Воццек | |
---|---|
Опера Альбана Берг | |
1974 плакат Oldenburgisches Staatstheater | |
Либреттист | Берг |
Язык | Немецкий |
На основе | Войцека. Георга Бюхнера |
Премьера | 14 декабря 1925 г. (1925-12-14). Берлинская государственная опера |
Воццек (немецкое произношение: ) - первая опера австрийского композитора Альбана Берга. Она была написана между 1914 и 1922 годами и впервые исполнена в 1925 году. Опера основана на драме Войцек, которую немецкий драматург Георг Бюхнер оставил незавершенной после своей смерти. Берг посетил первую постановку пьесы Бюхнера в Вене 5 мая 1914 года и сразу понял, что хочет построить на ней оперу. Из оставленных Бюхнером фрагментов неупорядоченных сцен Берг выбрал 15, чтобы сформировать компактную структуру из трех актов по пять сцен в каждом. Он сам адаптировал либретто, сохранив «основной характер пьесы с ее многочисленными короткими сценами, ее резким, а иногда и жестоким языком и ее суровым, хотя и тревожным, реализмом...»
Сюжет изображает будни солдат и горожан немецкоязычного сельского городка. Яркие темы милитаризма, бездушия, социальной эксплуатации и случайного садизма представлены жестоко и бескомпромиссно. К концу акта 1, сцена 2, главный герой (Воццек) бормочет: «Тем не менее, все по-прежнему, как будто мир умер», а его товарищ Андрес бормочет: «Ночь! Мы должны вернуться!» казалось, не обращая внимания на слова Воццека. Начинается похоронный марш, который в следующей сцене превращается в веселую песню военного оркестра. Музыковед Гленн Уоткинс считает, что это «столь же яркая проекция надвигающейся мировой гибели, как и все, что возникнет в результате Великой войны....»
Берг начал работу над оперой в 1914 году, но был отложен из-за начала Первой мировой войны и смог посвятить время его завершению только во время отпуска из полка в 1917 и 1918 годах. Его военный опыт сильно повлиял на Воццека. В письме жене в июне 1918 года он написал: «В его характере есть немного меня, поскольку я провел эти военные годы в такой же зависимости от людей, которых ненавижу, был в цепях, болен, пленен, ушел в отставку., по сути, униженный ". Его переписка и записные книжки, датируемые военными годами, свидетельствуют о болезненной одержимости завершением Воццека.
Композиционные наброски и заметки для Воццека и Марша из Три пьесы для оркестра, которые Берг сделал во время войны, усыпаны разрозненными фрагментами военных приказов и терминологии. На черновой странице либретто акта 1, сцены 2 Берг включил в диалог записи, относящиеся к австрийской армии звуки горна. Эти военные сигналы были позже вставлены в партитуру в измененной, слегка атональной форме, но все же были, вероятно, узнаваемы австрийской публикой того периода. На сцену храпа солдат в казарме во время действия 2, сцены 5 повлияло подобное переживание Берга: «это полифоническое дыхание, задыхание и стоны - самый необычный припев, который я когда-либо слышал. как какая-то первобытная музыка, которая исходит из бездн души... "
В 1916 году Берг посвятил себя достижению звания Einjährig-Freiwillige Корпорал (Капрал ), что он и сделал позже в том же году. В этот период, как он писал жене: «В течение нескольких месяцев я не работал над Воццеком. Все задохнулось. Похоронено!» Завершив первый акт летом 1919 года, второй акт - в августе 1921 года и заключительный акт в течение следующих двух месяцев (с оркестровкой, завершенной в течение следующих шести месяцев), Берг завершил Воццека в апреле 1922 года. Для кульминационной части он использовал один. своих старых студенческих пьес в ре минор.
Эрих Клейбер, «который программировал (оперу) по собственной инициативе», дирижировал мировой премьерой в Берлинской государственной опере 14 декабря 1925 г. Уолш утверждает, что это было «succès de scandale с нарушениями во время выступления и смешанной прессой после него, но это привело к потоку производства в Германии и Австрии, до Нацисты отправили его на помойку «дегенеративного искусства » после 1933 года ». Первоначально Воццек занял прочное место в основной оперной традиции и быстро стал настолько прочным в репертуаре крупнейших европейских оперных театров, что Берг обнаружил, что может жить комфортной жизнью за счет гонораров. В 1920-е и 30-е годы он проводил много времени в поездках, чтобы посещать спектакли и рассказывать об опере.
Филадельфийская Гранд Опера дала американскую премьеру Воццека 19 марта 1931 года в Филадельфийском Метрополитен-опера, Леопольд Стокски проводил.
Бывший ученик Арнольда Шенберга, дирижер и планировщик программ BBC Эдвард Кларк, продюсировал трансляцию фрагментов произведения на студийном концерте 13 мая 1932 года с Симфонический оркестр BBC под управлением сэра Генри Вуда. 14 марта 1934 года в Queen's Hall Адриан Боулт дирижировал полным концертным исполнением «Воццека», снова спродюсированным Эдвардом Кларком. Опера была впервые представлена в британской постановке в Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, 22 января 1952 года.
Обычное исполнение произведения занимает чуть более полутора часов.
Воццек обычно считается первой оперой, созданной в 20-м веке авангардом, а также одним из самых известных примеров атональность (музыка, в которой не используется ключ ) и Sprechgesang. Берг пошел по стопам своего учителя Шенберга, используя свободную атональность для выражения эмоций и даже мыслительных процессов персонажей на сцене. Выражение безумия и отчуждения усиливалось атональной музыкой.
Музыка атональна: в ней не соблюдаются приемы тональной системы мажор / минор, господствовавшей на Западе в период барокко, классики и романтические периоды. Он использует другие методы управления высотой тона для управления гармонией ; тритон B – F, например, представляет Воццека и Мари, постоянно находящихся в борьбе друг с другом. Комбинация B ♭ и D ♭ (второстепенная треть ) представляет собой связь между Мари и ребенком. Таким образом, опера постоянно возвращается к определенным нотам, чтобы отметить решающие моменты сюжета. Это не то же самое, что ключевой центр, но со временем повторение этих высот устанавливает преемственность и структуру.
В опере используются различные музыкальные приемы для создания единства и согласованности. Первый - лейтмотивы. Как и в большинстве примеров этого метода, каждый лейтмотив используется гораздо более тонко, чем непосредственно прикрепляется к персонажу или объекту. Тем не менее, мотивы Капитана, Доктора и Барабанщика очень заметны. Воццек явно связан с двумя мотивами: один часто слышен, когда он мчится на сцену или за ее пределами, а другой более томно выражает его страдания и беспомощность перед лицом переживаемого им давления. Мари сопровождается мотивами, которые выражают ее чувственность, например, когда она принимает пару серег от барабанного мажора. Мотив, не связанный с физическим объектом, - это пара аккордов, закрывающих каждое действие, используемых в колебательном повторении, пока они почти не сливаются друг с другом.
Наиболее значительный мотив впервые слышен в исполнении Воццека (в первой сцене с капитаном) в словах «Wir arme Leut» («мы, бедные люди»). Отслеживание минорного аккорда с добавлением мажорной септы, это часто слышно как сигнал неспособности персонажей выйти за пределы своей ситуации.
Берг также повторно использует мотивы из стандартных пьес, услышанных ранее в опере, чтобы понять мысли персонажей. Например, повторное появление музыки военного оркестра в последней сцене акта 1 информирует публику о том, что Мари размышляет о привлекательности барабанного мажора.
Почти неуловимый лейтмотив - это одинарная высота тона B, символизирующая убийство. Впервые это звучит с. в самом конце акта 2, после унижения Воццека, после его слов «Einer nach dem andern» («один за другим»), и становится все более настойчивым во время сцены убийства, с Последний крик Мари о помощи - прыжок на две- октавы с B5 на B 3, до тех пор, пока после убийства весь оркестр не взорвется длительным крещендо на этой ноте, сначала в унисон на B 3, затем распространяется по всему диапазону оркестра в октавах.
Берг решил не использовать классические оперные формы, такие как ария или трио. Вместо этого каждой сцене придается собственная внутренняя согласованность за счет использования форм, более часто связанных с абстрактной инструментальной музыкой. Вторая сцена акта 2 (во время которой Доктор и Капитан насмехаются над Воццеком над неверностью Мари), например, состоит из прелюдии и тройной фуги. Четвертая сцена первого акта, посвященная Воццеку и Доктору, - это пассакалия.
. Сцены третьего акта выходят за рамки этих структур и принимают новые стратегии. Каждая сцена - это набор вариаций, но не обязательно на мелодию. Таким образом, вторая сцена представляет собой вариацию одной ноты B ♮, которая постоянно слышится в сцене, и единственная нота, слышимая в мощных оркестровых крещендо в конце акта 2, сцена 2. Сцена 3 представляет собой вариацию на музыку. ритмический рисунок, в котором все основные тематические элементы построены вокруг этого рисунка. Сцена 4 - это вариация аккорда, используемая исключительно для всей сцены. Следующая оркестровая интерлюдия представляет собой свободно сочиненный пассаж, прочно основанный на ре минор. Наконец, последняя сцена - это moto perpetuo, вариация на один ритм (quaver ).
В таблице ниже представлены драматические действия и формы, подготовленные Фрицем Малером.
Драма | Музыка | |
---|---|---|
Экспозиции | Акт 1 | Пятый части персонажей |
Воццек и капитан | Сцена 1 | Сюита |
Воццек и Андрес | Сцена 2 | Рапсодия |
Воццек и Мари | Сцена 3 | Военный марш и Колыбельная |
Воццек и доктор | Сцена 4 | Пассакалия |
Мария и барабанщик | Сцена 5 | Andante affettuoso (квази Рондо ) |
Драматическое развитие | Акт 2 | Симфония в пяти частях |
Мари и ее ребенок, позже Воццек | Сцена 1 | Движение сонаты |
Капитан и Доктор, позже Воццек | Сцена 2 | Фантазия и фуга |
Мари и Воццек | Сцена 3 | Ларго |
Сад таверны | Сцена 4 | Скерцо |
Садовая комната в казарме | Сцена 5 | Rondo con Introductionzione |
Катастрофа и эпилог gue | Акт 3 | Шесть изобретений |
Мари и ее ребенок | Сцена 1 | Изобретение на тему |
Мари и Воццек | Сцена 2 | Изобретения на нотах (B ♮) |
Таверна | Сцена 3 | Изобретения на ритм |
Смерть Воццека | Сцена 4 | Изобретение на гексахорде |
Интерлюдия | Изобретение на тональности (Ре минор ) | |
Дети играют | Сцена 5 | Изобретения на основе обычного дрожания движения |
Роль | Тип голоса | Премьера актеров, 14 декабря 1925 г.. (Дирижер: Эрих Клейбер ) |
---|---|---|
Воццек | баритон | Лео Шютцендорф |
Мари, его гражданская жена | сопрано | Сигрид Йохансон |
сын Мари | тройной | Рут Айрис Уиттинг |
Капитан | буфф тенор | Вальдемар Хенке |
Доктор | буфф бас | Мартин Абендрот |
Барабан Майор | heldentenor | Фриц Соот |
Андрес, друг Воццека | лирический тенор | Герхар d Уиттинг |
Маргрет, соседка Мари | контральто | Джессика Кёттрик |
Первый ученик | глубокий бас | Эрнст Остеркамп |
Второй ученик | высокий баритон | Альфред Борхардт |
Безумец | высокий тенор | Марсель Ноэ |
Солдат | баритон | Леонард Керн |
Солдаты, подмастерья, женщины, дети |
Сцена 1 (Сюита )
Воццек бреет капитана, который наставляет его о качествах "порядочного человека" и насмехается над ним за безнравственный образ жизни. Воццек рабски отвечает: «Jawohl, Herr Hauptmann » («Да, сэр, капитан») неоднократно на оскорбления капитана. Но когда капитан презирает Воццека за то, что он имеет ребенка «без благословения церкви», Воццек возражает, что трудно быть добродетельным, когда человек беден, и умоляет капитана запомнить урок из Евангелия », - Lasset die Kleinen zu мир коммен! " («Позвольте детям прийти ко мне», Марка 10:14). Капитан сбит с толку богословскими познаниями Воццека и тревожно пищит: «Что ты имеешь в виду? И что это за любопытный ответ? Ты меня совершенно сбиваешь с толку!» Воццек продолжает дискуссию, утверждая, что было бы легко быть нравственным, если бы он был богат, и что, если бы бедняки когда-либо «попали на Небеса, мы все должны были бы создавать гром!» Взволнованный капитан, неспособный понять Воццека, наконец признает, что он «порядочный человек, только вы слишком много думаете!» Капитан завершает дискуссию, говоря, что это «очень утомило» его, и снова упрекает Воццека в том, что он должен идти медленно, прежде чем наконец выйти.
Сцена 2 (Рапсодия и Охотничья песня)
Воццек и Андрес режут палки на закате. Воццеку снятся пугающие видения, и Андрес безуспешно пытается его успокоить.
Сцена 3 (Марш и Колыбельная )
Военный парад проходит возле комнаты Мари. Маргрет насмехается над Мари за флирт с солдатами. Мари закрывает окно и поет колыбельная ее сыну. Затем появляется Воццек и рассказывает Мари об ужасных видениях, которые он видел, быстро уезжая, не видя сына, к большому разочарованию Мари. Она сожалеет о своей бедности.
Сцена 4 (Пассакалия )
Доктор ругает Воццека за невыполнение его инструкций относительно диеты и поведения. Но когда Доктор слышит о психических отклонениях Воццека, он радуется и поздравляет себя с успехом своего эксперимента.
Сцена 5 (Рондо )
Мари восхищается Барабан-мажором за пределами ее комнаты. Он заигрывает с ней, что она сначала отвергает, но затем принимает после короткой борьбы.
Иоганн Кристиан Войцек, человек, Пьеса Бюхнера основана на.Сцена 1 (Соната-Аллегро )
Мари велит своему ребенку лечь спать p, любуясь серьгами, которые ей подарил барабанщик. Она поражена, когда появляется Воццек. Он спрашивает, где у нее серьги, и она отвечает, что нашла их. Не будучи убежденным, Воццек дает ей немного денег и уходит. Мари наказывает себя за свое поведение.
Сцена 2 (Фантазия и Фуга на 3 темы)
Доктор мчится к капитану на улице, который убеждает его притормозить. Затем Доктор начинает пугать капитана, размышляя о том, какие недуги у него могут быть. Когда появляется Воццек, они намекают, что Мари изменяет ему.
Сцена 3 (Ларго )
Воццек противостоит Мари, которая не отрицает его подозрений. В ярости Воццек собирается ударить ее, когда она останавливает его, говоря, что даже ее отец никогда не осмеливался поднять руку Ее заявление «лучше нож в живот, чем твои руки на мне» зародило в голове Воццека идею его мести.
Сцена 4 (Скерцо )
Среди толпы Воццек видит Мари танцует с барабанщиком. После короткого хора охотника Андрес спрашивает Воццека, почему он сидит один. Ученик произносит пьяную проповедь, затем Идиот подходит к Воццеку и кричит, что это сцена: «Lustig, lustig... aber es riecht... Ich riech, ich riech Blut! "(" радостный, радостный, но пахнет... Я чувствую запах крови ").
Сцена 5 (Рондо)
Ночью в казарме Воццек, неспособный заснуть, не дает уснуть Андресу. Входит барабанщик, пьяный, и поднимает Воццека с постели, чтобы сразиться с ним.
Сцена 1 (Вымысел на тему)
В своей комнате ночью Мари читает про себя из Библии. Она кричит, что хочет прощения.
Сцена 2 (Вымысел на отдельной ноте (B))
Воццек и Мари идут в лес у пруда. Мари очень хочет уйти, но Воццек сдерживает ее. Когда восходит кроваво-красная луна, Воццек говорит, что если у него не может быть Мари, никто другой не может, и наносит ей удар.
Сцена 3 (Выдумка ритма)
Люди танцуют в таверне. Входит Воццек и, увидев Маргрет, танцует с ней и усаживает к себе на колени. Он оскорбляет ее, а затем просит спеть ему песню. Она поет, но затем замечает кровь на его руке и локте; все начинают кричать на него, и Воццек, взволнованный и одержимый кровью, выбегает из таверны.
Сцена 4 (Изобретение на Гексахорде )
Вернувшись на место убийства, Воццек одержим мыслью, что нож, которым он убил Мари, изобличит его, и бросает его в пруд. Когда снова появляется кроваво-красная луна, Воццек, опасаясь, что он не забросил нож достаточно далеко от берега, а также желая смыть кровь, запачканную его одеждой и руками, пробирается в пруд и тонет. Капитан и доктор, Проходя мимо, слышишь стон Воцека и в испуге устремляешься прочь.
Интерлюдия (Изобретение на Ключе (Ре минор ))
Эта интерлюдия ведет до финала.
Сцена 5 (Изобретение на восьмой ноте moto perpetuo, quasi toccata )
На следующее утро дети играют на солнышке. Новости распространяются. что тело Мари было найдено, и все они убегают посмотреть, за исключением сына Мари, который, не обращая внимания, следует за остальными.
Воццек использует довольно лаконичный rge оркестр и имеет три сценических ансамбля в дополнение к оркестру ямы (оркестр в акте 1, сцена 3; камерный оркестр во втором действии, сцена 3; и трактирный оркестр в акте 2, сцена 4; пианино также играет в акте 3, сцена 3). Инструментарий:
|
|
маршевый оркестр (действие I, сцена iii):
|
|
|
Берг отмечает, что Члены марширующего оркестра могут быть взяты из ям-оркестра, указав, где именно игроки могут уйти, с помощью сноски в конце Акта I, сцена II.
Группа таверны (Акт II, сцена iv):
|
|
Кроме того, для сцены Таверна в Акте III, сцена III, Берг призывает расстроенное пианино.
Камерный оркестр (Акт II, сцена iii):
|
|
Инструмент соответствует таковому в Шенберге Камерная симфония № 1.
В оперном репертуаре есть несколько разных версий Воццека кроме Берга. Немецкий композитор Манфред Гурлитт Воццек, также основанный на пьесе Бюхнера, впервые был исполнен через четыре месяца после произведения Берга. «Воццек» Гурлитта, созданный без ведома Берга, остался в его тени.
Аранжировки декораций Берга включают одну для 22 певцов и 21 инструментальную партию канадского композитора Джона Ри и одну для сокращенного оркестра примерно из 60 музыкантов для небольших театров композитор и соученик Шенберга Эрвин Штейн в сотрудничестве с Бергом.
Аккорды оркестра во время утопления Воццека цитируются в Лучано Берио в Sinfonia (1968–69).
Цитированные источники
Другие источники