История евреев в Алжире

редактировать
Местоположение Алжира в Африке

История евреев в Алжире относится к истории еврейской общины Алжира, которая восходит к I веку нашей эры. В 15 веке многие испанские евреи эмигрировали в Алжир после изгнания из Испании и Португалии; среди них были уважаемые еврейские ученые, в том числе Исаак бен Шешет (Рибаш) и Симеон бен Земах Дуран (Рашбац).

Алжир завоевал независимость в 1962 году, и благодаря Кодекс о гражданстве 1963 года отказывает в гражданстве всем немусульманам. Алжирские евреи, большинство из которых имели право на французское гражданство с 1870 года, уехали с pied-noirs. Подавляющее большинство переехало в Францию ​​, а остальные переехали в Израиль. Те, кто остался, жили в основном в Алжире, а некоторые поселились в Блиде, Константине и Оране.

. Гражданская война в Алжире заставила большинство оставшихся евреев эмигрировать. В 1994 году объявление повстанческой Вооруженной исламской группой войны всем немусульманам в стране стало решающим событием для евреев, оставшихся в Алжире. В том же году алжирские евреи покинули свою последнюю синагогу, Великую синагогу Алжира.

. Сегодня большинство евреев во Франции имеют магрибское происхождение, и, следовательно, большинство недавняя иммиграция из Франции в Израиль евреи североафриканского происхождения.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранняя еврейская история в Алжире
    • 1.2 Эпоха мусульманского господства
    • 1.3 Французский Алжир
    • 1.4 Холокост в Алжире при режиме Виши
    • 1.5 После Второй мировой войны
    • 1.6 Независимый Алжир
  • 2 Традиционная одежда
  • 3 Синагоги в Алжире
  • 4 Известные алжирские евреи
  • 5 Генетика
  • 6 Численность населения
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

История

Ранняя еврейская история в Алжире

Еврей из Алжир, конец XIX века

Существуют свидетельства еврейских поселений в Алжире, по крайней мере, с римского периода (Mauretania Caesariensis ). В ходе археологических раскопок были найдены эпитафии, свидетельствующие о евреях в первые века нашей эры. Говорят, что земли берберов очень рано приветствовали христиан и евреев из Римской империи. Разрушение Второго Храма в Иерусалиме Титом в 70 г. н.э., а затем Китосскими войнами в 117 г. н.э. укрепило еврейские поселения в Северной Африке и Средиземноморье. Ранние описания столицы Рустамида, Тахерт, отмечают, что евреи были найдены здесь, как и в любом другом крупном мусульманском городе Северной Африки. Спустя столетия в Генизских письмах (найденных в Каире ) упоминаются многие алжирские еврейские семьи.

Эпоха мусульманского господства

В VII веке еврейские поселения в Северной Африке были усилены еврейскими иммигрантами, прибывшими в Северную Африку после бегства от преследований вестготов короля Сисебут и его преемники. Они бежали в Магриб и поселились в Византийской империи. Обсуждается, влияли ли евреи на берберское население, обращая их в свою веру. В том веке исламские армии захватили весь Магриб и Пиренейский полуостров. Еврейское население находилось под мусульманским господством в постоянном культурном обмене с Аль-Андалусом и Ближним Востоком.

. Позже многие сефардские евреи были вынуждены укрыться в Алжире от преследования в Испании Каталонии, Валенсии и Балеарских островов в 1391 году и испанской инквизиции в 1492 году. Вместе с морисками они теснились в порты Северной Африки и смешались с коренным еврейским народом. В 16 веке в таких местах, как Оран, Бежайя и Алжир, существовали большие еврейские общины. Евреи также присутствовали во внутренних городах, таких как Тлемсен и Константин, а также в Туггур и М'заб в юг, с разрешения мусульманских властей. Некоторые евреи в Оране сохранили язык ладино, который был исключительно консервативным диалектом испанского языка, до XIX века.

Еврейские купцы преуспели в финансовом отношении в конце Османской империи Алжире. Французское нападение на Алжир было спровоцировано требованием Дея, чтобы французское правительство выплатило свои большие непогашенные долги по пшенице двум еврейским купцам. Между 16 и 17 веками более богатые евреи из Ливорно в Италии начали селиться в Алжире. Торговля и обмены между Европой и Османской империей укрепили еврейскую общину. Позже, снова в 19 веке, многие евреи-сефарды из Тетуана поселились в Алжире, создав новые общины, особенно в Оране.

Французский Алжир

В 1830 г. численность алжирского еврейского населения составляла от 15 000 до 17 000 человек, большинство из которых проживало в прибрежных районах. Около 6 500 евреев проживали в Алжире, где они составляли 20% населения; 2000 в Оран ; 3000 в Константин ; и 1000 в Тлемсен. После их завоевания французское правительство быстро реструктурировало османскую просо систему. В то время как мусульмане сопротивлялись французской оккупации, некоторые алжирские евреи помогали в завоевании, выступая в качестве переводчиков или поставщиков.

В то время французское правительство выделяло французских граждан (которые обладали национальным избирательным правом и подчинялись французским законам и призыв ) из еврейских и мусульманских «коренных» народов, каждому из которых было позволено соблюдать свои собственные законы и суды. К 1841 году еврейские раввинские суды (beth din ) были переданы под французскую юрисдикцию, связанную с Центральной консистуаром Парижа. Были созданы региональные алжирские суды - консистуары, работающие под контролем Франции.

В 1845 году французское колониальное правительство реорганизовало общинную структуру, назначив французских евреев (которые были ашкеназскими традициями.) в качестве главных раввинов для каждого региона, с обязанностью «внушать безоговорочное повиновение законам, лояльность Франции и обязанность защищать ее». Такой надзор был примером попытки французских евреев «цивилизовать» еврейских алжирцев, поскольку они считали, что их европейские традиции превосходят сефардские обычаи.

Это ознаменовало изменение отношений евреев с государством. Они были отделены от мусульманской судебной системы, где раньше считались дхимми, или находящимся под защитой меньшинством. В результате алжирские евреи оказали сопротивление тем французским евреям, которые пытались поселиться в Алжире; в одних случаях происходили беспорядки, в других - местные евреи отказывались разрешить захоронение французских евреев на кладбищах алжирских евреев. В 1865 году сенат-консул либерализовал правила гражданства, чтобы позволить еврейским и мусульманским «коренным» народам в Алжире становиться французскими гражданами, если они этого потребуют. Однако немногие сделали это, потому что французское гражданство требовало отказа от некоторых традиционных нравов. Алжирцы считали это своего рода вероотступничеством.

. Французское правительство предоставило евреям, которые к тому времени насчитывали около 33000 человек, французское гражданство в 1870 году согласно декрету Кремье, сохранив при этом более низкий статус для мусульман. которые, хотя формально являются гражданами Франции, должны были подать заявление на получение французского гражданства и пройти процесс натурализации. По этой причине их иногда неправильно классифицируют как pieds-noirs. Решение о предоставлении гражданства алжирским евреям было результатом давления со стороны видных членов либеральной, интеллектуальной французской еврейской общины, которая считала североафриканских евреев «отсталыми» и хотела привести их в современность.

В течение одного поколения, несмотря на первоначальное сопротивление, большинство алжирских евреев стали говорить по-французски, а не по-арабски или ладино, и они приняли многие аспекты французской культуры. Приняв «франшизу», алжирские евреи присоединились к колонизаторам, хотя по-прежнему считались «другими» для французов. Хотя некоторые из них взяли на себя более типичные европейские занятия, «большинство евреев были бедными ремесленниками и владельцами магазинов, обслуживающими мусульманскую клиентуру». Более того, конфликты между религиозным законом сефардских евреев и французским законодательством вызвали разногласия внутри общины. Они сопротивлялись изменениям, связанным с домашними проблемами, такими как брак.

После завоевания Мзаба в 1882 году французское правительство в Алжире классифицировало южных алжирских евреев, как и мусульман, как «индигенов», и поэтому они были были ограничены и ограничены в правах по сравнению с их северными евреями, которые все еще были французскими гражданами в соответствии с декретом Кремье 1870 года. В 1881 году в Южном Алжире было всего около 30 000 мозабитских евреев. В Южном Алжире они приняли законы о «местном гражданском статусе», и раввины занимались юридическими вопросами. Французское правительство признало еврейские законы, касающиеся домашних вопросов, таких как брак и наследование. Хотя эти законы позволяли евреям быть структурированными в соответствии с раввинским законом, они не позволяли южным евреям получить доступ к «элитным» возможностям, поскольку их коренной статус делал их меньшими гражданами.

Французский антисемитизм пустил сильные корни среди евреев. французская община экспатриантов в Алжире, где каждый муниципальный совет контролируется антисемитами, а газеты изобилуют ксенофобскими нападками на местные еврейские общины. В Алжире, когда Эмиль Зола предстал перед судом за свою защиту в открытом письме 1898 года J'Accuse…!, Альфреда Дрейфуса, более 158 евреев принадлежали были разграблены и сожжены магазины, а двое евреев были убиты, а армия стояла на стороне и отказывалась вмешиваться.

Под властью Франции некоторые мусульманские антиеврейские бунты все еще имели место, как, например, в 1897 г. в Оране.

Большая синагога Орана, превращенная в мечеть

В 1931 году евреи составляли менее 2% всего населения Алжира. Это население было больше представлено в крупнейших городах: Алжире, Константин и Оран, в каждом из которых еврейское население составляло более 7%. Во многих небольших городах, таких как Блида, Тлемсен и Сетиф, также было небольшое еврейское население. К середине тридцатых годов экстремистское движение Франсуа де ла Рока Croix-de-Feu, а позднее движение Французской социальной партии в Алжире проявили активность в пытались настроить мусульман против алжирских евреев, издавая трактаты на арабском языке, и были ответственны за подстрекательство к Константиновскому погрому 1934 года, в котором от 25 до 34 евреев были убиты и около 200 магазинов были разграблены.

Холокост в Алжире при режиме Виши

Одним из первых шагов прогерманского режима Виши было отменить действие Указа Кремье на 7 октября 1940 года, в результате чего для алжирских евреев было отменено французское гражданство, что затронуло около 110 000 алжирцев. В соответствии с правилом Виши в Алжире даже караимы и евреи, перешедшие в другую религию, подпадали под действие антисемитских законов, известных под общим названием Statut des Juifs. Законы режима Виши гарантировали, что евреям было запрещено занимать государственные или другие государственные должности, а также работать в таких отраслях, как страхование и недвижимость. Кроме того, режим Виши установил строгие ограничения для евреев, работающих врачами или юристами.

Режим Виши также ограничивал количество еврейских детей в государственной школе Алжира. системы, и в конечном итоге прекратил зачисление евреев в государственные школы. В ответ еврейские профессора, вынужденные уволиться с работы, в 1941 году основали еврейский университет, но в конце того же года его принудительно закрыли. Еврейские общины Алжира также создали систему еврейских начальных школ для детей, и к 1942 году около 20 000 еврейских детей были зачислены в 70 начальных и 5 средних школ по всему Алжиру. Правительство Виши в конечном итоге приняло закон, позволяющий правительству контролировать школьную программу и расписание, что помогло ослабить усилия по обучению молодых евреев в Алжире.

При адмирале Дарлане и Генерал Жиро, два французских чиновника, которые руководили французскими вооруженными силами в Северной Африке, антисемитское законодательство применялось в Алжире более строго, чем сама Франция, под предлогом того, что оно обеспечивало большее равенство между мусульманами и евреями и учитывало расовые законы условие sine qua non перемирия. При режиме Виши в Алжире отдел под названием «Особый отдел по борьбе с еврейской проблемой» занимался исполнением законов, применимых к еврейскому населению Алжира. Это было уникальным явлением для французской Северной Африки, и поэтому законы, регулирующие статус евреев, регулировались в Алжире гораздо более жестко, чем в Марокко или Тунисе. Бюро «экономической арианизации» было также создано с целью искоренить значение еврейской общины в экономике, в основном за счет взятия под контроль еврейского бизнеса.

31 марта 1942 года правительство Виши издало указ с требованием создание местного еврейского правительства под названием Union Générale des Israélites d'Algérie (UGIA). УГИА задумывалась как группа евреев, которая будет выполнять Виши правила в еврейских общинах, и рассматривалась большей частью еврейского населения как сотрудничество с правительством. В ответ многие молодые евреи присоединились к алжирскому движению сопротивления, которое было основано евреями в 1940 году. 8 ноября 1942 года алжирское сопротивление правительству Виши приняло участие в захвате Алжира в рамках подготовки к освобождению союзниками Севера. Африка, известная как «Операция« Факел ». Из 377 участников сопротивления, взявших Алжир, 315 были евреями. В ноябре 1942 года британские и американские солдаты высадились и взяли под свой контроль Алжир и остальную часть Алжира. Однако евреям не были возвращены все их прежние гражданские права и свободы, равно как и их французское гражданство до 1943 года. Частично это можно объяснить тем фактом, что сам Жиро вместе с генерал-губернатором Марселем Пейрутон, провозгласив отмену Виши статутов 14 марта 1943 г., после того, как союзники высадились в Северной Африке, сохранил в исключительном порядке указ об отмене права гражданства для алжирских евреев, утверждая, что они не хотели разжигать насилие между еврейской и мусульманской общинами в Алжире. Лишь с приходом Шарля де Голля в октябре 1943 года алжирцы-евреи наконец восстановили свое французское гражданство с восстановлением Декрета Кремье.

в дополнение к дискриминационным и антисемитским законам, с которыми столкнулись Евреи по всему Алжиру, около 2000 евреев были помещены в концентрационные лагеря в Бедо и Джельфе. Лагерь в Бедо, около Сиди-бель-Аббес, стал местом сосредоточения еврейских алжирских солдат, которые были вынуждены выполнять тяжелые работы. Эти заключенные сформировали «Еврейскую рабочую группу» и работали над планом Виши для транссахарской железной дороги; многие умерли от голода, истощения, болезней или побоев.

После Второй мировой войны

Во время войны в Алжире большинство алжирских евреев встало на сторону Франции из-за лояльности к Республика, которая их освободила, выступила против местного движения за независимость, хотя они отвергли ту часть официальной политики, которая предлагала независимость Алжиру. Некоторые евреи действительно присоединились к FLN, борющимся за независимость, но большая группа объединилась с OAS, секретной военизированной группой.

. FLN опубликовал декларации, гарантирующие место в Алжире для евреев как неотъемлемой части. составляющая алжирского народа, надеясь заручиться его поддержкой. Алжирские мусульмане помогали евреям во время судебных процессов в рамках режима Виши во время Второй мировой войны, когда их права на гражданство в соответствии со степенью Кремье были аннулированы. Воспоминания о погроме 1934 года и случаях жестокого нападения мусульман на евреев в Константине и Батне вместе с поджогами синагог Батны и Орлеанвилля сыграли свою роль. роль в принятии решений об отклонении предложения.

В 1961 году, согласно Закону 61-805 о Национальном собрании Франции, мозабитские евреи, которые были исключены из Указа Кремье, также получили французское гражданство.

После референдума 1961 года Эвианские соглашения 1962 года обеспечили независимость Алжира. Некоторые алжирские евреи присоединились к организации armée secrète, целью которой было подорвать процесс обретения независимости с помощью взрывов и покушений, среди которых были Шарль де Голль и Жан-Поль Сартр. Хотя в Алжире были поданы последние призывы к евреям остаться, около 130 000 алжирских евреев решили покинуть страну и уехать во Францию. С 1948 года около 25000 алжирских евреев переехали в Израиль.

Независимый Алжир

После того, как Алжир получил независимость в 1962 году, в 1963 году он принял Кодекс гражданства, лишив его -Мусульмане гражданства. Этот закон распространял гражданство только на тех лиц, чьи отцы и деды по отцовской линии были мусульманами. После принятия закона 95% коренного еврейского населения страны, насчитывающего 140 000 человек, отправились в изгнание. Около 130 000 евреев покинули Алжир. Марокканские евреи, проживавшие в Алжире, и евреи из долины М'заб в Алжирской Сахаре, не имевшие французского гражданства, а также небольшое количество алжирских евреев из Константина также эмигрировали в Израиль в

К 1969 году в Алжире все еще проживало менее 1000 евреев. К 1975 году правительство захватило все синагоги страны, кроме одной, и преобразовало их в мечети или библиотеки.

С 2005 года правительство Алжира пытается уменьшить дискриминацию еврейского населения, создав еврейскую ассоциацию и принятие закона, признающего свободу вероисповедания. Они также разрешили возобновить еврейское паломничество к самым святым еврейским местам в Северной Африке. В 2014 году министр по делам религий Мохаммед Эйсса объявил, что правительство Алжира будет способствовать открытию еврейских синагог. Однако этого так и не произошло, поскольку Эйсса заявила, что это больше не является интересом алжирских евреев. В Алжире, в основном в Алжире, осталось около 50 евреев.

Традиционная одежда

Еврейские женщины в Алжире, 1851 г.

Согласно «Еврейской энциклопедии»,

современная [1906] еврейка из Алжир носит на голове «такриту» (носовой платок), одет в «беденор» (платье с лифом, отделанным кружевом) и полосатый жилет с длинными рукавами, доходящими до талии. «Мох» (пояс) шелковый. Коренной алжирский еврей носит шарбуш или продолговатый тюрбан с шелковой кисточкой, хадрийя или жилет с большими рукавами и сарвал, или панталоны, застегивающиеся на хизам (пояс), все покрытые мантией, бурнус [также пишется бурнус ] и большой шелковый носовой платок, кисточки которого свисают до его ног. Раньше алжирская еврейка носила высокую конусовидную шляпу, похожую на ту, что использовалась в Англии в пятнадцатом веке.

Синагоги в Алжире

Известные алжирские евреи

Генетика

Крупнейшее на сегодняшний день исследование евреев Северной Африки возглавляли Жерар Люкотт и др. в 2003 г. Изучено сефардское население: 58 евреев из Алжира, 190 из Марокко, 64 из Туниса, 49 с острова Джерба, 9 и 11 из Ливии и Египта соответственно, что составляет 381 человек. Это исследование показало, что евреи Северной Африки показали частоты своих отцовских гаплотипов, почти равные таковым у ливанских и палестинских неевреев по сравнению с европейскими неевреями.

Марокканская / алжирская, джербанская / тунисская и ливийская подгруппы североафриканского еврейства демонстрировали различный уровень ближневосточного (40-42%), европейского (37-39%) и североафриканского происхождения (20 -21%), причем марокканские и алжирские евреи имеют тенденцию быть генетически ближе друг к другу, чем евреи Джербана и ливийские евреи. Согласно исследованию:

"отличительные кластеры еврейского населения Северной Африки с близостью к другим еврейским популяциям и различной степенью примеси Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Две основные подгруппы были идентифицированы по основному компоненту, соседнему дереву присоединения и идентичности. Анализ по происхождению - марокканцы / алжирцы и джербаны / ливийцы - которые различались по степени европейской примеси. Эти популяции показали высокую степень эндогамии и были частью более крупной еврейской группы ашкенази и сефардов. Африканские группы были ортогональны современному населению из Северного и Южного Марокко, Западной Сахары, Туниса, Ливии и Египта. Таким образом, это исследование совместимо с историей североафриканских евреев, основанной во времена классической античности с прозелитизмом местного населения, за которым следует генетический изоляция с появлением христианства, а затем ислама, а также примесь после эмиграции сефардских евреев во время инквизиции. "

Численность населения

ГодЕврейское население
183026000
185026000
186638,500
188152,000
191496,000
1931110,000
1948140,000
1960130,000
19634,000
2005150

См. Также

Ссылки

Источники

  • Робертс, Софи Б. Софи Б. Робертс. Гражданство и антисемитизм во французском колониальном Алжире, 1870-1962 гг.] (Cambridge Cambridge University Press, 2017) ISBN 978-1-107-18815-0.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте