История евреев в Беларуси

редактировать
Местоположение Беларусь (зеленый) в Европе
Белорусские евреи
Регионы со численностью населения
Беларусь 13 705 (2019) -70 000 (2014)
Израиль 78 859 белорусских иммигрантов в Израиль (в 1989-2013 гг.)
Языки
Иврит, русский, идиш и белорусский
Религия
иудаизм, атеизм
Родственные этнические группы
Евреи, евреи ашкенази, евреи сефарды, евреи мизрахи, русские евреи, украинские евреи, литовские евреи, польские евреи, белорусы

история евреев в Беларуси начинается еще в 8 веке. Евреи жили во всех частях современной земли Беларуси. Евреи были третьей по величине этнической группой в стране в первой половине 20 века. В 1897 г. еврейское население Беларуси достигло 910,9 тыс. руб. Человек, или 14,2% от общей численности населения. После польско-советской войны (1919-1920) по условиям Рижского договора Беларусь была разделена на Восточную Белоруссию (находившуюся под советской оккупацией) и Западную Белоруссию (под польской оккупации), и в результате чего 350 000–450 000 евреев оказались под властью Польши. До Второй мировой войны евреи оставались третьей по величине этнической группой в Беларуси и составляли более 40% населения в городах и поселках. Население таких городов, как Минск, Пинск, Могилёв, Бобруйск, Витебск, Гомиил более чем на 50% состоял из евреев. В 1926-1939 гг. В Беларуси (Восточная Белоруссия) проживало от 375 000 до 407 000 евреев, или 6,7-8,2% от общей численности населения. После аннексии Советским Союзом Восточной Польши в 1939 году, включая Западную Белоруссию, в Беларуси снова будет 1 175 000 евреев, в том числе 275 000 евреев из Польши, Украины и других стран. По оценкам, 800 000 из 900 000 - 90% евреев Беларуси - были убиты во время Холокоста. Согласно переписи населения 2019 года, в Беларуси было 13705 самоидентифицирующих евреев. Еврейское агентство оценивает общину евреев в Беларуси в 20 000 человек. Принцип, что количество белорусов еврейского происхождения больше.

Содержание

  • 1 Ранняя история
  • 2 Рост благосостояния и великая хартия (1320–1432)
    • 2.1 Хартия 1388 года
  • 3 Правление Ягеллонов
    • 3.1 Изгнание евреев в 1495 году и возвращение в 1503 году
    • 3.2 Акт 1566 года
  • 4 Последствия восстания казаков в Беларуси
  • 5 Еврейская культура в Беларуси
    • 5.1 Предметы из Респонса
  • 6 Белорусских евреев в составе Российской империи
  • 7 После Октябрьской революции
  • 8 Вторая мировая война
  • 9 С конца 20 века до наших дней
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Ранняя история

На протяжении нескольких веков земли современной Беларуси и Литовской Республики входили в Великое княжество Литовское. Таким образом, история евреев в Литве.

, история евреев в VIII веке, жили на некоторых землях современной Беларуси. Начиная с этого периода, они вели торговлю между Малороссией, Литвой и Балтикой, особенно с Данцигом, Юлином (Винета или Воллин, в Померании. ) и других городах на Висле, Одере и Эльбе.

Происхождение белорусских евреев было предметом множества спекуляций. Считается, что они были составлены из двух разных потоков еврейской иммиграции. Более старый и значительно больший из этих двух вошел с востока на территории, которая стала Великим княжеством Литовским. Эти ранние иммигранты говорили на иудео-славянских диалектах, которые отличали их от более поздних еврейских иммигрантов, прибывших в регион из германских земель.

Хотя происхождение этих восточных евреев не установлено, исторические свидетельства помещают еврейских из Вавилонии, Палестины, Византийской империи и других еврейских беженцев и поселенцев на земли между Балтийским и Черным морями, которые являются частью Великое княжество Литовское. Более поздний и более крупный поток иммиграции в 12 веке и получил импульс преследований немецких евреев со стороны крестоносцев. Традиционный язык подавляющего большинства литовских евреев, идиш, в основном на средневековом немецком иврите, который использует западные германские еврейские иммигранты.

Особые условия, существовавшие в Беларуси, вынудили первых еврейских поселенцев принять образ жизни, отличный от образа жизни их западных этнических собратьев. В то время в Беларуси не было городов ни в западном понимании этого слова, ни Магдебургского права, ни близких гильдий в то время.

Некоторые города, ставшие важными центрами еврейской жизни в Беларуси, сначала были простыми деревнями. Гродно, один из древнейших, впервые регистрируется в летописях 1128 года. Новогрудок основан несколько позже Ярославом I Мудрым ; в 1250 г.; Ворута и в 1252 г.; Эйрагола в 1262 году; Халшани и Ковно в 1280 году; Лида, Тельшяй, Вильно и Троки в 1320 году.

Рост благосостояния и великая хартия (1320–1432 гг.)

Походом Гедзимина и его подчинением Киева и Волыни (1320–1321) еврейские жители этих территорий были побуждены распространиться по северным губерниям Великого княжества Литовского. Предполагается, что численность южных женщин в развитии Беларуси и Литвы подтверждена их численность населения, живущего на Волыни в 13 веке. Согласно летописцу, описывающему похороны великого князя Владимира Васильковича в городе Владимире (Волынь), «евреи плакали на его похоронах, как и осенью Иерусалим, или когда его привели в Вавилонский плен. "Это сочувствие и свидетельство о нем, казалось бы, указывающее на то, что задолго до рассматриваемого события пользовались благоприятным положением и положением в новом режиме." Они принимали активное участие в развитии новых городов под толерантным правлением князяедзимина.

Мало что о судьбе белорусских евреев в смутные времена, последовавшие за смертью Гедзимина и приходом на престол его внука Витаут (1341). Документы о предоставлении льгот сначала евреям Бреста (1 июля 1388 г.), а затем евреям Гродно, Троки (1389), Луцка, самые ранние документы, подтверждающие, подтверждающие, чтои Великого княжества Литовского особой организации.

Собрание разрозненных еврейских поселенцев в достаточном количестве и с достатком аттестация властью для создания такого источника пользуется полномочиями от своих литовских правителей подразумевает истечение значительного времени. Евреи, жили в небольших городах и деревнях, не нуждаются в таких привилегиях в то время и в образе жизни, как предполагает Авраам Гаркави, «сравнительная бедность и незнание еврейского образования среди населения. Литовские евреи тормозили их межобщинную организацию ». Но мощные силы подтолкнули эту организацию к концу 14 века. Главным из них, вероятно, было сотрудничество евреев Польши со своими братьями по ВКЛ. После смерти Казимира III (1370) положение польских евреев изменилось к худшему. Росло влияние римско-католического духовенства при польском дворе; Людовик Анжуйский был безразличен к благополучию своих подданных, и его рвение превратило евреев в христианство вместе с восию еврейской иммиграцией из Германии заставили польских евреев опасаться своего будущего.

Хартия 1388 года

В связи с этим представляется более чем вероятным, что влиятельные польские евреи сотрудничали с ведущими белорусскими и литовскими общинами в группе особой хартии от Витаута (Витольд). Преамбула хартии гласит следующее:

Во имя Бога, аминь. Все поступки людей, если они не сообщаются показаниями свидетелей или письменно, проходят, исчезают и забываются. Поэтому мы, Александр, также называемый Витовтом, милостью Божией великий князь литовский и правитель Бреста, Дорогича, Луцка, Владимира и других мест, этим хартией доводим до сведения нынешнего и будущих поколений или кого бы то ни было. Мы решили предоставить всем евреям, живущим в наших владениях, права и свободы, упомянутые в следующей хартии.

Сама хартия была создана по образцу аналогичной документы, предоставленные Казимиром Великим, а ранее им евреям в Польше в 1084 году. Согласно уставу, евреи Великого княжества Литовского составляли класс свободных людей, подпадающих во всех уголовных делах непосредственно к великого князя и его официальных представителей, а в мелких исках - к юрисдикции местных чиновников наравне с мелкими дворянами (шляхта ), боярами и другими свободными гражданами. Официальными представителями великого князя были старец (староста), известный как «еврейский судья» (judex Judæorum), и его заместитель. Еврейский судья разрешал все дела между христианами и евреями и все уголовные дела, в которых участвуют евреи; Однако в гражданских исках он действовал по заявлению стороны сторон. Любая из сторон, не повиновавшаяся вызову судьи, должна была выплатить ему штраф. Ему также принадлежали все штрафы, взимаемые с евреев за мелкие правонарушения. Его обязанности включали опеку над людьми, имуществом и свободой вероисповедания евреев. Он не вызывает права кого-либо в свой суд, кроме как по жалобе заинтересованной стороны. В религии евреям была предоставлена ​​обширная автономия.

Согласно этому справедливым законам евреи Беларуси и Литвы достигли уровня процветания, неизвестного их польским и немецким единоверцам в то время. Общины Бреста, Гродно, Минска, Трок и Луцка быстро росли в богатстве и влиянии. Во главе каждой общины еврейский старейшина. Эти старейшины представляют собой общины во всех внешних отношениях, в городе новых привилегий и в регулировании налогов. Однако до конца XVI века таких чиновников не называли «старейшинами». До этого времени в документах просто говорилось, например, что «евреи Бреста смиренно обращаются» и т. Д. При вступлении в должность старейшины заявили под присягой, что они будут добросовестно выполнять обязанности и откажутся от своей должности в истечение назначенного срока. Старейшина действовал совместно с раввином, включающим все еврейские дела, за исключением судебных дел, переданных суду наместника, а последний - царю. В религиозных делах, однако, апелляция на решение раввина и старейшины разрешалась только совету, состоящему из главных раввинов королевских городов. Кантор, пономарь и шохет подчинялись приказам раввина и старейшины.

Добрая воля и терпимость Витаута вызывали у него расположение к еврейскому подданному, и долгое время среди них существовали традиции, касающиеся его щедрости и благородства характера. Его двоюродный брат, король Польши Ягайло, не вмешивался в его управление при жизни Витаута.

Правление Ягеллонов

В 1569 году Польша и Великое княжество Литовское объединились. В целом это было время процветания и относительной безопасности для безопасных стран (за исключением восстания Хмельницкого в 17 веке). Однако некоторые события, такие как изгнание евреев из Великого княжества Литовского между 1495 и 1503 годами, произошли именно в пределах Великого княжества.

Изгнание евреев в 1495 году и возвращение в 1503 году

Казимира сменил королем Польши его сын Иоанн Альберт, а на литовском троне - его младший сын Александр Ягеллон. Последний подтвердил хар подарков, предоставленных евреям-предшественникам. Еврейские кредиторы его отца получили часть причитающих им сумм, остальная часть удерживалась под разными предлогами. Благоприятное отношение к евреям, которое характеризовало литовских правителей на протяжении поколений, было неожиданно и радикально изменено указом Александра, опубликованным в апреле 1495 года. По этому указу все евреи, проживающие в самой Литве и прилегающих территориях, были признаны в судебном порядке приказано покинуть страну.

Изгнание, очевидно, не сопровождалось обычными жестокостями; абсолютным считается простой умысла со стороны евреев. Согласно большому счету, в Литву в 1503 году. Из еврейских источников известно, что некоторые из них ссыльные мигрировали в Крым, причем гораздо большее их количество обосновалось в Польше, где с разрешением короля Иоанна Альберта они обосновались в городах, ограничились границей Великого княжества Литовского. Это разрешение, данное сначала сроком на два года, было продано «из-за крайней бедности евреев из-за больших потерь, понесенных ими». Расширение, которое распространялось на все города королевства, предоставляло возможность пользоваться всеми свободами, предоставленными их польским братьям (Краков, 29 июня 1498 г.). Изгнанные караимы поселились в польском городке Ратно.

. Причин неожиданного изгнания, вероятно, было много, в том числе по религиозным причинам: необходимость пополнить казну путем конфискации евреев, личная неприязнь и другие причины.

Вскоре после вступления Александра на престол Польши он разрешил еврейским ссыльным в Литву. С марта 1503 г., как показывают документы, возвращены их дома, земли, синагоги и кладбища, и им было дано разрешение на взыскание своих старых долгов. Новая хартия позволила им по-прежнему жить по всей Литве. Возвращение евреев и их попытка вернуть свои старые владения к множеству трудностей и судебных процессов. Александр счел требуется издать дополнительный указ (апрель 1503 г.), предписывающий своему вице-регенту соблюдать. Несмотря на то, что евреи годами не возвращали некоторую собственность.

Акт 1566 г.

Середина 16 века стала свидетелем растущего антагонизма между мелкой знатью и евреями. Их отношения обострились, и вражда христиан стала тревожить жизнь евреев-литваков. Антиеврейские, вызванные сначала экономическими причинами, порожденными настроениями, были поддержаны духовенством, затем участвовало в крестовом походе против «еретиков », особенно лютеран, кальвинисты и евреи. Реформация, распространившаяся из Германии, тенденцию ослаблять преданность Римско-католической церкви. Нередки случаи брака католичок с евреями, турками или татарами. Епископ Виленский (Вильнюс) жаловался Сигизмунду Августу (декабрь 1548 г.) на частоту таких браков и на воспитание потомства в вере их отцов. шляхта также увидела евреях опасностей в коммерческих и финансовых делах. В своих отношениях с земледельческими классами лорды евреев в качестве посредников, создавая такое чувство обиды со стороны шлях образомты. Освобождение евреев от военной службы, а также власть и богатство еврейских сборщиков налогов усилили службы возмущение шляхты. Представители знати, такие как (герб Стрземи ) и другие, пытались конкурировать с евреями в качестве арендаторов таможенных доходов, но безуспешно. Евреи жили в городах и на землях царя, знать не могла иметь над ними никакой власти или извлекать из них прибыль. У них не было даже права поселять евреев в своих поместьях без разрешения царя; но, с другой стороны, их часто раздражало возведение на их поместьях мытарств еврейских сборщиков налогов.

Следовательно, когда наступил благоприятный момент, литовское дворянство попыталось обеспечить себе большую власть над евреями. В 1551 году дворянство настаивало на введении особого налога в размере одного дуката с человека, а волынская потребовала запретить еврейским сборщикам налогов возводить мытарства или ставить охрану в трактирах в своих имениях.

Оппозиция евреям окончательно оформилась и нашла определенное выражение в репрессивном литовском статуте 1566 года, когда дворянам Беларуси и Литвы было разрешено участвовать в национальном законодательстве. Параграф двенадцатый этого закона содержит следующие:

«Евреи не должны носить дорогую одежду и золотые цепи, и их жены не должны носить золотые или серебряные украшения. Евреи не должны иметь серебряных оправ на своих саблях и кинжалах; должны отличаться характерной одеждой; они должны носить желтые фуражки, а их жены - косынки из желтого льна, чтобы все могли отличать евреев от христиан ».

Другие ограничения аналогичного характера в том же параграфе.. Однако король сдержал желание знати существенно изменить старые уставы евреев.

Последствия казачьего восстания в Беларуси

Ярость казацкого восстания 1648–1657 годов в Речи Посполитой разрушила организацию еврейских общин в Беларуси. Выжившие, вернувшиеся в свои старые дома во второй половине XVII века, практически остались без средств к существованию. Войны, которые постоянно бушевали на территории Литвы, разоряли всю страну и лишили евреев возможности зарабатывать больше, чем просто средства к существованию. Интенсивность их борьбы за существование не оставила им времени восстановить условия, существовавшие до 1648 года. Иоанн Казимир (1648–1668) стремился улучшить их положение, предоставляя различные уступки еврейским общинам Литвы.. Попытки вернуться к старому порядку в общинной организации не прошли бесследно, как это видно из современных документов. Так, в 1672 году еврейские старейшины из разных городов и деревень Великого княжества Литовского получили грамоту от короля Михала Корибута Вишневецкого (1669–1673), постановив, «что в связи с увеличением числа евреев, виновных в оскорбления шляхты и других христиан, которые приводят к вражде христиан к евреям, и из-за неспособности еврейских старейшин наказать таких преступников, которых защищают лорды, король разрешает кагалов вызывать преступников в еврейские суды для наказания и исключения из общины, когда это необходимо ». Попытки воскресить старую власть кагалов не увенчались успехом. Обнищавшие еврейские купцы, не имевшие собственного капитала, были вынуждены занимать деньги у знати, у церквей, конгрегаций, монастырей и различных религиозных орденов. Ссуды у последних обычно предоставлялись на неограниченный срок и обеспечивались закладными на недвижимое имущество кагала. Таким образом, кахалы оказались в безнадежном долгу перед духовенством и дворянством.

В 1792 году еврейское население Великого княжества Литовского оценивалось в 250 000 человек (по сравнению с 120 000 в 1569 году). Вся торговля и промышленность страны, быстро приходившие в упадок, находились в руках евреев. Знать жила большей частью в своих поместьях и фермах, часть которых находилась в ведении еврейских арендаторов. Городские владения были сосредоточены во владении монастырей, церквей и мелкой знати. Христианские купцы были бедны. Таково было положение дел в Беларуси во время второго раздела Польши (1793 г.), когда евреи стали подданными России.

Еврейская культура в Беларуси

Основание иешив в Беларуси произошло благодаря литовско-польским евреям, которые учились на западе, и немецким евреям, которые мигрировали. примерно того времени в Беларусь, Литву и Польшу. Об этих ранних ешивах известно очень мало. Ни о них, ни о выдающихся литовских раввинах в еврейских писаниях до 16 века не упоминается. Первым известным раввинским авторитетом и главой ешивы был Владимир, Волынь, который был уже старым человеком, когда Соломон Лурия отправился в Острог в четвертом десятилетии XVI века. Другой раввинский авторитет, раввин Острога и предшественник Лурии, умер в 1559 году. Случайные ссылки на ешиву Бреста можно найти в трудах современных раввинов Соломона Лурии (ум. 1585), Моисея. Иссерлес (ум. 1572) и ДэвидГанс (ум. 1589), которые говорят о его деятельности. О иешивах Острога и Владимира на Волыни известно, что они находились в процветающем состоянии в середине XVI века и что их главыерничали друг с другом в талмудической стипендии. Ганс также упоминает главу Кременец ешивы, о котором мало известно.

Воложинская ешива

Во времена Люблинской унии Соломон Лурия был раввином Острога и считался одним из величайших талмудических авторитетов в Польше и ВКЛ. В 1568 году король. Тиктин.

Широкий авторитет ведущих раввинов Польши и Литвы и их обширные познания в практической жизни очевидны из вариантов решений, цитируемых в респонса. Они всегда были поборниками справедливости и нравственности. В «Эйтан ха-Эзрахи» (Острог, 1796 г.) Авраама Рапопорта (известный также как Авраам Шренцель; ум. 1650) раввин цитируется следующим образом: «Я решительно протестую против обычаев наших общинных лидеров свободы покупка еврейских» преступников. Такая политика поощряет преступность среди нашего народа. Меня особенно беспокоит тот факт, что благодаря духовенству такие преступники могут избежать наказания, приняв христианство. Ошибочное благочестие побуждает лидеров подкупать чиновников в предотвращение таких обращений. То же самое мнение было выражено в 16 веке Махарамом Люблином (Responsa, § 138). Другой пример, приведенный Кацем из той же респонсы, также показывает, что еврейские преступники

Строительство синагоги в Слониме, происхождение династии Слонимских хасидов

Решения польско-литовских раввинов также часто отличаются широтой взглядов, как показывает пример решения Джоэля Сиркеса (Байис Хадаш, § 127) о том, что евреи могут использовать в своих религиозных службах мелодии, используемые в христианских церквях, «поскольку музыка не является ни еврейской, ни христианской и регулируемой универсальными законами.... "

Решения Лурии и Мордехая Яффе показывают, что раввины были знакомы с русским языком и его филологией. Яффе, например, в деле о разводе, когда речь идет о написании имени женщины как Лупка или Любка, решил, что это слово правильно написано с «б», а не с «р», поскольку происхождение имени было русским глаголом lubit = "любить ", а не lupit =" бить "(Левуш га-Буц ве-Аргаман, § 129). Мейр Кац (Гебурат Анашим, § 1) объясняет, что название Брест-Литовск пишется в бракоразводных делах «Брест», а не «Бодрый», потому что большинство литовских евреев используют русский язык. «Это не так с Бриск, в районе Куджава, название этого города всегда пишется« Бриск ». Кац (немецкий) в заключение своего ответа выражает надежду, что, когда Литва станет более просвещенной, люди будут говорить только на одном языке - немецком - и что также Брест-Литовск Будет написано «Шустрый».

Предметы из Респонса

респонса проливают интересный свет также на В своем «Масат Биньямин» (конец шестнадцатого и начало семнадцатого века) заявляет, что «христиане заимствуют одежду и украшения для евреев, когда они ходят в церковь».) говорит, что к раввину пришла христианка и выразила сожаление по поводу того, что не смогла спасти еврея Шлиому от утопления., что не смог спасти еврея.

Лурия пр иводит отчет (Responsa, § 20) о ссоре, произошедшей в литовской общине по поводу кантора, которого некоторые из членов хотели уволить. Синагога была закрыта, чтобы помешать ему выполнять свои функции, и поэтому религиозные службы были прекращены на несколько дней. После этого дело было передано местному лорду, который был рассмотрен учеными раввинами Литвы. упоминает (She'erit Yosef, § 70) еврейскую общину, установленную местной властью убивать скот и продавать мясо - занятие, которое давало средство к существованию части литовских евреев. В течение года, следующего за этим запретом, еврейская община несколько раз подверглась оценке по ставке три на одну голову скота, чтобы предоставить средства, которые побудили бы чиновников разрешить слушание дела. В конце концов евреи пришли к соглашению с городскими властями, согласно которым они должны были ежегодно платить сорок гульденов за право забоя скота. Согласно (Bet Hillel, Yoreh De'ah, § 157), Неффалим говорит, что евреи Вильно были вынуждены раскрыться, когда принесли присягу в суде, но позже приобрели у трибунала право присягать с покрытой головой, что стало стало практикой. стали ненужными по одному из их раввинов о том, что клятва может быть принесена с непокрытой головой.

Респонсы Мейра Люблина показывают (§ 40), что литовские общины часто помогали немецким и австрийским евреям. После изгнания евреев из Силезии, когда еврейские жители Зильца получили привилегию при условии, что они заплатят сумму в 2 000 гульденов, литовские общины внесли пятую часть этой суммы.

Белорусские евреи при Российской империи

Историческое еврейское население Беларуси
ГодНаселение±%
1926407,069
1939375,092-7,9%
1959150,090-60,0%
1970148,027-1,4%
1979135,539-8,4%
1989112,031-17,3%
200224,300−78.3%
200912,926-46,8%
Источник:.
Карта черты оседлости.

После аннексии белорусских земель русские цари включили территорию в так называемую черту оседлости, западную окраину царской России в котором разрешено постоянное проживание евреев. Хотя черта оседлости составляла лишь 20% территории Европейской России, она соответствовала историческим границам Речи Посполитой и включала большую часть современной Белоруссии, Республики Литвы, Польши, Молдовы, Украины и части западной России.

конца XIX века многие Белорусские евреи были частью общего бегства евреев из Восточной Европы в Новый Свет из-за конфликтов и погромов, охвативших Российскую Империю и -Семитизм русских царей. Миллионы евреев, в том числе десятки тысяч евреев из Беларуси, эмигрировали в Соединенных Штатах Америки и Южную Африку. Небольшое количество также эмигрировало в британский мандат в Палестине.

После Октябрьской революции

еврейские политические организации, включая Всеобщий еврейский лейбористский союз, участвовали в создании Белорусская Народная Республика в 1918 году.

В первые годы советской оккупации Беларуси евреи смогли занять руководящие должности в стране. Некоторое время в 1920-х годах идиш был официальным языком в Восточной Беларуси наряду с белорусским, польским и русским. Яков Гамарник, украинский еврей, был первым секретарем Коммунистической партии Белоруссии (т.е. де-факто главой государства) с декабря 1928 по октябрь 1929 года. обратились против евреев (см. сталинский антисемитизм ).

Вторая мировая война

Зверства против еврейского населения в захваченных немцами районах начались почти сразу с отправки айнзатцгрупп (оперативных групп) для облавы на евреев и стрелять в них. Местных антисемитов поощряли к проведению собственных погромов. К концу 1941 года более 5000 военнослужащих занимались облавом и убийством евреев. Постепенная индустриализация убийств привела к принятию окончательного решения и созданию лагерей смерти операции Рейнхард : машины Холокоста. Из советских евреев, убитых во время Холокоста, 246 000 евреев были белорусами: около 66% от общего числа белорусских евреев.

С конца ХХ века до наших дней

Еврейское население Беларуси (официальные данные переписи населения)) Серебряная монета Беларуси, 10 рублей, 2010 г., 925 пробы, диам. 33 мм, реверс, Воложинская ешива Серебряная монета Беларуси, 10 рублей, 2010 г., 925 пробы, диам. 33 мм, аверс, "Иудаизм "

В 1968 году несколько тысяч еврейских молодых людей были арестованы за сионистскую деятельность. Во второй половине ХХ века прошла большая волна иммиграции белорусских евреев в Израиль (см. Алия из Советского Союза в 1970-е годы ), а также в Соединенные Штаты. В 1979 году в Беларуси проживало 135 400 евреев; десять лет спустя - 112 000 евреев. Слева. Распад Советского Союза и независимость Беларуси привели к тому, что большая часть общины вместе с большинством еврейского населения бывшего Советского Союза уехала в Израиль (см. иммиграция из России в Израиль в 1990-е гг. ).

Перепись 1999 г. По оценкам, в стране осталось всего 27 798 евреев, число которых сократилось до 12 926 в 2009 году и незначительно выросло до 13 705 в 2019 году. Однако местные еврейские организации оценивают это число в 50 000 в 2006 году; и Еврейское агентство считает, что их целых 70 000. Около половины евреев страны проживают в Минске. N Были сформированы национальные еврейские организации, местные культурные группы, религиозные школы, благотворительные организации и организации для ветеранов войн и переживших Холокост.

После массовой иммиграции 1990-х годов в Израиль продолжалась иммиграция некоторых людей. В 2002 году 974 белоруса переехали в Израиль, а с 2003 по 2005 год их примеру последовали 4854.

См. Также

Литература

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте