История евреев в Алжире относится к истории еврейской общины Алжира, которая восходит к I веку нашей эры. В 15 веке многие испанские евреи эмигрировали в Алжир после изгнания из Испании и Португалии; среди них были уважаемые еврейские ученые, в том числе Исаак бен Шешет (Рибаш) и Симеон бен Земах Дуран (Рашбац).
Алжир завоевал независимость в 1962 году, и благодаря Кодекс о гражданстве 1963 года отказывает в гражданстве всем немусульманам. Алжирские евреи, большинство из которых имели право на французское гражданство с 1870 года, уехали с pied-noirs. Подавляющее большинство переехало в Францию , а остальные переехали в Израиль. Те, кто остался, жили в основном в Алжире, а некоторые поселились в Блиде, Константине и Оране.
. Гражданская война в Алжире заставила большинство оставшихся евреев эмигрировать. В 1994 году объявление повстанческой Вооруженной исламской группой войны всем немусульманам в стране стало решающим событием для евреев, оставшихся в Алжире. В том же году алжирские евреи покинули свою последнюю синагогу, Великую синагогу Алжира.
. Сегодня большинство евреев во Франции имеют магрибское происхождение, и, следовательно, большинство недавняя иммиграция из Франции в Израиль евреи североафриканского происхождения.
Существуют свидетельства еврейских поселений в Алжире, по крайней мере, с римского периода (Mauretania Caesariensis ). В ходе археологических раскопок были найдены эпитафии, свидетельствующие о евреях в первые века нашей эры. Говорят, что земли берберов очень рано приветствовали христиан и евреев из Римской империи. Разрушение Второго Храма в Иерусалиме Титом в 70 г. н.э., а затем Китосскими войнами в 117 г. н.э. укрепило еврейские поселения в Северной Африке и Средиземноморье. Ранние описания столицы Рустамида, Тахерт, отмечают, что евреи были найдены здесь, как и в любом другом крупном мусульманском городе Северной Африки. Спустя столетия в Генизских письмах (найденных в Каире ) упоминаются многие алжирские еврейские семьи.
В VII веке еврейские поселения в Северной Африке были усилены еврейскими иммигрантами, прибывшими в Северную Африку после бегства от преследований вестготов короля Сисебут и его преемники. Они бежали в Магриб и поселились в Византийской империи. Обсуждается, влияли ли евреи на берберское население, обращая их в свою веру. В том веке исламские армии захватили весь Магриб и Пиренейский полуостров. Еврейское население находилось под мусульманским господством в постоянном культурном обмене с Аль-Андалусом и Ближним Востоком.
. Позже многие сефардские евреи были вынуждены укрыться в Алжире от преследования в Испании Каталонии, Валенсии и Балеарских островов в 1391 году и испанской инквизиции в 1492 году. Вместе с морисками они теснились в порты Северной Африки и смешались с коренным еврейским народом. В 16 веке в таких местах, как Оран, Бежайя и Алжир, существовали большие еврейские общины. Евреи также присутствовали во внутренних городах, таких как Тлемсен и Константин, а также в Туггур и М'заб в юг, с разрешения мусульманских властей. Некоторые евреи в Оране сохранили язык ладино, который был исключительно консервативным диалектом испанского языка, до XIX века.
Еврейские купцы преуспели в финансовом отношении в конце Османской империи Алжире. Французское нападение на Алжир было спровоцировано требованием Дея, чтобы французское правительство выплатило свои большие непогашенные долги по пшенице двум еврейским купцам. Между 16 и 17 веками более богатые евреи из Ливорно в Италии начали селиться в Алжире. Торговля и обмены между Европой и Османской империей укрепили еврейскую общину. Позже, снова в 19 веке, многие евреи-сефарды из Тетуана поселились в Алжире, создав новые общины, особенно в Оране.
В 1830 г. численность алжирского еврейского населения составляла от 15 000 до 17 000 человек, большинство из которых проживало в прибрежных районах. Около 6 500 евреев проживали в Алжире, где они составляли 20% населения; 2000 в Оран ; 3000 в Константин ; и 1000 в Тлемсен. После их завоевания французское правительство быстро реструктурировало османскую просо систему. В то время как мусульмане сопротивлялись французской оккупации, некоторые алжирские евреи помогали в завоевании, выступая в качестве переводчиков или поставщиков.
В то время французское правительство выделяло французских граждан (которые обладали национальным избирательным правом и подчинялись французским законам и призыв ) из еврейских и мусульманских «коренных» народов, каждому из которых было позволено соблюдать свои собственные законы и суды. К 1841 году еврейские раввинские суды (beth din ) были переданы под французскую юрисдикцию, связанную с Центральной консистуаром Парижа. Были созданы региональные алжирские суды - консистуары, работающие под контролем Франции.
В 1845 году французское колониальное правительство реорганизовало общинную структуру, назначив французских евреев (которые были ашкеназскими традициями.) в качестве главных раввинов для каждого региона, с обязанностью «внушать безоговорочное повиновение законам, лояльность Франции и обязанность защищать ее». Такой надзор был примером попытки французских евреев «цивилизовать» еврейских алжирцев, поскольку они считали, что их европейские традиции превосходят сефардские обычаи.
Это ознаменовало изменение отношений евреев с государством. Они были отделены от мусульманской судебной системы, где раньше считались дхимми, или находящимся под защитой меньшинством. В результате алжирские евреи оказали сопротивление тем французским евреям, которые пытались поселиться в Алжире; в одних случаях происходили беспорядки, в других - местные евреи отказывались разрешить захоронение французских евреев на кладбищах алжирских евреев. В 1865 году сенат-консул либерализовал правила гражданства, чтобы позволить еврейским и мусульманским «коренным» народам в Алжире становиться французскими гражданами, если они этого потребуют. Однако немногие сделали это, потому что французское гражданство требовало отказа от некоторых традиционных нравов. Алжирцы считали это своего рода вероотступничеством.
. Французское правительство предоставило евреям, которые к тому времени насчитывали около 33000 человек, французское гражданство в 1870 году согласно декрету Кремье, сохранив при этом более низкий статус для мусульман. которые, хотя формально являются гражданами Франции, должны были подать заявление на получение французского гражданства и пройти процесс натурализации. По этой причине их иногда неправильно классифицируют как pieds-noirs. Решение о предоставлении гражданства алжирским евреям было результатом давления со стороны видных членов либеральной, интеллектуальной французской еврейской общины, которая считала североафриканских евреев «отсталыми» и хотела привести их в современность.
В течение одного поколения, несмотря на первоначальное сопротивление, большинство алжирских евреев стали говорить по-французски, а не по-арабски или ладино, и они приняли многие аспекты французской культуры. Приняв «франшизу», алжирские евреи присоединились к колонизаторам, хотя по-прежнему считались «другими» для французов. Хотя некоторые из них взяли на себя более типичные европейские занятия, «большинство евреев были бедными ремесленниками и владельцами магазинов, обслуживающими мусульманскую клиентуру». Более того, конфликты между религиозным законом сефардских евреев и французским законодательством вызвали разногласия внутри общины. Они сопротивлялись изменениям, связанным с домашними проблемами, такими как брак.
После завоевания Мзаба в 1882 году французское правительство в Алжире классифицировало южных алжирских евреев, как и мусульман, как «индигенов», и поэтому они были были ограничены и ограничены в правах по сравнению с их северными евреями, которые все еще были французскими гражданами в соответствии с декретом Кремье 1870 года. В 1881 году в Южном Алжире было всего около 30 000 мозабитских евреев. В Южном Алжире они приняли законы о «местном гражданском статусе», и раввины занимались юридическими вопросами. Французское правительство признало еврейские законы, касающиеся домашних вопросов, таких как брак и наследование. Хотя эти законы позволяли евреям быть структурированными в соответствии с раввинским законом, они не позволяли южным евреям получить доступ к «элитным» возможностям, поскольку их коренной статус делал их меньшими гражданами.
Французский антисемитизм пустил сильные корни среди евреев. французская община экспатриантов в Алжире, где каждый муниципальный совет контролируется антисемитами, а газеты изобилуют ксенофобскими нападками на местные еврейские общины. В Алжире, когда Эмиль Зола предстал перед судом за свою защиту в открытом письме 1898 года J'Accuse…!, Альфреда Дрейфуса, более 158 евреев принадлежали были разграблены и сожжены магазины, а двое евреев были убиты, а армия стояла на стороне и отказывалась вмешиваться.
Под властью Франции некоторые мусульманские антиеврейские бунты все еще имели место, как, например, в 1897 г. в Оране.
Большая синагога Орана, превращенная в мечетьВ 1931 году евреи составляли менее 2% всего населения Алжира. Это население было больше представлено в крупнейших городах: Алжире, Константин и Оран, в каждом из которых еврейское население составляло более 7%. Во многих небольших городах, таких как Блида, Тлемсен и Сетиф, также было небольшое еврейское население. К середине тридцатых годов экстремистское движение Франсуа де ла Рока Croix-de-Feu, а позднее движение Французской социальной партии в Алжире проявили активность в пытались настроить мусульман против алжирских евреев, издавая трактаты на арабском языке, и были ответственны за подстрекательство к Константиновскому погрому 1934 года, в котором от 25 до 34 евреев были убиты и около 200 магазинов были разграблены.
Одним из первых шагов прогерманского режима Виши было отменить действие Указа Кремье на 7 октября 1940 года, в результате чего для алжирских евреев было отменено французское гражданство, что затронуло около 110 000 алжирцев. В соответствии с правилом Виши в Алжире даже караимы и евреи, перешедшие в другую религию, подпадали под действие антисемитских законов, известных под общим названием Statut des Juifs. Законы режима Виши гарантировали, что евреям было запрещено занимать государственные или другие государственные должности, а также работать в таких отраслях, как страхование и недвижимость. Кроме того, режим Виши установил строгие ограничения для евреев, работающих врачами или юристами.
Режим Виши также ограничивал количество еврейских детей в государственной школе Алжира. системы, и в конечном итоге прекратил зачисление евреев в государственные школы. В ответ еврейские профессора, вынужденные уволиться с работы, в 1941 году основали еврейский университет, но в конце того же года его принудительно закрыли. Еврейские общины Алжира также создали систему еврейских начальных школ для детей, и к 1942 году около 20 000 еврейских детей были зачислены в 70 начальных и 5 средних школ по всему Алжиру. Правительство Виши в конечном итоге приняло закон, позволяющий правительству контролировать школьную программу и расписание, что помогло ослабить усилия по обучению молодых евреев в Алжире.
При адмирале Дарлане и Генерал Жиро, два французских чиновника, которые руководили французскими вооруженными силами в Северной Африке, антисемитское законодательство применялось в Алжире более строго, чем сама Франция, под предлогом того, что оно обеспечивало большее равенство между мусульманами и евреями и учитывало расовые законы условие sine qua non перемирия. При режиме Виши в Алжире отдел под названием «Особый отдел по борьбе с еврейской проблемой» занимался исполнением законов, применимых к еврейскому населению Алжира. Это было уникальным явлением для французской Северной Африки, и поэтому законы, регулирующие статус евреев, регулировались в Алжире гораздо более жестко, чем в Марокко или Тунисе. Бюро «экономической арианизации» было также создано с целью искоренить значение еврейской общины в экономике, в основном за счет взятия под контроль еврейского бизнеса.
31 марта 1942 года правительство Виши издало указ с требованием создание местного еврейского правительства под названием Union Générale des Israélites d'Algérie (UGIA). УГИА задумывалась как группа евреев, которая будет выполнять Виши правила в еврейских общинах, и рассматривалась большей частью еврейского населения как сотрудничество с правительством. В ответ многие молодые евреи присоединились к алжирскому движению сопротивления, которое было основано евреями в 1940 году. 8 ноября 1942 года алжирское сопротивление правительству Виши приняло участие в захвате Алжира в рамках подготовки к освобождению союзниками Севера. Африка, известная как «Операция« Факел ». Из 377 участников сопротивления, взявших Алжир, 315 были евреями. В ноябре 1942 года британские и американские солдаты высадились и взяли под свой контроль Алжир и остальную часть Алжира. Однако евреям не были возвращены все их прежние гражданские права и свободы, равно как и их французское гражданство до 1943 года. Частично это можно объяснить тем фактом, что сам Жиро вместе с генерал-губернатором Марселем Пейрутон, провозгласив отмену Виши статутов 14 марта 1943 г., после того, как союзники высадились в Северной Африке, сохранил в исключительном порядке указ об отмене права гражданства для алжирских евреев, утверждая, что они не хотели разжигать насилие между еврейской и мусульманской общинами в Алжире. Лишь с приходом Шарля де Голля в октябре 1943 года алжирцы-евреи наконец восстановили свое французское гражданство с восстановлением Декрета Кремье.
в дополнение к дискриминационным и антисемитским законам, с которыми столкнулись Евреи по всему Алжиру, около 2000 евреев были помещены в концентрационные лагеря в Бедо и Джельфе. Лагерь в Бедо, около Сиди-бель-Аббес, стал местом сосредоточения еврейских алжирских солдат, которые были вынуждены выполнять тяжелые работы. Эти заключенные сформировали «Еврейскую рабочую группу» и работали над планом Виши для транссахарской железной дороги; многие умерли от голода, истощения, болезней или побоев.
Во время войны в Алжире большинство алжирских евреев встало на сторону Франции из-за лояльности к Республика, которая их освободила, выступила против местного движения за независимость, хотя они отвергли ту часть официальной политики, которая предлагала независимость Алжиру. Некоторые евреи действительно присоединились к FLN, борющимся за независимость, но большая группа объединилась с OAS, секретной военизированной группой.
. FLN опубликовал декларации, гарантирующие место в Алжире для евреев как неотъемлемой части. составляющая алжирского народа, надеясь заручиться его поддержкой. Алжирские мусульмане помогали евреям во время судебных процессов в рамках режима Виши во время Второй мировой войны, когда их права на гражданство в соответствии со степенью Кремье были аннулированы. Воспоминания о погроме 1934 года и случаях жестокого нападения мусульман на евреев в Константине и Батне вместе с поджогами синагог Батны и Орлеанвилля сыграли свою роль. роль в принятии решений об отклонении предложения.
В 1961 году, согласно Закону 61-805 о Национальном собрании Франции, мозабитские евреи, которые были исключены из Указа Кремье, также получили французское гражданство.
После референдума 1961 года Эвианские соглашения 1962 года обеспечили независимость Алжира. Некоторые алжирские евреи присоединились к организации armée secrète, целью которой было подорвать процесс обретения независимости с помощью взрывов и покушений, среди которых были Шарль де Голль и Жан-Поль Сартр. Хотя в Алжире были поданы последние призывы к евреям остаться, около 130 000 алжирских евреев решили покинуть страну и уехать во Францию. С 1948 года около 25000 алжирских евреев переехали в Израиль.
После того, как Алжир получил независимость в 1962 году, в 1963 году он принял Кодекс гражданства, лишив его -Мусульмане гражданства. Этот закон распространял гражданство только на тех лиц, чьи отцы и деды по отцовской линии были мусульманами. После принятия закона 95% коренного еврейского населения страны, насчитывающего 140 000 человек, отправились в изгнание. Около 130 000 евреев покинули Алжир. Марокканские евреи, проживавшие в Алжире, и евреи из долины М'заб в Алжирской Сахаре, не имевшие французского гражданства, а также небольшое количество алжирских евреев из Константина также эмигрировали в Израиль в
К 1969 году в Алжире все еще проживало менее 1000 евреев. К 1975 году правительство захватило все синагоги страны, кроме одной, и преобразовало их в мечети или библиотеки.
С 2005 года правительство Алжира пытается уменьшить дискриминацию еврейского населения, создав еврейскую ассоциацию и принятие закона, признающего свободу вероисповедания. Они также разрешили возобновить еврейское паломничество к самым святым еврейским местам в Северной Африке. В 2014 году министр по делам религий Мохаммед Эйсса объявил, что правительство Алжира будет способствовать открытию еврейских синагог. Однако этого так и не произошло, поскольку Эйсса заявила, что это больше не является интересом алжирских евреев. В Алжире, в основном в Алжире, осталось около 50 евреев.
Согласно «Еврейской энциклопедии»,
современная [1906] еврейка из Алжир носит на голове «такриту» (носовой платок), одет в «беденор» (платье с лифом, отделанным кружевом) и полосатый жилет с длинными рукавами, доходящими до талии. «Мох» (пояс) шелковый. Коренной алжирский еврей носит шарбуш или продолговатый тюрбан с шелковой кисточкой, хадрийя или жилет с большими рукавами и сарвал, или панталоны, застегивающиеся на хизам (пояс), все покрытые мантией, бурнус [также пишется бурнус ] и большой шелковый носовой платок, кисточки которого свисают до его ног. Раньше алжирская еврейка носила высокую конусовидную шляпу, похожую на ту, что использовалась в Англии в пятнадцатом веке.
Большая синагога, Алжир
Большая синагога, Алжир
Большая синагога, Алжир
Хума Кераман, Бежайя
Синагога Санья, Алжир
Синагога Белкорт, Алжир
Синагога, Алжир
Синагога, Оран
Синагога Сетиф
Интерьер синагоги Сетиф
Телем
Раввин Эфраим Анкава Синагога в Талассане
Крупнейшее на сегодняшний день исследование евреев Северной Африки возглавляли Жерар Люкотт и др. в 2003 г. Изучено сефардское население: 58 евреев из Алжира, 190 из Марокко, 64 из Туниса, 49 с острова Джерба, 9 и 11 из Ливии и Египта соответственно, что составляет 381 человек. Это исследование показало, что евреи Северной Африки показали частоты своих отцовских гаплотипов, почти равные таковым у ливанских и палестинских неевреев по сравнению с европейскими неевреями.
Марокканская / алжирская, джербанская / тунисская и ливийская подгруппы североафриканского еврейства демонстрировали различный уровень ближневосточного (40-42%), европейского (37-39%) и североафриканского происхождения (20 -21%), причем марокканские и алжирские евреи имеют тенденцию быть генетически ближе друг к другу, чем евреи Джербана и ливийские евреи. Согласно исследованию:
"отличительные кластеры еврейского населения Северной Африки с близостью к другим еврейским популяциям и различной степенью примеси Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Две основные подгруппы были идентифицированы по основному компоненту, соседнему дереву присоединения и идентичности. Анализ по происхождению - марокканцы / алжирцы и джербаны / ливийцы - которые различались по степени европейской примеси. Эти популяции показали высокую степень эндогамии и были частью более крупной еврейской группы ашкенази и сефардов. Африканские группы были ортогональны современному населению из Северного и Южного Марокко, Западной Сахары, Туниса, Ливии и Египта. Таким образом, это исследование совместимо с историей североафриканских евреев, основанной во времена классической античности с прозелитизмом местного населения, за которым следует генетический изоляция с появлением христианства, а затем ислама, а также примесь после эмиграции сефардских евреев во время инквизиции. "
Год | Еврейское население |
---|---|
1830 | 26000 |
1850 | 26000 |
1866 | 38,500 |
1881 | 52,000 |
1914 | 96,000 |
1931 | 110,000 |
1948 | 140,000 |
1960 | 130,000 |
1963 | 4,000 |
2005 | 150 |