История евреев в Марокко

редактировать
Карта исторических еврейских общин в Марокко

Марокканские евреи составляют древнюю общину. До основания Израиля в 1948 году в странеивало от 250 000 до 350 000 евреев, что дало Марокко самую большую еврейскую общину в мусульманском мире, но к 2017 году останется около 2000 человек. Евреи в Марокко, используемые говорящие на берберских языках, иудео-марокканском арабском или иудео-испанском, были первыми в стране, которые приняли французский язык. язык, и отличие от населения в целом французский остается основным (и, во многих случаях, единственным) языком еврейской общины.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 При римлянах
    • 1.2 Арабское завоевание и Идрисиды (703–1146)
    • 1.3 При Альморавидах
    • 1.4 При Альмохадах (1146–15 века)
    • 1.5 При Маринидах
    • 1.6 Изгнание евреев из Испании
    • 1.7 При династии Саади
    • 1.8 При Мулае Рашиде и Мулае Исмаиле
    • 1.9 В XVIII веке
    • 1.10 В XIX веке
      • 1.10.1 Alliance Israélite Universelle
      • 1.10.2 Путешествие Монтефиоре в Марокко
      • 1.10.3 Миграция в Южную Америку
      • 1.10.4 Изобразительное эссе еврейской общины
    • 1.11 ХХ век
      • 1.11.1 Французский протекторат
      • 1.11.2 Вторая мировая война
    • 1.12 21 век
    • 1.13 Галлер y
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
    • 3.1 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки
История

При римлянах

Медная масляная лампа римский период в Меноры форме, найденный на развалинах Волюбилиса.

. Еврейское присутствие датируется более 2500 лет назад, во времена Карфагенское государство. иврит или арамейские языки, используемые евреями, были связаны с пуническим языком карфагенян; многие евреи также поселились среди берберов и переняли их языки. Позже, под властью римлян и (после 429 г.) вандалов, мавретские евреи, по сообщениям, увеличились в численности и процветали.

>Временная политика принята, церковь Карфагенские соборы приняли политику, дискриминирующую приверженцев иудаизма. Указ Юстиниана о преследовании Северной Африки, изданный после свержения правления вандалов и перехода Мавретании под власть византийцев (534 г.), был направлен против евреев, а также ариан, донатисты и другие инакомыслящие.

В VII веке еврейское население приняло в качестве нового присоединения с Пиренейского полуострова тех, кто хотел избежать вестготского законодательства. В конце того же века, во время великих арабских завоеваний на северо-западе Африки, в Мавретании, по мнению арабских историков, было много евреев.

Арабское завоевание и Идрисиды (703–1146)

Город Фес был основан в 808 году н.э., он привлекает разнообразное население всего региона, в том числе новичков. пришли евреи, которые внесли свои коммерческие возможности в новую развитую экономику. Они поселились в медине в Фесе и сформировали стабильную общину, которая неотъемлемой частью городской жизни.

Евреи Феса

Золотой век Еврейская община в Фесе просуществовала почти триста лет, с IX по XI века. Его ешивот (религиозные школы) привлекают блестящих ученых, поэтов и грамматиков. Этот период был омрачен погромом 1033 года, в Еврейской виртуальной библиотеке описывается как первое единичное событие, в очередь из-за политического конфликта между маграва и племенами.

При Альморавидах

Альморавиды (араб. Аль-Мурабинун; «воин-монахи»), конфедерация берберских племен из группы санхаджа, живших в Марокко Сахара Пустыня. Их религиозный пыл и боевые способности основали грозную империю в Марокко и мусульманской Испании в XI и XII веках. Их богословское исламское рвение приписывается Яхье ибн Ибрагиму, их духовному лидеру, а также алиму (религиозному ученому) Абд Аллаху ибн Ясину. Проникнув исламским рвением, Альморавиды завоевали Марокко и основные части западного Алжира между 1054 и 1092 годами. В 1062 году они превратили Марракеш в свою базу операций и религиозную столицу. С тех пор их главные лидеры приняли титул Амир аль-Муслимин («повелитель мусульман»), но, тем не менее, продолжали признавать легитимность еще более высокого авторитета в исламе: халифа Аббасидов в Ираке, которому был дан титул Амир аль-Му 'minīn («Предводитель верных») был дарован. Это было к концу 11 века, когда кастильские христиане, удерживавшие части Испании, начали бросать вызов авторитету Альморавидов и вторгаться на их территорию. Руководству Альморавидов удалось временно дать отпор христианам и сорвать их планы по завоеванию таких ключевых городов, как Кордова и Толедо.

За исключением Валенсии, мусульманская Испания оставалась под властью Альморавид контроль. Несмотря на это, возможно, самым слабым аспектом правления Альморавидов в Испании и Магрибе является тот факт, что они были мусульманским берберским империей, руководившим испано-арабской империей. С течением времени им становилось все труднее защищать все свои территориальные владения отского завоевания, особенно после падения Сарагосы в 1118 году. Более того, в 1125 году Альмохады (те, кто защищал «Единство Аллаха»), конфедерация соперничающих берберских племен, начала восстать против них в Атласских горах. После продолжительной борьбы и беспощадных боев Альмохады победили Альморавидов в 1147 году; они превратили Марракеш в свою столицу и распространили свою власть на мусульманскую Испанию.

Положение евреев под властью Альморавидов было свободным от серьезных злоупотреблений, хотя есть сообщения об усилении социальной враждебности по отношению к ним, особенно в Фесе. В отличие от случаев столкновения евреи во время правления Альмохадов (династия преемников Альморавидов), не так много фактических жалоб на эксцессы, принуждение или злобу со стороны властей по отношению к еврейским общинам.. Известно, однако, что Юсуф ибн Ташфин запретил евреям проживать в столице Марракеше. Им разрешалось торговать там, но если еврея ловили в городе ночное время, это каралось смертью.

При Альморавидах некоторые евреи процветали (хотя гораздо больше при Али III, чем при его отце Юсуфе ибн Ташфине ). Среди тех, кто носил титул «визирь» (وزير) или «насих» (ناصح) во времена Альморавидов, были поэт и врач, и.

При Альмохадах (1146–15 века)

Статус Дхимми, который требовал уплаты джизья (налогов для немусульман) в обмен на определенном уровне защиты религиозных меньшинств, пришел к концу при жестокой воинственной династии Альмохадов, пришедшей к власти в 1146 году. Вместо этого Альмохады заставляют евреев исполнять верность в ислам или смертью, вынуждая многих евреев, обращающихся в ислам или, по крайней мере, делать вид. Из-за большого сходства еврейской и исламской практикой евреи чувствовали, что они могли тайно поддерживать свои еврейские обычаи под видом ислама. Например, такие имена, как Бенчекроун (используемые Чокрон или Чукроун или Чекроун в зависимости от произношения), Эль Коэн и Каббадж, имели еврейское происхождение. Маймонид, который в Фесе со своим отцом, как говорят, писал общинам, чтобы утешить и ободрить своих братьев и единоверцев в это время угнетения. В вышеупомянутой элегии Авраама ибн Эзра, который, по-видимому, был написан в начале периода альмохадов и который встречается в йеменском сидуре среди кинот, предписанных для Девятого Аба, марокканских городов Сеута, Мекнес, долина реки Драа, Фес и Сегельмеса особо отмечены как подвергшиеся великим преследованиям. Иосиф ха-Коэн сообщает, что не осталось остатка Израиля от Танжера до Мехдии.

Из-за принудительных обращений более поздние Альмохады не удовлетворялись повторением формулы веры в единство Бога и пророческое призвание Мухаммеда. Третий принц Альмохадов, Абу Юсуф Якуб Аль-Мансур, говоря по этому поводу, говоря: «Если бы я был уверен в искренности их ислама, я бы позволил иматься с мусульманами… и если бы я был уверен в их неверии» Я убил бы их людей, поработил бы их потомство и объявил бы их собственность мусульманам. Но я не уверен в их случае ». Таким образом, аль-Мансур попытался отличить неомусульман от «истинных» мусульман. Он заставил их носить отличительные одежды с очень заметной желтой тканью вместо головного убора; Иллюзия безопасности.

Правление Альмохадов в целом оказало разрушительное и продолжительное влияние на положение марокканских евреев. Уже были заклейменными своими одеждой как неверующие, они, кроме того, стали объектами презрения и жестокого деспотического каприза, от которого не было выхода.

Отчет Соломона Коэна от января 1148 г. этим завоевания Альмохадов:

«Абд аль-Мумин... лидер Альмохадов после смерти Мухаммада ибн Тумарта Махди... захватил Тлемсен [в Магрибе] и убили всех, кто в нем находился, включая евреев, кроме тех, кто принял ислам... [В Сиджилмасе] 150 человек были убиты за то, что придерживались своей [еврейской] веры... По этому поводу сто тысяч человек были убиты в Фесе и 120 тысяч в Марракеше. Евреи во всех [завоеванных] районах [Магриба]... стонали под тяжелым игом альмохадов, многие были убиты, другие обращены;

При Маринидах

Династия Маринидов (Берберы : Имринен, Арабский : Мариниюн) была династией зената берберского, которые правила происхождения Марокко с 13 по 15 века.

Мариниды настигли Альмохады контролируют Марок co в 1244 г. и кратко контролировал весь Магриб в середине 14 века. Они поддерживали Гранадское королевство в Аль-Андалус в 13 и 14 веках; попытка закрепиться на европейской стороне Гибралтарского пролива, однако, потерпела поражение в битве при Саладо в 1340 году и завершилась после кастильского завоевания из Альхесираса от Маринидов в 1344 году.

Во время правления Маринидовы смогли вернуться к своей религии и практикам, они снова смогли восстановить свою жизнь и свои сообщества, вернувшись к некоторому состоянию нормальной жизни и безопасности. Они также установили прочные вертикальные отношения с султанами Маринидов. Когда все еще фанатичные толпы напали на них в 1275 году, султан Меринидов Абу Юсуф Якуб ибн Абд аль-Хакк лично вмешался, чтобы спасти их. Правители династии благосклонно приняли еврейских послов христианских королей Испании и признали евреев в числе своих ближайших придворных. Из этих евреев Халифа б. Ваккаса (Руккаса) стал управляющим в доме султана Абу Якуба Юсуфа ан-Насра и его близкого советника. Жертва дворцовых интриг, он был казнен в 1302 году. Его племянник, которого также звали Халифа, занимал ту же должность и постигла та же участь (1310). Однако не было никаких последствий против марокканских евреев в результате их могущественных единоверцев. Они были главными факторами процветания страны. Торговля золотом в Сахаре, имеющая первостепенное значение, полностью находились под их контролем. Их родственники и соратники в королевстве Арагон при необходимости финансировали военно-морские силы, которые защищали марокканские порты. Помимо джизьи (уплачиваемого немусульманами), они платили огромные таможенные суммы в казну в видеенных пошлин за свой импорт и экспорт. В отдаленных регионах, особенно в регионе Атласа, где было большое скопление евреев раннего происхождения, евреи обладали большим как в политической, так и в духовной сферах. Еврейские врачи пользовались заслуженной славой. В то время в моде было изучение каббалы, а также философии. Последним марокканским философом средневековья был Иуда б. Ниссим ибн Малках, который был еще жив в 1365 году.

Последний правитель династии Маринидов, Абд аль-Хакк II назначил многих евреев на высокие посты. Назначение евреев на высокие посты, такие как визирь, разозлило многих мусульман, поскольку они рассматривали такое усиление еврейской власти как нарушение статуса зимми. Абд аль-Басит б. Халил, средневековый марокканский писатель, утверждает, что евреи стали высокомерными из-за своего вновь обретенного престижа, используя свою власть, чтобы командовать мусульманами. Это явное нарушение устоявшегося общественного строя. Когда поползли слухи о том, что еврейский визирь в Фесе Аарон Баташ ударил мусульманку, среди мусульманского населения Феса поднялись общественные протесты. Они потребовали от муфтия (эксперта по исламу) издать фетву (юридическое заключение), разрешающую убийство евреев во имя Аллаха. Муфтию ничего не оставалось, как разрешить эти убийства. Так началось марокканское восстание 1465 года, один из самых страшных погромов в истории Марокко.

Испанское изгнание евреев

Еврейская женщина из Танжера (1874)

К 1249 году., испанская Реконкиста завершила свою главную фазу. Во время кровавых сцен, разыгранных в 1391 году в Испании, контролируемой Испанией Севилье и Майорке, евреи-сефарды Испании воспользовались этой помощью. эмигрировать в Северную Африку, чтобы избежать преследований. Спустя сто лет король Арагона Фердинанд II и королева Кастилии Изабелла I издали Указ об Альгамбре - предписывающий изгнание практикующих евреев из Испании. Следовательно, евреи были изгнаны из Испании в 1492 году, а затем из Португалии в 1496 году по аналогичному указу короля Португалии Мануэля I. Внезапное вторжение евреев в Марокко и всю Северную Африку повторилось в гораздо большем масштабе.

После марокканского восстания 1465 года при династии Маринидов коренная еврейская община в Марокко сокращалась, подвергаясь резне и маргинализации. Марокканское еврейство начало восстанавливаться после погромов 1465 года при династии Ваттасидов, правящей группе зенатских берберов, получившей контроль во время падения Маринидов в 1472 году. Еврейская община в Марокко затем пополнилась волны мигрантов, прибывающих из Испании и Португалии после 1492 года, значительно увеличили культурную и экономическуюь марокканской еврейской общины. Прибывающие евреи-сефарды, как правило, были экономически лучше, чем их местные сверстники, и приносили с собой особые представления о культуре, сформированные веками жизни на Пиренейском полуострове. В результате сефардская научная коммерческая элита быстро доминирует в еврейской общинной жизни в Марокко.

Синагога Ибн Данана в Фесе.

Несколько выходцев из Феса бежали в Испанию. в течение пятнадцатого века и вернулся в Фес после 1492 года, действующий уникальный мост между коренными евреями Марокко и недавно прибывшими сефардами. Среди этой группы самых лучших представителей семьи Ибн Данана. Спасаясь бегством из Феса либо в 1438, либо в 1465 году, ибн Данан обосновался в Гранаде, где раввин Моисей Маймон ибн Данан и его сын Саадия прославились как ученые. Саадия вернулся в Фес после изгнания из Испании и служил духовным наставником для других изгнанников, отождествляя себя с местными евреями. Семья Ибн Данана на протяжении веков входила в интеллектуальную и финансовую элиту Феса, создавая союзы между сефардскими семьями и поддерживая известную синагогу в Фесе.

Прибытие испанских еврейских вводло важные изменения в городскую жизнь и внутри существовавшая ранее еврейская община. Еврейская жизнь в мусульманских внутренних районах Марокко начала сефардской плутократией, которая продолжала контроль над марокканскими евреями до наших дней. В каждой местной общине был жесткий, или шейх аль-Яхуд, который назначался правительством. Главной фигурой в большой еврейской общине был столичный Нагид, который неизменно был придворным евреем. Во всей марокканской еврейской общине были известны сефардские дайяни, такие как ибн-дананы, власть которых в степени признания евреями по всей стране. Марокко и вызвал беспокойство как среди мусульман, которые опасались повышения цен на предметы первой необходимости, так и среди евреев, уже поселившихся там, до сих пор ужасающих средств к существованию. ремесла и мелкая торговля.

Многие испанские еврейские эмигранты в Марокко смогли успешно интегрироваться в более крупную общину, отчасти благодаря своему относительному богатству, проблема бедности среди изгнанников по-сохраняемым большим количеством еврейских индейцев. Многие умерли от голода, а некоторые вернулись в Испанию; Большинство из них бежало в Фес, где их ждали новые испытания. Более 20 000 евреев погибли в Фесе и его окрестностях в результате ужасного пожара и последующего голода в еврейском квартале города.

Несмотря на испытания, с которыми столкнулись евреи в Марокко, многочисленные «новые христиане», которых также называют « Марраны "- которые все еще оставались в Испании и Португалии после изгнания, пытались пробиться в Северную Африку. В ответ на это король Мануил I издал в 1499 году ряд указов, запрещающих эмиграцию новых христиан без явного королевского разрешения. Тем не менее, благодаря денежной и транспортной помощи со стороны фигур, уже установленных в еврейской диаспоре, многим новым христианам удалось иммигрировать в Северную Африку.

Новая группа новых христиан прибыла в Марокко через учреждение инквизиции. в Португалии при Папе Павле III в 1536 году. В 1508 году Португалия заняла части Марокко, преуспев в завоевании старого портового города Сафи, имевшего большой число еврейских жителей и впоследствии стал важным торговым центром. В 1510 г. Сафи был осажден большой мавританской армией. После этого некоторые португал ьские евреи оказали помощь осажденным на кораблях, укомплектованных единоверцами и оборудованных за свой счет.

В Сафи евреям было разрешено жить как таковые с разрешения короля Мануэля I. в дополнение к Асиле после 1533 года, который долгое время был португальским владением. В ссорах, которые имели место впоследствии между маврами и правителями Азамура, султаны Ваттасидов использовали некоторых иммигрантов с хорошими связями в качестве торговых и дипломатических посредников с португальской короной. Такие люди, как раввин Авраам б. Замиро из Сафи, Якоб Росалес и Якоб Руте из Феса были такими же агентами Португалии, как и Марокко. Ваттасиды также взяли на службу некоторых еврейских ремесленников и технических специалистов, которые обладали военными стратегическими навыками. Эти люди были наняты во многом в том же духе, что и христианские наемники, и, как правило, не считались правительственными чиновниками с какой-либо административной властью над мусульманами.

При династии Саади

Династия Саади или Саадианская династия была династией арабского происхождения, которая правила Марокко с 1554 по 1659 год.

С 1509 по 1554 год они правили только на юге страны. Марокко. Все еще признавая Ваттасидов султанами до 1528 года, растущая мощь Саадиана побудила Ваттасидов напасть на них и после нерешительной битвы признать их власть над южным Марокко через договор Тадла..

Их правление над Марокко началось с правление султана Мохаммеда аш-Шейха в 1554 году, когда он победил последних Ваттасидов в битве при Тадле. Правление Саадидов закончилось в 1659 году с окончанием правления султана. Когда в 1578 году молодой король Себастьян и почти вся его армия встретили смерть, и Португалия увидела конец своей славы, в битве при Алькасарквивире несколько оставшихся дворян были взяты в плен и проданы Евреи в Фесе и Марокко. Евреи очень гостеприимно приняли португальских рыцарей, их бывших соотечественников, в свои дома и отпустили многих из них, пообещав, что они пришлютобратно свой выкуп из Португалии.

Самуэль Паллаш из сефардов Семья Паллаче, завоевавшая доверие Зайдана Ан-Насера ​​, сыграла важную роль в отношениях Марокко и Нидерландов, выступая в качестве переводчика его посла во время поездки в Голландская, затем снова с, что привело к подписанию в 1611 году.

Многочисленные недавно иммигрировавшие евреи, чьи потомки придерживаются своих испанских диалектов, ладино и Хакетия по сей день и которые превосходят старших еврейских марокканцев по образованию и интеллектуальным достижениям, а также стали заметными в истории Марокко. Обладая навыками в европейской торговле, искусстве и ремеслах, до сих пор в степени неизвестных маврам, и своим богатством евреи внесли заметный вклад в подъем и развитие династии Алауитов с тех. его начало в 1666 году. Сначала Саади казались фанатичными религиозными фанатиками, нетерпимыми к немусульманам. Они обложили местную еврейскую общину высокие налогами. Однако по мере укрепления своей власти в стране они постепенно проявляют терпимость к еврейскому меньшинству. Как и их предшественники ваттасиды, султаны Саади теперь нанимали евреев в качестве врачей дипломатических эмиссаров и переводчиков. Начиная с 1603 года, Авраам бин Вах, а затем Иуда Леви служили министра финансов. Члены еврейской аристократической семьи Кабесса и Палаче были наняты двором султана в качестве агентов и переговорщиков с европейскими купцами, которые въехали в страну. В то время как органы власти все чаще оказывались дружественными по отношению к евреям, вряд ли то же самое можно было сказать о мусульманских массах, а также о городских и городских вождях и губернаторах.

При Мулае Рашиде и Мулае Исмаиле

Каббалист заклинание против скорпионов из Марокко.

Евреи сильно пострадали во время великих завоеваний Мулая Рашида, который объединил отдельные части Марокко в одно государство и хотел добавить к нему всю северо-западную Африку. Согласно Шенье, когда Ар-Рашид взял город Марракеш в 1670 году, по желанию жителей он вызвал еврейского советника и губернатора правящего принца Абу Бакра вместе с последним и всей его семьей, чтобы быть публично сожженным, чтобы вызвать среди ужасов евреев. Он также разрушил синагоги города, изгнал многих евреев из берберской области Сус и обращался с ними с тиранически. Его требования к евреям в плане налогов были огромны; он приказал собрать их Джошуа бен Хамошет, богатый еврей, которому он был назначен различными услугами, которых он назначил главой над евреями. Он даже приказал евреям поставлять вино христианским рабам.

В 1668 году еврейская община Чауйя обосновалась в Фесе после того, как Мулаи Рашид напал на город Чауя. Им дали три дня на отъезд, и они уехали со своим раввином Маймоном Афлало. Они насчитали около 1300 дворов и обладали большим богатством. После переезда в Фес им была предоставлена ​​предоставленная собственная синагога.

Преемником Мулая Рашида был его брат Исмаил (Мулай Исмаил) (1672 г.), один из самых жестоких тиранов. При вступлении на престолмаил назначил своего еврейского советника, сына советника Мулая Рашида, своим министром, и в этом качестве Джозеф заключил мир между Марокко и Голландией. Во время правления Исмаила были восстановлены разрушенные синагоги, хотя его налоги на евреев были жесткими. Однажды он пригрозил заставить их принять ислам, если их Мессия не придет в течение определенного времени. Евреи поняли намек и удовлетворили его благочестивое рвение очень большой суммой денег. Евреи, которые служили сборщиками налогов на всем побережье, обычно дарили Исмаилу золотой костюм для верховой езды в качестве ежегодного «подарка» - побуждение сохранить их на своем посту - а также курицу и дюжину кур, вылепленных из золота как уплата налогов для всей еврейской общины. У Исмаила был другой способ добыть деньги: за определенную сумму он продавал претенденту на почести положение и богатство одного из своих фаворитов. В одной из таких сделок Маймаран, который был верховным правителем президентов королевства, опасался соперника в лице Моисея ибн Аттара и предлагал султану определенную сумму за его голову. Затем Исмаил сообщил Моисею ибн 'Аттару, сколько было предложено за его голову, после чего Ибн' Аттарная двойная сумма за голову своего партнера. Султан взял деньги у обоих, назвал их дураками и примирил их друг с другом, после чего Ибн Аттар женился на дочери Маймарана и разделил со своим тестем власть евреев надями. Тот же Моисей ибн Аттар был полномочным представителем мессенджера при заключении с Советской империей в 1721 году.

После 1700 лет Фес уже не привлекает столько евреев, как в предыдущие годы, в то время как другие продолжали прибывать, другие сохранилища жительства в Фесе, но проводят время в других местах.

В 1703 году между евреями Чауи, проживающими в Фесе, произошел спор с остальной еврейской общиной. Они потребовали от общин, чтобы государственные налоги с них отдельно. Кроме того, у них были плохие отношения с остальной частью сообщества. В конце концов, эти два события не прошли.

Две общины, пришедшие из Испании (мегорашим) и местные, наконец слились воедино. Арабский был основным языком, в то время, как уникальные испанские ритуалы сохранялись и практиковались. В последующие годы количество членов общины колебалось. Были времена относительного мира, времена эпидемий и разных кризисов. Например, в 1723 году продолжительная засуха превратила меллах в город-призрак, так как многие евреи бежали и покинули этот район. «Дома богачей пустуют, их обитатели исчезли, ворота дворов закрыты, растет сорняк и заходят грабители, похищая двери и кровати. Многие дома снесены, камни и стропила отобраны..... Большинство улиц меллы безлюдны ». Голод унес жизни более 2000 человек и еще 1000 человек, обращенных из иудаизма.

В 18 веке

евреи Феса, ок. 1900. Еврейский дом в Могадоре, автор Дарондо (1807–1841).

Состояние еврейской общины не изменилось при Мухаммеде III (1757–89), который отличился попыткой привнести европейскую культуру в свое королевство. Советники-евреи Мохаммеда бен Абдалы помогали Соединенным Штатам в период с 1776 по 1783 год посредством разведывательных операций, координируемых Луисом де Унзага «le Conciliateur» и его зятем Антонио и Матиасом де Гальвесом через Канарские острова и Луизиана. Старший сын султана, Мулай Али, губернатор Феса, мужественно воспротивился предложению своего отца обложить этот налогом в пользу других своих братьев, и этот налог должна была платить еврейская община. Он заявил, что евреи уже настолько бедны, что он не желает увеличивать их страдания. Его министром был еврей, который однажды впал в немилость и был отдан в раба контрабандисту из Туниса, но возвращен был в пользование. Вступление на престол Язида после смерти Мухаммеда III в 1789 году привело к ужасной резне марокканских евреев, которые отказали ему в их поддержке в его борьбе с его братом за престолонаследие. В качестве наказания более богатых евреев Тетуана при его въезде в город привязывали к конским хвостам и тащили через город. Многие были убиты другими охранными или ограблены. Еврейских женщин изнасиловали. Испанский консул Соломон Хаззан был казнен за предательство, евреи Танжера, Асилы и Алькасарквивира были приговорены к выплате крупной суммы денег. Илия, министр бывшего царя, который всегда выступал против Язида на совете, быстро принял ислам, чтобы избежать преследований. Вскоре он умер. Жестокость преследователя достигла апогея в Фесе. В Рабате, как и в Мекнес, евреи подверглись жестокому обращению. В Могадоре возникла борьба между евреями и городским судьей, с одной стороны, и мавританскими гражданами, с другой; спор был из-за еврейской одежды. Наконец, евреям было приказано заплатить 100 000 пиастров и три корабля пороха; и большинство из них были арестованы и избиты ежедневно, пока не была произведена оплата. Многие заранее бежали в Гибралтар или другие места; некоторые умерли как мученики ; а некоторые приняли ислам. Затем знатные люди и мусульманские массы поднялись, чтобы вмешаться от имени евреев. Они спрятали многих из них в своих домах и спасли очень многих. В Рабате губернатор Баргаш спас общину от худшего. Кровавые события 1790 года были поэтически развиты в двух кинотах Девятого Аба Якобом бен Джозефом Аль-Мали? и Давидом бен Аароном ибн Хусейном.

Со второй половины этого века существуют отчеты о путешествиях, которые дают информацию о внешнем положении евреев. Шенье, например, следующим образом:

«У евреев нет ни земли, ни садов, ни они могут наслаждаться их плодами. Они должны носить только черное и обязаны проходить мимо мечетей или по улицам, на которых есть святилища, ходить босиком. Самый низкий из мавров считает, что он имеет право плохо обращаться с евреем, и не смеет последнего защищаться, потому что Коран и судья всегда в пользу мусульман. Несмотря на такое угнетение, евреи имеют много преимуществ перед маврами: они лучше понимают дух торговли; они действуют как агенты и посредники, и они извлекают выгоду из своей хитрости и невежества мавров. В своих коммерческих сделках многие из них скупают товары в стране, чтобы продать их снова. У некоторых есть европейские корреспонденты; другие - механики, например ювелиры, портные, оружейники, мельники и каменщики. Более трудолюбивые, искусные и более информированные, чем мавры, евреи нанимаются императором для получения таможни, для чеканки денег и во всех делах и отношениях, которые монарх имеет с европейскими купцами, а также во всех его переговорах. с различными европейскими правительствами ».

Берберские евреи из Атласских гор, ок. 1900.

Действительно, было немало таких еврейских чиновников, переговорщиков, казначеев, советники и администраторы при марокканском дворе, которых европейцы склонны называть «министрами», но которых на самом деле правитель использовал лишь в качестве посредников в вымогательстве денег у народа и увольнял их, как только их полезность в этом направлении была на исходе. В частности, это были евреи из Испании, мегораши, чье богатство, образование и государственная мудрость проложили себе путь ко двору здесь, как и прежде в Испании. Один из первых из них министрами был Шумель аль-Баренси, в начале 16 века в Фесе, который открыл «государственную карьеру» для длинной череды единоверцев, закончившейся в 19 веке премьер-министром и представительным советником императора по иностранным делам. Было бы ошибкой предполагать, что этим еврейским сановникам государства удалось повысить положение и влияние своих единоверцев или что они даже попытались это сделать. Обычно они были очень рады, если им удавалось оставаться на своем посту до конца своей жизни.

Марокканские евреи также работали послами в иностранных судах. В начале 17 века Пачеко в Нидерландах; на том же месте в 1610 г.; после 1675 г., который, как указано выше, заключил мир с Голландией ; его сын Хайим в Англии в 1750 году; еврей из Дании. В 1780 г. был послан министром из Марокко к королю Георгу III ; в 1794 г. еврей по имени Сумбал был послан в 1828 г. послами Марокко к английскому двору.

Еще одним событием, вызвавшим сокращение численности населения в общине, было двухлетнее изгнание евреев из меллы в 1790 г. 1792 г., во время непродолжительного правления султана Малави Язида. Вся община была вынуждена уехать в Касба Шрарда, которая находилась по другую сторону Феса. На этот раз население евреев вокруг меллы находилось на самой низкой стадии за все время и не сумело «исцелить» себя. мечеть была построена на месте главной синагоги, по приказу езида, надгробные камни с близлежащего еврейского кладбища были использованы для строительства мечети, а само кладбище было перенесено ко входу мусульман. квартал вместе с костями святых раввинов. Ссылка длилась около двух лет, и только после смерти езида кади Феса приказал снести мечеть и евреям было разрешено вернуться в свой квартал.

В 19 веке

Еврейская свадьба в Марокко Эжен Делакруа, 1839, Лувр, Париж Еврейский фестиваль в Тетуан, Альфред Деоденк, 1865, Парижский музей еврейского искусства и истории Чтение Библии раввинами, Леконт де Ноу, 1882

XIX век, принесший эмансипацию для евреев многих стран, не смогла коренным образом изменить статус марокканских евреев, но привела к новым разделениям между ними и повлекла за собой новые источники проблем. В середине 19 века коммерческое развитие и европейское экономическое проникновение принесли процветание многим еврейским купцам в северных портах Марокко, но стоили многим внутренним евреям их традиционной жизни. Так как промышленный импорт из Европы вытеснил с рынка традиционных еврейских ремесла. В результате марокканские евреи начали мигрировать из внутренних в прибрежные города, такие как Эс-Сувейра, Мазаган, Асфи, а позже Касабланка за экономические возможности, участие в торговле с европейцами и развитием этих городов. Некоторые обнищавшие мигранты в перенаселенные городские меллы (еврейские кварталы) изо всех сил пытались выжить в качестве лавочников, разносчиков, ремесленников или нищих.

Нестабильность и разногласия в Марокко также разжигали конфликты, в которых евреи были частыми козлами отпущения. Первая франко-марокканская война в 1844 году принесла новые страдания и жестокое обращение марокканским евреям, особенно евреям Могадора (известный как Эс-Сувейра ). Когда испано-марокканская война разразилась 22 сентября 1859 г., Мелла из Тетуана был разграблен, и многие евреи бежали в Кадис и Гибралтар в качестве убежища.

Alliance Israélite Universelle

Этот инцидент в битве при Тетуане 1860 года был освещен европейской еврейской прессой, что привело к международной инициативе под названием «Фонд помощи Марокко». Преследование марокканских евреев было одним из мотивов основания в 1860 году Alliance Israélite Universelle (AIU), французской организации, работающей за социальное и политическое равенство евреев и их экономическое развитие во всем мире.

Марокко было одной из стран, где AIU был наиболее активен; она открыла свою первую школу в Тетуане в 1862 году, за ней последовали школы в Танжере (1864), Эс-Сувейра (1866) и Асфи (1867 г.). В конце концов, в Марокко было 83 школы - больше, чем во всем остальном мире вместе взятых. Со временем AIU в Марокко все больше и больше ассоциировался с французским колониальным регионом; один из его заместителей генерального секретаря позже заметил, что его «тесные, даже органические отношения с набережной Орсе (французское министерство иностранных дел) были секретом полишинеля»

Синагога Исаака Бен Валида в Тетуане, названном в честь одного из наиболее выдающихся марокканских еврейских деятелей 19 века.

Хотя AIU не смог добиться многого в высоком положении марокканских евреев, ему удалось дать значительному меньшинству них из современное французское образование и знакомство с французской культурой. Это включало изменение гендерных и сексуальных норм многих марокканских евреев. На протяжении веков марокканские евреи и мусульмане разделяют такие обычаи, как многоженство, сегрегация полов, ранний возраст женского брака и терпимость к любви мужчин к молодым мужчинам, что противоречило как еврейским, так и исламским предписаниям священных писаний. AIU ставил своей целью европеизацию моделей брака и семейных формальных марокканских евреев, борьбу с проституцией, игнорированием головных уборов у еврейских женщин и обуздание того, что он считал распущенностью и гомосексуальными наклонностями еврейских мужчин. Эти изменения требовали, по словам ассоциации выпускников AIU в Танжере в 1901 году, чтобы еврейские нравы были «отделены от мусульманского духа», что помогло, как и деятельность AIU в целом, увеличить дистанцию ​​марокканских евреев от формирующейся марокканской национальной идентичности.. Леви Коэн основал первую франкоязычную газету в Марокко в 1883 году, чтобы французский язык и культуру среди своих единоверцев.

Путешествие Монтефиоре в Марокко

Марокканская еврейка, ок. 1880.

В 1863 г. сэр Моисей Монтефиоре и Совет депутатов британских евреев получили телеграмму из Марокко с просьбой о помощи группе евреев, которые были заключены в тюрьму в Сафи по подозрению в убийстве испанца. Двое других уже были казнены по наущению испанского консула ; один из них публично в Танжере, другой в Сафи. Сэр Моисей при поддержке британского правительства предпринял поездку в Марокко, чтобы потребовать освобождение заключенных евреев, как он сказал в письме к султану, побудить последнее «отдать самые положительные приказы евреям и христианам, проживающим во всех частях владений государства величества, и что никто не должен приставать к ним каким-либо образом в чем-либо, что касается их безопасности и спокойствия; Эти попытки Монтефиоре увенчались успехом.

Заключенные были освобождены, и 15 февраля 1864 года султан издал указатель, предоставивший равные права правосудия. эмансипативный указ был подтвержден сыном и преемником Мухаммеда IV, Мулай Хасаном I, при его восшествии на престол 1873 г. и снова 18 сентября 1880 г., после <63 г.>Мадридская конференция.

Однако проеврейские реформы часто не проводились местными магистратами в раздробленном султанате, и даже если они и были, они вновь разжигали враебность по отношению к еврейскому населению. Так, например, султан Сулейман (1795–1822) издал. Согласно статистическому отчету AIU, за 1864–1880 годы в городе и районе Марокко было убито, декрет, разрешающий евреям Феса, носил обувь; но так много евреев было убито на улицах, что они сами попросили султана отменить его. Не менее 307 евреев, преступлений, которые, хотя и доводились до сведения магистратуры, каждый раз, оставались безнаказанными.

Миграция в Южную Америку

В течение этого столетия и вплоть до 1910 года около 1000 марокканских еврейских семей мигрировали в Амазонку, на севере Бразилии, во время каучукового бума.

Иллюстрированное эссе евреев община

Ранние фотографии марокканских еврейских семей, сделанные в начале 20 века немецким исследователем и фотографом Германом Бурхардтом, сейчас хранятся в этнологическом музее Берлина.

20-го века. столетие

Французский протекторат

Статус марокканских евреев существенно не улучшился после установления в 1912 году французского протектората над большей частью страны. В отличие от Алжира, где евреи получили французское гражданство в массовом порядке с принятием указа Кремье в 1870 году, установление французского протектората в Марокко стоило многим евреям тех форм европейской экстерриториальной защиты, которыми они раньше пользовались. снова низводя их до статуса индигенов, или «туземцев», вместе с их мусульманскими соотечественниками.

В 1912 году, на фоне восстания, последовавшего за раскрытием Фесского договора, тысячи восставших Марокканские солдаты вошли и разграбили Мелла в Фесе, остановившись только после того, как французские артиллерийские снаряды обстреляли еврейский квартал. Было убито более 50 евреев, сотни домов и магазинов были разрушены или повреждены. События были известны как Кровавые дни Феса или «Трител ».

В Касабланке братья Хадида редактировали, или (1922-1924), сионистскую газету, написанную на иудео-арабском с еврейским шрифтом, которая выходила с 1922 года до закрытия французскими властями в 1924 году. За ней последовала (1926-1940) националистическая, просионистская франкоязычная газета, редактировавшаяся также (1932-1940), франкоязычная газета в соответствии с освободительные взгляды AIU, под редакцией. L'Avenir Illustré и L'Union Marocaine были закрыты режимом Виши.

Как община, марокканские евреи отправляли значительное количество детей учиться на французском в такие учреждения, как школы Alliance Israélite Universelle, на одно или два поколения раньше марокканских мусульман. Однако к 1930-м годам все большее число марокканских мусульман также начали заканчивать школы с преподаванием на французском языке, требуя доступа к должностям, которые ранее занимали французские граждане и марокканские евреи во французских предприятиях и в колониальной администрации.

Вторая мировая война

В 1940 году генеральный резидент Шарль Ногес ввел в действие антисемитские декреты, изданные контролируемым нацистами правительством Виши, которые исключали евреев из общественных функций. Султан Мохаммед V отказался «от плана Виши по гетто и депортации четверти миллиона евреев Марокко на фабрики убийств Европы» и в знак неповиновения настоял на том, чтобы пригласить всех раввинов Марокко на 1941 год. тронные торжества. Однако французское правительство ввело некоторые антисемитские законы против воли султана. Леон Султан, член Марокканской коммунистической партии, например, был лишен статуса.

Расистские законы оказали негативное влияние на марокканских евреев и поставили их в неудобное положение «между равнодушным мусульманским большинством и классом антисемитских поселенцев».

В 1948 году в Марокко проживало примерно 265 000 евреев. Сейчас там живут около 2500 человек, в основном в Касабланке, но также в Фесе и других крупных городах.

В июне 1948 года, вскоре после основания Израиля и в разгар первой арабо-израильской войны, в Уджде и вспыхнули беспорядки против евреев. Джерада, а в Алькасарквивире убито 44 еврея. В 1948–1949 годах 18 000 евреев покинули страну и уехали в Израиль. После этого еврейская эмиграция продолжилась (в Израиль и другие места), но замедлилась до нескольких тысяч в год. В начале 1950-х сионистские организации поощряли эмиграцию, особенно на более бедном юге страны, рассматривая марокканских евреев как ценный источник рабочей силы для еврейского государства. С 1948 года многие евреи покинули Фес. Большинство эмигрировало в Израиль, другие - во Францию ​​и Канаду. В 1950-х и 1960-х годах все еще существовали еврейские школы и организации, такие как Alliance Israélite Universelle, который позже закрылся по мере сокращения еврейского населения.

В 1956 году Марокко обрело независимость. Евреи занимали несколько политических должностей, в том числе трех членов парламента Марокко и министра почты и телеграфа. Однако эмиграция в Израиль подскочила с 8 171 в 1954 году до 24 994 в 1955 году и еще больше увеличилась в 1956. Начиная с 1956 года эмиграция в Израиль была запрещена до 1961 года, хотя продолжалась нелегально до тех пор, пока не была официально возобновлена. В 1961 году правительство смягчило законы об эмиграции в Израиль в рамках соглашения с Израилем, которое предполагало выплату Марокко за каждого еврея, покинувшего страну в Израиль. Когда Мухаммед V умер, евреи присоединились к мусульманам в национальный день траура. Но за следующие три года более 80 000 марокканских евреев иммигрировали в Израиль. К 1967 году в Марокко осталось всего 60 000 евреев.

Шестидневная война в 1967 году привела к усилению арабо-еврейской напряженности во всем мире, в том числе в Марокко. К 1971 году его еврейское население сократилось до 35 000 человек; однако большая часть этой новой волны эмиграции пошла в Европу и Северную Америку, а не в Израиль. Какое-то время Франция была местом назначения, в частности, марокканских евреев с европейским образованием, имевших там экономические возможности; Одно исследование марокканских братьев-евреев, один из которых обосновался во Франции, а другой в Израиле, показало, что 28 процентов братьев, поселившихся во Франции, стали менеджерами, бизнесменами или профессионалами (по сравнению с 13 процентами их израильских братьев) и только 4 процента неквалифицированные рабочие (по сравнению с более чем третью их израильских братьев). Марокканские евреи в Израиле, гораздо более многочисленные, имели меньшую мобильность: 51 процент были рабочими в 1961 году и 54 процента в 1981 году.

21 век

Несмотря на их нынешнюю небольшую численность, Евреи продолжают играть заметную роль в Марокко. Король нанимает старшего советника-еврея Андре Азуле. Они хорошо представлены в бизнесе и даже немного в политике и культуре. Еврейские школы и синагоги получают государственные субсидии. Однако евреи стали мишенью бомбардировок Касабланки в мае 2003 года. Призывы короля Хасана II к бывшим марокканским евреям вернуться в основном игнорировались.

В 2004 году в Марракеше было стареющее население около 260 евреев, большинство из которых старше 60 лет, в то время как в Касабланке проживало от 3000 до 4000 евреев. По данным на 2014 год, в Марокко все еще проживает около 2500 евреев. По состоянию на 2018 год общее количество евреев в Марокко составляет 2200 человек. Между тем, в Государстве Израиль проживает около 1 000 000 евреев марокканского происхождения, что составляет около 15% от общей численности населения страны.

В 2013 году было выявлено стремительное развитие тенденции. марокканско-еврейских семей, отправляющих своих сыновей учиться в Иерусалимский технологический колледж в Израиле. Большинство этих студентов решают принять израильское гражданство и поселиться в Израиле после окончания учебы. И наоборот, небольшая струйка преступников из Израиля поселилась в Марокко, пользуясь отсутствием договора об экстрадиции между двумя странами. Однако большинство из них не имеют марокканского происхождения. В Марокко по-прежнему много еврейских граждан, которые предпочитают воспитывать своих детей в иудейской вере, и большинство из этих детей отправляются в школу Alliance Israélite Universelle. Однако большинство учеников этой школы получают высшее образование в других странах и покидают Марокко.

Галерея

См. Также
Примечания

Ссылки

Эта статья включает текст из публикации, находящейся в общественном достоянии : Зингер, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Марокко». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.

Дополнительная литература
  • Дэвид Бенсуссан, Il était une fois le Maroc: témoignages du passé judéo-marocain, éd. du Lys, www.editionsdulys.ca, Монреаль, 2010 г. (ISBN 2-922505-14-6 ). Второе издание: www.iuniverse.com, Блумингтон, Индиана, 2012 г., ISBN 978-1-4759-2608-8, 620p. ISBN 978-1-4759-2609-5 (электронная книга);
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте