Мусульманский мир

редактировать
Исламизм (также часто называемый политическим исламом или исламским фундаментализмом ) — это политическая идеология, утверждающая, что современные государства и регионы должны быть перестроены в конституционном, экономическом и правовом отношении в соответствии с тем, что понимается как возрождение или возврат к подлинной исламской практике в его совокупность.

Идеологии, получившие название исламистских, могут отстаивать « революционную » стратегию исламизации общества посредством осуществления государственной власти или альтернативно « реформистскую » стратегию повторной исламизации общества посредством массовой социальной и политической активности. Исламисты могут делать акцент на соблюдении шариата, панисламском политическом единстве, создании исламских государств или прямом устранении немусульманского влияния; особенно западного или универсального экономического, военного, политического, социального или культурного характера в мусульманском мире; что они считают несовместимым с исламом и формой западного неоколониализма. Некоторые аналитики, такие как Грэм Э. Фуллер, описывают это как форму политики идентичности, включающую «поддержку [мусульманской] идентичности, аутентичности, более широкого регионализма, возрождения [и] возрождения сообщества».

Сам термин не популярен среди многих исламистов, которые считают, что он по своей сути подразумевает насильственную тактику, нарушения прав человека и политический экстремизм, когда его используют западные СМИ. Некоторые авторы предпочитают термин «исламский активизм», в то время как политические деятели-исламисты, такие как Рачед Ганнуши, используют термин «исламское движение», а не исламизм.

Центральными и выдающимися фигурами исламизма 20-го века являются Сайид Рашид Рида, Хасан аль-Банна, Сайид Кутб, Абул А'ла Маудуди, Хасан аль-Тураби и Рухолла Хомейни. Многие исламистские движения, такие как «Братья- мусульмане», были готовы преследовать свои цели мирными политическими процессами, а не революционными средствами. Другие, особенно Кутб, призывали к насилию, а его последователей обычно считают исламскими экстремистами. Однако Кутб открыто осудил убийство невинных. По словам Робина Райта, исламистские движения «возможно, изменили Ближний Восток больше, чем любая тенденция с тех пор, как современные государства обрели независимость», переопределив «политику и даже границы». После « арабской весны » некоторые исламистские течения стали активно участвовать в демократической политике, в то время как другие породили «самое агрессивное и амбициозное исламистское ополчение » на сегодняшний день, такое как « Исламское государство Ирака и Леванта » (ИГИЛ).

Исламизм - это концепция, значение которой обсуждалось как в общественном, так и в академическом контексте. Этот термин может относиться к различным формам социальной и политической активности, выступающей за то, чтобы общественная и политическая жизнь регулировалась исламскими принципами. В академическом использовании термин исламизм не указывает, какое видение «исламского порядка» или шариата отстаивается или как сторонники намерены реализовать это видение.

Демография

Смотрите также: рост мусульманского населения

Более 24,1% населения мира исповедуют ислам. Согласно текущим оценкам, число мусульман в мире составляет около 1,8 миллиарда человек. Мусульмане составляют большинство в 49 странах, они говорят на сотнях языков и принадлежат к разным этническим группам. В городе Карачи проживает самое большое мусульманское население в мире.

Религия

Двумя основными направлениями ислама являются сунниты и шииты. Они различаются в первую очередь тем, как следует управлять жизнью уммы («верных») и ролью имама. Сунниты считают, что истинный политический преемник Мухаммеда в соответствии с Сунной должен быть выбран на основе ٍ Шуры (консультации), как это было сделано в Сакифе, которая выбрала Абу Бакра, тестя Мухаммеда, политическим, но не религиозным советником Мухаммеда. преемник. Шииты, с другой стороны, считают, что Мухаммед назначил своего зятя Али ибн Аби Талиба своим настоящим политическим, а также религиозным преемником.

Подавляющее большинство мусульман в мире, от 87 до 90%, являются суннитами.

Шииты и другие группы составляют остальные, около 10–13% всего мусульманского населения. Страны с наибольшей концентрацией шиитского населения: Иран — 89%, Азербайджан — 65%, Ирак — 60%, Бахрейн — 60%, Йемен — 35%, Турция — 10%, Ливан — 27%, Сирия — 13%., Афганистан — 10 %, Пакистан — 10 % и Индия — 10 %.

Менее известные мусульмане - хариджиты имеют свой оплот в стране Оман, в котором проживает около 75% населения.

Исламские школы и филиалы

Исламские юридические школы в мусульманском мире Основная статья: Исламские школы и филиалы

Первые века ислама породили три основные секты : суннитов, шиитов и хариджитов. Каждая секта разработала отдельные школы юриспруденции ( мазхаб ), отражающие различные методологии юриспруденции ( фикх ).

Основными суннитскими мазхабами являются ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.

Основными шиитскими ветвями являются двунадесятники ( имами ), исмаилиты (севенеры) и заидиты (пятерки ). Позже исмаилизм разделился на низаритских исмаилитов и мусталитских исмаилитов, а затем мустаали разделился на хафизов и тайябитов исмаилитов. Это также дало начало карматскому движению и вере друзов. Шиизм-двунадесятник развил юриспруденцию джафари, ответвлениями которой являются ахбаризм и усулизм, а также другие движения, такие как алавиты, шейкизм и алевизм.

Точно так же хариджиты изначально были разделены на пять основных ветвей: суфриты, азарика, наждат, аджариты и ибадиты.

Среди этих многочисленных ветвей сохранились только общины ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов, имамийях - джафари- усули , низари -исмаилитов, алевитов, зайдитов, ибади, захиритов, алавитов, друзов и тайяби. Кроме того, позже независимо возникли новые школы мысли и движения, такие как мусульмане- коранист и мусульмане - ахмади.

Грамотность и образование

Уровень грамотности в мусульманском мире варьируется. Азербайджан находится на втором месте в Индексе грамотности стран мира. Некоторые члены, такие как Иран, Кувейт, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан, имеют уровень грамотности более 97%, в то время как уровень грамотности является самым низким в Мали, Афганистане, Чаде и некоторых частях Африки. Некоторые страны с мусульманским большинством, такие как Турция, Иран и Египет, имеют высокий уровень цитируемых научных публикаций.

В 2015 году Международное исламское информационное агентство сообщило, что почти 37% населения мусульманского мира не умеет читать и писать, основываясь на отчетах Организации исламского сотрудничества и Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры. В Египте, крупнейшей арабской стране с мусульманским большинством, уровень грамотности среди молодежи среди женщин выше, чем среди мужчин. Низкий уровень грамотности более распространен в странах Южной Азии, таких как Афганистан и Пакистан, но он быстро растет. На востоке Ближнего Востока в Иране высокий уровень грамотности молодежи - 98%, тогда как уровень грамотности молодежи в Ираке резко снизился с 85% до 57% во время войны под руководством Америки и последующей оккупации. В Индонезии, крупнейшей в мире стране с мусульманским большинством, уровень грамотности молодежи составляет 99%.

Исследовательский центр Pew Research Center 2011 года показал, что в то время около 36% всех мусульман не имели формального образования, и только 8% имели ученые степени. Самые высокие годы обучения среди стран с мусульманским большинством в Узбекистане (11,5), Кувейте (11,0) и Казахстане (10,7). Кроме того, средняя продолжительность обучения в странах, где мусульмане составляют большинство, составляет 6,0 лет обучения, что отстает от среднемирового показателя (7,7 лет обучения). В опрошенной группе самого молодого возраста (25–34 года) молодые мусульмане имеют самый низкий средний уровень образования среди всех основных религиозных групп: в среднем 6,7 года обучения, что отстает от среднемирового показателя (8,6 года обучения). Исследование показало, что у мусульман наблюдается значительное гендерное неравенство в уровне образования, поскольку мусульманские женщины в среднем учатся в школе 4,9 года по сравнению со средним показателем 6,4 года обучения среди мужчин-мусульман.

Беженцы

Беженцы- мусульмане - рохинджа в Кокс-Базаре, Бангладеш.

По данным УВКБ ООН, к концу 2010 года страны с мусульманским большинством приняли 18 миллионов беженцев.

С тех пор страны с мусульманским большинством приняли беженцев от недавних конфликтов, включая восстание в Сирии. В июле 2013 года ООН заявила, что число сирийских беженцев превысило 1,8 миллиона человек. В Азии примерно 625 000 беженцев из Ракхайн, Мьянма, в основном мусульмане, пересекли границу с Бангладеш с августа 2017 года.

Культура

На протяжении всей истории мусульманские культуры были разнообразны в этническом, языковом и региональном отношении. Согласно М. М. Найту, это разнообразие включает в себя разнообразие верований, интерпретаций и практик, а также сообществ и интересов. Найт говорит, что восприятие мусульманского мира среди немусульман обычно поддерживается вводной литературой об исламе, в основном представляющей версию в соответствии с точкой зрения Священных Писаний, которая включает в себя некоторую предписывающую литературу и рефераты истории в соответствии с собственной точкой зрения авторов, с которой согласны даже многие мусульмане. мог бы согласиться, но это не обязательно отражало бы ислам, живущий на земле, «в опыте реальных человеческих тел».

Исламская архитектура

Искусство

Термин « исламское искусство и архитектура » обозначает произведения искусства и архитектуры, созданные, начиная с 7 века, людьми, которые жили на территории, населенной культурно исламским населением.

Архитектура

Эти абзацы являются выдержкой из исламской архитектуры. [ править ]

Исламская архитектура включает в себя архитектурные стили зданий , связанных с исламом. Он охватывает как светские, так и религиозные стили от ранней истории ислама до наших дней. Исламская архитектура была разработана для выполнения исламских религиозных идеалов, например, минарет был разработан, чтобы помочь муэдзину сделать так, чтобы его голос был слышен в определенной области.

Ранняя исламская архитектура находилась под влиянием римской, византийской, иранской и месопотамской архитектуры и всех других земель, завоеванных ранними мусульманскими завоеваниями в седьмом и восьмом веках. Дальше на восток он также находился под влиянием китайской и индийской архитектуры, поскольку ислам распространился в Юго-Восточную Азию. Позже он приобрел отличительные черты в форме зданий и в украшении поверхностей исламской каллиграфией, арабесками и геометрическими мотивами. Были изобретены новые архитектурные элементы, такие как минареты, мукарны и многослойные арки. Общие или важные типы зданий в исламской архитектуре включают мечети, медресе, гробницы, дворцы, хаммамы (общественные бани), суфийские приюты (например , ханка или завия ), фонтаны и сабилы, коммерческие здания (например, караван -сараи и базары ) и военные укрепления.

аниконизм

Основная статья: Аниконизм в исламе

Никакие исламские визуальные образы или изображения Бога не должны существовать, потому что считается, что такие художественные изображения могут привести к идолопоклонству. Более того, мусульмане верят, что Бог бестелесен, что делает невозможными любые двух- или трехмерные изображения. Вместо этого мусульмане описывают Бога именами и атрибутами, которые, согласно исламу, он открыл своему творению. Все суры Корана, кроме одной, начинаются фразой « Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного ». Изображения Мухаммеда также запрещены. Такой аниконизм и иконоборчество также можно найти в иудейской и некоторой христианской теологии.

Арабески

Основная статья: Арабески

Исламское искусство часто использует геометрические цветочные или растительные узоры в повторении, известном как арабески. Такие рисунки в высшей степени нерепрезентативны, поскольку ислам запрещает репрезентативные изображения, которые можно найти в доисламских языческих религиях. Несмотря на это, в некоторых мусульманских обществах присутствует изобразительное искусство, особенно стиль миниатюры, прославившийся в Персии и во времена Османской империи, в котором были представлены изображения людей и животных, а также изображения коранических историй и традиционных исламских повествований. Другая причина, по которой исламское искусство обычно абстрактно, заключается в том, чтобы символизировать трансцендентность, неделимую и бесконечную природу Бога, цель, достигаемая арабесками. Исламская каллиграфия является вездесущим украшением исламского искусства и обычно выражается в форме стихов Корана. Двумя основными задействованными письмами являются символические куфические письма и письма насх, которые можно найти на стенах и куполах мечетей, сторонах минбаров и так далее.

Отличительными мотивами исламской архитектуры всегда были упорядоченное повторение, излучающие структуры и ритмичные метрические узоры. В этом отношении фрактальная геометрия оказалась ключевым инструментом, особенно для мечетей и дворцов. Другие особенности, используемые в качестве мотивов, включают колонны, опоры и арки, организованные и переплетенные с чередующимися последовательностями ниш и колонн. Роль куполов в исламской архитектуре была значительной. Его использование насчитывает столетия, впервые появившись в 691 году при строительстве мечети Купол Скалы и повторяясь вплоть до 17 века с Тадж-Махалом. А еще в 19 веке исламские купола были включены в европейскую архитектуру.

  • Пример арабески

  • Пример арабески

  • Пример арабески

гирих

Эти абзацы являются выдержкой из Гири. [ править ]

Гири ( персидский : گره, «узел», также пишется герех) - это декоративные исламские геометрические узоры, используемые в архитектуре и ремесленных изделиях, состоящие из угловых линий, образующих переплетенный узор из ремней.

Считается, что украшение гириха было вдохновлено сирийско -римскими узорами узлов второго века. Самый ранний гирих датируется примерно 1000 г. н.э., а искусство процветало до 15 века. Узоры гирих можно создавать разными способами, включая традиционную конструкцию линейки и циркуля ; построение сетки полигонов; и использование набора плиток гирих с нарисованными на них линиями: линии образуют узор. Узоры могут быть разработаны с использованием двух уровней дизайна, как в святилище Дарб-э Имам 1453 года. Квадратные повторяющиеся элементы известных узоров могут быть скопированы в качестве шаблонов, и исторические книги образцов могли быть предназначены для использования таким образом.

В свитке Топкапы 15-го века явно показаны узоры гирих вместе с плитками, использованными для их создания. Набор плиток, состоящий из дротика и формы воздушного змея, можно использовать для создания апериодических мозаик Пенроуза, хотя нет никаких доказательств того, что такой набор использовался в средневековье. Узоры гирих использовались для украшения различных материалов, включая каменные экраны, как в Фатехпур-Сикри ; лепнина, как в мечетях и медресе, таких как комплекс Хунат Хатун в Кайсери ; металл, как в мечети-медресе султана Хасана в Каире ; и в дереве, как в мечети-соборе Кордовы.

Исламская каллиграфия

Эти абзацы являются отрывком из исламской каллиграфии. [ править ]

Исламская каллиграфия – это художественная практика почерка и каллиграфии на языках, использующих арабский алфавит или алфавиты, полученные от него. Он включает арабскую, персидскую, османскую и урду каллиграфию. На арабском языке он известен как хат Араби ( خط عربي), что переводится как «линия», «дизайн» или «конструкция».

Развитие исламской каллиграфии тесно связано с Кораном ; главы и выдержки из Корана являются общим и почти универсальным текстом, на котором основана исламская каллиграфия. Хотя художественные изображения людей и животных прямо не запрещены Кораном, в исламских книгах изображения традиционно ограничивались во избежание идолопоклонства. Хотя некоторые ученые оспаривают это, куфический шрифт предположительно был разработан примерно в конце 7 века в Куфе, Ирак, откуда он и получил свое название. Позже этот стиль превратился в несколько разновидностей, включая цветочные, лиственные, плетеные или переплетенные, окаймленные и квадратные куфи. Однако в древнем мире художники часто обходили этот запрет, используя мельчайшие буквы для создания линий и изображений. Каллиграфия была ценным видом искусства, даже как моральное благо. Древняя арабская пословица иллюстрирует этот момент, подчеркивая, что «Чистота письма — это чистота души».

Однако исламская каллиграфия не ограничивается строго религиозными предметами, объектами или пространствами. Как и все исламское искусство, оно включает в себя разнообразные произведения, созданные в самых разных контекстах. Преобладание каллиграфии в исламском искусстве не связано напрямую с его нефигурной традицией; скорее, он отражает центральное место понятия письма и письменного текста в исламе. Например, исламский пророк Мухаммед, как рассказывают, сказал: «Первое, что создал Бог, была ручка».

Исламская каллиграфия развилась из двух основных стилей: куфического и насхского. Есть несколько вариантов каждого, а также региональные стили. Арабская или персидская каллиграфия также была включена в современное искусство, начиная с постколониального периода на Ближнем Востоке, а также в более позднем стиле каллиграфии.

Календарь

Два календаря используются во всем мусульманском мире. Одним из них является лунный календарь, который наиболее широко используется среди мусульман. Другой - солнечный календарь, официально используемый в Иране и Афганистане.

Исламский лунный календарь

Эти абзацы являются выдержкой из исламского календаря. [ править ]

Календарь хиджры ( араб. _ _ _ _ _ _ _ 354 или 355 дней. Он используется для определения надлежащих дней исламских праздников и ритуалов, таких как ежегодный период поста и надлежащее время для хаджа. Почти во всех странах, где преобладающей религией является ислам, гражданским календарем является григорианский календарь с сирийскими названиями месяцев, используемыми в Леванте и Месопотамии ( Ирак, Сирия, Иордания, Ливан и Палестина ), но религиозным календарем является хиджрийский.

В этом календаре указана эпоха хиджры, эпоха которой была установлена ​​как исламский Новый год в 622 г. н.э. В том же году Мухаммед и его последователи мигрировали из Мекки в Медину и основали первую мусульманскую общину ( умму ), событие, отмеченное как Хиджра. На Западе даты этой эпохи обычно обозначаются AH ( латинское : Anno Hegirae, «в год хиджры»). В мусульманских странах он также иногда обозначается как H от его арабской формы ( سَنَة هِجْرِيَّة, сокращенно ھ). На английском языке годы до хиджры обозначаются как BH («до хиджры»).

По состоянию на 10 августа 2021 года н.э. текущий исламский год - 1443 год хиджры. По григорианскому календарю 1443 год хиджры длится примерно с 10 августа 2021 года по 28 июля 2022 года.

Календарь солнечной хиджры

Эти абзацы являются выдержкой из календаря солнечной хиджры. [ править ]

Солнечный календарь хиджри ( персидский : گاه‌شماری هجری خورشیدی, романизированный : ghohhomâri-ye hejri-ye xorthhidi ; пушту : لمريز لېږدیز کلیز , романизированный: ламрец-лег-калхандара) -это не солнечный календарь и один. Он начинается в мартовское равноденствие, как определено астрономическими расчетами для меридиана стандартного времени Ирана (52,5 ° в.д., UTC + 03:30 ), и имеет год 365 или 366 дней. Это современный основной календарь как Ирана, так и Афганистана, иногда его также называют календарем Шамси Хиджры, сокращенно SH, а иногда и HS.

Календарь солнечной хиджры является одним из старейших календарей в мире, а также самым точным солнечным календарем, используемым сегодня. Поскольку в календаре для определения весеннего равноденствия используются астрономические расчеты, в нем нет внутренней ошибки. Он имеет ту же эпоху (дату начала), что и лунный календарь хиджры, используемый большинством мусульман (известный на Западе как исламский календарь ): хиджра, путешествие исламского пророка Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину в 622 год. В отличие от последнего, его годы являются солнечными, а не лунными годами.

Каждый из двенадцати месяцев соответствует знаку зодиака ; их имена совпадают с древними зороастрийскими именами из зороастрийского календаря - с другой стороны, в Афганистане вместо них используются названия зодиакальных знаков. В первых шести месяцах 31 день, в следующих пяти — 30 дней, а в последнем месяце 29 дней в обычные годы и 30 дней в високосные. Древний иранский Новый год, который называется Новруз, всегда приходится на мартовское равноденствие. В то время как Навруз отмечается общинами в самых разных странах от Балкан до Монголии, сам календарь солнечной хиджры официально используется только в Иране и Афганистане.

Женщины

Смотрите также: Женщины в исламе и Musawah

По словам Риады Асимович Акьол, опыт мусульманских женщин сильно различается в зависимости от местоположения и личных ситуаций, таких как семейное воспитание, класс и образование; разница между культурой и религией часто игнорируется общественными и государственными лидерами во многих странах с мусульманским большинством, ключевая проблема в мусульманском мире в отношении гендерных вопросов заключается в том, что средневековые религиозные тексты, созданные в крайне патриархальной среде и основанные на биологическом эссенциализме, по- прежнему ценятся высоко в Исламе; отсюда взгляды, подчеркивающие превосходство мужчин в неравных гендерных ролях, широко распространены среди многих консервативных мусульман (мужчин и женщин). Ортодоксальные мусульмане часто считают, что права и обязанности женщин в исламе иные, чем у мужчин, и неприкосновенны, поскольку возложены Богом. По словам Асмы Барлас, патриархальное поведение мусульман основано на идеологии, которая смешивает половые и биологические различия с гендерным дуализмом и неравенством. Модернистский дискурс либеральных прогрессивных движений, таких как исламский феминизм, пересматривает герменевтику феминизма в исламе с точки зрения уважения к жизни и правам мусульманских женщин. Риада Асимович Акьол также говорит, что равенство мусульманских женщин должно быть достигнуто посредством самокритики.

Смотрите также

Рекомендации

Примечания

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-08-08 08:18:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте