Амбруаз Томас

редактировать
Французский композитор и музыкальный педагог

Томас Вильгельма Бенке, ок. 1895

Шарль Луи Амбруаз Томас (французский: ; 5 августа 1811 г. - 12 февраля 1896 г.) был французским композитором и педагогом, наиболее известным оперы Миньон (1866) и Гамлет (1868).

Родившийся в музыкальной семье, Томас был студентом Парижской консерватории, выиграв высшую музыкальную премию Франции - Prix de Rome. Он продолжил карьеру композитора опер, завершив свою первую оперу «Двойная эшель» в 1837 году. В последующие десятилетия он написал еще двадцать опер, в основном комических, но он также занимался и более серьезными предметами, добившись значительного успеха у публики во Франции. и за границу.

Томас был назначен профессором консерватории в 1856 году, а в 1871 году он сменил Даниэля Обера на посту директора. С тех пор и до своей смерти в своем доме в Париже двадцать пять лет спустя он модернизировал организацию Консерватории, навязав жестко консервативную учебную программу, враждебную современной музыке и пытаясь помешать таким композиторам, как Сезар Франк и Габриэль Форе от влияния на студентов Консерватории.

На протяжении большей части 20-го века операми Томаса обычно пренебрегали, но в последние десятилетия они пережили что-то вроде возрождения как в Европе, так и в США.

Содержание
  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Составление карьеры
    • 1.3 Профессор
    • 1.4 Поздние годы
  • 2 Работы
    • 2.1 Оперы
    • 2.2 Не- оперный вокал: светский
    • 2.3 Неоперный вокал: сакральный
    • 2.4 Песни
    • 2.5 Оркестровый
    • 2.6 Балеты
    • 2.7 Камерный
    • 2.8 Фортепианное соло
    • 2.9 Органное соло
  • 3 Примечания, ссылки и источники
    • 3.1 Примечания
    • 3.2 Ссылки
    • 3.3 Источники
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки
Жизнь и карьера

Ранние годы

Томас в 1834 году Жан-Ипполит Фландрин

Томас родился в Меце, младшем из четырех детей Мартина Томаса (1770–1823) и его жены Жанны, урожденной Уиллом (1780–1866).), оба учителя музыки. К десяти годам он уже был опытным пианистом и скрипачом. Когда ему было двенадцать, умер его отец, и старший брат Амбруаза Шарль переехал в Париж, где играл на виолончели в оркестре Опера. В 1828 году в возрасте 17 лет Амбруаз присоединился к нему в Париже, где он был принят в Парижскую консерваторию. Он изучал фортепиано у Пьера Циммермана и гармонию и контрапункт у Виктора Дурлена. Он выигрывал премию премьер-министра по этим предметам в 1829 и 1830 годах. Он продолжал изучать фортепиано у Фридриха Калькбреннера и композицию у Жан-Франсуа Лесуэра и Огюста Барберо.

В 1832 году, со своей второй попытки, Томас получил главную музыкальную премию Франции Grand Prix de Rome со своей кантатой Hermann et Ketty. Премия принесла ему трехлетнее обучение на вилле Медичи, Французской академии в Риме. Во время пребывания там он подружился с художником Энгром, главой академии, с которым он разделял восхищение как Моцартом, так и Бетховеном ; он также встретил Берлиоза, который подбадривал его и положительно писал о нем. Во время своего пребывания в Италии он написал камерную музыку - фортепианное трио, струнный квинтет и струнный квартет - и серию из шести песен Souvenirs d'Italie. После отъезда из Рима Томас ненадолго пробыл в Германии, прежде чем вернуться в Париж в 1835 году, когда он начал писать для сцены.

Композиторская карьера

Le caïd, 1849

Первая опера Томас была написана одноактная комедия «Двойная лестница» («Двойная лестница», 1837), получившая высокую оценку Берлиоза за «крайнюю живость и остроумие». Он был поставлен в Комической опере, получил 247 спектаклей, а в следующие несколько лет был дан в Брюсселе, Новом Орлеане, Берлине, Вене и Лондоне. За его первой полнометражной оперой Le Perruquier de la Régence (Regency Wigmaker, 1838) в следующем десятилетии последовали еще шесть, ни одна из которых не произвела постоянного впечатления. В этот период он также написал балет («Цыганка», 1839). Его первой полностью успешной трехактной оперой была Le caïd (Qaid, 1849), описанная музыковедом Элизабет Форбс как «смесь Il barbiere di Siviglia и L'italiana in Algeri "; он оставался во французском оперном репертуаре на протяжении девятнадцатого века, и за следующие пятьдесят лет было исполнено более четырехсот спектаклей.

Следующая работа Томаса для Комической оперы, Le songe d'une nuit d'été («Сон летней ночи», 1850 г.) также пользовался популярностью. Текст, составленный Жозефом-Бернаром Розье и Адольфом де Левен, ничем не обязан Сону в летнюю ночь : Шекспир появляется как один из персонажи, наряду с королевой Елизаветой I и шекспировским Фальстафом, губернатором «Ричмонта», где происходит действие. За премьерой в Париже последовали постановки во многих театрах Европы и Америки. Произведение, охарактеризованное The Musical Times как "маленький шедевр", неоднократно возрождалось, но после смерти композитора выпало из репертуара. Позже, в 1850 году, состоялась премьера следующей оперы Томаса «Раймонд». В оперном репертуаре она не сохранилась, но увертюра стала популярным оркестровым экспонатом. В 1851 году, после смерти композитора Гаспаре Спонтини, Томас был избран его преемником в качестве члена Академии изящных искусств.

профессора

В 1856 году Томас был назначен профессором композиции Консерватории под руководством Даниэля Обера. Он оставался в штате в качестве профессора и впоследствии директора до своей смерти сорок лет спустя. В эти годы среди его учеников были композиторы Жюль Массне, Гастон Серпетт и, в конце карьеры Томаса, Джордж Энеску ; среди будущих ученых были Теодор Дюбуа и Шарль Ленепве ; среди дирижеров, учеников Томаса, были Эдуард Колон и Дезире-Эмиль Ингельбрехт.

Жан-Батист Фор в роли Гамлета, нарисованный Мане

В 1850-х годах Томас продолжал сочинять, написав пять опер, ни одна из которых не произвела особого впечатления. После того, как в начале 1860-х годов он не работал, он написал Mignon, произведение, благодаря которому его имя стало наиболее широко известным. Либретто было написано Жюлем Барбье и Мишелем Карре по роману Гете Вильгельм Мейстерс Лерьяр. Forbes пишет, что, что необычно, Томас обладал преимуществом хорошо продуманного и театрально эффективного либретто, и что, хотя в романе «Миньон умирает», счастливый конец хорошо работает в опере. (В то время в «Комической опере» обязательно был счастливый финал: прошло еще девять лет, прежде чем Кармен бросила вызов принятому там соглашению, закончившись смертью главной героини.) В названии фигурирует сильный оригинальный состав. роль, Селестин Галли-Мари, знаменитая певица, которая позже создала партию Кармен в опере Бизе.

Томасу также повезло в его актерском составе для следующего успеха, Гамлета (1868), в котором Жан-Батист Фор сыграл Гамлета, а Кристин Нильссон - Офелию. Опера была удалена по мотивам Шекспира посредством французской адаптации Александра Дюма, отца и Поля Мериса, а затем адаптирована как либретто Карре и Барбье. Хотя экранизация рассматривалась как пародия на пьесу, с балетным дивертисментом (обязательно в Опере) и счастливым концом, с признанием Гамлета королем, работа имела успех не только в Париже, но и в Лондон. Несмотря на пренебрежительные отзывы о либретто англоязычными критиками в то время и впоследствии, произведение время от времени оставалось частью оперного репертуара; среди более поздних певцов Офелии были Эмма Кальве, Эмма Албани, Нелли Мельба и Мэри Гарден, а среди Гамлетов были Виктор Морел, Титта Руффо, Маттиа Баттистини и совсем недавно Шерил Милнс, Томас Аллен и Томас Хэмпсон. Хотя к тому времени Томас имел репутацию консерватора в музыке, партитура «Гамлета» была новаторской в ​​одном отношении: в ней были встроены саксофоны в инструментарий.

Позже в жизни Томаса его академическая карьера в значительной степени была настигла его деятельность как композитора, и после Гамлета он написал только одну оперу: Франсуаза де Римини (1882), которая была хорошо принята, но не вошла в регулярный оперный репертуар.

Более поздние годы

Увертюра к Рэймонду В 1993 году играла Морской оркестр США (8:43)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

В начале франко-прусской войны в 1870 году Томас, хотя ему было почти шестьдесят, вызвался служить в Национальной гвардии. В следующем году Обер умер, и Томас был назначен его преемником на посту директора консерватории. Он был настолько широко известен как наследник Обера, что министр образования, Жюль Симон, сказал в своем письме, предлагая Томасу этот пост: «Вы настолько явно подходите для этой должности, что, если бы я не назначил вас, я должно казаться, что вы подписываете свое увольнение с уже вашей должности ". В качестве директора Томас руководил непримиримо консервативным режимом. Музыка Обера, Галеви и особенно Мейербера считалась правильным образцом для студентов, а ранняя французская музыка, такая как Рамо, и современная музыка, включая те из Вагнера были строго исключены из учебной программы. Томас стремился удержать прогрессивных музыкантов от назначения на факультет консерватории - безуспешно в случае Сезара Франка, назначенного вопреки желанию Томаса в 1872 году, но успешно в отношении Габриэля Форе, чье назначение в Консерваторию было отложено до смерти Томаса.

Томас, с другой стороны, был новатором в управлении Консерваторией: он увеличил количество классов, улучшил условия факультета, и расширил учебную программу, включив в нее сольфеджио, чтение с листа и обязательную оркестровую практику. В состав факультета Томаса входили в разное время композиторы Франк, Теодор Дюбуа, Жюль Массне и Эрнест Гиро, а также певцы Полин Виардо и Ромен Бюссин.

. Опера поставила балет Томаса «La tempête» (еще одна трактовка пьесы Шекспира - Буря ), но он не произвел большого впечатления. В 1894 году, после 1000-го исполнения Миньона в Комической опере, восьмидесятилетний композитор был окружен на сцене Верди, его младше на два года, прежде чем президент Карно наградил Томаса с лентой Grand-Croix de la Légion d'honneur.

Томас умер в своей квартире в Консерватории в 1896 году в возрасте 84 лет от закупорки легких. У него осталась вдова Эльвир, урожденная Ремори (1827–1910), на которой он женился в 1878 году. Его сменил на посту директора Консерватории Дюбуа.

Работы
Томас, около 1865

Часто цитируют насмешку Эммануэля Шабрие : «Есть хорошая музыка, есть плохая музыка, а есть Амбруаз Томас», но, как отмечает музыковед Ричард Лэнгем Смит, это неясно, имел ли в виду Шабрие, что музыка Томаса хуже, чем плохая, где-то между хорошей и плохой или что-то еще. Современная оценка была дана в первом издании Словаря музыки и музыкантов Гроува (1889), где Гюстав Шуке писал о Томасе:

Он привносит в свою задачу врожденный инстинкт. для сцены и замечательный дар интерпретировать самые разные и противоположные драматические ситуации. Его навыки управления оркестром безупречны, как в группировке инструментов разного тембра, так и в получении новых звуковых эффектов; но, хотя оркестровая окраска доведена до предельного совершенства, он никогда не позволяет ей заглушать голоса. С чуть большей смелостью и индивидуальностью мелодии этот опытный писатель, художник и поэт - мастер всех настроений, переходящий, в свою очередь, от меланхолических размышлений к оживленному подшучиванию, - был бы в одном ряду с лидерами современной композиторской школы; На самом деле чистота и разнообразие его стиля делают его первоклассным драматическим композитором.

В выпуске «Гроув» 2001 года Лэнгем Смит пишет: «В контексте французской оперы конца 19 века Томас был фигурой. значительный, изобретательный новатор и мастер музыкальных образов ». Лэнгем Смит заключает, что после многих лет забвения творчество Томаса значительно возродилось, начиная с конца 20-го века, когда во Франции, Великобритании и США были поставлены основные постановки «Миньон» и «Гамлет».

Forbes пишет, что Томас был композитор-эклектичный, умеющий писать в самых разных стилях. Она считает, что Герольд и Обер оказали влияние на его ранние работы, и считает Ле Каида первой из его работ, показавших подлинную оригинальность, хотя, тем не менее, ясно показывающих влияние Россини. В более поздних работах музыка Томаса все еще могла быть производной: Forbes цитирует Psyché (1857) как «низшую копию Gounod Sapho » и его Le carnaval de Venise (также 1857 г.)) как подражание Виктору Массе. Она пришла к выводу, что в своих лучших проявлениях - что не всегда было - Томас писал восхитительную и индивидуальную музыку, был способен на оркестровку, которая «часто весьма восхитительна», и музыкально передал характер важных ролей ярко и ясно. «Если бы Томас не писал сценических произведений, кроме Миньона и Гамлета, он, вероятно, получил бы более широкое признание как один из самых влиятельных и важных французских оперных композиторов XIX века».

Оперы

См. : Список опер Амбруаза Томаса.

Неоперный вокал: светский

  • «Герман и Кетти», кантата, 1832
  • «Сильвио Пеллико», 1831, утерян
  • «Nel iginia d'Asti», Scena e aria, 1834
  • «Nel Foscarini», 2 голоса, оркестр, 1834
  • «Duos Italiens-Téresa», 2 голоса, оркестр, 1834 г.
  • "История Коломбо", Scena e duetto, голоса, оркестр, 1834 г.
  • "Мария и Лестер", 2 голоса, фортепиано, 1834 г.
  • "Della Pia", Scena e romanza, 1834
  • "La charité du couvent", кантата, 1843
  • "Hommage à Lesueur", cantata, 1852
  • "Hommage à Boieldieu", cantata, 1875
  • «Via», via! », Canzone veneziano, 4 голоса, фортепиано, без даты
  • « Scènes chorales »для смешанных голосов, 1853
  • « L'harmonie des peuples ", c. 1855
  • " Choeur des gardes-chass es, c. 1857
  • "Le chant des amis", 1858
  • "Salut aux chanteurs de la France" 1859
  • "Франция", 1860
  • "Le forgeron ", 1861
  • " Le Tyrol ", 1862
  • " Les archers de Bouvines ", 1863
  • " Les traîneaux ", 1864
  • " Le carnaval de Rome », 1864
  • « Le Temple de la paix », 1867
  • « Paris! », Vaudin», 1867
  • «La nuit du sabbat», 1869
  • "L'Atlantique", без даты
  • "Патриотическая песнь

Неоперный вокал: священный

  • " Messe de Requiem, хор, оркестр, 1833 г.
  • Ave verum, по Моцарту, аранжировка. Томас, ок. 1835
  • «O salutaris», мотет, SAA, орган, 1836
  • «Sub tuum praesidium», мотет, SSA, орган, 1836
  • «Veni Sponsa Christi», мотет, TTBB, орган, 1836
  • "Messe solennelle", сольные голоса, хор, оркестр, 1852
  • "Pie Jesu", тенор, орган, 1864, 1896
  • "Beati mortui ", голос, орган
  • " Agnus Dei ", 3 голоса, орган, c. 1895
  • "Messe de l'Orphéon", TTBB, без даты, только Credo; сотрудничество с Адольфом Адамом и Фроменталом Галеви
  • "Ave Maria", SAT, орган, без даты
  • "Agnus Dei", 3 голоса, org

Песни

солирующий голос и фортепиано, если не указано иное

  • «Сувениры Италии»: 6 итальянских и венных романсов, 1835 г.
  • «Adieu les beaux jours», c. 1835
  • "Ду Абри", ок. 1835
  • "La Patrie", ок. 1835
  • "Romance sur les paroles anglaises", c. 1835
  • "Romance sur les paroles allemandes", c. 1835
  • "C'est vous", 1840
  • "La vierge Marie", ок. 1840
  • "Вьен", ок. 1840
  • «Ah sur ma parole», 1842
  • «La charité du couvent», 1843
  • «Belle folle espagnole», 1844
  • «Ange et mortel ", гр. 1855
  • "Серенада", ок. 1861
  • "Le petit chou", ок. 1861
  • "Ah sur ma parole", ок. 1862
  • "Le soir", 1869
  • "Le berger de la Reuss", ок. 1870
  • «Fleur de neige», 1880
  • «Croyance», 2 голоса », 1885
  • « Passiflore », 1887
  • « Chanson de Margyane » ", 1896
  • " Baissez les yeux ", 1897
  • " Souvenir ", 1900
  • " L'amiable printemps ", 1900
  • " Ainsi va le monde ", 1903
  • " Belle, ayez pitie ", без даты
  • " C'est le bonheur ", без даты
  • " La folle d'Yarmouth ", без даты
  • "L'aimable printemps", без даты

Orchestral

  • "Overture, 1832, lost
  • " Fantaisie brillante, фортепиано, оркестр / струнный квартет, без даты, переложение для фортепиано, c. 1836
  • "Marche Religieuse", 1865
  • "Chant du psaume laudate, скрипка, оркестр, 1883
  • " переложение "Марсельезы" для военного оркестра, 1887 г.

Балет

  • «Цыганка - 2-й акт трехактного балета, 1839 г.
  • » Бетти - 2 действия, 1846 г.
  • «La tempête», «Фантастический балет», 3 действия, 1889 г.

Камерный

  • Струнный квартет, op.1, 1833
  • Фортепианное трио, op.3, c. 1835
  • Струнный квинтет, op.7, c. 1839
  • Романс, скрипка, фортепиано, ок. 1835
  • «Морсо» [конкурс], тромбон, фортепиано, 1848
  • «Морсо» [конкурс], скрипка, виолончель, 1850
  • «Сувенир», фортепиано, скрипка / альт, без даты
  • «Баркарола», флейта / скрипка, фортепиано

Фортепианное соло

  • «6 капризов en forme de valses caractéristiques», op.4, 1835 г.
  • "Отсутствие", ноктюрн ", op.8, c. 1835
  • " Andantino ", c. 1835
  • " Mazurka valaque ", c. 1835
  • " Fantaisie sur un air Favori écossais ", op.5, 1836
  • " Valse de salon ", 1851
  • " Cantabile ", 1865
  • " La dérobée ", fantaisie sur un air breton, 1888
  • "Rêverie", без даты
  • "Printemps", без даты

Органное соло

  • "Absoute", 1857
  • "Offertoire", 1858
  • «Prière», 1859
  • 3 прелюдии, 1860
  • «Elevazione», без даты
  • «Dirge», без даты
  • «10 пасторалей», без даты
Источник: Grove.
Примечания, ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

Дополнительная литература
Статуя Фомы в Париже.
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Амбруазом Томасом на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-10 16:54:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте