История евреев в Южной Африке

редактировать

Южноафриканские евреи
Суид-Африкаансе Йоде
Регионы со значительным населением
Южная Африка оценка 67,000 - 75,555
Йоханнесбург 50,000
Кейптаун 17,000
Претория 3,000
Израиль 20,000
Австралия 15,000
Соединенное Королевство 10,000
Языки
Первый язык . Южноафриканский английский (подавляющее большинство) и африкаанс, религиозные: идиш, Иврит Меньшинства .
Религия
Ортодоксальный иудаизм (80%). Реформистский иудаизм (20%)
Родственные этнические группы
евреи-африканеры. литовские евреи. голландские евреи. британские евреи. португальские евреи. израильтяне

История евреев в Южной Африке в основном началось во времена Британской империи, следуя общей схеме роста европейских поселений в 19 веке. Ранние образцы еврейской южноафриканской истории почти идентичны истории евреев в Соединенных Штатах, но в гораздо меньшем масштабе, включая период раннее открытие и поселение с конца 17 до начала 19 века. В период с 1880 по 1914 год община выросла в десять раз - с 4000 до более чем 40 тысяч.

Евреи сыграли важную роль в продвижении расширения дипломатических военных связей между Израилем и Южной Африкой. Еврейская община Южной Африки отличается от своих собратьев в других африканских странах тем, что большинство из них осталось на континенте, а не эмигрировало в Израиль. Среди потенциальных еврейских эмигрантов многие с большей вероятностью выбрали направление, популярное среди других южноафриканцев, например, Австралия.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Исследования Португалии
    • 1.2 Голландское поселение
    • 1.3 1820–1880-е годы
    • 1.4 Вторая англо-бурская война: 1899–1902 годы
    • 1.5 От Союза до Второй мировой войны
    • 1.6 После Второй мировой войны
      • 1.6.1 Южноафриканские евреи и Израиль
        • 1.6.1.1 Поселение южноафриканских евреев в Израиле
      • 1.6.2 Южная Африка и Израиль
      • 1.6.3 Умеренность и либерализм
  • 2 Сегодня
  • 3 Лемба
  • 4 Еврейское образование в Южной Африке
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Общие
    • 8.2 Еврейское образование
    • 8.3 Религиозные учреждения

История

Исследования Португалии

Современная еврейская история Южной Африки началась косвенно за некоторое время до открытия мыса Доброй Надежды при участии некоторых астрономов и картографов в португальский ди поиск морского пути в Индию. Еврейские картографы Португалии, представители богатых и влиятельных классов, помогали Бартоломеу Диашу и Васко да Гаме, которые первыми обогнули мыс Доброй Надежды. в 1488 и 1497 годах. крещеные евреи Португалии были все еще свободны, пока португальская инквизиция не была провозглашена в 1536 году.

Голландское поселение

В 1652 году Голландская Ост-Индская компания основала первое постоянное европейское поселение в Южной Африке при Яне ван Рибеке. Было высказано предположение, что «несколько непрофессиональных евреев» были среди первых поселенцев Кейптауна. Нехристианская миграция в голландскую Капскую колонию в целом не поощрялась до 1803 года. Среди директоров Голландской Ост-Индской компании, которая в течение 150 лет управляла колонией на мысе, были евреи. Доброй Надежды. В течение XVII и большей части XVIII века только государственная религия была разрешена для публичного соблюдения; но 25 июля 1804 года генеральный комиссар Голландии Якоб Абрахам де Мист своим прокламацией, положения которой были отменены при английской оккупации 1806 года и не возобновлялись до 1820 года, установил в колонии религиозное равенство для всех лиц, независимо от вероисповедания.

С 1820-х по 1880-е годы

Евреи в значительном количестве не прибывали в Кейптаун до 1820-х годов. Первая община в Южной Африке, известная как Гарденс Шул, была основана в Кейптауне в сентябре 1841 года, а первая служба состоялась накануне Йом Киппура (Дня Искупление) в доме поселенца 1820 года и бизнесмена Бенджамина Нордена, расположенного на углу улиц Велтевреден и Хоф. Бенджамин Норден, Симеон Маркус и еще несколько человек, прибывших в начале 1820-х и 30-х годов, были пионерами торговли, особенно братья Мозенталь - Юлиус, Адольф (см. Аливал Норт ) и Джеймс Мозенталь, - которые открыла крупную шерстяную промышленность. Благодаря своему предприятию, отправившемуся в Азию и вернувшемуся с тридцатью ангорскими козами в 1856 году, они стали основоположниками индустрии мохера. Аарон и Даниэль де Пасс были первыми, кто открыл Намакваленд, а с 1849 по 1886 год они были крупнейшими судовладельцами в Кейптауне и лидерами тюленя, китобойного промысла и рыболовство отрасли. Евреи были одними из первых, кто начал разведение страусов, и сыграли свою роль в ранней алмазной индустрии. Евреи также играли определенную роль в ранней южноафриканской политике. Капитан Джошуа Норден был застрелен в голову своих конных бюргеров во время войны коса 1846 года; Лейтенант Элиас де Пасс участвовал в войне коса 1849 года. Юлиус Мозенталь (1818–1880), брат поэта С. Мозенталь из Вены был членом парламента мыса в 1850-х годах. Симеон Джейкобс, C.M.G. (1832–1883), который был судьей в Верховном суде мыса Доброй Надежды, в качестве исполняющего обязанности генерального прокурора Капской колонии он представил и внес в 1872 году законопроект об ответственном правительстве Капской колонии и Добровольный закон (отменяющий государственную помощь англиканской церкви ), за оба из которых Сол Соломон, член Кейптауна, боролся десятилетиями. Саул Соломон (род. остров Святой Елены 25 мая 1817 г.; ум. 16 октября 1892 г.), лидер Капской колонии Либеральной партии, был назван «Мыс Дизраэли». Он был приглашен в первое Ответственное правительство, сформированное сэром Джоном Молтено, и несколько раз отказывался от должности премьер-министра. Как и Дизраэли, он рано покинул ряды иудаизма. В то же время евреи столкнулись с существенным антисемитизмом. Хотя свобода вероисповедания была предоставлена ​​всем жителям в 1870 году, пересмотренный Грондует 1894 года по-прежнему лишал евреев и католиков с военных постов, с должностей президента, государственного секретаря или магистрата, от членства в Первом и Второй Volksraad («парламент»), а также от начальников туземцев и рудников. Эти должности были ограничены лицами старше 30 лет с постоянным имуществом и более длительным поселением. Вследствие того, что бурские республики существовали только с 1857 по 1902 годы, к сожалению, многие жители бурских республик имели ограниченный доступ к должностям в высших эшелонах власти. Все обучение должно было проводиться в христианском и протестантском духе, а еврейские и католические учителя и дети должны были быть исключены из школ, субсидируемых государством. До англо-бурской войны (1899–1902) евреев часто считали уитландцами («иностранцами») и исключали из основного потока южноафриканской жизни.

Тем не менее, небольшое количество евреев также поселились среди сельского белого африкаанс говорящего населения; эти люди стали известны как Boerejode (бурские евреи ). Также имели место смешанные браки, которые были общепринятыми.

Золотая лихорадка в Южной Африке началась после 1886 года, привлекая к себе многих евреев. В 1880 году еврейское население Южной Африки насчитывало около 4000 человек; к 1914 году оно выросло до более чем 40 000 человек. Многие из них прибыли из Литвы, что некоторые называли население литовской колонией; Йоханнесбург также иногда называли «Джубургом».

Вторая англо-бурская война: 1899–1902 гг.

Евреи сражались с обеих сторон во время Второй англо-бурской войны (1899–1902 гг.)). В некоторых из наиболее заметных боев трехлетней англо-бурской войны, таких как инцидент на Ган-Хилле перед осадой Ледисмит, участвовали еврейские солдаты, такие как майор Карри Дэвис. На стороне британцев сражалось около 2800 евреев, и London Spectator подсчитал, что 125 человек были убиты. (Еврейская энциклопедия)

Около 300 евреев служили среди буров во время Второй англо-бурской войны и были известны как Бурджоде: те, кто имел права гражданства, были мобилизованы вместе с другими бюргерами («гражданами»), но были и количество волонтеров. Евреи сражались под флагом буров Vierkleur («четырехцветный») во многих крупных сражениях и сражениях, а также во время партизанской фазы войны, и, как известно, около десятка погибло. Около 80 человек были схвачены и содержались в британских концлагерях в Южной Африке. Некоторых отправили на остров Св. Елены, Бермуды и Цейлон, куда они были сосланы британцами. Некоторые евреи были среди Bittereinder («Горьких эндов»), которые сражались еще долгое время после того, как дело буров было явно проиграно.

От Союза до Второй мировой войны

Хотя Евреям были предоставлены равные права после англо-бурской войны, они снова стали объектом преследований в дни, предшествовавшие Второй мировой войне. В 1930 году Закон о квотах 1930 года был направлен на ограничение въезда евреев в Южную Африку. Подавляющее большинство евреев, иммигрировавших в Южную Африку, были выходцами из диаспоры Литвы. Закон об иностранцах 1937 года, мотивированный резким увеличением в предыдущем году числа немецких еврейских беженцев, прибывающих в Южную Африку, почти полностью остановил миграцию. Некоторым евреям удалось въехать в страну, но многим не удалось. В период с 1933 по 1939 год в Южную Африку из Германии приехали в общей сложности около шести с половиной тысяч евреев. Многие африканеры (то есть буры) сочувствовали нацистской Германии и такие организации, как "Серые рубашки " Луи Вейхардта и пронацистский Ossewabrandwag, были откровенно антисемитскими. Во время Первой мировой войны многие африканеры, мало уважавшие Великобританию, возражали против использования «африканерских женщин и детей из британских концентрационных лагерей» в борется с немецкой территорией в Юго-Западной Африке от имени Великобритании. Это способствовало разжиганию прогерманских настроений среди африканеров. Оппозиционная Национальная партия утверждала, что Закон об иностранцах был слишком мягким и выступал за полный запрет еврейской иммиграции, прекращение натурализации евреев, постоянно проживающих в Южной Африке, и запрет евреям заниматься определенными профессиями. После войны ситуация стала улучшаться, и большое количество южноафриканских евреев, в целом довольно сионистская община, совершили алию в Израиль.

за это время, были также две волны еврейской иммиграции в Африку с острова Родос, сначала в 1900-х годах, а затем после 1960 года.

После Второй мировой войны

Южная Африка Евреи и Израиль

Абба Эбан, родился в Кейптауне, был министром иностранных дел Израиля с 1966 по 1974 год.

Когда африканеры доминировали Национальная партия пришла к власти в 1948 году и не проводила антиеврейской политики, несмотря на свою прежнюю позицию. В 1953 году премьер-министр ЮАР Д. Ф. Малан стал первым главой иностранного правительства, посетившим Израиль, хотя эта поездка была "частным визитом", а не официальным государственным визитом. Это положило начало долгой истории сотрудничества между Израилем и Южной Африкой на многих уровнях. Гордая сионистская еврейская община Южной Африки через такие органы, как Южноафриканская сионистская федерация и ряд публикаций, поддерживала теплые отношения с правительством Южной Африки, даже несмотря на то, что оно возражало против проведения политики апартеида. Евреям Южной Африки было разрешено собирать огромные суммы денег для отправки в качестве официальной помощи Израилю, несмотря на строгие правила валютного контроля. На душу населения южноафриканские евреи были, по общему мнению, наиболее финансово поддерживающими сионистами за рубежом.

Поселение южноафриканских евреев в Израиле
Савьон в Израиле было построено в основном евреями из Южной Африки

Южноафриканские евреи поселились в Израиле, образовав южноафриканскую общину в Израиле. Пожалуй, самая известная южноафриканская община, основанная в Израиле, - это Савьон, который остается самым богатым пригородом Израиля. Большие дома были построены в стиле, к которому община привыкла по жизни в Южной Африке, каждый с бассейном, и развивался вокруг загородного клуба.

Южная Африка и Израиль

Большинство африканских государства разорвали связи с Израилем после войны Судного дня 1973 года , и Израиль начал сердечно относиться к такой же изолированной Южной Африке. Итан А. Надельманн утверждал, что отношения развиваются благодаря тому, что многие африканские страны разорвали дипломатические отношения с Израилем в 1970-х годах после Шестидневной войны и войны Судного дня, что привело к углублению отношений Израиля с другими изолированными странами.

К середине 1970-х годов отношения Израиля с Южной Африкой были теплыми. В 1975 году было подписано Соглашение между Израилем и Южной Африкой, и сообщалось о расширении экономического сотрудничества между Израилем и Южной Африкой, включая строительство новой крупной железной дороги в Израиле и строительство опреснительного завода на юге Африка. В апреле 1976 года премьер-министр ЮАР Джон Форстер был приглашен с государственным визитом для встречи с премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином. Позже, в 1976 году, 5-я Конференция неприсоединившихся стран в Коломбо, Шри-Ланка, приняла резолюцию, призывающую ввести нефтяное эмбарго против Франции и Израиля из-за их продажи оружия Южной Африке. В 1977 году министр иностранных дел Южной Африки Пик Бота посетил Израиль, чтобы обсудить проблемы Южной Африки с премьер-министром Израиля Менахемом Бегином и министром иностранных дел Моше Даяном.

Бенджамином Бейт-Халлахми, израильский профессор психологии, писал в 1988 году, что альянс между Южной Африкой и Израилем был одной из самых заниженных новостных статей за последние четыре десятилетия и что Израиль сыграл решающую роль в выживании южноафриканского режима. Сотрудничество Израиля с апартеидом в Южной Африке упоминалось и осуждалось различными международными организациями, такими как Генеральная Ассамблея ООН (несколько раз с 1974 г.). В 1987 году Израиль объявил о введении санкций против Южной Африки. К началу 1990-х годов военные и экономические связи между двумя странами были утеряны.

Умеренность и либерализм

Южноафриканские евреи в прошлом придерживались политической умеренности, и большинство поддерживало оппозиционные партии, такие как сначала Объединенная партия, затем Либеральная партия., Прогрессивная партия и ее преемники в течение десятилетий правления Национальной партии апартеида. (См. Либерализм в Южной Африке ). Ярким примером более умеренного подхода является пример сильно ассимилированного Гарри Оппенгеймера (1908–2000) (родился евреем, но после женитьбы обратился в англиканство), самого богатого человека в Южной Африке и председателя Де Бирс и Англо-Американские корпорации. Он был сторонником либеральной прогрессивной партии и ее политики, считая, что предоставление большей свободы и экономического роста чернокожему африканскому большинству Южной Африки было хорошей политикой и разумной экономической политикой. Знамя этого дела высоко держала Хелен Сузман, как единственная член Прогрессивной партии в парламенте Южной Африки, представляющая избирательный округ Хоутон, где проживают многие богатые еврейские семьи в время. Прогрессивную партию (позже переименованную в Демократическую партию, а затем в Демократический альянс) позже возглавили еврейский политик Тони Леон и его преемница Хелен Зилле. Зилле имеет еврейское происхождение, ее родители отдельно покинули Германию в 1930-х годах, чтобы избежать преследований нацистов (ее дедушка по материнской линии и бабушка по отцовской линии были евреями).

В 1980 году, после 77 лет нейтралитета, Южноафриканский национальный конгресс еврейского совета депутатов принял резолюцию, призывающую «всех заинтересованных [людей] и, в частности, членов нашей общины сотрудничать в обеспечении немедленной улучшение и окончательное устранение всех несправедливых дискриминационных законов и практики, основанных на расе, вероисповедании или цвете кожи ". Это вдохновило некоторых евреев на усиление их активности против апартеида, но основная часть общины либо эмигрировала, либо избежала публичного конфликта с правительством Национальной партии.

Еврейский истеблишмент и большинство южноафриканских евреев по-прежнему ориентировались на евреев. вопросы. Несколько раввинов рано выступили против апартеида, но им не удалось заручиться поддержкой, и только в 1985 году раввинат в целом осудил апартеид (Adler 2000). Южноафриканский союз прогрессивного иудаизма (SAUPJ) занял самую решительную позицию из всех еврейских движений в стране против апартеида. Он выступал против сокращения инвестиций, в то время как женщины-участники движения занимались социальной работой в качестве формы протеста. Это включает в себя школу Моисея Вейлера в Александре, где на протяжении поколений школа финансировалась и возглавлялась женщинами из прогрессивного движения, даже вопреки Закону об образовании банту 1953 года (Feld 2014).

Сегодня

председатель De Beers Ники Оппенгеймер (справа), сын Гарри Оппенгеймера и внук Эрнеста Оппенгеймера.

Хотя Еврейская община достигла своего пика в 1970-х годах (около 120 000), около 70 000, в основном номинально православные, остаются в Южной Африке. Часть из них светские или перешли в христианство. Несмотря на низкий уровень смешанных браков (около 7%), ежегодно около 1800 евреев эмигрируют, в основном в Израиль, Австралию, Канаду и США. Еврейская община в Южной Африке в настоящее время является самой большой в Африке, и, хотя и сокращается из-за эмиграции, она остается одной из самых номинально ортодоксальных общин в мире, хотя существует значительно растущее Прогрессивное сообщество, особенно в Кейптауне. Прогрессивные общины страны представлены Южноафриканским союзом прогрессивного иудаизма (SAUPJ). Нынешний ортодоксальный главный раввин, Уоррен Гольдштейн (2008) получил широкое признание как инициатор «Билля об ответственности», который правительство включило в национальную школьную программу. Главный раввин также настаивал на реализации общинных проектов по борьбе с преступностью в стране.

Иван Глазенберг, генеральный директор Glencore

Община стала более наблюдательной, и в Йоханнесбурге, крупнейшем центре еврейской жизни с 66000 евреев, наблюдается большое количество и плотность кошерных рестораны и религиозные центры. В политике еврейская община продолжает иметь влияние, особенно на руководящих должностях. В настоящее время единственной национальной еврейской газетой с читательской аудиторией около 40 000 человек является South African Jewish Report. В 2008 году еврейская радиостанция ChaiFM начала вещание в Йоханнесбурге, а также вещание в Интернете на большую южноафриканскую «диаспору». Несмотря на сокращение численности, с 2003 года число южноафриканских евреев стабилизировалось.

Мини-перепись населения 2016 года, проведенная Статистическим управлением Южной Африки, показала, что наибольшее их количество в следующих муниципалитетах: Йоханнесбург - 23 420; Кейптаун 12 672 человека; Этеквини (Дурбан) 3 599 человек; Экурхулени (Восточный Рэнд) 1 846 человек; Тшване (Претория) 1579; Нельсон Мандела Бэй (Порт-Элизабет) 623; Мсундузи (Питермарицбург) 600; Мангаунг (Блумфонтейн) 343; Stellenbosch 316; Буффало-Сити (Восточный Лондон) 251; Мбомбела (Нелспрут) 242.

Лемба

Лемба или "ва-Ремба" - южноафриканская этническая группа, представители которой проживают в Зимбабве. и Южная Африка с некоторыми малоизвестными филиалами в Мозамбике и Малави. Согласно Тюдору Парфиту, их насчитывается 70 000 человек. Они говорят на языках банту, на которых говорят их географические соседи, и похожи на них физически, но у них есть некоторые религиозные обычаи и верования, аналогичные тем, что в иудаизме и исламе, которые они утверждают, что были переданы устной традицией. У них есть традиция древнего еврейского или южноаравийского происхождения по мужской линии. Генетический Y-ДНК анализ в 2000-х годах установил частично ближневосточное происхождение части мужской популяции лемба. В более поздних исследованиях утверждается, что исследования ДНК не подтверждают утверждения об особом еврейском генетическом наследии.

Еврейское образование в Южной Африке

Кошерное питание одобрено Бетдином из Йоханнесбург

Традиционно еврейское образование в Южной Африке проводилось по Хедеру или Талмуду Торе, а светское образование дети получали в государственных и частных школах. Изначально не существовало официальных структур для раввинского образования. (Обратите внимание, что хотя большинство евреев Южной Африки являются потомками литовских евреев, почитавших талмудическую стипендию, община не открывала школы или ешивот в течение нескольких десятилетий.)

Важное изменение произошло в 1948 году, когда Школа Царя Давида была создана как первая дневная двойная программа (светская и еврейская) Еврейская дневная школа - средняя школа была основана в 1955 году. Сегодня школы царя Давида являются одними из крупнейших еврейских дневных школ в мире, в них обучаются тысячи учеников. Эквивалент короля Давида в Кейптауне - "Герцлия" (United Herzlia Schools ) со школой Кармель в Претории и Дурбан (обе впоследствии переименованы), и Школа Теодора Герцля в Порт-Элизабет (оценка 1959 г.). Умхланга Еврейская дневная школа (впоследствии переименованная) была открыта в январе 2012 года для обучения еврейских детей в районе Дурбана. Всего в основных центрах создано девятнадцать дневных школ. Еврейские дневные школы регулярно занимают первые места в стране по математике экзаменов

. Была основана первая религиозная дневная школа, Йешива-колледж Южной Африки. в середине 1950-х годов, в первую очередь благодаря популярности молодежного религиозного сионистского движения Бней Акива . Колледж Йешивы, в котором учатся сотни учеников, сегодня является крупнейшей религиозной школой в стране. Другие образовательные учреждения в рамках этой идеологии включают еврейскую дневную школу Филлис Джоуэлл и Кейптаунскую школу Торы в Кейптауне, Kollel (Bet Mordechai ) и Midrasha (Эмуна ) Мизрахи, Йоханнесбург, и ешивы Кейптауна, Тора MiTzion Kollel.

Параллельно с основанием колледжа ешивы, опираясь на тот же импульс, начиная с 1960-х годов, были открыты несколько более мелких ешив. Йешива Гедола из Йоханнесбурга, основанная в 1973 году, является самой известной из них, обучившей десятки южноафриканских раввинов, включая главного раввина доктора Уоррен Голдштейн. Иешива следует образовательной модели «Телше», хотя вмещает учащихся из всего спектра Хашкафа (иврит: мировоззрение, мировоззрение, верования в ортодоксальных Иудаизм ).

Эта эпоха также ознаменовала начало большой сети деятельности и учреждений Хабад-Любавич. Сегодня существует Любавичская ешива в Йоханнесбурге (Любавичская ешива Гедола в Йоханнесбурге ), обслуживающая общину Хабад, программа Хабад Семича в Претории (рукоположил 98 раввинов с момента своего основания в 2001 году), а также дневные школы Любавич в Йоханнесбурге (школа Академии Торы ) и Кейптауне. Йоханнесбург может похвастаться десятью Хабадскими домами, двумя Кейптаунскими и одним Квазулу-Натал, каждый из которых предлагает разнообразные уроки Торы и программы обучения взрослых и неформального обучения детей.

В 1980-е годы были созданы харедим коллел, Яд Шауль, а также выросла большая баал тшува. Движение («возвращенцы» [в соблюдающий иудаизм]) - его поддержали базирующиеся в Израиле организации Ор Сомаях и Айш Ха-Тора, которые создали активные отделения в Южной Африке; также имеет активное присутствие. Ор Сомаяч, Южная Африка управляет иешивой в Йоханнесбурге («ешивас Мешех Чохма ») - с его Бет Мидраш, основанным в 1990 году, и его Коллель (Торас Хаим ) в 1996 году - а также Мидраш (Мааян Бина ); он также проводит Бет Мидраш в Кейптауне. В Йоханнесбурге есть несколько школ харедим для мальчиков, каждая из которых связана с одной из ешив, а также школа для девочек Бейс Яаков.

Прогрессивное движение поддерживает сеть дополнительных уроков иврита и религии в своих храмах. Все эти школы являются членами Союза прогрессивного иудаизма СА. Раввин Саар Шакед, раввин общины Прогрессивной синагоги Бейт-Эмануэля, в настоящее время участвует в усилиях по созданию раввинской академии и высшего учебного заведения в Гаутенге.

Консервативной / Масорти. присутствие в Южной Африке ограничено одной синагогой в Йоханнесбурге.

Лимуд был представлен в стране в 2007 году. Конференции Лимуд в Южной Африке проводятся ежегодно в августе / сентябре. Ортодоксальные раввины Южной Африки не участвуют, в отличие от православных раввинов Великобритании, часть которых принимала участие в Лиммуде, Великобритания; см. Лиммуд: Отношения с центристским православием в Великобритании.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Адлер, Франклин Хью (2000), «Южноафриканские евреи и апартеид». Образцы предубеждений, 34 (4), 23–36. - (аннотация )
  • Каплан, Мендель (1991). Робертсон, Мэриан (ред.). Основатели и последователи: еврейство Йоханнесбурга 1887-1915 гг. Кейптаун: Vlaeerg Publishers. ISBN 978-0-947461-09-6.
  • Фелд, Марджори Н. (2013). Разделенные нации: американские евреи и борьба за апартеид. Пэлгрейв Макмиллан. Стр. 191. ISBN 978-1-137-02972-0.
  • Сарон, Густав (2001). Musiker, Наоми (ред.). Евреи Южной Африки: иллюстрированная история до 1953. Метучен, штат Нью-Джерси: Scarecrow Press ; совместно с Южноафриканским еврейским советом депутатов. ISBN 978-0-620-27097-7.
  • Шайн, Милтон; Мендельсон, Ричард (2008). Евреи в Южной Африке : Иллюстрированная история. Джеппстаун: Jonathan Ball Publishers. ISBN 978-1-86842-281-4.
  • Шимони, Гидеон (1980). Евреи и сионизм: Южная Африка Опыт 1910-1967. Кейптаун: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-570179-1.
  • Шимони, Гидеон (2003). Сообщество и совесть: евреи и Апа rtheid Южная Африка. Ганновер, Нью-Хэмпшир: Издательство Университета Новой Англии. ISBN 978-1-58465-329-5.

Внешние ссылки

Общие

Еврейское образование

Школы

Религиозные учреждения

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте