Die Frau ohne Schatten

редактировать
Die Frau ohne Schatten
Opera от Рихард Штраус
Амме ван Альфред Rollerkopie.jpg Дизайн костюмов Альфред Роллер на премьеру, на роль медсестры
ПереводЖенщина без тени
ЛибреттистХьюго фон Хофманнсталь
ЯзыкНемецкий
На основеБеседы немецких эмигрантов. Иоганна Вольфганга фон Гете
Премьера10 октября 1919 (1919-10-10-10). Венское государство Опера

Die Frau ohne Schatten (Женщина без тени ), Op. 65, это опера в трех действиях Рихарда Штрауса с либретто его давнего соавтора, поэта Хьюго фон Хофманнсталя. Он был написан между 1911 и 1915 или 1917 годами. Когда 10 октября 1919 года в Венской государственной опере состоялась его премьера, критики и зрители не были в восторге. Многие цитировали проблемы со сложным и сильно символическим либретто Гофмансталя. Однако сейчас это стандартная часть оперного репертуара.

Содержание

  • 1 История композиции
  • 2 Роли
  • 3 Краткое содержание
    • 3.1 Акт 1
    • 3.2 Акт 2
    • 3.3 Акт 3
  • 4 Инструментарий
  • 5 Записи
  • 6 Исторические источники либретто
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

История композиции

Работа над оперой началась в 1911 году. Самые ранние наброски Хофманнсталя к либретто - по пьесе Гете, [de ] (1795). Хофманнсталь свободно обращается с материалами Гете, добавляя идею двух пар: императора и императрицы, пришедших из другого царства, и красильщика и его жены, принадлежащих к обычному миру. Хофманнсталь также использовал отрывки из Арабских ночей, Сказок Гриммса и даже цитирует Гете Фауст. Опера задумана как сказка на тему любви, благословенной рождением детей. Хофманнсталь в своих письмах сравнил его с Волшебной флейтой Моцарта, в которой есть похожее расположение двух пар.

Штраус немедленно начал сочинять. Он и Хофманнсталь работали над музыкой и словами параллельно, каждый черпал вдохновение в другом. Штраус был доволен текстом Хофманнсталя, но попросил его переписать многие отрывки ради драматического эффекта. Хофманнсталь был категорически против, и его больше беспокоил символизм под его либретто. Опера была закончена в 1915 году, во время Первой мировой войны, но премьеры пришлось ждать до 1919 года. Иногда сложный генезис оперы документально подтвержден в их переписке.

Штраус в 1917 году, портрет Эмиля Орлика

Сам Штраус называл эту оперу своим «дитем горя», он даже называл ее Die Frosch («Frosch» означает «лягушка» на немецком языке), то есть « Die Fr au o hne Sch att "). Сложность текста и напряжение военного времени делали его составление трудоемким, и Штраус тоже был разочарован первыми постановками.

В музыкальном плане Die Frau ohne Schatten - одна из самых сложных и ярких партитур Штрауса. В отличие от быстро движущихся Саломея и Электра, он включает в себя расширенные монологи и сцены. Опера остается сложной задачей даже для крупного оперного театра, поскольку она требует пяти ведущих солистов в требуемых главных ролях, первоклассных второстепенных ролях, большого оркестра и сложных декораций и сценических эффектов.

Сценически, это также требовательно, со всеми изменениями сцен и спецэффектами. Дети, поющие из сковороды, особенно требовательны, как и финальная сцена с золотым водопадом. Немногие оперные театры способны поставить эту работу.

В 1946 году Штраус создал одно- оркестровую пьесу «Фантазия на тему« Фрау оне Шаттен »», основанную на основных моментах оперы. Премьера его состоялась в Вене в 1947 году.

В 1948 году, когда Штраус писал о «Die Frau ohne Schatten», он сказал, что, несмотря на трудности с постановкой, «спектакль, тем не менее, преуспел и произвел глубокое впечатление... и на любителей музыки. в частности, считаю, что это моя самая важная работа ».

Роли

Роли, типы голоса, премьерный состав
РольТип голоса Премьерный состав, 10 октября 1919 года. Дирижер: Франц Шальк
Император (Der Kaiser)тенор Карл Аагард Оствиг
Императрица (Die Kaiserin), дочь Кейкобадавысокое драматическое сопрано Мария Джерица
Медсестра (Die Amme), ее опекундраматический меццо-сопрано Люси Вайдт
Барак, Красильщик (Barak, der Färber)бас-баритон Ричард Майр
Жена Красильщика (Die Färberin)драматическое сопраноЛотте Леманн
Одноглазый мужчина (Der Einäugige), брат Баракавысокий бас Виктор Мадин
Однорукий мужчина (Der Einarmige), брат БаракабасЮлиус Бететто
Горбун (Der Bucklige), брат Баракавысокий тенорАнтон Арнольд
Посланник Кейкобада (Гейстербот)высокий баритон Йозеф фон Мановарда
Голос сокола (Die Stimme des Falken)сопраноФелисии Хюни-Михачек
Явление молодежь (Die Erscheinung eines Jünglings)высокий тенор
Хранитель порога (Der Hüter der Schwelle des Tempels)сопрано или контртенор Сибилла Блей
Голос сверху (Stimme von oben)контральто Мария Ольчевска
Голоса шести нерожденных детей, голоса трех городских стражей, слуг императрицы, других детей и детей-попрошаек, духовных слуг и духовные голоса

Роль Императрицы требует драматического сопрано, которое может поддерживать очень высокую тесситуру и преодолевать вход в первый акт ария, включая колоратуру пассажи, трель и высокий D. Точно так же любой тенор атт Император должен уметь обрабатывать многочисленные пассажи в своем верхнем диапазоне, особенно в его расширенной сольной сцене во втором акте. Роль медсестры предъявляет некоторые требования к нижнему диапазону певца, но также требует частых прыжков над посохом. Жена красильщика также призывает к тому, чтобы сопрано с огромным звуком было слышно над сильно оркестрованными пассажами. Красильщик - самая доступная из ведущих вокальных партий, но, опять же, оркестровка очень тяжелая и требует баритона с достаточной выносливостью, чтобы продержаться в опере три часа пятнадцать минут.

Синопсис

[de ] как Жена Красильщика, Hessisches Staatstheater Wiesbaden, 2014

Действие оперы происходит в мифической империи Юго-Восточных островов и включает пять основных персонажей: Император (тенор ), Императрица (сопрано ), ее медсестра (меццо-сопрано ), Барак, скромный красильщик (бас-баритон ) и Жена Красильщика (драматическое сопрано ). Шестой персонаж, Кейкобад, Король Духовного Царства и отец Императрицы, приводит сюжет в движение, но никогда не появляется на сцене. Императрица наполовину человек: она была захвачена Императором в виде газели. Она приняла человеческий облик, и он женился на ней, но у нее нет тени. Это символизирует ее неспособность иметь детей. Кейкобад постановил, что если Императрица не получит тень до конца двенадцатой луны, ее вернет ее отец, а Император обратится в камень.

Акт 1

Сцена 1

Рассвет, за пределами спальни Императора и Императрицы. Прибывает Посланник Кейкобада и сообщает медсестре императрицы, что Императрица должна обрести тень в течение трех дней, иначе ее насильно вернут в его царство, а Император обратился в камень. Медсестра взволнована перспективой возвращения в мир духов, поскольку она ненавидит людей и вынуждена жить с ними.

Посланник уходит, а Император выходит из своей спальни. Он отправляется в трехдневную охоту в поисках своего любимого сокола, которого он угнал за нападение на газель, которая позже превратилась в Императрицу. Он оставляет жену на попечение медсестры. Императрица выходит из своей комнаты и вспоминает времена, когда у нее была способность превращаться в любое существо, которое она хотела.

Выясняется, что после нападения красного сокола, которого ищет Император, она потеряла талисман, который давал силы трансформации, и на котором было начертано проклятие, предсказывающее ее судьбу. и Император вот-вот столкнется, если она не приобретет тень. Появляется красный сокол и предупреждает Императрицу, что проклятие вот-вот исполнится. Императрица умоляет медсестру помочь ей получить тень. Медсестра, владеющая магией, предлагает спуститься в мир смертных и найти женщину, которая продаст свою тень Императрице.

Сцена 2

Барак, красильщик, делит хижину со своей женой и тремя братьями: Одноглазым, Одноруким и Горбун. Три брата дерутся из-за украденного предмета, и их разделяет Жена, которая бросает в них ведро с водой. Затем зятья спорят с женой. Входит Барак и прекращает спор. Жена хочет, чтобы ее свекровь выгнали, но ее муж отказывается.

Красильщик хочет детей, но его жена боится ответственности и тайно поклялась не иметь детей. Дайер и его братья уходят, а Императрица и Кормилица прибывают переодетыми. Жена хочет, чтобы они вышли из ее дома, но Медсестра вызывает в воображении видения роскоши и обещает их Жене в обмен на ее тень. Жена соглашается отказать своему мужу в течение трех дней, в течение которых Кормилица и Императрица будут жить в хижине Дайера как бедные родственники, пришедшие работать слугами.

Барак приближается, и Жена обеспокоена тем, что ужин не готов, Медсестра снова использует свою магию, чтобы все было готово, включая разделение кровати Барака на две части. Медсестра и Императрица исчезают, а Жена очень расстроена закулисными голосами жалоб нерожденных детей, которые исходят из рыбы, которая готовится на огне. Красильщик возвращается и обнаруживает, что его не пускают в супружеское ложе. Жена коротко сообщает ему о скором пребывании своих «кузенов» и уходит в свою отдельную кровать. Снаружи Городские стражи поют о важности супружеской любви. Барак вздыхает и ложится спать на пол.

Акт 2

Сцена 1

Императрица, действуя в качестве слуги, помогает Красильщику уйти на работу, но ее роль беспокоит, потому что Барак очень добр к ее. Медсестра вызывает в воображении образ красивого юноши, оживляя метлу, что соблазняет Жену Красильщика. Красильщик возвращается со своими голодными братьями и нищими детьми. Он прекрасно провел день на рынке, продав все свои товары и пригласил всех отпраздновать. Однако его Жене удается испортить праздник.

Сцена 2

Красный сокол ведет Императора в его охотничий домик в лесу. Он видит, как Императрица и Кормилица тайком входят в сторожку, и подозревает. Когда он подходит ближе, он чувствует запах человека, который следует за Императрицей. Думая, что она предала его, он решает убить ее. Сначала он думает об использовании стрелы, затем своего меча, а затем своих голых рук. Наконец он понимает, что не может этого сделать. Он решает найти какое-нибудь изолированное ущелье, чтобы побыть наедине со своими несчастьями.

Сцена 3

В доме Красильщика Медсестра усыпляет Красильщика. Медсестра снова вызывает в воображении молодого человека для Жены, который пугается и будит Красильщика. Барак удивлен, узнав, что в его доме есть мужчина, но затем его быстро нападает его жена, которая кричит на него, затем уезжает в город, оставив своего смущенного мужа. Оставшись наедине с Бараком, императрица чувствует себя более виноватой, чем раньше.

Сцена 4

Императрица засыпает в охотничьем домике, но во сне ее еще больше беспокоят свое преступление и возможная судьба Императора. Во сне она видит, как Император входит в царство ее отца. Невидимые хоры поют проклятие талисмана. Проснувшись, она охвачена чувством вины и раскаяния.

Сцена 5

На следующий день Жена объявляет, что продала свою тень. Когда огонь показывает, что у нее нет тени, разъяренный Барак готов убить ее. Императрица кричит, что ей больше не нужна тень. В руке Красильщика появляется меч. Его братья сдерживают его, когда Жена заявляет о своем раскаянии и убеждает Барака убить ее. Землетрясение раскалывает землю, и Барак и его жена поглощаются землей. Братья убегают, и медсестра, узнав руку Кейкобада, увлекает Императрицу.

Акт 3

Сцена 1

В гроте под королевством Кейкобад жена и Дайер видны в разных комнатах, не подозревая о присутствии друг друга. Жену преследуют голоса нерожденных детей. Она протестует, что любит Дайера, который сожалеет о попытке насилия. Голос ведет их по отдельным лестницам.

Сцена 2

Императрица и кормилица прибывают перед храмом Кейкобада. Медсестра пытается убедить Императрицу бежать, но она помнит двери из своего сна и знает, что на другой стороне ее ждет отец. Она отпускает медсестру и входит. Кормилица предсказывает ужасные мучения, ожидающие Императрицу, и вводит в заблуждение Жену и Барака, ищущих друг друга, она умирает от руки мужа, он простит ее и держит на руках. Посланник Кейкобада обрекает Медсестру скитаться по смертному миру.

Сцена 3

Внутри Храма Императрица обращается к Кейкобаду, прося прощения и найти свое место среди отбрасывающих тени. Кейкобад не отвечает, но показывает, что Император уже почти окаменел. Фонтан Жизни возникает перед Императрицей, и страж храма убеждает ее выпить из него и забрать тень Жены для себя. Но Красильщика и Жену слышно за кулисами, а Императрица отказывается украсть их будущее счастье и стать человеком, ограбив человечество у кого-то другого: «Ich will nicht!» ("Я не буду!"). Этот акт отречения освобождает ее: она получает тень, и Император возвращается в естественную форму

Сцена 4

Сцена меняется на прекрасный пейзаж. Барак и его жена воссоединились, и она снова обрела свою тень. Обе пары воспевают свою человечность и хвалят своих нерожденных детей.

Instrumentation

Strauss by Hans Schliesmann, 1918

Богатая коллекция из 164 предметов инструментов включает:

Записи

Исторические источники либретто

Название оперы см. В разделе Женщина без тени.

Хофманнсталь был вдохновлен сказкой Вильгельма Гауффа, «Холодное сердце ".

Кейкобад - это вариант написания имени султана из династии Мамлюк, правившей Дели в 13 веке.

Ссылки

Примечания

Дополнительная литература

E внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 05:18:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте