Мазхаб ( арабский : مذهب мазхаб, IPA: [мазхаб], «способ действовать») является школой мысли в пределах фиого (исламская юриспруденция ).
Основными суннитскими мазхабами являются ханафи, малики, шафиит и ханбали. Они возникли в девятом и десятом веках нашей эры, а к двенадцатому столетию почти все юристы присоединились к определенному мазхабу. Эти четыре школы признают ценность друг друга, и на протяжении веков они вступали в юридические дебаты. Правила этих школ соблюдаются во всем мусульманском мире без исключительных региональных ограничений, но каждая из них стала доминировать в разных частях мира. Например, школа Малики преобладает в Северной и Западной Африке; ханафитская школа в Южной и Центральной Азии; школа шафиитов в Восточной Африке и Юго-Восточной Азии; и школа Ханбали в Северной и Центральной Аравии. Первые века ислама также были свидетелями ряда недолговечных суннитских мазхабов. Школа Захири, которую обычно считают вымершей, продолжает оказывать влияние на юридическую мысль. Развитие юридических школ шиитов происходило по линии теологических различий и привело к образованию мазхабов двунадесятников, заидитов и исмаилитов, чьи отличия от суннитских юридических школ примерно того же порядка, что и различия между суннитскими школами. Ибади правовая школа, в отличие от суннитов и шиитов мазхабов, преобладает в Омане.
Преобразование исламских правовых институтов в современную эпоху имело глубокие последствия для системы мазхаба. С распространением кодифицированных государственных законов в мусульманском мире влияние мазхабов за рамки личной ритуальной практики зависит от статуса, присвоенного им в рамках национальной правовой системы. Кодификация государственных законов обычно основывалась на постановлениях множества мазхабов, а специалисты-юристы, прошедшие подготовку в современных юридических школах, в значительной степени заменили традиционных улемов в качестве толкователей принятых законов. В 20 веке многие исламские юристы начали отстаивать свою интеллектуальную независимость от традиционных мазхабов.
Аммане сообщение, которое было одобрено в 2005 году известными исламскими учеными во всем мире, признали четыре суннитские школы ( Ханафи, Малики, Шафии, Ханбали ), две шиитские школы ( Джафари, Зайди ), то Ибади школы и Захири школа.
По словам Джона Бертона, «современные исследования показывают», что фикх был сначала «организован на региональном уровне» с «значительными разногласиями и разнообразием точек зрения». Во втором веке ислама школы фикха были известны своей лояльностью своих юристов к юридической практике своих местных сообществ, будь то Мекка, Куфа, Басра, Сирия и т. Д. (Египетская школа в Фустате была ответвлением школы Медины). закон и следовал такой практике - до конца 8-го века - основывая приговор на одном единственном свидетеле (а не на двух) и присяге истца. Его главным юристом во второй половине 8-го века был ал-Лайс б. Саад.) Аш-Шафини писал, что «каждая столица мусульман является центром обучения, люди которого следуют мнению одного из своих соотечественников в большинстве его учений». «Настоящая основа» правовой доктрины в этих «древних школах» была не сводом отчетов о высказываниях, деяниях, молчаливом одобрении (хадисах) Мухаммеда или даже его сподвижниками, а «живой традицией» школы как » выражается в единодушии ученых ", по словам Йозефа Шахта.
Утверждалось, что мадхабы были объединены в IX и X веках как средство исключения догматических богословов, государственных чиновников и несуннитских сект из религиозного дискурса. Историки расходятся во мнениях относительно времени возникновения различных школ. Согласно одной из интерпретаций, суннитский ислам изначально был разделен на четыре группы: ханафитов, маликитов, шафиитов и захиритов. Позже ханбалиты и джаририты создали еще две школы; затем различные династии привели к окончательному исключению джариритов; в конце концов, захириты также были исключены, когда султанат мамлюков учредил в общей сложности четыре независимых судебных должности, укрепив таким образом школы малики, ханафи, шафиит и ханбали. В эпохе исламских порохов, то Османская империя подтвердила официальный статус этих четырех школ, как реакция на шиитскую Персию. Некоторые считают, что суннитская юриспруденция делится на две группы: Ахль аль-Раи («люди мнений», подчеркивающие научные суждения и разум) и Ахль аль-Хадис («люди традиций», подчеркивающие строгое толкование священных писаний)..
Шиитский ученый 10-го века Ибн ан-Надим назвал восемь групп: малики, ханафи, шафииты, захири, имами- шииты, ахль аль-хадис, джарири и хариджит. В XII веке школы Джарири и Захири были поглощены школами Шафиитов и Ханбали соответственно. Ибн Халдун определил только три суннитских мазхаба: ханафитский, захириский и один, охватывающий школы шафиитов, малики и ханбали, как существовавшие изначально, отметив, что к историку XIV века школа захири вымерла только для того, чтобы возродиться снова. в некоторых частях мусульманского мира к середине 20 века.
Исторически сложилось так, что школы фикха часто находились в политическом и академическом конфликте друг с другом, соперничали за благосклонность правящего правительства, чтобы их представители были назначены на законодательные и особенно судебные должности. Географ и историк Аль-Мукаддаси однажды сатирически категоризировал конкурирующих мазхабов с противоположными личными качествами: ханафиты, очень сознательно относившиеся к тому, что их нанимают на официальные должности, казались ловкими, хорошо информированными, набожными и расчетливыми; Маликиты, тупые и тупые, ограничились соблюдением пророческих традиций; Шафииты были проницательными, нетерпеливыми, понимающими и вспыльчивыми; Захириты надменны, раздражительны, болтливы и состоятельны; Шииты, укоренившиеся и упорные в старой злобе, наслаждались богатством и славой; и ханбалиты, стремившиеся практиковать то, что они проповедовали, были милосердны и вдохновляли. Хотя такие описания были почти наверняка юмористическими по своей природе, древние разногласия были связаны не столько с фактическими доктринальными мнениями, сколько с маневрированием сторонников и влиянием.
Преобразование исламских правовых институтов в современную эпоху имело глубокие последствия для системы мазхаба. Юридическая практика в большей части мусульманского мира стала контролироваться государственной политикой и государственным законодательством, так что влияние мазхабов за пределами личной ритуальной практики зависит от статуса, присвоенного им в рамках национальной правовой системы. В кодификации государственного права обычно использовались методы тахайюр (выбор постановлений без ограничения конкретным мазхабом) и талфик (объединение частей разных постановлений по одному и тому же вопросу). Юристы, прошедшие подготовку в современных юридических школах, в значительной степени заменили традиционных улемов в качестве толкователей принятых законов. Глобальные исламские движения иногда обращались к различным мазхабам, а иногда уделяли больше внимания библейским источникам, а не классической юриспруденции. Школа Ханбали с ее особенно строгим соблюдением Корана и хадисов вдохновила консервативные течения прямого толкования Священных Писаний движениями салафитов и ваххабитов. В 20 веке многие исламские юристы начали отстаивать свою интеллектуальную независимость от традиционных школ юриспруденции. Примеры последнего подхода включают сети индонезийских улемов и исламских ученых, проживающих в странах с мусульманскими меньшинствами, которые продвинули либеральные толкования исламского права.
Как правило, у суннитов есть один предпочтительный мазхаб от региона к региону, но они также считают, что иджтихад должны осуществлять современные ученые, способные на это. Большинство полагается на таклид, или принятие религиозных постановлений и эпистемологии от более высокого религиозного авторитета, откладывая значения анализа и вывода юридических практик вместо того, чтобы полагаться на субъективное прочтение.
Эксперты и ученые фикха следуют усулам (принципам) своего родного мазхаба, но они также изучают усул, свидетельства и мнения других мазхабов.
Часть серии по |
Суннитский ислам |
---|
Верования |
Пять столпов |
Праведные халифы Другие |
Суннитские школы права Другие |
Суннитские школы богословия Что касается Ихсана
|
Современные движения |
Святые места |
Списки |
Исламский портал |
|
Суннитские школы юриспруденции названы в честь классического юриста, который их преподавал. Четыре основные суннитские школы - это обряды ханафит, шафиит, малики и ханбали. Школа Захири по- прежнему существует, но вне основного направления, в то время как Джарири, Лайти, Авзаи, Таури и Куртуби вымерли.
Существующие школы разделяют большинство своих постановлений, но различаются по конкретным практикам, которые они могут принять как подлинные, и по разному весу, который они придают аналогическому разуму и чистому разуму.
Часть серии об исламе шиитском исламе |
---|
Верования и обычаи |
Дни памяти |
История |
Филиалы и секты |
Ахль аль-Киса |
Святые женщины |
Шиитский исламский портал |
|
Часть серии о шиитском исламе |
Двенадцать |
---|
Четырнадцать непогрешимых |
Принципы |
Другие верования |
Практики |
Другие практики |
Святые города |
Группы |
Другие родственные секты и группы |
Стипендия |
Сборники хадисов |
Источники из иджтихада или источники правоведения |
похожие темы |
Шиитский исламский портал |
|
Ибадьте школу ислама имя Абдуллах ибн Ибада, хотя он не обязательно является главной фигурой школы в глазах своих приверженцев. Ибадизм отличается как от суннитского, так и от шиитского ислама не только своей юриспруденцией, но и своими основными убеждениями.
Амман Сообщение было заявление, подписанное в 2005 году в Иордании почти 200 видных исламских правоведов, который служил в качестве «контр-фатвы» против широкого использования такфир (отлучение) от джихадистов групп, чтобы оправдать джихад против правителей стран с мусульманским большинством. Амманское послание признало восемь законных школ исламского права и запретило заявления о вероотступничестве против них.
В заявлении также утверждалось, что фетвы могут издавать только должным образом обученные муфтии, тем самым стремясь лишить легитимности фетвы, издаваемые боевиками, не имеющими необходимой квалификации.