Исламские взгляды на рабство

редактировать
Эта статья об исламских взглядах на рабство. Для использования в других целях, см Ислам и рабство (значения).

Исламские взгляды на рабство представляют собой сложную и многогранную основу исламской мысли, в которой различные исламские группы или мыслители придерживаются взглядов по этому вопросу, которые радикально отличались на протяжении всей истории. Рабство существовало в доисламской Аравии, и Мухаммад (сам рабовладелец) никогда не выражал намерения отменить эту практику, поскольку он видел ее «как часть естественного порядка вещей». Он действительно хотел улучшить положение рабов и призывал своих последователей обращаться с ними более гуманно. Ранняя исламская догма допускала порабощение других людей, за исключением свободных членов исламского общества, включая немусульман ( дхимми ), и ставила своей целью регулирование и улучшение условий человеческого рабства. Шариат (божественный закон) рассматривается как юридические ведомых только те не мусульмане, которые были заключены в тюрьму или купленные за пределами исламского правления, или сыновей и дочерей уже в неволе рабов. Он также позволял мужчинам вступать в сексуальные отношения с рабынями без требования « никах ». В более позднем классическом исламском праве тема рабства освещается очень подробно. Рабы, будь то мусульмане или исповедующие любую другую религию, равнялись со своими соучениками в религиозных вопросах.

Теоретически рабство в исламском праве не имеет расового или цветового компонента, хотя на практике это не всегда так. Рабы играли различные социальные и экономические роли, от домашних работников до высокопоставленных должностей в правительстве. Кроме того, рабы широко использовались в ирригации, горном деле, скотоводстве и в армии. Некоторые правители даже полагались на военных и административных рабов до такой степени, что иногда захватывали власть. В некоторых случаях обращение с рабами было настолько суровым, что приводило к восстаниям, таким как восстание в Зандже. По ряду причин внутреннего роста рабского населения было недостаточно для удовлетворения потребностей мусульманского общества. Это привело к массовому ввозу, который повлек за собой огромные страдания и человеческие жертвы в результате захвата и перевозки рабов из немусульманских земель.

Арабская работорговля была наиболее активна в Западной Азии, Северной Африке и Юго - Восточной Африке. Мусульманские торговцы экспортировали 17 миллионов рабов на побережье Индийского океана, на Ближний Восток и в Северную Африку. В начале 20 века (после Первой мировой войны ) рабство было постепенно объявлено вне закона и подавлено в мусульманских странах, в основном из-за давления со стороны западных стран, таких как Великобритания и Франция. Например, Саудовская Аравия и Йемен отменили рабство в 1962 году под давлением Великобритании; Оман последовал их примеру в 1970 году, а Мавритания - в 1905, 1981 и снова в августе 2007 года. Однако рабство, требующее санкции ислама, в настоящее время задокументировано в преимущественно исламских странах Чад, Мавритания, Нигер, Мали и Судан.

Многие из первых обращенных в ислам были бедными и бывшими рабами. Одним из ярких примеров является Билал ибн Рабах аль-Хабаши.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Рабство в доисламской Аравии
  • 2 Коран
    • 2.1 Ма малакат айманукум
  • 3 традиции Мухаммеда
  • 4 Традиционная исламская юриспруденция
    • 4.1 Источник рабов
    • 4.2 Лечение
    • 4.3 Половой акт
    • 4.4 Правовой статус
      • 4.4.1 Права и ограничения
    • 4.5 Отмена и отмена
  • 5 Современные интерпретации
    • 5.1 Аболиционизм
    • 5.2 Исламистские мнения
    • 5.3 Салафитская поддержка рабства
  • 6 Известные порабощенные люди и вольноотпущенники
  • 7 См. Также
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Библиография
  • 10 заметок
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Рабство в доисламской Аравии

Рабство широко практиковалось в доисламской Аравии, а также в остальной части древнего и раннесредневекового мира. Меньшинство составляли белые рабы иностранного происхождения, вероятно, привезенные арабскими караванами (или продукт пленения бедуинов ) еще с библейских времен. Были также коренные арабские рабы, ярким примером которых был Зайд ибн Хариса, позже ставший приемным сыном Мухаммеда. Однако арабских рабов, обычно взятых в плен, обычно выкупали у кочевых племен. Население рабов увеличивалось из-за обычая отказа от детей (см. Также детоубийство ), а также за счет похищения или, иногда, продажи маленьких детей. Нет убедительных доказательств существования порабощения за долги или продажи детей их семьями; поздние и редкие отчеты о таких случаях показывают, что они ненормальны, утверждает Бруншвиг (согласно Брокоппу, долговое рабство было постоянным). Свободные люди могли продавать свое потомство или даже себя в рабство. Порабощение было также возможно вследствие совершения определенных преступлений против закона, как в Римской империи.

Существовали два класса рабов: купленный раб и раб, рожденный в доме хозяина. В отношении последнего хозяин имел полные права собственности, хотя эти рабы вряд ли были проданы или отчуждены хозяином. В соответствии с ближневосточными обычаями рабынь время от времени заставляли заниматься проституцией в интересах своих хозяев.

Исторические отчеты о первых годах ислама сообщают, что «рабы немусульманских господ... подвергались жестоким наказаниям. Сумайя бинт Хайят известен как первая мученица ислама, которую Абу Джахл убил копьем, когда она отказалась отказаться от ее веры. Абу Бакр освободил Билала, когда его хозяин, Умайя ибн Халаф, приставил тяжелый камень к его груди, пытаясь заставить его обратиться ».

Между институтом рабства в Коране и институтом доисламской культуры было много общих черт. Однако у Коранического института появились новые уникальные особенности. По словам Брокоппа, идея использования милостыни для освобождения рабов, принявших ислам, кажется уникальной для Корана. Ислам также запрещает использование рабынь для проституции, что было обычным делом в доисламской истории.

Брокопп утверждает, что Коран в свое время был прогрессивным законом о рабстве, потому что он поощрял надлежащее обращение. Другие утверждают, что история ислама с рабством была смешанной и прогрессивной в арабских странах, но она усилила рабство и усугубила жестокое обращение, поскольку мусульманские армии нападали на людей в Африке, Европе и Азии. Мюррей отмечает, что Коран освятил институт рабства и злоупотреблений в нем, но, к его чести, не заморозил статус раба и не позволил освободить раба в некоторых случаях, когда раб обратился в ислам.

Коран

Милостыня предназначена только для бедных и нуждающихся, и для тех, кто ее собирает, и для тех, чьи сердца должны быть примирены, и для освобождения рабов и должников, и для дела Аллаха, и () для странников; долг, возложенный Аллахом. Аллах - Знающий, Мудрый.

Коран содержит ряд стихов, направленных на регулирование рабства и смягчение его негативного воздействия. Он призывает к вольному (освободив) рабов. Он предписывает доброту к рабам. Рабы считаются морально равными свободным людям, однако имеют более низкий юридический статус. Все коранические правила о рабах являются освободительными, поскольку они улучшают права рабов по сравнению с тем, что уже практиковалось в 7 веке. Многие мусульмане интерпретировали Коран как постепенный отказ от рабства.

Коран призывает к освобождению рабов, будь то владелец, освобождающий раба, или третья сторона, покупающая и освобождающая раба. Поощряется освобождение рабов как акт милосердия и искупление грехов. Коран   24:33 разрабатывает договор об освобождении рабов, по которому рабы покупают свою свободу в рассрочку. Два других стиха побуждают верующих помогать рабам оплачивать такие контракты. По словам Мориса Миддлберга, « сура 90 Корана гласит, что праведный путь включает в себя« освобождение рабов »». Одним из способов использования закята, столпа ислама, является оплата освобождения рабов.

Коран предписывает доброе обращение с рабами. Коран   4:36 призывает хорошо обращаться с рабами. Коран признает гуманность рабов, называя их «верующими», признавая их желание быть свободными и признавая отвращение рабынь к проституции. В нескольких стихах рабы упоминаются как члены семьи, иногда вместе с женами, детьми и другими родственниками.

Коран признает рабов морально и духовно равными свободным людям. Бог обещает вечную жизнь в будущей жизни. Это равенство указано в Коране   4:25, где свободные люди и рабы рассматриваются как «один из вас подобен другому» ( ba'dukum min ba'din). В Коране   39:95 говорится о хозяине и рабе одним и тем же словом. Однако рабы не имеют такого же правового статуса, как свободные. Несовершеннолетними считаются рабы, за которых отвечает хозяин. Наказание за преступления, совершенные рабами, составляет половину наказания, назначенного свободным людям. Правовое различие между рабами и свободными рассматривается как установленный Богом порядок вещей, который рассматривается как часть Божьей благодати.

Коран признает рабство источником несправедливости, поскольку он ставит освобождение рабов на один уровень с кормлением бедных. Тем не менее Коран не отменяет рабство. Одна из причин заключается в том, что рабство было важной частью социально-экономической системы 7-го века, и отменить его было бы нецелесообразно. Большинство интерпретаций Корана согласны с тем, что Коран представляет идеальное общество как такое, в котором больше не существует рабства.

Рабы упоминаются как минимум в двадцати девяти аятах Корана, большинство из них мединские и относятся к правовому статусу рабов. Юридические материалы о рабстве в Коране в основном ограничиваются освобождением от рабства и сексуальными отношениями. Коран разрешает хозяевам брать рабов в наложницы, хотя и продвигает воздержание как лучший выбор. Он строго запрещает рабскую проституцию. Согласно Сикаинге, коранические ссылки на рабство в основном содержат «общие и общие положения этического характера, а не конкретные юридические формулировки». Слово «абд» (раб) используется редко, чаще заменяется некоторыми перифразами, такими как ма малакат айманукум («то, что принадлежит твоей правой руке»). Однако значение и перевод этого термина оспариваются. Гулам Ахмед Первез утверждал, что этот термин используется в Коране в прошедшем времени, тем самым обозначая только тех людей, которые уже были порабощены на заре ислама. Это небольшое изменение в напряжении важно, поскольку оно позволило Парвезу утверждать, что рабство никогда не было совместимо с заповедями Корана и фактически запрещено законом Корана.

Есть много общих черт между институтом рабства в Коране и институтом соседних культур. Однако у Коранического института появились новые уникальные особенности. Бернард Льюис заявляет, что кораническое законодательство внесло два важных изменения в древнее рабство, которые должны были иметь далеко идущие последствия: презумпция свободы и запрет на порабощение свободных людей, за исключением строго определенных обстоятельств. Согласно Брокоппу, идея использования милостыни для освобождения рабов кажется уникальной для Корана, если принять традиционное толкование аятов [ Коран   2: 177 ] и [ Коран   9:60 ]. Точно так же практика освобождения рабов для искупления определенных грехов, по-видимому, вводится Кораном (но сравните Исход 21: 26-7). Принудительная проституция рабынь, давний обычай на Ближнем Востоке, осуждается в Коране. Мюррей Гордон отмечает, что этот запрет «имеет немаловажное значение». Брокопп пишет: «Другие культуры ограничивают право хозяина причинять вред рабу, но мало кто призывает хозяев относиться к своим рабам по-доброму, а отнесение рабов к той же категории, что и другие слабые члены общества, заслуживающие защиты, неизвестно за пределами Корана. Таким образом, вклад Корана заключается в том, что он подчеркивает место рабов в обществе и ответственность общества перед рабом, что, возможно, является самым прогрессивным законодательством о рабстве в свое время ».

Ма малакат айманукум

Самым распространенным термином в Коране для обозначения рабов является выражение ма малакат айманукум, что означает «те, кем владеет ваша правая рука». Этот термин встречается в 15 отрывках Корана, что делает его наиболее распространенным термином для рабов. Коран относится к рабам совсем иначе, чем классический арабский язык: в то время как наиболее распространенным арабским термином для рабов является абд, в Коране этот термин вместо этого используется в значении «слуга Бога», а ракик (еще один арабский термин для обозначения раба).) не встречается в Коране. Таким образом, этот термин является нововведением Корана. Этот термин можно рассматривать как почетный знак, так как быть в «правильных руках» означает быть почитаемым в арабской и исламской культуре, факт, который можно увидеть в стихах Корана, в которых говорится о тех, кто войдет в Рай как « товарищи правой руки ". Термин также подразумевает рабов как «имущество». В четырех местах Коран обращается к рабам так же, как и к свободным; например, Q39: 29 относится как к ведущему, так и к ведомому, используя одно и то же слово ( раджул).

Гулам Ахмед Первез и Амир Али утверждали, что выражение ма малакат айманукум следует правильно читать в прошедшем времени, таким образом имея в виду только людей, уже порабощенных на момент ниспослания Корана. Согласно этой интерпретации термина, рабство должно было быть отменено в VII веке.

Традиции Мухаммеда

Билал ибн Рибах был африканским рабом, который был освобожден, когда Абу Бакр заплатил выкуп по указанию Мухаммеда. Он был назначен Мухаммедом первым официальным муэдзином. На этом изображении он изображен на вершине Каабы в январе 630 года, когда он стал первым мусульманином, провозгласившим азан в Мекке.

Свод хадисов, приписываемых Мухаммеду, следует общим линиям Коранического учения о рабстве и содержит большое количество сообщений, призывающих к доброте по отношению к рабам.

Мюррей Гордон характеризует подход Мухаммеда к рабству как реформистский, а не революционный. Он не намеревался отменить рабство, а скорее улучшить условия жизни рабов, побуждая своих последователей относиться к своим рабам гуманно и освобождать их как способ искупления своих грехов. В то время как некоторые современные мусульманские авторы интерпретировали это как указание на то, что Мухаммад предполагал постепенную отмену рабства, Гордон утверждает, что Мухаммад вместо этого гарантировал законность рабства в исламе, придавая ему свой моральный авторитет. Вероятные оправдания его отношения к рабству включали прецедент еврейских и христианских учений того времени, а также прагматические соображения.

Самыми известными рабами Мухаммеда были: Сафийя бинт Хуяйи, на которой он освободил и женился; Мария аль-Кибтийя, подаренная Мухаммаду сасанидским чиновником, которого он освободил и которая, возможно, стала его женой; Сирин, сестра Марии, которую он освободил и женился на поэте Хасане ибн Сабите и Зайде ибн Харисе, которых Мухаммад освободил и усыновил в качестве сына.

Традиционная исламская юриспруденция

Источник рабов

Традиционная исламская юриспруденция предполагала, что каждый свободен в соответствии с изречением «Основной принцип - свобода» ( аль-асл хува ль-хуррия), а рабство было исключительным условием. Любое лицо, статус которого был неизвестен (например, подкидыш ), считался свободным. Свободный человек не мог продать себя или своих детей в рабство. Также свободный человек не мог быть порабощен из-за долгов или в качестве наказания за преступление. Немусульмане, живущие под мусульманским правлением, известные как зимми, не могли быть порабощены. Законное порабощение ограничивалось двумя случаями: плен во время войны (при условии, что заключенный не мусульманин) или рождение в рабстве. Исламский закон не признавал классы рабов из доисламской Аравии, в том числе тех, кого они продали или отдавали в рабство ими самими и другими, а также тех, кто был должником в рабство. Хотя свободный мусульманин не мог быть порабощен, обращение в ислам рабом-немусульманином не требовало его или ее освобождения. На статус раба не повлияло обращение в ислам. Покупка рабов и получение рабов в качестве дани разрешалось. Многие ученые ставили покупку рабов условием, что раб должен был быть «законно порабощен» в первую очередь.

Уход

В случае болезни рабу требовалось присматривать. Отказ считается достойным делом. Основываясь на аяте Корана (24:33), исламский закон разрешает рабу выкупать себя с согласия своего хозяина по контракту, известному как мукатаба. Азиза Й. аль-Хибри, профессор права, специализирующийся на исламской юриспруденции, утверждает, что и Коран, и хадисы неоднократно призывают мусульман хорошо обращаться с рабами, и что Мухаммед показал это как на деле, так и на словах. Леви соглашается, добавляя, что «жестокость по отношению к ним запрещена». Аль-Хибри цитирует знаменитую последнюю речь Мухаммеда и другие хадисы, подчеркивая, что все верующие, свободные или порабощенные, являются братьями и сестрами. Льюис объясняет, что «гуманитарной тенденции Корана и первых халифов в исламской империи в некоторой степени противодействовали другие влияния», в частности, практика различных покоренных народов и стран, с которыми сталкивались мусульмане, особенно в провинциях, ранее подчинявшихся римскому праву. Несмотря на это, Льюис также заявляет: «Исламская практика все еще представляет собой значительное улучшение по сравнению с тем, что унаследовано от древности, Рима и Византии». Мюррей Гордон пишет: «Неудивительно, что Мухаммед, который принял существующий социально-политический порядок, рассматривал рабство как часть естественного порядка вещей. Его подход к тому, что уже было вековым институтом, был реформистским, а не революционным. Пророк не имел в виду добиться отмены рабства. Скорее, его цель состояла в том, чтобы улучшить условия жизни рабов, исправляя злоупотребления и призывая совесть своих последователей обращаться с ними гуманно ». По словам Леви, усыновление рабов членами семьи было обычным делом. Если раб родился и вырос в хозяйском доме, его никогда не продавали, за исключением исключительных обстоятельств.

Половой акт

Смотрите также: исламская брачная юриспруденция, исламские взгляды на сожительство и сексуальное рабство в исламе.

Сура 23, Al-Muminun, из Корана в стихах 6 и Сура 17, сура аль-мааридж, в стихе 30 и, в идентичной редакции, провести различие между супругами и «тех, кого один это правые руки обладают», говоря "أزواجهم أو ما مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ »(буквально« их супруги или то, чем владеют их правые руки »), уточняя, что половые сношения с любым из них допустимы. Сайид Абул Ала Маудуди объясняет, что «две категории женщин были исключены из общего распоряжения охранять интимные части тела: (а) жены, (б) женщины, которые законно находятся в чьем-либо владении». Согласно исламскому праву, используя термин Ма малакат айманукум («то, что есть в твоей правой руке»), сексуальные отношения с рабынями считались законными.

Рабыни требовались в основном как наложницы и домашние работницы. По закону рабовладелец-мусульманин имел право на сексуальные удовольствия со своими рабынями. Хотя свободные женщины могли владеть рабами-мужчинами, у них не было такого права. Имущество раба принадлежало его или ее хозяину, если только раб не был заключен договор о свободе, который позволял рабу зарабатывать деньги, чтобы купить свою свободу, а также платить богатство невесты. Брак рабов требовал согласия хозяина. Согласно ханафитской и шафиитской школам юриспруденции рабы-мужчины могли жениться на двух женах, но малики разрешали им жениться на четырех женах, как и свободные мужчины. Согласно исламскому закону, раб мужского пола мог жениться на свободной женщине, но на практике это не поощрялось. Ислам разрешает сексуальные отношения между господином-мужчиной и его рабыней вне брака. В Коране это упоминается как ма малакат айманукум, или «то, что есть в твоей правой руке». Есть некоторые ограничения на мастера; он не может сосуществовать с рабыней, принадлежащей его жене, а также не может иметь отношений с рабыней, если она находится в совместном владении или уже замужем.

Согласно древнему арабскому обычаю, ребенок свободного человека от своего раба также был рабом, если его не признал и не освободил его отец. Теоретически признание хозяином своего потомства рабыней было необязательным в исламском обществе, и в ранний период ему часто отказывали. К Высокому Средневековью это стало нормальным и непримечательным в обществе, где сами государи почти всегда были детьми наложниц-рабынь. Мать получает титул « ум Валад » ( букв.  «Мать ребенка»), что является улучшением ее статуса, поскольку она больше не может быть продана. У суннитов она автоматически освобождается после смерти своего хозяина, однако для шиитов она освобождается только в том случае, если ее ребенок еще жив; ее стоимость затем вычитается из доли наследства этого ребенка. Лавджой пишет, что как ум-валад они достигли «промежуточного положения между рабом и свободой» в ожидании своей свободы, хотя иногда номинально освобождались, как только рожали.

Нет ограничений на количество наложниц, которыми может владеть хозяин. Однако следует соблюдать общие законы о браке, такие как запрет на вступление в половые отношения с сестрой рабыни. В исламе «мужчинам предписано жениться на свободных женщинах в первую очередь, но если они не могут позволить себе выкуп для свободных женщин, им велят жениться на рабынях, а не совершать противоправные действия». Одно из объяснений признания сожительства в исламе состоит в том, что «оно удовлетворяет сексуальное желание рабынь и тем самым предотвращает распространение безнравственности в мусульманском сообществе ». Рабский хозяин мог заниматься сексом со своей рабыней только тогда, когда она не была замужем. Эта попытка потребовать сексуальной исключительности для рабынь была редкостью в древности, когда рабыни обычно не претендовали на исключительные сексуальные отношения. По словам Сикаинга, «на самом деле рабыни во многих мусульманских обществах были добычей для членов домашних хозяйств их владельцев, их соседей и их гостей».

В шиитской юриспруденции хозяин рабыни незаконно разрешает третьему лицу использовать ее для сексуальных отношений. Шиитский ученый Шейх ат-Туси заявил: ولا يجوز إعارتها للاستمتاع بها لأن البضع لا يستباح بالإعارة «Недопустимо давать взаймы (рабыня не может быть одолжена) для сексуальных целей, потому что Мухакик аль-Курки, Аллама аль-Хилли и Али Асгар Мерварид вынесли следующее постановление: ولا تجوز استعارة الجواري للاستمتاع «Не разрешается одалживать рабыню для полового акта».

Согласно правовой доктрине о kafa'a (букв «эффективности»), целью которого было обеспечить, чтобы человек должен быть, по крайней мере, социальные равноправными женщины, которую он женится, вольноотпущенник не так хорошо, как сын вольноотпущенник, а он в свою очередь не так хорош, как внук вольноотпущенника. Этот принцип соблюдается на протяжении трех поколений, после чего все мусульмане считаются равно свободными. Льюис утверждает, что с kafa'a «не запрещает неравные браки», это ни в коем смысле «мусульманский эквивалент Нюрнбергских законов о нацистской Германии или апартеиде законов о Южной Африке. Его цель, он утверждает, не пытаться множества устроить моральное соревнование - сравнить кастрацию и апартеид как преступления против человечности ».

Легальное положение

В рамках исламской юриспруденции рабы были исключены из религиозной службы и из любой должности, связанной с юрисдикцией над другими. Освобожденные рабы могут занимать любую должность в исламском правительстве, и примеры этого в истории включают мамлюков, правивших Египтом почти 260 лет, и евнухов, занимавших примечательные военные и административные должности. С разрешения владельцев они могут жениться. Аннемари Шиммель, современный исследователь исламской цивилизации, утверждает, что, поскольку статус рабов согласно исламу мог быть получен только в том случае, если они были военнопленными (это вскоре было ограничено только неверными, захваченными в священной войне ), либо рожденными от родителей-рабов, рабство теоретически будет отменено с распространением ислама. Фазлур Рахман соглашается, заявляя, что принятие Корана института рабства в юридическом плане было единственным практическим вариантом, доступным во времена Мухаммеда, поскольку «рабство укоренилось в структуре общества, и его мгновенная массовая ликвидация создала бы проблемы, которые это было бы абсолютно невозможно решить, и только мечтатель мог сделать такое провидческое заявление ». Реформы ислама, предусматривающие условия порабощения, серьезно ограничили приток новых рабов. Мюррей Гордон действительно отмечает: «Мухаммед приложил все усилия, чтобы убедить верующих освободить своих рабов как способ искупления своих грехов. Некоторые мусульманские ученые считают, что это означает, что его истинный мотив состоял в том, чтобы добиться постепенного искоренения рабства. Альтернативный аргумент - что, придавая моральный авторитет ислама рабству, Мухаммад обеспечил его легитимность. Таким образом, облегчая оковы, он сковал их еще более прочно ». На заре ислама из-за быстрого завоевания и экспансии пришло множество новых рабов. Но по мере того, как границы постепенно стабилизировались, это предложение сократилось до простого ручейка. Пленников более поздних войн между мусульманами и христианами обычно выкупали или обменивали.

По словам Льюиса, это сокращение привело к тому, что арабы, которые хотели рабов, должны были искать в другом месте, чтобы избежать ограничений в Коране, что означает увеличение импорта рабов из немусульманских земель, в первую очередь из Африки. У этих рабов много погибших. Патрик Мэннинг заявляет, что исламские законы против жестокого обращения с рабами убедительно ограничили степень порабощения на Аравийском полуострове и, в меньшей степени, на всей территории всего Омейядского халифата, где рабство существовало с древнейших времен. Он, однако, отмечает, что с течением времени и распространением ислама ислам, признав и кодифицируя рабство, похоже, сделал больше для защиты и расширения рабства, чем наоборот.

Теоретически свободных мусульман нельзя поработить, и единственный способ поработить немусульманина - это захват в ходе священной войны. (В раннем исламе ни мусульманин, ни христианин, ни еврей не могли быть порабощены.) Рабство также воспринималось как средство обращения немусульман в ислам: задачей мастеров было религиозное обучение. Обращение и ассимиляция в обществе господина не приводили автоматически к эмансипации, хотя обычно была некоторая гарантия лучшего обращения и считалась предпосылкой для эмансипации. Большинство суннитских властей одобрили увольнение всех « людей книги ». По мнению некоторых юристов, особенно среди шиитов, следует освобождать только рабов-мусульман. На практике традиционные пропагандисты ислама в Африке часто проявляли осторожное отношение к прозелитизму из-за его воздействия на сокращение потенциального резервуара рабов.

Права и ограничения

«Морально и физически раб рассматривается в законе как низшее существо», - пишет Леви. Согласно исламскому закону, раб обладает комплексным качеством как личность, так и собственность. Раб имеет право на пропитание от хозяина, которое включает кров, еду, одежду и медицинскую помощь. Требуется, чтобы это пропитание соответствовало тому же стандарту, что обычно встречается в данной местности, и также рекомендуется, чтобы раб имел тот же стандарт еды и одежды, что и хозяин. Если хозяин отказывается предоставить необходимое пропитание, раб может подать жалобу судье, который затем может наказать хозяина, продав его или его товары, необходимые для содержания раба. Если хозяин не имеет достаточного богатства, чтобы облегчить это, он или она должны продать, сдать внаем или освободить раба в соответствии с приказом. Рабы также имеют право на отдых в самые жаркие части дня летом.

Духовный статус раба-мусульманина был идентичен статусу свободного мусульманина, с некоторыми исключениями, сделанными для раба. Например, рабам-мусульманам не обязательно посещать пятничную молитву или совершать хадж, хотя и то и другое является обязательным для свободных мусульман. Рабам обычно разрешалось становиться имамом и вести молитву, и многие ученые даже позволяли им выступать в качестве имама на пятничных молитвах и молитвах в праздник Ид, хотя некоторые не соглашались.

Свидетельства, полученные от рабов, редко бывают жизнеспособными в суде. Поскольку в исламском праве рабы считаются подчиненными, смерть от руки свободного человека не требует, чтобы последний был убит в отместку. Убийца должен выплатить хозяину раба компенсацию, эквивалентную стоимости раба, а не кровавым деньгам. В то же время сами рабы несут меньшую ответственность за свои действия и получают половину наказания, требуемого для свободного человека. Например: там, где свободный мужчина подвергнется сотне ударов плетью из-за добрачных отношений, раб подвергнется только пятидесяти ударам. Рабыням разрешается вступать в брак только с согласия хозяина. Юристы расходятся во мнениях относительно того, сколько жен может быть у раба: ханафитская и шафиитская школы разрешают им двух, а школа Малики - четырех. Рабам не разрешается владеть или наследовать собственность или вести независимый бизнес, и они могут вести финансовые дела только в качестве представителя хозяина. Служебные должности обычно не разрешены для рабов, хотя раб может выступать в качестве лидера ( имама ) в совместных молитвах, а также он может выступать в качестве подчиненного чиновника в правительственном департаменте доходов. Мастера могут продавать, завещать, отдавать, закладывать, сдавать внаем или заставлять их зарабатывать деньги.

По мнению некоторых мазхабов (но не других), хозяин может заставить своего раба выйти замуж и определить личность партнера по браку.

Махра, который дается для брака рабыни берется ее владельцем, в то время как все остальные женщины обладают ее абсолютно для себя.

Рабу не разрешалось становиться судьей, но он мог стать подчиненным офицером.

Отмена и отмена

Коран и хадисы, основные исламские тексты, делают для хозяев достойным делом освобождение своих рабов. Согласно исламскому праву раб может стать свободным множеством способов:

  • Акт благочестия со стороны владельца.
  • mukataba контракт: раб и мастер рисовать договор, в соответствии мастер будет предоставлять свободу работорговли в обмен на период работы или определенную сумму денег (оплата в рассрочке). Хозяин должен позволить рабу зарабатывать деньги. Такой договор рекомендуется Кораном.
  • Женщина-рабыня, которая рожает ребенка своего хозяина, становится умм валадом и автоматически становится свободной после смерти своего хозяина. Ребенок автоматически будет свободен и равен другим детям хозяина.
  • Владелец может пообещать, устно или письменно, что раб освободится после его смерти. Такой раб известен как мудаббар.
  • Мусульманин, совершивший определенные грехи, такие как непредумышленное убийство или лжесвидетельство, должен освободить раба в качестве искупления.
  • Каждый раз, когда владелец раба объявляет раба свободным, раб автоматически становится свободным, даже если владелец сделал это заявление случайно или в шутку. Например, если рабовладелец сказал: «Вы свободны, когда закончите эту задачу», имея в виду «вы закончили с работой на день», раб станет свободным, несмотря на двусмысленное заявление владельца.
  • Подчиненное устройство освобождается автоматически, если обнаруживается, что ведомое устройство связано с мастером; это могло произойти, например, когда кто-то покупает раба, который оказывается родственником.

Гордон полагает, что в то время как исламская юриспруденция считала освобождение от греха одним из способов искупления греха, существовали и другие средства искупления: например, раздача милостыни бедным считалась более высокой, чем освобождение раба. И хотя в исламе освобождение раба считалось заслугой, обычно это не было обязательным требованием, что позволяло набожному мусульманину все еще владеть рабом. Ричард Фрэнсис Бертон заявил, что иногда рабы отказывались от свободы из-за отсутствия необходимых навыков, поскольку свобода от хозяина означала, что раб мог голодать.

По словам Джафара ас-Садика, все мусульманские рабы автоматически становятся свободными после максимум 7 лет в рабстве. Это правило действует независимо от воли владельца.

Современные интерпретации

Аболиционизм

Фотография мальчика-раба в Султанате Занзибар. «Наказание арабского господина за легкое преступление». c. 1890. По крайней мере, с 1860-х годов фотография была мощным оружием в арсенале аболиционистов.

В Османской империи ограничения на работорговлю начали вводить в восемнадцатом веке в контексте османско-русской войны. Двусторонние соглашения между Османской и Российской империями позволили обеим сторонам вернуть пленников, взятых во время войны, в обмен на выкуп. Выкуп порабощенных военных пленников был обычным делом и до этого, но зависел от согласия владельца пленного; устанавливая это как законное право, соглашения ограничивали права рабовладельцев и способствовали развитию концепции «военнопленного» в международном праве. Движение аболиционистов, начавшееся в конце 18 века в Западной Европе, привело к постепенным изменениям в отношении института рабства в мусульманских странах как в доктрине, так и на практике. Один из первых религиозных указов исходит от двух высших сановников ханафитского и маликского обрядов в Османской империи. Эти религиозные авторитеты заявили, что рабство в принципе законно, но имеет прискорбные последствия. Они выразили два религиозных соображения в своей поддержке отмены рабства: «первоначальное порабощение соответствующих людей подозревается в незаконности из-за современной экспансии ислама в их странах; хозяева больше не соблюдают правила хорошего обращения. которые регулируют их права и защищают от проступков ".

По словам Бруншвига, хотя полная отмена рабства может показаться предосудительным нововведением и противоречит Корану и практике ранних мусульман, реалии современного мира вызвали «заметную эволюцию в мышлении многих образованных мусульман до конца XIX века. 19 век." Эти мусульмане утверждали, что ислам в целом «пожаловал исключительно благоприятную участь жертвам рабства» и что институт рабства связан с определенным экономическим и социальным этапом зарождения ислама. Согласно влиятельному тезису Амира Али, ислам допускал рабство только по временной необходимости и что его полная отмена была невозможна во времена Мухаммеда. Тунис был первой мусульманской страной, отменившей рабство в 1846 году. Тунисские реформаторы выступали за отмену рабства на основе исламского права. Они утверждали, что, хотя исламский закон разрешает рабство, он устанавливает множество условий, и эти условия невозможно было обеспечить в XIX веке, и они широко игнорировались. Они указали на доказательства того, что многие рабы, проданные на тунисских рынках, были порабощены незаконно, поскольку на момент захвата они были либо мусульманами, либо подданными дружественного государства (исламский закон разрешал порабощение только немусульман в ходе войны). Они также утверждали, что обстоятельства юридического порабощения в 19 веке были очень редкими, потому что Тунис и другие мусульманские государства не были постоянно в состоянии войны с немусульманскими державами, как первое мусульманское государство. Следовательно, можно было предположить, что подавляющее большинство работорговли в XIX веке было незаконным, и единственный способ предотвратить незаконное порабощение - это полностью запретить работорговлю. Более того, поскольку ребенок раба и свободного человека считался свободным, институт рабства не был устойчивым без работорговли. К началу 20 века идея о том, что ислам допускает рабство только по необходимости, в той или иной степени разделялась улемами.

Согласно Брокоппу, в Османской империи и в других местах государство использовало договор об освобождении ( китаба ), чтобы дать рабам возможность купить свою свободу и тем самым положить конец рабству как институту. Некоторые власти осудили рабство, заявив, что оно нарушает коранические идеалы равенства и свободы. Впоследствии даже религиозные консерваторы пришли к выводу, что рабство противоречит исламским принципам справедливости и равенства.

Исламистские мнения

Сайид Кутб

Ранее в 20-м веке, до «повторного открытия» рабства учеными- салафитами, такими как Шейх аль-Фавзан, исламистские авторы объявили рабство устаревшим, фактически не подтвердив и не продвигая его отмену. Это заставило по крайней мере одного ученого (Уильям Кларенс-Смит) оплакивать «упорный отказ Мауляны Маудуди отказаться от рабства» и заметные «уклонения и молчание Мухаммеда Кутб ».

Сайид Кутб, ученый Исламистского Братьев-мусульман, написал в своем толковании ( Тафсир ) Корана, что рабство было принято исламом в то время, когда оно практиковалось во всем мире в течение определенного периода времени, «пока мир не разработал новый свод правил. во время войны, кроме порабощения ". Брат Кутб, Мухаммад Кутб, противопоставил сексуальные отношения между мусульманскими рабовладельцами и их рабынями, что он считал широко распространенной практикой добрачного секса в Европе.

Абул А'ла Маудуди из Джамаат-и-Ислами сказал:

Ислам ясно и категорически запретил примитивную практику поимки свободного человека, превращения его в раба или продажи в рабство. По этому поводу ясные и недвусмысленные слова Мухаммеда сводятся к следующему:

«Есть три категории людей, против которых я сам буду истцом в Судный день. Из этих трех один - тот, кто порабощает свободного человека, затем продает его и ест эти деньги» (аль-Бухари и Ибн Маджах).

Слова этой Традиции Пророка также являются общими, они не были квалифицированы или применимы к определенной нации, расе, стране или последователям определенной религии.... После этого единственной формой рабства, которая осталась в исламском обществе, были военнопленные, захваченные на поле боя. Эти военнопленные удерживались мусульманским правительством до тех пор, пока их правительство не согласилось принять их обратно в обмен на захваченных ими мусульманских солдат...

Такиуддин ан-Набхани.

Такиуддин ан-Набхани, шариатский судья и основатель движения Хизб ут-Тахрир, дает следующее объяснение:

Когда пришел ислам, для ситуаций, когда люди попадали в рабство (например, в долги), ислам навязал шариатские решения этих ситуаций, кроме рабства.... Он (ислам) заставил существующих раба и владельца заключить деловой договор, основанный на свободе, а не на рабстве... Что касается ситуации войны... он разъяснил правила пленного в том, что либо они приветствуются, если их выпускают без какого-либо обмена, или их выкупают за деньги или обменивают на мусульман или немусульманских граждан Халифата.

На веб-сайте организации подчеркивается, что, поскольку шариат исторически соответствовал договору, а не институту рабства, будущий халифат не мог вновь ввести рабство.

В 2014 году аятолла Мохаммад Таки аль-Модарреси встретился с Папой Франциском и другими религиозными лидерами, чтобы разработать межконфессиональную декларацию с целью «искоренить современное рабство во всем мире к 2020 году и навсегда». Декларацию подписали другие шиитские лидеры и суннитский великий имам Аль-Азхара. В 1993 году аятолла Мохаммад-Таки Месбах-Язди заявил, что «Ислам разработал решения и стратегии для прекращения рабства, но это не означает, что рабство осуждается в исламе». Он утверждал, что постановления о рабстве могут применяться к военнопленным. Иранский аятолла Мохсен Кадивар использовал исламскую правовую технику, называемую насх акли (отмена по причине), чтобы сделать вывод о том, что рабство больше не допустимо в исламе.

Дополнительная информация: Рабство в исламизме 21-го века.

В ответ на кораническое оправдание нигерийской экстремистской группы Боко Харам похищения и порабощения людей и религиозное оправдание ИГИЛ порабощения езидских женщин в качестве военных трофеев, как утверждается в их цифровом журнале Dabiq, 126 исламских ученых со всего мусульманского мира в конце сентября 2014 года подписал открытое письмо лидеру Исламского государства Абу Бакру аль-Багдади, отвергая интерпретацию его группой Корана и хадисов для оправдания своих действий. В письме обвиняет группу подстрекательства Фитна - крамолы - путем введения рабства под ее господством в нарушении антирабовладельческого консенсуса в исламском научном сообществе.

Салафиты поддерживают рабство

В последние годы, по мнению некоторых ученых, некоторые консервативные салафитские исламские ученые «вновь открыли» проблему рабства после ее «закрытия» в начале 20 века, когда мусульманские страны запретили рабство и «большинство мусульманских ученых» обнаружили, что практика «несовместима с моралью Корана».

Спорный высокопоставленный саудовский юрист шейх Салех аль-Фавзан сказал в лекции: «Рабство - это часть ислама. Рабство - это часть джихада, и джихад будет оставаться до тех пор, пока существует ислам». Он также отверг мусульманских писателей, которые считали иначе, как невежественные и «слепые последователи».

Известные порабощенные люди и вольноотпущенники

Смотрите также

дальнейшее чтение

  • Хабиб Аканде, Освещая тьму: черные и североафриканцы в исламе (Та Ха, 2012 г.)
  • Аль-Хибри, Азиза Ю. (2003). «Исламский взгляд на насилие в семье». 27 Fordham International Law Journal 195.
  • П.Дж. Бирман; Чт. Бианкис; CE Bosworth ; Э. ван Донзель; WP Heinrichs (ред.). «Абд». Энциклопедия ислама онлайн. Brill Academic Publishers. ISSN   1573-3912.
  • Блум, Джонатан; Блэр, Шейла (2002). Ислам: Тысяча лет веры и силы. Издательство Йельского университета. ISBN   0-300-09422-1.
  • Дэвис, Роберт С. (2004). Христианские рабы, мусульманские мастера. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN   1-4039-4551-9.
  • Эспозито, Джон (1998). Ислам: прямой путь. Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-511233-4. - Первое издание 1991 г.; Расширенное издание: 1992 г.
  • Фрэнк, Элисон (2012). «Дети пустыни и морские законы: Австрия, Великобритания, Османская империя и работорговля в Средиземноморье в девятнадцатом веке». Американский исторический обзор. 117 (2): 410-444. DOI : 10,1086 / ahr.117.2.410.
  • Джавед Ахмед Гамиди (2001). Мизан. Лахор: Аль-Маврид. OCLC 52901690.
  • Хасан, Юсуф Фадл; Грей, Ричард (2002). Религия и конфликт в Судане. Найроби: Публикации Полин Африка. ISBN   9966-21-831-9.
  • Хьюз, Томас Патрик; Патрик (1996). Словарь ислама. Азиатские образовательные услуги. ISBN   978-81-206-0672-2.
  • Эд.: Холт, П. М.; Лэмбтон, Энн; Льюис, Бернард (1977). Кембриджская история ислама. Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-29137-2. CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Джок, Мадут Джок (2001). Война и рабство в Судане. Университет Пенсильвании Press. ISBN   0-8122-1762-4.
  • Джуинболл (1910). Handbuch des Islamischen Gesetzes. Лейден.
  • Халил бин Исхак. Mukhtasar tr. Гуиди и Сантильяна (Милан, 1919).
  • Леви, Рувим (1957). Социальная структура ислама. Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  • Мендельсон, Исаак (1949). Рабство на Древнем Ближнем Востоке. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. OCLC 67564625.
  • Мартин, Ванесса (2005). Пакт Каджаров. IBTauris. ISBN   1-85043-763-7.
  • Монтана, Исмаэль (2013). Отмена рабства в Османском Тунисе. Издательство Университета Флориды. ISBN   978-0813044828.
  • Наср, Сейед (2002). Сердце ислама: непреходящие ценности для человечества. США: HarperSanFrancisco. ISBN   0-06-009924-0.
  • Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопские окраины: очерки региональной истории с древних времен до конца 18 века. Пресса Красного моря. ISBN   0-932415-19-9.
  • Сахау (1897). Muhammedanisches Recht [широко цитируется в Levy, R 'Social Structure of Islam']. Берлин, Германия.
  • Шиммель, Аннемари (1992). Ислам: Введение. США: SUNY Press. ISBN   0-7914-1327-6.
  • Сикаинга, Ахмад А. (1996). Рабы в рабочих: эмансипация и труд в колониальном Судане. Техасский университет Press. ISBN   0-292-77694-2.
  • Смайли, Уилл (2018). От рабов к военнопленным: Османская империя, Россия и международное право. Издательство Оксфордского университета. ISBN   9780198785415.
  • Толедано, Эхуд (2014). Османская работорговля и ее подавление. Издательство Принстонского университета. ISBN   978-0691613932.
  • Такер, Джудит Э.; Нашат, Guity (1999). Женщины Ближнего Востока и Северной Африки. Издательство Индианского университета. ISBN   0-253-21264-2.
  • Ахмад А. Сикаинга, "Шариатские суды и освобождение рабынь в Судане 1898-1939 гг. ", Международный журнал африканских исторических исследований gt; Том. 28, № 1 (1995), стр. 1–24

Библиография

Примечания

использованная литература

внешние ссылки

СМИ, связанные с рабством в исламе на Викискладе?

Последняя правка сделана 2023-04-16 09:57:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте