Персидское искусство

редактировать
Династия Каджаров наскальные рельефы в Танге Саваши, из Фатх Али Шах эпоха, ок. 1800 г., возрождение древнеперсидского типа. Половина «Соленого ковра», Сефевид, из шерсти, шелка и металлической нити, около 1600 г. Звездная плитка, Кашан, 13- 14 век

Персидское искусство или Иранское искусство имеет одно из самых богатых художественных наследий в мировой истории и было сильным во многих СМИ, включая архитектуру, живопись, ткачество, керамика, каллиграфия, металлообработка и скульптура. В разное время влияние искусства соседних цивилизаций было очень важным, и в последнее время персидское искусство оказало и получило большое влияние как часть более широких стилей исламского искусства. Эта статья посвящена искусству Персии до 1925 года и конца династии Каджаров ; о более позднем искусстве см. Современное и современное искусство Ирана, а о традиционных ремеслах см. Искусство Ирана. Наскальное искусство в Иране - его самое древнее из сохранившихся видов искусства. Иранская архитектура рассматривается в этой статье.

Начиная с империи Ахеменидов 550 г. до н.э. - 330 г. до н.э., большую часть времени большое ираноязычное государство управляло территориями, аналогичными современным границам Ирана и часто гораздо более обширные территории, иногда называемые Великим Ираном, где процесс культурной персианизации оставил устойчивые результаты даже после разделения правлений. Дворы сменяющих друг друга династий в основном руководили стилем персидского искусства, а искусство, спонсируемое судом, оставило многие из наиболее впечатляющих пережитков.

В древние времена сохранившиеся памятники персидского искусства примечательны традицией, сосредоточенной на человеческих фигурах (в основном мужских, а часто и королевских) и животных. Персидское искусство продолжало уделять больше внимания фигурам, чем исламское искусство из других областей, хотя по религиозным причинам в настоящее время обычно избегают крупных примеров, особенно в скульптуре. Общий исламский стиль плотного орнамента с геометрической схемой развился в Персии в в высшей степени элегантный и гармоничный стиль, сочетающий мотивы, полученные из растений, с китайскими мотивами, такими как облачная лента, и часто животные, которые представлены в гораздо меньшем масштабе, чем окружающие их элементы растений. При династии Сефевидов в 16 веке этот стиль использовался в самых разных средствах массовой информации и распространился от придворных художников шаха, в основном живописцев.

Содержание

  • 1 Раннее искусство
    • 1.1 Скальные рельефы Луллуби
  • 2 Элам
  • 3 Луристанская бронза
  • 4 Ахемениды
  • 5 Скальные рельефы
  • 6 Парфяне
  • 7 Сасаниды
  • 8 Ранний исламский период
    • 8.1 До монгольского завоевания
    • 8.2 Ильханиды
    • 8.3 Тимуриды
  • 9 Ковры
  • 10 Персидская миниатюра
  • 11 Сефевидов
    • 11.1 Искусство книги
    • 11.2 Керамика
    • 11.3 Металлоконструкции
    • 11.4 Резьба по камню
  • 12 Каджары
    • 12.1 Живопись Каджара
      • 12.1.1 Королевская портретная живопись
  • 13 См. Также
  • 14 Примечания
  • 15 Ссылки
  • 16 Дополнительная литература

Раннее искусство

Керамический сосуд, 4 тысячелетие до нашей эры

Свидетельства существования цивилизации расписной керамики около Сузы датируются примерно 5000 г. до н.э. Сузы прочно входили в шумерский урук культурную сферу в период уруков. Подражание всему государственному аппарату Урука, протопись, цилиндрические печати с шумерскими мотивами и монументальная архитектура найдены в Сузах. Сузы, возможно, были колонией Урука. Таким образом, периодизация Сузы соответствует Уруку; Ранние, средние и поздние периоды Сузы II (3800–3100 гг. До н.э.) соответствуют периодам раннего, среднего и позднего уруков.

Вскоре после того, как Сузы были впервые заселены 6000 лет назад, их жители возвели храм на монументальной платформе, возвышавшейся над равнинным окружающим ландшафтом. Исключительный характер этого места до сих пор узнаваем по мастерству керамических сосудов, которые были помещены в качестве подношений в тысячи или более могил рядом с основанием храмовой платформы. С кладбища извлечено около двух тысяч горшков, большинство из которых сейчас находится в Лувре. Найденные сосуды красноречиво свидетельствуют о художественных и технических достижениях их создателей, а также содержат подсказки об организации общества, которое их заказало. Расписные керамические сосуды из Сузы в самом раннем первом стиле являются поздней региональной версией месопотамской убайдской керамической традиции, распространившейся по Ближнему Востоку в течение пятого тысячелетия до нашей эры

наскальный рельеф Анубанини, около 2300 г. до н.э.

Стиль Сузы I во многом был продуктом прошлого и влияния современной керамической промышленности в горах западного Ирана. Повторение тесной связи сосудов трех типов - стакана или стакана для питья, сервировочного блюда и небольшого кувшина - подразумевает употребление трех видов пищи, которые, очевидно, считаются столь же необходимыми для жизни в загробном мире, как и в мире. этот. Керамика этих форм, расписанная, составляет значительную часть сосудов с кладбища. Другие представляют собой кувшины и миски для готовки с нарисованными на них простыми лентами, которые, вероятно, были предметом захоронения более скромных горожан, а также подростков и, возможно, детей. Керамика изготовлена ​​вручную вручную. Хотя, возможно, использовалось медленное колесо, асимметрия сосудов и неравномерность нанесения окружающих линий и полос указывают на то, что большая часть работы была выполнена от руки.

Скальные рельефы Луллуби

Скальные рельефы горного царства Луллуби, особенно Скальный рельеф Анубанини, являются скальными рельефами примерно с 2300 г. до н.э. или в начале 2-го тысячелетия до н.э., самые ранние наскальные рельефы Ирана. Они расположены в провинции Керманшах. Считается, что эти рельефы повлияли на более поздние ахеменидские бехистунские рельефы, примерно полтора тысячелетия спустя.

Элам

эламское искусство, с юга и запада современного Иран имел много общих черт с искусством соседней Месопотамии, хотя зачастую оно было менее сложным. Цилиндрические печати, маленькие фигурки поклонников, богов и животных, неглубокие рельефы и несколько больших статуй правителей - все это найдено. Есть небольшое количество очень тонких золотых сосудов с рельефными фигурами.

Луристанская бронза

Пульса из укуса лошади с мотивом «Повелитель животных », около 700 г. до н.э.

Луристанская бронза (редко «Lorestān», «Lorestāni» и т. д. в источниках на английском языке) - это небольшие литые предметы, украшенные бронзовыми скульптурами из раннего железного века, которые были найдены в большом количестве в провинции Лорестан и Керманшах в западно-центральном Иране. Они включают в себя большое количество украшений, инструментов, оружия, конского снаряжения и меньшее количество сосудов, в том числе situlae, а те, которые были обнаружены при раскопках, обычно находятся в захоронениях. Этническая принадлежность людей, создавших их, остается неясной, хотя они вполне могли быть персами, возможно, родственниками современных люров, давших свое имя этой местности. Вероятно, они датируются периодом между 1000 и 650 гг. До н.э.

Бронза обычно плоская и имеет ажур, как и связанные с ней металлические изделия скифского искусства. Они представляют искусство кочевого или отгонного народа, для которого все имущество должно быть легким и переносным, а также необходимые предметы, такие как оружие, украшения (возможно, палки для палаток), упряжь для лошадей, булавки., чашки и небольшая фурнитура изящно украшены на своей небольшой площади. Распространены изображения животных, особенно коз или овец с большими рогами, а формы и стили самобытны и изобретательны. Мотив «Повелитель животных », изображающий человека, который находится между двумя противостоящими животными и хватает их, является обычным, но обычно сильно стилизованным. Наблюдаются некие женщины, "хозяйки животных".

Клад Зивие около 700 г. до н.э. представляет собой собрание предметов, в основном из металла, возможно, не все на самом деле найденные вместе, примерно эта же дата, вероятно, показывает искусство персидских городов того периода. Изысканные изделия из металла из железного века II времен были найдены в Хасанлу, а еще раньше в Марлик.

Ахемениды

Восстановленная колоссальная известняковая голова быка Персидская колонна капитель из Персеполис, Ахеменид, 486-425 гг. До н.э.

Искусство Ахеменидов включает фриз рельефы, слесарные работы, украшение дворцов, кладка из глазурованного кирпича, высокое мастерство (кладка, столярные изделия и т.д.) и садоводство. Большинство пережитков придворного искусства - это монументальные скульптуры, прежде всего рельефы, двойные звериные головы персидские колонны капители и другие скульптуры Персеполя (некоторые из них см. Ниже). но впечатляющие ахеменидские наскальные рельефы).

Хотя персы взяли художников с их стилями и техниками со всех уголков своей империи, они создали не просто сочетание стилей, но синтез нового уникального персидского стиля. Фактически, за Кира Великим стояло обширное древнеиранское наследие; богатая работа с ахеменидским золотом, которая, как предполагают надписи, могла быть специальностью мидийцев, была, например, в традициях более ранних мест.

rhyton сосуд для питья, имеющий форму рога и обычно оканчивающийся в форме животного, является наиболее распространенным типом крупных металлических изделий, которые выживают, как в прекрасном примере из Нью-Йорка.. Существует ряд очень мелких украшений или инкрустаций из драгоценных металлов меньшего размера, в основном с изображениями животных, и Oxus Treasure имеет широкий выбор типов. Небольшие предметы, обычно из золота, пришивались к одежде элитой, и сохранилось несколько золотых торков.

Скальные рельефы

Триумф Шапура I над римским императором Валериан и Филипп Араб, Накш-э Рустам. Так Бостан ; «рыцарь», вероятно, Хосров Парвиз установлен на Шабдиз

. Большой резной скальный рельеф, обычно расположенный высоко у дороги и около источника воды, является распространенная среда в персидском искусстве, в основном используемая для прославления царя и провозглашения персидского контроля над территорией. Он начинается со скальных рельефов Луллуби и Эламит, например, в Сарпол-э Захаб (около 2000 г. до н.э.), Кул-е Фарах и Эшкафт-э Салман на юго-западе Ирана и продолжается под властью ассирийцев. Бехистунский рельеф и надпись, сделанные около 500 г. до н.э. для Дария Великого, гораздо более масштабны, отражая и провозглашая могущество империи Ахеменидов. Персидские правители обычно хвастались своей властью и достижениями, пока мусульманское завоевание не удалило изображения с таких памятников; гораздо позже было небольшое возрождение при династии Каджаров.

Бехистун необычен тем, что имеет большую и важную надпись, которая, как египетский Розеттский камень, повторяет свой текст на трех разных языках, здесь все с использованием клинописи : древнеперсидского, эламского и вавилонского (более поздняя форма аккадского ). Это было важно для современного понимания этих языков. На других персидских рельефах обычно отсутствуют надписи, и часто их можно определить только ориентировочно. Проблема усугубляется в случае сасанидов их обычаем показывать разные стили короны для каждого царя, который можно определить по их монетам.

Накш-э Рустам - это некрополь из династии Ахеменидов (500–330 до н.э.) с четырьмя большими гробницами, высеченными высоко в скале. Они имеют в основном архитектурный декор, но на фасадах есть большие панели над дверными проемами, каждая из которых очень похожа по содержанию, с фигурами короля, облеченного богом, над зоной с рядами меньших фигур, несущих дань, с солдатами и чиновниками. Три класса фигурок резко различаются по размеру. Вход в каждую гробницу находится в центре каждого креста, который ведет в небольшую камеру, где царь лежал в саркофаге. Горизонтальная балка каждого фасада гробницы, как полагают, является копией входа во дворец в Персеполе.

Только на одном из них есть надписи, и соответствие других царей гробницам является несколько предположительным; рельефные фигуры не предназначены как индивидуализированные портреты. Третья слева, обозначенная надписью, - это могила Дария I Великого (ок. 522–486 до н. Э.). Остальные три, как полагают, принадлежат Ксерксу I (ок. 486–465 до н. Э.), Артаксерксу I (ок. 465–424 до н. Э.) И Дарию II (ок. 423–404 до н. Э.) Соответственно. Пятым незавершенным мог быть тот, что правил Артаксерксом III, который правил более двух лет, но более вероятно, что Дарий III (ок. 336–330 до н. Э.), Последний из династов Ахеменидов. Гробницы были разграблены после завоевания империи Ахеменидов Александром Великим.

. Глубоко ниже гробниц Ахеменидов, почти на уровне земли, находятся скальные рельефы с большими фигурами сасанидских царей, некоторые из которых встречались с богами, другие в бою. Самый известный из них показывает сасанидского царя Шапура I верхом на коне, с римским императором Валерианом, склоняющимся перед ним в покорности, и Филиппом Арабом (более ранним императором, который заплатил дань Шапуру) держит лошадь Шапура, а мертвый Император Гордиан III, убитый в битве, лежит под ней (предлагались другие определения). Это ознаменовывает битву при Эдессе в 260 году нашей эры, когда Валериан стал единственным римским императором, попавшим в плен в качестве военнопленного, что стало для римлян долгим унижением. Размещение этих рельефов ясно указывает на намерение Сасанидов связать себя со славой более ранней империи Ахеменидов. Есть еще три царских гробницы Ахеменидов с подобными рельефами в Персеполе, одна незаконченная.

На семи сасанидских рельефах, приблизительные даты которых варьируются от 225 до 310 г. н.э., изображены сюжеты, включая сцены обличения и сражения. Самый ранний рельеф на этом месте - эламит, примерно 1000 г. до н.э. Примерно в километре от него находится Накш-и Раджаб, с еще четырьмя сасанидскими наскальными рельефами, тремя прославляющими королями и одним верховным жрецом. Другим важным сасанидским памятником является Так Бостан с несколькими барельефами, в том числе двумя царскими владениями и знаменитой фигурой катафракта или персидского тяжелого кавалериста, примерно вдвое большего размера, вероятно представляющего царя Хосров Парвиз верхом на своем любимом коне Шабдиз ; эта пара продолжала прославляться в более поздней персидской литературе. Фирузабад, Фарс и Бишапур имеют группы сасанидских рельефов, первый из которых включает самую старую, большую сцену битвы, теперь сильно изношенную. В Барме Делак король предлагает цветок своей королеве.

Сасанидские рельефы сконцентрированы в первые 80 лет правления династии, хотя один важный набор относится к VI веку и находится в относительно небольшом количестве мест, в основном в центре Сасанидов. Последние, в частности, предполагают, что они опираются на уже утраченную традицию подобных барельефов во дворцах лепнины. Рельефы на скалах, вероятно, были покрыты штукатуркой и расписаны.

Рельефы предшествующих персидских Селукидов и парфян обычно меньше и грубее, и не все прямые. королевские поручения, как и сасанидские. В Бехистуне более ранний рельеф с изображением льва был преобразован в лежащий Геракл в полностью эллинистическом стиле; он возлежит на шкуре льва. Это было обнаружено под завалами сравнительно недавно; надпись датирует его 148 г. до н. э. Другие рельефы в Иране включают ассирийского царя на мелководье в Шикафт-э Гулгуль ; не все памятники с персидскими рельефами находятся в современном Иране. Подобно другим сасанидским стилям, эта форма пережила небольшое возрождение при Каджарах, рельефы которых включают большую и живую панель, изображающую охоту на королевских охотничьих угодьях Танге Саваши, и панель, все еще в значительной степени сохранившую свой цвет. в целости и сохранности, в Так Бостан, изображен сидящий шах с сопровождающими.

Стандартный каталог доисламских персидских рельефов перечисляет известные примеры (по состоянию на 1984 год) следующим образом: Lullubi # 1–4; Элам № 5–19; Ассирийский № 20–21; Ахемениды № 22–30; Поздний / постахеменидский и селевкидский № 31–35; Парфянский № 36–49; Сасанид № 50–84; др. № 85–88.

Панорама Накш-э Рустама. Сверху ахеменидские гробницы, внизу сасанидские рельефы. Гробницы, слева направо, вероятно, принадлежат: Дарию II, Артаксерксу I, Дарию I, Ксерксу I

парфянам

Бронзовая статуя парфянского дворянина из святилища в Шами в Элимаде

Искусство парфян представляло собой смесь иранского и эллинистического стилей. Парфянская империя существовала с 247 г. до н.э. по 224 г. н.э. на территории современного Великого Ирана и нескольких территорий за его пределами. Парфянские места часто упускаются из виду при раскопках, а парфянские слои трудно замаскировать от окружающих. Таким образом, исследовательская ситуация и состояние знаний о парфянском искусстве все еще очень неоднородны; датировать трудно, и наиболее важные останки происходят из окраин империи, как, например, в Хатра в современном Ираке, где было произведено самое большое количество парфянских скульптур, когда-либо раскопанных. Даже после периода парфянской династии искусство в этом стиле некоторое время продолжалось в прилегающих районах. Даже в повествовательных изображениях фигуры смотрят на зрителя, а не друг на друга, что предвосхищает искусство поздней античности, средневековой Европы и Византии. Большое внимание уделяется деталям одежды, которые на фигурах в полный рост показаны украшенными замысловатыми узорами, возможно, вышитыми, в том числе большими фигурами.

Раскопки на Дура-Европос в ХХ век принес много новых открытий. Классический археолог и руководитель раскопок Михаил Ростовцев понял, что искусство первых веков нашей эры, Пальмира, Дура Европос, но также и в Иране до в буддийской Индии следовали тем же принципам. Он назвал это произведение парфянским искусством.

Наиболее характерной чертой «парфянского» искусства является фронтальность, которая не является особенной чертой иранского или парфянского искусства и впервые появилась в искусстве Пальмиры. Есть сомнения, можно ли это искусство назвать «парфянским» или его следует связывать с какой-то конкретной региональной областью; Нет никаких свидетельств того, что это искусство было создано за пределами региона среднего Евфрата, а затем, например, было перенесено в Пальмиру. Это искусство лучше рассматривать как местное развитие, обычное для региона среднего Евфрата. Выше покрыты парфянские горные рельефы.

В архитектуре узоры на гипсе были очень популярны, теперь почти все они утеряны. Когда была разработана техника, они покрывали большие поверхности и, возможно, разделяли элементы их дизайна с коврами и другими тканями, которые теперь также почти полностью утрачены. Парфянская рита продолжала ахеменидский стиль, но в лучшем случае животные на конечной стадии (или протом ) более натуралистичны, вероятно, под влиянием Греции.

Сасаниды

Колоссальная статуя Шапура I, р. 240–272 гг.

Сасанидское искусство, или сасанидское искусство, было создано в период Сасанидской империи, которая правила с 3 по 7 века нашей эры, до завоевания Персии мусульманами был завершен около 651. В 224 г. последний парфянский царь был побежден Ардаширом I. Возникшая в результате династия Сасанидов просуществовала четыреста лет, управляя современным Ираном, Ираком и значительными территориями к востоку и северу от современного Ирана. Иногда Левант, большая часть Анатолии и некоторые части Египта и Аравии находились под его контролем. Это положило начало новой эре в Иране и Месопотамии, которая во многом была построена на ахеменидских традициях, включая искусство того периода. Тем не менее, были и другие влияния на искусство того периода, пришедшие из Китая и Средиземноморья.

Сохранившееся искусство Сасанидов лучше всего видно в его архитектуре, рельефах и изделиях из металла, а также есть некоторые из них. сохранившиеся картины, которые, по-видимому, были широко распространены. Количество каменных рельефов, вероятно, значительно превосходило количество внутренних из гипса, от которых сохранились лишь фрагменты. Свободно стоящие скульптуры утратили свою популярность в это время по сравнению с периодом правления парфян, но Колоссальная статуя Шапура I (годы правления 240–272 гг.) Является большим исключением, вырезанным из сталагмит, выращенный в пещере; есть литературные упоминания о других колоссальных статуях королей, ныне утерянных. Выше показаны важные сасанидские наскальные рельефы, и парфянская традиция лепного украшения зданий продолжилась, включая большие фигуративные сцены.

Серебряная пластина, VI век Сасанидский орнамент на нижней стороне серебряного сосуда, VII век

Сохранившееся сасанидское искусство изображает придворные и рыцарские сцены со значительным величием стиля, отражая роскошную жизнь и демонстрацию сасанидского двора, как это было записано византийскими послами. Изображения правителей доминируют во многих сохранившихся произведениях, хотя ни одна из них не имеет таких размеров, как Колоссальная статуя Шапура I. Особой популярностью пользовались сцены охоты и баталии, танцовщицы и артисты в легкой одежде. Изображения часто оформляются в виде герба, который, в свою очередь, мог оказать сильное влияние на производство искусства в Европе и Восточной Азии. Хотя парфянское искусство предпочитало вид спереди, в повествовательных представлениях сасанидского искусства часто фигурируют фигуры, показанные в профиль или в виде трех четвертей. Фронтальные виды встречаются реже.

Одним из немногих мест, где сохранились настенные росписи в большом количестве, является Пенджикент в современном Таджикистане и древняя Согдия, которая едва ли находилась под контролем центральной сасанидской власти. Старый город был заброшен спустя десятилетия после того, как мусульмане в конечном итоге захватили город в 722 году, и в наши дни были проведены обширные раскопки. От дворцов и частных домов сохранились большие площади настенных росписей, которые в настоящее время в основном находятся в Эрмитаже или Ташкенте. Они покрывали целые комнаты и сопровождались большим количеством рельефов из дерева. Сюжеты похожи на другое сасанидское искусство, с царями на тронах, пирами, битвами и красивыми женщинами, и есть иллюстрации как персидских, так и индийских эпосов, а также сложная смесь божеств. В основном они датируются 7-8 веками. В Бишапуре пол сохранились мозаики в широком греко-римском стиле, и они, вероятно, были широко распространены в других элитных помещениях, возможно, изготовленных мастерами из греческого мира.

Сохранилось несколько сасанидских серебряных сосудов, особенно довольно большие тарелки или миски, используемые для подачи пищи. Они имеют высококачественное гравированное или тисненое украшение из придворного репертуара конных королей или героев, а также сцены охоты, сражения и пиршества, часто частично позолоченные. Эверс, предположительно для вина, может изображать танцующих девушек с облегчением. Они экспортировались в Китай, а также на запад.

Сасанидское стекло продолжало и развивало римскую стекольную технологию. В более простых формах он, по-видимому, был доступен широкому кругу населения и был популярным предметом экспорта предметов роскоши в Византию и Китай, даже появляясь в элитных захоронениях того периода в Японии. Технически, это силикатно-натриево-известковое стекло, характеризующееся толстыми стеклодувными сосудами, относительно умеренными в оформлении, без использования однотонных цветов в пользу прозрачности и с сосудами, работающими как единое целое без чрезмерно сложных изменений. Таким образом, украшение обычно состоит из твердых и визуальных мотивов формы (рельефов) с ребристыми и глубоко вырезанными гранями, хотя практиковались и другие техники, такие как висячие и прикладные мотивы. Сасанидская керамика, похоже, не использовалась элитой и в основном утилитарна.

Ковры, очевидно, могли достичь высокого уровня изощренности, как видно из похвалы потерянному королевскому Бахарестанскому ковру со стороны мусульманских завоевателей. Но единственные сохранившиеся фрагменты, которые могли происходить из Сасанидской Персии, - это более скромные произведения, вероятно, сделанные кочевыми племенами. Сасанидские ткани были известны, и сохранились фрагменты, в основном с рисунками животных в отсеках, в долговечном стиле.

ранний исламский период

Чаша с куфической надписью, 10-е века, диаметр 35,2 см Таз, медь с золотом и серебром, ок. 1350–1400, Фарс Часть керамического панно XV века из Самарканда с арабесками фоном до надписи

До монгольского завоевания

Персии удалось сохранить свою культурную самобытность после мусульманского завоевания Персии, которое было завершено к 654 году, и арабские завоеватели вскоре отказались от попыток навязать арабский язык населению., хотя он стал языком, используемым учеными. Тюркские народы становились все более важными в Великом Иране, особенно в его восточных частях, что привело к культурной тюрко-персидской традиции. Политическая структура была сложной, с эффективной властью, часто осуществлявшейся местными правителями.

Нишапур в исламский золотой век, особенно в IX и X веках, был одним из великих центров керамика и сопутствующие искусства. Большинство керамических артефактов, обнаруженных в Нишапуре, хранятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в музеях Тегерана и Мешхеда. Керамика, производимая в Нишапуре, демонстрирует связь с сасанидским искусством и среднеазиатским искусством.

Геометрические исламские архитектурные украшения в виде лепнины, плитки, кирпича и резьбы по дереву и камню стали сложными и изысканный, и наряду с тканями, которые носили богатые, вероятно, был основным видом искусства, который мог видеть все население, с другими видами, по существу ограниченными частной сферой богатых. Ковры записаны в нескольких рассказах о жизни того времени, но не сохранились; Возможно, они были в основном сельским народным искусством того периода. Металлические изделия из медных сплавов (латунь или бронза ) были изготовлены с очень богатым декором, очевидно, для изысканного городского рынка. Золото и серебро, очевидно, существовали, но в основном использовались для получения драгоценных материалов; немногочисленные уцелевшие были в основном проданы на север на меха и затем захоронены как инвентарь в Сибири. Сасанидская иконография конных героев, сцен охоты и сидящих правителей со служителями оставалась популярной в керамике и металлических изделиях, теперь часто окруженных сложными геометрическими и каллиграфическими украшениями. В богатых шелковых тканях, которые были важным экспортным товаром из Персии, по-прежнему использовались фигуры животных, а иногда и людей их предшественников Сасанидов.

Саманидский период стал свидетелем создания эпиграфической керамики. Обычно это были глиняные сосуды с черным листом надписью куфи, нанесенной на основу из белого листового металла. На этих сосудах обычно изображались благословения или пословицы, и они использовались для подачи пищи. Самарканд и Нишапур были центрами производства этого вида керамики.

Сельджуки, кочевники тюркского происхождения из современной Монголии, появились на сцене исламской истории ближе к концу 10 века. Они захватили Багдад в 1048 году, а затем вымерли в 1194 году в Иране, хотя производство «сельджукских» произведений продолжалось до конца XII и начала XIII веков под эгидой более мелких независимых правителей и покровителей. В их время центр культуры, политики и производства искусства переместился из Дамаска и Багдада в Мерв, Нишапур, Рэй и Исфахан, все в Иране. Центры дворцов сельджуков часто изображали лепные фигурки сельджуков.

Популярное покровительство расширилось из-за роста экономики и нового городского благосостояния. Надписи в архитектуре, как правило, больше ориентированы на покровителей произведения. Например, султаны, визири или чиновники более низкого ранга часто упоминались в надписях на мечетях. Между тем рост массового производства и продажи произведений искусства сделал их более обычными и доступными для торговцев и профессионалов. Из-за увеличения производства многие реликвии сохранились с эпохи сельджуков, и их можно легко датировать. Напротив, датировка более ранних работ более неоднозначна. Поэтому легко ошибочно принять искусство сельджуков за новые разработки, а не за наследие классических иранских и тюркских источников.

Нововведения в керамике этого периода включают производство посуды минаи, покрытой эмалью с фигурами на белом фоне, и используйте фритту, пасту на основе кремния, а не глину. Металлисты подчеркнули их замысловатый чеканный дизайн с инкрустациями из драгоценных металлов. В эпоху сельджуков, от Ирана до Ирака, наблюдается объединение книжной живописи. На этих картинах изображены анималистические фигуры, которые передают сильное символическое значение верности, предательства и отваги.

Персы постепенно переняли арабские письма после завоевания, и персидская каллиграфия стала важное художественное средство, часто используемое в качестве части украшения других произведений в большинстве средств массовой информации.

Ильханиды

В течение 13 века монголы под руководством Чингисхан пронесся по исламскому миру. После его смерти его империя была разделена между его сыновьями, образовав множество династий: Юань в Китае, Ильханидов в Иране и Золотая Орда на севере Ирана. и юг России, последние двое обратились в ислам в течение нескольких десятилетий.

Богатая цивилизация развивалась при этих «маленьких ханах», которые первоначально были подчинены императору Юань, но быстро стали независимыми. Архитектурная активность усилилась, поскольку монголы стали оседлыми и сохранили следы своего кочевого происхождения, такие как ориентация зданий с севера на юг. Одновременно произошел процесс «иранизации» и возобновилось строительство по ранее установленным типам, таким как мечети «иранского плана». Искусство персидской книги также зародилось при этой династии и поощрялось аристократическим покровительством больших рукописей, таких как Джами ат-таварих, составленный Рашид-ад-Дином Хамадани, и Демотт или Великий Монгол Шахнаме, вероятно, по заказу его сына. Появились новые техники в керамике, такие как лайвардина (разновидность люстры ), и китайское влияние заметно во всех искусствах.

Тимуриды

Во время правления Тимуридов, начался золотой век персидской живописи, а влияние Китая продолжалось, поскольку художники-тимуриды усовершенствовали персидское искусство книги, которое сочетает бумагу, каллиграфию, освещение, иллюстрацию и переплет в яркое и красочное целое. С самого начала использовалась бумага, а не пергамент, как в Европе. Именно монгольский этнос чагатаидских и тимуридских ханов явился источником стилистического изображения человеческой фигуры в персидском искусстве средневековья. Эти же самые монголы породнились с персами и турками Средней Азии, даже приняв их религию и языки. И все же их простой контроль над миром в то время, особенно в 13–15 веках, отражался в идеализированном облике персов как монголов. Хотя этнический состав постепенно слился с иранским и месопотамским местным населением, монгольский стиль продолжался и после этого и перешел в Малую Азию и даже Северную Африку..

Ковры

Деталь ковра персидских животных, период Сефевидов, 16 век

Ковроткачество - неотъемлемая часть персидской культуры и искусства. В группе восточных ковров, производимых странами так называемого «коврового пояса», персидский ковер выделяется разнообразием и изысканностью своего рисунка.

Персидские ковры и коврики. различных типов ткали параллельно кочевые племена, в деревенских и городских мастерских, а также на королевских придворных мануфактурах. Таким образом, они представляют разные одновременные линии традиции и отражают историю Ирана и его различных народов. Ковры, сотканные на придворных мануфактурах Сефевидов Исфахана в шестнадцатом веке, славятся своей сложной цветовой гаммой и художественным дизайном, и сегодня они хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Их узоры и узоры заложили художественную традицию для придворных мануфактур, которая сохранялась на протяжении всего периода Персидской империи до последней королевской династии Ирана. Исключительные индивидуальные ковры Сефевидов включают Ardabil Carpet (сейчас в Лондоне и Лос-Анджелесе) и Coronation Carpet (теперь в Копенгагене ). Много граф Более того, бахарестанский ковер - это утерянный сасанидский ковер для царского дворца в Ктесифоне, а самый старый значительный ковер, пазырыкский ковер, возможно, был сделан в Персии.

Ковры, сотканные в городах и районных центрах, таких как Тебриз, Керман, Мешхед, Кашан, Исфахан, Наин и Кум отличаются особой техникой ткачества и использованием высококачественных материалов, цветов и узоров. Городские мануфактуры, подобные фабрикам Тебриза, сыграли важную историческую роль в возрождении традиции ковроткачества после периодов упадка. Коврики, сотканные деревнями и различными племенами Ирана, отличаются тонкой шерстью, яркими изысканными цветами и специфическими традиционными узорами. Кочевые ткачи и ткачи из небольших деревень часто производят ковры с более смелым, а иногда и более грубым рисунком, которые считаются самыми аутентичными и традиционными коврами Персии, в отличие от художественных, заранее спланированных дизайнов более крупных рабочих мест. Габбех ковры - самый известный тип ковров из этой традиции.

Охотничий ковер, сделанный Гьят уд-Дином Джами. Шерсть, хлопок и шелк, 1542–1537 гг.

Искусство и ремесло ткачества ковров переживали периоды упадка во времена политических волнений или под влиянием коммерческих требований. Он особенно пострадал от введения синтетических красителей во второй половине девятнадцатого века. Ковроткачество по-прежнему играет важную роль в экономике современного Ирана. Современное производство характеризуется возрождением традиционного окрашивания натуральными красителями, повторным внедрением традиционных племенных узоров, а также изобретением современных и новаторских дизайнов, сотканных в вековой технике. Персидские ковры ручной работы и коврики считались предметами высокой художественной и утилитарной ценности и престижа с первого упоминания о них древнегреческими писателями и до наших дней.

Хотя термин «персидский ковер» чаще всего относится к ворсовым тканям, плоским коврам и коврам, таким как Килим, Сумак, и вышитым тканям, таким как Сюзане являются частью богатой и разнообразной традиции персидского ткачества. Персия была известна своими тканями, по крайней мере, еще в коврах.

В 2010 году «традиционные навыки ковроткачества» в Фарсе и Кашане были внесены в список. в Списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Персидская миниатюра

Совет подвижника Бехзада (ок. 1500–1550). Как и в западных иллюминированных манускриптах, изысканно украшенные бордюры были неотъемлемой частью произведения искусства.

Персидская миниатюра - это небольшая картина на бумаге, будь то книжная иллюстрация или отдельное произведение искусства, предназначенное для храниться в альбоме таких произведений, который называется муракка. Эти методы в целом сопоставимы с западными и византийскими традициями миниатюр в иллюминированных манускриптах. Хотя существует более древняя персидская традиция настенной живописи, выживаемость и состояние сохранности миниатюр лучше, а миниатюры являются наиболее известной формой персидской живописи на Западе, и многие из наиболее важных примеров находятся в западных странах., или турецкие, музеи. Миниатюрная живопись стала значительным персидским жанром в 13 веке, получив китайское влияние после монгольских завоеваний, а наивысшая точка в традиции была достигнута в 15-м и 16-м веках. После этого традиция продолжилась под некоторым западным влиянием и имеет множество современных представителей. Персидская миниатюра оказала доминирующее влияние на другие исламские традиции миниатюры, в основном на османскую миниатюру в Турции и миниатюру на индийском субконтиненте.

Традиция выросла из книжной иллюстрации, иллюстрирующей множество повествовательных сцен, часто с множеством фигур. Разработанные правила представления эффективны, но отличаются от западной графической перспективы. Более важные фигуры могут быть несколько крупнее окружающих, а сцены сражений действительно могут быть очень многолюдными. Углубление (глубина в пространстве изображения) обозначается размещением более удаленных фигур выше в пространстве. Большое внимание уделяется фону, будь то пейзаж или здания, а детали и свежесть, с которыми показаны растения и животные, ткани палаток, драпировки или ковры, или узоры плитки, являются одной из величайших привлекательностей этой формы. Наряды фигур также показаны с большой осторожностью, хотя художники по понятным причинам часто избегают изображать узорчатую ткань, которую носили бы многие. Животные, особенно лошади, которые очень часто появляются, в основном изображены боком; даже любовные истории, составляющие большую часть иллюстрированного классического материала, происходят в основном в седле, что касается принца-главного героя. Пейзажи очень часто гористые (равнины, составляющие большую часть Персии, редко используются), на что указывает высокий волнистый горизонт и обнажения голых скал, которые, подобно облакам на обычно небольшом участке неба, оставленном над ландшафтом, изображены в условностях китайского искусства. Даже когда показана сцена во дворце, точка обзора часто кажется находящейся на высоте нескольких метров над уровнем моря.

Персидское искусство при исламе никогда полностью не запрещало человеческую фигуру, а в традиции миниатюры изображение фигур, часто в большом количестве, занимает центральное место. Отчасти это произошло потому, что миниатюра - это личная форма, хранящаяся в книге или альбоме и показываемая только тем, кого выберет владелец. Следовательно, было возможно быть более свободным, чем на настенных росписях или других произведениях, которые увидела более широкая аудитория. Коран и другие чисто религиозные произведения, как известно, не иллюстрировались таким образом, хотя исторические и другие литературные произведения могут включать религиозно связанные сцены, в том числе те , изображающие пророка Мухаммеда, после 1500 года обычно не показывая своего лица.

Помимо образных сцен на миниатюрах и бордюрах, существовал параллельный стиль нефигуративного орнаментального декора, который был найден в бордюрах и панелях на миниатюрных страницах, и пробелы в начале или в конце работы или раздела, а часто и на целых страницах, выступающих в качестве обложек. В исламском искусстве это называется «иллюминацией», и рукописи Корана и других религиозных книг часто включают значительное количество иллюминированных страниц. Рисунки отражали современные работы в других средствах массовой информации, в более поздние периоды были особенно близки к книжным обложкам и персидским коврам, и считается, что многие ковровые рисунки были созданы придворными художниками и отправлены в мастерские в провинции.

Сефевиды

Тарелка под влиянием Китая, украшенная двумя гранатами, т. 1500, Лувр

Искусство Сефевидов - это искусство персидской династии Сефевидов с 1501 по 1722 год. высшая точка для искусства книги и архитектуры; а также керамика, металл, стекло и сады. Искусство периода Сефевидов демонстрирует гораздо более унитарное развитие, чем в любой другой период персидского искусства, с тем же стилем, распространенным от двора, проявляющимся в коврах, архитектурной плитке, керамике и освещении рукописей.

Когда Сефевиды захватили трон, персидское искусство разделилось на два стиля: на востоке - продолжение стилей Тимуридов, а на западе - на стиль туркмен. Два правителя новой династии преуспели в поощрении новых стилей, которые распространились по всей своей территории: шах Тахмасп I, который правил в 1524–1576 годах, но потерял интерес к искусству примерно после 1555 года, и шах Аббас I (годы правления 1588–1629).

Китайские имитационные рисунки появились в персидском искусстве 15 века. Ученые отметили, что дошедшие до нас работы постмонгольского периода содержат множество мотивов, общих для китайского искусства, таких как драконы, симург, облачные ленты, корявые стволы деревьев и лотос и пион цветы. Шинуазри был популярен в этот период. Темы, которые стали стандартом в персидском искусстве к XVI и XVII векам, включали сцены охоты, пейзажи с изображением животных и сражающихся всадников со львами. Литературные сцены с изображениями сказок о животных и драконов также присутствовали в произведениях искусства этого периода. Ученые не обнаружили свидетельств персидского рисунка до монгольских нашествий, но охота, сражения между людьми и животными и сказки о животных считаются персидскими или среднеазиатскими темами.

Искусство книги

Под у Сефевидов искусство книги, особенно персидская миниатюра живопись, составляло существенную движущую силу искусства. Кетаб хане, королевская библиотека-мастерская, предоставила большую часть источников мотивов для таких предметов, как ковры, керамика или металл. Были скопированы, иллюстрированы, переплетены и иногда иллюстрированы различные типы книг: религиозные книги - Кораны, но также комментарии к священным текстам и теологические труды - и книги персидской литературы - Шахнаме, Низами Хамса, Джами ат-Таварик от Рашид-ад-Дина Хамадани и короче отчеты о Мирадж, или «ночном путешествии» Пророка.

Девушка, лежащая после купания, Герат 1590-е годы, единственная миниатюра для муракка рынок

Бумага, изобретение мусульманской Испании, появившееся в начале Ирана (13 век), всегда использовалась. Часто используется цветная бумага. К 1540 году появилась также мраморная бумага, которая, однако, снова быстро исчезла. Переплеты в основном были из тонированной Марокко кожи очень хорошего качества. Они могли быть позолочены и проштампованы с геометрическими, цветочными или фигуративными мотивами или с тиснением синего цвета. Во второй половине 16 века они протыкали кожаные обложки, чтобы можно было видеть цветные бумажные или шелковые страницы. В этот же период в Шираз появились лакированные переплеты, которые, однако, остаются очень редкими и высоко ценятся в Иране. Оформление полей страниц реализовывалось по-разному: иногда они вставлялись в другую бумагу (традиция, возникшая в 15 веке); посыпано золотом по китайскому обычаю; или окрашены красками или золотом. Стиль иллюстраций сильно варьировался от рукописи к рукописи, в зависимости от периода и центра создания.

Тахмасп I в первые годы своего правления был щедрым спонсором королевской мастерской, который отвечал за несколько из самых великолепных персидских рукописей, но с 1540-х годов его все больше беспокоили религиозные сомнения, пока в 1556 году он, наконец, не издал «Эдикт искреннего покаяния», в котором попытался объявить вне закона миниатюрную живопись, музыку и другие искусства. Это сильно повлияло на искусство, и многие художники, такие как Абд аль-Самад и Мир Сайид Али, переехали в Индию, чтобы вместо этого разработать миниатюру Моголов ; эти двое были первопроходцами, которых преследовал Император Великих Моголов Хумаюн, когда он был в изгнании в 1546 году. Другие нашли работу в провинциальных судах родственников Тахмаспа.

После этого рассеяния В королевской мастерской акцент сместился с больших иллюстрированных книг для двора на изготовление отдельных листов, предназначенных для включения в муракка, или альбом. Это позволяло коллекционерам с более скромным бюджетом приобретать работы ведущих художников. К концу века сложные повествовательные сцены со многими фигурами стали менее популярными, их заменили листы с отдельными фигурами, часто только частично окрашенными и с нарисованным, а не нарисованным садовым фоном. Мастером этого стиля был Реза Аббаси, чья карьера во многом совпала с правлением Аббаса I, его основного работодателя. Хотя он рисовал фигуры стариков, чаще всего его изображали красивые молодые мужчины и (реже) женщины или пары влюбленных.

Керамика

Фляга, 2-я половина 17 века

Исследование и датировка керамики под Шах Исмаил и Шах Тахмасп сложно, потому что есть несколько произведений, которые датированы или упоминают место производства. китайский фарфор собирался элитой и ценился выше, чем местное производство; Шах Аббас I пожертвовал большую часть королевской коллекции святыням в Ардебиле и Машад, отремонтировав комнату в Ардебиле, чтобы выставить предметы в нишах. Многие места расположения мастерских были идентифицированы, хотя и не с уверенностью, в частности: Нишапур, Кубачи, Керман (формованные монохромные изделия) и Мешхед. Люстра была возрождена с использованием техники, отличной от предыдущей, и, как правило, для изготовления небольших предметов с рисунком темно-медного цвета на темно-синем фоне. В отличие от других изделий, в них используются традиционные ближневосточные формы и украшения, а не китайские мотивы.

В целом, дизайн имеет тенденцию имитировать китайский фарфор, с производством синих и белых изделий с китайскими формами и мотивами., с такими мотивами, как облака ци и драконы. Персидский синий отличается от китайского синего более многочисленными и тонкими оттенками. Часто четверостишие персидских поэтов, иногда связанные с предназначением пьесы (например, аллюзия на вино вместо кубка), встречаются в узорах свитков. Совершенно другой тип дизайна, гораздо более редкий, несет иконографию, очень специфичную для ислама (исламский зодиак, весы бутонов, арабески) и, кажется, находится под влиянием османского мира, о чем свидетельствуют острые гимны (украшения из жимолости), широко используемые в Турции.. Появились новые стили фигур под влиянием искусства книги: молодые элегантные виночерпия, молодые женщины с изогнутыми силуэтами или кипарисы, переплетающиеся с ветвями, напоминающие картины Реза Аббаси.

Многочисленные типы произведений были произведены: кубки, тарелки, бутылки с длинным горлышком, плевательницы и т. д. Обычной формой являются колбы с очень маленькими горлышками и телами, сплющенными с одной стороны и очень закругленными с другой. Характерны формы, заимствованные из исламских металлических изделий с декором, во многом вдохновленным китайским фарфором. С закрытием китайского рынка в 1659 году персидская керамика взлетела на новый уровень, чтобы удовлетворить европейские потребности. Появление фальшивых знаков китайских мастерских на оборотной стороне некоторых керамических изделий отметило вкус, который развился в Европе к дальневосточному фарфору, удовлетворяемый в значительной степени производством Сефевидов. Это новое направление привело к более широкому использованию китайской и экзотической иконографии (слоны) и введению новых форм, иногда удивительных (кальяны, восьмиугольные пластины, предметы в форме животных).

Бронзовый кувшин, 16-й век

Металлоконструкции

Металлоконструкции стали постепенно пришел в упадок во времена династии Сефевидов и остается трудным для изучения, особенно из-за небольшого количества датированных произведений. При шахе Исмаиле сохранились формы и украшения инкрустаций Тимуридов: мотивы миндалевидной славы, шамсы (солнц) и облаков ци встречаются на чернильницах в форме мавзолеев или шаровидных кувшинов, напоминающих Нефритовый Улугбек. При Шахе Тахмаспе инкрустации быстро исчезли, о чем свидетельствует группа подсвечников в форме столбов.

Инкрустации из цветной пасты (красный, черный, зеленый) начинают заменять предыдущие инкрустации из серебра и золота. Ажурные панели из стали появляются для таких целей, как элементы дверей, таблички с надписями и головы аламов - знамен, которые носят шиитские религиозные процессии. Важным святыням были предоставлены двери и джали решетки из серебра и даже золота.

Резьба по камню

Персидская резьба по твердому камню, которая когда-то считалась большей частью датированной 15-е и 16-е века, как теперь полагают, охватывают более широкий период. Нефрит все больше ценился со времен Ильханидов. Помимо винных кубков, есть серия кувшинов с шаровидными брюшками, установленных на небольшом кольцеобразном основании и с широкими короткими горлышками. На двух из них (один из черного нефрита, инкрустированного золотом, другой из белого нефрита) выгравировано имя Исмаила I. Ручка имеет форму дракона, что свидетельствует о китайском влиянии, но этот тип кувшинов входит в факт прямо из предшествующего периода: его прототипом является кувшин Улугбека. Мы также знаем лезвия и рукоятки ножей из нефрита, часто инкрустированные золотой проволокой и гравированные. Камень служит также для изготовления драгоценных камней для инкрустации металлических предметов, таких как большая цинковая бутылка, инкрустированная золотом, рубинами и бирюзой, датируемая правлением Исмаила и хранящаяся в музее Топкапы в Стамбуле.

Каджары

Фатх Али Шах в 1798 году, картина Михр Али. улица Дошан Таппех, Камал-ол-молк, 1899

Искусство Каджаров относится к искусству, архитектуре и художественным формам династии Каджаров конца Персидской империи, которая длилась с 1781 по 1925 год. Расцвет художественного самовыражения произошел во время Эпоха Каджаров была удачным побочным эффектом периода относительного мира, сопровождавшего правление Ага Мухаммад-хана и его потомков. С его вознесением кровавые беспорядки, которые происходили в Персии в восемнадцатом веке, подошли к концу и позволили мирному искусству снова процветать. Европейское влияние было сильным и привело к появлению новых жанров, таких как роспись эмалью на металле, как правило, с цветами, которые явно опираются на французский и другие европейские стили. Лак на дереве используется аналогичным образом.

Каджарская живопись

Живопись теперь переняла европейскую технику масляной живописи. Большие фрески со сценами разгула и историческими сценами были созданы как фрески для дворцов и кофеен, а многие портреты имеют арочную вершину, показывающую, что они предназначены для вставки в стены. Искусство Каджаров имеет особый стиль портретной живописи. Корни традиционной живописи Каджаров можно найти в стиле живописи, возникшем во время предшествующей Сефевидской империи. В это время европейцы сильно повлияли на персидскую культуру, особенно в искусствах королевской семьи и знати. Хотя используется некоторое моделирование, преобладает обильное нанесение краски и большие участки плоских, темных, насыщенных, насыщенных цветов.

При изображении неодушевленных предметов и натюрмортов кажется очень реалистичным в живописи Каджара, изображение людей явно идеализировано. Это особенно очевидно в изображении королевской семьи Каджаров, где сюжеты картин очень шаблонно расположены со стандартными элементами. Однако влияние фотографии значительно увеличило индивидуальность портретов в конце 19 века.

Камал-ол-молк (1845–1940) происходил из семьи придворных художников, но также обучался у художника, который имел учился в Европе. После карьеры при дворе он посетил Европу в 1898 году, в возрасте 47 лет, где пробыл там около четырех лет. Он был одним из художников, которые представили персидскую живопись в более европейском стиле.

Королевская портретная живопись

Самыми известными из произведений искусства Каджаров являются портреты различных персидских шахов.. Каждый правитель, а также многие из их сыновей и других родственников заказывали свои официальные портреты либо для личного пользования, либо для публичного показа. Самые известные из них - бесчисленные портреты, написанные Фатх Али Шахом Каджаром, который с его узкой талией, длинной черной раздвоенной бородой и самыми глубокими глазами стал примером Романтика Образ великого правителя Востока. Многие из этих картин принадлежат художнику Михру Али. Хотя портреты были выполнены в разные периоды жизни шаха, они придерживаются канона, в котором подчеркиваются отличительные черты правителя.

Там - это портреты Фатх Али Шаха в очень широком ассортименте декораций, от одетого в доспехи короля-воина до благоухающего цветком джентльмена, но все они похожи в своем изображении шаха, лишь незначительно отличаются, обычно из-за конкретного художника портрет. Это вполне уместно, чтобы этот конкретный шах был увековечен в этом стиле, поскольку именно при его правлении в качестве второго шаха Каджара этот стиль действительно процветал. Одной из причин этого были более сильные и крепкие дипломатические отношения, которые правители Каджара поддерживали с европейскими державами.

См. Также

Примечания

Ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с искусством Ирана.

Дополнительная литература

  • Roxburgh, David J.. 2003. Micrographia: Toward a Визуальная логика персидской живописи ». РЕС: Антропология и эстетика, вып. 43. [Президент и научные сотрудники Гарвардского колледжа, Музей археологии и этнологии Пибоди]: 12–30. https://www.jstor.org/stable/20167587.
  • Соучек, Присцилла П. 1987. «Персидские художники в Индии Великих Моголов: влияния и трансформации». Мукарнас 4. БРИЛЛ: 166–81. DOI: 10.2307 / 1523102. https://www.jstor.org/stable/1523102.
Последняя правка сделана 2021-06-01 09:52:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте