Аятолла

редактировать

Аятолла (UK : orUS : ; персидский : آیت‌الله, романизированный : āyatollāh) - почетный титул высокопоставленного шиитского духовенства в Иран, получивший широкое распространение в 20 веке.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Происхождение
  • 3 Современное употребление
    • 3.1 Использование по местоположению
    • 3.2 Тенденция к девальвации
    • 3.3 Политические коннотации
  • 4 Квалификация
  • 5 Великий аятолла
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Сноски
    • 7.2 Источники

Этимология

Название первоначально происходит от арабского слова yah, предварительно измененного с помощью определенного артикля al и с последующим изменением со словом Allah, что делает āyatallāh (Арабский : آية الل‍ه). Комбинация была переведена на английский как «Знак Бога», «Божественный знак» или «Отражение Бога». Это часто используемый термин в Коране, но его использование в этом контексте, по-видимому, является конкретной ссылкой на стих «Мы покажем им Наши знамения на горизонте и в их самих», в то время как он имеет также использовались шиитами для обозначения Двенадцати имамов.

Используемые варианты: ʾāyatallāh fī al-anām (персидский : آية الل‍ه في الأنعام, букв. «Знак Бога среди человечества»), āyatallāh fī al-ālamayn (персидский : آية الل‍ه في العالمَین, букв. «Знак Бога в двух мирах», двойная форма ) или фи аль-Халамин (персидский : في العالمین, букв. «в мирах», множественное число ) и āyatallāh fī al-warā (персидский : آية الل‍ه في الوراء, лит. «Знак Бога среди смертных»).

Происхождение

Самый ранний известный адрес этого титула - Ибн Мутаххар Аль-Хилли (умер в 1374 г.), однако он не использовался до недавнего века. Глассе утверждает, что после доминирования в ветви двунадесятников последователей школы Усули и упадка школы Ахбари, название было популяризировано Усулисом как попытка самовозвеличивания для власти. Хамид Алгар утверждает, что этот титул вошел в общий обиход, возможно потому, что он был «косвенным результатом реформы и укрепления религиозного института в Куме ». Абдул- Карим Хаэри Язди, который основал семинарию в Куме, может быть первым, кто носит этот титул согласно Алгару. Логхатнам Дехкода указывает на то, что во время персидской конституционной революции (1905–1911), почетное обращение использовалось конституционалистами для обозначения Мирзы Сайеда Мохаммада Табатабая и Сейеда Абдоллы Бехбахани.

Хотя аятолла время от времени использовалось в 1930-х годах, широкое распространение он получил в 1940-х..

Современное употребление

Рухолла Хомейни был известен на Западе как «Аятолла»

Использование по местоположению

Сообщество суннитов Ирана не использует этот титул. Также отсутствует лексика шиитов в Ливане, Пакистане и Индии. В Ираке, хотя название не неизвестно, оно используется только для священнослужителей иранского происхождения.

Тенденция к девальвации

Титул аятоллы в последние десятилетия удешевился.

Майкл М.Дж. Фишер в статье Иран: от религиозных споров к революции высказывает мнение, что иранская революция привела к «быстрому разрастанию религиозных титулов», и почти каждый высокопоставленный священнослужитель был назван аятоллой.

То же самое произошло и с титулом Худжат аль-Ислам, который сегодня менее престижен, чем титул аятоллы. Однако с 19 века его получали люди, которые были не только муджтахидами, но и были наиболее выдающимися священнослужителями того времени. Сегодня есть «десятки тысяч», названных этим титулом, которые просто стремятся стать муджтахидом.

Эта тенденция привела к изобретению нового титула под названием аятолла аль-Узма (букв. «Великое знамение Бога»). Вначале около полудюжины человек обращались с последним заголовком, но по состоянию на 2015 г. количество людей, заявивших об этом заголовке, было, как сообщается, более 50.

Политический подтекст

Обращение к кому-то с этим титулом или без него могут иметь политические причины, а не чисто религиозные убеждения.

Али Хаменеи - к которому обращались с титулом среднего уровня Худжат аль-Ислам, когда он находился в должности как президент - был удостоен звания аятолла сразу после того, как стал верховным лидером Ирана в 1989 году, без соблюдения обычных неписаных критериев (таких как создание Рисала ). С 2010-х годов источники, находящиеся под контролем правительства, как правило, дают ему более выдающиеся титулы, такие как Великий аятолла и имам.

Некоторые священнослужители были понижены в рейтинге из-за того, что их не называли аятоллами, например Мохаммад Казем Шариатмадари и Хусейн-Али Монтазери.

Квалификация

Хотя среди шиитских священнослужителей не существует формальной иерархической структуры, для описания ситуации может быть разработана «иерархия различий». Традиционно титул аятолла в народе присваивался только выдающимся личностям - которые обязательно были муджтахидом - и он был зарезервирован для очень немногих священнослужителей высшего ранга. Плюс квалификация определенного муджтахида, такой человек считался среди своих сверстников более высоким в ахламият (букв. «превосходство в обучении») и рийасат (букв. » лидерство '), последнее определяется народным одобрением, а также сбором огромного количества хумов (религиозных налогов). При соблюдении этих условий к 1960-м годам клерик, к которому обращались как к аятолле, должен был быть Марджа.

. Неписаное правило обращения для шиитских священнослужителей было разработано после 1980-х годов в результате Иранская революция, несмотря на то, что официального институционального способа присвоения титулов не существует. С 1979 года количество людей, называющих себя аятоллами, вместо того, чтобы получить этот титул, резко возросло. Титул, который ранее был обычным для обращения к Марджа, постепенно стал применяться к установленному Муджтахиду. В связи с недавней бюрократизацией шиитских семинарий при нынешнем режиме было введено четыре уровня обучения, и те клерики, которые заканчивают четвертый уровень, также известный как Дарс-и-Харедж (лит. 'за пределами текста') и сдать заключительный экзамен, назывались аятоллами. Муджан Момен писал в 2015 году, что каждый священнослужитель, закончивший обучение, называет себя аятоллой, и эта тенденция привела к появлению «тысяч аятолл».

Этапы присвоения современных титулов шиитским священнослужителям в Иране можно понять из следующей таблицы:

Обычно Марджа и издает фетву
Может быть меньшим Муджтахид Может быть большим Муджтахид Обычно более высоким Муджтахид
Разрешено получать благотворительность
Разрешено носить церковная одежда
Талаба. (букв. «студент»)Тикат аль-Ислам. (букв. «доверие ислама»)Худжат аль-Ислам. (букв. «Доказательство ислама»)Худжат аль-Ислам валь-Муслимин. (букв. «Доказательство I слэм и мусульмане ')аятолла. (букв. «Знак Бога»)Аятолла аль-Узма. (букв. «Великий знак Бога»)
Источники:

.

Великий аятолла

Лишь немногие из наиболее важных аятолл удостоены звания Великого аятоллы (аятолла Узма, «Великое знамение Бога»). Когда у аятоллы появляется значительное число последователей и их признают за религиозно правильные взгляды, их считают Марджа-и-Таклид, что в просторечии называется «великий аятолла». Обычно в качестве прелюдии к такому статусу муджтахида просят опубликовать юридический трактат, в котором он отвечает на вопросы о применении ислама в повседневных делах настоящего времени. Рисала - это слово, обозначающее трактат, и такой Юридическая работа называется ризалах-йамалийа или «трактат практического права», и обычно это переосмысление книги Аль-Урвату ль-Вутка.

См. также

Посмотреть аятолла в Викисловаре, бесплатный словарь.

Ссылки

Сноски

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-12 21:02:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте