История евреев в Сирии

редактировать
Еврейская семья в Дамаске, 1910 г.

Сирийские евреи имели преимущественно два происхождения: те, кто населял Сирия с древних времен и сефарды, бежавшие в Сирию изгнания евреев из Испании в 1492 году нашей эры. На век существования в Алеппо, Дамаске и Камишли существовали большие еврейские общины. В начале 20 века значительная часть сирийских евреев эмигрировала в Израиль, США и Латинскую Америку. Самая большая сирийско-еврейская община сейчас находится в Израиле, ее численность оценивается в 80 000 человек.

После гражданской войны в Сирии и подъема ИГИЛ большинство оставшихся евреев Сирии бежали в Израиль. По состоянию на ноябрь 2019 года в Сирии не было известных евреев.

Содержание

  • 1 Период Второго Храма
  • 2 После Второго Храма
  • 3 После исламского завоевания
    • 3,1 Дамаск
    • 3,2 Алеппо
    • 3.3 Прибытие испанских евреев в Сирию
    • 3.4 В период Османской империи
    • 3.5 Французский мандат и эпоха независимости
    • 3.6 После 1948 года
    • 3.7 21 век
  • 4 Список главных виновников Сирии
    • 4.1 Дамаск
    • 4.2 Алеппо
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Сноски
    • 6.2 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

Период Второго Храма

Традиция общины приписывает свое основание временам царя Давида в ок. 1000 г. до н.э., чей генерал Иоав оккупировал территорию Сирии, описанный в Библии как Арам Зоба : это имя принято более поздней традицией как относящееся к Алеппо. (Современные исследования местоположения Арама Зоба в Ливане и на крайнем юге Сирии: отождествление с Алеппо не встречается в раввинской литературе до 11 века.) Возникло ли еврейское поселение во времена царя Давида, оба Алеппо и в Дамаске, безусловно, были еврейские общины в начале христианской эры.

После Второго Храма

В римские времена около 10 000 евреев жили в Дамаске, управляемом этнархом. Павлу из Тарса удалось после первого отказа обратить многих евреев Дамаска в христианство в 49 г. н. Э. Это раздражало еврейского этнарха, что он попытался арестовать Павла; друзья последним только спасли ему жизнь, опустив его в корзину из окна, встроенного в городскую стену. Многие евреи были убиты языческими жителями после начала Первой иудейско-римской войны. Позже Дамаск, как показывают монеты, получил титул метрополии, а при Александре Севере, , когда город был христианской колонией, он стал резиденцией епископа, имевшего ранг рядом с Патриархом Антиохийским. В веке, во времена правления Византийской империи, в талмудическом время, евреи жили в Дамаске, потому что раввин Рафрам бара ходил молиться в синагогу из Джобара.

Ранняя еврейская община, вероятно, существовала в Алеппо в 5 веке, когда там была построена синагога. В V веке Иероним также сообщает о присутствии в Верии (Алеппо) конгрегации назареев (еврейских христиан ), использующих еврейское евангелию, подобное евангелию Матфей.

Во время конфликтов между византийцами и персами Дамаск часто сильно пострадал. Когда Сирия была завоевана персами в 614 году, евреи Дамаска, пользуясь присутствием захватчиков, присоединились к своим единоверцам из Палестины, чтобы отомстить христианам, особенно христианам Тира. В 635 году Дамаск попал в руки мусульман. Жители добровольно сдались и сумели спасти пятнадцать христианских церквей.

После исламского завоевания

Дамаск

Правление Омейядов принесло новый период великолепия городу, теперь столицей этого халифата. Этот период закончился возвышением Аббасидов, и в последующие века продолжал от непрерывных войн. Еврейская община продолжалась и, несомненно, существовала в 970 году; «Потому что, - говорит историк, - Иосиф бен Абитур из Кордовы, потеряв всякую надежду на раввином этого города, в том же году отправился в Палестину и поселился в Дамаске». К счастью для евреев, он выдержал осаду Второго крестового похода в 1147 году. Некоторое время спустя большое количество палестинских евреев искали убежище в Дамаске от огромных налогов, наложенных на них Крестоносцы, таким образом увеличивая общину в Дамаске. О евреях в Дамаске в последующие столетия известно мало. Немного информации дают побывавшие в городе путешественники. В 1128 году Авраам ибн Эзра посетил Дамаск (хотя сравните примечание Харкави.) По словам Эдельмана, Иуда га-Леви написал свою знаменитуюму о Сионе в этом городе; но Харкави показал, что «аш-Шам» здесь означает Палестину, а не Дамаск. В 1267 году Нахманид посетил Дамаск и сумел еврейскую колонию в Иерусалим.

Вениамин Туделы посетил Дамаск в 1170 году, когда он находился в руках сельджуков. князь Нур ад-Дин Занги. Он нашел там 3000 евреев-раввинитов и 200 караимов. Еврейские исследования процветали там гораздо больше, чем в Палестине; Согласно Бахеру, возможно, что в XII столетии Палестинской академии была перенесена в Дамаск. Главными раввинами города были раввин Эзра и его брат Сар Шалом, председатель трибунала; Юсеф Хамси, Р. Мацлиаш, Р. Мейр, Юсеф ибн Пиат, Р. Хеман, Парнас, и Р. Цадок, врач.

Примерно в то же время Петафия из Регенсбурга был там. Он нашел «около 10 000 евреев, у которых есть князь. Главой их академии является рабби Эзра, исполненный знания Закона; его рукоположил рабби Самуил, глава Вавилонской академии ». Это был раввин Дамаска Иуда бен Иосия, который к концу XII века был «нагидом» в Египте. Позже другой нагид, Давид бен Джошуа, также прибыл из Дамаска.

В 1210 году французский еврей Самуил бен Симсон посетил город. Он говорит о красивой синагоге, расположенной за пределами города (Джобар), и, как говорят, она была построена Елисеем.

при Саладине город приобрел большое значение; но после его смерти волнения начались заново, пока в 1516 году город не попал в руки турок, с тех пор он снизился до статуса провинциального города.

Кажется вероятным, что Иегуда Альхаризи также посетил Дамаск в течение первого десятилетия XIII века. По крайней мере, он упоминает город в знаменитой 46-й «Макамах».

К концу 13 века в Дамаске возник Иессей бен Езекия, человек, полная энергия. Он был признан египетским султаном Калавуном князем и эксилархом, и в 1289 г. и в июне 1290 г. вместе со своими 12 соратниками он поставил антимаймонистов под запрет.

Письма раввинов Дамаска и Акко были собраны в "Мин'хат Кена'от" (сборник, сделанный Аббой Мари, внуком Дона Аструк из Люнеля ). Информация о 14 веке отсутствует. Эстори Фарохи (1313) довольствуется одним лишь упоминанием дамасских евреев, направляющих в Иерусалим. Рукопись Давида Кимхи на книгу Иезекииля была написана Натаном из Нарбонны и сопоставлена ​​с оригиналом Р. О Хийя в Дамаске, 18 абб. 1375 г. Еврейская община Дамаска продолжала существовать при султанах (Бурджиты и мамелюки ) Египта, завоевавшие Сирию; поскольку еврейские беженцы из Испании обосновались среди своих единоверцев в этом городе в 1492 году, построив синагогу, которые они назвали «Хатаиб». Анонимный автор «Йиуус ха-Абот» также говорит о красотах Дамаска; и синагоги в Джобаре, «половина которой была построена Елисеем, половина Елеазаром бен Арахом ".

Илия Феррарский в 1438 г. Иерусалим определенную юрисдикцию в раввинских верхах и над Дамаском. Он говорит о великой чуме, опустошившей Египет, Сирию и Иерусалим; но он не говорит, как сильно пострадали евреи Дамаска. Мена Шем Хейим из Вольтерры посетил Дамаск в 1481 году. и обнаружил 450 еврейских семей, «все богатые, знатные и купцы». Главой общины был некий Р. Джозеф, врач.

Обадия из Бертиноро в 1488 году говорит в одном из своих писем о богатстве евреев в Дамаске, прекрасные дома и сады. Несколько лет спустя, в 1495 году, анонимный путешественник говорит в таких же хвалебных выражениях. Он жил с неким Моисеем Макраном, и он рассказывает, что евреи в Дамаске имели дело с или занимались ремеслом. Они ссужали деньги венецианцам под 24%.

Алеппо

Ма Имонид в своем письме к раввинам Люнеля говорит об Алеппо как об единственной общине в Сирии, где сохранились некоторые знания Торы, хотя усилия, приложенные для этого, были, по его мнению, менее чем впечатляющими.

Бенджамин Тудела. посетил Алеппо в 1173 году, где он обнаружил еврейскую общину из 1500 (или, по другому мнению, 5000) душ с тремя заслуживающими внимания раввинами, заботящимися об их духовных нуждающихся: Моисеем Альконстантини, Израиле и Сетом. Петафия из Регенсбурга был там между 1170 и 1180 годами, а Аль-Харизи пятьдесят лет спустя. Первый называет цитадель дворцом короля Нур-эд-дина и говорит, что в Алеппо проживало 1500 евреев, главными из которых были раввины Моисей Альконстантини, Израиль и Сет. Иегуда Альхаризи, автор Ta ִ hkemoni, может многое сказать в хвалу евреям Алеппо. В 1195 году ведущим евреем был Иосиф бен Иуда, который мигрировал из Магриба через Египет, где он был другом Маймонида, который написал для него Путеводитель для растерянных. Другими образованными людьми были Азария и его брат Самуил Ниссим, царский врач Елеазир, Иешуа, Иахин Ханания и Иосиф бен-Хисдай. Хотя он уважал их гораздо больше, чем их дамасских коллег, Альхаризи мало думал о поэтах Алеппо, о которых он упоминает Моисея Даниэля и некоего Иосифа; лучший был Иосиф бен Цема, который обладал хорошими качествами, но писал плохие стихи. Их набожность, должно быть, была чрезмерной, так как Елеазер подвергается презрению за то, что он путешествовал в субботу, хотя и по приказу султана. Альхаризи умер в Алеппо и был похоронен там.

В 1260 году монголы завоевали Алеппо и вырезали многих жителей, но многие евреи укрылись в синагоге и были спасены. В 1401 г. еврейский квартал вместе с остальной частью города был разграблен Тамерланом ; и один еврейский святой умер там после семи месяцев поста.

Прибытие испанских евреев в Сирию

После изгнания евреев из Испании в 1492 году евреи-сефарды поселились во многих исламских странах, граничащих со Средиземноморьем, включая Сирию., который затем входил в состав мамлюкского султаната Египта. В своих новых домах занимали должности раввинских и общинных лидеров. Сохранялось социальное различие между вновь прибывшими сефардами и местными общинами, потребовалось несколько десятилетий, их. У евреев Алеппо испанского происхождения есть особый обычай, не встречающийся в других местах, зажигать дополнительное свечу на Хануке : говорят, что этот обычай был установлен в знак признательности за их принятие местным сообществом. И в Алеппо, и в Дамаске две общины поддерживали главный раввинат. Главные раввины обычно, но не всегда, были из семейного испанского: в Алеппо было происхождение пятеро происхождения семьи Ланиадо.

Сефардское присутствие было больше в Алеппо, чем в Дамаске, который поддерживал более тесные связи со Святой Землей.. В частности, сообщество Дамаска находилось под сильным языком Сафеда каббалистической школы Исаака Лурии и внесло свой вклад в несколько известных личностей, в том числе ִ Хаим Витал и Исраэль Наджара. Этим объясняются двух исполняемые функции в обычных городах.

Капитан Доминго де Тораль, посетивший Алеппо в 1634 году, регистрирует более 800 домов евреев, говорящих на кастильском языке. Анонимный еврейский путешественник, прибывший через несколько лет после испанской иммиграции, обнаружил в Дамаске 500 еврейских семей; также караимская община, члены которой называли себя "Муаллим-Цадаака"; и более важная раббанитская община, состоящая из трех групп и обладающая тремя красивыми синагогами. Один из них принадлежал сефардам; другой - морискам (мавританским евреям) или местным жителям; и третий - сицилийцам. В каждой синагоге был проповедник, который каждый день после молитвы читал благочестивым сочинения Маймонида. Проповедником сефардов был Исхак Мас'уд, проповедником туземцев Шем-Тоб аль-Фурани и проповедником сицилийцев Исаак Хабер. Существовали также две небольшие школы для юных изучающих Талмуд, в которых училось соответственно тридцать и сорок учеников.

Шестьдесят еврейских семей жили в деревне Джобар, в 1,6 км (0,99 миль) от Дамаска, у которой была очень красивая синагога. «Я никогда не видел ничего подобного», - говорит автор; "Он поддерживает тринадцатью колоннами. Он поддерживает гласит, что он датируется временами пророка Елисея и что он здесь помазал царя Азаила. Р. Элеазар бен Арах (таннаит I века) отремонтировал это синагога". Чтобы, наконец, указать, что город уже тогда находился под властью Османской империи, рассказчик, что жители Дама только что приняли губернатора («наиб») из Константинополя.

Под Османской империей

В 1515 году Селим I победил мамлюков, и Сирия стала частью Османской империи.

"Хроники" Джозеф Самбари (закончен в 1672 г.) содержит имена известных раввинов, которые жили в Дамаске в 16 веке. Он говорит, что еврейская община жила в основном в Джобаре, и ему известны синагога Елисея (Центральная синагога Алеппо ) и пещера Илии Тишвитянина. Во главе общины стоял некий Абу Хатсейра (названный так из-за особого головного убора, который он носил), за которым следовал Абд Аллах ибн На'сир. Из раввинов собственно Дамаска он регистрирует Иосифа Хаята; Самуэль Арипол, автор «Мизмор ле-Тода»; Самуил ибн Имран; Джозеф аль-Саи'х; Моисей Наджара, автор книги «Leka ִ h Tob»; ִ Хаим Альшаич; Джозеф Ма'талон; Авраам Галанте. В этом доме обучения также был образец-кодекс Библии под названием «Аль-Тадж» (Корона). В 1547 году Пьер Белон посетил Дамаск в поезде французского посла М. де Фумеля. Он говорит о большом количестве евреев там; но вносит странную путаницу в размещение в этом городе событий, связанных со знаменитым Ахмадом Шайтаном из Египта.

Среди духовных лидеров Дамаска в 16 веке можно обвести: Иаков Бераб, который в промежутке между пребыванием в Египте и Цфатом прожил там несколько лет (ок. 1534 г.); ִ Хаим Витал калабриец (1526–1603), много лет главный раввин Дамаска и автор различных каббалистических сочинений, в том числе «Etz ִ Hayim»; Самуил бен Давид караим (не «Джемсель», как Элиаким Кармолий ), посетивший Дамаск в 1641 году, упоминает то обстоятельство, что караимы там не читают Хафтара Раздел Пятикнижия. Моисей Наджара; его сын, поэт Исраэль Наджара ; Моисей Галанте (умер в 1608 г.), сын Мардохея Галанта ; и Самуэль Ланиадо бен Авраам из Алеппо также были среди выдающихся людей 16 века.

Самыми знаменитыми раввинами 17-го века были Иосия Пинто, ученик Якоба Абулафии и автор «Кесеф-Нибхар», и его зять Самуэль Виталь., который переписал и распространил большое количество каббалистических рукописей своего отца. В то же время в Алеппо ִ Хайим Коэн бен Авраам написал «Мекор ִ Хайим», изданный в Константинополе в 1649 г. и в Амстердаме Менассе бен Исраэль в 1650 г. Другими достойными Алеппо являются Самуэль Двек и Исаак Лопес в 1690 г. Иегуда Кассин, Исаак Берача и Исаак Атие в 18 веке.

Главный раввин Якоб Саул Двек, Ав Бейт Дин из Алеппо, Сирия, 1908.

С 17 по 19 века несколько евреев испанского и итальянского происхождения поселились в Сирии по торговым причинам. По возможности они сохраняли свое европейское гражданство, чтобы подпадать под юрисдикцию суда в соответствии с османской капитуляцией, а не считаться зимми в соответствии с исламским правом. Эти европейские евреи были известны как сеньоры франкос и сохраняли чувство социального превосходства над местными евреями, как Мустаараби, так и сефардами. Они не создавали отдельные службы в частных домах. Были также евреи багдадского происхождения, заявившие о британском гражданстве через семейные связи в Индии.

Некоторую информацию можно получить от путешественников, посетивших Дамаск в 19 веке. Альфред фон Кремер в «Mittel-Syrien und Damaskus» (1853 г.) утверждает, что в муниципальном управлении города были места для двух христиан и одного еврея; число евреев было 4000, только 1000 из которых, однако, платили подушный налог; последний караим умер здесь около пятидесяти лет назад, караимская синагога была продана грекам, которые превратили ее в церковь. Путешественник Вениамин II приводит такое же количество жителей. Он присутствует синагогу в Джобаре (к северо-востоку от города) так:

«Структура этого старинного здания напоминает мечеть Моавиа; интерьер 13 мраморные колонны, шесть справа и семь слева, и всюду инкрустированы мрамором. Есть только один портал, через который можно войти. Под святой святыней... находится грот... спуск к которому осуществляется по пролет примерно в 20 ступенек. По словам иудеев, Пророк Елисей нашел в этом гроте убежище... У входа в синагогу, к середине стены справа, есть камень неправильной формы, на котором видны следы нескольких ступенек. Предание утверждает, что на этой ступеньке восседал царь Азаил, когда пророк Елисей помазал его царем ».

Вени II также говорит о ценных бумагах частей Библии, которые можно найти в Дамаске; хотя даты, которые он приводит (581 и 989), ненадежны. Нойбауэр воспроизет копию Библии, принадлежащую Елисею бен Аврааму бен Бенвенисти, которая называлась «Крескас» и которая была завершена в 1382 году.

В течение 19 века в Дамаске было восемь главных раввинов, а именно: (1) Иосиф Давид Абулафия (1809–1616 гг.). (2) Якоб Антеби (1816–1833). (3) Джейкоб Перес (1833–48). (4) Аарон Багдади (1848–66). (В течение двух лет главной должности раввина оставалась вакантной из-за внутренних ссор.) (5) ִ Хаим Кимшхи из Константинополя (1868–72). (6) Меркадо Кил'хи из Ниша (1872–76). (7) Исаак бен Моисей Абулафия (1876–88). (8) Соломон Элиэзер Альфандари, называемый «Меркадо Альфандари» в Константинополе, который обычно был назначен императорским указом в 1888 году (все еще находился в должности в 1901 году). Более поздним больным раввином был Ниссим Индибо, который умер в конце 1972 года. Другими раввинами Дамаска являются Мордехай Маслатон, Шауль Менагед и Заки Асса.

В течение XIX века евреи Дамаска несколько становились жертвами клеветы, самой серьезной из которых была клевета 1840 и 1860 годов во время правления султана Абдулмеджита I. Дело 1840 года, широко известное как Дамаск, было обвинением в ритуальном убийстве, предъявленным евреям в связи со смертью отца Томаса. Клевета привела к аресту и пыткам высокопоставленных еврейской общины, а также к похищению 63 детей в возрасте от трех до десяти лет с целью признания у родителей. Второе обвинение, предъявленное евреям в 1860 году, заключено в участии в резне христиан друзами и мусульманами. Пятьсот мусульман, причастных к этому делу, были повешены великим визирем Фуад-пашой. Евреев ожидала та же участь, несмотря на свою невиновность, и вся еврейская община была оштрафована на 4 миллиона пиастров. Осужденные евреи были спасены только официальным вмешательством самого Фуад-паши; консула Пруссии д-ра Иоганна Г. Ветцштейна ; сэра Моисея Монтефиоре из Лондона, и из банков Авраама Саломона Камондо из Константинополя и Шемайя Ангела из Дамаска. С того времени и до конца XIX века евреям было предъявлено еще несколько обвинений в крови; они, однако, никогда не вызывали большого волнения.

Среди выдающихся раввинов Алеппо Элиаху Шама, Авраам Антеби и Мордехай Лабатон в 19 веке, Джейкоб Саул Двек, умерший в 1919 году, за ними следуют Эзра Хамви и Моисей Мизрахи, которые готовили к сожжению со Свитками Торы, но он которого был снят арабской мафией из синагоги Джамили во время погрома 1947 года. За ним последовали Моисей Тавил, Шломо Зафрани и Йомтоб Йедид.

Еврейская свадьба в Алеппо, Сирия, 1914 год.

В 19 веке коммерческое значение Алеппо и Дамаска заметно снизилось. Примерно с 1850 года, и все чаще до Первой мировой войны, многие семьи покидали Сирию в Египет, а затем перебрались оттуда в Манчестер в Англии, часто после торговли хлопком. Позже еще значительное количество евреев покинуло Латинскую Америку, в частности, Мексику и Аргентину.

евреев, которые продолжали эмигрировать из Сирии в начале 20 века. Примерно с 1908 года многие сирийские евреи мигрировали в Нью-Йорк, где Бруклинская община является сейчас сирийской еврейской общиной в мире. Об этих общинах в настоящее время см. Сирийские евреи.

Французский мандат и эпоха независимости

Когда антиеврейские настроения достигли апогея в конце 1930-х - начале 1940-х годов, многие евреи решили эмигрировать. Между 1942 и 1947 годами около 4500 евреев прибыли в Палестину из Сирии и Ливана. С 1945 по 1948 год около 1300 сирийских еврейских детей были незаконно ввезены в Палестину.

17 апреля 1946 года Сирия стала независимой от Франции. После обретения независимости сирийское правительство запретило еврейскую эмиграцию в Палестину, и тем, кого поймали при попытке уехать, грозила смертная казнь или лишение свободы с каторжными работами. Жесткие ограничения были также наложены на преподавание иврита в еврейских школах.

В 1947 году в Сирии проживало 15 000 евреев. 29 ноября 1947 года одобал ООНрила План раздела Палестины, который включал независимое еврейское государство. Вперед погромы вспыхнули в Дамаске и Алеппо. Погром в декабре 1947 года в Алеппо, в особенности, опустошил общину; 75 евреев были убиты, сотни ранены, более 200 еврейских домов, магазинов и синагог были разрушены.

Тысячи сирийских евреев незаконно эмигрировали в Палестину после этих нападений.

В августе 1949 года синагога Менарша в Дамаске подверглась взрыву гранаты, в результате чего 12 человек погибли и десятки получили ранения..

После 1948 года

В 1948 году Израиль был создан как еврейское государство и победил арабскую коалицию, которая участвовала в Сирии во время арабо-израильской войны 1948 года. Во время той войны сирийская армия вторглась в Галилею, но ее продвижение было остановлено, и сирийцы были отброшены на Голанские высоты.

, несмотря на исход в Израиль или другие страны евреев, которые произошли по всему мусульманскому миру, сирийские евреи не были официально изгнаны. Но после обретения Израилем независимости в 1948 году положение сирийских евреев снова ухудшилось. В результате были убиты десятки евреев и разрушены домов домов, магазинов и сараев. Это положило начало еврейской эмиграции из Сирии в Израиль, несмотря на готовность сирийского правительства казнить тех, кто бежать. Другие репрессивные меры против евреев включают отстранение их от государственной службы, запрещение им иметь телефоны или водительские права и запрет на покупку собственности. Антисемитское отношение правительства Сирии было предоставлено убежище нацистскому военному преступнику Алоису Бруннеру, помощнику Адольфа Эйхмана. Первоначально Ливан разрешал сирийским евреям бежать в Израиль беспрепятственно через свою территорию. Это закончилось, когда сирийское правительство начало конфисковывать паспорта евреев, а Ливан объявил, что не может пропускать людей через свои границы без проездных документов. С 1948 по 1961 год около 5000 сирийских евреев смогли добраться до Израиля. Многие сирийские евреи также иммигрировали в Ливан, но некоторые были депортированы обратно в Сирию по запросу сирийского правительства. Сирийские евреи в Ливане вместе с остальной частью ливанской еврейской общины в последующие годы в степени покинут эту страну в Израиле, Европу и Америку.

Сирийское правительство приняло ряд ограничительных ограничений против еврейского меньшинства. В 1948 году правительство запретило продажу еврейской собственности. В 1953 году все еврейские банковские счета были заморожены. Еврейская собственность была конфискована, а еврейские дома, использовались для размещения палестинских грузов.

, отобранные у их владельцев. В марте 1964 года новый декрет запрещает евреям выезжать на расстояние более 5 километров (3 миль) от их родных городов. Евреям не разрешалось работать на правительство или банки, они не разрешали получать водительские права и им запрещалось покупать недвижимость. Евреи не могли выбрать, чтобы их наследники унаследовали свою собственность, поскольку конфисковало государство всех евреев после их смерти. Хотя евреям было запрещено покидать страну, иногда разрешалось выезжать за границу по коммерческим или медицинским причинам. Любой еврей, получивший разрешение на выезд из страны, должен оставить залог в размере 300–1000 долларов и семьи. В Дамаске была вымощена дорога в аэропорт, а еврейские школы были закрыты и переданы мусульманам. Еврейский квартал Дамаска находился под постоянным наблюдением тайной полиции, которая присутствовала на службах синагоги, бар-мицвах и других еврейских собранийх. Тайная полиция внимательно следила за контактами между сирийскими евреями и иностранцами и вела досье на каждого члена еврейской общины. Тайная полиция прослушивала их телефоны и читала почту евреев.

В 1954 году сирийское правительство временно сняло запрет на эмиграцию евреев; Уехавшие евреи вынуждены оставить все свое правительство. После того, как первая группа еврейских эмигрантов уехала в Турцию в ноябре 1954 г., эмиграция снова была быстро запрещена. В 1958 году, когда Сирия присоединилась к Объединенной Арабской Республики, еврейская эмиграция снова была временно разрешена, опять же при условии, что уезжающие откажутся от всей своей собственности, но вскоре она была снова запрещена. В 1959 году люди, обвиненные в помощи евреям в побеге из Сирии, предстали перед судом.

После победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года ограничения ужесточены, и 57 евреев в Камишли могли быть убитыми во время погрома. Общины Дамаска, Алеппо и Камишли находились под домашним арестом в течение восьми месяцев после войны. Многие еврейские рабочие были уволены после Шестидневной войны.

Сестры Зейбак: четыре сирийско-еврейских девочки (три сестры и их двоюродная сестра), которые были изнасилованы, убиты и искалечены при попытке бежать в Израиль в 1974 г.

В результате сирийские евреи начали тайно бежать, и их сторонники за границу помогали вывозить евреев из Сирии. Сирийские евреи, уже проживающие за границей, часто подкупали чиновников, чтобы помочь евреям сбежать. Джуди Фельд Карр, канадско-еврейский активист, помогла переправить 3228 евреев из Сирии в Израиль, США, Канаду и Латинскую Америку. Карр напомнил, что сирийско-еврейские родители «отчаялись» вывезти своих детей из страны. Тех, кто был пойман при попытке к бегству, грозили казни или принудительные работы. Членами семьи посадить в тюрьму и лишить их имущества побег был успешным. Часто с помощью контрабандистов беглецы пытались проникнуть через границу в Ливан или Турцию, где их встречали и помогали тайные израильские агенты или местные еврейские общины. Большинство беглецов были молодыми и холостыми. Многие холостые мужчины решили отпустить в брак до тех пор, пока не сбежат, так как хотели растить детей на свободе. В результате соотношения одиноких мужчин и женщин стало сильно несбалансированным, и сирийские еврейские женщины часто не могли найти себе мужей. В 1977 году президент Сирии Хафез аль-Асад в качестве жеста президенту США Джимми Картеру начал разрешать ограниченному количеству молодых женщин покидать страну, а всего около 300 человек покинули страну. эта программа.

В 1970 году израильское правительство начало получать информацию о ситуации, с которой евреи столкнулись в Сирии, и о попытках многих еврейских молодых людей бежать, несмотря на опасность. В том же году Израиль начал использовать «Бланкет», серию индивидуальных попыток переправить евреев в Израиль, в ходе которых израильские военно-морские коммандос и боевики Моссада совершили десятки вторжений в Сирию. В результате операции удалось доставить в Израиль всего несколько десятков молодых евреев. В течение 10-летнего периода в 1980-х годах коллекция еврейских святынь была контрабандой вывезена из Сирии усилиями главного раввина Авраама Хамра. Коллекция включала девять библейских рукописей возрастом от 700 до 900 лет, 40 которых Торы и 32 декоративные коробки, в хранились Торы. Эти предметы были доставлены в Израиль и помещены в Еврейскую национальную и университетскую библиотеку Еврейского университета в Иерусалиме.

В 1974 году еврейские девушки были изнасилованы, убиты и искалечены после жизни в Израиле. Их тела были обнаружены пограничной полицией в пещере в горах Забдани к северо-западу от Дамаска вместе с останками двух еврейских мальчиков, 18-летнего Натана Шая и 20-летнего Кассема Абади, которые стали жертвами более ранней резни. Сирийские власти поместили тела всех шестерых в мешки перед домами их родителей в еврейском гетто в Дамаске.

В 1975 году президент Хафез аль-Асад объяснил, почему он отказался позволить евреям эмиграция: «Я не могу их отпустить, потому что, если я их отпущу, как я могу остановить Советский Союз посылать своих евреев в Израиль, где они укрепят моего врага?»

В результате, главным образом, нелегальной эмиграции, численность сирийского еврейского населения сократилась. В 1957 году в Сирии оставалось всего 5300 евреев из первоначального населения, составлявшего 15000 в 1947 году. В 1968 году было подсчитано, что в Сирии все еще оставалось 4000 евреев.

Ученики школы Маймонида в Дамаске. Эта фотография была сделана незадолго до исхода оставшихся сирийских евреев в 1992 году.

В ноябре 1989 года сирийское правительство согласилось облегчить эмиграцию 500 одиноких еврейских женщин, которые значительно превосходили правомочных еврейских мужчин. Во время Мадридской мирной конференции 1991 года Соединенные Штаты оказали давление на Сирию с целью ослабить ограничения в отношении еврейского населения после активного лоббирования со стороны американцев сирийско-еврейского происхождения. В результате Сирия сняла многие ограничения для своей еврейской общины и разрешила евреям уехать при условии, что они не иммигрируют в Израиль. Начиная с праздника Пасхи 1992 года, 4000 оставшихся членов еврейской общины Дамаска (араб. Йехуд аш-Шам), а также общины Алеппо и евреи Камышлы получили разрешения на выезд. В течение нескольких месяцев тысячи сирийских евреев уехали в США, Францию ​​ или Турцию с помощью благотворительных лидеров сирийской еврейской общины. В Сирии осталось около 300 человек, большинство из них пожилые.

Из сирийских евреев, уехавших в США, 1262 были доставлены в Израиль в ходе двухлетней тайной операции. Большинство из них поселились в Тель-Авиве, Холоне и Бат-Яме. Более 2400 человек остались в США и поселились в Нью-Йорке. Изначально Израиль держал новости об их эмиграции под цензурой, опасаясь, что это поставит под угрозу права оставшихся сирийских евреев уехать, если они того пожелают. Сделав вывод, что оставшиеся евреи хотят остаться и не уезжают, израильские власти разрешили публикацию этой истории. В 1994 году бывший главный раввин Сирии Авраам Хамра иммигрировал в Израиль из Нью-Йорка вместе со своей матерью, женой и шестью детьми.

Евреи, которые остались в Соединенных Штатах, первоначально столкнулись со многими трудностями. Чтобы сохранить лицо, президент Асад потребовал, чтобы отъезды не назывались эмиграцией, вынудив евреев покупать билеты туда и обратно, и Соединенные Штаты согласились официально принять их в качестве туристов. В результате им было предоставлено политическое убежище и временные неиммиграционные визы, вместо того, чтобы быть принятыми в качестве беженцев с целью получения полного гражданства. Следовательно, они не могли получить гражданство США или постоянное место жительства и, следовательно, не могли покинуть страну, работать по выбранной ими профессии, получить лицензии или подать заявку на государственную помощь. В 2000 г. в Конгресс был внесен законопроект о предоставлении им гражданства.

XXI век

В начале XXI века существовала лишь небольшая группа пожилых людей. община осталась в Сирии. Евреям по-прежнему официально запрещали заниматься политикой и работой в правительстве, и они не имели военной службы. Евреи также были единственным меньшинством, чья религия упоминалась в паспортах и ​​удостоверениях личности. Хотя они иногда подвергались насилию со стороны протестующих палестинцев, сирийское правительство приняло меры для их защиты. Существовала еврейская начальная школа религиоведения, а иврит разрешалось преподавать в некоторых школах. Каждые два или три месяца раввин из Стамбула посещал общину, чтобы наблюдать за приготовлением кошерного мяса, которое жители замораживали и использовали до его следующего визита.

сообщество постепенно сократилось. С 2000 по 2010 год 41 сирийский еврей совершил алию в Израиль. В 2005 г. США Госдепартамент оценил еврейское население в 80 человек в своем ежегодном отчете о международной религиозной свободе.

По состоянию на декабрь 2014 года в этом районе оставалось менее тысячи евреев из 50 из-за роста насилия и войн.

В октябре 2015 года из-за угрозы ИГИЛ поблизости, почти все оставшиеся евреи в Алеппо были спасены в ходе тайной операции и перемещены в Израиль, где они были переселены в Ашкелон. В ноябре 2015 года было подсчитано, что в Сирии осталось всего 18 евреев. По состоянию на ноябрь 2019 года в стране не осталось известных евреев.

Список главных раввинов Сирии

Дамаск

  • H (1809–1842)
  • H (1842–1849)
  • H (1849–1851)
  • H (1852–1874)
  • H (1874–1878)
  • H (1879 –1883)
  • H ИссХак Абулафия (1883–1894 и 1908–1909)
  • H Шеломо Элиэзер Ильфандари (1894–1908)
  • Х (1910–1924)
  • H (1924–1935)
  • H (не имел официального названия)
  • H (не имел официального названия)
  • H (не имел официального названия)
  • H (не имел официального названия)

Алеппо

  • H (1787–1805)
  • H (1805–1817)
  • H (1817–1858))
  • H (1858–1869)
  • H (1869–1874)
  • H (1874–1876)
  • H (1876–1880)
  • H (1880–1882)
  • H (1883–1894)
  • H (1895–1904)
  • H (1904–1908)
  • H (1908–1921 1924–1926)
  • H (1921–1924)
  • H (was the Ab Beit Din)
  • H (was the Ab Beit Din)
  • H (was the Ab Beit Din)
  • H

See also

References

Endnotes

This article incorporates text from a publication now in the public domain : Singer, Isidore ; et al., eds. (1901–1906). "Syria". The Jewish Encyclopedia. New York: Funk Wagnalls.

Bibliography

  • Ades, Abraham, Derech Ere"tz: Bene Berak 1990
  • Ashtor, Toledot ha-Yehudim be-Mitzrayim ve-Suriyah taḥat ha-Shilton ha-Mamluki (History of the Jews of Egypt and Syria under the Mameluke Sultanate): Jerusalem 1944–51
  • Cohen-Tawil, Abraham, Yahadut Ḥalab bir'e ha-dorot: al ha-historiah ha-ḥebratit-tarbutit shel yahadut Ḥalab (Aram Tsoba) (Aleppo Jewry through the Ages: on the socio-cultural history of Aleppo Jewry): Tel Aviv 1993
  • Collins, Lydia, The Sephardim of Manchester: Pedigrees and Pioneers: Manchester 2006 ISBN 0-9552980-0-8
  • Harel, Yaron, Bi-Sefinot shel Esh la-Ma'arab (By Ships of Fire to the West: Changes in Syrian Jewry during the Period of the Ottoman Reform 1840–1880) (Hebrew)
  • Harel, Yaron, Syrian Jewry in Transition, 1840–1880 (English: largely a translation and expansion of the preceding)
  • Harel, Yaron, Sifre Ere"tz: ha-Sifrut ha-Toranit shel Ḥachme Aram Tsoba (The Books of Aleppo: Torah Literature of the Rabbis of Aleppo): Jerusalem 1996 summarized here
  • Harel, Yaron (ed.), Syrian Jewry: History, Culture and Identity: Ramat Gan 2015 (Hebrew and English)
  • Laniado, David Tsion, La-Qedoshim asher ba-are"ts: Jerusalem 1935 (2nd edition 1980)
  • Laniado, Samuel, Debash ve-ִHALAB al-leshonech: Jerusalem 1998/9 (Hebrew)
  • Shamosh, Y., Qehillat Ḥalab be-Suriyah, Mahanayim 1967
  • Sutton, David, Aleppo: City of Scholars: Artscroll 2005 ISBN 1-57819-056-8 (partly based on Laniado, La-Qedoshim asher ba-are"ts)
  • Zenner, Walter P., A Global Community: The Jews from Aleppo, Syria: Wayne State University Press 2000 ISBN 0-8143-2791-5

External links

Последняя правка сделана 2021-05-23 13:59:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте