Семела (; греч. : Σεμέλη Semelē) в греческой мифологии была младшей дочерью финикийца герой Кадм и Гармония и мать Диониса от Зевса в одном из его многочисленных мифов о происхождении.
Определенные элементы культа Диониса и Семелы пришли от фригийцев. Они были изменены, расширены и переработаны ионийскими греческими захватчиками и колонистами. Геродот, рассказывающий о Кадме, оценивает, что Семела жила на 1600 лет до его времени, или около 2000 года до нашей эры. В Риме богиня Стимула была идентифицирована как Семела.
По мнению некоторых лингвистов, название «Семела» это фрако - фригийский, происходит от корня ПИРОГ, означающего «земля». Юлий Покорный реконструирует ее имя из корня ПИРОГА * dgem - означает "земля" и связывает его с фракийским Земеле, "матерью-землей ". Однако Буркерт говорит, что хотя Семела «явно не греческая», он также говорит, что «подтвердить, что Семела - фрако-фригийское слово, обозначающее землю, не более, чем доказать приоритет лидийского baki- over Bacchus как имя для Диониса ".
В одной из версий мифа Семела была жрицей Зевса, и однажды Зевс наблюдал, как она убивала быка у его алтаря, а затем плавала в реке Асоп, чтобы очиститься от крови. Пролетая над сценой в обличье орла, Зевс упал влюблен в Семелу и неоднократно тайно навещал ее.
Жена Зевса, Гера, богиня, ревнившая к узурпаторам, обнаружила его роман с Семелой, когда она позже забеременела. 66>старуха, Гера подружилась с Семелой, которая призналась ей, что ее любовником на самом деле был Зевс. Гера притворилась, что не верит ей, и посеяла семена сомнения в разуме Семелы. Семела просила Зевса даровать ей дар. Зевс, желая угодить своей возлюбленной, пообещал на реке Стикс дать ей все, что она пожелает. Затем она потребовала, чтобы Зевс явил себя во всей своей красе как доказательство своей божественности. Хотя Зевс умолял ее не спрашивать об этом, она настаивала, и его клятва вынудила его подчиниться. Зевс пытался пощадить ее, показывая ей самые маленькие из своих стрел и самые редкие грозовые облака, которые он мог найти. Смертные, однако, не могут смотреть на богов, не сжигая их, и она погибла, поглощенная пламенем, зажженным молнией.
Зевс спас зародыш Дионис, однако, вшив его в бедро ( отсюда эпитет Eiraphiotes, "несущий", из гомеровского гимна ). Через несколько месяцев родился Дионис. Это приводит к тому, что его называют «дваждырожденным».
Когда он вырос, Дионис спас свою мать от Аида, и она стала богиней на горе Олимп, с новым именем Тион, руководящий безумием, вдохновленным ее сыном Дионисом.
В Fabulae 167 из Гай Юлий Гигин, или более поздний автор, чьи работы приписывают Гигину. В этом Дионис (по имени Либер) является сыном Юпитера и Прозерпины, и был убит Титанами. Юпитер напоил своим разорванным сердцем Семелу, которая таким образом забеременела. Но в другом рассказе Зевс сам проглатывает сердце, чтобы зачать свое семя на Семеле. Затем Гера убеждает Семелу попросить Зевса явиться к ней как богу, и при этом она умирает, и Зевс запечатывает нерожденного ребенка своим бедром. В результате этого Диониса «также называли Диметором [двух матерей]... потому что двое Дионисов были рождены от одного отца, но от двух матерей»
Еще один вариант повествования находится в Каллимах и греческий писатель V века н.э. Нонн. В этой версии первый Дионис называется Загрей. Ноннус не представляет зачатие как девственное; скорее, в примечаниях редактора говорится, что Зевс проглотил сердце Загрея и посетил смертную женщину Семелу, которую соблазнил и сделал беременной. Нонн классифицирует роман Зевса с Семелой как одну из двенадцати, а остальные одиннадцать женщин, от которых он родил детей, - это Io, Европа, Плуто, Даная, Эгина, Антиопа, Леда, Диа, Алкмена, Лаодамея, мать Сарпедона и Олимпиады.
Наиболее обычным местом действия для рассказа о Семеле является дворец, который занимал акрополь Фив, называемый Кадмеей. Когда Павсаний посетил Фивы во II веке нашей эры, ему показали ту самую брачную комнату, где Зевс посетил ее и родил Диониса. Так как найденная во дворце восточная цилиндрическая печать с надписью может быть датирована 14-13 веками, миф о Семеле должен быть микенским или более ранним по происхождению. На Алькионском озере рядом с доисторическим местом Лерны, Дионис, ведомый Просимном или Полимном, спустился в Тартар, чтобы освободить его однажды. -смертная мать. В классические времена здесь проводились ежегодные обряды; Павсаний отказывается описывать их.
Хотя греческий миф о Семеле был локализован в Фивах, фрагментарный гомеровский гимн Дионису делает место, где Зевс дал второе рождение к богу далеким и мифически неопределенным:
Семеле поклонялись в Афинах на Ленайе, когда ей приносили в жертву годовалого быка, символизирующего Диониса. Одна девятая была сожжена на жертвеннике по-эллински; остальное было разорвано и съедено служителями в сыром виде.
Семела была трагедией Эсхила ; он был утерян, за исключением нескольких строк, цитируемых другими авторами, и фрагмента папируса из Oxyrhynchus, P. Oxy. 2164.
Рисунок из этрусского зеркала: Семела обнимает своего сына Диониса, Аполлон смотрит на него, а сатир играет на авлосеСемела засвидетельствована с этрусской формой имени Семла, изображенный на обратной стороне бронзового зеркала четвертого века до нашей эры.
В Древнем Риме, роща (lucus ) около Остии, расположенная между Авентинским холмом и устьем реки Тибр, была посвящена богине по имени Стимула . W.H. Рошер включает имя Стимула в indigitamenta, списки римских божеств, поддерживаемые священниками, чтобы гарантировать, что правильное божество использовалось в публичных ритуалах. В своей поэме о римском календаре, Овидий (ум. 17 г. н.э.) отождествляет эту богиню с Семелой:
«Была роща: известная либо как Семела, либо как Стимула:. Населены, говорят они, итальянцами менадами.. Ино, спросив их об их нации, узнал, что они аркадцы,. И что Эвандер был царь места.. Скрывая свою божественность, дочь Сатурна ловко. вдохновила латин вакхан обманчивыми словами: « | » lucus erat, dubium Semelae Stimulae ne vocetur;. maenadas Ausonias incoluisse ferunt:. quaerit ab his Ino quae gens foret. Arcadas esse. audit et Euandrum sceptra tenere loci;. disimulata deam Latias Saturnia Bacchas. в стимуле t fictis insidiosa sonis: « |
Августин отмечает, что богиня названа в честь стимулов, «стукачей, плетей», с помощью которых человека подталкивают к чрезмерным действиям. Роща богини была местом дионисийского скандала, который привел к официальным попыткам подавить культ. Римляне относились к вакханалии с подозрением, основываясь на сообщениях об экстатическом поведении, противоречащем римским социальным нормам и тайне обряда инициации. В 186 г. до н. Э. римский сенат принял суровые меры, чтобы ограничить культ, но не запретить его. Религиозные верования и мифы, связанные с Дионисом, были успешно адаптированы и остались широко распространенными в римской культуре, о чем свидетельствуют, например, дионисийские сцены римской настенной живописи и саркофаги с 1 по 4 века нашей эры.
Греческий культ Диониса процветал среди этрусков в архаический период и стал совместимым с этрусскими религиозными верованиями. Одним из основных принципов дионисийских мистерий, распространившихся на Лацио и Рим, была концепция возрождения, в которой центральное место занимали сложные мифы, окружающие собственное рождение бога. Божества рождения и детства были важны для римской религии ; Овидий идентифицирует сестру Семелы Ино как заботливую богиню Матер Матута. У этой богини был главный культовый центр в Сатрикуме, который был построен в 500–490 годах до нашей эры. Супруга, которая появляется вместе с Вакхом в акротериальных статуях, может быть либо Семелой, либо Ариадной. Пара была частью Авентинской триады в Риме под именами Liber и Libera вместе с Церерой. Храм триады расположен недалеко от Рощи Стимулы, а роща и ее святыня (sacrarium ) находились за пределами священной границы Рима (pomerium ), возможно, как "темная сторона" "Авентинской триады.
Юпитер и Семела (1695) Себастьяно РиччиВ более поздней мифологической традиции Христианская эпоха, древние божества и их повествования часто интерпретировались аллегорически. В неоплатонической философии Генри Мора (1614–1687), например, считалось, что Семела олицетворяет «интеллектуальное воображение» и истолковывалась как противоположность Арахны, «чувственное восприятие».
В XVIII веке история Семелы легла в основу трех одноименных опер, первой автора Джон Экклс (1707, на либретто Уильяма Конгрива ), еще Марина Марэ (1709) и третий от Георг Фридрих Гендель (1742). Произведение Генделя, основанное на либретто Конгрива, но с дополнениями, являясь оперой до мозга костей, первоначально было дано как оратория, чтобы ее можно было исполнить в серии концертов Постный ; Премьера состоялась 10 февраля 1744 года. Викторианская поэтесса Констанс Наден написала сонет голосом Семелы, впервые опубликованный в ее сборнике «Весенние песни и сонеты» 1881 года. Поль Дюкас сочинил кантату,.
| |
|
.
На Викискладе есть материалы, связанные с Semele. |