ее законное место на Олимпе. Для этого ему пришлось сразиться с адским псом Цербером, которого удерживает для него Геракл. После получения Семелы Дионис вышел с ней из бездонных вод лагуны на берегу Арголиды недалеко от доисторического места Лерна, согласноместным традициям. Это мифическое событие было принятоночным праздником, подробности которого держались в секрете местного религией. По словам Паолы Корренте, появление Диониса из вод лагуны может означать форму возрождения, как для него, так и для Семелы, когда они вновь вышли из подземного мира. Вариант этого мифа лег в основу комедии Аристофана «Лягушки».

Согласно христианскому писателю Клименту Александрийскому, Дионис руководствовался в своем путешествииПросимн или Полимн, просивший в качестве наградыстать любовником Диониса. Просимн умер прежде, чем Дионис смог выполнить свое обещание, чтобы обеспечить удовлетворение Просимна, Дионис вылепил фаллос из оливковой ветви и сел на нем у могилы Просимна. Эта история полностью сохранилась только в христианских мистериях, которые были дискредитировать языческую мифологию, но, похоже, она также служила для объяснения происхождения секретных предметов, используемых в Дионисийских мистериях.

Диодором Сицилийским в егоработе Bibliotheca Historica в первом веке нашей эры, так и Псевдо- Аполлодором в третьей книге его работы первого века эры Bibliotheca. В последнем случае Аполлодор рассказывает, как после того, как Дионис был спрятан от гнева Геры, он путешествовал по миру, выступая против тех, кто отрицал его божественность, наконец, доказал это, когда он превратился своих пиратов-похитителей в дельфинов. После этогокульминацией его жизни на земле стало его спуск, чтобы вернуть свою матьиз подземного мира. Он переименовал свою мать в в Тион и вознесся с ней на небеса, где она стала богиней. В этом варианте мифа подразумевается, что Дионис должен доказать смертную свою божественность, а затем узаконить свое место на Олимпе, доказав свое происхождение и возвысив свою мать до божественного статуса, прежде чем занять свое место среди олимпийских богов.

Вторичные мифы

Вакх и Ариадна от Тициана, в Национальной галерее в Лондоне. Вакх и Ариадна (1822) Антуан-Жан Гро.

Золотое прикосновение Мидаса

Дионис обнаружил, что его старый школьный учитель и приемный отец, Силен, пропал. Старик бродил пьяным и был найден крестьянами, которые отнесли его к своему царю Мидасу (альтернативно, он потерял сознание в розарии Мидаса). Король гостеприимно узнал его и угощал его десять дней и ночей, пока Силенразвлекал его рассказами и песнями. На одиннадцатый день Мидас вернул СиленаДионису. Дионис царю награду по своему выбору.

Мидас просил, чтобы все, к чему он прикоснулся, превратился в золото. Дионис согласился, хотя и сожалел, что не сделал лучшего выбора. Мидас радовался своей новой силе, которую он поспешил испытать. Он превратился в золото превратилось в дубовую ветку и камень, но его радость исчезла, когда он превратился в его хлеб, мясо и вино также превратились в золото.Позже, когда его дочь обняла его, она тоже обратилась в золото.

Испуганный царь стремился лишить Касания Мидаса и молился Дионису спасти его от голода. Бог согласился, сказав Мидасу омыться в реке Пактолус. Когда он это сделал, сила перешла к ним, и речные пески стали золотыми: этот этиологический миф объясняет золотые пески Пактола.

Другие мифы

Когда Гефест привязал Геру к волшебному стулу, Дионис напоил его ивернул на Олимп после того, как он потерял сознание.

Когда Тесей бросил Ариадну, спящую на Наксосе, Дионис нашел ее и женился на ней. Она родила ему сына по имени Энопион, но он покончил жизнь самоубийством или был убит Персеем. В некоторых вариантах он поместил ее корону в небеса как созвездие Корона; в других он спускался в Аид, чтобы вернуть ее богам на Олимпе. Другой счет утверждает, что Дионис приказал Тесею оставить Ариадну на островеНаксос, потому что Дионис видел ее, когда Тесей нес ее на корабль и решилжениться на ней.

Третий спуск Диониса в Аид изобрел Аристофан в его комедии Лягушки. Дионис, покровитель афинского драматического фестиваля «Дионисия», хочет вернуть к жизни из великих трагиков. После поэтического слэма, Эсхил был выбран вместо Еврипида.

Псалаканта, нимфа, не сумевшая завоевать любовь Диониса перед Ариадной, и в итоге превратился в завод.

Дионис влюбился в красивого сатира по имени Ампелос,который был убит. После смерти он был превращен в виноградную лозу или созвездие, собирающее виноград. Есть две версии его смерти. В Дионисии Ампелос убит Селеной из-за того, что он бросил ей вызов. В другом, записанном Овидием, Ампелос упал и умер, потому что пытался сорвать виноград с ветки. После смерти он превращается в Созвездие.

Ликург МИФЫ ДИОНИСА 6 ГНЕВ - Греческая мифология был королем Эдонии в или где-то в регионе Азии. Он заставляет Диониса иего медсестер бежать из своего дома на горе Ниса в поисках убежища с Фетидой. Из-за его наказали, что он сошёл с ума. Он разрубил на части свою жену и ребенка из-за безумной веры, что они разводят виноградные лозы, а изгнал его из дома и был съеден дикими зверями на горе Пангаи.

Каллирро был калидонцем женщина, которая презирала Кореса, жреца Диониса, который угрожал поразить всехженщин Калидона безумием (см. Менад ). Священнику было приказанопринести в жертву Каллирхо, но вместо этого он покончил с собой. Каллирхо бросилась в колодец, который позже был назван ее именем.

Возлюбленные и потомство

Афродита

Хариты (Грации)
Пасифея
Евфросиния
Талия
Приап (возможно)

Ариадна

Керам
Эней
Евант
Эвримедон
Латрамис
Марон
Энопион
Фан
Пепарет
Флиас
Стафил
Таврополис
Тоас

Аура

Иакх
брат-близнец Иакха

Алексирро

Карманор

Алфесибея

Медус

Алфей

Дейофанира

Араэтирея <112362>Филлиас>

Флиас

Кария

Неизвестное потомство

Хион

Приап (возможно)

Цирцея

Комус
Хариты (Милости)
Пасифея
Евфросиния
Талия

Никея

Телете

Паллен

Неизвестное потомство

Перкот

Приап ( возможно)

Physcoa

Narcaeus

Без имени

Мете

Безимени

Сабазиос

Без имени

Тиса

Иконография

Символы

Древнеримский рельеф в Депи Археологического музей (Неаполь) изображение Диониса, имеющего тирс и получающего возлияние, в венке из плюща и сопровождающего пантерой. Дионис на спине пантеры ; слева паппосиленус с бубном. Сторона А из краснофигурного колоколообразного кратера, ок. 370 г. до н.э.

Самые ранниекультовые изображения Диониса изображают зрелого культового мужчину, бородатогои одетого в мантию. Он держит посох фенхеля наконечником из сосновой шишки, известный как тирс. Более поздние изображения его как безбородого, чувственного, обнаженного или полуобнаженного андрогинного юноши: в литературе он описывается как женственный или «мужчина-женщина». В своей полностью развитой форме его центральные культовые образы показывают его триумфальное, беспорядочное прибытие иливозвращение, как если бы из какого-то места за границами известного ицивилизованного. Его процессия (thiasus ) из диких женщин-последователей (менады ) и бородатых сатиров с эрегированными пенисами ; некоторые вооружены тирсом, некоторые танцуют или играют музыку. Сам бог запряжен в колесницу, обычно экзотическими животными, такими как львы или тигры, и иногда его сопровождает бородатый пьяный Силен. Эта процессия культовой моделью дляпоследователей его Дионисийских мистерий. Дионис представлен вгородских религиях как защитник тех, кто не принадлежит к общепринятому обществу таким образом, он символизирует хаотическое, опасное и неожиданное, все, что ускользает от человеческого разума и что может быть отнесено только на счет непредвиденных действий богов.

Дионис был богом воскресения и был соединен с быком. В культовом гимне из Олимпии на празднике Геры Дионису предлагается явиться вобразе быка; "с бешенством". Вальтер Буркерт рассказывает:«Довольно часто [Диониса] изображают с бычьими рогами, а в Кизике он имеет тавроморфный образ», и указано также на архаический миф, в котором Дионис был убит как бык и нечестиво съеденный Титанами.

Скульптурный фаллос у входа в храм Диониса в Делосе, Греция.

Змея и фаллос были символами Диониса в Древней Греции и Вакха в Греции и Риме. Обычно он носит шкуру пантеры или леопарда иносит Thyrsus - длинную палку или жезл, увенчанный сосновойшишкой. Его иконография иногда включает менад, которые носят венки из плюща и змей на волосах или шее.

Культ Диониса был связан с деревьями, в частности с смоковницей, и некоторые из его имен демонстрируют это, например, Endendros «он на нае» или Dendritēs, «Он с дерева». Питерс предлагает первоначальное значение слова «бегущий среди деревьев» или «бегун в лесу». Янда (2010) принимаетэтуологию, но предлагает более космологическую интерпретацию «того,кто движет (мировое) дерево». Эта интерпретация объясняет, как Nysa можно было переосмыслить от значения «дерево» к названию горы: axis mundi из индоевропейской мифологии представлено как мировое дерево и как мировая гора.

Дионис также связан с переходом между летом и осенью. Средиземноморская летом, отмеченная восходом звезды-собаки Сириуса, погода становится очень жаркой, ноэто также время появляется надежды на будущие урожаи. В конце лета,когда Орион находится в центре неба, в Древней Грециили урожай винограда. Платон в дары этого сезона как собранные плоды и дионисийскую радость. Пиндар даже «чистый свет высокого лета» как соединенный с Дионисом и, возможно, как воплощение самого бога. Изображение рождения Диониса из бедра Зевса называют его «светом Зевса» (Dios phos) и ассоциируют его со светом Сириуса.

В классическом искусстве

Подставка для мраморного стола, украшенная группа включая Дионис,Пан и Сатир ; Дионис держит ритон (сосуд для питья) в форме пантеры; следы красного и желтого цвета сохраняются на волосах фигур и ветвей; из Малой Азии мастерской, 170–180 гг. нашей эры, Национальный археологический музей, Афины, Греция

Бог, а еще чаще его последователи, обычно изображались на раскрашенных керамика ДревнейГреции, большая часть которой сделана для хранения вина. Но, за исключениемнекоторых рельефов менад, дионисийские предметы редко появлялись в большой скульптуре до эллинистического периода, когда они стали обычным явлением. В них отношение к самому богу группировалось от сурового архаизирования или неоаттического типа, такого как Дионис Сарданапал, типов до показывающих его ленивым и андрогинным молодым человеком, часто обнаженная. Гермес и младенец Дионис, вероятно, греческий оригинал из мрамора, а группаЛюдовизи Дионис, вероятно, римским оригиналом II века нашей эры. Хорошо известные эллинистические скульптуры дионисийских подданных, сохранившиеся в римских копиях, включая Фавн Барберини, Торс Бельведера, Отдыхающий сатир. Кентавры Фуриетти и Спящий Гермафродит отражают родственные предметы, которые к этому времени оказались втянутыми вдионисийскую орбиту. Мраморный Пергамский танцор является оригиналом, как ибронзовый Танцующий сатир Мадзара-дель-Валло, недавно найденный в море.

Дионисийский мир эллинистического периода - гедонистический, но безопасный пастырский, в котором были адаптированы другие полубожественные создания из сельской местности, такие как кентавры, нимфы и боги Пан и Гермафродит. «Нимфа» на этом этапе «означает простоидеальную дионисийскую женщину на открытом воздухе, не дикая вакханка». Эллинистическаяскульптура также впервые включает в себя большие жанровые предметы детей и крестьян, многие из которых несут атрибуты Диониса, такие как венки из плюща. Их объединяет то, что они являются сатирами и нимфами. Четвертый век до нашей эры Дервени Кратер, уникальное пережиток очень большого классического или эллинистического металлического сосуда высшего качества, изображает Диониса и егопоследователей.

Дионис апеллировал к эллинистическим монархиям по ряду причин, кроме того,что он был просто богом удовольствием: он был человеком, который стал божественным, он пришел с Востока и его завоевал его, олицетворял образ жизни проявление и великолепие со смертными последователями, и его часто считали предком. Он продолжал апеллировать к богатым имперского Рима, которые населяли свои сады дионисийскими скульптурами и ко второму веку нашей эры часто хоронили в саркофагах, на которых были вырезаны многолюдные сцены с Вакхом и его окружением.

Четвертыйвек нашей эры Чаша Ликурга в Британском музее представляет собой впечатляющую чашу клетки, которая меня ет цвет, когда свет проникает через стекло; он показывает связанного Короля Ликурга, над которым насмехается бог и нападает сатир; это могло быть использовано для празднования дионисийских мистерий. Элизабет Кесслер выдвинула теорию о том, чтомозаика, появившаяся на триклинии этаже дома Эон в Неа Пафос, Кипр, детализируетмонотеистическое поклонение Дионису. В мозаике появляются и другие боги, но могут быть только меньшими изображениями централизованно навязанного Диониса. Средневизантийский Ларец Вероли показывает традицию, жившую в Константинополе около 1000 г. н.э., но, вероятно, не очень хорошо понятую.

Постклассическая культура

Искусство эпохи Возрождения на

Вакх от Микеланджело (1497)

Вакхические сюжеты в искусстве возобновились в Итальянский Ренессанс, и вскоре стал почти таким же популярным, как и в древности, но его «сильная связь с женской духовностью и силой почти исчезла», как и «идея о неразрывной связи деструктивных и созидательных сил бога». В статуе Микеланджело (1496–97) «безумие превратилось в веселье». Статуя стремится предложить как пьяную неспособность, так и возвышенное сознание, но это,возможно, было потеряно для более поздних зрителей, и обычно после этого два аспекта были разделены,причем явно пьяный Силен представлял первый, а молодой Вакх часто изображался с крыльями, потому что он уносит ум в более высокие места.

Хендрик Гольциус, 1600–03, Филадельфийская «картина пером»

Тициана Вакх и Ариадна (1522–23) и Вакханалия Андриана (1523–1526), ​​обе написанные для одной комнаты, представляют собой влиятельную героическуюпастырскую роль, а Диего Веласкес в Триумф Вакха (или Los borrachos - «пьющие», ок.1629) и Джузепе де Рибера в своем Drunken Silenus выбирают жанровый реализм. Фламандская живопись в стиле барокко часто изображала последователей вакха, как в «Пьяном Силенусе» Ван Дейка и во многих работах Рубенса ; Пуссен был еще одним постоянным художником вакхических сцен.

Обычной темой в искусстве, начиная с шестнадцатоговека, было изображение Вакха и Цереры, заботящихся о любви - часто Венеры, Купидона, или Аморе. Этатрадиция восходит к цитате римского комика Теренция (ок. 195/185 - ок. 159 до н. Э.), Которая стала популярной пословицей в ранний современный период : Sine Cerere et Baccho friget Venus («без Церера и Bacchus, Венера замирает»). Самый простой уровень его значения - то, что для процветания любви нужны еда и вино. Произведения, основанныена этой поговорке, были популярны в период 1550–1630 годов, особенно в северном маньеризме в Праге и Нижних странах, а также в Рубенс. Из-за того, что он ассоциировался с урожаем виноградной лозы, Вакх стал богом осени, и он и его последователи часто изображались в наборах, изображающих времена года.

Современная литература и философия

Триумф Вакха, Диего Веласкес, ок. 1629 Триумф Вакха от Корнелиса деВос.

Дионис оставался источником вдохновения для художников, философов и писателей современной эпохи. В Рождении трагедии (1872) немецкий философ Фридрих Ницше предположил, что противоречие между аполлоническим и дионисийским эстетическими принципами лежит в основе развития греческого языка. трагедия ; Дионис олицетворял безудержный хаос и иррациональность, а Аполлон - рациональное и упорядоченное. Эта концепция соперничества илипротивостояния между Дионисом и Аполлоном была охарактеризована как «современный миф», так как этоизобретение современных мыслителей, таких как Ницше и Иоганн Иоахим Винкельманн, и не встречается в классических источниках. Однако признание и популярность этой темы в западной культуре были настолько велики, что ее скрытое течение повлияло на выводы классической науки.

Ницше также утверждал, что древнейшие формы греческой трагедии полностью основывались на страданиях. Дионис.В работах Ницше 1886 года По ту сторону добра и зла, а затем Сумерки идолов,Антихрист и Ecce Homo, Дионис задуман как воплощение безудержной воли к власти. Поэт Вячеслав Иванов в «Эллинской религии страдающего Бога» (1904) и «Дионис и ранний дионисизм» (1921) развивает теорию дионисийства, прослеживая истоки литературы и трагедия в частности, к древним дионисическим мистериям. Карл Керени характеризует Диониса как представителя психологической жизненной силы (греч. Zoê). Другие психологическиеинтерпретации помещают эмоциональность Диониса на передний план, сосредотачиваясь на радости, ужасе или истерии, связанных с богом. Зигмунд Фрейд указал, что его прах должен храниться в древнегреческой вазе, расписанной дионисийскими сценами из его коллекции, которая хранится в крематории Голдерс-Грин в Лондоне.

В К.С. Льюис 'Принц Каспиан (часть Хроник Нарнии ), Вакх - опасный на видмальчик-андрогин, который помогает Аслану пробудить дух нарнийских деревьев и рек. Серия книг Рика Риордана Перси Джексон и Олимпийцы представляет Диониса безразличным, ребячливым и избалованным богом. В графическом романе The Wicked + The Divine боги перевоплощаются в звезд эстрады: Дионис - это «танцпол, который ходит, как мужчина», связанный с экстатическимвысвобождением рейв-культуры. В романе Боги домашнего хозяйства авторов Гарри Тертледоу и Джудит Тарр Николь Гюнтер-Перрин - юрист двадцатого века. Она совершает возлияние Либера и Либеры, римских эквивалентов Диониса и Персефоны, и переносится назад во времени в Древний Рим. В Тайной истории Донны Тарт группа студентов классиков размышляет о возрождении поклонения Дионису во время учебы в колледже.

Современный фильми перформанс

Уолт Дисней изобразил Бахуса в сегменте «Пастораль » анимационного фильмаФантазия, как Силенус. персонаж. В 1969 году была выполнена адаптация «Вакханок», названная Дионис в 69-м. Пленка была сделана с таким же исполнением. Спектакль отличался участием публики, обнажением тела и театральными нововведениями. В 1974 году Стивен Сондхейм и Берт Шевелоу адаптировали комедию Аристофана «Лягушки» в современный мюзикл, который поразил Бродвей в 2004 году и был возрожден в Лондоне в 2017 году. Мюзикл сохраняет спускДиониса в Аид, чтобы вернуть драматург; однако драматурги обновлены до современности, и Дионису приходится выбирать между Джорджем Бернардом Шоу и Уильямом Шекспиром.

В 2006, Орионский опыт, в Альбом Cosmocandy включает песню под названием Cult of Dionysus. Песня вызывает темы культа бога. Весь альбом описан как «короткий, резкий и в конечном итогезапоминающийся, сияющий давно забытой энергией диско-синтезатора». В целом песня обыгрывает темы бога - коварство ивосстание против социальных норм.

В 2018 году австралийский музыкальный проект Dead Can Dance выпустил альбом под названием Dionysus. Музыкант Брендан Перри описал вдохновение для альбома как подобное трансу, «дионисийское» переживание, которое он получил на фестивале во время поездки в сельскую Испанию. «Это весенние фестивали, подобныетому, на котором вы видите настоящие остатки дионисийских фестивалей. Они проходят по всему Средиземноморью, вотдаленных местах, где христианское влияние не было столь велико... время остановилось в их праздновании ". Перри решил использовать средиземноморские народные инструменты, имитирующие естественные звуки, в дополнение к вокальному припеву, чтобы вызвать атмосферу древнего фестиваля.

В 2019 году южнокорейский бойз-бэнд BTS выпустили трек рэп-рок - синти-поп - хип-хоп. назвал «Дионис » как часть своего альбома Карта души: Персона. Название этой песни происходит от ассоциации тезки с развратом и эксцессом, это отражено в ее текстах, в которых говорится о «опьянении от искусства» - игра на корейских словах, означающих «алкоголь» (술 sul) и «искусство» (예술 yesul) в качестве примера - наряду с выражениями об их славе, наследии и артистической целостности. Лидер группы RM в пресс-релизеописал эту песню как «радость и боль от создания чего-то» и «честный трек».

Параллели с христианством

Связь с дионисийцем. Фигуры из Антиноополиса, пятый – седьмой века (Метрополитен-музей ) Вакх - Симеон Соломон (1867)

Многие ученые сравнивали рассказы о христианской фигуре Иисуса с теми, кто был связан с Дионисом.

Смерть и воскресение

Некоторые исследователи сравнительной мифологии отождествляют Диониса и Иисуса сумирающим и восходящим богом мифологический архетип. С другой стороны, было отмечено, чтодетали смерти и возрождения Диониса резко отличаются от Иисуса как по содержанию, так и по символике. Эти две истории происходят в очень разных исторических и географический контекст.Кроме того, отличается способ смерти; в наиболее распространенном мифе Диониса разорвали на части и съели титаны, но «в конце концов восстановили к новой жизни» из оставшегося сердца.

Испытание

Еще одна параллель можно увидеть в Вакхах где Дионис предстает перед царем Пенфеемпо обвинению в утверждении о своей божественности, что сравнивается с новозаветной сценой допроса Иисуса Понтием Пилатом. Однако ряд ученых оспаривают эту параллель, поскольку противостояние Диониса и Пенфея заканчивается смертью Пенфея, разорванного на части безумными женщинами, тогда как суд над Иисусом заканчивается приговором к смерти. Несоответствия между двумя историями,включая их решения, заставили многих ученых рассматривать историю Диониса как радикально отличающуюся от истории обИисусе, за исключением параллели с арестом, которая также присутствует во многих биографиях. 173>

Священная еда и питье

Другие элементы, такие как празднование ритуальной трапезой из хлеба и вина, также имеют параллели. омофагия была дионисийским актом поедания сырого мяса и питья вина, чтобы поглотить бога. В орфизме считалось, что потреблениемяса и вина символизировало то, что титаны ели плоть (мясо) и кровь (вино) Диониса, и что, участвуя в омофагии,последователи Диониса могли достичь общения с богом. Пауэлл, в частности, утверждает, что предшественники католической концепции пресуществления можно найти в дионисийской религии.

Другие параллели

E. Кесслер утверждал, что дионисийский культ превратился в строгий монотеизм к четвертому веку нашей эры; вместе с митраизмом и другимисектами, культ сформировал пример «языческого монотеизма» в прямой конкуренции с ранним христианством впериод поздней античности. Ученые, начиная с XVI века, особенно Герард Воссиус, также обсуждали параллели между биографиями Диониса / Вакха и Моисея (Воссий назвал своих сыновей Дионисием и Исаак ). Подобные сравнения проявляются в деталях картин Пуссена.

Тацит, Иоанн Лидиец и Корнелиус Лабеон - всеони отождествляют Яхве с греческим богом Дионисом. Сами евреи часто использовали символы, которые также были связаны с Дионисом, такие как киликсы, амфоры, листья плюща и грозди винограда. В своих Quaestiones Convivales греческий писатель Плутарх Херонийский пишет, что евреи приветствуют своего бога криками «Euoi» и «Sabi», фразами, связанными с поклонением Дионису. По словам Шона М. Макдонау, говорящие по-гречески могли запутать Арама. aic такие слова, как Sabbath, Alleluia, или даже, возможно, какой-то вариант самого имени Яхве для более знакомых терминов, связанных с Дионисом.

Джон Молес имеет утверждал, что дионисийский культ повлиял на раннее христианство, и особенно на то, как христиане воспринимали себя как «новую» религию, сосредоточенную вокруг божества-спасителя. В частности, он утверждает, что на описание христианского происхождения в Деяниях Апостолов сильно повлиял Euripides ' The Bacchae. Moles also suggests that Paul the Apostle may have partially based hisотчет о Вечере Господней о ритуальных трапезах, совершаемых членами Дионисийского культа.

Галерея

See also

  • Ancient Greece portal
  • Myths portal
  • icon Religion portal

Notes

References

Bibliography

Further reading

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 07:07:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте