Берберское восстание

редактировать
Берберское восстание
Дата739–743
МестоположениеМагриб и Аль-Андалус
РезультатПобеда берберов в Марокко и Западном Алжире. Изгнание Омейядов из этой области.
Территориальные. измененияСоздание нескольких независимых берберских государств
Воюющие
Берберы повстанцыОмейядский халифат
Командиры и лидеры
Майсара аль-Матгари. Халид ибн Хамид аль-Занати...Хишам ибн Абд аль-Малик. Убайд Аллах ибн аль-Хабхаб. Халид ибн Аби Хабиб аль-Фихри. Окба ибн аль-Хаджадж аль-Салули. Кульсум ибн Ияд аль-Каси. Абд ар-Рахман ибн Хабиб аль-Фихри.. Хандхала ибн Сафван аль-Калби. Балдж ибн Бишр аль-Кушайри. Абд аль-Малик ибн Катан аль-Фихри. Хабиб ибн Аби Обейда аль-Фихри. Талаба ибн Салама аль-Амили.

Великое восстание берберов 739 / 740–743 гг. 122–125 хиджры по мусульманскому календарю ) произошли во время правления Омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика и ознаменовали первое успешное отделение от Арабский халифат (правил из Дамаска). Подожженное хариджитскими проповедниками-пуританами, берберское восстание против своих омейядских арабских правителей началось в Танжере в 740 году, и первоначально его возглавил Майсара ал- Матгари. Вскоре восстание распространилось по остальной части Магриба (Северная Африка) и через проливы к аль-Андалусу.

. Омейяды поднялись в бой и сумели предотвратить ядро ​​Ифрикии (Тунис, Восточный Алжир и Запад-Ливия) и Аль-Андалус (Испания и Португалия) от попадания в руки повстанцев. Но остальная часть Магриба так и не была восстановлена. После неудачной попытки захватить столицу провинции Омейядов Кайруан, берберские повстанческие армии распались, а западный Магриб раздробился на серию небольших берберских государств, управляемых племенными вождями и хариджитскими имамами.

Берберское восстание, вероятно, было самым большим военным поражением в правление халифа Хишама. Из него возникли одни из первых мусульманских государств за пределами Халифата. Иногда его также считают началом независимости Марокко, поскольку Марокко никогда больше не попадет под власть восточного халифа или какой-либо другой иностранной державы до 20 века.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Восстание
    • 2.1 Восстание в Магрибе
    • 2.2 Переворот в Аль-Андалусе
    • 2.3 Сирийская экспедиция
    • 2.4 Наступление на Кайруан
    • 2.5 Восстание в Аль-Андалусе
    • 2.6 Сирийцы в Аль-Андалусе
  • 3 Поздние годы
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Источники

Общие сведения

Основные причины восстанием была политика губернаторов Омейядов в Кайруане, Ифрикия, которые имели власть над Магрибом (все Северная Африка к западу от Египта) и аль-Андалус.

С первых дней мусульманского завоевания Северной Африки арабские военачальники обращались с неарабами (особенно Бербер ) вспомогательные службы непоследовательно и часто довольно низко. Когда они прибыли в Северную Африку, Омейяды столкнулись с христианским большинством населения Африки Proconsularis (которое стало Ифрикия, современный Тунис ) и язычники в Магрибе аль-Акса (ныне Марокко ) с еврейскими меньшинствами. Некоторые берберы Магриба быстро обратились в ислам и участвовали в росте ислама в регионе, но арабские власти продолжали относиться к ним как к людям второго сорта.

Хотя берберы взяли на себя большую часть боевых действий во время завоевания Испании Омейядом, им давали меньшую долю добычи и часто поручали выполнять более суровые обязанности (например, берберы были брошены в авангард, в то время как арабские войска оставались в тылу; им было поручено гарнизонное дежурство на наиболее неспокойных рубежах). Хотя арабский губернатор Ифрикия Муса ибн Нусаир воспитывал своих берберских помощников (наиболее известный Тарик ибн Зияд ), его преемники, в частности Язид ибн Аби Муслим, имели Особенно плохо обращались со своими берберскими войсками.

Наиболее прискорбно то, что арабские губернаторы продолжали взимать чрезвычайные зимми налоги (джизья и харадж ) и рабов - дань уважения неарабскому населению, обратившемуся в ислам, что является прямым нарушением исламского права. Это стало особенно обычным делом во время халифатов Валида I и Сулеймана.

. В 718 году омейядский халиф Умар II наконец запретил взимать чрезвычайные налоги и подавать рабов с неарабские мусульмане, что в значительной степени разрядило напряженность. Но дорогостоящие военные неудачи в 720-х и 730-х годах вынудили калифальные власти искать новаторские способы пополнения своих сокровищниц. Во время халифата Хишама с 724 г., запреты были обойдены по-новому (например, привязка земельного налога харадж к земле, а не к собственнику, так что земли, которые в любой момент подпадали под действие хараджа, оставались под хараджем даже если в настоящее время принадлежит мусульманину).

В результате возмущенные берберы стали восприимчивыми к радикальным хариджитским активистам с востока (в частности, с убеждением суфритов, а позже ибадитов ), которые имели начали прибывать в Магриб в 720-х годах. Хариджиты проповедовали пуританскую форму ислама, обещая новый политический порядок, при котором все мусульмане будут равны, независимо от этнической принадлежности или племенного статуса, а исламские законы будут строго соблюдаться. Обращение хариджитского послания к ушам берберов позволило их активистам постепенно проникать в берберские полки и населенные пункты. Спорадические мятежи берберских гарнизонов (например, под командованием Мунна в Серданье, Испания, в 729-31 гг.) Подавлялись с трудом. Один правитель Ифрикия, Язид ибн Аби Муслим, который открыто возобновил джизью и унизил свою берберскую охрану, заклеймив свои руки, был убит в 721 году.

В 734 году Убайд Аллах ибн аль-Хабхаб был назначен губернатором Омейядов в Кайруане с надзорными полномочиями над всем Магрибом и аль-Андалусом. Вступив в должность после периода бесхозяйственности, Убайд Аллах вскоре приступил к расширению финансовых ресурсов правительства, сильно опираясь на неарабское население, возобновив без извинений чрезвычайное налогообложение и уплату рабской дани. Его заместители Окба ибн аль-Хаджадж аль-Салули в Кордове (Аль-Андалус) и Омар ибн эль-Моради в Танжере (Магриб) получили аналогичные инструкции. Провал дорогостоящих экспедиций в Галлию в период 732-737 гг., Отбитых франками при Карле Мартеле, только увеличил налоговое бремя. Параллельный провал халифских армий на востоке не принес налоговых льгот Дамаску.

Восстание

Восстание в Магрибе

Рвение сборщиков налогов Омейядов окончательно сломлено Берберское терпение. Сообщается, что следуя инструкциям Убайд Аллаха ибн аль-Хабхаба о получении дополнительных доходов от берберов, Омар ибн аль-Моради, его заместитель губернатора в Танжере, решил объявить берберов, находящихся под его юрисдикцией, «покоренным народом» и, следовательно, приступил к захвату Собственность берберов и порабощение людей, согласно правилам завоевания, «пятый халиф » по-прежнему был должен государству Омейядов (альтернативные источники сообщают, что он просто удвоил их дань).

Это была последняя капля. Вдохновленные суфритскими проповедниками, североафриканские берберские племена западного Марокко - первоначально гомара, бергвата и микнаса - решили открыто восстать против своих арабских владык. В качестве своего лидера они выбрали Майсара аль-Матгари, которого некоторые арабские летописцы утверждают, что он был скромным водоносом (но более вероятно, что это был высокий берберский вождь).

Единственный вопрос был в сроках. Такая возможность появилась где-то в конце 739 или начале 740 года (122 г. хиджры), когда могущественный генерал Ифрикиян Хабиб ибн Аби Обейда аль-Фихри, который недавно наложил свою власть на су долина южного Марокко, получил указание от губернатора Кайруана Убайд Аллаха возглавить большую экспедицию через море против Византии Сицилии. Собрав свои силы, Хабиб ибн Аби Обейда вывел большую часть армии Ифрикияна из Марокко.

Как только могучий Хабиб благополучно ушел, Майсара собрал свою коалицию берберских армий, с обритыми головами по суфри хариджитским моде и с кораническими надписями, связанными к их копьям и копьям, и обрушил их на Танжер. Вскоре город попал в руки повстанцев, и ненавистный губернатор Омар аль-Моради был убит. Именно в этот момент Майсара, как говорят, принял титул и претензии амир аль-му'минин («Командир правоверных» или «халиф»). Оставив берберский гарнизон в Танжере под командованием новообращенного христианина Абд аль-Аллаха аль-Ходей аль-Ифрики, армия Майсары продолжила наступление на западное Марокко, пополняя свои ряды новыми приверженцами, подавляя гарнизоны Омейядов, выходящие из пролива . вплоть до су. Одним из местных губернаторов, убитых берберами, был Исмаил ибн Убайд Аллах, тот самый сын эмира Кайруана.

Восстание берберов удивило губернатора Омейядов в Кайруане Убайд Аллаха ибн аль-Хабхаба, у которого было очень мало войска в его распоряжении. Он немедленно отправил гонцов к своему генералу Хабибу ибн Аби Обейде аль-Фихри на Сицилии, приказав ему прервать экспедицию и срочно отправить армию Ифрикияна обратно в Африку. Тем временем Убайд Аллах собрал кавалерийскую колонну, состоящую из аристократической арабской элиты Кайруана. Он поставил дворян под командование Халида ибн Аби Хабиба аль-Фихри и отправил его в Танжер, чтобы сдерживать берберских повстанцев, в ожидании возвращения Хабиба из Сицилии. Меньшая резервная армия была размещена под командованием Абд аль-Рахмана ибн аль-Мугира аль-Абдари и получила указание удерживать Тлемсен на тот случай, если берберская повстанческая армия прорвется через колонну и попытается двинуться к Кайруану.

Берберские силы Майсары столкнулись с авангардом Ифрикиянской колонны Халида ибн Аби Хабиба где-то на окраине Танжера. После короткой стычки с арабской колонной Майсара внезапно приказал армии берберов отступить в Танжер. Командующий арабской кавалерией Халид ибн Аби Хабиба не стал преследовать, а просто удерживал свою линию к югу от Танжера, блокируя удерживаемый берберами город, ожидая подкрепления от сицилийской экспедиции Хабиба.

В этой передышке берберские повстанцы реорганизовались и совершили внутренний переворот. Вожди берберских племен быстро свергнули (и казнили) Майсару и избрали берберского вождя Зенату, Халида ибн Хамида аль-Занати новым берберским «халифом». Причины падения Майсары остаются неясными. Возможно, внезапная трусость, проявленная перед арабской кавалерийской колонной, показала ему непригодность для военной службы, возможно, потому, что пуританские проповедники суфрита нашли изъян в его набожности, или, может быть, просто потому, что вожди племен Зената были ближе к Ифрикиян, находящийся на передовой, считал, что они должны возглавить восстание.

Новый лидер берберов Халид ибн Хамид аз-Занати решил немедленно атаковать простаивающую колонну Ифрикияна, прежде чем она сможет получить подкрепление. Берберские мятежники под предводительством Халида ибн Хамида сокрушили и уничтожили арабскую конницу Халида ибн Аби Хабибы в столкновении, известном как битва знати, из-за настоящей резни сливок ифрикийской арабской знати. Это ориентировочно датируется ок. Октябрь – ноябрь 740 года.

Немедленная реакция арабов на катастрофу показывает, насколько неожиданным был этот поворот. При первых известиях о поражении знати резервная армия Ибн аль-Мугиры в Тлемсене впала в панику. Увидев повсюду в городе суфритских проповедников, командир Омейядов приказал своим нервным арабским войскам провести серию облав в Тлемсене, некоторые из которых закончились неизбирательной резней. Это спровоцировало массовое народное восстание в доселе тихом городе. Берберское население города быстро вытеснило войска Омейядов. Линия фронта берберского восстания теперь перешла к среднему Магрибу (Алжир ).

Сицилийская экспедиционная армия Хабиба ибн Аби Обейды прибыла слишком поздно, чтобы предотвратить резню знати. Понимая, что они не в состоянии принять участие в Берберская армия сама по себе, они отступили в Тлемсен, чтобы собрать резервы, но обнаружили, что этот город тоже был теперь в беспорядке. Там Хабиб встретил Муса ибн Аби Халида, капитана Омейядов, который храбро остался в окрестностях Тлемсена, собирая то, что Он смог найти верные силы. Состояние паники и замешательства было таким, что Хабиб ибн Аби Обейда решил обвинить невиновного капитана во всем беспорядке и в наказание отрубил ему одну руку и одну ногу.

Хабиб ибн Аби Обейда укрепил остатки армии Ифрикия в окрестностях Тлемсена (возможно, еще в Тахерте ) и призвал Кайруана для подкрепления. Запрос был направлен в Дамаск.

Калиф Хишам, услышав шок g news, как говорят, воскликнул: «Ей-богу, я непременно возмутился против них арабским гневом и пошлю против них армию, начало которой там, где они, а конец там, где я!»

Переворот в Аль-Андалусе

Иногда сообщается, что губернатор Андалузии Укба ибн аль-Хаджадж отправил андалузскую армию через пролив для поддержки колонны Ифрикиян вокруг Танжера, только быть таким же побежденным берберскими мятежниками в конце 740 года. Но эта история была проигнорирована современными историками, поскольку она основана главным образом на более поздних хрониках Аль-Андалуса; в современных отчетах нет ничего, что упоминало бы о такой экспедиции.

Тем не менее, новости о победе берберов в Марокко эхом разошлись по Аль-Андалусу. Берберы в Аль-Андалусе численно превосходили арабов. Опасаясь, что берберские гарнизоны на их собственных землях могут быть вдохновлены их марокканскими братьями, андалузская арабская элита быстро свергла заместителя Обейда Аллаха Укба ибн аль-Хаджаджа в январе 741 года и восстановила его предшественника, Абд аль-Малика ибн Катана аль -Фихри, более популярная фигура среди местных арабов и берберов.

Сирийская экспедиция

В феврале 741 года халиф Омейядов Хишам назначил Культума ибн Ияд аль- Каси, чтобы заменить опального Обейда Аллаха на посту губернатора Ифрикии. Культума должна была сопровождать свежая арабская армия численностью 30 000–27 000 человек, собранная из полков (джундов) Сирии, и еще 3000, которые должны были быть собраны в Египте. Халиф Хишам назначил племянника Культума Балдж ибн Бишр аль-Кушайри своим заместителем и назначенным преемником, а иорданского военачальника Талаба ибн Салама аль-Амили - своим вторым преемником (если трагедия случится с предыдущим два).

Элитная сирийская кавалерия под командованием Балджа ибн Бишра, которая шла впереди основной массы войск, первой прибыла в Кайруан летом 741 года. Их кратковременное пребывание не было счастливым. Сирийцы прибыли в надменном настроении и поссорились с властями города Кайруан, которые подозрительно встретили их довольно прохладно. Интерпретируя это как неблагодарность, сирийские бароны вторглись в город, расквартировав войска и реквизируя припасы, невзирая на местные власти или приоритеты.

(Уместно отметить, что члены сирийской экспедиции принадлежали к другим племенам, нежели арабы, которых они пришли спасти. Первые арабские колонисты Ифрикии и аль-Андалуса происходили в основном из племен юга Арабского происхождения (известные как калбидские или йеменские племена), тогда как сирийские юнды были в основном выходцами из северных арабских племен (кайсид или мудхаритов, или 'сирийские ' племена). Древнее и глубокое доисламское племенное соперничество между кайсидами и йеменцами находило отражение в неоднократных ссорах между более ранними колонистами и прибывшими юндами.)

Двигаясь медленнее с основной массой сил, Кульсум ибн Ияд сам не вошел в Кайруан, а просто отправил сообщение, в котором правительство города назначалось кади Ифрикии. Собрав сирийский авангард, Кулсум поспешил соединиться с оставшимися силами Ифрикия (около 40 000), удерживающими позиции Хабиба ибн Аби Обейды аль-Фихри в окрестностях Тлемсена.

Соединение сил Северной Африки и Востока не прошло гладко. Новости о проступках сирийцев в Кайруане достигли ифрикиянских войск, а сирийцы, возмущенные плохим приемом, жестоко обращались со своими ифрикийскими коллегами. Хабиб и Бальдж поссорились, и армии чуть не подрались. Путем гладкой дипломатии Кульсум ибн Ияд сумел сплотить армии, но взаимное недовольство сыграло свою роль в последующих событиях.

Берберская повстанческая армия под командованием Халида ибн Хамида аз-Занати (возможно, совместно с неким Салимом Абу Юсуфом аль-Азди), имея большое количество (около 200 000 человек), были очень плохо оборудованы. У многих берберских бойцов не было ничего, кроме камней и ножей, они были одеты в простую набедренную повязку, головы были обриты пуритански. Но они восполнили это знанием местности, отличным моральным духом и фанатичным религиозным рвением, вдохновленным суфритами.

Берберская и арабская армии окончательно столкнулись в битве при Багдуре (или Бакдура) в октябре-ноябре 741 года у реки Себу (около современной Фес ). Пренебрегая опытом и осторожными советами Ифрикиян, Кульсум ибн Ияд допустил несколько серьезных тактических ошибок. Берберские застрельщики лишили коней и изолировали сирийскую конницу, в то время как берберские пехотинцы обрушились на арабскую пехоту в огромном количестве. Арабские армии были быстро разбиты. По некоторым оценкам, две трети арабской армии были убиты или взяты в плен берберами в Багдуре. Среди жертв были новый губернатор Кульсум ибн Ияд аль-Каси и командующий Ифрикиян Хабиб ибн Аби Обейда аль-Фихри.

Сирийские полки, численность которых теперь сократилась примерно до 10 000 человек, были собраны племянником Культума Балдж ибн Бишром и поднялись к проливу, где они надеялись добраться до переход через воду в Аль-Андалус. Небольшой контингент Ифрикиянов, возглавляемый сыном Хабиба Абд ар-Рахманом ибн Хабиб аль-Фихри, присоединился к сирийцам в их бегстве, но остальные силы Ифрикия разбросаны по дороге обратно в Кайруан. Основная часть берберской повстанческой армии отправилась в погоню за сирийцами и осадила их в Сеуте.

Наступление на Кайруан

Зенатский берберский лидер Халид ибн Хамид аль-Занати, одержавший две великие победы над арабскими армиями, исчезает из хроник вскоре после Багдуры (741 г.). Но известие о поражении воодушевило до сих пор спокойные берберские племена присоединиться к восстанию. Берберские восстания вспыхнули в Магрибе и Аль-Андалусе.

Самая непосредственная угроза возникла в южной части Ифрикии, где лидер суфритов собрал берберскую армию и осадил Габес и Гафса. Путем быстрой вылазки на юг с остатками армии Ифрикиян каируан кади Абд ар-Рахман ибн Окба аль-Гаффари сумел в декабре 741 года разбить и рассредоточить силы Окаши возле Гафсы. слишком мало арабских войск, чтобы начать преследование, и Окаша немедленно приступил к тихой перегруппировке своих сил вокруг Тобны в Заб долине западной Ифрикии.

Сразу же после того, как узнал о катастрофе в Багдуре, халиф Хишам приказал омейядскому губернатору Египта, Хандхале ибн Сафван аль-Кальби быстро взять на себя ответственность за Ифрикию.. В феврале 742 года Хандхала ибн Сафван поспешил со своей египетской армией на запад и достиг Кайруана около апреля 742 года, когда Окаша снова возвращался, чтобы попытать счастья. Силы Хандхалы снова отбросили Окашу.

Когда Окаша снова собирал свои силы в Забе, он натолкнулся на большую берберскую армию, идущую с запада под командованием берберского вождя Хавары (возможно, посланного берберами). халиф Халид ибн Хамид аз-Занати, хотя он не упоминается в летописях). Армия Абд аль-Вахида состояла примерно из 300 000 берберов, якобы самой крупной берберской армией, которую когда-либо видели. После быстрой консультации Окаша и Абд аль-Вахид договорились о совместной атаке на Кайруан, при этом Окаша повел свои силы южным маршрутом, а Абд аль-Вахид повел свою большую армию через северные проходы, приближаясь к Кайруану с обеих сторон.

Услышав о приближении великих берберских армий, Хандхала ибн Сафван понял, что важно предотвратить их соединение. Отправив конницу, чтобы преследовать и замедлить Абд аль-Вахида на севере, Хандхала бросил большую часть своих сил на юг, сокрушив Окашу в кровопролитной битве и взяв его в плен. Но Хандхала сам понес много потерь и теперь столкнулся с печальной перспективой гигантской армии Абд аль-Вахида. Поспешно вернуться, Хандхала, как говорят, вооружил все население Кайруана, чтобы пополнить свои ряды, прежде чем снова отправиться в путь. В, возможно, самом кровавом столкновении в берберских войнах, Хандхала ибн Сафван победил великую берберскую армию Абд аль-Вахида ибн Язида примерно в мае 742 года (возможно, немного позже), всего в трех милях от Кайруана. Около 120 000–180 000 берберов, включая Абд аль-Вахида, пали на поле битвы в этом единственном столкновении. Вскоре после этого Окаша был казнен.

Хотя Кайруан был спасен для халифата, а вместе с ним и ядро ​​Ифрикии, Хандхала ибн Сафван теперь столкнулся с незавидной задачей - увести более западные провинции, все еще находящиеся под властью берберов, обратно в лоно. У него не было бы шанса сделать это.

Восстание в Аль-Андалусе

Военные кампании на северо-востоке Аль-Андалуса и южной Галлии во время восстания берберов (739–742)

Начало переворота Абд аль-Малик ибн Катан аль-Фихри как правитель Аль-Андалуса в начале 741 года был надежным устройством. Но как только известие о катастрофе в Багдуре распространилось, общее берберское восстание в Аль-Андалусе уже нельзя было предотвратить. В октябре 741 г. берберские гарнизоны к северу от реки Дору подняли мятеж. Они отказались от своих арабских командиров и вышли на поле боя, оставив свои гарнизонные посты, чтобы собрать свою собственную берберскую армию повстанцев вокруг центра и выступить против андалузских арабов на юге.

Хотя имена их лидеров ускользнули от нас, андалузская берберская повстанческая армия была разделена на три колонны: одна для взятия Толедо (главный город-гарнизон центрального марша), другая для прицеливания за Кордову (столица Омейядов), а третьим - взять Альхесирас, где повстанцы надеялись захватить андалузский флот для переправы дополнительных берберских войск из Северной Африки.

После того, как пограничные гарнизоны на северо-западе были внезапно эвакуированы, христианский король Альфонс I Астурийский с трудом поверил своей удаче и приступил к отправке астурийских войск для захвата пустых фортов. С удивительной быстротой и легкостью был захвачен северо-запад, а берега верхнего Эбро подверглись набегу Альфонсо и навсегда потеряны для Аль-Андалуса. Астурийцы опустошили несколько городов и деревень на берегах реки Дору и унесли местное население из городов и деревень в галицко-леонской низменности обратно в горы, создав пустую буферную зону в Долина реки Дору (пустыня Дуэро ) между Астурией на севере и Аль-Андалусом на юге. Эта недавно опустевшая граница останется на месте в течение следующих нескольких столетий. Утверждается, что пасторальные берберские горцы остались в горах около Асторга и Леона. Эти пойманные в ловушку берберские общины местные христиане-леонцы называли «марагатос » (этимология неясна, возможно, от mauri capti, «плененные мавры»). Несмотря на то, что в конечном итоге они обратились в христианство, Марагато сохранили свою отличительную одежду, обычаи и образ жизни берберского происхождения вплоть до эпохи раннего Нового времени.

Сирийцы в Аль-Андалусе

Большую часть зимы 741-42 гг. Остатки сирийской экспедиции, около 10 000 человек, под командованием Балдж ибн Бишра, остался в ловушке в Сеуте, осажденной берберскими мятежниками. Андалузский правитель Абд аль-Малик ибн Катан аль-Фихри, опасаясь, что присутствие сирийцев в Аль-Андалусе только усугубит ситуацию, отказал им в переходе по воде. В самом деле, он запретил любую помощь сирийцам, оказавшимся в затруднительном положении, вплоть до того, что публично замучил до смерти андалузского торговца, который осмелился отправить пару зерновозов в Сеуту, чтобы накормить отчаявшихся сирийцев.

Но новости скоро появятся. Андалузскому губернатору стало известно, что берберские повстанческие армии с северо-запада были организованы и теперь тремя колоннами устремились на юг в сторону Толедо, Кордовы и Альхесираса.

Не имея под рукой достаточного количества арабских войск, губернатор Андалузии Абд аль-Малик понял, что у него нет другого выбора, кроме как использовать сирийские силы, оказавшиеся в затруднительном положении, для разгрома берберских армий. В тщательно согласованном договоре Абд аль-Малик предоставил сирийцам разрешение на пересечение границы при условии, что они обещают вернуться в Северную Африку в течение года после урегулирования берберского вопроса в Аль-Андалусе. Заложники были взяты, чтобы обеспечить согласие Сирии.

Сирийские джунды под командованием Бальдж ибн Бишра пересекли пролив в начале 742 года и немедленно направились в окрестности Медины-Сидонии, где они перехватили и уничтожили берберскую колонну, нацеленную на Альхесирас. Затем сирийцы присоединились к андалузским арабам в разгроме основной армии берберских повстанцев в жестоком сражении за пределами Кордовы весной 742 года. Вскоре после этого они приступили к разгрому третьей берберской армии, а затем осадили Толедо.

Восстание берберов было подавлено в Аль-Андалусе, но сирийцы не выказывали никаких признаков намерения уйти. Когда губернатор Андалузии Абд аль-Малик ибн Катан ибн Фихри настаивал на своем, Балдж ибн Бишр решил просто свергнуть его и провозгласить себя губернатором, сославшись на свои полномочия в качестве назначенного преемника своего дяди, покойного губернатора Ифрикия Культума ибн Ияда аль-Каси. В отместку за торговца из Сеуты Балдж приказал замучить пожилого Ибн Катана до смерти.

Не было недолгой гражданской войны. Сплотившиеся Катаном и Умайей, сыновьями покойного губернатора Фихрида, андалузские арабы подняли оружие против сирийских юндов. Сирийцы нанесли решающее поражение андалузцам у подножия Кордовы в августе 742 года, но Бальдж ибн Бишр был смертельно ранен в полевых условиях. Командование сирийскими армиями перешло к Талабе ибн Саламе аль-Амили, и в течение следующих нескольких месяцев сирийцы оставались разбитыми, в то время как андалузцы (вскоре к которым присоединились остатки повстанцев Бебера) собрались в Мерида.

Большая часть следующих нескольких месяцев была проведена в междоусобной арабской гражданской войне, берберский вопрос отошел на второй план. В конце концов, утомленные войной, стороны обратились к эмиру Ифрикияна Хандхале ибн Сафван аль-Калби с просьбой разрешить этот вопрос. Хандхала отправил своего двоюродного брата Абу аль-Хаттара ибн Дарара аль-Кальби новым правителем аль-Андалуса. Абу аль-Хаттар прибыл в мае 743 года и немедленно приступил к восстановлению мира в Аль-Андалусе, освобождению заключенных (арабов и берберов) и выработке решения для перемещенных сирийских войск. Он решил распределить различные сирийские джунды по Аль-Андалусу, выделив полковые феодальные владения в ранее мало контролируемых районах: Дамасский джунд был основан в Эльвире (Гранада ), Иорданский джунд в Райю () Малага и Арчидона ), Палестинский джунд в Медина-Сидония и Херес, Эмеса (Химс) джунд в Севилье и Ниебла и Qinnasrin jund в Jaén. Египетский джунд был разделен между Бежей (Алгарве) на западе и Тудмиром (Мерсия ) на востоке. (Аль-Маккари относится к дополнительному джунду из Васита (Ирак), который был заселен в Кабра, но этот джунд не упоминается в других источниках). Сирийские джунды получали треть налоговых поступлений, собираемых в их регионах, и возлагали на губернатора Андалузии обязанности по сбору налогов и военной службе.

Прибытие сирийских юндов будет иметь огромное значение для дальнейшей истории Андалузии. Они существенно увеличили арабский элемент на Пиренейском полуострове и, как таковые, сыграли важную роль в усилении мусульманской власти на юге, который стал сердцем Аль-Андалуса. Но они тоже принесли неприятности. Не желая подчиняться, сирийские джунды продолжали существовать в условиях автономной феодальной анархии, серьезно дестабилизировав власть губернатора Аль-Андалуса.

Более поздние годы

Магриб после берберского восстания

742 или 743 год принято обозначать как «конец» Великого берберского восстания после того, как берберские армии не смогли захватить Кайруан или Кордова. Но берберы продолжали удерживать Марокко, а также западную и центральную части Магриб аль-Авсат (Центральный Магриб, современный Алжир), что привело к созданию Баргвата состояние в Тамесна к 744 году, состояние Абу Курры в Тлемсен к 742 году и эмират Мидрарид в Сиджилмасса к 758 г., в то время как арабское владение продлится более Аль-Андалус и Ифрикия, включая восточную часть современного Алжира.

Позднее при поддержке берберов к власти пришли неберберские династии, такие как Рустамидов, династия персидского происхождения, которая к 761 году установила имамат на территории Тахерт, в современном Алжире, и шарифские идрисиды в Марокко, к 789 году считавшейся династией основателей современного марокканского государства.

К этой эпохе, хотя и не были организованы как государства, многие области находились под властью хариджитов повстанцев, таких как Джерба, Варгла, Сетиф, Тозеур, Гафса и Джебель Нафуса.

См. Также

Примечания

Источники

  • аль-Маккари (1840-43 перевод П. де Гаянгоса) История мусульманских династий в Испании, 2 тома, Лондон: Королевское азиатское общество.
  • Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн 'Абд аль-Малика и крах Омейядов. SUNY Нажмите. ISBN 0-7914-1827-8
  • Фурнель, Анри (1857) Этюд по завоеванию Африки в арабских странах, Париж, Империя Империи.
  • Хит, Джеффри М (2002). Еврейские и мусульманские диалекты марокканского арабского языка. Лондон: Рутледж. ISBN 0-7007-1514-2
  • Холт П.М., Лэмбтон, Энн К.С. и Льюис, Бернард (1977). Кембриджская история ислама. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29137-2
  • Хрбек, Иван (1992), Африка с седьмого по одиннадцатый век, 3-е, University of California Press,
  • Ибн Халдун (1852 перевод) История Берберов и мусульманских династий Африки, Алжир.
  • Леви-Провансаль, Э. (1950) Histoire de l'Espagne musulmane, Том 1, изд.., Paris: Larose.
  • Julien, Charles-André, Histoire de l'Afrique du Nord, des origines à 1830, édition originale 1931, réédition Payot, Paris, 1961
  • Kennedy, Hugh (1996) Muslim Spain and Portugal: A Political History of al-Andalus, New York and London: Longman.
  • Mercier, E. (1888) Histoire de l'Afrqiue septentrionale, V. 1, Paris: Leroux. Repr. Elibron Classics, 2005.
  • Roth, A M and Roth, Norman (1994). Jews, Visigoths and Muslims in Medieval Spain: Cooperation and Conflict. Brill Academic Publishers. ISBN 90-04-09971-9
  • Taha, Abd al-Wahid Dhannun (1989) The Muslim conquest and settlement of North Africa and Spain, London, Routledge.
Последняя правка сделана 2021-05-12 12:40:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте