История евреев в Эстонии

редактировать

Местоположение Эстонии (темно-зеленый) в Европе
Эстония Евреи. Eesti juudid. יהודים אסטונים
Общая численность населения
1738
Языки
эстонский, иврит, русский и Идиш
Религия
Иудаизм
Родственные этнические группы
Другие евреи-ашкенази. русские евреи, литовские евреи, латвийские евреи, польские евреи

История евреев в Эстонии начинается с отдельных сообщений о евреях на территории нынешней Эстонии с самого начала как 14 век.

Евреи поселились в регионе в 19 веке, особенно в соответствии с законом русского царя Александра II в 1865 году, который разрешал так называемым еврейским «николаевским солдатам» (часто бывшие кантонисты ) и их потомки, купцы Первой гильдии, ремесленники и евреи с высшим образованием, чтобы поселиться в Эстонии и других частях Российской империи за ее пределами черта оседлости. «Николаевские солдаты» и их потомки, а также ремесленники были в основном теми, кто основал первые еврейские общины в Эстонии. Конгрегация Таллинн, самая большая в Эстонии, была основана в 1830 году. Конгрегация Тарту была основана в 1866 году, когда здесь поселились первые пятьдесят семей. Были построены синагоги, самые большие из которых были построены в Таллинне в 1883 году и в Тарту в 1901 году. Обе они впоследствии были уничтожены пожаром во время Второй мировой войны.

Еврейское население распространилось на другие эстонцы. города, в которых были построены молитвенные дома (в Валга, Пярну и Вильянди ) и устроены кладбища. Были открыты школы для обучения Талмуда, а в Таллинне в 1880-х гг. Были организованы начальные школы. Большинство евреев в то время состояло из мелких торговцев и ремесленников; очень немногие знали науку, поэтому еврейская культурная жизнь отставала. Ситуация начала меняться в конце 19 века, когда несколько евреев поступили в Тартуский университет и позже внесли значительный вклад в развитие еврейской культуры и образования. В 1917 году в Тарту был основан Еврейский драматический клуб.

Содержание
  • 1 Еврейская автономия в независимой Эстонии
    • 1.1 1920-е годы
    • 1.2 1930-е годы
  • 2 Вторая мировая война
    • 2.1 Холокост
  • 3 Советский период
  • 4 Современная Эстония
  • 5 Историческая демография
  • 6 Текущая демография
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Еврейская автономия в независимой Эстонии

Около 200 евреев сражались в Война за независимость Эстонии (1918–1920) за создание Эстонской Республики. 70 из этих бойцов были добровольцами.

Создание Эстонской Республики в 1918 году ознаменовало начало новой эры в жизни евреев. С момента обретения Эстонией государственной независимости Эстония проявила терпимость по отношению ко всем этническим и религиозным меньшинствам. Это заложило основу для энергичного роста политической и культурной деятельности еврейского общества. Между 11 и 16 мая 1919 года был созван первый в Эстонии Конгресс еврейских общин, чтобы обсудить новые обстоятельства, в которых оказалась еврейская жизнь. Здесь зародились идеи культурной автономии и еврейской гимназии (средней школы) в Таллинне. Еврейские общества и ассоциации начали расти. Самым крупным из этих новых обществ было Таллиннское литературно-драматическое общество Х. Н. Бьялика, основанное в 1918 году. Общества и клубы были созданы в Вильянди, Нарве и других местах.

1920-е годы

В 1920 году было основано спортивное общество Maccabi, которое стало широко известным своими усилиями по поощрению спорта среди евреев. Евреи также принимали активное участие в спортивных мероприятиях в Эстонии и за рубежом. Сара Тейтельбаум была 17-кратной чемпионкой Эстонии по легкой атлетике и установила не менее 28 рекордов. В 1930-х годах в Тартуском университете обучалось около 100 евреев: 44 из них изучали юриспруденцию и 18 - медицину. В 1934 году в Школе философии была открыта кафедра изучения иудаики. В составе Тартуского академического общества было пять еврейских студенческих обществ: Женское студенческое общество Хазфиро, Корпорация Лимувия, Общество Хасмонеа и Фонд еврейских студентов. Все они имели собственные библиотеки и играли важную роль в еврейской культуре и общественной жизни.

Были также созданы политические организации, такие как сионистские молодежные организации Hashomer Hazair и Beitar. Многие еврейские молодые люди отправились в Палестину, чтобы основать еврейское государство. кибуцы из Кфар Блюм и Эйн-Гев были основаны частично эстонскими евреями.

12 февраля 1925 года правительство Эстонии приняло закон о культурной автономии меньшинств. Еврейская община быстро подготовила заявку на культурную автономию. Составлена ​​статистика по еврейским гражданам. Их было 3045 человек, что соответствует минимальному требованию в 3000 человек для культурной автономии. В июне 1926 г. был избран Еврейский культурный совет и объявлена ​​еврейская культурная автономия. Административным органом этой автономии было Управление еврейской культуры, возглавляемое Хиршем Айзенштадтом, пока оно не было распущено после советской оккупации Эстонии в 1940 году. Когда немецкие войска оккупировали Эстонию в 1941 году, Айзенштадт эвакуировался в Россию. Он вернулся в Эстонию, когда немцы уехали, но был арестован советскими властями в 1949 году.

Культурная автономия меньшинств - исключительное явление в истории европейской культуры. Поэтому еврейская культурная автономия вызвала большой интерес для мировой еврейской общины. Еврейский национальный фонд Керен Каямет вручил правительству Эстонии благодарственную грамоту за это достижение.

Эта культурная автономия позволила сообществу полностью контролировать образование. С 1926 года иврит начал вытеснять русский язык в еврейской государственной школе в Таллинне, а в 1928 году была основана конкурирующая языковая школа идиш.

С первых же дней Эстония проявляла терпимость по отношению ко всем народам, населяющим ее территорию. В 1925 году в Эстонии был принят Акт о культурной автономии этнических меньшинств, давший группам меньшинств, насчитывающим не менее 3000 человек, право на самоопределение в вопросах культуры. Финансовую поддержку оказало государство. Таким образом, в 1926 году была провозглашена еврейская культурная автономия. За ее толерантную политику по отношению к евреям в Золотой книге Иерусалима в 1927 году была посвящена страница Эстонской Республики.

1930-е годы

Таллиннская синагога, построенная в 1885 году, разрушенная бомбардировкой Таллинна в 1944 году.

В 1934 году в Эстонии проживал 4381 еврей (0,4% населения). В Таллинне проживало 2203 еврея. Другие города проживания: Тарту (920), Валга (262), Пярну (248), Нарва (188) и Вильянди (121). 1688 евреев внесли свой вклад в национальную экономику: 31% в торговле, 24% в сфере услуг, 14,5% в качестве ремесленников и 14% в качестве рабочих. Были также крупные предприятия: кожевенная фабрика «Узванский и сыновья» в Тарту, кондитерская фабрика Гиновкериса в Таллинне, меховщики «Ратнер и Хофф», а также компании по благоустройству лесов, такие как «Сайнс» и «Юдейникс». Возникло общество торговцев и промышленников. В Таллинне и Тарту были еврейские кооперативные банки. Лишь 9,5% еврейского населения работали фрилансером. Большинство из них были врачами, всего более 80 (было также общество еврейских врачей). Кроме того, было 16 фармацевтов и 4 ветеринара. 11% еврейского населения получили высшее образование, 37% - среднее образование и 33% - начальное образование. 18% получали образование только дома.

Еврейская община создала свою собственную систему социального обеспечения. Еврейское общество доброй воли Таллиннской конгрегации поставило перед собой задачу контролировать и претворять в жизнь амбиции этой системы. Раввином Таллинна в то время был доктор Гомер. В 1941 году во время немецкой оккупации его безжалостно преследовали и в конце концов убили. В Тарту действовал Еврейский союз помощи, а в Нарве, Валге и Пярну были созданы благотворительные организации.

В 1933 году влияние национал-социализма на балтийских немцев стало вызывать озабоченность. Нацизм был объявлен вне закона как движение, противоречащее общественному порядку, Немецкий совет по культуре был распущен, а национал-социалист Виктор фон Мюлен, избранный член партии балтийских немцев, был вынужден уйти из Рийгикогу. Все материалы, высмеивающие евреев, в том числе национал-социалистический журнал "Valvur" (Гвардия), были запрещены приказом государственного старейшины Константина Пятса как материалы, разжигающие ненависть.

В том же году в Тартуском университете был открыт факультет иудаизма. Лазар Гулкович, бывший профессор Лейпцигского университета, был назначен первым профессором университета и заведующим кафедрой иудаики и начал преподавать в 1934 году.

В 1936 году британцы- основанная еврейская газета The Jewish Chronicle после визита в Таллинн одного из своих журналистов сообщила:

«Эстония - единственная страна в Восточной Европе, где ни правительство, ни народ не практикуют любая дискриминация в отношении евреев и где евреев оставляют в покое... культурная автономия, предоставленная эстонским евреям десять лет назад, по-прежнему остается в силе, и евреям разрешено вести свободную и беспрепятственную жизнь и вести ее в соответствии со своими национальными и культурными особенностями принципов ».

В феврале 1937 года, когда антисемитизм рос повсюду в Европе, вице-президент еврейской общины Генрих Гуткин был назначен президентским указом в верхнюю палату парламента Эстонии, Riiginõukogu.

На протяжении 30-х годов сионистские молодежные движения HeHalutz предлагает обучение пионеров на эстонских фермах, а ведущий институт культуры Бялик Фарейн ставил пьесы, а его хор гастролировал и выступал по радио.

Вторая мировая война
В Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Советский приказ о закрытии еврейских организаций

Жизнь небольшой еврейской общины в Эстонии была нарушена в 1940 году из-за советской оккупации Эстонии. Культурная автономия вместе со всеми ее учреждениями была ликвидирована в июле 1940 года. В июле и августе того же года были закрыты все организации, ассоциации, общества и корпорации. Еврейские предприятия были национализированы. Относительно большое количество евреев (350–450, около 10% от общей численности еврейского населения) было депортировано в лагеря для военнопленных в России 14 июня 1941 года советскими властями, где большинство

Немецкая карта Холокоста

, показывающая количество казней евреев, проведенных айнзатцгруппой A. * Эстония 963 казни и объявлено "Judenfrei " * Латвия 35 238 казней * Литва 136 421 казнь * Беларусь 41 828 казни * Россия 3600 казней * внизу: «приблизительное число евреев, которые все еще находятся в наличии, составляет 128000».

Более 75% еврейской общины Эстонии, осознавая судьбу, которая их ожидала в противном случае, удалось бежать в Советский Союз; практически все остальные (от 950 до 1000 мужчин, женщин и детей) были убиты к концу 1941 года. Среди них был единственный раввин Эстонии; профессор иудаики Тартуского университета ; Евреи, вышедшие из еврейской общины; умственно отсталые; и ряд ветеранов войны за независимость Эстонии. Известно, что менее десятка эстонских евреев пережили войну в Эстонии.

Облавы и убийства евреев начались сразу же после прибытия первых немецких войск в 1941 году, за которыми внимательно следила команда истребителей Зондеркоманда 1a под руководством Мартина Сандбергера, часть айнзатцгруппы A под руководством Вальтера Шталекера. Аресты и казни продолжались по мере продвижения немцев с помощью местных коллаборационистов через Эстонию. В отличие от немецких войск, эстонцы, похоже, поддерживали антиеврейские действия на политическом уровне, но не на расовой основе. Стандартным предлогом «зачистки» был арест «за коммунистическую деятельность». Это приравнивание евреев к коммунизму вызвало положительную реакцию Эстонии, и эстонская полиция предприняла попытки определить, действительно ли арестованный поддерживает коммунизм. Эстонцы часто утверждали, что их еврейские коллеги и друзья не были коммунистами, и предъявляли доказательства проэстонского поведения в надежде добиться их освобождения. Антон Вайс-Вендт в своей диссертации «Убийство без ненависти: эстонцы», Холокост и проблема сотрудничества »на основании сообщений информаторов оккупационным властям пришел к выводу, что эстонцы в целом не верят в нацистскую антисемитскую пропаганду и в большинстве своем придерживаются положительного мнения о евреях. Эстония была провозглашена Judenfrei довольно рано, на Ванзейской конференции 20 января 1942 года, так как еврейское население Эстонии было небольшим (около 4500), и большей части его удалось бежать в Советский Союз до прихода немцев. Практически все остальные (921 по Мартину Сандбергеру, 929 по Евгении Горин-Лов и 963 по Вальтеру Шталекеру) были убиты. Нацистский режим также учредил в Эстонии 22 концентрационных и трудовых лагеря для иностранных евреев, крупнейшим из которых был концлагерь Вайвара. Несколько тысяч иностранных евреев были убиты в лагере Калеви-Лийва. Приблизительно 10 000 евреев были убиты в Эстонии после того, как были депортированы туда из Восточной Европы.

Двое эстонцев были удостоены звания Праведник народов мира : Уку Мазинг и его жена Эха.

Советский период

Четыре эстонца, несущие наибольшую ответственность за убийства в Калеви-Лийва, были обвинены на судебных процессах по военным преступлениям в 1961 году. Двое позже были казнены; остальные избежали приговора, отправившись в ссылку.

Около 1500 евреев из Таллинна вернулись после войны, и к 1959 году в городе было 3714 евреев. После Шестидневной войны 400 евреев из Таллинна иммигрировали в Государство Израиль. С 1944 по 1988 год в еврейской общине Эстонии не было организаций, ассоциаций или клубов.

Современная Эстония
Таллиннская синагога

В марте 1988 года, когда начался процесс восстановления независимости Эстонии, в Таллинне было создано Еврейское культурное общество. Он был первым в своем роде в позднем Советском Союзе. В отличие от других частей Советского Союза, проблем с регистрацией общества или его символов не было. Общество начало с организации концертов и лекций. Вскоре встал вопрос об основании еврейской школы. Первоначально в 1989 году была открыта воскресная школа. Таллиннская еврейская гимназия на улице Кару использовалась профессиональным училищем. В 1990 году была открыта еврейская школа с 1 по 9 классы.

Клубы еврейской культуры, оставшиеся под крылом Общества культуры, были созданы в Тарту, Нарве и Кохтла-Ярве. Затем последовали и другие организации: спортивное общество «Маккаби», Общество Фонда доброй воли Гурини и Союз еврейских ветеранов. В еврейские общины вернулась жизнь. Были восстановлены курсы иврита. Относительно большая библиотека была открыта при помощи Израиля и еврейских общин других стран.

Спектр культурных мероприятий продолжал расти. Еврейское культурное общество является одним из основателей Eestimaa Rahvuste Ühendus (Союза народов Эстонии), основанного в конце 1988 года. Восстановление независимости Эстонии в 1991 году привело к многочисленным политическим, экономическим и социальным изменениям. Евреи, живущие в Эстонии, теперь могли защищать свои права как национальное меньшинство. Еврейская община была официально признана после утверждения ее устава 11 апреля 1992 года. Эстония вернула свое традиционное отношение к своим евреям дружбой и согласием. В поддержку этого в октябре 1993 года в Эстонии был принят новый Закон о культурной автономии, основанный на первоначальном законе 1925 года. Этот закон предоставляет общинам меньшинств, включая евреев, правовую гарантию сохранения их национальной самобытности.

16 мая 2007 года в Таллинне открылась новая синагога. Здесь находится святилище, миква и ресторан.

Историческая демография

В Эстонии всегда было относительно небольшое еврейское население. В отличие от многих других европейских стран, еврейское население Эстонии достигло своего пика только после Второй мировой войны, составив почти пять с половиной тысяч человек в 1959 году. Затем оно начало неуклонно сокращаться, причем особенно резкое сокращение произошло в 1990-х годах после падения . коммунизма столько же эстонских евреев эмигрировали в другие страны, особенно в Израиль и США.

Историческое еврейское население Эстонии
ГодНаселение±%
18813,290
18973,837+ 16,6%
19224,566+ 19,0%
19344,434-2,9%
19595,439+ 22,7%
19705,290-2,7%
19794,993-5,6%
19894,653-6,8%
20042,003-57,0%
20121,738−13,2%
Источник: *
Текущая демография
  • Общая численность населения (2007 г.): 1900
  • живорожденных (2006 г.)): 12
  • Всего смертей (2006): 51
  • Коэффициент рождаемости: 6,32 на 1000
  • Коэффициент смертности: 26,84 на 1000
  • NGR: -2,05 % в год.
См. также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте