Гази ( арабский : غازي, Арабское произношение: [ɣaːziː], множественное ġuzāt) был человек, который участвовал в ghazw ( غزو, ġazw ), то есть военные экспедиции или рейдерство. Последний термин применялся в ранней исламской литературе к экспедициям, возглавляемым исламским пророком Мухаммедом, а затем использовался тюркскими военачальниками для описания своих захватнических войн.
В контексте войн между Россией и мусульманскими народами Кавказа, начиная с сопротивления шейха Мансура в конце 18 века российской экспансии, это слово обычно употребляется в форме газават ( газават).
В англоязычной литературе ghazw часто появляется как razzia, заимствование французского языка из магрибского арабского. В современном турецком языке он используется для обозначения ветеранов, а также как титул для тюркских чемпионов, таких как Эртугрул, Осман I и Мустафа Кемаль Ататюрк.
В доисламской культуре бедуинов газва [а] была формой ограниченной войны, граничащей с грабежом, которая избегала лобовых столкновений и вместо этого делала упор на набеги и грабежи, обычно скота (см. Набеги на скот ). Омейядов -период бедуинский поэт аль-Kutami писал часто цитируемые стихи: «Наше дело делать налеты на противника, на наш сосед и наш собственный брат, в случае, если мы не находим ни в налете, но брат.» (Полуинституционализированные набеги на стада домашнего скота не были уникальными для бедуинов; советские антропологи использовали казахское слово барымта для описания подобных практик кочевников в евразийских степях, и подобная динамика была широко распространена в дофеодальной Ирландии.) Уильям Монтгомери Уотт предположил гипотезу что Мухаммад счел полезным направить эту непрерывную междоусобную войну на своих врагов, сделав ее основой своей военной стратегии; по словам Ватта, знаменитая битва при Бадре началась как одна из таких раззий. Христианские государства Иберия затем подражали раззиа как форме войны в их отношениях с государствами таифа ; грубыми синонимами и подобной тактикой являются иберийская кавалгада и англо-французская шевоши.
Слово razzia использовалось во французском колониальном контексте, особенно для набегов с целью грабежа и захвата рабов из числа жителей Западной и Центральной Африки, также известного как rezzou, когда его практиковали туареги. Слово было заимствовано из aziya на алжирском арабском языке и позже стало образным названием любого грабежа с его глагольной формой razzier.
Гази ( арабский : غازي, azī) - арабское слово, активное причастие глагола azā, означающее «провести военную экспедицию или рейд»; тот же глагол может также означать «стремиться к», и, таким образом, Гази может иметь такое же значение, что и Муджахид или «тот, кто борется». Отглагольное существительное в секторе Газа является ġazw или ġazawān, со значением «набег». Производный singulative в ġazwah относится к одному бою или налета. Термин гази восходит, по крайней мере, к периоду Саманидов, когда он появляется как наемник и пограничник в Хорасане и Трансоксиане. Позже до 20 тысяч из них приняли участие в индийских походах Махмуда Газни.
Воины- гази зависели от грабежа как источника средств к существованию и были склонны к грабежам и мятежам в мирное время. Корпорации, в которые они организовывались, привлекали авантюристов, фанатиков, религиозных и политических диссидентов всех национальностей. Со временем, однако, преобладали солдаты тюркской национальности, отражая приобретение мамлюков, тюркских рабов в свите мамлюков и охранных корпусов халифов и эмиров, а также в рядах корпорации гази, некоторые из которых в конечном итоге стали военными, а позже политическое господство в различных мусульманских государствах.
На западе тюркские гази совершали постоянные вторжения вдоль византийской приграничной зоны, находя в акритаи ( акритои ) своих греческих собратьев. После битвы при Manzikert этих вторжения усилились, и люди в регионе будут видеть Гази~d корпорации сливаться в полуавтоматические рыцарские братства, с белым колпачком и клубом, как их эмблемы. Пик организаций пришелся на период монгольского завоевания, когда многие из них бежали из Персии и Туркестана в Анатолию.
Как организации, гази- корпорации были подвижными, что отражало их популярный характер, и отдельные воины- гази могли прыгать между ними в зависимости от престижа и успеха конкретного эмира, подобно бандам наемников вокруг западных кондотьера. Именно на этих анатолийских территориях, завоеванных во время газвы, возникла Османская империя, и в ее легендарных традициях говорится, что ее основатель Осман I выступил в роли гази благодаря вдохновению шейха Эде Бали.
В более поздние периоды исламской истории почетный титул гази принимали те мусульманские правители, которые продемонстрировали заметный успех в расширении владений ислама, и в конечном итоге почетный титул стал эксклюзивным для них, так же как римский титул императора стал исключительной собственностью верховных властей. правитель римского государства и его семья.
В османах были, вероятно, первыми принять эту практику, и в любом случае учреждение ghazw восходит к истокам своего государства:
Османский историк Ахмеди в своей работе объясняет значение слова Гази:
Гази - это инструмент религии Аллаха, слуга Бога, очищающий землю от скверны многобожия. Гази - это меч Бога, он защитник и прибежище верующих. Если он станет мучеником на путях Бога, не верьте, что он умер, он живет в блаженстве с Аллахом, у него есть жизнь вечная.
Все первые девять османских вождей использовали Гази как часть своего полного тронного имени (как и во многих других титулах, номинация была добавлена, даже если она не соответствовала должности), и часто впоследствии. Однако он так и не стал формальным титулом в формальном стиле правителя, в отличие от султана уль-Муджахидина, используемого султаном Мурад-ханом II Ходжа-Гази, шестым правителем Дома Османа (1421–1451 гг.), Именуемым «Абу'л Хайрат». Султан уль-Муджахидин, хан ханов, великий султан Анатолии и Румелии, а также городов Адрианополя и Филипполиса.
Из-за политической легитимности тех, кто носит этот титул, мусульманские правители соперничали между собой за превосходство в газии, при этом османские султаны, как правило, признавались превосходящими всех остальных в этом подвиге:
Гази также использовался как почетный титул в Османской империи, обычно переводимый как Победоносный, для высокопоставленных офицеров, отличившихся на поле боя против немусульманских врагов; таким образом, он был присужден Осману-паше после его знаменитой защиты Плевны в Болгарии и Мустафе Кемаль-паше (позже известному как Мустафа Кемаль Ататюрк ) за руководство обороной против кампании в Галлиполи.
Некоторые мусульманские правители (в Афганистане) лично использовали вспомогательный стиль Падшах-и-Гази.
Газва, что буквально означает «походы», обычно используется биографами для обозначения всех путешествий Пророка из Медины, будь то заключение мирных договоров и проповедь ислама племенам, поездка на Шумра, преследование врагов, напавших на Медину, или участвуйте в девяти боях.
Мухаммед участвовал в 27 газвах. Первым Газва, в котором он участвовал, было Вторжение Ваддана в августе 623 года, он приказал своим последователям атаковать караван курайшитов.
При исполнении в контексте исламской войны, функция газвы заключалась в ослаблении защиты врага для подготовки к его возможному завоеванию и подчинению. Поскольку типичная группа, совершающая набег на газву, часто не имела размера или силы для захвата военных или территориальных объектов, это обычно означало внезапные атаки на слабо защищенные цели (например, деревни) с целью деморализовать врага и уничтожить материалы, которые могли бы поддержать их вооруженные силы.. Хотя исламские правила ведения войны обеспечивали защиту некомбатантов, таких как женщины, монахи и крестьяне, в том смысле, что они не могли быть убиты, их собственность все еще могла быть разграблена или уничтожена, а сами они могли быть похищены и порабощены ( Cambridge History of Islam, p. 269):
Хорошим источником информации о проведении традиционного набега на газу являются средневековые исламские юристы, чьи дискуссии о том, какое поведение разрешено, а какое запрещено во время войны, раскрывают некоторые из практик этого института. Одним из таких источников являются Аверроэс ' Bidāyat аль-муджтахид в-Nihāyat аль-Muqtasid (перевод в Петерс, Джихаде в классическом и современном Исламе: Читатель, глава 4).
В XIX веке мусульманские боевики на Северном Кавказе, которые сопротивлялись российским военным действиям, объявили газават (понимаемый как священная война) против вторжения русских православных. Хотя это сомнительно, считается, что дагестанский исламский ученый Мухаммад Ярагский был идеологом этой священной войны. В 1825 году съезд улемов в селе Яраг объявил газават русским. Его первым лидером был Гази Мухаммад ; после его смерти имам Шамиль в конечном итоге продолжил его.
Сообщается, что после террористических атак в Париже в ноябре 2015 года группировка « Исламское государство » назвала свои действия «газва».
В современной Турции гази используется для обозначения ветеранов. 19 сентября в Турции отмечают День ветеранов.