История евреев в Тунисе

редактировать
Еврейская этническая группа

Местоположение Туниса в Африке Евреи Туниса, гр. 1900 Еврейская пара в Тунисе, 1900

История евреев в Тунисе насчитывает почти две тысячи лет и восходит к пунической эпохе. Еврейская община Туниса, без сомнения, старше, выросла после последовательных волн иммиграции и прозелитизма, прежде чем ее развитию препятствовали антиеврейские меры в Византийской империи. Сообщество раньше использовало свой диалект арабского. После мусульманского завоевания Туниса тунисский иудаизм пережил периоды относительной свободы или даже культурного апогея во времена более заметной дискриминации. Прибытие евреев, изгнанных с Пиренейского полуострова, часто через Ливорно, сильно изменило страну. Его экономическое, социальное и культурное положение заметно улучшилось с появлением французского протектората, которое было скомпрометировано во время Второй мировой войны с оккупацией страны Осью.. Создание Израиля в 1948 году вызвало широкую антисионистскую реакцию в арабском мире, к которой добавились националистическая агитация, национализация предприятий, арабизация образования. и часть администрации. Евреи массово покидали Тунис с 1950-х годов из-за возникших проблем и враждебного климата, созданного кризисом в Бизерте в 1961 году и Шестидневной войной в 1967 году. Еврейское население Туниса оценивается примерно в 105 000 человек. человек в 1948 году насчитывала всего 1100 особей по состоянию на 2018 год, что составляет около 1% населения 1948 года. Эти евреи жили в основном в Тунисе, а общины присутствовали в Джербе.

Еврейская диаспора Туниса разделена между Израилем и Францией, где она сохранила свою общинную идентичность благодаря своим традициям, в основном зависящим от Сефардский иудаизм, но сохраняющий свои особенности. В частности, джербийский иудаизм, который считается более верным традиции, поскольку оставался вне сферы влияния модернистских течений, играет доминирующую роль. Подавляющее большинство тунисских евреев перебрались в Израиль и переключили на использование иврита в качестве домашнего языка. Тунисские евреи, живущие во Франции, обычно используют французский в качестве своего первого языка, в то время как немногие, оставшиеся в Тунисе, обычно используют французский или иудео-тунисский арабский в своей повседневной жизни.

Содержание

  • 1 Историография
  • 2 Античность
    • 2.1 Гипотетическое происхождение
    • 2.2 При римском правлении
    • 2.3 От вандального мира до византийских репрессий
  • 3 Средневековье
    • 3.1 Новый статус евреев при исламе
    • 3.2 Культурный расцвет тунисских евреев.
    • 3.3 При Хафсидах, испанцах и османах (1236–1603)
  • 4 Начало современной эры
    • 4.1 При Мурадидах и Хусаинидах (1603–1857)
      • 4.1.1 Гранас и Тванса
      • 4.1.2 Запугивание и дискриминация
      • 4.1.3 Внутренний раскол и развитие
        • 4.1.3.1 Лидеры
        • 4.1.3.2 Религиозные власти
      • 4.1.4 Возобновление идеи
  • 5 Прерванные реформы девятнадцатого века
    • 5.1 Инвентаризация
    • 5.2 Европейское влияние
    • 5.3 Случай Сфеза
  • 6 Мохаммед Бей (1855–1881)
  • 7 Французский протекторат (1881–1881 гг.) 1956)
  • 8 Вторая мировая война
  • 9 Послевоенный период и независимость
  • 10 Арабская весна (после 2011 г.)
  • 11 Образование и культура
  • 12 Синагоги
  • 13 Тунисские евреи
  • 14 См. Также
  • 15 Дополнительная литература
  • 16 Ссылки

Историография

История евреев Туниса (до установления французского протектората) впервые была изучена Давидом Казесом в 1888 году в его «Очерке истории». израильтян Туниса; Андре Шураки (1952), а затем Хаим Зеев Хиршберг (1965), в более общем контексте североафриканского иудаизма. Затем исследования по этому вопросу были дополнены Робертом Атталом и Ицхаком Аврахами. Кроме того, различные учреждения, в том числе Израильский архив народных сказок в Университете Хайфы, Еврейский университет Иерусалима и Институт Бен Цви, собирают вещественные доказательства (традиционные одежда, вышивка, кружево, украшения и т. д.), традиции (народные сказки, литургические песни и т. д.) и рукописи, а также иудео-арабские книги и газеты. Поль Себаг первым представил в своей «Истории евреев Туниса: от истоков до наших дней» (1991 г.) первую разработку, полностью посвященную истории этой общины. В Тунисе, вслед за диссертацией Абделькрима Аллагуи, группа под руководством Хабиба Каздагли и Абдельхамида Ларгеше вводит этот предмет в область национальных академических исследований. Общество еврейской истории Туниса, основанное в Париже 3 июня 1997 года, вносит свой вклад в исследования евреев Туниса и передает их историю через конференции, симпозиумы и выставки.

Согласно Мишелю Абитболю, изучение иудаизма в Тунисе быстро росло во время постепенного распада еврейской общины в контексте деколонизации и развития арабо-израильского конфликта, в то время как Хабиб Каздагли считает, что уход еврейской общины является причиной небольшого количества исследований по данной теме. Каздагли, однако, указывает, что их производство увеличивается с 1990-х годов из-за авторов, связанных с этой общиной, и что ассоциации евреев, происходящих из той или иной общины (Ариана, Бизерта и т.д.) или Туниса, множатся. Что касается судьбы еврейской общины в период немецкой оккупации Туниса (1942–1943), она остается относительно необычной, и Симпозиум еврейской общины Туниса, проведенный в Университете Ла Мануба в феврале 1998 года (первый подобного рода по этой теме исследования) не упоминает об этом. Тем не менее, работа памяти сообщества существует: свидетельства Роберта Боргеля и Поля Геза, романы «Соляная статуя» Альберта Мемми и Вилла Жасмин Сержа Моати а также работы некоторых историков.

Античность

Гипотетическое происхождение

Подобно многим еврейским поселениям, например, в Триполитании и Испании, тунисские евреи утверждают, что на их территории существует очень старая имплантация.. Однако нет никаких свидетельств их присутствия до второго века. Среди предположений:

Вид Иерусалима и Храма Соломона Хартманн Шедель
  • Некоторые историки, такие как Давид Казес, Нахум Слуш или Альфред Луи Делаттр, предложите на основе библейского описания близких отношений, основанных на морской торговле между Хирамом (финикийским царем Тира ) и Соломоном (царем Израиля) мог быть одним из основателей финикийских счетчиков, в том числе Карфагена в 814 г. до н.э.
  • . Одна из легенд об основании еврейской общины Джерба ​​, впервые записанная в 1849 году, сообщает, что коэны (члены еврейского священнического сословия) поселились бы на территории современного Туниса после разрушения Храма Соломона императором Навуходоносором II в 586 г. до н. Э.; Они унесли бы остатки разрушенного Храма, сохранившиеся в синагоге Эль-Гриба на Джербе, и сделали бы его местом паломничества и почитания до наших дней <. 699>Однако, если бы эти гипотезы были подтверждены, вполне вероятно, что эти израильтяне ассимилировались с пуническим населением и принесли жертвы своим божествам, как Ваал и Танит. После этого евреи из Александрии или Кирены могли поселиться в Карфагене после эллинизации восточной части. Культурный контекст позволял им практиковать иудаизм в соответствии с традициями предков. Небольшие еврейские общины существовали в последние дни пунического господства над Северной Африкой, поэтому невозможно сказать, возникли они позже или исчезли. В любом случае евреи поселились в новой римской провинции Африка, пользуясь благосклонностью Юлия Цезаря. Последний, в знак признания поддержки царя Антипатра в его борьбе против Помпея, признал иудаизм и статус Religio licita, и согласно Иосиф предоставил евреям привилегированный статус, подтвержденный Magna Charta pro Judaeis в Римской империи. К этим евреям присоединились еврейские паломники, изгнанные из Рима за прозелитизм 20, несколько потерпевших поражение в Первой еврейско-римской войне, депортированные и перепроданные в рабство в Северной Африке, а также евреями, спасавшимися от подавления восстаний в Киренаике и Иудее под властью императоров Домициана, Траяна и Адриан. Очень вероятно, что эти евреи основали общины на территории современного Туниса.

    Традиция потомков первых еврейских поселенцев заключалась в том, что их предки поселились в этой части Северной Африки задолго до разрушения Первого Храма в 6 веке до нашей эры. Руины древней синагоги, относящейся к III – V векам нашей эры, были обнаружены французским капитаном Эрнестом Де Прюдомом в его резиденции Хаммам-Лиф в 1883 году, названной латинским как sancta synagoga наронитана («святая синагога Наро»). После падения Второго Храма многие изгнанные евреи поселились в Тунисе и занялись земледелием, скотоводством и торговлей. Они были разделены на кланы, управляемые их соответствующими главами (мокдем), и должны были платить римлянам подушный налог в размере 2 шекелей. Под властью римлян и (после 429 г.) довольно терпимых вандалов евреи Туниса росли и процветали до такой степени, что раннеафриканские церковные соборы сочли необходимым принять ограничительные законы против них. После свержения вандалов Велизарием в 534 г. Юстиниан I издал свой указ о преследовании, в котором евреи были причислены к арианам и Язычники. Как и везде в Римской империи, евреи из Римской Африки были романизированы после сотен лет подчинения и приняли бы латинизированные имена, носили тогу и говорили на латыни.

    В VII веке еврейское население увеличилось за счет испанских иммигрантов, которые, спасаясь от преследований вестготов король Сисебут и его преемники бежали в Мавританию и поселились в византийских городах. Аль-Кайравани рассказывает, что во время завоевания Гиппо Зарита (араб. Бизерта ) Хасаном ибн аль-Ну'маном В 698 году губернатором того района был еврей. Когда Тунис попал под власть арабов или арабского халифата в Багдаде, произошел новый приток арабоязычных евреев из Леванта Туниса.

    При римском правлении

    Тертуллиан, который боролся против экспансии иудаизма

    Первые документы, подтверждающие присутствие евреев в Тунисе, датируются вторым веком. Тертуллиан описывает еврейские общины, рядом с которыми евреи-язычники пунического, римского и берберского происхождения и первоначально христиане; Успех еврейского прозелитизма побудил языческие власти принять законные меры, в то время как Тертуллиан написал памфлет против иудаизма. С другой стороны, Талмуд упоминает о существовании нескольких карфагенских раввинов. Вдобавок к концу XIX века Альфред Луи Делатр продемонстрировал, что Гаммарт некрополь, состоящий из 200 каменных камер, каждая из которых содержит до 17 сложных гробниц (кохим), содержит Еврейские символы и погребальные надписи на иврите, латинском и греческом.

    «Синагога», римская мозаика, музей Бардо, Тунис.

    Синагога II или IV века была обнаружена в Наро (ныне Хаммам Лиф ) в 1883 году. Мозаика, покрывающая пол главного зала, включает латинскую надпись с упоминанием sancta синагога наронитана («святая синагога Наро») и мотивы, практикуемые по всей римской Африке, свидетельствуют о непринужденности ее членов и качестве их обмена с другими народами. Другие еврейские общины засвидетельствованы эпиграфическими или литературными ссылками на Утик, Чемту, Хадрумете или Тусурос (настоящее время Тозер ). Как и другие евреи империи, евреи из римской Африки более или менее романизированы, носят латинские или латинские имена, носят одежду и говорят на латыни, даже если они сохраняют знание греческого языка еврейской диаспоры того времени.

    Согласно Св. Августин, только их мораль, смоделированная еврейскими религиозными заповедями (обрезание, Кашрут, соблюдение Шаббата, скромность в одежде ), выделить их среди остального населения. На интеллектуальном уровне они посвящают себя переводам для христианских клиентов и изучению Закона, многие раввины были родом из Карфагена. С экономической точки зрения они работали в сельском хозяйстве, животноводстве и торговле. Их положение изменено из Миланского указа (313 г.), узаконившего христианство. Постепенно евреев исключали из большинства общественных функций, а прозелитизм сурово наказывался. Строительство новых синагог было запрещено к концу четвертого века, а их содержание без согласия властей было запрещено законом 423. Однако различные советы, проводимые Карфагенской церковью, рекомендовали христианам не следовать определенным обычаям своих еврейских соседей, свидетельствовать о сохранении своего влияния.

    От мира вандалов до византийских репрессий

    Юстиниан, византийский император, начавший жестокие репрессии против евреев

    В начале V века прибытие вандалов привело к открыл период передышки для евреев. Арианство новых хозяев Римской Африки было ближе к еврейскому монотеизму, чем католицизм отцов церкви. Евреи, вероятно, процветали экономически, поддерживая царей вандалов против армий императора Юстиниана, который намеревался завоевать Северную Африку.

    Победа Юстиниана в 535 году открыла период Африканского экзархата, когда евреи преследовали арианами, донатистами и язычниками. Снова подвергнутые стигматизации, они лишены каких-либо государственных должностей, их синагоги преобразованы в церкви, их поклонение запрещено, а их собрания запрещены. Администрация строго применяет против них Кодекс Феодосия, который позволяет проводить принудительные преобразования. Если император Морис попытается отменить эти меры, его преемники вернутся туда и императорский указ налагает на них крещение.

    Некоторые евреи бежали из контролируемых Византией городов, чтобы поселиться в горах или на границе пустыни и сражаться там при поддержке берберских племен, многие из которых были победил своим прозелитизмом. По мнению других историков, иудаизация берберов должна была произойти четырьмя веками ранее, с приходом евреев, спасающихся от репрессий киренского восстания; Переход должен был происходить постепенно через иудео-языческий синкретизм с культом Танит, все еще укоренившимся после падения Карфагена. Какой бы ни была гипотеза, историк XIV века Ибн Халдун подтверждает их существование накануне мусульманского завоевания Магриба на основе арабских хроник XI века. Однако эта версия подвергается сомнению: Хаим Зеев Хиршберг напоминает, что историк написал свою работу через несколько столетий после фактов, Мохамед Талби, что французский перевод не является полностью точным, поскольку он не передает идею непредвиденного обстоятельства. Автор и Габриэль Кэмпс заявили, что Джарава и Нефзауас были христианами до прихода ислама.

    . В любом случае, даже если гипотеза массовое обращение целых племен кажется хрупким, индивидуальное обращение более вероятным.

    Средние века

    Новый статус евреев в исламе

    С арабским завоеванием и приходом ислама в Тунис в восьмом веке, "люди Книге "(включая евреев и христиан) был дан выбор между обращением в ислам (что сделали некоторые еврейские берберы) и подчинением дхимме. Дхимма - это пакт защиты, позволяющий немусульманам практиковать свое богослужение, управлять в соответствии со своими законами и сохранять свое имущество и жизни в обмен на уплату джизьи, подушного налога, взимаемого с свободные люди, ношение отличительной одежды и отсутствие строительства новых культовых сооружений. Более того, зимми не могли жениться на мусульманках - обратное было бы возможно, если бы еврейская жена обратилась и обратилась в свою веру. Они также должны относиться к мусульманам и исламу с уважением и смирением. Любое нарушение этого пакта приводило к изгнанию или даже смерти.

    Евреи были интегрированы в общество экономически, культурно и лингвистически, сохраняя при этом свои культурные и религиозные особенности. Если он идет медленно, арабизация идет быстрее в городских районах после прихода евреев с Востока вслед за арабами и в богатых классах.

    В 788 ​​году, когда Идрис I из Марокко (Имам Идрис) провозгласил Мавританию независимость Аббасидского халифата из Багдада., тунисские евреи присоединились к его армии под предводительством своего вождя Бенджамина бен Иошафата бен Абиезера. Однако вскоре они ушли; прежде всего потому, что они не хотели воевать со своими единоверцами из других частей Мавритании, которые остались верными халифату Багдада; и, во-вторых, из-за некоторых оскорблений, совершенных Идрисом в отношении еврейских женщин. Победивший Идрис отомстил за это отступничество, напав на евреев в их городах. Евреи должны были платить подушный налог и ежегодно предоставлять определенное количество девственниц для гарема Идриса . Еврейское племя Убайд Аллах предпочло мигрировать на восток, чем подчиняться Идрису; согласно традиции, евреи острова Джерба ​​ являются потомками этого племени. В 793 г. имам Идрис был отравлен по приказу халифа Харуна аль-Рашида (говорят, губернаторский врач Шамма, вероятно, еврей), и около 800 г. Возникла династия Аглабитов. Во времена правления этой династии, продлившейся до 909 года, положение евреев в Тунисе было очень благоприятным. Раньше в Бизерте был еврейский губернатор, и политическое влияние евреев сказывалось в управлении страной. Особенно процветала в то время община Кайруан (Кайруан ), которая была основана вскоре после основания этого города Укба бин Нафи в 670 году..

    Период реакции начался с приходом на престол Зирита Аль-Муизза (1016–62), преследовавшего все неортодоксальные секты, а также евреев. Преследование было особенно пагубным для процветания общины Кайрван, и ее члены начали эмигрировать в город Тунис, который быстро приобрел численность населения и приобрел коммерческое значение.

    Вступление династии Альмохадов на престол провинций Магриба в 1146 году оказалось катастрофическим для евреев Туниса. Первый Альмохад, Абд ал-Му'мин, утверждал, что Мухаммад разрешал евреям свободно исповедовать свою религию только на пятьсот лет, и заявил, что если после этого период, мессия не пришел, их нужно было заставить принять ислам. Соответственно, евреи, как и христиане, были вынуждены либо принять ислам, либо покинуть страну. Преемники Абд аль-Му'мина следовали тому же пути, и их суровые меры привели либо к эмиграции, либо к насильственному обращению в другую веру. Вскоре у альмохадистов возникло подозрение в искренности новообращенных, и они вынудили их носить специальную одежду с желтой тканью вместо головного убора.

    . Время культурного расцвета тунисских евреев.

    Письмо Хушиэля бен Эльханана, воспроизведенное в «Еврейском ежеквартальномобзоре »(1899)

    Условия жизни евреев были благоприятными во время правления Аглабидов, а затем Фатимидов. династии. Как свидетельствуют архивы Каирской Генизы, составленные между 800 и 115041 годами, дхимма практически ограничивается джизья. Евреи работали на службу у династии в казначеев, врачей или сборщиков налогов, но их положение оставалось шатким. Кайруан, ныне столица Аглабидов, была резиденцией самой общины на территории, привлекая мигрантов из Омейядов, Италии и Империи Аббасидов. Это сообщество стало одним из основных полюсов иудаизма между девятым и одиннадцатым веками, как в экономическом, культурном, так и в интеллектуальном плане, через переписку с Талмудическими академиями в Вавилонии уроки, извлеченные из Испании.

    Многие крупные деятели иудаизма связаны с городом. Среди них Исаак Исраэль бен Соломон, частный врач Аглабид Зиадет Аллах III, а затем Фатимидов Абдулла аль-Махди Биллах и Аль-Каим би- Амр Аллах и автор различных медицинских трактатов на арабском языке, обогатили средневековую медицину благодаря их переводу Константину Африканскому, адаптирующему учения александрийской школы еврейской догме. Дунаш ибн Тамим - автор (или последний редактор), чья дисциплина представляет собой философский комментарий к Сефер Йецира, где он разработал концепции, близкие к мысли своего учителя. Другой ученик, Исхак ибн Имран, считается основателем философской и медицинской школы Ифрикии. Якоб бен Ниссим ибн Шахин, ректор Центра исследований в конце десятого века, является официальным представителем талмудических академий Вавилонии, выступая в качестве посредников между ними и его сообществом. Его преемник Чушиил бен Эльханан, родом из Бари, разработал совместное изучение Вавилонского Талмуда и Иерусалимского Талмуда. Его сын и ученик Шананель бен Чушиэль был одним из главных комментаторов Талмуда в средние века. После его смерти дело продолжил другой ученик его отца, которого Игнац Гольдзихер называет евреем {Muʿtazila | мутазилит}: Ниссим бен Иаков, единственный из мудрецов Кайруана, носит титул Гаон, также написал важный комментарий к Талмуду и Hibbour yafe mehayeshoua, который, возможно, является первым сборником сказок в еврейской литературе.

    На политическом уровне община освободилась от ссылки в Багдаде в начале одиннадцатого века и приобрела своего первого светского вождя. Община находилась под властью совета знати, используемого вождем (наггидом), который через установленные раввином ресурсы, необходимые для каждого надлежащего функционирования различных учреждений: богослужения, школ, трибунала, системы раввином. Судья (даян) и т. Д. Маггиды Кайруана, несомненно, превосходили таковые из общин меньшего размера.

    Евреи активно участвуют в обменах с Аль-Андалусом, Египтом и Ближним Востоком. Сгруппированные в отдельные кварталы (хотя многие евреи поселились в мусульманских регионах Кайруана в период Фатимидов), они имели молитвенный дом, школы и суд. В портовые города Махдия, Сусс, Сфакс и Габес наблюдался постоянный приток еврейских иммигрантов из Леванта до конца одиннадцатого века, и их общины участвовали в этих экономических и интеллектуальных обменах. Монополизировав ремесла ювелиров и ювелиров, они также работали в области текстильной промышленности в портных, кожевников и сапожников, в то время как самые маленькие сельские общины занимались сельским хозяйством (шафран, хна, виноград и т. Д.) Или разведением кочевых животных.

    При Хафсидах, испанцах и османах (1236–1603)

    Отъезд Фатимидов в Египет в 972 году привел их Зиридов вассалов к захватить власть и в конце разорвать свои узы средней и религиозного подчинения в одиннадцатого века. Бану Хилал и Бану Сулайм были посланы Фатимидами в ответ на Тунис, взяли Кайруан в 1057 году и разграбили его, что лишило его всего населения, а погрузило его в депрессивное состояние. В сочетании с триумфом суннизма и концом вавилонского гаоната, эти события ознаменовали конец кайруанской общины и повернули вспять миграционный поток еврейского населения в Левант., причем элиты уже сопровождали суд Фатимидов в Каире. Евреи мигрировали в прибрежные города Габес, Сфакс, Махдия, Сусс и Тунис, но также к Беджая, Тлемсен и Форт Бени Хаммад.

    При династии Хафсидов, которая была основана в 1236 году как откол от Династия Альмохадов, положение евреев значительно улучшилось. Помимо Кайрвана, в то время были важными общины в Мехдиа, Калаа, остров Джерба ​​ и город Тунис. Поначалу евреям, считавшимся иностранцами, не разрешенным с приходом во внутренних районах Туниса, им приходилось жить в здании, называемом фундук. Вперед, однако, богатый и гуманный мусульманин, Сиди Махрез, оказавший в 1159 году большие услуги халифу Альмохадов Абд аль-Му'мин, получил для них право поселиться в особом квартале города. Этот квартал, называемый «Хира», до 1857 г. составлял гетто Туниса; он был закрыт на ночь. В 1270 г., нанесение помощи Людовика IX Франции, предприняв крестовый поход против Туниса, города Кайрван и Чаммат были объявлены святыми; от евреев требовалось либо покинуть их, либо принять ислам. С этого года до завоевания Туниса Францией (1857 г.) евреям и христианам было запрещено ночевать в любом из этих городов; и только по особому разрешению губернатора им разрешалось входить в них днем.

    Возвышение халифата Альмохадов потрясло как еврейские общины Туниса, так и мусульман, приверженных культу святых, объявленных новыми правителями как еретики. Евреи были принуждены к отступничеству халифом Абд аль-Мумином. Произошло много массовых убийств, несмотря на многие формальные преобразования из-за произношения Шахада. Многие евреи, хотя внешне исповедовали ислам, были верными своей религией, как они тайно соблюдали, как отстаивал раввин Моисей бен Маймон. Еврейские обычаи исчезли из Магриба с 1165 по 1230 год; Тем не менее они были опечалены искренней приверженностью из них исламу, опасениями преследований и относительной религиозной принадлежностью. Эта исламизация морали и доктрин евреев Туниса означала, что они были «зимми» (после исчезновения христианства в Магрибе около 1150 г.), изолированными от других своих единоверцев, и была подвергнута резкой критике со стороны Маймонида.

    При династии Хафсидов, которая освободилась от Альмохадов и их религиозной доктрины в 1236 году, евреи воссоздали общины, существовавшие до периода Альмохадов. дхимма был строгим, особенно в вопросах одежды, исчезли систематические преследования, социальная изоляция и препятствия для поклонения. Появились новые профессии: плотник, кузнец, резчик или мыловар; Некоторые работали на службе у власти, собирали деньги, собирали таможенные пошлины или переводили.

    Хотя сложность экономического контекста приводит к всплеску вероятности, триумф Малики суннизма с небольшой терпимостью к "людям" означало материальные и духовные страдания. Массовое расселение еврейско-испанских ученых, бежавших из Кастилии в 1391 г. и снова в 1492 г., в основном осуществлялось в Алжире и Марокко, а также тунисских евреях, покинутые этим явлением, были вынуждены проконсультироваться с алжирскими учеными, такими как Симеон бен Земах Дуран.

    В XIV и XV веках евреями Туниса обращались более жестоко, чем евреями в других местах Магриба. В то время как беженцы из Испании и Португалии стекались в Алжир и Марокко, лишь некоторые из них предпочли поселиться в Тунисе. У тунисских евреев не было выдающихся раввинов или ученых, и им приходилось консультироваться по религиозным вопросам с таковыми из Алжира или Марокко. В пятнадцатом веке каждая община была автономной - признавалась властью с момента. Их общинными делами руководил вождь (закен ха-йехудим), назначенный правительством, которому помогал совет знати (гдолей ха-кахал), состоящий из наиболее образованных и богатых глав семей. Функции вождя заключались в отправлении правосудия среди евреев и сборе еврейских налогов.

    Тунисских евреев облагали тремя видами налогов:

    1. коммунальным налогом, каждый член которого вносил в соответствии со своими средствами;
    2. личный налог или подушный налог (джизья );
    3. общий налог, который взимался также с мусульман.

    В дополнение к этому еврейскому торговец и промышленник должен платить ежегодный налог гильдии. После 13 века налоги собирал каид, который также служил посредником между правительством и евреями, Его власть в еврейской общине был совета верховным.

    Еврейские общины Туниса в Османской империи 600>Во время завоевания Туниса испанцами в 1535 году многих евреи попали в плен, и поэтому они были рабами в нескольких После победы османов над испанцами в 1574 году Тунис стал провинцией Османской империи, которую возглавляли деи с 1591 года, а затем беи с 1640 года. В этом контексте евреи, прибывшие из Италии, сыграли важную роль. в жизни графа рю и в истории тунисского иудаизма.

    Во время испанской оккупации тунисского побережья (1535–1574 гг.) Еврейские общины Бизерты, Сузы, Сфакс и других морских портов сильно пострадали от рук завоевателей; в то время как при последующем турецком правлении евреи Туниса пользовались значительной безопасностью. Они могли свободно исповедовать свою религию и управлять своими делами. Тем не менее они были подвержены капризам князей и вспышкам фанатизма. Мелким чиновникам разрешалось возлагать на них самую тяжелую работу без компенсации. Они были обязаны носить особый костюм, состоящий из синего платья без воротника и обычных рукавов (вместо свободных льняных рукавов), широких льняных ящиков, черных тапочек и маленькой черной тюбетейки; ношение чулок возможно только зимой. Они могли ездить только на ослах или мулах, им не разрешалось использовать седло.

    Начало современной эпохи

    С XVI века Тунис и, в частности, Тунис, имели приток еврейских семей испанского происхождения, которые первоначально поселились в Ливорно (Тоскана, Италия), которые позже переехали работать в другие торговые центры. Эти новые поселенцы, которых называли гранас на арабском или горнейим (גורנים) на иврите по названию города на обоих языках, были богаче, чем еврейские аборигены, которых называли туэнса. Они говорили и писали по-итальянски, но постепенно переняли местный арабский, введя свою традиционную литургию в своей новой стране пребывания.

    При Мурадидах и Хусаинидах (1603–1857)

    С начала 18 века политический статус евреев в Тунисе улучшился. Это произошло из-за возрастающего влияния политических агентов европейских держав, которые, стремясь улучшить положение христианских жителей, были вынуждены защищать интересы евреев, которых мусульманское законодательство относило к христианам. Хаим Джозеф Давид Азулай, посетивший Тунис в 1772 году, высоко оценил это развитие. В 1819 г. консул в Тунисе Мардохей Мануэль Ноа так описал положение тунисских евреев:

    «При всем очевидном угнетении евреи являются руководителями; они в Барбэри главные механики, они возглавляют таможню, они обрабатывают доходы; вывоз различных товаров и монополия на различные товары обеспечиваются им покупкой, они контролируют монетный двор и регулируют чеканку денег, они хранят драгоценности и ценные предметы бея и являются его казначеями, секретарями и переводчиками; малоизвестные области искусства, науки и медицины принадлежат только евреям. Если еврей совершает преступление, если наказание влияет на его жизнь, эти люди, такие национальные, всегда покупают его помилование; позор одного затрагивает всю общину; они всегда находятся в присутствии бея, у каждого министра есть два или три еврейских агента, и когда они объединяются для достижения цели, этого нельзя предотвратить. Следовательно, люди, что бы ни говорили об их угнетении, обладают очень контролирующим влиянием, их дружба достойна того, чтобы их поддерживали государственные чиновники, и их оппозиции следует опасаться ".

    Гранас и Тванса

    Маррано семьи, которые поселились в Ливорно с конца пятнадцатого века, обратились обратно в иудаизм в начале семнадцатого века и покинули Тоскану, чтобы поселиться в Тунис, в рамках установления торговых отношений. Эти новоприбывшие, называвшиеся «гранас» на арабском и «горнейим» (גורנים) на иврите, были богаче и менее многочисленны, чем их местные единоверцы, которых называли «тванса». Они говорили и писали по-тоскански, а иногда и по-испански, и составляли очень влиятельную экономическую и культурную элиту в остальной части Италии.

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте