Ислам (; арабский : اَلْإِسْلَامُ, романизированный : аль-Ислам, ( слушайте ) «подчинение [Богу]») - это Авраам монотеистическая религия учение, что Мухаммад является посланником Бога. Это вторая по величине религия в мире, насчитывающая 1,8 миллиарда последователей или 24,1% населения мира, известная как мусульмане. Мусульмане составляют большинство населения 49 стран. Ислам учит, что Бог милосерден, всемогущ и уникален, и руководил человечеством через пророков, богооткровенные писания и естественные знаки. Основными священными писаниями ислама являются Коран, который считается дословным словом Бога, а также учения и нормативные примеры (называемые сунной, составленные из счетов, называемых хадисами ) Мухаммеда (c. 570-632 CE ).
Мусульмане верят, что ислам является полной и универсальной версией изначальной веры, которая была открыта много раз до этого через пророки, в том числе Адам, Авраам, Моисей и Иисус. Мусульмане считают Коран на арабском неизменное и окончательное откровение Бога. Как и другие авраамические религии, Ислам также учит о последнем суде, когда праведники награждаются в раю, а неправедные наказываются в аду. Религиозные концепции и практики включают Пять столпов ислама, которые являются обязательными актами поклонения, а также следование исламскому закону (шариат ), который затрагивает практически все аспекты жизни и общества., от банковского дела и социального обеспечения до женщин и среды. Города Мекка, Медина и Иерусалим являются домом для трех священных мест ислама.
С исторической точки зрения, зародился ислам в начале 7 века н. э. на Аравийском полуострове, в Мекке, и к 8 веку Омейядский халифат простирался от Иберии на западе до Река Инд на востоке. Золотой век ислама относится к периоду, традиционно датируемому с 8 по 13 век, во время Аббасидского халифата, когда большая часть исторически мусульманского мира была переживает научный, экономический и культурный расцвет. Расширение мусульманского мира вовлекло различные халифаты и государства, такие как Османская империя, торговля и обращение в ислам посредством миссионерской деятельности (dawah ).
Большинство мусульман принадлежат к одной из двух конфессий : суннитов (75–90%) или шиитов (10–20%). Разногласия суннитов и шиитов возникли из разногласий по поводу преемственности Мухаммада и приобрели более широкое политическое значение, а также теологические и юридические аспекты. Около 13% мусульман живут в Индонезии, самой густонаселенной стране с мусульманским большинством; 31% проживают в Южной Азии, самом большом мусульманском населении в мире; 20% в Ближний Восток - Северная Африка, где это доминирующая религия; и 15% в Африке к югу от Сахары. Значительные мусульманские общины также можно найти в Америка, Китай и Европа. Ислам - самая быстрорастущая основная религия в мире.
В арабском языке Ислам (арабский : إسلام) - это глагольное существительное, происходящее от трехбуквенного корня SLM, которое образует большой класс слов, в основном связанных с понятиями целостности, подчинения, искренности, безопасности и мира. Ислам - это отглагольное существительное формы IV корня и означает «подчинение» или «сдача». В религиозном контексте это означает «добровольное подчинение Богу». мусульманин (арабский : مُسْلِم), слово, применяемое к приверженцу ислама, является активным причастием той же формы глагола и означает « покорный (Богу) »или« тот, кто подчиняется (Богу) ». Слово иногда имеет различные коннотации в различных его употреблениях в Коране. В некоторых стихах подчеркивается качество ислама как внутреннего духовного состояния: «Кого бы Бог ни желал направить, Он открывает свое сердце исламу». Другие стихи соединяют ислам и религию (dīn ) вместе:
Сегодня я усовершенствовал вашу религию для вас; Я исполнил Свое благословение для вас; Я одобрил ислам для вашей религии.
Тем не менее, другие описывают ислам как действие возвращения к Богу - больше, чем просто словесное подтверждение веры. В хадисе Гавриила ислам представлен как часть триады, которая также включает в себя иман (вера) и ихсан (превосходство)
.Слово «силм» (арабский : سِلْم) на арабском языке означает как мир, так и религию ислама. Распространенная лингвистическая фраза, демонстрирующая его использование, - «он вошел в ас-силм» (арабский : دَخَلَ فِي السِّلْمِ), что означает «он принял ислам» с коннотацией обретения мира путем подчинения своей воли Воля Бога. Слово «ислам» может использоваться в лингвистическом смысле «подчинение» или в техническом смысле религии ислама, которая также называется ас-силм, что означает мир.
Сам исторически ислам назывался Магометанство в англоязычном мире. Этот термин вышел из употребления и иногда его называют оскорбительным, поскольку он предполагает, что человек, а не Бог, занимает центральное место в религии мусульман, параллельно с Буддой в Буддизм. Некоторые авторы, однако, продолжают использовать термин «мусульманство» как технический термин для обозначения религиозной системы, в отличие от богословской концепции ислама, существующей в этой системе.
Согласно словарю Collins English Dictionary, слово «исламский» означает принадлежность к исламу или отношение к нему. По словам М.М. Рыцарь, он не хотел бы проводить различие между «исламом как« живой традицией »на земле и исламом как« абстрактным идеалом », который парит над человеческими культурами». По словам Найта, если бы не было никакого шанса получить доступ к «исламу», помимо того, что люди делают с ним, тогда идея или практика становятся «исламскими» людьми, определяющими их как таковые, или же термин «исламский» налагает необязательный требование нормативности, и, следовательно, когда кто-то не говорит об истинном исламе, предпочтительнее использовать термин мусульманин вместо термина исламский.
Вера (иман ) в исламском символе веры (акида ) часто представлен как шесть Символов веры, особенно упомянутых в Хадис Гавриила. Вера в эти статьи необходима и обязательна для всех мусульман.
Самая фундаментальная концепция ислама - это строгий монотеизм, называемый тавид (арабский : توحيد). Бог описан в главе 112 Корана как: «Скажи: Он есть Бог, Единый и Единственный; Бог, Вечный, Абсолютный; Он не порождает, и не Он порожден; И нет никого подобного. Ему ". Ислам отвергает политеизм и идолопоклонство (ширк ), а также христианскую доктрину Троицы. В исламе Бог находится вне всякого понимания, и поэтому мусульмане не должны думать о Нем как о человеке. Бог описывается и упоминается несколькими именами или атрибутами, наиболее распространенным из которых является Ар-Рахман, что означает «Сострадательный», и Ар-Рахим, что означает «Милосердный».
Ислам учит, что создание всего во вселенной было создано по повелению Бога, как выражено формулировкой: «Будь, и это », и что цель Существование заключается в поклонении или познании Бога. Он рассматривается как личный бог, который отвечает, когда ему звонит нуждающийся или бедствующий человек. Нет посредников, таких как духовенство, для связи с Богом, который заявляет: «Я ближе к нему (человеку), чем [его] яремная вена ». Сознание и осведомленность о Боге упоминается как Таква. Аллах традиционно рассматривается как личное имя Бога, термин без приписывания множественного числа или пола. Он используется мусульманами и арабоязычными христианами и евреями по отношению к Богу, тогда как ʾilāh (арабский : إله) - это термин, используемый для обозначения божества или бога в целом. Другие неарабские мусульмане могут использовать другие имена, как и Аллах, например «Хода» в персидском или «Ḵẖudā» в урду.
Вера в ангелов фундаментальна для ислама. Кораническое слово, обозначающее ангел (арабский : ملك malak), происходит либо от Малака, что означает «он контролировал», из-за их способности управлять различными делами, возложенными на них, либо от корня '-lk, l -'- k или mlk в широком значении «посланник», как и его аналог в иврите (malʾákh). Однако, в отличие от еврейского слова, этот термин используется исключительно для обозначения небесных духов божественного мира, а не человеческих посланников. В Коране и ангельские, и человеческие посланники вместо этого называются расулами.
Коран является основным источником исламской концепции ангелов. Некоторые из них, такие как Гавриил и Михаил, упоминаются в Коране по имени, другие упоминаются только по их функции. В хадисах литературе ангелы часто приписываются только одному конкретному явлению. Ангелы играют значительную роль в литературе о Мирадж, где Мухаммед встречает нескольких ангелов во время своего путешествия по небу. Другие ангелы часто фигурируют в исламской эсхатологии, теологии и философии. Обязанности, возложенные на ангелов, включают, например, передачу откровений от Бога, прославление Бога, запись действий каждого человека и принятие души человека в момент смерти.
В исламе, так же как и в иудаизме и христианстве, ангелы часто представлены в антропоморфных формах в сочетании с сверхъестественными изображениями, такими как крылья, большие размеры или небесные статьи. Коран описывает их как «посланников с крыльями - двумя, тремя или четырьмя (парами)». Общими характеристиками ангелов являются их недостающие потребности в телесных желаниях, таких как еда и питье. Их отсутствие близости к материальным желаниям также выражается в их сотворении из света: ангелы милосердия созданы из nūr («свет») в противовес ангелам наказания, созданным из nār («огонь»). Мусульмане обычно не разделяют представления об ангельских изображениях, подобных тем, что встречаются в западном искусстве.
Исламские священные книги - это записи которые, по мнению большинства мусульман, были продиктованы Богом различным пророкам. Мусульмане верят, что части ранее открытых писаний, Таврат (Тора ) и Инджил (Евангелие ), стало искаженным - ни в интерпретации, ни в тексте, ни в том и другом. Коран (букв. «Чтение») рассматривается мусульманами как последнее откровение и буквальное слово Бога и широко считается лучшим литературным произведением на классическом арабском языке. language.
Мусульмане верят, что стихи Корана были открыты Мухаммаду Богом через архангела Гавриила (Джибрил ) во многих случаях между 610 г. его смерть в 632 году. Пока Мухаммад был жив, все эти откровения были записаны его соратниками (сахаб ), хотя основным методом передачи была устная запоминание. Коран разделен на 114 глав (сур ), которые вместе содержат 6236 стихов (āyāt ). Хронологически более ранние суры, показанные в Мекке, в первую очередь касаются этических и духовных тем. В более поздних сурах Мединана в основном обсуждаются социальные и правовые вопросы, имеющие отношение к мусульманскому сообществу.
Коран больше касается морального руководства, чем законодательства, и считается «справочником исламских принципов и ценностей».. " Мусульманские юристы обращаются к хадису («отчеты») или письменным записям о жизни Пророка Мухаммеда, чтобы дополнить Коран и помочь в его толковании. Наука комментариев и толкования Корана известна как тафсир. Набор правил, регулирующих правильное ораторское чтение, называется таджвид. Мусульмане обычно считают «Коран» оригинальным священным писанием, явленным на арабском языке, и что любые переводы обязательно неполны, что рассматривается только как комментарии к Корану.
Мусульмане идентифицируют «пророков» (арабский : أنبياء, anbiyāʾ) как люди, избранные Богом в разное время в прошлом, чтобы передавать его послания (предупреждения и радостные вести), учения (образ личной жизни) и законы (общественная жизнь) людям, пока они в контакте с Богом в основном через откровение. Согласно Корану, пророки были проинструктированы Богом нести «волю Бога» народам других народов. Мусульмане верят, что пророки - люди, а не божества, хотя некоторые из них способны творить чудеса, чтобы доказать свое утверждение. Исламское богословие говорит, что все посланники Бога проповедовали весть ислама - подчинение воле Бога. В Коране упоминаются имена многочисленных фигур, считающихся пророками в исламе, в том числе Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус и др.
Мусульмане верят, что Бог наконец послал Мухаммеда как последнего закононосного пророка (Печать пророков ), чтобы передать божественное послание всему миру (подвести итоги и завершить слово Божие). В исламе «нормативный» пример жизни Мухаммеда называется сунна (буквально «проторенный путь»). Мусульман поощряют подражать действиям Мухаммеда в своей повседневной жизни, и сунна считается решающей для толкования Корана. Этот пример сохранился в традициях, известных как хадисы, в которых рассказывается о его словах, его действиях и его личных качествах. Хадис Кудси - это подкатегория хадисов, рассматриваемая как дословные слова Бога, цитируемые Мухаммедом и не являющиеся частью Корана. Хадис включает в себя два элемента: цепочку рассказчиков, называемую санад, и собственно формулировку, называемую матн. Хадисы можно классифицировать, изучив повествование, как «достоверные» или «правильные» (حِيْح, aīḥ ); 'хорошо', хасан (حَسَن, asan ); или «слабый» (ضَعِيْف, aʻīf ) и др. Ученый Мухаммад аль-Бухари (810–870 гг. Н.э.) собрал более 300 000 хадисов и систематизировал 2 602 из них, пройдя тесты на достоверность, как подлинные в своей Сахих аль-Бухари, считающейся книге по мнению суннитов, это самый достоверный источник после Корана. Другой известный источник хадисов известен как Четыре книги, который шииты считают наиболее достоверным отсылкой к хадисам.
Вера в «День воскресения» "или Яум аль-Кияма (арабский : يوم القيامة) также имеет решающее значение для мусульман. Считается, что время Киямы предопределено Богом, но неизвестно человеку. Испытания и невзгоды до и во время Киямы описаны в Коране и хадисах, а также в комментариях ученых. Коран подчеркивает телесное воскресение, отход от доисламского арабского понимания смерти.
На Яум аль-Кияма мусульмане верят, что все человечество будет судить их добрые и злые дела и отправлены в Джанна (рай) или Джаханнам (ад). Коран в суре аль-Залзала описывает это так: «Итак, всякий, кто сотворит добро весом атома, увидит его. И тот, кто сотворит атом зла, увидит его». Коран перечисляет несколько грехов, которые могут обречь человека на ад, такие как неверие в Бога (كفر, kufr) и нечестность. Однако Коран ясно дает понять, что Бог простит грехи тех, кто раскаивается, если Он того пожелает. Добрые дела, такие как милосердие, молитва и сострадание к животным, будут вознаграждены входом на небеса. Мусульмане рассматривают небеса как место радости и благословений, а коранические ссылки описывают его особенности. Мистические традиции ислама помещают эти райские наслаждения в контекст экстатического осознания Бога. Яум аль-Кияма также обозначен в Коране как Явм ад-Дин (يوم الدين, День религии); ас-Саха (الساعة, «Последний час»); и аль-Кариш (القارعة, «Клаттерер»).
Концепция божественной воли упоминается как аль-кадаʾ ва ль-кадар. Аль-кадар буквально происходит от корня, означающего «измерять». Считается, что все, хорошее и плохое, было предопределено.
В исламе есть пять основных верований и обычаев, известных под общим названием «Столпы ислама» (Arkān al -Islām) или «Столпы религии» (Arkān ad-din), которые считаются обязательными для всех верующих. Коран представляет их как основу для поклонения и знак приверженности вере: три столпа обязательны для всех мусульман, а закят и хадж обязательны только для способных мусульман. И суннитская, и шиитская секты согласны в основных деталях совершения этих действий. Помимо этого, мусульмане совершают и другие религиозные обряды. Среди них выделяются добровольная благотворительность (Садака ) и чтение Корана.
Шахада, которая является основной кредо ислама, должно быть прочитано под клятвой с конкретным заявлением: «ašhadu ʾal-lā ilāha ʾillā-llāhu wa ašhadu anna muħammadan rasūlu-llāh» (هدلال ا إ وأن محمدا رسول الله), или: «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад является посланником Бога». Этот завет является основой всех других верований и обычаев в исламе. Мусульмане должны повторять шахаду в молитве, а немусульмане, желающие принять ислам, должны читать символ веры.
Пять ежедневных ритуальных молитв называются alāh или alāt (арабский : صلاة ). Намаз предназначен для сосредоточения ума на Боге и рассматривается как личное общение с Ним, выражающее благодарность и поклонение. Совершение молитв пять раз в день является обязательным, но в зависимости от обстоятельств допускается гибкость в сроках. Молитвы читаются на арабском языке и состоят из стихов из Корана. Молитвы совершаются грудью в направлении Каабы. Акт прошения упоминается как дуа.
A мечеть является местом поклонения для мусульман, которые часто называют ее арабским названием мечеть. Большая мечеть для сбора на пятничную молитву или намаз на Ид называется masjid jāmi (مَسْجِد جَامِع, «общинная мечеть»). Хотя основная цель мечети - служить местом для молитв, для мусульманской общины она также важна как место для встреч и учебы. Масджид ан-Набави («Мечеть Пророка») в Медине, Саудовская Аравия, также была местом убежища для бедных. Современные мечети сильно эволюционировали по сравнению с ранними проектами 7 века и содержат множество архитектурных элементов, таких как минареты. Средством, используемым для обозначения времени молитвы, является голосовой призыв, называемый азан.
Закат (арабский : زكاة, zakāh, 'милостыня ') является средством благосостояния в мусульманском обществе, характеризующимся выделением фиксированной части (2,5% ежегодно) накопленного богатства теми, кто может себе это позволить, чтобы помогать бедным или нуждающимся, например, для освобождения пленников, в долгах, или для (застрявших) путешественников, а также для тех, кто занят сбором закята. Считается религиозным обязательством (в отличие от сверхнормативной благотворительности, известной как садака), что состоятельные люди обязаны нуждающимся, потому что их богатство рассматривается как «доверие от милости Бога». По самым скромным оценкам, ежегодный закят в 15 раз превышает объем глобальных взносов на гуманитарную помощь. Первый халиф, Абу Бакр раздал закят как один из первых примеров гарантированного минимального дохода, при котором каждый мужчина, женщина и ребенок получали от 10 до 20 дирхамы ежегодно.
Садака означает необязательную благотворительность, которая практикуется как религиозный долг и из щедрости. И Коран, и хадисы уделяют большое внимание трате денег на благосостояние нуждающихся людей и призывают мусульман жертвовать больше в качестве необязательной благотворительности. В Коране сказано: «Потратьте что-нибудь (на благотворительность) из субстанции, которую Мы даровали вам, прежде чем Смерть придет к кому-либо из вас». Одно из ранних учений Мухаммеда заключалось в том, что Бог ожидает от людей щедрости в отношении своего богатства, а не скупости. Накапливать богатство, не тратя его на нужды бедных, как правило, запрещено и настоятельно рекомендуется. Другой вид благотворительности в исламе - это вакф, что означает вечное религиозное пожертвование.
Пост (арабский : صوم, awm) от еды и питья, среди прочего, должны выполняться от рассвета до заката в течение месяца Рамадан. Пост должен поощрять чувство близости к Богу, и во время него мусульмане должны выразить свою благодарность и зависимость от Него, искупить свои прошлые грехи, развить самообладание и сдержанность и подумать о нуждающихся. Sawm не является обязательным для некоторых групп, для которых это будет чрезмерным бременем. Для других допускается гибкость в зависимости от обстоятельств, но пропущенные посты должны быть компенсированы позже.
Обязательное исламское паломничество, называемое хадж (арабский : حج), должно проводиться в течение первых недель двенадцатого исламского месяца из Зу аль-Хиджа в городе Мекка. Каждый трудоспособный мусульманин, который может себе это позволить, должен совершить паломничество в Мекку хотя бы раз в своей жизни. Ритуалы хаджа включают: проведение дня и ночи в палатках на пустынной равнине Мина, затем день на пустынной равнине Арафата, молящиеся и поклонение Богу по стопам Авраама; затем провести ночь на открытом воздухе, спать на песке пустыни в пустынной равнине Муздалифа; затем переместившись в Джамарат, символически побив камнями дьявола, рассказывая о действиях Авраама; затем пойти в Мекку и семь раз пройти вокруг Каабы, которая, по мнению мусульман, была построена Авраамом как место поклонения; затем прошла семь раз между горой Сафа и горой Марва, рассказывая шаги жены Авраама, Агарь, когда она искала воды для своего сына Измаила в пустыне до того, как Мекка превратилась в поселение. Другая форма паломничества, умра, является чрезмерной и может осуществляться в любое время года.
Мусульмане читают и заучивают Коран полностью или частично как проявление добродетели. Чтение Корана с красноречием (таджвид ) было описано как превосходный акт поклонения. Благочестивые мусульмане читают весь Коран в месяц Рамадан. В мусульманских обществах любая социальная программа обычно начинается с чтения Корана. Того, кто выучил наизусть весь Коран, называют хафиз («запоминающий»), который, как говорят, сможет ходатайствовать за десять человек в День Страшного Суда. Кроме того, почти каждый мусульманин запоминает какую-то часть Корана, потому что ему нужно читать его во время молитвы.
Шариат - это религиозный закон, являющийся частью исламской традиции. Он основан на религиозных заповедях ислама, в частности, на Коране и хадисах. В арабском термин шариат относится к Божественному закону Бога и противопоставляется фикх, который относится к его научным интерпретациям. Способ его применения в наше время был предметом споров между мусульманскими традиционалистами и реформистами.
Традиционная теория исламской юриспруденции признает четыре источника шариата : Коран, сунна (хадис и сира ), кийас (аналогичные рассуждения) и иджма (юридический консенсус). Различные юридические школы разработали методологии получения постановлений шариата из библейских источников с использованием процесса, известного как иджтихад. Традиционная юриспруденция различает две основные ветви права, ibādāt (ритуалы) и muʿāmalāt (социальные отношения), которые вместе составляют широкий круг тем. Его постановления относят действия к одной из пяти категорий : обязательные (Фард ), рекомендуемые (мустахабб ), разрешенные (Мубах ), ненавистные (Макрух ) и запрещено (харам ). Таким образом, некоторые области шариата пересекаются с западным понятием закона, в то время как другие в более широком смысле соответствуют жизни в соответствии с волей Бога.
Исторически шариат интерпретировался независимыми юристами (муфтией ). Их юридические заключения (фетвы ) были приняты во внимание назначенными правителем судьями, которые председательствовали в судах qā <ī, и maālim суды, которые контролировались советом правителя и управляли уголовным правом. В современную эпоху уголовные законы, основанные на шариате, были широко заменены законами, вдохновленными европейскими моделями. Реформы Османской империи 19 века Танзимат привели к Меселле гражданскому кодексу и стали первой попыткой кодифицировать шариат. Хотя конституции большинства штатов с мусульманским большинством содержат ссылки на шариат, его классические правила в основном сохранились только в законах о личном статусе (семейных). Законодательные органы, кодифицировавшие эти законы, стремились модернизировать их, не отказываясь от своих оснований в традиционной юриспруденции. Исламское возрождение конца 20-го века вызвало призывы исламистских движений к полному соблюдению шариата. Роль шариата стала предметом споров во всем мире. Продолжаются дискуссии о том, совместим ли шариат со светскими формами правления, правами человека, свободой мысли и правами женщин.
В исламе, как и в иудаизме, нет духовенства в священном смысле, например священников, которые являются посредниками между Богом и людьми. Однако в исламе есть много терминов, обозначающих религиозно санкционированные позиции ислама. В самом широком смысле термин улема (арабский : علماء) используется для описания группы мусульманских ученых, которые прошли несколько лет обучения и изучения исламских наук.. Юрист, толкующий исламские законы, называется муфтием (مفتي) и часто дает юридические заключения, называемые фетвами. Ученый юриспруденции называется факих (فقيه). Того, кто изучает науку хадисов, называют мухаддисом. кади - судья исламского суда. Почетные титулы, данные ученым, включают шейх, мулла и мавлави. Имам (إمام) - руководящая должность, часто используемая в контексте проведения исламских богослужений.
Школа юриспруденции упоминается как мазхаб (арабский : مذهب). Четыре основные суннитские школы - это ханафит, малики, шафиитский, ханбали мадхах, а три основные шиитские школы - Джафари, Заиди и Исмаили мадхахиб. Все они различаются своей методологией, которая называется усул аль-фикх («принципы юриспруденции»). Следование решениям религиозного эксперта без обязательного изучения мотивов решения называется таклид. Термин ghair muqallid буквально относится к тем, кто не использует таклид и, соответственно, не имеет мазхаба. Практика индивидуального толкования закона с независимыми аргументами называется ijtihad.
Чтобы уменьшить разрыв между богатыми и бедными, исламская экономическая юриспруденция поощряет торговлю, не поощряет накопление богатства и запрещение процентных ссуд (например, ростовщичество ; арабский язык: риба ). Следовательно, богатство облагается налогом через закят, но торговля не облагается налогом. Ростовщичество, которое позволяет богатым становиться богаче, не разделяя риска, запрещено в исламе. Приемлемо участие в прибылях и венчурный капитал, когда кредитор также подвергается риску. Также не рекомендуется копить пищу для спекуляций.
Также запрещено захватывать чужие земли. Запрет ростовщичества и возрождение экономики, основанной на процентах, привели к развитию исламского банкинга. Во времена Мухаммеда любые деньги, которые шли государству, немедленно использовались для помощи бедным. Затем, в 634 году нашей эры, Умар официально учредил государство всеобщего благосостояния Байт аль-Мал («Дом богатства»), предназначенное для мусульманских и немусульманских бедных, нуждающихся, пожилых людей., сироты, вдовы и инвалиды. Байт аль-Маал существовал на протяжении сотен лет при Рашидунском халифате в 7 веке, продолжаясь до периода Омейядов и вплоть до эпохи Аббасидов. Умар также ввел алименты и пенсии.
Джихад означает «бороться или бороться [на пути Бога]». В самом широком смысле это «приложение максимальной силы, усилий, усилий или способностей в борьбе с объектом неодобрения ». В зависимости от того, является ли объект видимым врагом, Дьяволом, и аспектами самого себя (такими как греховные желания), определяются разные категории джихада. Джихад также относится к стремлению достичь религиозного и морального совершенства. При использовании без каких-либо уточнений джихад понимается в его военной форме. Некоторые мусульманские авторитеты, особенно среди шиитов и суфиев, проводят различие между «большим джихадом», который относится к духовному самосовершенствованию, и «меньшим джихадом», определяемым как
В исламской юриспруденции джихад обычно понимается как военные действия против немусульманских комбатантов. Джихад - единственная форма войны, допустимая в исламском праве, и она может быть объявлена против незаконных организаций, террористов, преступных групп, повстанцев, отступников, а также лидеров или государств, угнетающих мусульман. Большинство мусульман сегодня воспринимают джихад только как оборонительную форму войны. Джихад становится личной обязанностью только тех, кто наделен властью. Для остального населения это происходит только в случае всеобщей мобилизации. Для большинства шиитов-двунадесятников, наступательный джихад может быть объявлен только назначенным Богом лидером мусульманской общины, и как таковой приостановлен с Мухаммеда. Покровительство аль-Махди в 868 г.
Суфизм (арабский : تصوف, тасаввуф), это мистический - аскетический подход к исламу, который стремится найти прямой личный опыт Бога. Это не секта ислама, и ее приверженцы принадлежат к различным мусульманским конфессиям. Классические суфийские ученые определили Тасаввуф как «науку, целью которой является восстановление сердца и отвлечение его от всего остального, кроме Бога» с помощью «интуитивных и эмоциональных способностей», которым нужно научиться пользоваться. Сами суфии утверждают, что тасаввуф - это аспект ислама, похожий на шариат. неотделимы от ислама и являются неотъемлемой частью исламских верований и практик.
Религиозность ранних суфийских аскетов, таких как Хасан аль-Басри, подчеркивала страх потерпеть неудачу в ожидании Божьего послушания, в отличие от более поздние и более известные суфии, такие как Мансур Аль-Халладж и Джалалуддин Руми, чья религиозность основана на любви к Богу. По этой причине некоторые академические ученые отказываются называть первых суфиями. Тем не менее, Хасан аль-Басри часто изображается как один из первых суфиев в суфийских традициях, и его идеи позже были развиты влиятельным теологом аль-Газали. Традиционные суфии, такие как Баязид Бастами, Джалалуддин Руми, Хаджи Бекташ Вели, Джунаид Багдади и Аль-Газали, утверждали, что суфизм основан на догматах ислама и учения пророка. Суфии сыграли важную роль в формировании мусульманских обществ своей миссионерской и образовательной деятельностью.
Популярные религиозные практики, такие как почитание суфийских святых, столкнулись с жестким сопротивлением со стороны последователей ваххабизма., которые иногда физически нападали на суфиев, что приводило к ухудшению отношений суфий и салафитов. Суфизм пережил сильное возрождение в Центральной и Южной Азии; Барелви движение находится под влиянием суфиев суннитского ислама с более чем 200 миллионами последователей, в основном в Южной Азии. Суфизм также широко известен в Средней Азии, где различные сословия являются основными религиозными источниками, а также в африканских странах, таких как Тунис, Алжир, Марокко, Сенегал, Чад и Нигер.
Мистические интерпретации ислама также были разработаны исмаилитами шиитами, а также иллюминаторами и Исфахан школы исламской философии.
. В мусульманской семье рождение ребенка сопровождается некоторыми религиозными обрядами. Сразу после рождения слова Азан произносятся в правом ухе ребенка. В седьмой день совершается церемония акика, во время которой животное приносится в жертву и его мясо раздается бедным. Голову ребенка также бреют, а сумма денег, равная весу волос ребенка, жертвуется бедным. Помимо удовлетворения основных потребностей в еде, жилье и образовании, родители или пожилые члены семьи также берут на себя задачу обучения детей моральным качествам, религиозным знаниям и религиозным обрядам. Брак, который служит основой мусульманской семьи, представляет собой гражданский договор, который состоит из предложения и принятия между двумя квалифицированными сторонами в присутствии двух свидетелей. Жених должен заплатить невесте свадебный подарок (mahr ), как это предусмотрено в контракте. Большинство семей в исламском мире моногамны. Полиандрия, практика, при которой женщина вступает в брак с двумя или более мужьями, запрещена в исламе. Однако мусульманским мужчинам разрешено практиковать полигиния, то есть они могут иметь более одной жены одновременно, всего до четырех, согласно суре 4 Стих 3. Мужчине не нужно одобрение своей первой жены для второго брака, поскольку в Коране или хадисах нет доказательств, подтверждающих это. Поскольку мусульмане происходят из разных стран, включая 49 стран с мусульманским большинством, а также широко представлены как крупные меньшинства во всем мире, существует множество вариантов мусульманских свадеб. Обычно в мусульманской семье сфера деятельности женщины - это дом, а соответствующая сфера деятельности мужчины - внешний мир. Однако на практике это разделение не так жестко, как кажется. Что касается наследования, то доля сына в два раза больше, чем у дочери.
Определенные религиозные обряды совершаются во время и после смерти мусульманина. Те, кто находится рядом с умирающим, побуждают его произносить Шахада, поскольку мусульмане хотят, чтобы их последнее слово было их исповеданием веры. После смерти тело надлежащим образом омывают представители того же пола, а затем накрывают тройной белой одеждой, называемой кафаном. Помещая тело на гроб, его сначала отвозят в мечеть, где совершают заупокойную молитву за умершего, а затем на кладбище для захоронения.
Многие практики подпадают под категорию адаб, или исламского этикета. Сюда входит приветствие других с помощью «ас-саляму 'алейкум » («мир вам»), произнося бисмиллах («в имя Бога ») перед едой и использовать только правую руку для еды и питья. Исламские гигиенические практики в основном относятся к категории личной чистоты и здоровья. Обрезание потомства мужского пола также практикуется в исламе. Исламские погребальные обряды включают произнесение Салат аль-Джаназа («похоронная молитва») над омытым и закутанным трупом и его захоронение в могиле. Мусульмане ограничены в своем питании. Запрещенные продукты включают продукты из свинины, кровь, падаль и алкоголь. Все мясо должно происходить от травоядных животных, зарезанных во имя Бога мусульманином, евреем или христианином, за исключением дичи, на которую охотятся или ловят рыбу для себя. Разрешенная для мусульман пища известна как halal food.
- Коран (2: 177)
В мусульманском обществе различные социальные услуги выполняются членами общины. Поскольку эти действия предписываются исламскими каноническими текстами, религиозная жизнь мусульманина рассматривается как неполная, если не сопровождается служением человечеству. Фактически, в исламской традиции идея общественного благосостояния была представлена как одна из ее основных ценностей. Стих 2 : 177 Корана часто цитируется для воплощения исламской идеи общественного благосостояния.
Аналогичным образом, обязанности перед родителями, соседями, родственниками, больными людьми, стариками и меньшинства были определены в исламе. Уважение и повиновение своим родителям, а также забота о них, особенно в старости, стали религиозным обязательством. В отношении обязанностей перед родственниками обычно предписывается двоякий подход: поддержание с ними хороших отношений и оказание им финансовой помощи в случае необходимости. Принято говорить о разрыве с ними связей. Независимо от религиозной принадлежности соседа, ислам учит мусульман обращаться с соседними людьми как можно лучше и не причинять им никаких затруднений. Что касается детей-сирот, Коран запрещает жестокое и репрессивное обращение с ними, призывая к доброте и справедливости по отношению к ним. Он также упрекает тех, кто не чтит и не кормит детей-сирот.
Коран и сунна Мухаммеда предписывают мусульманам исчерпывающий свод моральных принципов, которым следует следовать в их личной, социальной, политической и религиозной жизни. Надлежащее нравственное поведение, добрые дела, праведность и хороший характер входят в сферу моральных принципов. В исламе соблюдение моральных добродетелей всегда связано с религиозным значением, потому что оно повышает религиозный статус верующего и часто рассматривается как чрезмерный акт поклонения. Одно из типичных исламских учений о морали состоит в том, что наложение наказания на преступника соразмерно его проступку допустимо и справедливо; но лучше простить обидчика. Сделать еще один шаг и предложить обидчику услугу считается высшим достижением. В Коране сказано: «Отбрось (зло) лучшим». Таким образом, ожидается, что мусульманин будет вести себя только в хороших манерах, поскольку плохие манеры и дела приносят вред. Основные моральные качества в исламе - это справедливость, прощение, праведность, доброта, честность и набожность. Другие наиболее настаиваемые моральные добродетели включают, помимо прочего, благотворительную деятельность, выполнение обещаний, скромность (хайа ) и смирение, порядочность в речи, терпимость, надежность и т.д. терпение, правдивость, управление гневом и искренность намерений.
Ислам как религия подчеркивает идею хорошего характера, как сказал Мухаммед: «Лучшие среди вас - это те, у кого лучшие манеры и характер». В исламе справедливость - это не только моральная добродетель, но и обязанность, которую необходимо выполнять при любых обстоятельствах. Коран и хадисы описывают Бога как доброго и милосердного к Своим созданиям и также призывают людей быть добрыми. Как добродетель прощение широко приветствуется в исламе и считается важной мусульманской практикой. Говорят, что о скромности Мухаммад сказал: «Каждая религия имеет свои особенности, а характеристика ислама - скромность».
Традиционный исламский закон не делает различий между «вопросами церкви». и «государственные дела»; ученые действуют как юристы и теологи. В настоящее время ни одно правительство не соответствует исламской экономической юриспруденции, но были предприняты шаги для реализации некоторых из его принципов. Сунниты и шииты сектантские различия также влияют на межправительственные мусульманские отношения, такие как между Саудовской Аравией и Ираном.
Исламская традиция рассматривает Мухаммеда (ок. 570 - июнь) 8, 632) как печать пророков, посланная Богом всему остальному человечеству. В течение последних 22 лет своей жизни, начиная с 40 лет в 610 н.э., согласно самым ранним сохранившимся биографиям, Мухаммад сообщал о получении откровений, которые, как он считал, были от Бога, переданные ему через архангел Гавриил когда он медитировал в пещере. Сподвижники Мухаммеда запомнили и записали содержание этих откровений, известных как Коран.
. В это время Мухаммад, находясь в Мекке, проповедовал людям, умоляя их отказаться от политеизма и поклоняться единому Богу. Хотя некоторые из них обратились в ислам, ведущие власти Мекки преследовали Мухаммеда и его последователей. Это привело к переселению некоторых мусульман в Абиссинию (в Аксумскую империю ). Многие из первых обращенных в ислам были бедными, иностранцами и бывшими рабами, такими как Билал ибн Рабах аль-Хабаши, который был черным. Мекканская элита чувствовала, что Мухаммед дестабилизирует их социальный порядок, проповедуя о едином Боге и о расовом равенстве, и что в процессе он внушал опасные идеи головам бедняков и рабов.
Спустя 12 лет преследования мусульман мекканцами и бойкота мекканцев хашемитов, родственники Мухаммеда, Мухаммад и мусульмане совершили хиджру («эмиграцию») в 622 год нашей эры до города Ясриб (нынешний Медина ). Там с мединскими новообращенными (ансар ) и мекканскими мигрантами (мухаджирун ) Мухаммад в Медине установил свой политический и религиозный авторитет. Конституция Медины была сформулирована, устанавливая ряд прав и обязанностей для мусульманских, еврейских, христианских и языческих общин Медины, объединяя их в лоно одной общины - Уммы.
Конституция установила:
Все племена подписали соглашение о защите Медины от всех внешних угроз и о том, чтобы жить в гармонии между собой. В течение нескольких лет произошло два сражения против мекканских войск: сначала битва при Бадре в 624 году - мусульманская победа, а затем год спустя, когда мекканцы вернулись в Медину, Битва при Ухуде, закончившаяся безрезультатно.
Затем арабские племена в остальной части Аравии образовали конфедерацию и во время Битвы у Траншеи (март – апрель 627 г.) осадили Медину, намереваясь покончить с исламом. В 628 году Худайбийский договор был подписан между Меккой и мусульманами и был нарушен Меккой два года спустя. После подписания Худайбийского мирного договора многие люди приняли ислам. В то же время торговые пути Мекки были отрезаны, так как Мухаммед подчинил себе окружающие пустынные племена. К 629 году Мухаммад одержал победу в почти бескровном завоевании Мекки, а к моменту своей смерти в 632 году (в возрасте 62 лет) он объединил племена Аравии в единое религиозное государство.
Три первых поколения мусульман известны как салафы, а сподвижники Мухаммеда известны как сахабы. Многие из них, такие как крупнейший рассказчик хадисов Абу Хурейра, записали и составили то, что составило бы сунну.
. После смерти Мухаммеда в 632 году возникли разногласия по поводу того, кто станет его преемником в качестве лидера мусульманской общины. Абу Бакр, сподвижник и близкий друг Мухаммеда, стал первым халифом. При Абу Бакре мусульмане подавили восстание арабских племен в эпизоде, известном как войны Ридда, или «Войны отступничества». В то время Коран был составлен в один том.
Смерть Абу Бакра в 634 году примерно через два года после его избрания, в результате чего на смену халифу пришел Умар ибн аль-Хаттаб, за которым последовал Усман ибн аль-Аффан, Али ибн Аби Талиб и Хасан ибн Али. Первые четыре халифа известны в суннитском исламе как аль-хулафа 'ар-рашидун («Праведные халифы »). При халифах территория, находившаяся под властью мусульман, значительно расширилась на части персидских и византийских территорий.
Когда Умар был убит персами в 644 году, избрание Усмана преемником встретило растущее сопротивление. Стандартные копии Корана также были распространены по всему Исламскому государству. В 656 г. был убит Усман, и Али занял пост халифа. Это привело к первой гражданской войне («Первая Фитна») за то, кто должен быть халифом. Али был убит хариджитами в 661 году. Чтобы избежать дальнейших боевых действий, новый халиф Хасан ибн Али подписал мирный договор, отрекшись от престола Муавии., положив начало династии Омейядов, взамен, что он не назвал своего собственного преемника. Эти споры по поводу религиозного и политического руководства вызовут раскол в мусульманском сообществе. Большинство признало легитимность первых четырех лидеров и стало известно как сунниты. Меньшинство не согласилось и считало, что править должны только Али и некоторые из его потомков; они стали известны как шииты. Муавия назначил своего сына, Язида I своим преемником, и после смерти Муавии в 680 году разразилась «Вторая Фитна », где Хусайн ибн Али был убит в битве при Кербеле, знаменательном событии в шиитском исламе. Суннитский ислам и шиитский ислам, таким образом, различаются в некоторых отношениях.
Династия Омейядов завоевала Магриб, Иберийский полуостров, Нарбонская Галлия и Синд. Местные евреи и коренные христиане, преследуемые как религиозные меньшинства и облагаемые высокими налогами для финансирования византийско-сасанидских войн, часто помогали мусульманам отвоевывать свои земли у византийцев и персов, что приводило к исключительно быстрым завоеваниям. 137>
Поколение после смерти Мухаммеда, но современники его сподвижников, известны как Таби'ун, за которым следует Таби аль-Табиин. Халиф Умар ибн Абд аль-Азиз учредил влиятельный комитет «Семь Фукахов Медины », возглавляемый Касимом ибн Мухаммадом ибн Аби Бакром. 825>Малик ибн Анас написал одну из самых ранних книг по исламской юриспруденции, Муватта, как консенсус мнений этих юристов.
Потомки дяди Мухаммеда Аббас ибн Абд аль-Мутталиб сплотил недовольных новообращенных неарабов (мавали ), бедных арабов и некоторых шиитов против Омейядов и сверг их, положив начало династии Аббасидов в 750 году.
Первые мусульманские государства, независимые от единого исламского государства, возникли в результате берберского восстания (739 / 740-743).
Аш-Шафии систематизировал метод определения надежности хадисов. В раннюю эру Аббасидов основные суннитские сборники хадисов были составлены такими учеными, как Бухари и Муслим, а основные шиитские сборники хадисов - Ученые, такие как Аль-Кулайни и Ибн Бабавайх, также были собраны. Были созданы четыре суннитских мазхабов, ханафитов, ханбали, малики и шафиитов. вокруг учений Абу Ханифы, Ахмада бин Ханбала, Малика ибн Анаса и аль-Шафии, а Правоведение Джафари было сформировано из учений Джафара ас-Садика соответственно. В 9 веке аш-Шафии обеспечил теоретическую основу исламского права и представил его первые методы путем синтеза проторационализма иракской юриспруденции и прагматического подхода Хиджаза Традиции, в своей книге ар-Рисала. Он также систематизировал метод определения достоверности хадисов. Однако исламский закон не будет кодифицирован до 1869 года. В 9 веке Ат-Табари завершил первый комментарий Корана, который стал одним из наиболее цитируемых комментариев в суннитском исламе, Тафсир ат-Табари. Во время своего расширения через империю Саманидов ислам формировался под влиянием этнокультурного и религиозного плюрализма согдийцев, проложив путь для персидского, а не арабизированного понимания ислама.
Некоторые мусульмане начали сомневаться в благочестии потворства мирской жизни и подчеркивали бедность, смирение и избегание греха на основе отказа от телесных желаний. Такие аскеты, как Хасан аль-Басри, вдохновят движение, которое перерастет в тасаввуф или суфизм.
К концу 9 века исмаилиты распространились шииты в <668 году.>Иран, после чего город Мултан стал мишенью активистской суннитской политики. В 930 году группа исмаилитов, известная как карматы, безуспешно восстала против аббасидов, разграбила Мекку и украла Черный камень, который в конечном итоге был возвращен.
Аббасидские халифы, такие как Мамун ал Рашид и аль-Мутасим сделали мутазилитскую философию официальным вероучением и навязали его мусульманам. Мутазила была школой суннитской схоластической теологии под влиянием Греции, которая называлась калам, что относится к диалектике. Многие ортодоксальные мусульмане отвергли мутазилитские доктрины и осудили их идею создания Корана. В ходе следствия ибн Ханбал отказался подчиняться и был подвергнут пыткам и отправлен в неосвещенную тюремную камеру Багдад почти на тридцать месяцев. Другими ветвями калама были Аш'ари школа, основанная Аль-Аш'ари и Матуриди, основанная Абу Мансур аль-Матуриди.
С расширением халифата Аббасидов до Сасанидской империи ислам адаптировал многие эллинистические и персидские концепции, заимствованные мыслителями иранского или тюркское происхождение. Такие философы, как аль-Фараби и Авиценна стремились включить греческие принципы в исламское богословие, в то время как другие, такие как аль-Газали, выступали против таких синкретизм и в конечном итоге восторжествовал. Авиценна был пионером в науке экспериментальной медицины и был первым врачом, проводившим клинические испытания. Две его наиболее известные работы, Книга исцеления и Канон медицины, использовались в качестве стандартных медицинских текстов в исламском мире, а затем в Европе. Среди его вкладов - открытие заразной природы инфекционных заболеваний и введение клинической фармакологии. В математике математик Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми дал свое имя концепции алгоритма , а термин алгебра - это происходит от аль-джабр. Персидский поэт Фирдоуси написал свою эпическую поэму Шахнаме. Руми написал одни из лучших персидских стихов и до сих пор остается одним из самых продаваемых поэтов в Америке. Введенные правовые институты включают траст и благотворительный фонд (Вакф ).
Эту эпоху иногда называют «золотым веком ислама ». Государственные больницы, созданные в это время (так называемые Бимаристан больницы), считаются «первыми больницами» в современном понимании этого слова и выдали первые медицинские дипломы о лицензии врачей <252 Книга рекордов Гиннеса признает Университет Аль-Карауин, основанный в 859 году, как старейший в мире университет, выдающий ученые степени. Докторантура, как утверждается, возникла еще в лицензии на преподавание в исламских юридических школах. Были введены стандарты экспериментальных и методов количественной оценки, а также традиция цитирования. Важным пионером в этом отношении является Ибн аль-Хайтам считается отцом современного научного метода и часто упоминается как «первый настоящий ученый в мире». Правительство платило ученым равную Валентная зарплата профессиональных спортсменов сегодня. Утверждается, что данные, использованные Коперником для его гелиоцентрических выводов, были собраны, и что Аль-Джахиз предложил теорию естественного отбора.
В то время как Аббасидский халифат претерпел упадок со времен правления Аль-Ватика (842–847) и Аль-Мутадида (892–902), Монгольская империя положил конец династии Аббасидов в 1258 году. Во время упадка Аббасидский халифат распался на второстепенные государства и династии, такие как Тулунидов и династия Газневидов. Династия Газневидов была мусульманской династией, основанной тюркскими рабами-солдатами из другой исламской империи, империи Саманидов.
, двух турецких племен, Караханидов и Сельджуки, обратившиеся в ислам в 10 веке. Позже они были покорены османами, которые имеют то же происхождение и язык. Сельджуки сыграли важную роль в возрождении суннизма, после чего шииты усилили свое влияние. Военачальник сельджуков Алп Арслан финансово поддерживал науку и литературу и основал университет Незамия в Багдаде.
. В это время Делийский султанат взял над северными частями Индийского субконтинента. Религиозные миссии обращали Волжскую Булгарию в ислам. Многие мусульмане также отправились в Китай для торговли, фактически доминируя в индустрии импорта и экспорта династии Сун.
В схоластике Ибн Таймийя (1263–1328) беспокоился о целостности ислама и пытался создать теологическую доктрину, чтобы очистить ислам от предполагаемых изменений. В отличие от его современных ученых, которые опирались на традиции и исторические повествования раннего ислама, методология Ибн Таймийи представляла собой смесь выборочного использования хадисов и буквального понимания Корана. Он отверг большинство философских подходов ислама и вместо этого предложил ясное, простое и догматическое богословие. Другая важная характеристика его теологического подхода подчеркивает значение теократического государства : в то время как преобладающее мнение считало, что религиозная мудрость необходима для государства, Ибн Таймийя считал политическую власть необходимой для религиозной совершенство. Кроме того, он отверг многие хадисы, циркулировавшие среди мусульман в его время, и неоднократно полагался только на Сахих Бухари и Сахих Муслим, чтобы опровергнуть доктрину ашарита. Чувствуя угрозу со стороны крестоносцев, а также монголов, Ибн Таймийя заявил, что мусульмане обязательно должны присоединиться к физическому джихаду против немусульман. Это касается не только захватчиков, но и еретиков среди мусульман, включая шиитов, ашаритов и «философов», которых Ибн Таймийя обвинял в ухудшении ислама. Битва при Мардж аль-Саффар (1303) послужила важным поворотным моментом. Тем не менее его сочинения играли лишь второстепенную роль при его жизни. Его неоднократно обвиняли в богохульстве из-за антропоморфизации Бога, и его ученик Ибн Касир дистанцировался от своего наставника и отрицал антропоморфизацию, но одновременно придерживался той же антирационалистической и ориентированной на хадис методологии. Это, вероятно, повлияло на его толкование Тафсира, которое с тех пор игнорировало большую часть экзегетической традиции. Однако труды Ибн Таймийи стали важными источниками ваххабизма и 21 века салафитского богословия, так же как Тафсир ибн Касир также получил большое вознаграждение в современном салафизме.
Возрождение Тимуридов наблюдалось в Империи Тимуридов, основанной в Средней Азии, управляемой династией Тимуридов, феноменальный рост в областях искусства и науки, охватывающие как восточный, так и западный мир. Выдающимися на протяжении всех этапов Возрождения были изобретения многочисленных устройств и сооружения исламских учебных центров, мечетей, некрополей и обсерваторий. Герат город, например, соответствовал Флоренции, колыбели итальянского Возрождения, как средоточия культурного возрождения. Было замечено, что такие аспекты сильно повлияли на исламские пороховые империи, в основном в Индии Великих Моголов.
Ислам распространился с мусульманскими торговыми сетями, деятельностью суфийских орденов и завоеваниями пороховых империй которые простирались на Африку к югу от Сахары, Среднюю Азию и Малайский архипелаг. Однако обращение в ислам не было внезапным отказом от старых религиозных обрядов; скорее, это обычно было вопросом «ассимиляции исламских ритуалов, космологии и литературы в... местных религиозных системах». На этом пространстве ислам повсюду смешивался с местными культурами, о чем свидетельствует появление пророка Мухаммеда в индуистских эпосах и фольклоре. Мусульмане в Китае, которые произошли от более ранней иммиграции, начали ассимилироваться, приняв китайские имена и культуру, а Нанкин стал важным центром исламских исследований. Турецкие мусульмане вобрали в себя элементы турецкого шаманизма, который до сих пор отличает турецкий синтез ислама от других мусульманских обществ, и стали частью новой исламской интерпретации, хотя шаманские влияния уже имели место во время битвы. Таласский (752). Поразительно, что шаманы никогда не упоминались мусульманскими ересиографами. Одним из основных изменений стал статус женщины. В отличие от арабских традиций, тюркские традиции высоко ценят женщину в обществе. Турки, должно быть, также обнаружили поразительное сходство между суфийскими ритуалами и шаманскими практиками. Шаманизм также повлиял на ортодоксальных мусульман, которые присоединились к Анатолии, Средней Азии и Балканам, производя алевизм. В результате многие шаманские традиции были восприняты как исламские, с такими верованиями, как священная природа, деревья, животные и чужие природные духи, сохранившиеся до наших дней.
Османский халифат при Османской династии в Османской империи, был последним халифатом конца средневековья и начала современной эпохи. Важно отметить, что следующее исламское правление османов с самого начала находилось под сильным влиянием симбиоза между османскими правителями и суфизмом. Согласно османской историографии, легитимация правителя приписывается шейху Эдебали, который, соответственно, истолковал сон Османа Гази как Божье узаконивание своего правления. С Мурадом I завоеванием Эдирне в 1362 году, халифат был захвачен турецкими султанами империи. В период османского развития претензии на халифальную власть были признаны в 1517 году как Селим I, который через завоевание и объединение мусульманских земель стал Хранителем двух священных мечетей в Мекка и Медина и усиление своих притязаний на халифат в мусульманском мире. Орден Мевлеви и Орден Бекташи имели тесные связи с султанами, как суфийско-мистический, так и инославный и синкретический подходы к исламу. процветал. При Османской империи ислам распространился на Юго-Восточную Европу. Реконкиста, начатая против мусульманских княжеств в Иберии, завершилась успехом в 1492 году. В османском понимании основной обязанностью государства была защита и расширение земель мусульман. и для обеспечения безопасности и гармонии в пределах своих границ во всеобъемлющем контексте ортодоксальной исламской практики и династического суверенитета.
Шиитская династия Сефевидов пришла к власти в 1501 году и позже завоевали весь Иран. Большинство и самая старая группа шиитов того времени, Зайдиты, названные в честь правнука Али, ученого Зайда ибн Али, использовали ханафитскую юриспруденцию, как и большинство суннитов. Последующее обязательное преобразование Ирана в шиитский ислам двунадесятников для большей части суннитского населения также обеспечило окончательное господство секты двунадесятников в шиизме над сектами заидит и исмаилитов.. Надир-шах, свергнувший Сефевидов, попытался улучшить отношения с суннитами, пропагандируя интеграцию шиизма, называя его джафари-мазхабом.
На Индийском субконтиненте, во время правления Мухаммада бин Бахтияра Халджи в Бенгалии индийские исламские миссионеры достигли наибольшего успеха с точки зрения дава и количество обращенных в ислам. Делийский султанат, основанный Кутб-уд-дином Айбаком, стал первой исламской державой Индии, хорошо известной тем, что был одним из немногих штатов, отразивших нападение Монголы и возвести на престол одну из немногих женщин-правительниц в истории ислама, Разия Султана. Впоследствии был основан богатый исламский Бенгальский султанат, крупная мировая торговая держава в мире, которую европейцы описывали как «самую богатую страну для торговли». Империя Великих Моголов была основана Бабуром, прямым потомком Тамерлана и Чингисхана. Империя была ненадолго прервана Империей Сури, основанной Шер Шах Сури, который повторно инициировал валютную систему рупий. Моголы получили власть во время правления Акбара Великого и Джахангира. В период правления Шаха Джахана наблюдался расцвет индоисламской архитектуры с известными памятниками, такими как Тадж-Махал и Джама Масджид, Дели, в то время как во время правления его сына Аурангзеба была составлена Фетва Аламгири (наиболее хорошо организованная рукопись фикх ) и наблюдался пик исламской правят в Индии. Индия Великих Моголов превзошла Цинский Китай и стала крупнейшей экономикой мира, на которую приходится 25% мирового ВВП, Бенгальский субах свидетельствует о протоиндустриализации и демонстрирует признаки Промышленная революция. После краха Индии Великих Моголов Типу Султана Королевство Майсур, базирующееся в Южной Индии, которое стало свидетелем частичного установления шариата на основе экономических и военная политика, т.е. Фатхул Муджахидин, сменила Бенгалию, управляемую навабами Бенгалии как передовую экономическую территорию Южной Азии. После британского владычества, Низамы Хайдарабада оставались главным мусульманским княжеством до аннексии Хайдарабада современной Республикой Индия.
Мусульманский мир в целом находился в политическом упадке, начиная с 1800-х годов, особенно по сравнению с -Мусульманские европейские державы. Этот упадок был очевиден в культурном отношении; в то время как Таки ад-Дин основал обсерваторию в Стамбуле, а обсерватория Джай Сингха была построена в XVIII веке, к двадцатому веку не было ни одной страны с мусульманским большинством с крупной обсерваторией. век. К 19 веку Британская империя официально положила конец династии Великих Моголов в Индии. В 19 веке зародились движения Деобанди и Барелви.
В течение 18 века Мухаммад ибн Абд аль -Ваххаб основал военное движение, выступающее против Османского султаната как незаконного правления, посоветовав своим товарищам вернуться к принципам ислама, основанным на теологии Ахмада ибн Ханбала. На него глубоко повлияли работы Ибн Таймийи и Ибн аль-Кайима, и он осудил многие традиционные исламские практики, такие как посещение могилы Мухаммеда или святых, как грех. В этот период он заключил союз с семьей Саудов, которые основали секту ваххабитов. Это движение возрождения якобы стремится поддержать монотеизм и очистить ислам от того, что они считают более поздними нововведениями. Их идеология привела к осквернению святынь по всему миру, в том числе святынь Мухаммеда и его соратников в Мекке и Медине. Многие арабские националисты, такие как Рашид Рида, считали Халифат правом арабов, отнятым турками. Поэтому они восставали против Османского султаната, пока Османская империя не распалась после Первой мировой войны и Халифат не был упразднен в 1924 году. Одновременно Ибн Сауд завоевал Мекку, «сердце ислама», чтобы навязать ваххабизм как часть исламской культуры.
В конце XIX века мусульманские светила, такие как Мухаммед Абдух, Рашид Рида и Джамаль ад-Дин аль-Афгани стремились примирить ислам с социальными и интеллектуальными идеями эпохи Просвещения, очищая ислам от предполагаемых изменений и соблюдения основных принципов, существовавших в эпоху Рашида. Из-за своей приверженности салафам они называли себя салафийя. Однако они отличаются от движения салафитов, процветавшего во второй половине 20 века и уходящего корнями в движение ваххабитов. Вместо этого их также часто называют исламскими модернистами. Они отвергли суннитские школы права и разрешили иджтихад.
Движение Барелви, основанное в Индии, подчеркивает примат исламского закон о приверженности суфийским практикам и личной преданности пророку Мухаммеду. Он вырос из трудов Ахмеда Раза Хана, Фазл-э-Хака Хайрабади, Шаха Ахмада Нурани и Мохаммада Абдул Гафура Хазарви в на фоне интеллектуального и морального упадка мусульман в Британской Индии. Движение было массовым движением, защищавшим популярный суфизм и реформировавшим его практики, выросшее в ответ на движение Деобанди. Движение известно празднованием Мавлида, и сегодня оно распространено по всему миру с последователями также в Пакистане, Южной Африке, Соединенных Штатах и Соединенное Королевство среди других стран.
3 марта 1924 года первый президент Турецкой Республики, Мустафа Кемаль Ататюрк, как часть его светских реформ, конституционно упразднил институт халифата. Османский халифат, последний широко признанный в мире халифат, больше не существует, и его полномочия в пределах Турции были переданы Великому национальному собранию Турции, парламенту недавно образовали Турецкую Республику и Управление по делам религий.
Контакты с промышленно развитыми странами привели мусульманское население в новые районы в результате экономической миграции. Многие мусульмане мигрировали в качестве наемных слуг, в основном из Индии и Индонезии, в Карибский бассейн, образуя самое большое мусульманское население по процентному соотношению в Америке. В результате урбанизация и рост торговли в странах Африки к югу от Сахары заставили мусульман селиться в новых районах и распространять свою веру, что, вероятно, удвоило мусульманское население между 1869 и 1914 годами. Начали прибывать мусульманские иммигранты, многие до гастарбайтеры и в основном из бывших колоний в нескольких странах Западной Европы с 1960-х годов.
Появляется все больше и больше новых мусульманских интеллектуалов, которые все больше отделяют вечные исламские верования от архаичных культурных традиций. Либеральный ислам - это движение, которое пытается примирить религиозные традиции с современными нормами светского управления и человеческими прав. Его сторонники говорят, что есть несколько способов читать священные тексты ислама, и подчеркивают необходимость оставлять место для «независимого мышления по религиозным вопросам». Проблемы женщин получают значительный вес в современном дискурсе об исламе.
Светские державы, такие как китайские красные гвардейцы закрыли многие мечети и разрушили Коран, и коммунистическая Албания стала первая страна, запретившая исповедовать все религии. Около полумиллиона мусульман были убиты в Камбодже коммунистами, которые, как утверждается, считали их своим главным врагом и хотели истребить их, поскольку они выделялись и поклонялись своему собственному богу. В Турции военные осуществили перевороты, чтобы свергнуть исламистские правительства, и запретили ношение головных платков в официальных зданиях, как это также произошло в Тунисе.
Джамал-ад-Дин аль-Афгани, вместе со своим послушником Мухаммадом Абдухом, были признаны предшественниками исламского возрождения. Абул А'ла Маудуди помог влиять на современный политический ислам. Исламистские группы, такие как Братья-мусульмане, пропагандируют ислам как всеобъемлющее политическое решение, часто несмотря на то, что они запрещены. В Иране, революция заменила светский режим на исламское государство. В Турции исламистская Партия АК демократическим путем находится у власти около десяти лет, в то время как исламистские партии преуспели на выборах после арабской весны. Организация исламского сотрудничества (ОИС), состоящая из стран с мусульманским большинством, была создана в 1969 году после сожжения мечети Аль-Акса в <1024 году.>Иерусалим.
Религиозность, кажется, углубляется во всем мире. Во многих местах распространение хиджаба становится все более распространенным явлением, и процент мусульман, поддерживающих шариат, увеличивается. Благодаря тому, что религиозное руководство становится все более доступным в электронном виде, мусульмане могут получить доступ к достаточно строгим для них взглядам, а не полагаться на государственных священнослужителей, которых часто считают марионетками.
По оценкам, к 2050 году число мусульман почти сравняется с числом христиан во всем мире, «в первую очередь из-за различий в уровне фертильности и численности молодежи среди основных мировых религий, а также из-за того, что люди меняют веру». Возможно, что свидетельствует об этих изменениях, большинство экспертов сходятся во мнении, что ислам растет быстрее, чем любая другая религия в Восточной и Западной Африке.
Самая крупная конфессия в исламе - это суннитский ислам, который составляет 75–90% всех мусульман и, возможно, является крупнейшей религиозной конфессией в мире. деноминация. Мусульмане-сунниты также носят имя Ахль ас-Сунна, что означает «люди традиции [Мухаммада]».
Сунниты считают, что первые четыре халифа были законными преемниками Мухаммеда; поскольку Бог не определил каких-либо конкретных лидеров, которые придут ему на смену, и эти лидеры были избраны. Другие авторитеты в отношении суннитов считают, что любой праведный и справедливый может быть халифом, если он действует в соответствии с учением ислама, примером Мухаммеда. С другой стороны, сунниты обычно считают сподвижников Мухаммада надежными для толкования исламских дел.
Сунниты следуют Корану и хадисам, которые записаны в суннитских традициях, известных как Аль-Кутуб ас-Ситтах (шесть основных книг). В юридических вопросах, вытекающих из Корана или хадисов, многие следуют четырем суннитским мазхабам : ханафи, ханбали, малики и Шафи'и. Все четверо признают правомерность других, и мусульманин может выбрать любую, которую он или она сочтет приемлемой.
Суннитские школы богословия охватывают ашаризм, основанный Аль-Ашгари (ок. 874–936), Матуриди от Абу Мансура аль-Матуриди (853–944 н.э.) и традиционалистского богословия под руководством Ахмад ибн Ханбал (780–855 гг. Н. Э.). Традиционалистское богословие характеризуется своей приверженностью буквальному пониманию Корана и Сунны, веры в то, что Коран несотворен и вечен, и выступает против разума (калам ) в религиозных и этических вопросах. С другой стороны, матуридизм утверждает, что Священные Писания не нужны для элементарной этики, и что добро и зло можно понять только с помощью разума. Доктрина Матуриди, основанная на законе Ханафи, утверждала человеческие способности и волю наряду с верховенством Бога в действиях человека, обеспечивая доктринальную основу для большей гибкости, адаптируемости и синкретизма. Особенно процветал матуридизм в Средней Азии. Тем не менее, люди будут полагаться на откровение, потому что один разум не может понять всю правду. Ашаризм считает, что этика может происходить только из божественного откровения, но не из человеческого разума. Однако ашаризм принимает разум в вопросах экзегетики и сочетает подходы Мутазила с традиционалистскими идеями.
В 18 веке Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб возглавил Салафитское движение, которое посторонние называют ваххабизмом, в современной Саудовской Аравии. Первоначально сформированные ханбализмом, многие современные последователи отошли от одной из установленных четырех школ права - Ханафит, Шафи, Малики и Ханбали. Точно так же Ахль аль-Хадис - это движение, которое принижает значение источников юриспруденции за пределами Корана и хадисов, таких как информированное мнение (раи).
Нурчу - суннитское движение, основанное на трудах Саида Нурси (1877–1960), основанного в начале двадцатого века. Его философия основана на законе ханафизма и включает в себя элементы суфизма. Он подчеркнул важность спасения как в жизни, так и в загробной жизни через образование и свободу, синтез ислама и науки и демократии как наилучшую форму правления в рамках верховенства закона. Посредством веры через исследование вместо веры через подражание мусульмане отвергли бы такие философии, как позитивизм, материализм и атеизм, появившиеся в западном мире его времени. Его понятие шариата двояко: с одной стороны, шариат применяется к добровольным действиям людей. С другой стороны, шариат обозначает набор законов природы, но оба в конечном итоге происходят из одного источника, которым является Бог. Его труды по Корану в Рисале-и Нур были переведены почти на все языки Средней Азии. От Нурку произошли другие движения, такие как движение Гюлена.
Шииты составляют 10–20% ислама и являются его вторая по величине ветвь.
Хотя сунниты считают, что халиф должен избираться общиной, шииты считают, что Мухаммед назначил своего зятя, Али ибн Аби Талиба, своим преемник и только некоторые потомки Али могли занимать руководящие должности. В результате они считают, что Али ибн Аби Талиб был первым имамом (лидером), отвергая легитимность предыдущих мусульманских халифов Абу Бакра, Усмана ибн аль-Аффана. и Умар ибн аль-Хаттаб. Другие пункты разногласий включают определенные практики, рассматриваемые как обновление религии, такие как практика оплакивания татбир и проклятие лиц, почитаемых суннитами. Однако Джафар ас-Садик сам не одобрял людей, которые не одобряли его прадеда Абу Бакра и Зайда ибн Али почитали Абу Бакра и Умара. Совсем недавно Великий аятолла Али Хаменеи и Великий аятолла Али аль-Систани осудили эту практику.
Шиитский ислам имеет несколько ветвей, наиболее известными из которых являются двунадесятники (самая большая ветвь), заидиты и исмаилиты. Разные ветви принимают разных потомков Али в качестве имамов. После смерти имама Джафара ас-Садика, которого двунадесятники и исмаилиты считают шестым имамом, исмаилиты узнали его сына Исмаила. ибн Джафар в качестве его преемника, тогда как шииты-двунадесятники последовали за его другим сыном Мусой аль-Кадхим в качестве седьмого имама. Зайди считают Зайда ибн Али, дядю имама Джафара ас-Садика своим пятым имамом, и следуют другой линии преемственности после него. К другим меньшим группам относятся бора, а также алавиты и алевиты. Некоторые шиитские ветви называют другие шиитские ветви, которые не согласны с их доктриной, как Гулат.
Неконфессиональные мусульмане - это общий термин, который использовался для мусульман, которые не принадлежат или не идентифицируют себя с определенной исламской конфессией. Среди видных деятелей, отказавшихся идентифицировать себя с определенной исламской конфессией, были Джамал ад-Дин аль-Афгани и Мухаммед Али Джинна. Недавние опросы показывают, что большая часть мусульман в некоторых частях мира идентифицируют себя как «просто мусульмане», хотя опубликованных анализов относительно мотивов, лежащих в основе такой реакции, мало. Pew Research Center сообщает, что респонденты, идентифицирующие себя как «просто мусульмане», составляют большинство мусульман в семи странах (и большинство в трех других), с самой высокой долей в Казахстане на 74%. По крайней мере каждый пятый мусульманин как минимум в 22 странах идентифицирует себя таким образом.
Некоторые движения, такие как друзы (см. Ислам и друзы ), Бергхуата и Ха-Мим, либо вышли из ислама, либо пришли разделить определенные верования с исламом, независимо от того, является ли каждый отдельной религией или сектой ислама иногда вызывает споры. Язданизм рассматривается как смесь местных курдских верований и исламской суфийской доктрины, введенной в Курдистан шейхом Ади ибн Мусафиром в XII веке. Бабизм происходит от шиитов-двунадесятников, прошедших через сиййида Али Мухаммада и-Ширази аль-Баба, а одного из его последователей Мирзу Хусайна Али Нури Бахауллу основал Веру Бахаи. Сикхизм, основанный Гуру Нанаком в конце пятнадцатого века Пенджаб, включает в себя аспекты как ислама, так и Индуизм. Бекташи-алевизм - это синкретическая и инославная местная исламская традиция, приверженцы которой следуют мистической (батени ) учение Али и Хаджи Бекташа Вели. Алевизм включает в себя турецкие верования, существовавшие в XIV веке, такие как шаманизм и анимизм, смешанные с шиитскими и суфийскими верованиями, принятыми некоторыми турецкими племенами.
Демографическое исследование 2020 года показало, что 24,1% мирового населения, или 1,8 миллиарда человек, мусульмане. Из них, по оценкам, 87–90% являются суннитами и 10–13% являются шиитами, при этом незначительное меньшинство принадлежит к другим сектам. Примерно в 49 странах мусульманское большинство, а на арабы приходится около 20% всех мусульман во всем мире. Число мусульман во всем мире увеличилось с 200 миллионов в 1900 году до 551 миллиона в 1970 году и утроилось до 1,6 миллиарда к 2010 году.
Большинство мусульман живут в Азии и Африке. Примерно 62% мусульман мира живут в Азии, с более чем 683 миллионами последователей в Индонезии, Пакистане, Индии и Бангладеш. На Ближнем Востоке неарабские страны, такие как Турция и Иран, являются крупнейшими странами с мусульманским большинством; в Африке Нигерия и Египет имеют самые густонаселенные мусульманские общины.
По большинству оценок, в Китае проживает примерно от 20 до 30 миллионов мусульман (от 1,5% до 2% населения). Однако данные, предоставленные Международным центром народонаселения Государственного университета Сан-Диего в США. News World Report предполагает, что в Китае 65,3 миллиона мусульман. Ислам является второй по величине религией после христианства во многих европейских странах и постепенно приближается к этому статусу в Северной и Южной Америке, число которых составляет 2454000 человек, согласно Pew Forum <252.>и примерно 7 миллионов мусульман, по данным Совета по американо-исламским отношениям (CAIR), в Соединенных Штатах.
обращение в религию имеет незначительное влияние на мусульманское население. поскольку количество людей, принявших ислам, примерно равно числу тех, кто покинул ислам. Темпы роста ислама в Европе были обусловлены главным образом иммиграцией и более высокой рождаемостью мусульман в 2005 году.
Термин «Исламская культура "может использоваться для обозначения аспектов культуры, относящихся к религии, таких как фестивали и дресс-код. Он также спорно используется для обозначения культурных аспектов традиционно Мусульманская людей. Наконец, «исламская цивилизация» может также относиться к аспектам синтезированной культуры ранних халифатов, включая культуру немусульман, иногда называемых «исламиктами ».
Возможно, самым важным выражением исламской архитектуры является мечеть. Разные культуры влияют на архитектуру мечетей. Например, североафриканская и испанская исламская архитектура, такая как Великая мечеть Кайруана, содержит мраморные и порфировые колонны римских и византийских зданий, а мечети в Индонезии часто имеют многоярусные крыши местного яванского стиля. Османы овладели техникой строительства обширных внутренних пространств, ограниченных кажущимися невесомыми, но массивными куполами, и достижения совершенной гармонии между внутренним и внешним пространством, а также светом и тенью.
Великая мечеть Дженне, в Западной Африке страна Мали
Внутренний вид главных куполов Голубой мечети в Стамбуле, Турция
Купол в По-и- Калян, Бухара, Узбекистан
Исламское искусство охватывает изобразительное искусство, созданное с 7-го века и позднее людьми (не обязательно мусульманами ), которые жили на территории, населенной мусульманским населением. Он включает в себя такие разные области, как архитектура, каллиграфия, живопись и керамика и другие.
Хотя это не осуждается в Коране, создание изображений людей и животных не одобряется во многих исламских культурах и связано с законами против идолопоклонства, общими для всех авраамических религий, как Абдуллаах ибн Мас'уд сообщил, что Мухаммад сказал: «Те, кто будут жестоко наказаны Аллахом в День Воскресения, будут имиджмейкерами» (сообщает аль-Бухари ). Однако это правило по-разному интерпретировалось разными учеными и в разные исторические периоды, и есть примеры изображений животных и людей в Mughal, персидском и Турецкое искусство. Существование этого отвращения к созданию изображений одушевленных существ было использовано для объяснения распространенности каллиграфии, мозаики и узоров как ключевых аспектов исламской художественной культуры..
Фраза Бисмиллах в исламской каллиграфии 18-го века из Османской области.
Геометрическая мозаика в стиле арабески на нижней стороне купола гробницы Хафиза Ширази в Шираз, Иран
Музей исламского искусства Малайзии, крупнейший музей исламского искусства в Юго-Восточной Азии
Формальное начало мусульманской эры было выбрано, как сообщается, халифом Умар, чтобы быть хиджрой в 622 году н.э., что было важным поворотным моментом в судьбе Мухаммеда. Это лунный календарь, в котором дни длятся от заката до заката. Исламские святые дни приходятся на фиксированные даты по лунному календарю, что означает, что они происходят в разные времена года в разные годы по григорианскому календарю. Наиболее важными исламскими праздниками являются Ид аль-Фитр (арабский : عيد الفطر) 1 числа Шавваль, знаменующий конец месяца поста Рамадан, и Ид аль-Адха (عيد الأضحى) 10 числа Зу аль-Хиджа, что совпадает с концом хаджа (паломничества).
Критика ислама существовала со времен формирования ислама. Ранняя критика исходила от христианских авторов, многие из которых рассматривали ислам как христианскую ересь или форму идолопоклонства, часто объясняя это в апокалиптических терминах. Позже появилась критика со стороны самого мусульманского мира, а также со стороны еврейских писателей и церковных христиан. Критики также обсуждают вопросы, касающиеся подлинности и морали Корана, священной книги ислама.
Оптимизм исламского спасения и его похотливость подвергались критике со стороны христианских писателей. Чувственные описания рая в исламе привели многих христиан к выводу, что ислам не является духовной религией. Хотя чувственное наслаждение присутствовало и в раннем христианстве, как видно из писаний Иринея, доктрины бывшего манихея Августина Гиппопотама привели к широкому отвержению телесных удовольствий как в жизни, так и в загробной. Али ибн Сахл Раббан ат-Табари защищал кораническое описание рая, утверждая, что Библия также подразумевает такие идеи, такие как употребление вина в Евангелии от Матфея.
Клеветнические изображения Мухаммеда, полученные из изображений Византийской церкви начала VII века, появляются в эпической поэме XIV века Божественная комедия автора Данте Алигьери. Здесь Мухаммед появляется в восьмом круге ада вместе с Али. Данте не обвиняет ислам в целом, а обвиняет Мухаммеда в расколе, установив другую религию после христианства.
После событий 11 сентября 2001 года ислам стал столкнулся с критикой за то, что его священные писания и учения были заявлены как значительный источник терроризма и террористическая идеология.
Другие критические замечания касаются вопроса прав человека в современных мусульманских странах. большинство стран, и обращение с женщинами в исламском праве и практике. Вслед за недавней тенденцией мультикультурализма влияние ислама на способность мусульманских иммигрантов на Западе ассимилироваться подверглось критике. И в его общественной, и в личной жизни другие возражали против нравственности Мухаммеда, следовательно, также против сунны как модели для подражания.
Академические ресурсы
Интернет-ресурсы
Справочники