Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Верования |
Практики |
История |
Культура и общество |
похожие темы |
|
|
В исламе, Сунна ( арабские : سنة, сунна) является традиция и практика исламского пророка, Мухаммада, которые составляют модель для мусульман следовать. Сунна - это то, что все мусульмане времен Мухаммеда, очевидно, видели, следовали и передали следующим поколениям. Согласно классическим исламским теориям, сунна задокументирована хадисами (устно переданными записями учений, дел и изречений, безмолвными разрешениями или неодобрениями Мухаммеда ) и вместе с Кораном (книгой ислама ) являются божественным откровением ( Вахи ), доставленные через Мухаммеда, которые составляют основные источники исламского права и верований / теологии. От суннитских классических исламских теорий отличаются теории мусульман- шиитов, которые считают, что двенадцать имамов интерпретируют сунну, и суфии, которые считают, что Мухаммад передал ценности сунны «через ряд суфийских учителей».
Согласно мусульманской вере, Мухаммед был лучшим примером для мусульман, и несколько стихов Корана объявляют его поведение образцовым и предписывают своим последователям подчиняться ему. Сунна обеспечивает основу не только для основных законов и ритуалов в исламе, таких как совершение намаза, но и для «даже самых мирских действий», таких как порядок стрижки ногтей или правильная длина бороды.
В доисламский период сунна использовалась для обозначения «образа действий», хорошего или плохого. В ранний исламский период этот термин относился к любому хорошему прецеденту, созданному людьми прошлого, включая как Мухаммеда, так и его сподвижников. Кроме того, Сунна Пророка не обязательно была связана с хадисами.
Классическое значение, которое сейчас преобладает, было введено позже, в конце второго века ислама, когда под влиянием ученого Аш-Шафии пример Мухаммада, записанный в хадисах, получил приоритет над всеми другими прецедентами, установленными другими авторитетами. Термин ас-сунна затем в конечном итоге стал рассматриваться как синоним сунны Мухаммеда, основываясь на сообщениях хадисов. Запись сунны также была арабской традицией, и когда они приняли ислам, арабы перенесли этот обычай в свою религию.
Сунны Мухаммада, как на основе хадисов включают свои специфические слова ( сунна Qawliyyah), привычки, практик ( сунна Fiiliyyah) и бесшумные утверждения ( сунна Taqririyyah). В исламе слово « сунна » также используется для обозначения необязательных религиозных обязанностей, таких как сунна-намаз.
Сунна ( سنة [ˈSunna], множественное число سنن sunan [ˈSunan] ) - арабское слово, означающее
Его религиозное определение может быть:
Islam Web дает два немного разных определения:
Впервые он был использован со значением «закон» в сиро-римской книге законов, прежде чем он стал широко использоваться в исламской юриспруденции.
Сунна и хадис (слова, действия или одобрение, которые рассказываются о Мухаммеде и которые, как считается, документируют Сунну) иногда используются как синонимы, но не всегда.
Часть серии о |
Мухаммад |
---|
![]() |
Жизнь |
Карьера |
Чудеса |
Просмотры |
Перспективы |
Преемственность |
Хвалить |
Связанный |
|
|
Помимо того, что это «путь» ислама или традиционные социальные и правовые обычаи и практика исламского сообщества, сунна часто используется как синоним слова « мустахабб» (поощряется), а не ваджиб / фард (обязательно), в отношении некоторых похвальных действий ( обычно произнесение молитвы).
Мусульман- суннитов также называют Ахль ас-Сунна валь-Джамаа («люди традиции и общины (Мухаммеда)») или для краткости Ахль ас-Сунна. Некоторые ранние мусульманские ученые-сунниты (такие как Абу Ханифа, аль-Хумайди, Ибн Аби Асим, Абу Давуд и Абу Наср аль-Марвази), как сообщается, использовали термин «сунна» в узком смысле для обозначения суннитской доктрины в отличие от вероучений Шииты и другие несуннитские исламские секты. Сунна буквально означает лицо, природу, образ жизни и т. Д. Во времена сподвижника Мухаммеда новообращенные мусульмане, используя разум, принимали и отвергали некоторые вероучения. Очень многие ранние мусульманские ученые начали писать книги о вероучении под названием «сунна».
Слово «Сунна» встречается в Коране несколько раз, но нет конкретного упоминания сунны посланника или пророка ( суннат аль-расул, суннат ан-наби или сунна ан-набавийя), то есть пути / практики Мухаммад (там есть несколько стихов, призывающие мусульман подчиняться Мухаммаду-смотри ниже). Четыре стиха (8.38, 15.13, 18.55) используют выражение « суннат аль-аввалин », которое, как считается, означает «путь или практика древних». Это описывается как нечто «ушедшее из жизни» или мешающее неверующим принять Бога. « Суннат Аллах » («путь Бога») встречается восемь раз в пяти стихах. Кроме того, в стихе 17.77 говорится как о пути других, более ранних мусульманских посланников ( Ибрагим, Муса и т. Д.), Так и о «нашем пути», то есть о пути Бога.
[Это] путь ( сунна) тех, кого мы послали [в качестве посланников] до вас, и вы не найдете никаких изменений на Нашем пути ( суннатуна).
Это указывает некоторым ученым (таким как Джавед Ахмад Гамиди), что сунна предшествует как Корану, так и Мухаммеду и на самом деле является традицией пророков Бога, в частности, традицией Авраама. Христиане, евреи и арабские потомки Измаила, арабизированные арабы или измаилиты, когда Мухаммед восстановил эту практику как неотъемлемую часть ислама. Девушки сунны могут выходить замуж за английских мужчин
Согласно историкам (в частности, Дэниелу В. Брауну ), классическое исламское определение Сунны как обычаев и обычаев (только) Мухаммеда не было исходным.
До «золотого века классической исламской юриспруденции» преобладали «древние школы» права. Золотой век, начавшийся с создания ханафитской, малики, шафиитской, ханбалиской и других школ фикха во втором веке ислама, ограничивал сунну «традициями, восходящими к самому пророку Мухаммаду» ( сунна ан-набавийя). Но древние «региональные» юридические школы, расположенные в нескольких крупных городах новой арабской исламской империи - Мекке, Куфе, Басре, Сирии и т. Д., - имели более гибкое определение сунны, чем это обычно используется сейчас. Это были «приемлемые нормы» или «обычай», которые включали примеры сподвижников Пророка, постановления халифов и практики, которые «получили всеобщее признание среди юристов этой школы».
Примеры использования немусульманских сунн в это время можно найти в (не мусульманских) традициях / комментариях к хадисам.
В истории раннего ислама аль-Табари термин «Сунна Пророка» используется не только «на удивление редко», но и для обозначения «политических клятв или лозунгов, используемых повстанцами», или «общего стандарта справедливости». и правильное поведение », а не« в соответствии с конкретными прецедентами, установленными Мухаммедом », не говоря уже о хадисах. Ранние богословские сочинения Хасана аль-Басри ( Рисала фил Кадар) также « лишены ссылок на конкретные случаи» при упоминании Сунны Пророка. Дэниел Браун заявляет, что первые дошедшие до нас сочинения исламской правовой аргументации «практически не содержали хадисов», и утверждает, что другие примеры отсутствия связи между сунной и хадисами «можно найти в:
Согласно одному источнику (Ахмад Каземи Мусави и Карим Дуглас Кроу), ранние суннитские ученые часто считали сунну эквивалентом биографии Мухаммеда ( сира ). По мере того, как хадисы стали лучше документироваться, а ученые, подтвердившие их, приобрели престиж, сунна стала часто известна в основном через хадисы, особенно по мере распространения вариантов или вымышленных биографий Мухаммеда.
Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис аль-Шафии (150-204 AH), известный как аль-Шафии, выступал против гибкого сунны и использования прецедентов из нескольких источников, подчеркивая окончательный авторитет хадисов от Мухаммада, так что даже Коран должен был «толковаться в свете традиций (т.е. хадисов), а не наоборот». Хотя сунну часто называют «второй после Корана», хадисы также говорят, что «управляют и интерпретируют Коран». Аль-Шафини «убедительно доказывал», что сунна стоит «на равных с Кораном» (по словам ученого Дэниела Брауна), и то и другое является божественным откровением. Как выразился аш-Шафи'и, «повеление Пророка - это повеление Бога» (несмотря на триумф этой теории, на практике школы фикха сопротивлялись полному применению хадисов, а фикх мало изменился по сравнению с предыдущими днями). Аш-Шафии). Это, однако, противоречит другому пункту, сделанному Шафи, который заключался в том, что сунна находилась ниже Корана ( https://books.google.com/books?id=9P0RAwAAQBAJamp;pg=PA7#v=onepageamp;qamp;f=false )
Сунна Мухаммеда превосходила все другие, и «широкое согласие» привело к тому, что «хадис должен быть основанием для проверки подлинности любой сунны» (согласно М.О. Фаруку). Успех аш-Шафини был таков, что более поздние авторы «почти никогда не думали, что сунна включает что-либо, кроме сунны Пророка», а сунна часто считалась синонимом хадиса.
Хотя первые мусульманские юристы «не чувствовали себя обязанными» предоставлять документацию по хадисам при аргументировании своих аргументов, а Сунна не была записана и написана при жизни Мухаммеда (по словам ученого Халеда Абу Эль Фадля ), все это изменилось с триумфом Аль -Шафи'и и «широкое соглашение» о том, что хадисы должны использоваться для подтверждения подлинности Сунны (согласно Мохаммаду Омару Фаруку) в течение второго века, когда юридические работы начали включать Пророческие хадисы.
Теперь хадисы систематически собирались и документировались, но с момента его появления прошло несколько поколений, что означало, что «многие из сообщений, приписываемых Пророку, являются недостоверными или, по крайней мере, имеют сомнительную историческую достоверность» (согласно Абу Эль Фадлу). «Фактически, одна из самых сложных дисциплин в исламской юриспруденции - это та, которая пытается провести различие между аутентичными и недостоверными традициями».
Исламские правоведы делят сунну на то, что не имеет юридических последствий - ас-сунна аль-хадия («личные привычки и предпочтения» Мухаммеда); и то, что связывает мусульман - ас-сунна аль-худа. В буквалист Захири школы не согласен с этим, проведение, что не было сунной, выполнение которых не вознаграждается или пренебрежение наказывали, в то время как классический ислам считает, что следующий не имеющий обязательной силы аль-Сунна аль-'ādīyah является похвальным, но не обязательно.
Суфии считают «разделение на обязательную и необязательную» сунну «бессмысленной». Мухаммад - аль-инсан аль-камиль, совершенный человек, лабиб-Аллах, возлюбленный Богом, заступник, «канал божественного света». Подражание каждому его действию - «высшее выражение» благочестия. или, говоря словами Аль-Газали :
Знайте, что ключ к радости - это следование сунне и подражание Пророку во всех его приходах и уходах, словах и поступках, включая его манеру есть, вставать, спать и говорить. Я говорю это не только в отношении требований религии [ ʿibādāt ], потому что от них никуда не деться ; скорее, это включает в себя все области поведения [ шадат ].
В 19 веке «социальные и политические потрясения», начавшиеся с упадком империи Моголов, заставили некоторых мусульман искать более гуманную фигуру Мухаммеда. Чудотворная пророческая фигура «больше, чем жизнь» была уменьшена в пользу «практической модели восстановления мусульманского сообщества», добродетельного, прогрессивного социального реформатора. Насеристский Египет, например, прославлял «имама социализма», а не космического «совершенного человека». Гулам Ахмед Первез (1903–1985) выступал против идеи сунны как божественного откровения и за идею о том, что миссия Мухаммеда заключалась просто в передаче Корана. Он процитировал коранический стих «У посланника нет обязанности, кроме как провозглашать [сообщение]» (Q.5: 99), и указал на несколько других стихов, в которых Бог исправляет то, что сделал или сказал Мухаммед (8:67), (9: 43), (66: 1), тем самым демонстрируя отсутствие у Мухаммеда сверхъестественных знаний.
Эта эпоха быстрых социальных и технологических изменений, упадка мусульманского могущества и замены классического мазхаба на западные правовые кодексы в мусульманских странах также предполагала отказ от «подробных прецедентов в гражданских и политических делах», к чему призывали традиционные Хадис: «Ибо, если мирские дела требуют подробного пророческого руководства, тогда в каждую эпоху потребуется новый пророк, чтобы приспособиться к меняющимся обстоятельствам».
С деколониализацией в конце 20 века возникло новое исламское возрождение. Активисты, а не теоретики, они стремились «восстановить господство ислама», и, в частности, восстановить шариат в соответствии с законом в странах ислама, которым он был до того, как был заменен «светскими, вдохновленными Западом кодексами законов» колониализма и современности. Подобно модернистам, возрожденцы «решительно отвергали» таклид и не особенно интересовались классическими школами права ( мазхабом ). Но сторонники возрождения, такие как Абул А'ла Маудуди и Мустафа ас-Сибаи, поддержка «авторитета Сунны и подлинности хадисов в целом» была «непоколебимой», как и их оппозиция «отрицанию хадисов». В то же время они согласились с тем, что восстановление соответствующего шариата потребует «некоторой переформулировки» закона, что потребует возврата к источникам, что потребует соглашения о том, как источники должны быть «истолкованы и поняты», и переоценки хадисов. Это включало изучение содержания хадисов ( матн) на предмет его духа и актуальности «в контексте шариата в целом» в соответствии с методом исследователей исламского права ( фукаха ) и отсеивание искаженных хадисов, несовместимых с «разумом, человеческой природой». и с историческими условиями ». Шибли Номани, Абул А'ла Маудуди, Рашид Рида и Мохаммед аль-Газали являются сторонниками этих усилий.
Хотя «большинство авторов согласны», включая скептиков, что «сунна и хадис должны стоять или падать вместе», некоторые ( Фазлур Рахман Малик, Джавед Ахмад Гамиди ) пытались «создать основу для сунны, независимую от хадисов», работая над проблемой Подлинность хадисов поднята модернистами и западными критиками, возвращаясь к до-аш-Шафиитскому значению Сунны.
В 1960-х годах Фазлур Рахман Малик, исламский модернист и бывший глава Пакистанского Центрального института исламских исследований, выдвинул другую идею о том, как (пророческую) сунну - нормативный пример Пророка - следует понимать: как «общую концепцию зонтика». «но не одно», наполненное абсолютно конкретным содержанием, или статичное на протяжении веков. Он утверждал, что Мухаммад пришел как «моральный реформатор», а не «всезаконный», и что особенности сунны будут согласованы с сообществом его последователей, эволюционируя с изменяющимися временами как «живой и непрерывный процесс». ". Он принял критику западных и мусульманских ученых о том, что содержание многих хадисов и иснадов (цепочек передатчиков) было изменено мусульманами, пытающимися доказать, что Мухаммед сделал конкретное заявление, но это не сделало их мошенническими или подделками, потому что если «устный хадис не восходит к Пророку, значит, его дух». Вместо этого эти сборники хадисов аль-Бухари и аль-Муслима были иджма (консенсус или согласие мусульманских ученых - еще один классический источник исламского права). Поступая так, они следуют духу миссии Пророка и «воскрешают» правовую методологию дошафиитских «древних школ». Но точно так же, как мусульмане второго и третьего веков могли переформулировать хадисы и законы на основе пророческого духа, точно так же могут и современные мусульмане - переосмыслив риба и заменив средневековые законы против банковских процентов мерами, которые помогают бедным без ущерба для экономической производительности.
Некоторые из самых основных и важных особенностей сунны - ритуалы поклонения, такие как салат (ритуальная молитва), закят (ритуальная десятина), хадж (паломничество в Мекку ), савм (пост от рассвета до заката во время Рамадана ) - известны мусульманину из передается «от многих ко многим» (по словам таких ученых фикха, как Аш-Шафии), минуя книги хадисов (к которым чаще обращались для получения ответов на детали, которые не были согласованы или нечасто практиковались) и вопросы подлинности.
Модернист Рашид Рида считал это «единственным бесспорным источником сунны». С. М. Юсуф утверждал, что «практика лучше всего передается через практику» и является более надежным способом установления Сунны, чем хадисы. Он также считал, что передача практики из поколения в поколение независимо от хадисов объясняет, почему ранние юридические школы не делали различия между сунной халифата и сунной пророка. Согласно Джаведу Ахмаду Гамиди, другому модернисту, эта передача в результате непрерывной практики мусульманского сообщества (что также указывает на консенсус, иджму ) была похожа на то, как Коран был «принят уммой » (мусульманским сообществом) через консенсус. из сподвижников Пророка и через их вечные декламации. Следовательно, Гамиди рассматривает эту более ограниченную сунну непрерывной практики как истинную сунну - в равной степени аутентичную для Корана, но отбрасывающую ортодоксальную сунну и избегающую проблемной основы хадисов.
Суфийские мыслители «подчеркивали личную духовность и благочестие, а не детали фикха». Согласно мнению некоторых суфийских мусульман, которые включают в себя как внешнюю, так и внутреннюю реальность Мухаммеда, более глубокая и истинная сунна - это благородные характеристики и внутреннее состояние Мухаммеда - Хулукин Азим или «Возвышенный характер». Для них отношение Мухаммеда, его набожность, качество его характера составляют более истинный и глубокий аспект того, что подразумевается под сунной в исламе, а не только внешние аспекты. Они утверждают, что внешние обычаи Мухаммеда теряют свой смысл без внутреннего отношения, а также многие хадисы являются просто обычаем арабов, а не чем-то уникальным для Мухаммеда.
Коран содержит множество повелений следовать Мухаммеду. Среди коранических аятов, которые цитируются как демонстрация важности хадисов / сунны для мусульман, есть:
Скажи: Повинуйся Аллаху и повинуйся Посланнику,
Которая появляется в нескольких стихах: 3:32, сура 5:92, 24:54, 64:12
Ваш товарищ [Мухаммад] не сбился с пути и не ошибался, Он не говорит, исходя из [своих] склонностей или желаний.
«Подобное (вы уже получили благосклонность) в том, что Мы послали к вам вашего собственного Посланника, который репетирует вам Наши знамения, освящает вас и наставляет вас в Писании и Мудрости, а также в новых знаниях.
«У вас действительно есть в Посланнике Аллаха прекрасный образец (поведения) для любого, кто надеется на Аллаха и Последний день, и кто много занимается прославлением Аллаха».
Учения «мудрости» ( хикма) были объявлены функцией Мухаммеда наряду с учениями священного писания. В нескольких аятах Корана упоминается «мудрость» ( хикмах) в сочетании с «священным писанием» или «книгой» (то есть Кораном) - аль-китаб ва аль-Шикма. Основные ученые, начиная с аш-Шафии, считают, что хикма относится к Сунне, и эта связь между Сунной и Кораном свидетельствует о божественности и авторитете Сунны.
Поэтому вместе с Кораном была открыта сунна. Современные суннитские ученые исследовали как сира, так и хадисы, чтобы оправдать изменения в юриспруденции ( фикх ). Следовательно, подражание Мухаммеду помогает мусульманам познать Бога и быть любимыми им.
Еще одно свидетельство божественности Сунны - по мнению ее сторонников - это аяты Корана, которые относятся к откровениям, которых нет в Коране. Например, в Коране нет стиха, в котором упоминается первоначальное направление молитвы ( кибла ), но Бог в Коране действительно говорит, что Он назначил первоначальную киблу ( 2: 143 ). Другие упомянутые в Коране события, которые уже произошли без коранического повеления или описания, включают сон, в котором Мухаммад войдет в Мекку ( 2: 231 ); Брак Мухаммеда с бывшей женой Зайда ( Коран 33:37 ); и спор о разделе добычи после битвы при Бадре ( 8: 7 ); все «неопровержимые доказательства того, что, помимо Корана, другие приказы пришли к Пророку через посредство вауи», согласно возрожденцу Абул А'ла Маудуди. Еще одно предлагаемое свидетельство состоит в том, что «свидетельство Пророка» является «главной гарантией» того, что является божественным откровением. Другими словами, «мусульмане знают, что Коран является откровением только потому, что Мухаммад свидетельствует об этом факте. Если пророчеству нельзя доверять, то сам Коран вызывает подозрения». Поскольку Корана нет, Сунна должна быть достоверной.
Аргумент меньшинства против того, что сунна пророка является божественным откровением ( ваḥы), восходит к ахль аль-Каламу, против которого аш-Шафини выступал во втором веке ислама. Их современные « коранисты », современные последователи ахль аль-Калама, утверждают, что сунна не соответствует стандарту Корана в божественности. В частности, потому что
По словам Джона Бертона, перефразируя аш-Шафии, «следует помнить, что текст Корана сформулирован в очень общих выражениях, и функция сунны состоит в том, чтобы расширять и разъяснять, чтобы сделать значение Бога абсолютно ясным». В Коране есть ряд аятов, где «чтобы понять контекст, а также значение», мусульманам необходимо обратиться к летописи жизни и примеру Пророка.
Считается, что стихи 16:44 и 64 указывают на то, что миссия Мухаммеда «не просто задача доставщика, который просто передает нам откровение от Аллаха, скорее, ему была поручена самая важная задача объяснения и иллюстрации» Корана..
И Мы также ниспослали вам (о Мухаммад) напоминание и совет (Коран), чтобы вы могли ясно объяснить людям, что ниспослано им, и чтобы они могли задуматься.
И Мы не посылали Книгу (Коран) вам (о Мухаммад), за исключением того, что вы можете ясно объяснить им те вещи, в которых они расходятся, и (как) руководство и милость для людей, которые верят. [Коран 16:64]
Например, хотя Коран представляет общие принципы молитвы, поста, уплаты закята или совершения паломничества, они представлены «без иллюстраций, найденных в хадисах, поскольку эти акты поклонения остаются абстрактными императивами в Коране».
Сунну, на которой основан фикх, можно разделить на:
Его также можно разделить на сунну, обязательную для мусульман, и не обязательную. Ибн Кутайба (213-276 г.х.) различал:
В терминологии фикха (исламской юриспруденции) сунна обозначает то, что, хотя и не является обязательным, «твердо установлено ( тхабата), как того требует ( матлуб)» в исламе »на основе юридического доказательства ( далил шар`и).
По словам ученого Джибрила Фуада Хаддада, «науки Сунны» (' ульм ас-Сунна) относятся к:
биография Пророка ( ас-сира), хроника его сражений ( аль-магхази), его повседневные высказывания и действия или «пути» ( сунан), его личные и моральные качества ( аш-шамаил) и множество вспомогательных наук о хадисах, таких как обстоятельства возникновения ( асбаб аль-вурд), знание отменяемого и отмененного хадиса, трудные слова ( гариб аль-хадис), критика рассказчика ( аль-джарх ват-тадил), рассказчик биографии ( аль-риджал) и т. д., как это подробно обсуждается в авторитетных книгах аль-Хатиб аль-Багдади.
Шиитский ислам не использует Кутуб ас-Ситтах (шесть основных сборников хадисов), за которым следует суннитский ислам, поэтому сунна шиитского ислама и сунна суннитского ислама относятся к различным сборникам религиозной канонической литературы.
Основные сборники Сунны шиитского ислама были написаны тремя авторами, известными как «Три Мухаммада», а именно:
В отличие от шиитов- ахбари- двунадесятников, шиитские ученые- усули- двунадесятники не верят, что все в четырех основных книгах сунны шиитского ислама является подлинным.
В шиитских хадисах часто встречаются проповеди, приписываемые Али в «Четырёх книгах» или в « Надж аль-Балага».