Пантеизм

редактировать

Пантеизм - это вера в то, что реальность тождественна божественности или что все сущее составляет всеобъемлющего имманентного бога. Пантеистическая вера не признает отдельного личного бога, антропоморфного или какого- либо другого, но вместо этого характеризует широкий спектр доктрин, различающихся формами отношений между реальностью и божественностью. Пантеистические концепции насчитывают тысячи лет, и элементы пантеизма были обнаружены в различных религиозных традициях. Термин пантеизм был введен математиком Джозефом Рафсоном в 1697 году и с тех пор используется для описания верований различных людей и организаций.

Пантеизм был популяризирован в западной культуре как богословие и философия, основанные на трудах философа 17 века Баруха Спинозы, в частности, на его книге « Этика». Пантеистическую позицию занял в XVI веке философ и космолог Джордано Бруно. Идеи, напоминающие пантеизм, существовали в религиях Южной и Восточной Азии до 18 века (особенно сикхизм, индуизм, санамахизм, конфуцианство и даосизм ).

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология
  • 2 Определения
  • 3 История
    • 3,1 До современности
    • 3.2 Барух Спиноза
    • 3,3 18 века
      • 3.3.1 Полемика о пантеизме
    • 3,4 19 века
      • 3.4.1 Растущее влияние
      • 3.4.2 Сравнение с нехристианскими религиями
    • 3.5 20 век
    • 3.6 21 век
  • 4 классификации
    • 4.1 Степень детерминизма
    • 4.2 Степень веры
    • 4.3 Форма монизма
    • 4.4 Другое
  • 5 Демография
    • 5.1 Распространенность
    • 5.2 Возраст и пол
  • 6 Понятия, связанные с данным
  • 7 Пантеизм в религии
    • 7.1 Традиционные религии
    • 7.2 Духовность и новые религиозные движения
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники
  • 12 Дальнейшее чтение
  • 13 Внешние ссылки

Этимология

Пантеизм происходит от греческого πᾶν pan (что означает «все, из всего») и θεός theos (что означает «бог, божественный»). Первое известное сочетание этих корней появляется на латыни в книге Джозефа Рафсона 1697 года De Spatio Reali seu Ente Infinito, где он ссылается на «пантеизм» Спинозы и других. Впоследствии в 1702 году он был переведен на английский язык как «пантеизм».

Определения

Существует множество определений пантеизма. Некоторые считают это теологической и философской позицией в отношении Бога.

Пантеизм - это точка зрения, согласно которой все является частью всеобъемлющего, имманентного Бога. Тогда все формы реальности можно рассматривать либо как формы этого Существа, либо как тождественные ему. Некоторые считают, что пантеизм - нерелигиозная философская позиция. Для них пантеизм - это взгляд на то, что Вселенная (в смысле совокупности всего сущего) и Бог идентичны (подразумевая отрицание личности и превосходства Бога).

История

До современности

Ранние следы пантеистом мысли можно найти в богословии древней греческой религии в орфизме, где пан (все) производится родственно творца Бога Фанес (символизирующий вселенную), и с Зевсом, после проглатывания Фанес.

Пантеистические тенденции существовали в ряде ранних гностических групп, причем пантеистическая мысль появлялась на протяжении всего средневековья. Они включали в себя раздел работы Иоганна Скота Эриугены « De Divisione naturae » IX века и верования мистиков, таких как Амальрик Бена (XI – XII века) и Экхарт (XII – XIII века).

Католическая церковь уже давно считается пантеистических идеи как ересь. Джордано Бруно, итальянский монах, проповедовавший о трансцендентном и бесконечном Боге, был сожжен на костре в 1600 году римской инквизицией. С тех пор он стал известен как знаменитый пантеист и мученик науки.

Барух Спиноза

Основные статьи: Барух Спиноза, Философия Баруха Спинозы и спинозизм Философию Баруха Спинозы часто называют пантеизмом.

На Западе пантеизм был формализован как отдельное богословие и философия, основанные на трудах философа 17 века Баруха Спинозы. Спиноза был голландским философом португальского происхождения, выросшим в еврейской общине сефардов в Амстердаме. Он разработал весьма противоречивые идеи относительно подлинности еврейской Библии и природы Божественного, и был фактически исключен из еврейского общества в возрасте 23 лет, когда местная синагога издала иск против него. Ряд его книг были опубликованы посмертно и вскоре после этого включены в Индекс запрещенных книг католической церкви. Широта и важность работ Спинозы не будут реализованы в течение многих лет - как основы для Просвещения 18-го века и современной библейской критики, включая современные концепции личности и вселенной.

В «Посмертной Этике » «Спиноза написал последний бесспорный латинский шедевр, в котором утонченные концепции средневековой философии окончательно обращены против самих себя и полностью разрушены». В частности, он выступал против знаменитого дуализма Рене Декарта между разумом и телом, теории о том, что тело и дух разделены. Спиноза придерживался монистической точки зрения, согласно которой это одно и то же, и монизм является фундаментальной частью его философии. Он был описан как «человек, опьяненный Богом», и использовал слово Бог, чтобы описать единство всей субстанции. Эта точка зрения оказала влияние на таких философов, как Георг Вильгельм Фридрих Гегель, который сказал: «Вы либо спинозист, либо вообще не философ». Спиноза заработал похвалу как один из великих рационалистов в философии 17-го века и один из западной философии «s наиболее важных мыслителей. Хотя термин «пантеизм» появился только после его смерти, он считается самым известным защитником этой концепции. Этика была основным источником распространения западного пантеизма.

Генрих Гейне в своей книге «Об истории религии и философии в Германии» (1833–1836 гг.) Заметил, что «я не помню, где я читал, что Гердер однажды раздраженно взорвался от постоянной озабоченности Спинозой», если бы Гете только для возьмите какую-нибудь другую латинскую книгу, кроме Спинозы! »Но это относится не только к Гете; довольно много его друзей, которые позже стали более или менее известны как поэты, в юности отдавали дань пантеизму, и это учение процветало. активно участвовал в немецком искусстве, прежде чем оно приобрело у нас господство в качестве философской теории ».

Иоганн Вольфганг фон Гете отверг личную веру Якоби в Бога как «пустое чувство детского мозга» (Goethe 15/1: 446) и в «Studie nach Spinoza» (1785/86) провозгласил идентичность существования и целостности. Когда Якоби говорит о «фундаментально глупой вселенной» Спинозы (Jacobi [31819] 2000: 312), Гете восхваляет природу как своего «идола» (Goethe 14: 535).

В своей книге «Святое семейство» (1844) Карл Маркс и Фридрих Энгельс отмечают: « Спинозизм доминировал в восемнадцатом веке как в его более поздней французской разновидности, которая превращала материю в субстанцию, так и в деизме, дававшем материи более духовное имя... Французская школа Спинозы и сторонники деизма были всего лишь двумя сектами, спорящими об истинном значении его системы... "

По словам Джорджа Генри Льюиса (1846 г.), «пантеизм так же стар, как философия. Его преподавали в старых греческих школах - Платоном, святым Августином и евреями. одна из его различных форм является необходимым следствием всех метафизических исследований, если довести их до логических пределов; и по этой причине мы находим ее в каждой эпохе и нации. придирчивый схоластик, пылкий итальянец, живой француз и смелый англичанин - все провозгласили это последней истиной философии. В чем заключается оригинальность Спинозы? - в чем его заслуга? - естественные вопросы, когда мы видим, что он только ведет к тому же результату, который ранее провозглашали другие. Его заслуга и оригинальность заключаются в систематическом изложении и развитии этой доктрины - в его руках она впервые принимает аспект науки. Греческий и индийский пантеизм представляет собой расплывчатый причудливый доктрина, не несущая в себе никакой научной убедительности; это может быть правдой - это выглядит правдой, но доказательства отсутствуют. Но у Спинозы нет выбора: если вы понимаете его термины, допускаете возможность его науки и улавливаете его смысл; вы можете сомневаться в его выводах не больше, чем в Евклиде ; невозможно просто мнение, возможно только осуждение ».

С. М. Меламед (1933) отмечал: «Однако можно заметить, что Спиноза не был первым выдающимся монистом и пантеистом в современной Европе. Поколение до него Бруно передало подобное послание человечеству. история человеческого разума, в то время как Спиноза является одной из самых могущественных его сил. Бруно был рапсодом и поэтом, переполненным художественными эмоциями; Спиноза, однако, был spiritus purus и в своем методе был прототипом философа ».

18-ый век

Первое известное употребление термина «пантеизм» было на латыни («пантеизм») английским математиком Джозефом Рафсоном в его работе De Spatio Reali seu Ente Infinito, опубликованной в 1697 году. Рафсон начинает с различия между атеистическими «панхилистами» (от греческие корни pan, «все», и hyle, «материя»), которые верят, что все является материей, и спинозанские «пантеисты», которые верят в «некую универсальную субстанцию, как материальную, так и разумную, которая формирует все сущее. собственной сущности ". Рафсон считал, что Вселенная неизмерима с точки зрения способности человека понимать, и считал, что люди никогда не смогут ее понять. Он сослался на пантеизм древних египтян, персов, сирийцев, ассирийцев, греков, индийцев и еврейских каббалистов, особенно на Спинозу.

Этот термин был впервые использован на английском языке при переводе работы Рафсона в 1702 году. Позже он был использован и популяризирован ирландским писателем Джоном Толандом в его работе 1705 года « Истинно заявленный социнианизм», выполненной пантеистом. Толанд находился под влиянием как Спинозы и Бруно, и прочитал Джозефа Рафсона в Де Пространственно Reali, обращаясь к нему, как «гениального г Ralphson (КСУ) Книга реального пространства». Как и Рафсон, он использовал термины «пантеист» и «спинозист» как синонимы. В 1720 году он написал « Пантеистикон», или «Форма празднования Сократического общества» на латыни, в котором он представлял пантеистическое общество, которое верило: «Все в мире едины, и одно есть все во всем... что есть все во всем. вещи есть Бог, вечный и необъятный, не рожденный и никогда не погибающий ». Он разъяснил свою идею пантеизма в письме Готфриду Лейбницу в 1710 году, когда он сослался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит ни в какое другое вечное существо, кроме вселенной».

В середине восемнадцатого века английский теолог Дэниел Уотерленд определил пантеизм следующим образом: «Он предполагает, что Бог и природа или Бог и вся вселенная являются одной и той же субстанцией - одним универсальным существом; настолько, что человеческие души являются лишь модификациями. божественной субстанции ". В начале девятнадцатого века немецкий теолог Юлиус Вегшайдер определил пантеизм как веру в то, что Бог и мир, установленный Богом, - одно и то же.

Споры о пантеизме

Основная статья: полемика о пантеизме

Между 1785–89 годами возник серьезный спор о философии Спинозы между немецкими философами Фридрихом Генрихом Якоби (критик) и Моисеем Мендельсоном (защитником). Известный по-немецки как Pantheismusstreit (полемика о пантеизме), он помог распространить пантеизм среди многих немецких мыслителей. Разговор 1780 года с немецким драматургом Готтхольдом Эфраимом Лессингом привел Якоби к длительному изучению произведений Спинозы. Лессинг заявил, что не знает никакой другой философии, кроме спинозизма. В книге Якоби « Über die Lehre des Spinozas» (1-е изд. 1785 г., 2-е изд. 1789 г.) выражено его решительное возражение против догматической системы философии и вызвано неприязнь к нему со стороны берлинской группы, возглавляемой Мендельсоном. Якоби утверждал, что учение Спинозы было чистым материализмом, потому что вся Природа и Бог считаются не чем иным, как протяженной субстанцией. Для Якоби это было результатом рационализма Просвещения и в конечном итоге закончилось абсолютным атеизмом. Мендельсон не соглашался с Якоби, говоря, что пантеизм имеет больше характеристик теизма, чем атеизма. В то время эта проблема превратилась в серьезную интеллектуальную и религиозную проблему для европейской цивилизации.

Вилли Гетчель утверждает, что публикация Якоби существенно повлияла на широкое признание Спинозы на протяжении столетий после ее публикации, скрывая нюансы философской работы Спинозы.

19 век

Растущее влияние

В начале XIX века пантеизм был точкой зрения многих ведущих писателей и философов, привлекая в Британии таких фигур, как Уильям Вордсворт и Сэмюэл Колридж ; Иоганн Готлиб Фихте, Шеллинг и Гегель в Германии; Кнут Гамсун в Норвегии; и Уолт Уитмен, Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо в Соединенных Штатах. Ватикан рассматривал ее как растущую угрозу, и в 1864 году она была официально осуждена Папой Пием IX в « Программе ошибок».

Письмо, написанное Уильямом Херндоном, партнером Авраама Линкольна в 1886 году, было продано на аукционе за 30 000 долларов США в 2011 году. В нем Херндон пишет о развивающихся религиозных взглядах президента США, включая пантеизм.

«Религия мистера Линкольна слишком хорошо известна мне, чтобы допускать даже тень сомнения; он был или был теистом и рационалистом, отрицая все экстраординарное - сверхъестественное вдохновение или откровение. по крайней мере, он был возвышенным пантеистом, сомневаясь в бессмертии души в том смысле, в каком христианский мир понимает этот термин. Он считал, что душа потеряла свою идентичность и стала бессмертной как сила. После этого он поднялся до веры в Бога и это все изменения, которые он когда-либо претерпел ».

Понятно, что тема противоречива, но содержание письма согласуется с довольно прохладным подходом Линкольна к организованной религии.

Сравнение с нехристианскими религиями

Некоторые богословы XIX века считали различные дохристианские религии и философии пантеистическими. Они думали, что пантеизм был похож на древнюю индуистскую философию Адвайты (недуализм) в той степени, в которой немецкий санскритист 19 века Теодор Гольдштюкер заметил, что мысль Спинозы была «... западной системой философии, занимающей ведущее место среди философов. философии всех народов и возрастов, и которая настолько точно отражает идеи Веданты, что мы могли бы заподозрить, что ее основатель позаимствовал фундаментальные принципы своей системы у индусов ».

Европейские богословы XIX века также считали, что древнеегипетская религия содержит элементы пантеизма, и указывали на египетскую философию как на источник греческого пантеизма. К последним относились некоторые досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр. В стоики были пантеистами, начиная с Зенона Китиона и кульминацией императора-философа Марка Аврелия. В дохристианскую Римскую империю стоицизм был одной из трех доминирующих философских школ наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом. Ранний даосизм из Лаоцзы и Чжуан - цзы также иногда считаются пантеистическим, хотя это может быть более похожим на Панентеизм.

Чхондоизм, возникший при династии Чосон в Корее, и буддизм вон также считаются пантеистическими. Реалист общество Канады считает, что сознание самоосознающей вселенной есть реальность, которая является альтернативной точка зрения пантеизма.

20 век

В письме Эдуарду Бюшингу (25 октября 1929 г.) после того, как Бюшинг прислал Альберту Эйнштейну копию своей книги Es gibt keinen Gott («Бога нет»), Эйнштейн писал: «Мы, последователи Спинозы, видим нашего Бога в чудесном мире. порядок и законность всего сущего и его души [ Beseeltheit ], проявляющейся в человеке и животном ". Согласно Эйнштейну, в книге рассматривается только концепция личного бога, а не безличного Бога пантеизма. В письме, написанном в 1954 году философу Эрику Гуткинду, Эйнштейн написал: «Слово Бог для меня не более чем выражение и продукт человеческих слабостей». В другом письме, написанном в 1954 году, он написал: «Я не верю в личного Бога, и я никогда не отрицал этого, но ясно выражал это». В книге «Идеи и мнения», опубликованной за год до своей смерти, Эйнштейн изложил свое точное понимание слова Бог:

Научные исследования могут уменьшить суеверия, побуждая людей думать и рассматривать вещи с точки зрения причины и следствия. Несомненно, что убеждение, сродни религиозному чувству, в рациональности и постижимости мира лежит в основе всей научной работы более высокого порядка. [...] Эта твердая вера, вера, связанная с глубоким чувством, в высший разум, который проявляется в мире опыта, представляет мою концепцию Бога. В просторечии это можно назвать «пантеистическим» (Спиноза).

В конце 20-го века некоторые заявили, что пантеизм лежит в основе неоязычества, и пантеисты начали создавать организации, посвященные именно пантеизму, и рассматривали его как отдельную религию.

Настенная роспись Леви Понсе « Светила пантеизма» в Венеции, Калифорния, для проекта «Рай».

21-го века

Некоторые комментаторы считают Альберта Эйнштейна пантеистом.

Дорион Саган, сын известного ученого и коммуникатора Карла Сагана, опубликовал в 2007 году книгу « Ослепляйте постепенно: размышления о природе природы», написанную в соавторстве с его матерью Линн Маргулис. В главе «Истина о моем отце» Саган пишет, что его «отец верил в Бога Спинозы и Эйнштейна, Бога не стоящего за природой, но как природу, эквивалентную ей».

В 2009 году пантеизм был упомянут в энциклике папской и в заявлении на Новый год, 2010, критикуя пантеизм за отрицание превосходства человека над природой и увидеть источник человека «s спасения в природе.

В обзоре фильма « Аватар» в 2009 году Росс Даутхат назвал пантеизм «религией, которую сейчас выбирает Голливуд для целого поколения».

В 2015 году The Paradise Project, организация, «посвященная прославлению и распространению информации о пантеизме», поручила художнику-монументалисту из Лос-Анджелеса Леви Понсе нарисовать 75-футовую фреску в Венеции, штат Калифорния, рядом с офисами организации. На фреске изображены Альберт Эйнштейн, Алан Уоттс, Барух Спиноза, Теренс МакКенна, Карл Юнг, Карл Саган, Эмили Дикинсон, Никола Тесла, Фридрих Ницше, Ральф Уолдо Эмерсон, УЭБ Дюбуа, Генри Дэвид Торо, Элизабет Кэди Стэнтон, Шанкара, Адама Руми., и Лаоцзы.

Категории

Существует множество разновидностей пантеизма и различных систем их классификации, основанных на одном или нескольких спектрах или на дискретных категориях.

Степень детерминизма

Философ Чарльз Хартсхорн использовал термин классический пантеизм для описания детерминистской философии Баруха Спинозы, стоиков и других единомышленников. Пантеизм (Все-есть-Бог) часто ассоциируется с монизмом (Все-есть-Одно), и некоторые предполагают, что он логически подразумевает детерминизм (Все-есть-сейчас). Альберт Эйнштейн объяснил теологический детерминизм, заявив, что «прошлое, настоящее и будущее - это« иллюзия »». Эта форма пантеизма получила название «крайний монизм», в котором, по словам одного комментатора, «Бог решает или определяет все, включая наши предполагаемые решения». Другие примеры пантеизмов, склонных к детерминизму, включают пантеизмы Ральфа Уолдо Эмерсона и Гегеля.

Однако некоторые выступают против трактовки каждого значения «единства» как аспекта пантеизма, и существуют версии пантеизма, которые рассматривают детерминизм как неточное или неполное представление о природе. Примеры включают верования Джона Скота Эриугена, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга и Уильяма Джеймса.

Степень веры

Также можно выделить два типа пантеизма, один из которых является более религиозным, а другой - более философским. Колумбийская энциклопедия пишет об этом различии:

"Если пантеист начинает с веры в то, что единой великой реальностью, вечной и бесконечной, является Бог, он видит все конечное и временное как некую часть Бога. Нет ничего отдельного или отличного от Бога, поскольку Бог - это вселенная. Если с другой стороны, концепция, взятая за основу системы, состоит в том, что великое всеобъемлющее единство - это сам мир или вселенная, Бог поглощен этим единством, которое может быть обозначено как природа ».

Форма монизма

Диаграмма с нейтральным монизмом по сравнению с картезианским дуализмом, физикализмом и идеализмом.

Философы и богословы часто предполагали, что пантеизм подразумевает монизм. К различным типам монизма относятся:

  1. Субстанциальный монизм, «мнение о том, что кажущееся множество веществ обусловлено различными состояниями или проявлениями одного вещества»
  2. Атрибутивный монизм, «представление о том, что независимо от количества субстанций, они представляют собой один окончательный вид»
  3. Частичный монизм: «в данной сфере бытия (сколько бы их ни было) есть только одна субстанция»
  4. Монизм существования, точка зрения, что существует только один конкретный объектный знак (Единый, «Τὸ Ἕν» или Монада ).
  5. Приоритетный монизм: «целое предшествует своим частям» или «мир имеет части, но части являются зависимыми фрагментами единого целого».
  6. Монизм собственности: точка зрения, что все свойства относятся к одному типу (например, существуют только физические свойства)
  7. Род монизм: «учение о том, что существует высшая категория; например, бытие»

Взгляды, контрастирующие с монизмом:

  • Метафизический дуализм, утверждающий, что существуют две совершенно несовместимые субстанции или реальности, такие как Добро и Зло, например, манихейство,
  • Метафизический плюрализм, который утверждает три или более фундаментальных субстанции или реальности.
  • Нигилизм отрицает любую из вышеперечисленных категорий (вещества, свойства, конкретные предметы и т. Д.).

Монизм в современной философии разума можно разделить на три большие категории:

  1. Идеализм, феноменализм или менталистический монизм, согласно которому реальными являются только разум или дух.
  2. Нейтральный монизм, который утверждает, что фундаментально существует один вид вещей, к которому можно свести как ментальное, так и физическое.
  3. Материал монизм (также называемый Физикализм и материализм), который считает, что только физическое реально, и что психическое или духовное может быть сведено к физической
а. Элиминативный материализм, согласно которому все является физическим, а ментальные вещи не существуют
б. Редуктивный физикализм, согласно которому ментальные вещи действительно существуют и являются своего рода физическими вещами.

Определенные позиции не легко вписываются в вышеперечисленные категории, такие как функционализм, аномальный монизм и рефлексивный монизм. Более того, они не определяют значение слова «настоящий».

Другой

В 1896 году теолог Дж. Х. Ворман выделил семь категорий пантеизма: механический или материалистический (Бог - механическое единство существования); Онтологический (фундаментальное единство, Спиноза); Динамический; Психический (Бог - душа мира); Этический (Бог - универсальный моральный порядок, Фихте); Логический (Гегель); и Чистый (поглощение Бога природой, которую Ворман приравнивает к атеизму).

В 1984 году Пол Д. Файнберг, профессор библейского и систематического богословия в Троицкой евангелической школе богословия, также выделил семь: гилозоистский; Имманентный; Абсолютистический монистический; Релятивистский монистический; Акосмический; Тождество противоположностей; и неоплатонический или эманационный.

Демография

Распространенность

Канадское пантеистическое население в процентах (Национальное обследование домашних хозяйств 2011 г.)

По состоянию на 2011 год около 1000 канадцев определили свою религию как «пантеистическую», что составляет 0,003% населения. В Ирландии количество пантеистов выросло с 202 в 1991 году до 1106 в 2002 году, до 1691 в 2006 году и 1940 в 2011 году. В Новой Зеландии в 1901 году был ровно один пантеист. К 1906 году количество пантеистов в Новой Зеландии увеличилось в семь раз. 7 (6 кобелей, 1 сука). К 2006 году это число увеличилось до 366.

Страна Подразделение (а) Число Год Ссылка
  Австралия 1394 (0,006%) 2011 г.
  Канада 1000 (0,003%) 2011 г.
  Канада   Квебек 75 (0,001%) 2011 г.
  Канада   Онтарио 295 (0,002%) 2011 г.
  Канада   Новая Шотландия 30 (0,003%) 2011 г.
  Канада   Нью-Брансуик 45 (0,006%) 2011 г.
  Канада   Манитоба 40 (0,003%) 2011 г.
  Канада   британская Колумбия 395 (0,008%) 2011 г.
  Канада   Остров Принца Эдуарда 0 (0%) 2011 г.
  Канада   Саскачеван 25 (0,002%) 2011 г.
  Канада   Альберта 125 (0,004%) 2011 г.
  Канада   Ньюфаундленд и Лабрадор 0 (0%) 2011 г.
  Канада   Северо-западные территории 0 (0%) 2011 г.
  Канада   Юкон 0 (0%) 2011 г.
  Канада   Нунавут 0 (0%) 2011 г.
  Ирландия 1940 (0,04%) 2011 г.
  Ирландия Приграничный регион 179 (0,04%) 2006 г.
  Ирландия Дублинский регион 524 2006 г.
  Ирландия Средний Восток 177 2006 г.
  Ирландия Регион Мидлендс 118 2006 г.
  Ирландия Юго-Восточный регион 173 2006 г.
  Ирландия Юго-Западный регион 270 2006 г.
  Ирландия Западный регион 181 2006 г.
  Новая Зеландия 366 (0,009%) 2006 г.
  Объединенное Королевство   Шотландия 60 (0,001%) 2001 г.
  Объединенное Королевство   Англия и Уэльс   2216 (0,004%) 2011 г.
  Объединенное Королевство Северная Ирландия 29 (0,002%) 2011 г.
  Уругвай 790 (0,02%) 2006 г.

Возраст и пол

В Канаде (2011 г.) возрастной группой с наибольшим количеством пантеистов был возраст от 55 до 64 лет. Возрастной группой с наименьшим количеством пантеистов были дети и подростки в возрасте до 15 лет, которые были пантеистами на 0,0005%, что в 9 раз реже, чем люди в возрасте. От 55 до 64. В Канаде не было значительных половых различий между мужчинами и женщинами. Однако в Ирландии (2011 г.) пантеисты чаще были женщинами (1074 пантеиста, 0,046% женщин), чем мужчинами (866 пантеистов, 0,038% мужчин).

Канадские пантеисты по возрасту и полу (2011)
До 15 лет 15–24 От 25 до 34 От 35 до 44 45–54 От 55 до 64 65 лет и старше
30

(0,0005%)

165

(0,004%)

185

(0,004%)

140

(0,003%)

140

(0,003%)

205

(0,005%)

130

(0,003%)

Мужчина женский
500

(0,003%)

500

(0,003%)

Общий
1000

(0,003%)

Связанные понятия

Поклонение природе или природный мистицизм часто путают с пантеизмом. По крайней мере, один эксперт, Гарольд Вуд, основатель Всемирного пантеистического общества, указывает, что в пантеистической философии отождествление Спинозы Бога с природой сильно отличается от недавней идеи самоидентификации пантеиста с экологическими этическими проблемами. Использование им слова « природа» для описания своего мировоззрения может сильно отличаться от «природы» современных наук. Он и другие мистики природы, которые также идентифицируют себя как пантеисты, используют слово «природа» для обозначения ограниченной природной среды (в отличие от созданной человеком среды ). Такое использование слова «природа» отличается от более широкого использования Спинозы и других пантеистов, описывающих законы природы и общие явления физического мира. Мистицизм природы может быть совместим с пантеизмом, но он также может быть совместим с теизмом и другими взглядами.

Нотеизм - это общий термин, который использовался для обозначения множества религий, не соответствующих традиционному теизму, и к которым был включен пантеизм.

Панентеизм (от греческого πᾶν (pân) «все»; ἐν (en) «в»; и θεός (theós) «Бог»; «все-в-Боге») формально был придуман в Германии в 19 веке в попытке предлагают философский синтез между традиционным теизмом и пантеизмом, утверждая, что Бог по существу вездесущ в физической вселенной, но также существует «отдельно» или «за пределами» ее в качестве своего Создателя и Поддерживающего. Таким образом, панентеизм отделяется от пантеизма, постулируя дополнительное заявление о том, что Бог существует над и за пределами мира, каким мы его знаем. Граница между пантеизмом и панентеизмом может быть размыта в зависимости от различных определений Бога, поэтому возникли разногласия при отнесении конкретных известных фигур к пантеизму или панентеизму.

Пандеизм - это еще одно слово, происходящее от пантеизма, и характеризуется как сочетание примиримых элементов пантеизма и деизма. Он предполагает божество-Создатель, которое в какой-то момент отличается от вселенной, а затем трансформируется в нее, в результате чего возникает вселенная, похожая на пантеистическую по существующей сущности, но отличающаяся по происхождению.

Панпсихизм - это философская точка зрения, которой придерживаются многие пантеисты, что сознание, разум или душа являются универсальной чертой всех вещей. Некоторые пантеисты также придерживаются различных философских взглядов гилозоизма (или панвитализма), взгляда, что все живое, и его ближайшего соседа анимизма, взгляда, что у всего есть душа или дух.

Пантеизм в религии

Традиционные религии

Многие традиционные и народные религии, включая традиционные африканские религии и религии коренных американцев, можно рассматривать как пантеистические или как смесь пантеизма и других доктрин, таких как политеизм и анимизм. По мнению пантеистов, в некоторых формах христианства присутствуют элементы пантеизма.

Идеи, напоминающие пантеизм, существовали в религиях Восточной и Южной Азии до 18 века (особенно сикхизм, индуизм, конфуцианство и даосизм ). Хотя нет никаких свидетельств того, что они повлияли на работу Спинозы, есть такие свидетельства относительно других современных философов, таких как Лейбниц, а затем Вольтер. В случае индуизма пантеистические взгляды существуют наряду с пантеистическими, политеистическими, монотеистическими и атеистическими. В случае с сикхизмом истории, приписываемые Гуру Нанаку, предполагают, что он верил, что Бог был повсюду в физическом мире, а сикхская традиция обычно описывает Бога как охраняющую силу в физическом мире, присутствующую во всех материальных формах, каждая из которых создана как проявление. Бога. Однако сикхи рассматривают Бога как трансцендентного творца, «имманентного феноменальной реальности мира точно так же, как можно сказать, что художник присутствует в своем искусстве». Это подразумевает более панентеистическую позицию.

Духовность и новые религиозные движения

Пантеизм популярен в современной духовности и новых религиозных движениях, таких как неоязычество и теософия. Две организации, которые используют слово пантеизм в своем названии, образовались в последней четверти 20 века. Всемирное пантеистическое общество, открытое для всех разновидностей пантеистов и поддерживающее экологические причины, было основано в 1975 году. Всемирное пантеистическое движение возглавляет Пол Харрисон, защитник окружающей среды, писатель и бывший вице-президент Всемирного пантеистического общества, из которого он ушел в отставку в 1996 году. Всемирное пантеистическое движение было зарегистрировано в 1999 году, чтобы сосредоточиться исключительно на продвижении натуралистического пантеизма - строгой метафизической натуралистической версии пантеизма, которую некоторые считают формой религиозного натурализма. Его описывают как пример «темно-зеленой религии» с упором на экологическую этику.

Смотрите также

Примечания

использованная литература

Источники

  • Фаулер, Джинин Д. (1997), индуизм: верования и практики, Sussex Academic Press
  • Фаулер, Джинен Д. (2002), Перспективы реальности: Введение в философию индуизма, Sussex Academic Press
  • Лонг, Джеффри Д. (2011), Исторический словарь индуизма, Scarecrow Press

дальнейшее чтение

  • Амрик, К. Пантеизм: свет и надежда современного разума, 1898. онлайн
  • Харрисон, Пол, Элементы пантеизма, Element Press, 1999. предварительный просмотр
  • Хант, Джон, Пантеизм и христианство, William Isbister Limited, 1884. онлайн.
  • Левин, Майкл, Пантеизм: нетеистическая концепция божества, Psychology Press, 1994, ISBN   9780415070645
  • Пиктон, Джеймс Аллансон, Пантеизм: его история и значение, Archibald Constable amp; Co., 1905. онлайн.
  • Пламптр, Констанс Э., Общий очерк истории пантеизма, Cambridge University Press, 2011 г. (перепечатка, первоначально опубликована в 1879 г.), ISBN   9781108028028 онлайн
  • Рассел, Sharman Apt, Standing in the Light: My Life as a Pantheist, Basic Books, 2008, ISBN   0465005179
  • Уркхарт, WS Пантеизм и ценность жизни, 1919. онлайн.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 12:48:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте