В классической музыке, ариозо (также aria parlante ) - категория сольных вокальных произведений, обычно встречающихся в опере или оратория, находящаяся где-то между речитативом и арией по стилю. Буквально «ариозо» означает «воздушный». Термин возник в 16 веке вместе с вышеупомянутыми стилями и монодия. Его обычно путают с recitativo acceptpagnato.
Arioso похож на речитатив из-за его неограниченной структуры. рефлексии и флексии, близкие к речевым. Однако он отличается своим ритмом. Ариозо похож на арию своей мелодической формой, оба они ближе к пению, чем к речитативу; однако они отличаются формой, ариозо обычно не прибегает к процессу повторения.
На начало финала в первом акте пьесы Моцарта Волшебная флейта, анданте священника (Шпрехера) "Sobald dich führt der Freundschaft Hand ins Heiligtum zum ew'gen Band "является примером ариозо. «Amor ti vieta», спетая Лорисом в Джордано Fedora, может быть современным примером ариозо.
В 1927 году сэр Томас Бичем называл «Морской дрейф» Фредерика Делиуса «Морской дрейф» «лучшим примером во всей музыке речитатива Ариозо». '
Хотя изначально это была вокальная форма, термин ариозо был распространен на инструментальные композиции того же мелодического характера, так же, как термины ария и речитатив использовались в случае инструментальная ария и инструментальный речитатив.
Один из самых известных инструментальных ариозо был составлен Иоганном Себастьяном Бахом и служит симфонией его кантата, Ich steh mit einem Fuß im Grabe, BWV 156, а также средняя часть Концерта для клавесина, BWV 1056.